Понятие, сущность и функции культуры
План
Введение
Глава 1. Культура как система
1.1 Материальная и духовная культура
1.2 Структурная целостность культуры
Глава 2. Основные компоненты культуры
2.1 Обычаии нормы
2.2 Духовные ценности и знание
Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе
Заключение
Список литературы
Введение
В повседневном
употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в
себя искусство, религию, науку и т.д.
Исследование культуры как
системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом
научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих
культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия
культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем
и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах
или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И
до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.
Несмотря на многообразие
научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные)
положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые
рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с
многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне
человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от
постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.
Таким образом, в
культурологии культура – это основополагающее понятие, характеризующее сущность
человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, это
универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек творит
мир и себя самого. Кроме того, культура – это то, что отличает человека от
других живых существ, особый вид деятельности, итогом которой являются
ценности, существующие в виде знаков.
Культурные процессы –
сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепций
культуры. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурных
процессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно не
только определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия,
увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и
объяснить важность культурологии как самостоятельной науки.
Именно этому и посвящена
данная работа.
Глава 1. Культура как
система
1.1
Материальная
и духовная культура
Человек и сам является
артефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живет
и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное
и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек – не
только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить
на материальную и духовную.
Человека можно
рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек
создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При
этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — это место центра
культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство
для собственного развития.
Материальная культура
включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты – это техника,
сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения,
предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет
материальное воплощение и, как правило, практическое применение.
Материальная культура, в
другом понимании, — «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность
человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в
вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества»[1].
В материальную культуру
входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические
и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие
технологии материального производства. Это и орудия труда — от простейших
орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства
потребления; и продукты материального производства; и различные виды
материально-предметной, практической деятельности человека.
Само материальное
производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его
гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от
экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его
эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).
Духовная культура
включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной
деятельности, а с другой — и саму духовную деятельность. Артефакты духовной
культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы
поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это
нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности,
различные идеи и научные знания.
1.2 Структурная
целостность культуры
Структурная целостность
культуры проявляется
в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют
субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и
фундаментальное место, а другие — второстепенное и производное, одни из них
имеют общее и тотальное значение, другие — локальное и конкретное.
Важно отметить, что
целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.
Целостность культуры, с
которой человек сталкивается в повседневной жизни — это целостность
материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и
духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это
целостность материальной и духовной культур.
Культура действует как
живая система ценностей, пока активно действует сам человек – как творческое,
созидающее начало.
Человек организовывает
потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он
сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты
культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта
культуры, как социального существа.
Глава 2. Основные
компоненты культуры
2.1 Обычаи и нормы
Основными компонентами культуры
являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или
политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это
всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Некоторые
исследователи также выделяют стереотипы, мифы и другие элементы в качестве
компонентов культуры.
Обычаи – одно из древних
явлений в истории духовного развития человека. Обычаи присутствуют в любой
развитой культуре мира, хотя и играют в современном обществе уже не такую
важную и обязательную роль.
Обычаи –
это образцы поведения, не до конца осознаваемые современным человеком. Обычаи
включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые
или ритуальные действия. Исторически обычаи должны отшлифовываться в той или
иной социальной среде, долго практикуются и апробируются, т. е. они
представляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которые
закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как
формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Обычай может нести в
себе разрешение на определенные действия, тогда он играет роль алгоритма
исполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняет
функцию блокировки отдельных действий человека.
Обычай,
как механизм норм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей.
Передаваясь из поколения в поколение, он срастается с внутренними мотивами
поведения и создает потребность в его соблюдении, что создает устойчивость
отношений, обеспечивает сотрудничество с предсказуемыми результатами. В духовной культуре человека могут действовать нормы, которые
выделяются из обычаев или создаются для случаев специализированного поведения
человека. Нормы бывают экономическими, политическими, технологическими,
нравственными и др.
2.2 Духовные ценности
и знание
Духовные ценности –
сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций
обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение
и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения, допускает
возможность выбора – в этом двойственная природа ценности. В разных ситуациях в
качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные
составляющие ценности. Так, если взять такую ценность как , то на первом месте
в некоторых случаях стоит , а в других - .
Некоторые исследователи
выделяют различные типы ценностей: ценности витальные, связанные с идеалами
здоровой жизни, физического и духовного здоровья; ценности социальные,
связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием; ценности
политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной
безопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанные
с идеалами справедливости, добра и т.д.; религиозные и идеологические ценности,
связанные с идеалом смысла жизни; художественно-эстетические ценности,
связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами
чистой красоты и мн. др ценности.
Ценности в духовной жизни
общества создают смысловые поля. Человек, в поисках смысла своих действий,
находится либо в оппозиции к существующим смыслам, либо принимает их. Чем выше
уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура
могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать
ценности; все развитые культуры – полиморфны. Развитая культура способна
создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется
в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она
изменяется. Культура должна иметь иерархию ценностей, чтобы они функционировали
согласованно.
Овладев всеми
подсистемами культуры, человек может предпринимать усилия по ее освоению, по ее
использованию и воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобы
действительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно, исходя
из знаний о культуре.
Знание, в
культурологическом смысле – это не только научное знание. Знание для
культурологии — объем сведений или информации, проверенной
общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в
форме представлений, текстов, суждений или теорий. В культуре всякое знание
сопряжено и сопоставимо с определенным видом или уровнем жизнедеятельности
человека. Знание может быть житейским, духовным, художественно-эстетическим.
способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышать
эффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных или
духовных средств жизнедеятельности.
Таковы основные
компоненты культуры.
Чем выше уровень культуры
человека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребитель
ценностей, и тем богаче и совершеннее сама культура - как ресурс и источник
развития человека.
Глава 3. Основные
функции культуры и ее роль в обществе
Сложная структура
культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Главная функция культуры
– «сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать
его из поколения в поколение и обогащать его»[2]. Кроме нее, существует
еще несколько основных функций культуры (разными исследователями они могут
по-разному называться, но, по сути, обозначают примерно одинаковые понятия),
это:
1)
Нормативная (или
регулятивная) функция. Эта функция осуществляет нормативизацию (регулирование)
действий, средств и целей жизнедеятельности человека. Культура подразделяет
действия человека на положительные и отрицательные, прогрессивные и
консервативные и т.д. Кроме того, культура формирует ценности и вырабатывает
идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания – ориентируясь на эти
идеалы, человек определяет приемлемые для себя жизненные цели.
2)
Познавательная
функция. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. В
культуре осуществляется художественное, нравственное, религиозное познание и
др.
3)
Смыслообразующая
(или информационная) функция. Эта функция осуществляется с помощью творческих
приемов, различных для каждого вида духовной деятельности, с помощью языка и
знаков, символов и образов, понятий и идей.
4)
Коммуникативная
функция. Культура создает определенную систему коммуникаций для обмена и
взаимодействия участников культурного процесса, а также обеспечивает
взаимодействие людей через ценности, поддерживает и развивает целостность
общества. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека,
предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от
поведения животных.
5)
Функция
«общественной памяти». Эта функция создает способы и средства сохранения и
накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры
возможно формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмов
культурного поведения человека.
6)
Рекреативная
функция культуры. Эта функция заключается в создании способов и учреждений (это
храмы, театры, музеи и др.), где человек может восстановить свои духовные силы,
обновить духовный потенциал, провести «духовное очищение».
Следует отметить, что
некоторые ученые выделяют одни функции культуры и не учитывают другие, либо
подразделяют одну широкую функцию на несколько узких. Например, А.И. Кравченко
выделяет защитную, креативную, релаксационную и др. функции[3].
В нашем случае, мы пользовались достаточно распространенной, общей
классификацией функций культуры.
Практически все функции
культуры, так или иначе, связаны с ее ролью в обществе. Культура не только
взаимодействует с природой, но и влияет на ход истории человечества, на
развитие общества. В то же время общество во многом определяет существование
культуры. Только в обществе возможно накопление ценностей, общество создает
условия для демонстрации и использования этих ценностей.
Культура своими нормами и
ценностями взаимодействует с другими системами саморегуляции в обществе,
такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них нормы культуры
амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора.
В заключение можно сделать
несколько выводов по изложенным выше вопросам.
Предметом культурологи
является культура – сложная и многообразная система, единого определения
которой до сих пор нет. Однозначным является то факт, что культура связана с
жизнью общества.
Культура имеет многокомпонентную
структуру, состоящую из различных элементов. Элементы культуры подразделяются
на материальные и нематериальные, или духовные. Соответственно, существует
материальная и духовная культура, и они взаимосвязаны друг с другом.
Функции культуры
чрезвычайно разнообразны, единой классификации их также нет. Большинство ученых
выделяет нормативную, познавательную, коммуникативную, смыслообразующую и
другие функции культуры.
Культура тесно связана с
обществом. Роль культуры в обществе важна, культура является одним из
определяющих элементов прогрессивного развития общества. Культура во многом
способствует новым научно-техническим достижениям, социальным изменениям.
Понимание структуры и
функций культуры помогает уяснить само понятие культуры как целостного
комплекса, представить, как взаимосвязаны компоненты культуры.
Список литературы
1.
Бачинин В.А.
Культурология. Энциклопедический словарь. – М., Изд-во Михайлова, 2005.
2.
Кравченко А.И.
Культурология: учебное пособие для вузов. – М., Академический проспект, 2003.
3.
Культурология:
Учебное пособие / Составитель
и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
4.
Культурология. ХХ
век. Словарь. – Спб., 1997.
[1]
Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор
А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001, с.51
[2]
Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор
А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001, с. 58
[3] Кравченко А.И.
Культурология: учебное пособие для вузов. – М., Академический проспект, 2003.