В.В. Кандинский - абстракционист
Творческая контрольная итоговая
работа по музейной практике
Тема
«В.В. Кандинский - абстракционист»
Москва 2010г.
Содержание
Введение
Абстракционизм,
как понятие
Кандинский –
абстракционист
Заключение
Литература
Введение
Абстракционизм, как понятие
Абстракционизм — крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и
как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными
средствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма,
футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. В.
Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан
и др. стояли у истоков абстракционизма.
Художники, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий
процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу
своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя
уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен
воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства
отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических
красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в
абстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от
природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.
В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть
художественного творчества.
Ранний (1920 — 1930 гг.) абстракционизм широкое распространение получил в
архитектуре и прикладном искусстве. Его питательной средой были настроения
буржуазной интеллигенции.
Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя потоками:
1) экспрессивная живопись и графика (вольное, спонтанное сочетание линий
и пятен),
2) сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психологическим
видениям, бредовым ассоциациям, абсурдному взаимосочетанию различных предметов
и образов)
3) абстрактно-геометризированное, технизированное искусство (чисто
декоративные решения, абстрактная скульптура из различных видов металла с
применением современных средств его обработки).
Кандинский – абстракционист
В 1896 г. он уехал в Мюнхен, который был в то время центром европейского
академического образования. В этом городе, названном художником «островком
духовного в громадном мире», жил и работал теоретик нового искусства Август
Эндель, статьями которого зачитывался молодой Кандинский.
«Мы стоим в преддверии совершенно нового искусства, слияние форм которого
ничего не представляет, не изображает, не рассказывает, но которое захватывает
душу так глубоко, как это способна сделать лишь музыка!»
— эти строки Энделя, ставшие пророческими, особо запомнились начинающему
живописцу. Обучаясь у мюнхенских профессоров Антона Ашбе и Франца фон Штука,
Кандинский создавал свои ранние произведения, для которых в основном позировали
профессиональные модели.
Полотна «Синяя гора», «Купола», «Пейзаж с лодкой», «Дамы в кринолинах»
стали первыми работами, свидетельствовавшими о серьезных изменениях в
живописной манере Кандинского. В этих Картинах ландшафтах, для которых были
характерны энергичные краски и простые сменяющие друг друга контуры, образы
едва угадываются. За счет этого композиции стали весьма близки к абстрактным.
Традиционно считается, что история абстрактного искусства началась в
России с 1910 года, когда появились первые неизобразительные акварели В.
Кандинского. Перспективы развития абстрактного искусства В. Кандинский
связывал, как пишет доктор философских наук И. П. Лукшин, с «наступлением новой
духовной атмосферы. Он и ощущал себя не рядовым художником, а деятелем, который
сам приближает эру духовного царства, эпоху великого духовного возрождения».
Говоря о духовности, В. Кандинский подчеркивал, что она связана с
выражением внутреннего мира человека, который наиболее адекватно раскрывается в
беспредметных формах, так как предметность является бездуховным, вульгарным
материализмом.
Для того, чтобы наглядно представить переход к эпохе великой духовности,
В. Кандинский изобразил треугольник. Его верхнюю острую часть занимают
художники пророческого типа, чье творчество отвергается многочисленной толпой,
располагающейся в основании треугольника. Движение в нем идет по направлению
вверх, и впоследствии на место, которое изначально занимали всего несколько
человек, со временем приходят целые массы. Так осуществляется духовный рост
общества - с отклонениями, временными остановками, иногда прерывается периодами
упадка. И в такие моменты (считает В. Кандинский) искусство ищет содержание в
твердой материи, потому что не находит его в тонкой. Эра же нового искусства
означает его движение к «анатуральному, абстрактному и внутренней природе».
Многие термины — «вибрация», «созвучие», «восхождение», ставшие
впоследствии ключевыми в теоретических работах художника, он позаимствовал из
теософских и оккультных трактатов. В апокалиптическом взгляде на мир
концентрировалось ощущение конца света, ощущение господства сатаны. В битве
добра и зла, света и тьмы, Бога и сатаны будет разрушен старый неправедный мир,
воскреснут все христиане и на земле воцарится Мессия. Мотивы этой вселенской
катастрофы переходили у В. Кандинского из одного произведения в другое,
исполнялись им в различных материях. Например, фигуры апостолов из «Всех
святых» превратились в «Воскресение» в живописи на стекле, в акварель и гравюру
для сборника «Звук», а потом трансформировались в «Страшный суд». Если сначала
в левом верхнем углу картин В. Кандинского сохранялись еще смутные очертания
ангела с трубой, то впоследствии конкретность деталей постепенно исчезает,
контуры отделяются от цветовых плоскостей, цветные пятна теряют свою
вещественность и объемность, живописные формы становятся прозрачными и
взаимопроникающими. Святой Илья превращается в красное пятно, ангелы в левом
верхнем углу становятся повторяющимися кривыми линиями.
Свое обращение к абстрактной живописи В. Кандинский объяснял не
фантазией, не прихотью художника, а существованием замаскированных образов,
содержание которых должно выявляться постепенно.
Отказавшись от предметности изображения, В. Кандинский разработал три
типа абстрактных картин, которые и легли в основу его дальнейшего творчества.
Первый тип — это «импрессии», которые рождаются от прямого впечатления при
созерцании внешней природы. Второй — импровизации, выражающиеся «главным
образом бессознательно, большей частью внезапно». Первые беспредметные работы и
были созданы В. Кандинским в «импрессиях» и импровизациях. В них художник еще
сохранял некоторую связь с реальными предметами, но потом окончательно разделил
свои картины на три стадии удаления от первоначального импульса, который дал
толчок к их написанию. Третий тип — собственно композиции, в которых
многолетние художнические изыскания В. Кандинского получили наиболее полное
выражение. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция»
звучало для меня, как молитва». Лучшие из них созданы в начале 1910-х годов — в
период наивысшего развития таланта художника.
Вершиной творчества В. Кандинского считаются «Композиция VI» и «Композиция
VII», написанные в 1913 году. Как пишет искусствовед Н.Б. Автономова, по
комбинациям живописных форм и линий картины эти многосоставны и разнообразны. В
них нет глубины пространства в привычном для нас понимании, однако при этом она
все же сохраняется. Характер распределения форм, наложенных друг на друга, и
свойства самой краски (которая, по словам В. Кандинского, «может отступать или
выступать, стремиться вперед или назад») помогают ему построить «идеальную
плоскость» и вместе с тем дать ее «как пространство трех измерений». Сам он
называл это рисуночным (или живописным) «растяжением
пространства».«Композиции», над которыми В. Кандинский работал долго и
напряженно, имеют свою живописно-пластическую драматургию. Художник исполнил
много графических и живописных набросков и эскизов, он мыслил свои «Композиции»
как некие новые миры, возникающие так же, как возник «космос» — «путем
катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в
симфонию, имя которой — музыка сфер».
Композиция VI (1913)
Композиция VII (1913)
«Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различны
по характеру содержания и его воплощения. Каждый из мотивов, достигая своего
крайнего напряжения, действительно уподоблен некой катастрофе — своего рода
взрыву или потопу. Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавными
изгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей.
Взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление,
перерезают друг друга, ломаются или складываются в те или иные комбинации.
Пятна и линии здесь действуют, как живые существа. И то, что это абстрактные
линии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливает
выразительность события. Теряя в конкретности, пластическое событие приобретает
характер всеобщности. Трагедия, которая разворачивается в условном времени,
содержит в себе катарсис (очищение), гармоничное развитие, казалось бы,
неразрешимых противоречий. «Хор красок», состоящий из множества голосов —
разных по характеру, тембру и силе, звучит мощно и взволнованно. В. Кандинский
в своих «Композициях» творит новую реальность, не имеющую ничего общего с
окружающим нас миром.
Кандинский стремился представить «движения души» посредством одной лишь
чистой гармонии цветов, прибегая только к языку знаков и символов. Период с
1909 по 1914 г. в творчестве художника считается, пожалуй, самым интересным,
самым экспериментальным и самым интенсивным — только живописных работ за это
время он создал более двухсот. Пятна цвета, то крупные, то мелкие, парящие в
неведомом пространстве, словно сливаются или разбегаются; часто они оконтурены
и имеют "мягкие", наподобие биологических, формы. Сверкающие, как
молнии, зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры. Зритель словно
погружается в атмосферу тайны, пятна как бы оживают, стремясь заманить зрителя
в бездонные пространства, где они обитают. То, что отдельные пятна крупнее,
другие меньше - не является знаком их реальной величины; такая живопись, как
космос, топографически и хронологически неоднородна, погружение в нее должно
зрителя "растворить", дать новый духовный опыт. Так, по крайней мере,
виделось самому Кандинскому, о чем он рассказывал в своих книгах "Взгляд
назад" и "О духовном в искусстве".
В 1917 году Кандинский создает три программных произведения: «Синий
гребень», «Смутное», «Сумеречное», годом ранее им была написана картина
«Красная площадь». «Красная площадь» – это символ города, стоящего на пороге
новой эры. Желтое зарево, подобное световой вспышке, льющиеся с неба лучи
света, летящие над городом птицы, яркая цветовая перекличка – все это создает
ощущение торжественности и праздничности, высшего накала чувств. Все
произведения, созданные Кандинским в 1916–1917 годах, как «предметные», так и
абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения.
Создается ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Особую роль
в работах этого времени играют линейный и цветовой ритм.
С началом революции Кандинский активно включается в художественную жизнь
обновленной России. Художник отказывается от своего раннего стиля абстракций;
теперь его интересуют геометрические формы, четко обозначенные. Отражением
новых идей стала книга "Точка и линия на плоскости", изданная в 1926
году. Это систематический анализ живописных элементов - линий и их исходного
пункта - точки, сочетание "рисуночной формы" и "формы
красочной", ритмов и пропорций, отношение углов, разработка плоскости. В
основе этого имелась своя философия - "победа над злом в мире". В геометрическом
стиле абстракций Кандинский больше внимания обращает на "игру"
различных сочетаний фигур, иногда напоминая Пауля Клее, с ним дружившего.

«Вибрация» создана Кандинским в Веймаре. Композиция
полна геометрических фигур, описанных в книге художника о «точке и линии». Как
он сам писал, «контакт между острым треугольником и кругом
производит не меньший эффект, чем палец Бога, протянутый Адаму на картине
Микеланджело».Одним из самых примечательных элементов «Вибрации» можно считать
разноцветную шахматную доску, яркие цвета которой заставляют вспомнить о раннем
периоде творчества художника. В целом композиция картины представляется более
цельной и взвешенной, чем на многих других работах того же времени, а единство
цвета и формы создает сложную структуру. Палитра в «Вибрации» отличается (за
исключением шахматной доски) приглушенностью, характерной скорее для более
позднего Кандинского.
В 1921 г., получив разрешение на командировку,
Кандинский уехал в Германию. В следующем году он начал преподавать в Веймаре в
школе «Баухауз», в которой разрабатывалась концепция создания единого
искусства, не имеющего внутренних границ. Даже в период «Баухауза», когда в
творчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры, художник
добивался того, чтобы источник его абстрактного изображения оставался понятным
зрителю.
«Вверх» — классический образец такой живописи.
Написанные маслом на картоне геометрические фигуры и плоскости складываются в
четкие очертания человеческого торса. Здесь же в 1926 г. художник написал свой
известный труд «Пункт и линия к плоскости». Его живопись тех лет претерпела
заметные изменения. Графические циклы «Малый мир» , «Композиция VIII», в
которых преобладают круги, треугольники и косые линии, существенно напоминают
супрематические композиции Казимира Малевича. Цвет фигур стал варьироваться в
зависимости от фона. Соответственно цветовой тон и насыщенность цвета стали
меняться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом. Новые приемы
Кандинский пытался совместить со своими прежними в картинах, которые называл
«ландшафтами» («Холодная энергия», «Темный пульс»). В таких полотнах, как
«Убежденный» и «Акцент в розовом свете», контуры изображения почти полностью
разложены на косые и диагональные линии.
Вверх 1929г
Композиция VIII 1923г
Круг доминирует во всех картинах двадцатых годов. Порой он даже вытесняет
все другие формы, как в знаменитой картине "Несколько кругов" (1926),
которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей. В картине
"Качающееся" (1925) контуры одних кругов ясно очерчены, другие –
напротив, растекаются или окружены тусклым свечением».Можно еще назвать такие
полотна, как «Круги в круге» «Интимное известие» (Овал № 1, 1925) и «Без
названия» (Овал № 2, 1925).
Свое внимание к кругу Кандинский объяснял так:
«Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть и
больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и
занял место коня». В круге он находил «связь с космическим», восхищался
«напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал
«сильное чувство внутренней силы круга».
«Круги в круге» 1923г
«Несколько кругов» 1926г
В 1928 г., осознав, что связи с родиной оборваны, Кандинский получил
немецкое гражданство. Спустя пять лет, после закрытия национал-социалистами
школы «Баухауз», художник обосновался в Париже. Парижское время – самый спорный
период в творчестве Кандинского. Творчество этого периода, получившего
наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия
сюрреалистической живописи: «Разные части», «Вокруг круга» (обе – 1940),
«Разнообразные действия» (1941).
Как отмечает М.К. Лакост:
«Графически-строгое образотворчество сменилось в его картинах мотивами
барочной полноты, выглядящими так, будто они уже утратили всякую связь со
структурой, которая долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишь
художнику; и только силой творческого акта стала видна также другим…Всплыли
своеобразные фигуры, которые так и хочется назвать существами. Художник не
предпринимал ничего, чтобы смягчить эффект причудливо-нелепого. Напротив, чем
абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до
последней детали; чем изощреннее формы, тем ярче краски. Ни разу прежде не
виданные, но почему-то все же привычные фигуры появляются в двух разных
конфигурациях: то это замкнутая в себе композиция, то беспорядочное
нагромождение самых несходных форм, рассеянных по всему полотну. Однако
исполнение отличается такой ясностью, что не оставляет места ни одной случайной
детали: союз точности и воображения!»
Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».
Заключение
Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с
виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Внутри он
подчиняется общим законам "космического мира". Так, рядом с
"миром природы" появляется новый "мир искусства" - очень
реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое
"абстрактное искусство" называть конкретным искусством".
За традицией Кандинского последовали многие художники; в 1930-е годы он -
признанный лидер современного искусства, хотя в это время само абстрактное
искусство как-то академизируется, склоняется к однообразным штампам.
Вся творческая деятельность Василия Васильевича Кандинского была
направлена на то, чтобы вызвать в людях «радостную способность переживать
духовную сущность в материальных и абстрактных вещах». По-своему понимая «ритмы
истории искусств», живописец считал, что его искусство получит свою оценку
только через сто лет. Но необходимость в художественном наследии Василия
Кандинского потомки ощутили гораздо раньше. Сегодня творчество великого
абстракциониста, которого по меньшей мере три страны готовы объявить своим
национальным достоянием, знают и ценят во всем мире.
Литература
«100 великих
художников» Д. К. Самин. Изд.: «Вече 2000», М. 2004 г.
«100 знаменитых
художников XIX-XX вв.» В.М.
Скляренко. Изд.: «Фолио», М. 2006г.
«100 великих
картин» Н.А. Ионина. Изд.: «Вече», М. 2000г.
«Художественная
галерея», №29, 2005г.