Гений Марис Лиепа
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический
колледж
Гений Марис Лиепа
Реферат
Исполнитель
Бочкарёва В.С
студентка 1-го курса 102
гр
специальность 050710
«Педагогика
дополнительного образования»
Руководитель
Поталицина О.В
первая квалификационная
категория
Екатеринбург – 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТАНЦОВЩИК ЛИЕПА МАРИС-РУДОЛЬФ ЭДУАРДОВИЧ
1.1
Первые шаги к
мечте
1.2
Шаг назад. Государственном
театре и балета Латвийской ССР и Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и
Вл.И. Немировича-Данченко
1.3
Исполнение мечты
– Большой театр СССР
1.4
В Большом, но
изредка на сцены любимого театра
Выводы по материалам
главы 1
ГЛАВА 2. МНОГОСТРОНИЕ
ТАЛАНТЫ МАРИСА-РУДОЛЬФА ЛИЕПЫ
2.1
Балетмейстер Марис
Лиепа
2.2
Педагогическая
деятельность Мариса Эдуардовича
2.3
Творчество и
увлечения
Выводы по материалам
главы 2
ЗАКЛЮЧЕНИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
современность данной темы заключается в том, что в наше время многие не знают о
тех, кто сделал вклад в культуру, в особенности культуру своей родной страны,
не знают их имен. С получением более полной информации об одном из
представителей, появляется возможность на компетентном уровне её
распространить. Выбран был Марис Лиепа, потому что он яркий представитель
культуры России в области хореографии, наиболее интересен, и как танцовщик, и
как педагог, и как организатор танцевальных коллективов.
Цель:
изучить биографию Мариса
Лиепы и в особенности рассмотреть его таланты, на основе сбора и анализа,
различных по авторству и году издания источников для раскрытия его
гениальности.
Задачи: 1.
Изучить литературу и другие источники информации по биографии Мариса Лиепы;
2.
Раскрыть исторические аспекты биографии Мариса Лиепы как танцовщика;
3.
Выяснить многосторонние таланты Мариса Лиепы.
ГЛАВА
1. ТАНЦОВЩИК ЛИЕПА МАРИС-РУДОЛЬФ ЭДУАРДОВИЧ
1.1 Первые шаги к мечте
Марис-Рудольф
Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Его отец, Эдуард Лиепа,
работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. Марис в детстве часто
болел, и, по совету друга отца (директора балетной студии Болеслава Милевича), в целях укрепления здоровья, родители
отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии
преобразованную в Рижское хореографическое училище (но сценический дебют, был
ранее на сцене Рижского театра оперы и балета в хоре
мальчиков в постановке оперы «Кармен»). В училище педагогом Лиепы стал Валентин
Блинов, в прошлом характерный танцовщик, и его ученику Лиепе тоже прочили
карьеру характерного танцовщика.
В
13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во
взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане»,
сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого
мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и
Джульетте» Марис исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из
толпы. Всего таких ролей в биографии актёра было около сотни.
В
апреле 1950 г. на Всесоюзном смотре хореографических училищ в составе Рижского
училища Марис впервые выступил в Москве. Из четырех номеров, показанных Рижским
хореографическим училищем на конференции, в трех участвовал Лиепа.
Занятия
в училище Марис сочетал с активными занятиями спортом, спортивной гимнастикой и
плаванием был неоднократным чемпионом Латвии по плаванию. На соревнованиях по
плаванию он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами
из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги способствовали переводу
перспективного ученика Рижского училища в Московское академическое
хореографическое училище (МАХУ). Перевод состоялся в 1953 г.: два последних года Лиепа учился в МАХУ в классе Николая Тарасова. Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на
Взморье, чтобы сын мог два года жить учиться в Москве. Также как и в Риге, в
Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но
через год он исполнил партию Принца в спектакле МАХУ "Щелкунчик", а к
выпускному концерту подготовил классические номера - па-де-де из балета
"Дон Кихот" и партию Солора в акте "Тени" из
"Баядерки". Это решило его дальнейшую судьбу - Марис Лиепа становится
классическим танцовщиком.
В 1955 г. Лиепа с отличием окончил Московское академическое хореографическое училище, имея все шансы
остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало
возвращения выпускника МАХУ в Ригу, так как национальные кадры должны
закрепляться на местах.
1.2
Шаг назад. Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР и Музыкальный театр
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
По
окончанию МАХУ Марис Лиепа вернулся в Ригу, работать в Государственном театре
оперы и балета Латвийской ССР. Там он станцевал несколько сольных партий, в том числе па-д`эсклав
из "Корсара" и гран-па из "Раймонды". Марис Лиепа был занят
в балете «Лайма», где танцевал русского воина Никиту, и в «Сакте свободы», где
предстал в роли деревенского музыканта Тотса, в финале гибнувшего от ножа
злодея. В партии Тотса его увидела М. Плисецкая, и по возвращении в Ригу М.
Лиепа получил неожиданное приглашение принять участие в Днях культуры СССР в Венгрии,
выступить в роли Зигфрида в "Лебедином озере" (редакция Горского -
Мессерера). В Будапеште Лиепа танцевал заветную партию Зигфрида в «Лебедином
озере», хотя на генеральной репетиции получил серьёзную травму левой голени. По
возвращении в Ригу Лиепа получил партию Зигфрида в "Лебедином озере",
возобновленном в канонической редакции Иванова-Петипа. Это была последняя
партия, исполненная Лиепой в составе Латвийского государственного театра оперы
и балета: летом 1956 г. Летом Марис Лиепа лечил ногу в Сочи, куда приехал на
гастроли Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Прямо в Сочи главный балетмейстер Владимир Бурмейстер принял Лиепу на работу с
окладом премьера в 2000 рублей. Под началом Бурмейстера он работал 4 года,
станцевав первой партией Зигфрида в новаторской для того времени редакции
"Лебединого озера". В последующие два года исполнил Феба в
"Эсмеральде"(1956), Конрада в
«Корсаре»(1957), Лионеля в «Жанне д’Арк»(1957).
В
1957 получил золотую медаль в VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, где
председателем жюри была Галина Уланова.
В 1958 г. артист подготовил партию Синдбада в "Шехерезаде" В.Бурмейстера. В 1959 Поэта в "Штраусиане" В. Бурмейстера. Последней
работой Лиепы в театре Станиславского стал Чабан в "Лесной фее" А.
Чичинадзе.
1.3
Исполнение мечты – Большой театр СССР
Летом
1960 г. Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого
театра в Польшу. На гастролях он станцевал партии в балетах "Тропою
грома" К. Сергеева, "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева
ночь" из "Фауста" в хореографии Л. Лавровского.
После
гастролей Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра
СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.
Официальный
дебют состоялся в начале сезона 1960-61 гг. Марис Лиепа исполнил,
подготовленные артистом еще к гастролям партии Базиля в "Дон Кихоте",
Вакха в "Вальпургиевой ночи" и Ленни, чернокожего юношу, влюбленного
в белую девушку, в балете "Тропою грома" (в постановке К. Сергеева).
В
1961 г. Лиепа подготовил и новые партии в классическом и современном
репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в "Лебедином озере" в
знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского – Мессерера, а второй -
Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической
карьере, именно за нее Лиепа впоследствии в 1971 г. получил в Париже премию
имени Вацлава Нижинского, как лучший танцовщик года.
В
этом же году Леонидом Лавровским впервые "на Лиепу" был поставлен
балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный
мандарин", в которой Марис станцевал партию Юноши. 1962 г. был посвящен главным образом ролям в советских балетах. Это Георгий в "Страницах
жизни" (постановка Л. Лавровского), Армен в "Гаянэ" (постановка
В. Вайнонена) и Спартак в оригинальной по пластическому языку версии
"Спартака" А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона. За роль Спартака
артист был удостоен памятной медали имени К. С. Станиславского. До сих пор
Лиепа остался единственным обладателем этой награды среди артистов балета.
Кроме
современных партий в том же году Лиепа станцевал и классическую партию Юноши в
"Шопениане". 1963 г. стал в творческой биографии Лиепы годом
"благородных" героев: Принц в "Золушке" (постановка Р.
Захарова), принц Дезире в "Спящей красавице" (постановка Л.
Лавровского по М. Петипа и А. Горскому) и Жан де Бриен в "Раймонде"
(постановка Ю. Григоровича по М. Петипа). В этом же году Лиепа создал одну из
своих лучших ролей - Ромео в версии Л. Лавровского "Ромео и
Джульетта".
С
середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который
совпадает с приходом в Большой театр в 1964 г. нового главного балетмейстера – Ю.Н. Григоровича. В 1965 г. Григорович перенес из Кировского в Большой театр
свою знаменитую постановку "Легенды о любви". В этом спектакле Лиепа
создал одну из своих лучших ролей в советском репертуаре – Ферхада.
В
сезоне 1964-1965 гг. в репертуар Большого театра вошел экспериментальный
балет-пантомима И. Стравинского "Сказка о солдате и черте" (Энн
Суве), в котором сочетались танец, пантомима, пение и слово. Начав репетировать
роль Солдата, Лиепа по ходу репетиций "переключился" на многоликий
образ Черта и "сделал" его центральным персонажем.
"Звездным"
в биографии Лиепы стал 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета
"Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена
Ю. Григоровичем специально для Лиепы. Первоначально Лиепа должен был танцевать
Спартака в очередь с В. Васильевым - роль Красса во всех предыдущих редакциях
балета была второстепенной, решенной пантомимными средствами. Григорович решил
сделать эту партию танцевальной, и в процессе работы поручил эту роль Лиепе. В 1970 г. за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы
и искусства – Ленинская премия.
В 1970 г. артист станцевал в новой версии "Лебединого озера" Ю. Григоровича. Конец 60-х –
начало 70-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по
всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США.
На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание.
1.4
В Большом, но изредка на сцены любимого театра
После Зигфрида в "Лебедином
озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил:
репетировал, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване
Грозном", не был занят и в новой версии "Раймонды".
За
14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии. В 1972 г. Марис Лиепа станцевал Вронского в премьере
"Анны Карениной" на музыку Р. Щедрина (постановка Н. Рыженко и В.
Голованова совместно с М.Плисецкой), в 1974 г. - Каренина в этой же постановке. Появление Лиепы в этом же году в роли принца Дезире в новой редакции
"Спящей красавицы" Григоровича стало эпизодическим. В 1977 г. Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную
игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете
"Чиполлино" К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова). Солист в балете «Эти чарующие звуки».
Впервые
исполнил партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра на своё
40-летие в Афинах. В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском
фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не
удалось. В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в Жизели. В 1978 г. Лиепа станцевал солиста в бессюжетном балете В. Васильева "Эти чарующие звуки", а в
1979 г. на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели",
однако зрители его Ганса на сцене Большого театра так и не увидели.
В 1977
- 79 гг. Лиепа подготовил и провел свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия", где исполнил,
в частности, роль Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервые в СССР
- па-де-де из балета "Сильвия" в постановке Ф. Аштона.
Год
Лиепа работает с балетмейстером Борисом Эйфманом, танцуя Рогожина в балете
«Идиот» и Солиста в «Автографах» вместе
с Аллой Осипенко. Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов
в июне 1981 года. В этом же году провел творческий вечер в Большом концертном
зале в Олимпийской деревне.
Только
через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра
культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 г. состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал
последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после
"бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).
Выводы
по материалам главы 1
Марис-Рудольф
Эдуардович Лиепа был прирожденным танцором. Его не остановили трудности. Он
всегда умел воспользоваться случаем, никогда не прекращал трудиться над собой,
часами отрабатывая один и тот же прыжок. Он исполнял все свои партии с неким
юмором, но всегда грациозно. Чувствовал партнёршу так, что М. Плисецкая много позже скажет о нём как о
партнере: «У него удобные руки». Ему подражали, в особенности этим его «удобным»
рукам, за которые он благодарен Николаю Тарасову. Марис Лиепа был и остается
кумиром многих, как талантливый артист балета.
ГЛАВА
2. МНОГОСТРОНИЕ ТАЛАНТЫ МАРИСА-РУДОЛЬФА ЛИЕПЫ
2.1
Балетмейстер Марис Лиепа
В
1960 г. начинается работа Мариса Лиепы, как балетмейстера. Первая постановка
оказалась достаточно сложной, поскольку предстояло восстановить балет русского
артиста, балетмейстера и педагога начала 20 века М. Фокина. В течение шести лет
артист занимается восстановлением легендарного балета "Видение розы",
премьера которого состоялась в 1966 г. на Кубе, а Большом театре спектакль
включен в репертуар с 1967 г. Блестяще справился со своей задачей и этим
спектаклем продемонстрировал не только талант балетмейстера, но и твёрдую волю,
и неплохие организаторские качества. Кроме того в своём новом балете исполнил и
ведущую партию.
В
1973 Лиепа поставил
самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру в фильме
"Четвертый", которую сам называет «Икаром на три минуты».
В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождению".
В
1983-85 годах по
приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным
руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два
балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу". В "Спящей
красавице" Лиепа создал свои последние игровые роли в балете - Короля
Флорестана и Фею Карабосс.
Осенью
1986 года Марису Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском
оперном театре и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице.
Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет
принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице, художественное
руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий
характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором.
В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в
театр «Балет Мариса Лиепы». Он состоялся 15 марта. Но 26 марта 1989 г. Марис Лиепа умер от инфаркта (охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск; вот
сердце и не выдержало), а укомплектованная при его жизни труппа Балетного
театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под
руководством Сергея Радченко.
2.2
Педагогическая деятельность Мариса Эдуардовича
1963
г. стал для Лиепы началом педагогической деятельности (танцовщику исполнилось
27 лет) – он взял мужской класс, после долгих уговоров, в Московском
академическом хореографическом училище. «Педагог Елена Николаевна Сергиевская
неожиданно объявляет нам, что последние два года наш экспериментальный класс
будет вести Марис Лиепа», - пишет в воспоминаниях о Лиепе Борис Акимов, самый в
дальнейшем выпускник. Выпустив шесть учеников из взятого класса, Лиепа стал
преподавать классический дуэт.
Марис
Эдуардович выезжал в другие страны, где давал мастер-классы, например, в
Нью-Йорке, Лондоне, Берлине.
2.3
Творчество и увлечения
Увлечения
Мариса Лиепы были разносторонние, но многие, так или иначе, сводились к
творчеству. Он снимался в кино, и не только как танцор, но и как драматический
актёр. Так же он лепил из глины и любил плавание. В течение всей своей
творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой. Приготавливал свои
творческие вечера.
Как
танцор в кино Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноименном
фильме-балете на музыку Шостаковича (хореография В. Камкова). Далее следует
бесцветный фильм-балет «Имя твое» - Анри. В 1976 г. Марис Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра "Спартак" в роли Красса.
Несомненная удача - роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Шоу
«Пигмалион».
Так
же снимался в музыкальных художественных видео фильмах «Орех Кракатук» -
Советник, Король мышей, Щелкунчик-принц (1977); «Бенефис Людмилы Гурченко» в
целом букете забавных образов. После «Бенефиса» некоторые коллеги по театру
заявляют: «Нам за тебя стыдно!».
В
Марисе Лиепе был и драматический талант, и он позволил ему сняться в образе князя
Всеслава в историческом фильме «Могила льва» в 1972 году. В 1973 году Лиепа снимается
на «Мосфильме» в художественном фильме «Четвёртый» - Джек Уиллер. В
многосерийном телефильме "В одном микрорайоне" играет Яниса Берзиньш.
В 80-е сыграл в фильмах «Лермонтов», « Миф», « Дорога в ад».
Но
обособлено находится в его творчестве роль в фильмах режиссера Н. Бондарчука "Детство
Бэмби" и "Отрочество Бэмби" - Отца Бэмби.
Лиепа
активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках,
выпустил автобиографию "Я хочу танцевать 100 лет" (1980 г.), и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986 г.) в течение всей своей творческой биографии.
Сфера
его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством - в
конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова.
Выводы
по материалам главы 2
Глава
была названа «Многосторонние таланты…», только потому, что Марис Лиепа всю
жизнь искал себя, искал в себе. Всё что он сделал, было талантливо, и держалось
на вложенном труде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучена
биография Мариса Лиепы и в особенности рассмотрены его таланты в области
хореографии, такие как танцовщик, балетмейстер, организатор, на основе сбора и
анализа, различных по авторству и году издания источников. Раскрыта и
подтверждена его гениальность.
Выяснено,
что в некоторых источниках факты намерено искажены или упущены (написанные до
1990 года), что подвергло к утере некоторых фактов его биографии.
В
перспективе возможно углубление в конкретные стороны его гения.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аркина Н. Е.
Артисты балета. - М.: Знание. - 1984. - 56 с.
2.
Благотворительный
фонд им. Мариса Лиепы. Марис Эдуардович Лиепа. Страницы Биографии. - http://www.liepa.ru
3.
Ванслов В. В.
Статьи о балете. – Л.: Музыка. – 1980. - 192 с.
4.
Википедия. Лиепа,
Марис-Рудольф Эдуардович. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Марис_Лиепа
5.
Лиепа М. Я хочу
танцевать сто лет. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 344с., 144 с. ил. – (Звёзды
балета).
6.
Проект «Лучшие
люди страны». Марис Лиепа. Биография. - http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Maris-Liepa/
7.
Львов-Анохин Б.
А. Балетные спектакли последних лет. - М., Знание. – 1972. - 72 с.
8.
Рославлева Н. П. Марис
Лиепа. – М.: Искусство. – 1978
9.
Шумилова Э. И.
Национальное своеобразие балета. – М.: Знание. – 1976. 46 с.
10. Эльяш Н.И. Балет народов СССР. – М.: Знание.
– 1977. – 164 с.
Приложение
№1
БИОГРАФИЯ
И РОЛИ МАРИСА ЛИЕПЫ
1936, 27 июля. Родился в г. Риге.
1955 Окончил Московское хореографическое училище (педагог Н. И. Тарасов).
ЛАТВИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ
И БАЛЕТА
1955
Тотс - «Сакта свободы» А. Скулте, балетмейстер Е. Чанга;
· Солист в Гран па - «Раймонда» А.
Глазунова, хореография М. Петипа, балетмейстер Е. Тангиева-Берзниек;
· Никита - «Лайма» А. Лиепиня, балетмейстер Е. Тангиева-Берзниек.
1956
·
Солист в Па
д'эсклав - «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, балетмейстер Е. Чанга;
·
Принц Зигфрид –
«Лебединое озеро» П. Чайковский, хореография Л. Иванова, М. Петипа,
балетмейстер Е. Тангиева-Берзниек.
МОСКОВСКИЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
1956
·
Принц Зигфрид -
«Лебединое озеро» П. Чайковского, балетмейстер В. Бурмейстер (2-й акт в
хореографии Л. Иванова);
·
Феб -
«Эсмеральда» Ц. Пуни, Р. Глиэра, С. Василенко, балетмейстер В. Бурмейстер.
1957
· Лионель - «Жанна д'Арк» Н. Пейко,
балетмейстер В. Бурмейстер (первый исполнитель партии);
· Конрад - «Корсар» А. Адана, Л.
Делиба, балетмейстер Н. Гришина (первый исполнитель партии).
1958
·
Синдбад -
«Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, балетмейстер В. Бурмейстер.
1959
·
Поэт -
«Штраусиана» на музыку И. Штрауса, балетмейстер В. Бурмейстер.
1960
·
Чабан - «Лесная
фея» Ю. Ефимова, балетмейстер А. Чичинадзе
БОЛЬШОЙ
ТЕАТР СОЮЗА ССР
1960
· Базиль - «Дон Кихот» Л. Минкуса, балетмейстер А. Горский;
· Ленни - «Тропою грома» К. Караева,
балетмейстер К. Сергеев.
1961
· Альберт - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, балетмейстер Л.
Лавровский;
· Принц Зигфрид- «Лебединое озеро» П.
Чайковского, балетмейстеры А. Горский, А. Мессерер;
· Вакх - «Вальпургиева ночь» из оперы
«Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский;
·
Юноша -
«Ночной город» на музыку Б. Бартока, балетмейстер Л. Лавровский (первый исполнитель партии);
·
Георгий -
«Страницы жизни» А. Баланчивадзе, балетмейстер Л. Лавровский (первый исполнитель партии).
1962
· Спартак - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон;
· Армен - «Гаянэ» А. Хачатуряна,
балетмейстер Н. Анисимова.
· Юноша - «Шопениана» на музыку Ф.
Шопена, балетмейстер М. Фокин
·
Солист -
«Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, К. Лядова, С. Ляпунова, А. Рубинштейна,
Д. Шостаковича, балетмейстер А. Мессерер (первый исполнитель партии);
· Принц - «Золушка» С. Прокофьева,
балетмейстер Р. Захаров;
· Жан де Бриен - «Раймонда» А. Глазунова,
балетмейстер Л. Лавровский;
· Ромео - «Ромео и Джульетта» С.
Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский;
· Принц Дезире - «Спящая красавица» П.
Чайковского, хореография М. Петипа, редакция Ю. Григоровича.
1964
· Черт - «Сказка о Солдате и Черте» И.
Стравинского, балетмейстер Э. Суве, режиссер Б. Гобатов.
Присвоено звание заслуженного артиста
РСФСР.
1965
·
Ферхад -
«Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (первый исполнитель партии).
1967
· Вацлав - «Бахчисарайский фонтан» Б.
Асафьева, балетмейстер Р. Захаров;
· Видение розы - «Видение розы» на
музыку К. М. Вебера, балетмейстер М. Фокин, возобновление М. Лиепы (первый и
единственный исполнитель партии в этой редакции балета на сцене Большого
театра);
· Красс - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер
Ю. Григорович (первый
исполнитель партии).
Присвоено звание народного артиста
Латвийской ССР.
1969
Присвоено звание народного артиста
РСФСР.
1970
· Принц Зигфрид - «Лебединое озеро» П. Чайковского,
балетмейстер Ю. Григорович (в спектакле использованы хореографические фрагменты
А. Горского, Л. Иванова, М. Петипа).
Присуждена Ленинская премия за партию
Красса в балете «Спартак».
1971
Присуждена премия имени Вацлава
Нижинского Парижской академии танца.
1972
·
Вронский -
«Анна Каренина» Р. Щедрина, балетмейстеры М.
Плисецкая, Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов (первый исполнитель партии).
1976
· Каренин - «Анна Каренина» Р. Щедрина, балетмейстеры М. Плисецкая, Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов.
1977
· Принц Лимон - «Чиполлино» К.
Хачатуряна, балетмейстер Г. Майоров.
Присуждена премия имени Мариуса
Петипа Парижской академии танца.
1978
·
Солист -
«Эти чарующие звуки...» на музыку А.
Корелли, Д. Торелли, Ж. Рамо и В. А. Моцарта, балетмейстер В. Васильев (первый исполнитель
партии).
ЛАТВИЙСКИЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
1976
· Хосе - «Кармен-сюита» на музыку Ж. Визе — Р. Щедрина,
балетмейстер А. Лемберг (на гастролях театра в Греции).
ИСЛАНДСКАЯ
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТРУППА НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА В РЕЙКЬЯВИКЕ
1977
· Клавдио - «Много шума из ничего» Т. Хренникова, балетмейстер
Н. Конюс.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ
АНСАМБЛЬ БАЛЕТА
1981
· Рогожин - «Идиот» на музыку П. Чайковского, балетмейстер Б.
Эйфман.
СОФИЙСКАЯ
НАРОДНАЯ ОПЕРА
1984
· Король Флорестан XIV и Фея Карабос - «Спящая красавица» П.
Чайковского, хореография М. Петипа, постановка М. Лиепы.
1986
Присужден
орден Дружбы народов.
РОЛИ
В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ БАЛЕТАХ, КИНОФИЛЬМАХ, ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФИЛЬМАХ
1969
· Гамлет - телевизионный балет «Гамлет» на музыку Д.
Шостаковича, балетмейстер В. Камков, режиссер С. Евлахишвили, т/о «Экран».
1970
· Анри - телевизионный балет «Имя твое» на музыку Ф. Пуленка,
балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури, режиссеры А. Лапаури, Ю. Сааков, т/о
«Экран».
1972
· Князь Всеслав - художественный фильм «Могила льва», режиссер
В. Рубинчик, «Беларусьфильм».
1973
· Джек Уиллер - художественный фильм «Четвертый», режиссер А.
Столпер, «Мосфильм».
1976
· Янис Берзиныи – телевизионный
многосерийный фильм «В одном микрорайоне», Центральное
телевидение;
· Красс - кинофильм-балет «Спартак», балетмейстер Ю.
Григорович, режиссеры Ю. Григорович, В. Деребенев, «Мосфильм».
1977
· Генри Хиггинс - телевизионный балет «Галатея», вариации Т.
Когана на темы музыки Ф. Лоу, балетмейстер Д. Брянцев, режиссер А. Белинский,
«Лентелефильм»;
· Советник, Король мышей, Щелкунчик-принц - музыкальный
художественный видеофильм «Орех Кракатук», композитор В. Лебедев, балетмейстер
В. Шубарин, режиссер Л. Квинихидзе, Главная редакция музыкальных программ
Центрального телевидения.
1978
· Музыкальный художественный видеофильм «Бенефис Людмилы
Гурченко», режиссер Е. Гинзбург, Центральное телевидение.
1985
· Отец Бэмби - «Детство Бэмби», режиссер Н. Бондарчук,
Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького.
1986
· Николай I - художественный фильм «Лермонтов», режиссер Н.
Бурляев, «Мосфильм»;
· Полковник Валентайн Уолтер - «Приключения Шерлока Холмса и
доктора Ватсона. Двадцатый век начинается», режиссер И. Масленников, «Ленфильм».
1987
· Юрий - телевизионный двухсерийный фильм «Миф», режиссер А.
Шихмалиева, «Ленфильм» по заказу Гостелерадио СССР.
· Художественный фильм «Дорога в ад», режиссер Н. Засеев,
Киностудия имени А. Довженко.
1989,
26 марта. Скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском
кладбище.