Восточный и западный типы культуры
План
Введение
1. Восточный тип культуры
2. Западный тип культуры
3. Диалог восточной и
западной культур
Заключение
Список литературы
Введение
Культурологические исследования всегда имеют определенную практическую
ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить
тенденции развития современного общества. В этом смысле особо важное значение
для нас приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур
и цивилизаций. Этим определяется актуальность выбранной темы реферата.
Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад -
особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в
Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее
характерные черты - это быстрое изменение техники и технологий, благодаря
применению науки. Результатом чего являются научно-технические революции,
меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это
приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. Предпосылки
западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западному
типу культуры противостоит восточный тип, получивший название “традиционного
общества". Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона,
Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского
мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на
воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося
образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков - высшая
ценность.
Цель реферата - рассмотреть и сравнить восточный и западный типы культур.
Задачи: раскрыть особенности восточного и западного типов культуры и выделить
общие черты.
1. Восточный тип культуры
Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности:
индийская культура и китайская культура.
Индийская культура - это, прежде всего, ведическая
культура. Она основана на ведической литературе, на древних текстах -
Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э. Древнейший
период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первые
представления людей о реальности. Веды (от санскритского слова "веда"
- "знание") - это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление
о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека
от его поступков. В Ведах сообщается знание о системах достижения совершенства
и освобождения человека от разного рода зависимостей. В Ведах же даны и
предметные символы (такие, как круг, свастика - знак бесконечности, колесо
Будды и иные символы вечного движения).
Ведическая литература древнейшая в истории человечества. Самая древняя из
книг - Вед - это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию. Мир людей, согласно
Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Издревле существовало деление
на варны (цвета и разряды). Брахманы - мудрецы, толкователи Вед, их
символический цвет - белый, цвет благости и святости. Кшатрии - воины и
правители, их символ - красный цвет - власти и страстей. Вайшьи - земледельцы,
скотоводы, их символ - желтый цвет, цвет умеренности и трудолюбия. Шудры -
слуги, цвет черный - невежества. Круговорот рождения, жизни и смерти
соответствовал природным циклам.
Согласно Ведам, круговорот рождений, жизней и смертей людей соответствует
природным циклам. Идея вечного круговорота жизни и идея о вечном духовном
Источнике - фундамент представлений о вечной бессмертной душе. Согласно этим
представлениям, душа после смерти тела продолжает жить, вселяясь в тело родившегося
существа. Но какое тело? Это зависит от многих обстоятельств и согласуется с т.
н. законом кармы. Он гласит, что сумма добрых и злых поступков человека (т.е.
его карма), полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих
рождений. Можно родиться рабом, животным, червяком, придорожным камнем. Причина
всех твоих страданий - в тебе. Эта идея кармы является важнейшей, это могучий
этический стимул, определяющий благожелательное отношение к природе (т.к в
каждом природном творении можно увидеть переродившегося человека, может быть -
недавно умершего родственника или друга).
Ведические книги сообщают методы и способы освобождения от закона кармы.
Это нравственная и аскетическая жизнь, отшельничество, йога (слово
переводится как соединение, связь). Йоге придается большое значение. Она
формирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлению
от зависимостей.
Восточная культура во многом опирается на мифологию. Так,
древнеегипетская скульптура производит религиозно-мистическое впечатление.
Величие пирамид и загадочные сфинксы внушали мысль о ничтожестве человека перед
могущественными силами мироздания. Древний Египет своеобразен культом фараона и
культом мертвых, увековеченных в мумиях и пирамидах. Индийская культура не в
такой степени была религиозна, как египетская, она более тяготела к миру живых,
потому и уделяла много внимания выработке нравственных требований к человеку,
формированию нравственного закона (дхармы) и поискам путей человеческого
единения.
Индийская культура более, чем иные восточные культуры, ориентирована на саморазвитие
человека и общества, концентрацию усилий по развитию внутренней и внешней
культуры. Вмешательство Бога является лишь завершением направленной на
совершенствование мира деятельности людей. В восточной культуре благоденствие
приходит не извне, а подготавливается всей культурной работой человечества.
Видимо, здесь лежат истоки внутренней глубины и психологизма восточной
культуры по сравнению с западной. Она ориентирована на самопостижение, углубленную,
внутреннюю, имманентную религиозность, интуитивизм и иррационализм. В этом
вообще состоит отличие восточной культуры от западной культуры.
Эта специфика находит отражение и в современных проявлениях индийской
культуры. Нас глубоко интересует и тибетская медицина; и модернизированные к
европейскому мышлению способы оздоровления (“раджа-йога”, хатха-йога,
трансцендентальная медитация), и деятельность общества сознания Кришны, и
философия жизни при Раджнеша и др. Вл. Соловьев в своем труде “Исторические дела
философии" говорил о “живых плодах” индийской философии, продолжающей
питать живительными соками мировую человеческую мысль. Ни одна философия не
оказала на западную культуру такое влияние, как индийская. Ее последователями
стали и русские деятели культуры Н. Рерих и Д. Андреев, и немецкие мыслители и
писатели - Р. Штайнер и Г. Гессе, и многие, многие другие. Г. Гессе, автор
известных во всем мире романов “Степной волк” и “Игра в бисер", в поэме
“Сиддхардха" выразил свою большую любовь к индийской культуре.
Древнекитайская культура - другая важнейшая культура Востока.
Сопоставление ее с индийской показывает, как различные этносы способны создать
качественно различные культуры. Китайский этнос породил
социально-ориентированную культуру, в отличие от индийской, ориентированной в
основном на внутренний мир человека и его возможности.
Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм и индуизм, в
китайской культуре играло конфуцианство. Эта религиозно-философская
система основана одним из известнейших мудрецов древности - Конфуцием.
Его имя происходит от латинской транскрипции китайского Кун цзы - "учитель
Кун". Конфуций жил в 551-479 г. г. до н.э. и создал учение, которое более
чем 2 тыс. лет было идеологической основой китайской империи. Конфуций
продолжил традиции китайской культуры, заложенной еще во П тыс. до н.э. Особое
внимание он уделял не вопросам космологии, а практической философии: что нужно
делать человеку, чтобы жить со всеми людьми в мире и согласии.
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и
обоснованием этических норм. В рамках конфуцианства была выработана система
государственно-политической и индивидуальной этики, нормы регламентации и
ритуальной жизни. Патриархальный характер культуры конфуцианства отражен в его
требовании сыновней почтительности ("сяо"), которое распространялось
как на семейные, так и на государственные отношения. Конфуций писал:
"Редко бывает, что человек, полный сыновней почтительности и послушания
старшим, любил бы досаждать правителю. И не бывает вовсе, чтобы тот, кто не
любит досаждать правителю, питал бы склонность к мятежу. Благородный муж
заботится о корне; когда заложен корень, то рождается и путь, сыновняя
почтительность и послушание старшим - не в них ли коренится человечность?"
Помимо конфуцианства в древнекитайской культуре особую роль играл даосизм,
идеалы которого были во многом сходны с нравственными поисками ведической
культуры Индии.
Одной из особенностей культуры Китая была чрезмерная бюрократизация. С
древних пор (по крайней мере, с ХП в. до н. э), в Китае сложилась бюрократическая
система правления. Уже тогда выделился слой образованного чиновничества,
сосредоточившего в своих руках государственную власть и регламентировавшего всю
жизнь древнекитайского общества при помощи нравственно-правовых норм и
принципов этикета.
Бюрократия монополизировала систему образования, так как владение
грамотностью обеспечивало более высокий социальный статус и продвижение по
государственной лестнице. Длительное обучение и система сложнейших экзаменов не
имели равных в древнем мире. Китайская культура подарила миру порох и бумагу,
уникальные системы боевых искусств и своеобразные философские доктрины.
Восточная культура содержит такое богатство человеческой мысли, которая
мало кого оставляет равнодушным, и на Востоке, и на Западе. Особенность восточной
культуры особенно ярко проявляется при ее сопоставлении с западной культурой.
2. Западный тип культуры
Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческая
традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней)
развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха
и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох
такова:
классическая эллинская культура;
эллинистически-римская ступень;
романо-германская культура христианского средневековья;
новоевропейская культура.
Три последние ступени можно рассматривать (на фоне антично-греческой
классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной
культуры римлян и германцев, а затем - и всей романо-германской Европы. У
Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены в самостоятельные
цивилизационно-исторические формообразования (античный и западный миры). Для
Маркса европейские античность и средневековье, хотя и образуют параллель обществам
Востока, базирующимся на азиатском способе производства, все же составляют
вместе с ними единую докапиталистическую ступень исторического развития, за
которой следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая эпоха
нового времени.
Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях всех обществ и культур
европейской (западной) цивилизационной традиции находится нечто невообразимое с
нормальной (традиционной или восточной) точки зрения: хозяйство, общество,
государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного,
самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего свои "труды и
дни", свою деятельность и общение человека. Человека-общества,
человека-государства, человека-мировоззрения, действительно целостной личности,
свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках, Одиссея (как говорит
М.К. Петров). И, может быть, совсем не случайно начинают и завершают пути,
пройденные европейской духовной культурой, "Одиссея" Гомера и
"Улисс" Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую культуру
вошли и укрепились в ней рынок и демократия, гражданское общество и свободное
личностное мировоззрение.
Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне
ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в
указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма
познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования
западной культурной традиции. Грань между "софийной" и
"сциентизированной" формами культуры вообще (а также в отношении
специфики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что очень
часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой
в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической
областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:
от середины I тыс. до н.э. н
до XVII в.;
период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина:
период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).
С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской
культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом
случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной,
греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре
Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет
новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют
культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца
XVIII - начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры
совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в
Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое
формации общества (капитализма).
Вторая половина XIX - XX в. характеризуются по-разному. Но
совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и
общественных сферах западной техногенной цивилизации - несмотря на постоянный
поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов -
стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата
ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге
современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы
"Заката Европы", то в оптимистических и одновременно явно
евроцентристских тонах.
3. Диалог восточной и западной культур
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их
территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания
мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок,
общественно-экономических и политических структур.
Западная культура ориентирована на ценности технологического развития,
динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости
личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных
формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки,
неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших
ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Запад,
будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта,
дерзновения и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому
познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия земного, телесного, разрушая
тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.
Дени де Ружмон в книге "Вызов запада" называет две выдающиеся
идеи, характерные для западной культуры: личность и машину. Это важно,
поскольку личность и машина противостоят друг другу, а потому Запад переживает
огромное психологическое напряжение. "Личность предполагает
индивидуальность, персональную ответственность, тогда как машина является
продуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой
жизни". (Д. Судзуки "Лекции о Дзен-буддизме"). Причем понятие
личности в данном контексте следует понимать даже не как монаду (древних
греков), но как принцип бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за
рамки всех условностей и границ. При всем этом, нельзя не отметить еще одну
немаловажную черту западного менталитета - его склонность к научному
исследованию мира. Наука Запада занята плетением сетей сложных методологических
исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она пытается
понять его и его природу.
Д. Судзуки пишет: "Какими бы мелкими не были ячейки сети, пока есть
сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, что не может быть
каким-либо образом измерено. Числа уходят в бесконечность, и однажды науки
признаются в собственной неспособности заманить реальность в свою сеть".
Оказывается, что сама Жизнь - эта удивительная тайна, для познания которой и
создавались науки - неминуемо бежит из-под линз микроскопов и датчиков других
научных приборов.
Восток является воплощением некой иррациональности, трансцендентности,
принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей
существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляя существование плоти,
но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке
новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается
в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры
характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители
были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и
гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники,
последующей отношения с природой, то для восточной культуры характерно
стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.
Восток - это сжатость, глубина, тишина. В данном отношении особенно
показательным примером является японская поэзия хайку. Известный английский
исследователь японской культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу: "Хайку -
это самый короткий поэтический жанр, при котором стихотворение еще имеет форму
и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов, мы приближаемся
к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, пока каждая характеристика
объекта не станет для него неотъемлемой, пока само стихотворение не станет
прозрачным и как бы написанным без слов". Восток провозглашает принцип
познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с
ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и
одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этого
являются "Пустота" (шуньята (санскрит) или "Недеяние" (увей
(кит)). Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообще отрицание
чего-либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности, сверхреальности и в
то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью
обыденной, являющейся ее истоком и устьем. Сатпрем говорил об индуизме:
"Так называемый индуизм - это выдумка запада; индусы говорят только о
"вечном законе", санатана дхарма, который существует и для мусульман,
негров, христиан и даже анабаптистов. То, что кажется человеку запада самой
важной частью религии - а именно структура, которая "отличает" ее от
всех других религий и устанавливает, что человек не является католиком или
протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то
параграфами веры, - является для индуса самым несущественным аспектом, ибо он
инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить
всех там, где все сходится в одной центральной точке".
Заключение
Проблема диалога восточной и западной культур занимала многих
мыслителей. Запад и Восток занимают крайние позиции уже в вопросе восприятия
внешнего мира. Запад рационален, а Восток - иррационален. На
вопрос о том, что есть действительность, Запад и Восток ответит по-разному. Для
Востока действительность есть внутренний мир человека. Для Запада - мир
явлений. Кто есть Бог? Для Востока - Он внутри мира и самого человека. Для
Запада - Бог вне мира и человека. Для Востока человек - интроверт (т.е. погруженный
во внутреннее переживание). Для Запада он - экстраверт, ориентирован на внешнюю
среду.
На основе научного анализа сакральных текстов восточной культуры, научных
исследован6ий, этнографических материалов, повествующих об истории народов,
можно сделать вывод о том, что каждая культура обусловлена исторически, своим
культурным ареалом.
Западная и восточная культуры кардинально различны. Но это не значит, что
они непримиримы. Напротив, они нуждаются и всегда нуждались друг в друге.
Восточная культура при всей своей духовной развитости и психологической глубине
нуждается в западной цивилизации, науке, технике, промышленности. Западная
культура также нуждается в восточной духовности и психологическом опыте.
Западная и восточная культуры, несомненно, существенно дополняют и обогащают
друг друга. Их существование в одном мире современной цивилизации объективно
необходимо.
Список литературы
1. Борев
В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса.
- М., 1988.
2. Гуревич
П.С. Культурология. - М., 1996.
3. История
мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Кальянов
А.В. Деление культур на "восточные" и "западные": Научная
конференция студентов, аспирантов и преподавателей "Диалог цивилизаций:
история, современность и перспективы". Секция социологии. Российский
университет дружбы народов, Факультет гуманитарных и социальных наук. - Москва.
- 18 февраля 2002 г.
5. Лавриненко
В.Н. Философия: Учебник. - М., 2002.
6. Маркарян
Э.С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.
7. Немировская
Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы. - М.: РосНОУ, 1998.