Туристический маршрут Касимов-Гусь Железный
ОГОУ СПО
Касимовский Педагогический Колледж
Туристический
маршрут Касимов-Гусь Железный
Касимов 2011
Туристический
маршрут Касимов-Гусь Железный
мещёра туристический маршрут касимов
Добрый
день дамы и господа мы рады приветствовать вас на нашем экскурсионном автобусе
по маршруру Касимов Гусь-Железный.
КАСИМОВ
Начнем
нашу экскурсию с истории данного края и придания о происхождении названия
города «предания о возникновении названия «Мещёра»».
Давным-давно
в этих местах бушевало море. Это была нелюдимая местность. Птицы сюда не летали
и рыба не водилась. Только вольный ветер гулял да свистел. Ходило над этим
морем солнце. И однажды оно вздумало посмотреться в водную гладь и остановилось
на мгновение. Тогда сделалось ужасно жарко, и море стало высыхать. Оно
взмолилось и стало просить у солнца пощады, а оно и слышать не хотело. И тогда
море замутилось, запенилось так, что солнцу не во что стало смотреться. Солнце разгневалось
и дохнуло своим жаром на море. И море распалось на речки и ручьи, озёра да
болота.
Шло
время. И вот прослышали люди, что в этих местах спрятаны несметные богатства.
Стали они уходить в эти места. Только ни кто назад не возвращался. Зато было
замечено, что леса становятся все гуще.
Многих
одолел страх, и перестали люди ходить в эти места. Но был один человек, который
очень хотел добыть эти богатства. Было у него два сына и одна дочь. Вот и стал
он их по очереди посылать в эти зловещие места, наказывая добыть богатства.
Пошёл первый сын. На третий день пути разлилось перед ним Бело-озеро. Его ни
переплыть, ни обойти. И вдруг озеро обратилось к нему: «Помогу тебе, если дашь
ответ: в чём богатство края здешнего?» Молодец ответил, что здесь много дерева,
которое Зашумело Бело-озеро, навеки накрыло молодца.
Послал
отец младшего сына с тем же наказом - выведать богатства несметные. На третий
день его пути перед ним разлилось Жёлто-озеро. Его ни переплыть, ни обойти. И
задаёт озеро тот же вопрос: «в чём богатство края здешнего?» Молодец ответил,
что зверьявсякого в этих местах много, тем край и богат. Зашумело Желто-озеро,
навеки накрыло молодца.
Тогда
послал отец свою дочь Мещёру в эти места с тем же наказом-выведать богатства
несметные. Пошла дочь лесами не проходимыми. На третий день забушевал ветер,
пошел синий дождь и разлилось Сине-озеро. Его ни переплыть, ни обойти.
Закручинилась девица. И тут заперилось озеро и спрашивает девушку: «Помогу
тебе, если дашь ответ: в чём богатство края здешнего?» Ответ девушки был
простым: богатство края здешнего в красоте его. Ответ Мещёры пришелся по душе
Сине-озеру и оно помогло девушке. С тех пор она и стала жить в этих местах. И край,
и народ здешний стал называться Мещёрским...
Основание
города относят к 1152 году, когда в летописях упоминается Городец Мещерский
(располагался несколько ниже по течению Оки от современного Касимова при
впадении речки Бабенки в Оку). По повелению князя Юрия Долгорукого Городец
Мещерский был превращен в пограничную крепость Владимиро-Суздальского
княжества. В 1376 году город был полностью сожжен и разорён в результате
монголо-татарского набега, однако вскоре недалеко от прежнего места возник
новый город, который до 1471 года назывался Новый Низовой Город. Проживали в
нем русские и давние обитатели здешних мест - представители финно-угорских
племен: мещера, мордва, мурома. Они соседствовали, роднились, перемешивая
бытовые обряды и обычаи. В XV веке в жизни Городца произошла неожиданная и
весьма значительная перемена. В борьбе за московский престол великому князю
Василию Темному большую помощь оказали татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446
году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата
Махмутека, который, убив отца и одного из родичей, захватил власть. За верность
и важные услуги князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец. Было это в 1452
году. Так по княжьему указу в глубине мещерских лесов возникло Касимовское
царство, просуществовавшее с 1452 по 1681 годы. В состав царства входили уезды
Рязанской и Тамбовской губерний (Касимовский, Шацкий, Елатомский,
Темниковский). После завоевания Казани Иваном Грозным в Касимов была сослана
последняя правительница Казанского ханства - Сююмбике, которая спустя несколько
лет и скончалась в этом городе. От периода касимовского царства в городе
сохранилось несколько интересных строений: минарет времен царевича Касима,
мечеть, два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей. В XVII
веке Касимов разделялся на 3 части: удел касимовских ханов и беков (Татарская
слобода и Старый Посад); Ямская слобода (находилась в непосредственном
подчинении Москвы), остальная часть города (в том числе Марфина слобода)
управлялась касимовским воеводой. В 1773 году Касимов стал уездным городом
Рязанского наместничества. В 1778 город стал центром Касимовского уезда
Рязанской губернии. Окружающие районы стали объектом феодальной эксплуатации,
которая получила особенное развитие в восемнадцатом и первой половине
девятнадцатого века. К моменту реформы 1861 г. в уезде насчитывалось 42
дворянина-землевладельца. Некоторые из них были крупнейшими земельными
магнатами, имевшими во владении несколько десятков тысяч десятин. Более 80 %
всех крестьян уезда находилось в крепостной зависимости от крупных и мелких
землевладельцев. В первой половине XIX века в городе стала развиваться
промышленность, которая в ряде случаев основывалась на местных промыслах,
широко развитых в уезде. В конце XIX века Касимов становится довольно крупным
торгово-промышленным городом. В нем проживало в то время (по переписи 1897 г.)
13500 человек. Облик Касимова был типичным для многих уездных городов
Российской империи. Здесь было около 40 трактиров и лишь одна больница на 50
коек; 15 церквей и только три средних учебных заведения. В 1910 году население
составляло 17 тысяч человек. В 1929 году Касимов стал административным центром
Касимовского района в составе Московской области, а в 1937 году район вошёл в
состав Рязанской области. В 1991 году, когда СССР утратил почти весь свой
золотой запас, в Касимове был открыт золотоперерабатывающий завод. В том же
году он дал первую плавку. Тогда же там началась криминальная война за контроль
над хищениями с завода, на полях которой полегло свыше 50 человек.
ЛОЩИНИНО
Сейчас
мы проезжаем деревню Лощинино дата её основания неизвестна.
Не
так давно в этой деревне открылась церковь. Открылась в доме, принадлежавшем до
революции местному торговцу и старосте церкви в Митино Павлу Никитичу Парфенову
(прославлен как мученик). Большинство обитателей Лощинина работали на фабрике
Зайцева (теперь «Касимовсеть») и, получая нищенскую зарплату, часто брали
товары в долг у Парфенова. И вот идет, бывало, должник в лавку, чтобы
расплатиться. Парфенов подсчитывает его долги и видит, что бедняге придется
отдать почти всю получку. «Э-э, брат! На что же ты жить-то будешь?» - говорит
он, зачеркивает долговые записи и еще дает рабочему пригоршню конфет: «На, неси
гостинец ребятам!» Об этом со слезами на глазах вспоминала недавно скончавшаяся
жительница деревни Надежда Симоновна Кормильцина. Осенью 1918 года в Касимове вспыхнуло
восстание против советской власти. Часть недовольных прошла в город через
Лощинино. И хотя здешние крестьяне в восстании не участвовали, к ним вскоре
прибыл отряд карателей-латышей. Людей выстроили в шеренгу, намереваясь
расстрелять каждого десятого.
Председатель местного совета сумел
доказать, что лощининцы не бунтовали. Тогда латыши взялись за Парфенова.
Напрасно заступалась за него вся деревня - конные латыши некоторое время гоняли
«лавочника» нагайками по деревне, а потом застрелили. И вот теперь в
парфеновской лавке - свидетельнице его добрых дел - совершается богослужение.
Совершаются службы и в митинской церкви,
где он был старостой.
ПЕРХУРОВО
Не
так много сохранилось аутентичных деревянных построек в средней полосе. Один из
таких памятников истории - деревянная колокольня в селе Бельское. Когда-то
здесь была полностью деревянная церковь, построенная ориентировочно в конце XIX
- начале XX века. В советские годы церковь была заброшена. А позднее храм был
разобран местными жителями на дрова. Осталась только колокольня. Сейчас она в
очень плачевном состоянии, сильно наклонена и кажется крайне неустойчивой.
Погост
Погост,
с. Касим. р-на. Находится на р. Гусь. В эпоху феодальной раздробленности слово
погост обозначало место остановки князей во время объезда земель, поселение,
возникшее около этого места. В дальнейшем за словом закрепилось значение
«находящееся в стороне от селений кладбище с церковью и домами ее служителей».
Такое употребление слова погост, в частности, имеет место в рязанской деловой
письменности XVII в. В селе Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского
района Рязанской области) издавна существовали две церкви: одна в честь
Преображения Господня, другая в память св. Николая Чудотворца. Село это
упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: «Погост на реке на
Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы
Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое
церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да
сына его Бориса…». Гусевский погост одно время был значительным торговым
пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без
ведома местных властей. К тому же его популярность быстро росла. Поэтому
касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович выражал своё недовольство, о чем
«бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать. В 1777 году
Преображенская церковь сгорела, и вместо неё решено было соорудить новую
каменную с двумя приделами - в честь иконы Казанской Богоматери и Ильи Пророка.
Строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма.
Стройка затянулось до 1829 года. Рядом с Преображенским храмом возвели и
колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных
святых. 21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой
Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный
протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения. В 1883 году архитектор
Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены
и благоустроены приделы. Казанский придел был вновь освящен 21 ноября 1884
года, а Ильинский придел – 13 октября 1885 года. В 1771 году одновременно
построили и каменную Никольскую церковь на месте старой разрушенной деревянной.
Таким образом, в деревне находилось сразу два храма, и на обе церкви была одна
колокольня. Возможно, в то время построили и часовню, стоящую недалеко от
церквей. Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают
совершенно неповторимый образ этого замечательного места, а далекие горизонты
вокруг вызывают странное чувство, как будто стоишь на краю земли... К церковным
зданиям принадлежал двухэтажный деревянный дом, на первом этаже которого
располагалось помещение для сторожей и бедных паломников. В приход входили
деревни: Белясево, Степаново, Кольтино, Бельково, Забелино, Полухтино. Всего
2595 мужиков и 2757 женщин. По штату церкви полагались два священника, один
дьякон и два псаломщика. Сегодня в храме звучат молитвы, там происходят
регулярные богослужения. Оба храма содержатся в приличном состоянии.
Бельково
Село
- центр Бельского сельского округа, в 50 км к северу от г. Спасск-Рязанский.
Расположено на правом берегу р. Белая (канава Казенная), правом притоке р. Пры.
Как сельцо в приходе с. Кидусоль (ныне Кидусово). Название селения по фамилии
землевладельца Бельского. Журкин И., Катагошин Б. ГАРО Ф. Р - 5039, Оп. 1, Д.
455, Л. 53 Если название селения произошло от Бельского, то «Словарь фамилий»
Т.Ф. Вединой дает следующее пояснение: «Фамилия Бельский произошла от белки -
названия зверька».
Упоминается
в сотной грамоте 1567 г. как «д. Белская Левонтьевская на речке на Белой» (в
скорописи выносная буква «л» могла обозначать как твердый, так и мягкий
согласный). В писцовых книгах 1628-1629 гг. встречается как с. Бельское; с.
Бельское, Лсвонтьевское тож; сц. Левонтьевское, Бельское тож. В дальнейшем
осталось только название Бельское. Не находит доказательств утверждение И.А.
Журкина и Б.И. Катагощина, что населенный пункт был назван по фамилии
землевладельца Бельского. Г.П. Смолицкая отмечает, что село находится недалеко
от р. Белая. Однако более вероятно, что его наименование связано с народным
географическим термином бель - «болото с березняком». Оз. Бельское около с.
Городное того же района, видимо, было названо по тому же апеллятиву.
Массивный
дом, окружающие его каменные развалины, громадный столетний парк, позади дома,
обнесённый простирающейся на две версты в длину высокой стеной с башнями,
расстилающийся перед усадьбою девятивёрстный пруд, по которому некогда ходили
суда по парусами, трёхвёрстная плотина из белого камня, запрудившая три реки и
без особого для себя вреда целое столетие сдерживавшая гигантские массы вод, -
всё это не может не вызывать в воображении титанический труд десятков тысяч
рук, создавших всё это в какие-то два года. Невероятно! Бельское, с. Спас.
р-на. Упоминается в сотной грамоте 1567 г. как «д. Белская Левонтьевская на
речке на Белой» (в скорописи выносная буква л могла обозначать как твердый, так
и мягкий согласный). В писцовых книгах 1628-1629 гг. отмечается как «с.
Бельское; с. Бельское, Левонтьевское тож; сц. Левонтьевское, Бельское тож». В
дальнейшем осталось только название Бельское. Не находит доказательств
утверждение И.А. Журкина и Б.И. Катагощина, что насел, пункт был назван по
фамилии землевладельца Вельского. Г.П. Смолицкая отмечает, что село находится
недалеко от р. Белая. Однако более вероятно, что его наименование связано с
народным географическим термином бель «болото с березняком». Оз. Бельское.
ГУСЬ
Гусь
Железный стоит на реке Гусь, а места эти издавна считались богатыми железной
рудой. Так что необычное название городка объясняется довольно просто. Чугунолитейное
производство возникло здесь в XVIII веке. Родоначальником семьи горнозаводчиков
Баташевых считается тульский кузнец Иван Тимофеевич Баташев, начавший строить
заводики на реке Тулице, а позднее и в Медынском уезде. Заводы унаследовали
сыновья, Родион и Александр. После смерти Александра все чугунолитейное дело
Баташевых перешло в руки Родиона. Его сыновья, Андрей и Иван, активно расширяли
производство. Во Владимирской губернии они основали два завода: Унженский - в
1755 году, и Гусевский - в 1758. Несколько позже (1766) они построили
Выксунский и Велетменский заводы в Нижегородской губернии (завод в Выксе
существует до сих пор). Затем они основали Илевский, Пристанский и Железницкий
заводы. В 1783 году весь род Баташевых был возведен в дворянское достоинство. В
этом же году между братьями был произведен раздел имущества. Гусевский завод
достался Андрею Родионовичу, а после его смерти законные и незаконные дети еще
долго делили наследство. Андрей Баташев решил устроить в Гусе Железном свою
резиденцию, размахнувшись по-барски.
Главный
дом, длинное прямоугольное здание со скромным портиком, настолько вытянут в
длину, что ходили слухи, будто один конец дома выхот в Рязанскую, а другой - во
Владимирскую губернии. Славившийся своей жестокостью и необузданностью владелец
был таким образом как бы недосягаем для администрации обеих губерний. Однако
величина барского дома ничто по сравнению с собором. Вот это громадина!
Несмотря на размеры, Троицкая церковь довольно стройна. Ее постройку приписывают
Андрею Родионовичу, но при нем она могла быть только заложена, да и это спорно
(если год его смерти действительно 1799, а год закладки храма - 1802).
Конечно,
в любом случае нельзя исключить возможную роль Андрея Баташева как заказчика
проекта. Достроен храм был лишь в 1847-1868 годах. Столь долгий срок
строительства мог внести значительные коррективы в первоначальный проект, что
еще более затрудняет атрибуцию этого памятника, и уже традиционный для подобных
построек вопрос "Баженов - не Баженов", как всегда, остается без определенного
ответа. Каких-либо документальных подтверждений "баженовской"
гипотезы вроде бы нет (разумеется, речь может идти только о первоначальном
проекте - Баженов скончался в 1799 году, еще до закладки храма). Ссылки на
работы великого зодчего для Баташевых в Москве сейчас звучат не очень
убедительно - считается, что приписываемый ранее Баженову дом Баташевых на
Яузской улице построен на самом деле Родионом Казаковым (возможно, при участии
М.П. Кисельникова). Троицкому храму, конечно, недостает той особой баженовской
легкости и совершенства пропорций, однако это объяснимо, если учесть долгую и,
вероятно, трудную историю его строительства. Так что ... все может быть. К
главному дому усадьбы примыкали сады (один из них носил название "сад
ужасов") и дворовые постройки. Все это было обнесено толстой кирпичной
стеной с башнями и бойницами. Высота стены достигала 5-7 метров. Вся жизнь
протекала за закрытыми воротами. Под домом и садом были вырыты многочисленные
подземные сооружения (подвалы, подземные ходы, тюрьмы). С чем была связана
ночная тайная жизнь баташевских подземелий до конца неясно. Известно, что
Андрей Родионович был масоном, к нему приезжали другие члены ордена. Для
подобных целей были секретные помещения в доме. Большей известностью пользуется
легенда о чеканке в подземельях фальшивых денег. Ходили слухи, что прознав о
готовящейся правительственной ревизии, Баташев просто засыпал входы в свой
"монетный двор", погребя заживо несколько сотен работавших там людей.
Начало существования Гуся Железного, как и вся жизнь Андрея Родионовича
Баташева, окутано легендами. Достоверно неизвестно, когда точно сооружены
первые постройки городка, даже год смерти его страшного хозяина варьируется в
литературе от 1799 до 1825. Так что Гусь Железный довольно необычное место,
овеянное мрачными легендами. Еще издали виден огромный Троицкий собор, резко
контрастирующий с одноэтажной деревянной застройкой берега. Если бы не этот
храм, Гусь Железный походил бы на одно из многочисленных окрестных сел.
Строительство
велось долго, всю первую половину XIX века. Собор был задуман, а возможно и
заложен, самим Андреем Родионовичем Баташевым.
Связями
Баташева с масонским орденом можно объяснить и псевдоготические формы
постройки, и встречающееся в литературе предположение об авторстве В.И. Баженова
(также бывшего масоном). Хотя гипотеза ничем не подтверждена, неуловимое
впечатление чего-то общего с церковью в подмосковном Быкове не покидает при
взгляде на Троицкий собор. Обе церкви сложены из белого камня, двойные колонны,
стрельчатые окна...
Бесспорно,
столь сложный и гармоничный образ мог создать лишь первоклассный архитектор.
Сочетание
элементов барокко, классицизма и псевдоготики не приводит к перегруженности.
Наоборот, впечатление от Троицкого собора очень цельное.
Он
весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и огромная колокольня с
часами.
По
сравнению с собором дом Баташева не так выразителен, выстроен он в конце XVIII
века. Работали быстро, всего за два года был возведен сам главный дом без
подвалов и подземелий. На строительство было согнано все окрестное население.
.ru