Достижения арабских ученых
Содержание
Введение
Достижения арабских
ученых
Заключение
Список литературы
Введение
В
отличие от античности, средневековая наука не предложила новых фундаментальных
программ, но в то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением
достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том,
что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд
новых понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные
программы, подготавливая почву для механики Нового времени.
Эпоха
Средневековья в Европе сопровождалась закатом классической греко-римской культуры
и значительным усилением влияния церкви на общество, особенно на культурную,
научную жизнь. Следствием этого явилось возникновение и усиление противоречий
между наукой и схоластическим догматическим богословием.
Со
второй половины VIII века
естествознание стало развиваться в основном на Востоке, а не в Европе. Для
Средневекового Востока — восточной окраины Римской империи - характерно
отсутствие религиозного давления на науку, здесь в X веке возникают первые университеты, сначала - в Багдаде,
потом в Каире. Отметим, что в Европе первые университеты появились гораздо
позже - лишь в ХП-ХШ веках. Благодаря усилиям арабских ученых возникает
алгебра, разрабатывается учение об очень точном взвешивании - теория весов,
появляются прецизионные измерения, что позволяет точно измерять плотность,
объем. Арабский язык стал языком науки, чему способствовало учение о
двойственности истины - религиозная и научно-философская, что позволяло
арабской цивилизации обходиться без инквизиции. До ХП-ХШ веков европейское
естествознание переживало длительный период упадка, тогда как на Востоке,
напротив, наблюдалось интенсивное развитие науки. Благодаря интенсивной
переводческой деятельности арабских ученых в IX веке были изданы все основные сочинения великих мыслителей
античности, в частности, на арабский язык были переведены «Начала» Евклида и
трактаты Аристотеля. Так европейские - древнегреческие - естественнонаучные
достижения получили известность в арабском мире, способствуя развитию в странах
Востока астрономии, математики, механики.
Средневековым
арабским ученым принадлежат и наибольшие успехи в становлении химии. Арабские
химики достигли в своих исследованиях существенного прогресса, благодаря их
работам алхимия постепенно превращалась в химию. Эти достижения способствовали
возникновению во времена позднего Средневековья европейской химии.
В XI веке европейская цивилизация пришла
в соприкосновение с культурными богатствами арабской цивилизации - научные
трактаты, переведенные с арабского языка на европейские языки стали мощными
стимулами восприятия, усвоения знаний Востока представителями европейских
народов.
Большую
роль в подъеме средневекового европейского естествознания сыграли университеты
(Парижский, Болонский, Оксфордский, Пражский, Кембриджский и др.), которые
стали образовываться, начиная с XII
века. Первоначально университеты предназначались для подготовки духовенства, но
уже тогда в них преподавались математические и естественнонаучные дисциплины.
Вместе с тем, процесс познания в эпоху Средневековья ограничивался в основном
изучением отдельных явлений и легко укладывался в умозрительные
натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным
образом в учении Аристотеля).
Достижения
арабских ученых
IX–XII вв. –
расцвет науки в арабоязычных странах. Багдад, ставший столицей халифата,
превратился в крупный научный центр. Здесь трудилась большая группа ученых,
переводчиков и переписчиков, переводя и комментируя произведения Платона,
Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея. Работа не сводилась к простому
копированию чужих исследований. Арабские ученые продолжали эти исследования и
выполняли новые, строили обсерватории, конструировали приборы, вели
самостоятельные наблюдения. Материал для математических задач давала широко
развитая торговля восточных купцов. Дальние путешествия способствовали развитию
астрономии и географии, развитию ремесел, развитию экспериментальной науки.
С 786 по 809
гг. халифатом правил Гарун аль-Рашид, известный нам по сказкам «Тысячи и одной
ночи». Этот халиф покровительствовал развитию естественных наук и математики.
При нем в Багдаде была открыта большая библиотека. Каждый знатный человек желал
иметь в своей свите как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков
Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и
слава. В больших городах при мечетях строились высшие мусульманские школы –
медресе.
Сын Гаруна
аль-Рашида, халиф аль-Мамун, объединил ученых в своего рода академию, названную
Домом мудрости. При Доме мудрости имелась хорошо оборудованная обсерватория.
Интересно, что в мирный договор с византийским императором по требованию
аль-Мамуна был внесен пункт о передаче ему многочисленных греческих рукописей.
Среди них в руки арабов попало, и было переведено на арабский язык «Великое
математическое построение» Птолемея. Именно в арабских переводах пришли на
кафедры средневековой Европы «Механика» Герона, «Пневматика» Филона, труды
Аристотеля, Птолемея, Архимеда.
Одним из
ученых, работавших в Доме мудрости в Багдаде был Мухаммед аль-Хорезми (787–ок.
850 гг.). Заслуги аль-Хорезми в математике и астрономии столь велики, что даже
имя его, которое в средневековой Европе записывали как Algoritmus, стало
математическим термином. В сочинении аль-Хорезми впервые в литературе на
арабском языке была дана таблица синусов и введен тангенс, зиджи (таблицы)
аль-Хорезми по астрономии использовали впоследствии астрономы, как Востока, так
и Европы. Наибольшую славу ученому принесли его математические труды.
Арифметический трактат аль-Хорезми познакомил Европу с индийской позиционной
системой чисел, нулем, арабскими цифрами, арифметическими действиями с целыми
числами и дробями.
В
алгебраическом трактате аль-Хорезми «Краткая книга восполнения и
противостояния» введены два особых действия. Первое – восполнение (аль-джебр) –
состоит в перенесении отрицательного числа из одной части уравнения в другую.
От арабского аль-джебр и произошло современное слово алгебра. Некий математик
так выразил правило аль-джебр:
При решении
уравнения, Если в части одной, Безразлично какой, Встретится член
отрицательный, Мы к обеим частям Равный член придадим, Только с знаком другим, И
найдем результат положительный.
Второе
действие – валь-мукабала (противопоставление) – сокращение равных членов в
обеих частях уравнения.
Занимался
аль-Хорезми и механикой. Этой науке посвящена одна из глав его «Книги наук». В
этой книге даны описания машин и руководство по их применению, есть раздел,
посвященный военным машинам и пневматическим устройствам.
Великими
учеными средневекового Востока были Абу Али ибн Сина (ок. 980–1037), которого в
Европе звали Авиценной, и аль-Бируни (973–ок. 1050). До нас дошла переписка
этих ученых в связи с комментированием сочинений Аристотеля (трактаты «О небе»,
«Физика»). Переписка состоит из вопросов аль-Бируни и ответов Ибн-Сины.
Например, Авиценна считал, как и Аристотель, что тяжелые элементы стремятся к
центру Земли, легкие – удаляются от него. Аль-Бируни полагал, что все без
исключения тела стремятся к центру Земли. Интересно, что на момент переписки
аль-Бируни было 25 лет, Ибн Сине – 18.
Великий
энциклопедист Авиценна был философом, врачом, поэтом, астрономом. Его
знаменитый трактат по медицине «Канон врачебной науки», переведенный на латынь,
а затем на европейские языки, был в течение ряда веков настольной книгой врачей
Запада и Востока. Эта медицинская энциклопедия содержит сведения по анатомии и
физиологии человека, терапии, фармакологии, открытия Ибн-Сины в области
внутренних и кожных заболеваний. По авторитету его «Канон» можно сравнить лишь
с трудом Аристотеля по философии.
Была написана
Авиценной и «Книга знаний» – средневековая энциклопедия. В ней есть главы,
посвященные механике. Ибн-Сина рассматривает простые механизмы: рычаг, блок –
ворот, клин, винт и их комбинации, которые частью отсутствуют у Герона.
Ибн-Сина,
сыгравший огромную роль в развитии философии и естественных наук, неоднократно
в течение своей жизни заключался в тюрьму и изгонялся, а труды его,
признававшиеся еретическими, сжигались, что подчеркивает его новаторство в
науке и расхождение с догмами ислама.
Абу Райхан
аль-Бируни родился в 973 г. в городе Кяте – главном городе Хорезма (теперь это
город Бируни в Узбекистане). В возрасте двадцати одного года он начал заниматься
астрономией, проводить астрономические измерения. После государственного
переворота Бируни покидает Хорезм и десять лет живет на чужбине, но и здесь
занимается наукой. По возвращении становится одним из государственных деятелей
Хорезма. В 1017 г. властитель Хорасана и Афганистана Махмуд завоевал Хорезм, и
Бируни вместе с другими пленными был отправлен в Газни, где прожил тринадцать
лет. Все эти годы аль-Бируни вел научную работу, став ученым-энциклопедистом,
охватывавшим весь спектр современных ему наук. За двенадцать лет до смерти
аль-Бируни подсчитал, что написал сто тринадцать научных трудов, многие из
которых имели по семьсот и более страниц. Ему принадлежат «Книга о лечебных
веществах», «Минералогия», книга по географии и астрономии «Индия», большой
труд по астрономии и геометрии «Канон Масуда».
«Канон» этот
состоит из одиннадцати книг и охватывает общую картину мира, хронологию,
тригонометрию, астрономию, географию, движение Солнца и Луны, затмения, звезды,
движение планет. Начинается сочинение описанием картины мира, согласно системе
Птолемея, далее рассматриваются календари различных народов, приводятся
результаты измерений диаметра и окружности Земли, координаты шестисот
населенных пунктов, положения планет.
Правитель
страны, султан Масуд, за этот труд прислал ученому вьюк серебра. Но аль-Бируни
не принял дара: «Этот груз удержит меня от научной работы. Мудрые люди знают,
что серебро уходит, а наука остается. Я же исхожу из веления разума и никогда
не продам вечное, непреходящее научное знание за кратковременный мишурный
блеск».
Мудрецу
аль-Бируни принадлежат слова: «...наслаждения телесные тому, кто испытывает их,
оставляют после себя страдания и приводят к болезням. И это в противоположность
наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое
наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо
предела».
Достижения
аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:
– изготовил
один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты,
так что можно было определять их координаты; – сконструировал несколько
приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»:
широта Бухары, по его данным, 39° 20', по современным – 39° 48'; широта Чарджоу
соответственно 39° 12' и 39° 08'; – тригонометрическим способом определил
радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным – 6371 км); – определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения
между его данными (1020 г.) и современными составляют 45''; – оценил расстояние
до Луны как 664 земных радиуса; – составил каталог 1029 звезд, положения
которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей; – считал Солнце и
звезды огненными шарами, Луну и планеты – темными телами, отражающими свет;
утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу; – заметил
существование двойных звезд; – создал шаровую астролябию, что позволило следить
за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое
число задач.
Аль-Бируни
научился определять неприступные расстояния, и его способом пользуются до сих
пор. Рассмотрим этот способ.
Чтобы
определить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных
треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи
астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же – САМ. Точку на отрезке АМ
закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в сторону вехи
М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет
DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.
Измерить
радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижения горизонта»
а он определил с помощью астролябии, а высоту горы, с которой производил
измерения, – с помощью сконструированного им высотомера. Пусть h = AD – высота
горы, AB и AM – касательные к поверхности Земли, OD – радиус Земли, CMB –
видимый горизонт.
Из рисунка
видно, что R=(R+h)cosa, т.е.
Заслугой
аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней
и металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд.
Измерения отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни и
современные в г/см3):
Бируни
выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны,
и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху
Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.
Определением
удельных весов, техникой и теорией взвешивания занимались мудрецы Востока Омар
Хайям и его ученик ал-Хазини. Выдающийся поэт и ученый арабского мира Омар
Хайям (ок. 1048–ок. 1123) родился в городе Нишапуре на востоке Ирана. В течение
жизни Омар Хайям жил и работал в Самарканде, Бухаре, Исфахане. Хайям развил
теорию кубических уравнений, написал математический трактат «Комментарий к
трудным постулатам книги Евклида», труд «Трактат о доказательствах задач
алгебры и валь-мукабалы».
Когда ученый
был молодым, Среднюю Азию и Иран завоевали турки-сельджуки. В 1074 г. Омар Хайям был приглашен в столицу сельджуков Исфахан для работы в обсерватории, где ему
покровительствовал султан Малик-шах. Хайям стал главой обсерватории, работал
над реформой календаря, составил «Астрономические таблицы Малик-шаха».
Придуманный им солнечный календарь Лаплас спустя семьсот лет назвал самым
точным. В основу календаря был положен 33-летний цикл смены високосных лет (в
течение 33 лет восемь високосных). Год начинался с весеннего равноденствия.
Весенние и летние месяцы длились тридцать один день, все остальные – тридцать.
В простые годы последний месяц имел двадцать девять дней. Ошибка в сутки в
таком календаре накапливалась за пять тысяч лет. Почти тысячу лет пользовались
этим календарем в Иране и отменили его лишь в 1976 г.
В 1092 г. султан Малик-шах умер, обсерваторию закрыли, Хайяма обвинили в безбожии, он вынужден был
совершить паломничество в Мекку. Скончался Омар Хайям в бедности в родном
Нишапуре.
Свои научные
труды Омар Хайям писал по-арабски, а на языке фарси он писал четверостишия –
рубаи, известные сейчас всему миру.
Омар Хайям
вместе со своим учеником аль-Хазини занимался теорией взвешивания. Он,
например, ставил задачу «узнать количество серебра и золота в состоящем из них
теле». Исходными данными служили вес в воздухе и в воде двух произвольных
слитков серебра и золота и вес рассматриваемого тела. Здесь Хайям
распространяет закон Архимеда на предметы, находящиеся в воздухе.
Поставленную
задачу Хайям решил двумя способами. В сочинении аль-Хазини «Книга о весах
мудрости», написанной в 1124 г., описаны специально сконструированные для этих
целей весы. Их основными частями являлись градуированное коромысло и пять
чашек, которые можно было передвигать по коромыслу и подвешивать одну под
другой. Автор «Книги» так описывал весы:
– отличают
изменение веса на один мискаль (4,464 г), хотя полная нагрузка составляет 1000 мискалей;
– отличают чистый металл от подделки; – дают сведения о компонентах
металлических тел без отделения одного от другого; – позволяют определить
вещество взвешиваемого предмета по его виду, отличаясь от других весов, которые
не отличают золото от камня.
Таким
образом, «весы мудрости» позволяли решать ряд практических задач: определять
чистоту металла, распознавать сплавы, устанавливать истинную ценность денежной
монеты, отличать подлинные камни от подделок.
Ученые
Древнего Востока достигли значительных успехов в таком разделе физики, как
оптика. Крупный шаг в области развития оптики после Птолемея был сделан Абу Али
ибн аль-Хайсамом из города Басры (965–1039). В Европе этот ученый стал известен
под именем Альгазена. Его труд «Сокровище оптики» дошел до нас в латинском
переводе, изданном в Базеле в 1572 г.
Трактат
разделен на семь книг, из них первые три посвящены глазу и зрению. Альгазен
впервые в истории оптики дает анатомическое описание глаза. Для него,
бесспорно, что зрение вызывается внешними лучами, приходящими в глаз от
предметов, причем изображение формируется внутри хрусталика, прежде чем
достигает зрительного нерва.
Последняя
книга трактата – об отражении и преломлении в прозрачных средах. Альгазен
развивал теорию Лукреция о том, что свет – это поток частиц, и отражение
рассматривал как механическое явление: «Свет отражается в те части, откуда
прибыл, вдоль по прямой так же наклонной, как и первоначальная».
Изучая
преломление света, Альгазен повторил опыты Птолемея, достигнув большей
точности, но до понятия показателя преломления не дошел. Правда, ему
принадлежит заслуга открытия того факта, что лучи падающий, преломленный и
перпендикуляр к границе раздела лежат в одной плоскости.
Изучал
Альгазен и зеркала. Он различал семь видов зеркал: плоские, выпуклые, вогнутые,
цилиндрические, конические, выпуклые и вогнутые сферические. Изучая отражение
света от вогнутых зеркал, ученый установил, что фокусировка тем лучше, чем
больше диаметр зеркала. В Европе это значительно позднее обнаружил Роджер
Бэкон.
Улугбек
(1394–1449) – внук завоевателя Тимура. За тридцать пять лет своих походов Тимур
создал огромную империю, ядром которой была страна между Амударьей и Сырдарьей
со столицей в Самарканде. Благодаря огромным богатствам, награбленным Тимуром,
Самарканд украшался и процветал. Строились дворцы, мечети, медресе, разбивались
роскошные сады. Самарканд был центром ремесел, торговли и научной мысли. 22
марта 1394 г. у третьего сына Тимура, Шахруха, родился сын Мухаммед Тарагай.
Именно этого мальчика стали называть впоследствии великим беком – Улугбеком. С
юности он проявлял большую склонность к наукам, особенно к математике и
астрономии. Читая рукописи и общаясь с видными учеными, он приобрел обширные
познания. Свою власть, а с пятнадцати лет юноша становится правителем Самарканда,
Улугбек направляет на развитие наук и образования, строит медресе, читает в них
лекции.
В 1428–1429
гг. в двух километрах от Самарканда по проекту Улугбека была построена
астрономическая обсерватория, ставшая самой знаменитой на Востоке. Ее трехъярусное
цилиндрическое здание диаметром более 48 м и высотой не менее 30 м было сооружено на холме и возвышалось над местностью на высоту современного
12–13-этажного здания. Главным ее инструментом был громадный стенной квадрант
радиусом 40,2 м. Мраморная дуга квадранта имела ширину 2 м. Верхним концом она упиралась в крышу обсерватории, а нижним уходила на 10 м под землю, в вырубленную в скале траншею. Свет от небесного светила проникал в помещение сквозь
отверстие в верхней части. Изображение получалось на экране, который мог
перемещаться в желобе, проходившем по центральной части дуги квадранта. Общая
длина дуги составляла 60 м, градус соответствовал 70,2 см.
Основные
результаты наблюдений оставались непревзойденными несколько веков. Главный труд
Улугбека – «Новые астрономические таблицы» с каталогом 1018 звезд. Там также
были рассмотрены системы летосчисления разных народов, представлены таблицы
переходов между ними, определены координаты 638 городов Европы и Азии, включая
Русь, наклон эклиптики к экватору, моменты затмений Луны и Солнца, рассчитана
продолжительность звездного года: 365 сут. 6 ч 10 мин 8 с, истинная продолжительность
звездного года – 365 сут. 6 ч 9 мин 15 с, т.е. ошибка не превышала 1 мин!
Интерес к трудам Улугбека был настолько велик, что его звездные таблицы
издавались в Лондоне трижды в течение пятнадцати лет (в 1650, 1652, 1665 гг.).
В середине XIX в. таблицы вновь были изданы Лондонским королевским
астрономическим обществом.
Научные труды
Улугбека восстановили против него шейхов, которые нашли опору в старшем сыне
Улугбека, Абдуллатифе. Между сыном и отцом возникла вражда. Абдуллатиф восстал
против отца, опираясь на часть войска, и выиграл решающее сражение. Тайный суд
шейхов выдал разрешительную «фетву на убийство», и 27 октября 1449 г. Улугбек был убит. Сейчас тело великого ученого покоится в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде.
Заключение
Таким
образом, эпоху Средневековья были сделаны первые шаги вперед от того рубежа, на
котором остановились античные мыслители, но наука еще не могла подняться до
раскрытия объективных законов природы; естествознание - в его нынешнем
понимании - еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной
«преднауки», «протонауки». Вместе с тем следует признать, что решающий переход
из Средневековья в Новое время европейцы совершили, когда изобрели
книгопечатный станок с подвижным металлическим шрифтом. В 1454 году немецкий
книгопечатник Иоганн Гутенберг (1394-1468) напечатал первые 300 экземпляров
Библии. Изобретение машинного книгопечатания положило начало информационной
революции - настолько же важного события, как появление алфавита в Элладе в VIII веке до н.э. или электронных
вычислительных машин в середине XX
веке. В 1482 году в Венеции была впервые напечатано сочинение Евклида «Начала».
Для естествознания это стало знаком того, что закончилось Средневековье и
началось Возрождение и переход к Новому времени.
Литература
Дорфман Я.Г. Всемирная история физики
с древнейших времен до конца XVIII века.– М.: Наука, 1974.
Кедров Б.М., Розенфельд Б.А. Абу
Райхан Бируни. – М.: Наука, 1973.
Кудрявцев П.С. Курс истории физики. –
М.: Просвещение, 1982.
Леонов Н.И. Улугбек – великий
астроном XV века. – М.: Издательство технико-теоретической литературы, 1950.
Спасский Б.И. История физики. – М.:
Высшая школа, 1977.