Культура Российской империи (18 в. – нач. 20 В.)
Культура Российской
империи (XVIII в. – нач. XX В.)
СОДЕРЖАНИЕ
1 Культура
России XVIII века
2 Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и
«серебряный» век в русской культуре)
3 Достижения и
проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века
Список использованных источников
1 Культура России XVIII века
В начале
XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I
(1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил
себя императором. Восхищаясь западным образом жизни, он энергично внедрял его в
своей стране, прежде всего среди дворянства. С его подачи русские – народ с
достаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли не
дикарей, которым надо приобщиться подлинной цивилизации. Это стало серьезным
испытанием для национального самолюбия, и не все его выдержали – среди части
«образованного общества» распространилось настоящее «чужебесие», т.е.
преклонение перед всем иностранным. Правилом хорошего тона у «господ» стало
общение на французском, немецком, английском языках с целью подчеркнуть свой
европейский лоск и свое благородство.
Надо
признать, что по некоторым направлениям культурного развития Россия к XVIII в.
действительно уступала Западной Европе. Это касалось, прежде всего, сферы науки
и научного образования. Академия наук в России была основана в 1725 г., и ее
поначалу заполнили одни иностранцы. Первым собственно русским академиком стал
великий М. Ломоносов (1711 - 1765), ученый необычайной широты интересов. Его
стараниями в 1755 г. (наконец!) в Москве появился университет. В 1758 г. в нем
училось около 100 человек – и это на 20 млн. населения страны. А в Германии в
то время при таком же примерно количестве населения существовало более 20
университетов!
Если наука в
XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство эпохи культурного
ученичества уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего
приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и
целых выражений. Большинство произведений русской поэзии, прозы, драматургии
XVIII в. читать сейчас затруднительно вследствие их косноязычия и откровенно
подражательного характера. Среди удачных исключений – творчество поэта Г.
Державина (1743 - 1816), комедиографа Д. Фонвизина (1744 - 1792), а в самом
конце столетия – Н. Карамзина (1726 - 1826), беллетриста и, по выражению А.
Пушкина, «Колумба русской истории».
Изобразительное
искусство и архитектура России притом, что оказались под несомненным западным
влиянием (например, скульптура была прямо позаимствована с Запада), раньше, чем
литература проявили свою национальную оригинальность и способность создавать
шедевры. В числе их самых талантливых представителей – живописцы Ф. Рокотов
(1735 – 1808), Д. Левицкий (1735 - 1822), В. Боровиковский (1757 - 1825);
скульпторы Ф. Шубин (1740 – 1805) и М. Козловский (1753 - 1802); зодчие В.
Баженов (1737 - 1799) и М. Казаков (1738 - 1812). И уже к концу XVIII в. было
понятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним из
красивейших в художественном отношении городов Европы («Северной Венецией»).
Яркая
особенность высокой русской культуры XVIII в. – ее тесная связь с императорским
двором и властью, которые ее буквально насаждали. Парадоксальная ситуация:
именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в стране
идей Просвещения. Императрица Екатерина II (1729 – 1796, правила с 1762), при
которой феодально-крепостнический строй в России достиг своего апогея,
находилась в переписке с Вольтером, Дидро и другими европейскими
просветителями. А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным,
антиабсолютистским!
В Российской
империи XVIII в. едва-едва начали появляться люди, носители специфического
«духа капитализма». Даже к концу XIX – началу ХХ в. слой таких людей был
незначителен. Книги просветителей в XVIII в. читали в России, главным образом,
дворяне. У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правах
с мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять у
просветителей, – это критическое отношение к религии. Этому часто сопутствовало
вступление в какую-нибудь масонскую ложу. Так назывались завезенные из Европы
тайные организации, стоявшие на позициях космополитизма и антиклерикализма.
Авторитет
Православной Церкви в обществе, ее влияние на культурную жизнь резко снизились.
В огромной мере этому посодействовала сама власть. Еще Петр I отменил в Церкви
патриаршество и фактически превратил духовенство в своеобразных «чиновников
духовного ведомства». Зависимость Церкви от государства лишало ее нравственной
силы, но и русскую монархию в итоге эта политика подвела к кризису народного
доверия.
2 Культура России XIX –
начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)
XIX в. –
«золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она
сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово.
Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за
пределами Российской империи. Мы можем теперь долго перечислять имена россиян,
ставших гражданами всемирно-исторической «республики гениев». Среди них:
математики Н. Лобачевский (1793 - 1856) и П. Чебышев (1831 - 1894), физики А.
Столетов (1839 - 1896) и Н. Жуковский (1848 - 1921), химики Н. Зинин (1812 -
1888) и Д. Менделеев (1834 - 1907), изобретатель радио А. Попов (1859 – 1905) и
«отец космонавтики» К. Циолковский (1857 – 1935); композиторы М. Глинка (1804 -
1857), М. Мусоргский (1839 - 1881), П. Чайковский (1840 - 1893), Н.
Римский-Корсаков (1844 - 1908); художники И. Репин (1844 - 1930), В.
Суриков(1848 – 1916), И. Левитан (1860 - 1900); и, конечно же, литераторы А.
Пушкин (1799 - 1837), М. Лермонтов (1814 - 1841), Н. Гоголь (1809 - 1852), Ф.
Достоевский (1821 - 1881), Л. Толстой (1828 - 1910), А, Чехов (1860 - 1904)…
Что касается
литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и
«экспортируемым» видом русского искусства. Здесь заметен контраст между
культурой императорской (петербургской) России и культурой киевского, а также
московского периодов, когда преимущественное развитие получили зодчество и
изобразительное искусство (из-за этого культуру допетровской Руси порой не
вполне правомерно называют «культурой великого молчания»). XIX в. также
показал, что «поэт в России больше, чем поэт». Художественное слово приобрело
необычайный общественный вес. Литературные журналы (типа «Отечественных
записок») частично взяли на себя роль отсутствующих политических партий.
В России XIX
в. расширился не только круг творцов (и, кстати, вырос их социальный статус),
расширилась и их аудитория, которая раньше концентрировалась вокруг
императорского двора. Наряду с дворянством в состав «образованного общества»
вошла интеллигенция, формировавшаяся за счет включения в себя выходцев из
разных сословий. При этом даже в конце столетия (по данным переписи 1897 г.)
грамотные составляли только 21% населения империи!
«Золотой век»
русской культуры имеет ту особенность, что ей недостает гармоничности,
внутренней уверенности в себе, а ведь все это предполагается названием -
«золотой век». Пожалуй, самым «золотым» в этом смысле было время царствования
Александра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенные
либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и
победоносно вступила в Париж. После же «дней Александровых прекрасного начала»
и особенно после подавления восстания декабристов (1825 г.) в русском искусстве
и общественной мысли начинает отчетливо звучать тревога за судьбу страны.
Лучших
представителей высокой русской культуры явно тяготил разрыв между просвещенными
на европейский лад «верхами» Российской империи и ее малограмотным, более
традиционалистски настроенным простонародьем. Заметной тенденцией «золотого
века» стало растущее отчуждение между властью и «образованным обществом»,
особенно интеллигенцией. За время, прошедшее с Петровских реформ, выросли
поколения людей, для которых привычными являлись западные представления о чести
и достоинстве, о правах гражданина, о необходимости ограничения верховной
власти – а вот русская монархия представлялась уже архаизмом, постыдной
«азиатчиной». Эти люди считали, что в царской России их таланты и образование
остаются не востребованными. Многие хотели окончательного сближения с Западом
и, торопя время, были готовы поддержать самые крутые реформы и даже революцию.
Конец XIX –
начало ХХ в., приблизительно время царствования последнего русского императора
Николая II (1894 - 1917), принято называть «серебряным веком» русской культуры.
Она продолжала блистать шедеврами и талантами, как раз тогда «загорелись
звезды» писателей М. Горького и И. Бунина, художников М. Врубеля и М.
Нестерова, композиторов С. Рахманинова и И. Стравинского… В России, как и на
Западе, зарождается модернистское искусство, появляются такие его течения, как
символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт…), акмеизм (Н. Гумилев, А.
Ахматова…), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский…), абстракционизм (В.
Кандинский, К, Малевич…) и т.д. Возникает феномен «русского
религиозно-философского Ренессанса», связанного с именами В. Соловьева, Н.
Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова и т. д. Одним из его самых оригинальных
проявлений стала философия космизма, утверждавшая всеединство мира, целостность
познания и космическое предназначение человечества.
Но весь этот
культурный блеск наблюдался в стране, которая погружалась в глубокий кризис,
шла навстречу революции. Среди части интеллигенции стал популярен марксизм,
другую часть разъедали декадентские настроения. В область высокой культуры
прорвались порнография, оккультизм, «романтика дна». Писатели и художники
жаловались, что теперь их творчество стесняет не правительственная, а
«прогрессистская» и «еврейская» цензура. На «национальных окраинах» Российской
империи, в т. ч. в Беларуси, усиливались протесты против русификаторской
политики властей.
3 Достижения и проблемы в
развитии белорусской
культуры XVIII века –
нач. XX века
В XIX в.
название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей
ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее
восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения
белорусских земель к Российской империи в их культурной жизни продолжал
господствовать польский язык. Самой массовой конфессией оставалось униатство. В
значительной мере сохраняла свои позиции Римско-Католическая Церковь.
Переломным
моментом стало восстание 1830 – 1831 гг., имевшее целью восстановить
независимость Речи Посполитой. После его подавления имперские власти решили
устранить по возможности все источники и проявления польского и литвинского
(белорусского) сепаратизма. Был закрыт Виленский университет (до 1802 г. –
Главная школа ВКЛ), осуществлялась тотальная руссификация системы образования.
Власти также поддержали движение среди униатов за переход в православие. На
Полоцком соборе 1839 г. униатское руководство объявило о воссоединении своей
Церкви с Русской Православной Церковью. Правда, не все верующие захотели
добровольно возвращаться к «вере предков» - многих пришлось принуждать
полицейскими методами. При этом массово уничтожались предметы униатского
культа, в т. ч. имеющие значительную историческую и художественную ценность.
События конца
XVIII – начала XIX вв. остро поставили вопрос о национально-культурной
идентичности белорусов, об их месте в истории. Статус официальной идеологии
получила концепция западноруссизма (такое название ей дали позднейшие критики),
которую в Беларуси разрабатывали историки М. Коялович (1828 - 1891), И
Григорович (1792 - 1852), А. Сапунов (1851 - 1924). Согласно этой концепции
белорусы наряду с великороссами и малороссами (украинцами) являются ветвью
единого русского народа. Белорусская культура рассматривалась, соответственно,
как вариант русской культуры, более или менее интересный. Западноруссизм
утверждал естественно-исторический характер пребывания белорусов в составе
Российской империи и в лоне Православной Церкви.
Альтернативная
точка зрения утверждала существование самостоятельного белорусского этноса,
имеющего оригинальные традиции языка и культурной жизни. К такому взгляду на
белорусов склонялись многие ученые (историки, этнографы, языковеды), например,
И. Носович (1788 - 1877), А. Киркор (1818 - 1886), Е. Карский (1860 - 1931).
Его отстаивали участники революционно-демократического движения, такие как К.
Калиновский (1838 - 1864), один из вождей восстания 1863 – 1864 гг., и члены
Белорусской Социалистической Грамады (под таким названием она существовала с
1903 г.).
Исключительно
важной формой выработки национального самосознания белорусов стала литература.
А. Мицкевич (1798 - 1855), автор поэм «Деды», «Пан Тадеуш» и др., Я Борщевский
(? - 1851), автор прозаического цикла «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических
рассказах», В. Дунин-Марцинкевич (1808 - 1884), автор пьес «Крестьянка»,
«Пинская шляхта» и др., хоть и писали все больше по-польски, но постоянно
обращались в своем творчестве к темам и образам белорусского фольклора, к
особенностям народной речи. Я. Чечот (1796 – 1847) издал шесть сборников
«Крестьянских песен» (на языке оригиналов и в переводе на польский) и сам стал
писать стихи на белорусском языке, вернув его тем самым в сферу высокой
культуры. Вершиной белорусской литературы XIX в. часто называют творчество Ф.
Богушевича, поэта и писателя остро социальной направленности. Не имея
возможности публиковаться на территории Российской империи, он вынужден был
издать свои стихотворные сборники «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский» за
границей.
В начале XX
в. появилась целая плеяда талантливых литераторов, выступавших за белорусское
национально-культурное Возрождение: М. Богданович, М. Горецкий, Я. Купала, Я.
Колас, А. Пашкевич (Тетка) и т. д. Открылись издательства, специализирующиеся
на белорусскоязычных книгах («Заглянет солнце и в наше оконце» и др.), и
белорусскоязычные газеты («Наша нива» и др.). Громко зазвучали требования
допустить белорусскую речь в школу. Но час «Белорусского Возрождения» был
недолгим. Распространению его идей мешал недостаток собственно белорусской
интеллигенции и буржуазии (в городах Беларуси белорусы находились в
меньшинстве, уступая, прежде всего, евреям!). «Возрожденческий» порыв не
встретил активной поддержки в Православной и Католической Церквах, а также в основных
политических партиях (в Бунде, у большевиков, меньшевиков, эсеров…), тем более,
к нему враждебно отнеслось государство.
И все же в
целом период XIX – нач. XX в. оказался небезуспешным для развития культуры в
Беларуси. Повысился общий уровень образованности населения, разнообразились его
культурные запросы. Помимо уже названных писателей, поэтов, ученых, которые
достойно представляли тогда отечественную культуру, можно упомянуть и много
других имен: художников К. Альхимовича, Н. Селивановича, А. Гаравского;
создателя национального профессионального театра – «Первой белорусской труппы»
- И. Буйницкого; историка М. Довнар-Запольского; физика Наркевича-Едки и т. д.
И не стоит
упрощать и окарикатуривать тогдашнее белорусско-русское взаимодействие на
культурном поприще. Неправильно сводить его к формуле: «Хцiвыя суседзi
парасцягвалi нашы скарбы, прысвоiлi нашы святынi, зрабiлi yсе, каб адбiць нам
памяць i г. д.». Например, русские аристократы, графы Румянцевы и князья
Паскевичи, имея владения в Гомеле, активно занимались здесь благоустройством
города и меценатством. Важнейшими достопримечательностями Гомеля до сих пор
являются выстроенные ими дворцово-парковый комплекс и Петро-Павловский собор.
Революция
1917 г., сокрушившая Российскую империю, изменила и судьбу Беларуси. В истории
восточнославянской культуры начался новый этап.
Список использованных
источников
1. Культурология. История мировой культуры: Учеб.
пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.
2. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред.
Г.В.Драча. – Р-на-Д.: Феникс, 1995.
3. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры:
Учебник для вузов/Е.М.Скворцова.- М.:ЮНИТИ,1999.-406с.
4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской
культуры / Милюков П.Н. – М., 1993.
5. Основы теории художественной культуры: Учебное
пособие для вузов Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001.