Азбука торговли
Азбука торговли
Ничто так не
изменило облик современной торговли, как ярлычок с черно-белыми полосками -
штрих-код
В истории
было немало изобретений, революционизировавших розничную торговлю, - от
собственно денег до кассовых аппаратов, тележек для покупок и современной
кредитной системы. Но, наверное, ничто так не изменило облик современной
торговли (и не только), как одна очень простая вещь: ярлычок с напечатанными
черными и белыми полосками - штрих-код. По мере развития массового производства
и розничной торговли увеличивался и ассортимент выпускаемых и продаваемых
товаров. Уже в середине XX века в крупных супермаркетах можно было насчитать
десятки тысяч наименований товаров, и для их ручной маркировки и учета
требовалось очень много времени. Первый шаг был сделан в 1948 году. Бернард
Сильвер, студент-дипломник Технологического института Дрекселя в Филадельфии,
краем уха услышал в коридоре разговор между деканом и директором одной из
розничных сетей, который жаловался на отсутствие автоматизации на кассах.
Проблема захватила Сильвера, и вместе со своим другом Норманом Вудландом,
студентом того же института, они занялись поиском решения. Перепробовав
несколько идей, среди которых была печать ярлыков флюоресцентными красками
(которые смазывались, были недешевы и к тому же быстро "выцветали"),
а также маркировка товаров с помощью азбуки Брайля, изобретатели после
нескольких месяцев работы решили остановиться на азбуке Морзе. Вудланд
предложил лишь растянуть точки и тире в полосы, чтобы уменьшить вероятность ошибок
при чтении, а чтобы можно было читать код с любых направлений, полоску
преобразовали в систему концентрических окружностей. Для чтения планировалось
применить оптическую систему, которая использовалась при озвучивании звуковой
дорожки кинопленки.
В 1952 году
изобретатели создали первый "сканер" размером со стол, укутанный
плотной клеенкой для предотвращения паразитной засветки, в котором в качестве
сенсора использовался фотоумножитель RCA 935 от кинопроектора. Подключив к
сканеру осциллограф и пронося мимо сенсора ярлык с кодом, изобретатели увидели
на экране чередование всплесков. Бумажка с кодом под действием тепла,
выделяемого мощной 500-Вт лампой накаливания, начала тлеть, но все равно это
был успех. Правда, применить систему в торговле в 1952 году было невозможно.
Изобретение Сильвера и Вудланда опередило свое время на полтора десятка лет.
Лишь в конце 1960-х благодаря появлению компьютеров и лазеров цену и размер
сканеров стало возможным уменьшить до разумных пределов. В 1971 году компания
RCA, купившая у изобретателей патент, продемонстрировала новшество на
конференции по розничной торговле, устроив лотерею с жетонами, на которых
концентрическими окружностями были нанесены коды. Впрочем, вскоре перешли к
линейным штрих-кодам, которые были нечувствительны к смазыванию краски в
направлении подачи бумаги, и в 1972 году уже был разработан единый формат таких
кодов - Universal Product Code (UPC). A 26 июня 1974 года в супермаркете Marsh
в городе Троя, штат Огайо, с помощью штрих-кода была впервые опознана и продана
упаковка жевательной резинки Wrigley's Juicy Fruit. Но ей так и не довелось
быть примененной по прямому назначению -сейчас эта упаковка занимает одно из
почетных мест в Смитсоновском музее американской истории.
Список литературы
Популярная
механика № 11 (85) ноябрь 2009