Традиционная культура чукчей
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Реферат по этнологии
Традиционная культура чукчей
Иркутск, 2007
Содержание
Введение
Прародина и расселение
чукчей
Основные занятия
Общественный строй
Быт чукчей
Верования и обряды
Заключение
Чукчи, (самоназвание,
"настоящие люди"). Численность в Российской Федерации 15,1 тыс. человек,
коренное население Чукотского авт. округа (11,9 тыс. человек). Живут также на севере
Корякского авт. округа (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском р-не Якутии (1,3
тыс. человек), говорят на чукотском языке.
Первые упоминания о
чукчах, в русских документах - с 40-х гг.17 в., подразделяют их на "оленных"
и "пеших". Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого
океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к востоку до Берингова
пролива. Поселения "пеших" чукчей, оседлых морских охотников,
располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнева и заливом Креста и
далее на юг в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность чукчей в кон.17 в. составляла
около 8-9 тыс. чел.
Контакты с русскими
первоначально сохранились в основном на нижней Колыме. Попытки обложить
нижнеколымских чукчей ясаком, военные походы против них в середине 17 века не
принесли результатов. Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы численность
нижнеколымских чукчей резко сократилась, оставшиеся откочевали на восток. После
присоединения к России Камчатки население Анадырского острога, основанного в
1649, стало расти, что
С конца 18 века
активизировались торговые контакты Чукчей с русскими. Согласно "Уставу об
управлении инородцев" 1822 года, чукчи не несли повинностей, ясак вносили
добровольно, получая за это подарки. Установившиеся мирные отношения с
русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства,
способствовали дальнейшему расширению территории чукчей на запад. К 1830-м
годам, они проникли на р. Большая Бараниха, к 1850-м - на нижнюю Колыму, к
середине 1860-х - в междуречье Колымы и Индигирки; на юг - территорию коряков,
между Пенжиной и бухтой Корфа, где были частично ассимилированы коряками. На
востоке усилилась ассимиляция чукчами - эскимосов. В 1850-х гг. в торговлю с
приморскими чукчами включились американские китобои. Расширение территории
обитания чукчей, сопровождалось окончательным выделением территориальных групп:
колымской, анюйской, или малоанюйской, чаун-ской, омолонской, амгуэмской, или
амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи),
туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские чукчи) и других.
В 1897 численность чукчей составляла 11751 человек. С конца 19 века, вследствие
истребления морского зверя, численность береговых чукчей резко упала, к 1926
она составила 30% всех чукчей. Современные потомки береговых чукчей живут в
посёлке Сиреньки, Ново Чаплино, Провидение, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот,
Инчоун, Лорино, Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино на восточное побережье
Чукотки.
Чукчи подразделялись на
оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу - "оленный
человек") и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание
анкалын - "береговой"), живущих совместно с эскимосами. Эти группы
были связаны родственными отношениями и натуральным обменом. Распространены
самоназвание по месту жительства или кочевок: увелельыт - "уэленцы",
"чаальыт" - "Чукчи, кочующие по р. Чаун". Эти самоназвания
сохраняются, даже у жителей современных укрупнённых посёлков. Названия более
мелких групп внутри поселений: тапкаральыт - "живущие на косе", гынонральыт
- "живущие в центре" и т.п. Среди западных Чукчей распространено
самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу).
Первоначально прародиной
Чукчей считалось побережье Охотского моря, откуда они продвинулись на север, ассимилируя
часть юкагиров и эскимосов. Согласно, современными исследованиям, предки Чукчей
и родственных им коряков обитали во внутренних р-нах Чукотки.
Занимая область обитания
эскимосов, Чукчи частично ассимилировали их и заимствовали многие черты их
культуры (жировые лампы, пологи, конструкцию и форму бубнов, промысловые обряды
и праздники, пляски-пантомимы и др.). Длительное взаимодействие с эскимосами
отразилось также на язык и мировоззрение коренных Чукчей. В результате
контактов сухопутной и морской охотничьей культуры у Чукчей произошло
экономическое разделение труда. В этногенезе Чукчей также приняли участие
юкагирские элементы. Контакты с юкагирами, стали относительно, стабильными на
рубеже 13-14 вв., когда юкагиры под влиянием эвенов продвинулись на восток, в бассейн
реки Анадырь. Оленеводство сложилось у тундровых Чукчей, по-видимому, под
влиянием коряков незадолго до появления русских.
Основные занятия
тундровых чукчей - кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер.
Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно,
крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой
стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за
зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в
стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали
молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем
перекусывания семенных каналов.
Основные занятия
береговых чукчей - охота на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя,
летом и осенью - на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к
ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами,
по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие - гарпун с поплавком, копье,
ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы
охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.
Рыболовство кроме
бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались
мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями. Летом - с байдар, зимой - в проруби.
Лосося заготавливали впрок.
До появления
огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, которые
впоследствии были почти полностью истреблены. Под влиянием торговли с русскими
распространился пушной промысел. До настоящего времени сохранилась охота на
птиц с помощью "бола" - метательные орудия из несколько веревок с
грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались
также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде
палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для
выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее - железа.
Традиционные ремесла - выделка
меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у
мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку,
аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского
орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 веке на восточном
побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из
моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и
моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.).
Центром костерезного искусства стала мастерская в селении Уэлен (создана в 1931).
Во 2-й пол. 19 в. многие
чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.
Для общественного строя
чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание
патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени,
собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые
угодья - в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из
3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные
родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по
15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по
несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных
Ч. существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями
(кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время
жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в
прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. - малая патрилокальная. По
традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников
приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью
невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя
ребенку давали обычно через 2-3 недели после рождения. Существовали элементы
группового брака ("переменный брак"), отработки за невесту, у богатых
- многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой
структуре (женщин было меньше, чем мужчин).
Основное жилище чукчей -
разборный цилиндроконический шатер-яранга из оленьих шкур у тундровых, и
моржовых - у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга
разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на
шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой
лампой, на которой также готовили пищу. Сидели на шкурах, древесных корнях или
оленьих рогах. В ярангах содержались также собаки. Яранга приморских чукчей отличалась
от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия. До конца 19 века у
приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран
- "дом из челюстей кита") - на каркасе из китовых костей, покрытых
дёрном и землей. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой - чрез
длинный коридор. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты
с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения
приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.
Тундровые чукчи передвигались
на нартах на оленях, приморские - на собаках. В середине 19 века у приморских
чукчей, под влиянием русских, распространилась восточносибирская нарта и
упряжка цугом, до этого собак запрягали веером. Пользовались также ступательными
лыжами-ракетками, на Колыме - заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По
воде передвигались в байдарах - лодках, вмещающих от одного до 20-30 человек,
из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом.
Традиционная одежда - глухая,
из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен,
подпоясанную ремнем, к которому привешивали нож, кисет и др., узкие двойные
штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских чукчей была
распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в основном -
в дороге. Женская одежда - меховой комбинезон (керкер), зимой двойной, летом - одинарный,
меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена
татуировка лица: кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у
женщин. Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две
косы.
Основная пища "оленных"
чукчей - оленина, береговых - мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром,
варёном и вяленом виде.
Во время массового забоя
оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с
добавлением крови и жира. Приморские чукчи заготавливали мясо крупных животных
- кита, моржа, белухи - впрок, заквашивая его в ямах (копаль-гын), зашивая в
шкуры. Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося.
Листья карликовой ивы,
щавель, корни заготавливали впрок - замораживали, квасили, смешивали с жиром,
кровью, рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым жиром делали колобки.
Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепешки. Употреблялись
также морские водоросли и моллюски.
Христианизация практически
не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5
тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали
действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и
пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая
семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для
добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в
которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался
священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии. Умерших
сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную
одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни,
горя, обиды и т.д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки
родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был
развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия
игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались
шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не
имели.
Традиционные праздники
были связаны с хозяйств, циклами: у "оленных" чукчей - с осенним и
зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда.
Праздники приморских чукчей близки к эскимосским. Весной праздник байдары по
случаю первого выхода в море. Летом - праздник голов по случаю окончания охоты
на тюленей. Осенью - жертвоприношение морю, поздней осенью - праздник
Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по
окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались танцами с бубном,
пантомимой, жертвоприношениями. У "оленных" чукчей в жертву приносили
оленей, мясо, фигурки из жира, снега, дерева и др., У приморских - собак.
Фольклор чукчей включает
космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах,
животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с
мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев: сюжет о
Вороне - трикстере и демиурге и др.
Традиционные музыкальные
инструменты - варган (хомус), бубен (ярар) и др. - делались из дерева, кости,
китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также
импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв.
"горлом петь"), сопровождавшийся горловым пением и выкриками
танцующих.
Первая чукотская школа
была создана в Уэлене в 1923. Педагогические кадры готовят: Анадырское
педагогическое училище народов Севера, Хабаровский педагогическое институт, и
другие учебные заведения. Чукотский язык преподается в школах, на нем ведутся
радио и телепередачи, в Магадане издается литература. В Анадыре и во многих
селах имеются краеведческие музеи. Традиционные танцы чукчей сохраняются в
исполнении профессиональных коллективов.
На востоке Чукотки, где
сохраняется традиции зверобойный промысел, аккультурация береговых чукчей идет
медленнее. Расширяются контакты с русскими и др. народами, растет число смешанных
браков. Дети в смешанных браках обычно выбирают чукотскую национальность
С 1990-х гг. проблемами
возрождения традиционной культуры чукчей занимается Ассоциация народов Чукотки.