Маркетинговые исследования
Южно-Уральский
Государственный Университет
Факультет Коммерции
Специальность «Реклама»
Курсовая
работа
«Маркетинговые
исследования»
Выполнила Селлер Елена
КОМ-274
Проверила Окольнишникова И.Ю.
Челябинск
2005
Содержание
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1
1. Основные
понятия маркетинга........................................................... 4
2. Маркетинговые исследования: порядок
проведения, цели, информация, методы
2.1. Сущность
маркетингового исследования услуг на основе маркетинговой информации ..................................................................................... 6
2.2. Назначения и типы маркетинговых
исследований.................... 9
2.3.
Тип маркетинговой информации и источники её получения…...11
2.4.
Методы проведения маркетинговых исследований……………..19
3. Определение методов сбора маркетинговых данных............................23
3.1. Общая
характеристика методов сбора данных…………………..23
3.2. Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых
иссле-
дований………………………………………………………………….24
3.3. Метод фокус-группы………………………………………………27
3.4. Другие качественные методы……………………………………..29
3.5. Метод опроса………………………………………………………32
4. Организация и проведение сбора
данных……………………………...34
5. Анализ данных и подготовка заключительного
отчёта….....................36
6. Маркетинговые
исследования рекламной деятелньости…..………….39
Глава 2
Заключение.................................................................................................
Список используемой
литературы.............................................................
Приложение................................................................................................
1.
Основные понятия
маркетинга
В основе термина
«маркетинг» лежит слово «market», что означает рынок.
Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в
условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение
потребностей конкретных потребителей.
Маркетинг согласно его широкому пониманию – это социально-управленческий
процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путём создания
продуктов и их обмена получают то, в чём они нуждаются. В основе этого процесса
лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен,
сделка, рынок (рис. 1).
Потребность
Рынок конкретизиро-
ванная
потребность
сделка
спрос
обмен продукт
рис. 1. Концепция маркетинга
Потребность – надобность, нужда в чём либо, требующая удовлетворения. Когда человек
не в состоянии удовлетворить какую-либо потребность, он или её заменяет, или
снижает уровень своих запросов. Часто говорят, что главная задача маркетинга –
найти потребность и удовлетворить её.
Желание – это потребность, принявшее конкретную форму в соответствии с
культурным уровнем и личностью индивида. Иногда оно называется
конкретизированной потребностью. Например, общая потребность в еде трансформируется
в более частную потребность во фруктах, которая, в свою очередь, выливается в
конкретизированную потребность, желание, купить яблоки.
Спрос
– желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.
При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и
желания путём приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и
удовлетворение
Продукт – всё, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или
потребления, с целью удовлетворения своих определённых потребностей
Сделка – торговая операция между двумя сторонами, включающая по крайней мере
два субъекта интереса и соглашения об условиях, сроках и месте её реализации.
Существует два вида сделок: денежная сделка, когда товары обмениваются на
деньги, и бартерная сделка.
Рынок в маркетинговом понимании – совокупность существующих или потенциальных
продавцов и покупателей каких-то продуктов, это место, где совершаются сделки.
В современном мире рынок не обязательно имеет физическое месторасположение. Для
демонстрации товара, его рекламы, получения заказов широко используются
средства коммуникаций, без физических контактов с покупателями. В маркетинге
также под рынком понимается совокупность потребителей определённого продукта;
говорят: рынок металла, зерна и т. п. На основе этого принципа часто проводят
сегментацию рынка.
Таким образом, потребности выливаются в конкретные желания, которые с
учётом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные
продукты; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый
в виде определённой сделки. Отсюда следует, что маркетинг направляет экономику
на удовлетворения множества постоянно меняющихся потребностей миллионов
потребителей. Данная интерпретация маркетинга наиболее полно проявляется на
уровне государства в целом и его отдельных регионов.
Другими словами, маркетинг – это такая философия управления,
направления реализации которой на разрешение проблем потребителей путём
эффективного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит
пользу обществу.
Разнообразие сфер применения маркетинга обуславливает и множество его
определений.
Представляется, что в качестве общего можно предположить следующее
определение маркетинга. Маркетинг – вид человеческой деятельности по
удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности
посредством взаимовыгодного обмена.
Таким образом, маркетинг одновременно является системой мышления и
системой действий. (1)
2. Маркетинговые
исследования: порядок проведения, цели, информация, методы
2.1. Сущность маркетингового исследования
услуг на основе маркетинговой информации.
Чтобы понять клиентов фирмы, ее конкурентов,
дилеров и т. п. ни одному деятелю рынка не обойтись без маркетинговых исследований.(3)
Маркетинговое исследование
услуги или ее рыночного окружения представляет собой систематические
мероприятия по получению оперативной информации в отношении данных, описывающих
текущее или перспективное (прогнозное) состояние самой услуги или ее
маркетингового окружения, а также анализ и отражение данных в форме,
необходимой для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед
фирмой (2). Маркетинговые исследования – это функция, которая через информацию
связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми
элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с
принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают
уровень неопределённости и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его
внешней среды по тем её компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг
определённого продукта на конкретном рынке. (1)
Принципиальной
особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа
внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на
решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта
целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое
исследование. (6)
Проведенные в
плановом порядке маркетинговые исследования дают возможность получать
конкурентные преимущества, снижать финансовые и коммерческие риски
предпринимательской деятельности, определять отношение покупателей к
оказываемой услуге, давать оценку стратегической и тактической деятельности
фирмы, повышать эффективность коммуникационных рыночных мероприятий, определять
оптимальные сегменты позиционирования услуг, определять характер жизненного
цикла услуг. (2)
Управляющие,
прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть достаточно хорошо
знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой
цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или
нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно
истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных
исследователей, ибо в их собственных интересах получать информацию, которая
позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие
достаточно хорошо знали технологию проведения маркетингового исследования и
могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации
полученной информации. (12) Крупная зарубежная компания ежегодно проводит
своими силами или заказывает проведение сторонними организациями 3-4
маркетинговых исследований. (2)
Все маркетинговые исследования
осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров
для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Как правило,
прогнозные оценки используются при разработке целей и стратегий развития
организации в целом, так и её маркетинговой деятельности. (1)
К основным принципам
проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и
тщательность.
Принцип объективности
означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной
точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
Принцип точности
означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и
трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую
достоверность результатов исследования.
Принцип тщательности означает детальность
планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех
исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня
профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также
аффективной системы контроля его работы. (7)
2.2. Назначение и типы маркетинговых исследований
Маркетинговые
исследования классифицируются по назначению и типу в соответствии с областью
предпринимательской активности, субъектом исполнения и плановостью проводимого
исследования.
Маркетинговые
исследования используются в следующих областях предпринимательской
деятельности:
Ассортиментная политика
услуг: позволяет провести оценку спроса и предложения, характера изменения
спроса при увеличении или снижении цены, характера изменения объема продаж при
изменении влияющих на него факторов (цена, упаковка и т.д.).
Каналы распределения:
позволяют оценить объемы продаж по регионам, времени покупательской
насыщенности; различия структуры сбыта и каналов распределения нашей фирмы и
конкурентов; возможные формы совершенствования каналов сбыта и привлечения
покупателей по каждому каналу.
Ценовая политика:
определяется структура себестоимости товаров, соотношение "качество -
цена", оптимальный ценовой сегмент.
Послепродажный сервис:
выясняется, каков жизненный цикл услуги, характер кривой жизненного цикла,
каково соотношение объема вложений в послепродажный сервис и покупательской
отдачи.
Комплекс маркетинговых
коммуникаций (КМК): определяется структура элементов КМК, тактические и
стратегические графики рекламы, эффективность рекламных мероприятий и уровень
корреляции между объемом вложений в рекламу и покупательской отдачей,
выраженной в покупке услуг.
Маркетинговые исследования услуги разделяются по характеру выполнения
исследования на "плановые" и "внеплановые" мероприятия. Плановые
мероприятия - это комплекс маркетинговых исследований, ориентированных на
получение стандартизированного объема (по количеству и составу) ряда
параметров, необходимых для принятия тактических и стратегических решений на
рынке. Плановые исследования являются повседневным базисом работы отдела
маркетинга (маркетинговых исследований) предприятия и проводятся в соответствии
с определенным графиком и четко поставленными методически определенными
задачами, опирающимися на традиционные методы маркетинговых исследований. Внеплановые
исследования проводятся чаще внешними сервисными фирмами для решения локальных
(периодически возникающих) задач, обычно связанных с "неожиданно"
возникающими проблемами в предпринимательской деятельности фирмы. Для решения
проблемных внеплановых задач фирмы, обеспечивающие их решение, часто прибегают
к использованию нетрадиционных методов маркетингового исследования,
стандартизация которых практически невозможна. В целом общая схема проведения
маркетинговых исследований, включающая ряд методов и методик планового
исследования отражена на рис. 2 (2)
Выявление маркетинговой проблематики в
отношении услуги
внеплановые маркетинговые исследования
плановые маркетинговые исследования
сбор маркетинговой информации
специальные методы маркетинговых исследований
оценка составляющих услуг
оценка прибыльности
составляющих
сегментация
потребителей
прогнозирование рыночных
тенденций
рис. 2. Схема маркетинговых исследований
2.3. Тип маркетинговой информации и
источники её получения
Информация
представляет собой определенный семантический ресурс, включающий в себя ранее
неизвестные сведения и обладающий способностью ее передачи. Маркетинговая
информация - это систематизированный набор количественных и качественных
характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы
параметров, описывающих рыночную ситуацию. (2)
Обычно
при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная
на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные получаются в результате
специально проведённых для решения конкретной маркетинговой проблемы так
называемых полевых маркетинговых исследований. Их сбор осуществляется путём
наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых, как правило,
над частью общей совокупности исследуемых объектов – выборкой. (1)
Сбор первичной
рыночной информации — часть исследования, которую лучше всего доверить
маркетинговым агентствам, чем осуществлять самой организацией, предоставляющей
услуги. Прежде всего потому, что респонденты скорее всего, дадут честные ответы
третьим лицам, чем непосредственно представителям организации, проводящей исследование.
Этот элемент
честности, или объективности, является особенно важным в сфере услуг, где
восприятие потребителями обслуживания не может быть измерено отдельно от образа
организации, предоставляющей услугу, и ее персонала. Например, респонденты не
могут оценивать степень удовлетворения финансовой услугой, если они фактически
никогда ею не пользовались. Кроме того, ответы респондентов на предложение
новой услуги не могут быть отделены от их восприятия поставщика услуги
(например, новый вид страхования не может быть обозначен изолированно от
репутации страховой компании, предоставляющей ее). (13)
Различают четыре
основных метода сбора первичной информации:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) имитация;
г) опрос.
Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством фиксации
функционирования исследуемых объектов без установления исследователями
контактов с ними и при отсутствии контроля за факторами, влияющими на их
поведение.
Наблюдение может
проводится как открыто, так и скрытно. Поскольку осведомленность объекта
исследования о нахождении его под наблюдением может повлиять на его поведение и
в этом случае может расцениваться как установление с ним контакта, на практике,
как правило, проводятся скрытые наблюдения. При этом в качестве орудия исследования
используются скрытые камеры и специальные зеркала.
Целью исследования,
проводимого с помощью эксперимента, является, как правило, установление
причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением
исследуемых объектов.
Для обеспечения
достоверности результатов эксперимента значения всех факторов, кроме
исследуемого, должны оставаться неизменными. При необходимости исследования
нескольких факторов может потребоваться серия экспериментов.
Имитация представляет собой метод сбора данных, генерируемых ЭВМ с помощью
заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей
поведение объекта исследования.
На практике создание
такой модели нередко не представляется возможным. Даже если возможности фирмы
позволяют создать такую модель, то ее разработка потребует значительных затрат,
которые могут оправдать себя при наличии потребности в регулярном и частом, а
также многократном ее использовании.
Опрос. Под опросом понимается метод сбора информации, путем установления
контактов с объектами исследования. В качестве орудия исследования методом
опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий
фиксацию ответов.
Подготовка проведения
сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:
выбор способа связи с аудиторией;
подготовка анкеты;
проведение тестирования и доработка анкеты.
Анкета является гибким инструментом опроса, т. к. для получения необходимой
информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками,
последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и
скрытый опрос.
В зависимости от
формы различают два типа вопросов: открытые и закрытые. (7)
Под
вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых
кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из
внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых
исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом
проведения специальных маркетинговых исследований.
Кабинетные
исследования являются наиболее доступным и дешёвым методом проведения
маркетинговых исследований. Для малых, а порой и средних организаций – это
практически доминирующий метод получения маркетинговых информации.
Внутренними
источниками служат отчёты компаний, беседы с сотрудниками отдела и другими
руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система.
Бухгалтерские и финансовые отчёты; отчёты руководителей на собраниях
акционеров; сообщения торгового персонала, отчёты о командировках. Обзоры жалоб
и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства,
протоколы заседаний, руководства, деловая корреспонденция фирмы и др.(1)
Вторичная
информация, с которой должна работать система постоянного слежения за внешней
маркетинговой средой, обширна и, как правило, рассеяна во множестве источников,
которые полностью практически не перечислить. Многие международные и российские
центры и организации регулярно публикуют экономические данные, которые могут
оказаться полезными при анализе и прогнозировании. (14)
Внешними источниками
являются данные международных организаций (Международный валютный фонд,
Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН); законы, указы,
постановления государственных органов; выступления государственных,
политических и общественных деятелей; официальная статистика, периодическая
печать, результаты научных исследований и т.п.
Если говорить об
этом более конкретно, то здесь в первую очередь следует выделить:
статистические ежегодники; данные переписи населения; данные о сбережениях
населения; каталоги и проспекты различных фирм; годовые финансовые отчёты фирм;
результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций;
судебные решения. (1)
Вторичные данные в
России можно получить из следующих информационных источников, как:
«Финансовые газеты», периодических печатных изданий
«Коммерсантъ», «Финансовые известия», журналов «Бизнес», «Эко» и др.;
периодических печатных изданий торгового характера
(«Экстра М», «Товары со склада», «Из рук в руки», «Центр-плюс», «Спрос» и др.);
ежедневных газет;
газет бесплатных объявлений;
электронных средств массовой информации (ТВ,
радио);
публикаций Торгово-промышленной палаты;
информационно-аналитических бюллетеней (различных
исследовательских центров);
специальных книг и журналов (например, журналов
«Маркетинг в России и за рубежом» и «Маркетинг»);
публикаций международных консалтинговых фирм типа
«Бизнес Интернешнл» и «Мак-Кинзи»;
словарей, энциклопедий;
публикаций различных общественных организаций
(защиты прав потребителей, общества «зелёных» и др.);
публикаций специализированных экономических и
маркетинговых организаций. (15)
К
источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки,
совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и
банки данных. (6)
Можно выделить
четыре главных преимущества использования вторичных данных:
1. быстрота получения по сравнению со сбором первичных данных
2. дешевизна по сравнению с первичными данными
3. лёгкость использования
4. повышают эффективность использования первичных данных. (1)
Сбор вторичной
информации обычно предшествует сбору первичной информации. (12)
Вторичные данные
помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с
тенденциями изменения объёма продаж и прибыли, конкурентами, последними
достижениями науки и техники и т.п.(1)
К недостаткам
вторичных данных относятся возможная нестыковка единиц измерения, использование
различных определений и систем классификаций, разная степень новизны,
невозможность оценить их достоверность. Эти недостатки обусловлены прежде всего
тем, что вторичная информация не получается исходя из целей определённого
маркетингового исследования, а исходя из каких-то других целей.(16)
При всей ценности
официальных источников информации нужно иметь в виду, что содержащиеся в них
данные практически доступны всем и поэтому никому не дают преимущества. Это так
называемые «жесткие» данные.
В большинстве
случаев предприятию обеспечивает стратегическое преимущество возможность
получить информацию, которой нет у конкурентов, или опередить их в получении
этой информации.
Такая информация
называется «мягкой» и её получают, как правило, из неофициальных
источников. К ним можно отнести информацию, получаемую от работников отдела
сбыта предприятия и т.д., а также – из внешних источников (посредники,
поставщики, потребители и др.).(14)
К внешней
информации относиться так называемая синдикативная информация, не
доступная в отличие от традиционной вторичной информации для широкой публики, а
издаваемая специальными организациями. Такая информация приобретается за
деньги, обычно по подписке. (1)
Специализированные
информационно-консультационные организации собирают и обрабатывают первичную
информацию, а затем её продают. (13)
К числу недостатков
синдикативных данных следует отнести следующие. Во-первых, подписчики
практически не могут влиять на собираемую информацию. Во-вторых, поставщик
синдикативных данных обычно старается заключить контракт на длительный период
времени, обычно на один год. В-третьих, стандартизированные синдикативные данные
доступны любой фирме-конкуренту. (1)
Анализ качественной
информации исследования, с одной стороны, позволяет выявить отношения между
побудительными стимулами и поведением потребителя — высокоструктурированный
характер данных, полученных в результате количественных исследований; с другой
стороны, обеспечивает возможность их исчерпывающего анализа. Кроме того, такие
данные помогут выявить существенные различия между сегментами в их восприятии и
ожидании в отношении услуг, а также последовательности покупательского
поведения.
Ожидания и поведение
различных сегментов рынка услуг необходимо исследовать отдельно, для чего
ответы могут подразделяться по следующим признакам: правовым, экономическим,
географическим, демографическим, поведенческим и т.п. Многие организации и
фирмы, оказывающие услуги, при проведении сегментации акцентируют свое внимание
на разделении рынка по демографическому и географическому признакам. В качестве
единиц географической сегментации могут выступать большие регионы, страны,
административно-территориальные единицы. Очевидно, что у организации,
предоставляющей услуги, может быть несколько целевых рынков, а для крупных —
число целевых рынков может достигать нескольких десятков. Так, например, для
крупного коммерческого банка это могут быть национальные рынки различных
государств, поскольку современное мировое хозяйство становится все более
интернациональным, что предъявляет к банкам требования осуществлять операции не
только на внутреннем рынке, но и на других национальных рынках. Кроме национальных
рынков банк может работать на множестве региональных рынков, обеспечивая
реализацию функции финансовой системы страны во всех ее экономических регионах.
И наконец, как на национальных, так и на региональных рынках существует
множество рынков банковских продуктов, которые могут восприниматься банком как
целевые.
Однако, хотя
демографические и географические данные имеют практическую ценность, поскольку
доступны и хранятся в удобном формате, в действительности они не объясняют,
почему существуют различия в поведении потребителей. Анализ различных групп
клиентов, имеющих общие потребности и поведение в процессе приобретения услуги,
может иметь большую стратегическую ценность. Используя принцип сегментации на
основе выгоды, можно выявить различия в требованиях групп клиентов, а также
определить критерии качества услуг, которые они считают важными, и в
соответствии с этим разработать предложения по обслуживанию.
Именно поэтому
организации, предоставляющие услуги, и прежде всего коммерческие банки, страховые
компании, туристические фирмы, имеют четкие наработки и подходы к сегментации
рынков согласно типу клиентов. (13)
2.4. Методы проведения маркетинговых исследований
Выбор конкретного типа исследования во многом определяется целями
исследования и задачами, которые решаются на отдельных этапах его проведения.
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований
является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на
отдельных его этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее
подходящий набор этих методов.
Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых
исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей,
экспертные оценки и экспериментальные методы. Главное отличие социологических
методов исследования от экспертных оценок заключается в том, что первые
ориентированы на людей очень различной компетенции и квалификации, в то время
как экспертные оценки - на ограниченное число специалистов-профессионалов.
Объединяет эти две группы методов прежде всего то, что в обоих случаях для
обработки собранных данных используются одни и те же методы математической
статистики.(1)
Широта применения тех или иных методов при проведении маркетинговых
исследований определяется возможностями компании использовать их самостоятельно
или покупать результаты таких исследований. Очевидно, что у крупных организаций
таких возможностей существенно больше, чем у организаций малого бизнеса.
Поэтому количественные методы в маркетинговых исследованиях применяются в
настоящее время все чаще организациями, имеющими соответствующие аналитические
подразделения, для определения таких важнейших параметров рынка, как спрос,
рыночная доля, объемы продаж.(15)
Можно выделить несколько групп экономико-математических методов,
используемых при проведении маркетинговых исследований:
1.
Статистические методы
обработки информации (определение средних оценок, величин ошибок, степени
согласованности мнений респондентов и т.д.)
2.
Многомерные методы (в
первую очередь факторный и кластерный анализы). Они используются для
обоснования маркетинговых решений. В их основе лежит анализ многочисленных
взаимосвязанных переменный. Например, определение объёма продаж нового продукта
в зависимости от его технического уровня, цены, конкурентоспособности, затрат
на рекламу и др.
3.
Регрессионные и
корреляционные методы. Они используются для установления взаимосвязей между
группам переменных, статистически описывающих маркетинговую деятельность
4.
Имитационные методы. Они
применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию
(например, описывающие конкуренцию), не поддаются определению с помощью
аналитических методов.
5.
Методы статистической
теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое
программирование) используются для стохастического описания реакции
потребителей а изменение рыночной ситуации.
6.
Детерминированные методы
исследования операций (в первую очередь линейное и нелинейное
программирование). Эти методы применяются тогда, когда имеется много
взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение.
7.
Гибридные методы,
объединяющие детерминированные и вероятностные (стохастические) характеристики
(например, динамическое и эвристическое программирование). (1)
В зависимости от характера и целей исследования различают три типа
исследований: разведочный, описательный и казуальный.
Разведочное исследование
– это такое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации,
необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений, в
рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также для
уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований.
Например, предполагается провести исследование с целью определения имиджа
какого-то банка. Сразу же возникает задача определения понятия «имидж банка».
Разведочное исследование выявило такие его составляющие, как величина
возможного кредита, надежность, приветливость персонала и др., а также
определило, как измерить эти составляющие.
Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только
прочитать опубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос среди
специалистов по данной проблеме. С другой стороны, если разведочное
исследование направлено на испытание гипотез или измерение взаимосвязей между
переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов.
Описательное исследование направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. При
проведении данного вида исследований, например, исследуется: кто является
потребителем продукции фирмы, что фирма поставляет на рынок, где потребители
приобретают продукцию фирмы, когда потребители наиболее активно покупают эту
продукцию, как потребители используют данную продукцию. Надо заметить, что описательные
исследования не дают ответа на вопрос, почему что-то происходит именно так, а
не иначе.
Казуальное исследование
проводиться для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В
основе данного исследования лежит стремление понять какое-либо явление на
основе зависимости факторов друг от друга. Факторы, которые вызывают какие-то
изменения, называются независимыми переменными, в то время как переменные,
изменяющиеся под воздействием этих факторов, называются зависимыми переменными.
К сожалению, на основе логики «если - то тогда» изучить проблемы маркетинга
очень сложно, но иногда и невозможно. Например, на поведение потребителя влияет
множество факторов, заставляющих их действовать порой противоречивым образом.
Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты. (14)
Под экспериментальными исследованиями понимается сбор первичной
информации путём выбора однотипных обследуемых, выдачи им разных заданий,
контроля над факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в
групповых реакциях.
Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью
определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля
за влиянием других, не изучаемых факторов. Независимые переменные могут меняться
по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.д.), в то время
как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного
управления (объём продаж, показатели рыночной доли). Зависимые переменные
меняются путём манипулирования независимыми переменными. (1)
3. Определение методов сбора
маркетинговых данных
3.1. Общая характеристика метода сбора данных
Методы сбора данных
при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы:
количественные и качественные. Количественные исследования обычно
отождествляются с проведением различных опросов. Основанных на использовании
структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число
респондентов. (1)
Характерными
особенностями таких исследований являются: чётко определённый формат собираемых данных и источники их получения,
обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в
основном количественных по своей природе.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных
путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят
качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.
Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому
предшествуют специальные процедуры. Например, мнение нескольких респондентов о
рекламе товара может быть словесно выражено по-разному. Только в результате
дополнительного анализа все мнения разбиваются на три категории: отрицательные,
положительные и нейтральные, после чего можно определить, какое число мнений
относится к каждой из трех категорий. Такая промежуточная процедура является
лишней, если при опросе использовать сразу закрытую форму вопросов.(14)
3.1. Наблюдение и его роль при проведении
маркетинговых исследований
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений,
предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респондентами. Большинство
этих методов основано на подходах, разработанных психологами.
Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора
первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за
выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь
непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого
объекта и значимые с точки зрения целей исследования.(1)
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на
достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации
для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими
методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом
объекте.
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя
подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или
скрытое, структурированное или неструктурированное, осуществляемое с помошью
человека или механических средств.
Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за
поведением, скажем, покупателей в магазине (например, в какой
последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке). При
применении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а
не само поведение. Здесь часто используются архивные данные, например, данные о
динамике запасов определенных товаров, которые могут быть полезными при
изучении сдвигов в рыночной ситуации.
Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними
наблюдают, например, при проведении специальных экспериментов. Однако
присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых, поэтому надо
стремиться свести его к минимуму.
Этим требованиям удовлетворяет, скрытое наблюдение когда обследуемый
не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто
наблюдать за тем, насколько продавец вежливо обходится с покупателями и
помогает им совершить покупку.
При проведении структурированного наблюдения наблюдатель заранее
определяет, что он будет наблюдать и регистрировать. Все другие виды поведения
игнорируются. Часто используется стандартный лист наблюдений, сокращающий до
минимума затраты времени наблюдателя. Этот метод дает возможность осуществлять
наблюдения по заранее намеченной схеме, фиксировать результат наблюдений для
каждой выделенной категории. Это наблюдения не носят случайного или
произвольного характера, а осуществляются в соответствии с определенным планом,
обладают высокой степенью законченности. Исследователю легче обобщить
результаты, полученные от разных наблюдателей.
Когда осуществляется неструктурированное наблюдение, наблюдатель
фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип поведения часто
используется при проведении разведочных исследований.
Обычно метод наблюдений используется совместно с другими методами.
Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Так,
если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами,
оно должно быть максимально строго структурировано, проводиться в тех условиях,
в которых собиралась контролируемая информация.
Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. При
прямом наблюдении обычно изучается поведение в определенных условиях малой
группы людей, следовательно, возникает вопрос о достоверности полученных
данных. При этом имеет место субъективное истолкование последних. Человеческое
восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить
какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в
состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть
интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения. В ряде
случаев это ограничение удается преодолеть, например, изучая реакцию детей на
новую игрушку. Кроме того, надо иметь в виду, что присутствие наблюдателя может
оказывать влияние на наблюдаемую ситуацию. Уровень этого влияния определить
чрезвычайно сложно.
Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов
наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение. Оно
должно дополнять другие методы маркетинговых исследований, и применяется
тогда, когда информация, необходимая исследователю не может быть получена
никакими иными способами. (6)
По характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым, что
означает, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазине, у
витрины магазина), или лабораторным, т.е. проводящимся в искусственно созданной
ситуации.
Выделяются следующие этапы наблюдения:
1.
определение цели,
постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения
2.
обеспечение доступа к
среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми
3.
выбор способа наблюдений и
разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов
4.
проведение наблюдений,
сбор данных, накопление информации
Фиксация результатов наблюдений может выполнятся в виде:
а.
кратковременной записи,
проводимой «по горячему следу», насколько это позволяют время и место
б.
протокола наблюдений
в.
дневника наблюдений, в который
систематически заносятся все необходимые сведения
г.
фото-, видео-,
звукозаписи.(14)
3.3. Метод фокус-группы
Процедура
проведения фокус-группы представляет собой обсуждение заданной проблемы в
группе 6-12 специально отобранных представителей целевой аудитории под
руководством ведущего (модератора).
Непринуждённость
беседы и равноправие участников способствуют комфорту во время обсуждения.
Модератор задаёт вопросы и следит за тем, чтобы все участники могли свободно
высказаться. (17)
Можно выделить
четыре главные цели применения данного метода:
1. генерация идей – например, относительно направлений усовершенствования
выпускаемых продуктов, их дизайна, упаковки и разработки новых продуктов
2. изучение разговорного словаря потребителей, что может оказаться полезным
при проведении рекламной кампании, составление вопросников и т.п.
3. ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и с их
отношением к изучаемому продукту, что является весьма важным при определении
целей маркетингового исследования
4. изучение эмоциональной и поведенческой реакции на определенные виды
рекламы(1)
Обычно работу
группы фиксируют с помощью аудио- и видеотехнических средств, а его результаты
могут явиться основанием для проведения количественных исследований (опроса).
(17)
Оптимальный размер
фокус-группы колеблется от 6 до 12 человек. При меньшем числе участников не
создаётся необходимая динамика для продуктивной работы группы, и ведущему
приходиться прилагать массу усилий для активации работы группы. При численности
группы более 12 человек трудно завязать продуктивную дискуссию, группа может
разбиться на подгруппы, в которых могут вестись разговоры на отвлечённые темы.
Рекомендуется формирование группы, исходя из принципа гомогенности состава её
участников (по возрасту, виду деятельности, семейному положению и т.п.). В том
случае создаются лучшие условия для раскованной дискуссии. Выбор участников
группы прежде всего определяется целями проводимого исследования. Например,
если целью является генерация новых идей об упаковке продукта, в качестве
участников фокус-группы приглашаются потребители, которые покупали товары
определённой марки. (14) Рекомендуется не включать в группу лидеров, поскольку
их активность и навязывание своего мнения разрушают объективность картины
обсуждения. (17) Обычно потенциальных участников приглашают принять участие в
дискуссии по телефону, хотя иногда желающих принять участие в работе группы
находят прямо в магазине.
Лучше всего в
случае, когда предполагается, что дискуссия будет длиться более 1,5 часов, проводить
её в приспособленном для таких обсуждений комнате, предпочтительно за круглым
столом, в обстановке тишины и спокойствия, способствующей умственной работе.
Возможность открыто
и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи; возможность для
заказчика принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, наблюдать
за работой группы; разнообразие направлений использования метода; возможность
изучать респондентов, которые в более формальных, структурированных ситуациях
не поддаются изучению, не желая, например, принимать участие в анкетировании –
все это является главными достоинствами метода фокус-группы. (1)
3.4. Другие качественные методы
Глубинное интервью – беседа психолога с одним респондентом. Информацию,
полученную в ходе интервью, можно также фиксировать на плёнку. Иногда во время
обсуждения интервьюер использует полуструктурированный опросник.
Данный метод применяется для сбора информации о новых концепциях,
дизайне, рекламе и других методах продвижения продукта; он помогает лучше
разобраться в поведении потребителей, в эмоциональных и личностных аспектах
жизни потребителей, в принятии решений на индивидуальном уровне, получить
данные об использовании определенных продуктов.(1)
Здесь прежде всего необходимо добиться благожелательной атмосферы при
общении с опрашиваемым. Интервьюеру желательно быть внимательным как к
словесному оформлению, так и к чувствам, заключенным в словах.(17)
Специалисты рекомендуют использовать метод глубинного интервью в тех
случаях, когда:
1.
целевая аудитория
представляет собой редкую категорию населения
2.
респондентов по каким-либо
причинам сложно собрать одновременно вместе
3.
проблема исследования
касается сугубо личного отношения респондента
4.
принятие решения по
интересующей проблеме является индивидуальным. (17)
Самым сложным является суммирование данных индивидуальных опросов в
итоговый отчет.
Анализ протокола заключается в помещении респондента в определенную
ситуацию по принятию решения, при этом он должен словесно описать все факторы и
аргументы, которыми он руководствовался при принятии решения.
Метод анализа протокола используется при анализе решений, принятие
которых распределено во времени, например решения о покупке дома. В этом случае
исследователь собирает в единое целое отдельные решения, принимаемые на его
отдельных этапах.
Кроме того, данный метод используется при анализе решений, процесс
принятия которых очень короток. В этом случае метод анализа протокола как бы
замедляет скорость принятия решения. Например, покупая жевательную резинку,
обычно люди не задумываются относительно этой покупки. Анализ протокола дает
возможность разобраться в некоторых внутренних аспектах подобных покупок.
При использовании проекционных методов респонденты помещаются в
определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что респонденты выскажут
такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого
опроса, например, относительно потребления наркотиков, алкоголя, получения
чаевых и т.п. Можно выделить следующие конкретные методы, входящие в состав проекционных
методов: ассоциативные методы, испытание при помощи завершения предложений,
тестирование иллюстраций, тестирование рисунков, разыгрывание ролей,
ретроспективные беседы и беседы с опорой на творческое воображение.
Ассоциативные методы включают ассоциативные беседы и ассоциативное
испытание слов или словесную ассоциацию. Ассоциативное испытание слов
заключается в прочтении респонденту слов, в ответ на которые он должен
произнести первое пришедшее ему на ум слово.
Далее к числу качественных методов относятся физиологические испытания,
основанные на изучении непроизвольных реакций респондентов на маркетинговые
стимулы. При проведении подобных измерений используется специальное
оборудование. Например, фиксируется расширение и перемещение зрачков при изучении
определённых товаров, картинок и т.п. Примером данного метода может служить
проведение специальных экспериментов по определению отношения детей к различным
игрушкам.
Физиологические измерения в силу указанных причин довольно редко
используются при проведении маркетинговых исследований.(14)
3.5. Методы опроса
Количественные методы сбора данных или методы опроса заключаются в сборе
первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня
их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения.
Опрос может носить структурированный и неструктурированный характер. В первом
случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором –
интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.(1)
Информация от респондентов при проведении опросов собирается тремя
способами: путем задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые
интервьюер фиксирует; путем задания вопросов с помощью компьютера; путем
самостоятельного заполнения анкет респондентами.
Первый способ обладает следующими достоинствами:
1. Наличие обратной связи с респондентами, которая даст возможность
управлять процессом опроса.
2. Возможность установить доверие между респондентом и интервьюером еще в
начале опроса..
Недостатки данного способа точно соответствуют достоинствам второго и
заключаются в следующем:
1.
Высокая скорость
реализации данного подхода по сравнению с личным интервьюированием. Компьютер
может быстро задавать вопросы, адаптированные к ответам на предыдущие вопросы;
быстро набирать случайно выбранные телефонные номера; учитывать особенности
каждого опрашиваемого.
2.
Отсутствие ошибок
интервьюера: он не устает, его невозможно подкупить.
3.
Использование картинок:
графиков, видеоматериалов, интегрированных в вопросы, появляющиеся на экране
компьютера.
4.
Обработка данных в
реальном масштабе времени. Полученная информация непосредственно направляется в
базу данных и является доступной для анализа в любое время.
5.
Субъективные качества
интервьюера не влияют на получаемые ответы, особенно это касается персональных
вопросов. Респонденты не стараются давать такие ответы, которые понравятся
интервьюеру.
К числу недостатков компьютерного метода обследований относятся
относительно высокие затраты, обусловленные приобретением и использованием
компьютеров, программных средств, очисткой от компьютерных вирусов после каждого
обследования и т.п.
Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент
отвечает на вопросы переданной или посланной ему анкеты самостоятельно, без
участия интервьюера или использования компьютера.
Достоинства данного метода заключаются в следующем:
1.
Относительно низкая
стоимость, обусловленная отсутствием интервьюеров, компьютерной техники.
2.
Самостоятельная
организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают
время и скорость ответов на вопросы, создают для себя наиболее комфортные
условия ответа на вопросы.
3.
Отсутствие определенного
влияния со стороны интервьюера или компьютера, создающее более комфортные
условия респондентам для ответа на вопросы.
Недостатки данного метода опроса заключаются, прежде всего, в том, что
поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то
его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием
должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или
анкеты вообще не будут возвращены. Вследствие изложенного анкеты должны
разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции.(18)
4. Организация и проведение
сбора данных
Существует, по крайней мере, три альтернативных подхода к сбору данных:
осуществлять это самим, осуществлять путём создания специальной группы или
путём привлечения коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.
В первом случае сотрудники маркетинговой службы организации своими силами
осуществляют сбор данных, скажем, путём интервьюирования. Очевидно, в данном
случае необходимо иметь достаточно развёрнутый штат сотрудников. Специальная
группа комплектуется за счёт специалистов не очень высокой квалификации.
Необходим контроль за собираемой информацией.
К числу достоинств привлечения к проведению маркетинговых исследований
коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных, относиться:
1.
большой опыт проведения
подобных исследований
2.
наличие классов,
оборудованных современных техническими и электронными средствами
3.
быстрота проведения
исследований
4.
контроль качества, как
стандартная процедура процесса сбора данных.
Однако стоимость услуг маркетинговых компаний в 3-5 раз превышают
стоимость других двух подходов к сбору данных.
Большое значение имеет правильное проведение сбора данных. При личном
интервьюировании необходимо представиться и рассказать немного о проводимом
исследовании. При использовании анкеты данная информация должна содержаться в
её вводной части.
Одним из критериев, определяющих выбор конкретного подхода к сбору
данных, является величина невыборочной ошибки. Невыборочная ошибка включает в
свой состав:
1.
все типы ошибок,
обусловленные тем, что не все респонденты дали ответы;
2.
ошибки сбора данных;
3.
ошибки обращения с
полученными данными;
4.
ошибки анализа собранных
данных;
5.
ошибки интерпретации
полученных результатов.
Кроме того, существуют ошибки, обусловленные нечётким выявлением проблем,
использованием неоднозначных терминов и т.п.
Невыборочные ошибки можно подразделить на преднамеренные и не
непреднамеренные.
Существует два типа преднамеренных ошибок респондентов. Первый вид
обусловлен стремлением респондента фальсифицировать свои ответы (об уровне
дохода, о национальности, возрасте и т.д.).
Второй вид обусловлен отказом респондента отвечать на вопросы. Можно выделить
три типа таких ошибок: из-за отказа вообще принимать участие в обследовании,
из-за прекращения участия и из-за отказа отвечать на определённые вопросы.
Контроль за преднамеренными ошибками респондентов направлен на снижение
числа лжи и отказа участвовать в обследовании. Для этого прежде всего
необходимо сохранять анонимность и конфиденциальность. Можно использовать
сувенирную продукцию для стимулирования участия респондентов в обследовании.
Перед тем как табулировать и анализировать данные проведенного
исследования, целесообразно провести их предварительную проверку и выявить
ошибку респондентов. Для этого прежде всего следует проверить анкеты на полноту
и точность их заполнения, выявить возможную ненадёжность (разные подходы к
ответам на схожие вопросы). Если такие ошибки являются весьма существенными, то
анкеты изымаются из дальнейшего анализа. Если возможно, то проводиться
уточнение ответов. (1)
5. Анализ данных и подготовка
заключительного отчёта
Анализ данных начинается с перевода «сырых» данных в осмысленную
информацию и включает их введение в компьютер, проверку на предмет ошибок,
кодирование, представление в матричной форме (табулирование). Обычно
закодированные исходные данные представляется в виде матрицы, столбцы которой
содержат ответы на различные вопросы анкеты , а ряды респондентов или изучаемые
ситуации. Всё это называется преобразованием исходных данных.
Далее проводиться статистический анализ, т.е. определяются средние
величины, частоты, корреляционные и регрессионные соотношения, осуществляется
анализ трендов.
Выделяют 5 основных видов статистического анализа, используемых при
проведении маркетинговых исследований: дескриптивный анализ, выводной анализ,
анализ различий, анализ связей и предсказательный анализ. Иногда эти виды анализа
используются по отдельности, а иногда – вместе.
В основе дескриптивного анализа лежит использование двух групп
статистических мер. Первая – включает меры «центральной тенденции», или меры,
которые описывают типичного респондента или типичный ответ (средняя величина,
медиана). Вторая – включает меры вариации, или меры, описывающие степень
схожести или несхожести респондентов или ответов с «типичными» респондентами
или ответами (распределение частот, размах вариации и среднее квадратичное
отклонение). (6)
Анализ в основе которого лежит использование статистических процедур
(например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов на всю
совокупность, называется выводным анализом.
Вывод является видом логического анализа, направленного на получение
общих заключений о всей совокупности наблюдений за малой группой единиц данной
совокупности. Статистический вывод основан на статистическом анализе
результатов выборочных исследований и направлен на оценку параметров
совокупности в целом. В данном случае результаты выборочных исследований
являются только отправной точкой для получения общих выводов.
Анализ различий используется для сравнения результатов исследования
двух групп (двух рыночных сегментов) с целью определения степени реального
различия в их поведении, в реакции на одну и ту же рекламу и т.д.
Проверка сущности различий заключается в сопоставлении ответов на один и
тот же вопрос, полученных для двух или более независимых групп респондентов.
Анализ связей направлен на определение систематических связей (их
направленности и силы) переменных. Например, определение, как увеличение затрат
на рекламу влияет на увеличение сбыта.
Предсказательный анализ используется в целях прогнозирования развития событий
в будущем, например, путём анализа временных рядов.(8)
При подготовке заключительного отчёта можно разделить его на три части:
1.
вводная часть включает начальный лист, титульный лист,
договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень
иллюстраций и аннотацию. Объём меморандума и аннотации не более одной страницы.
2.
основная часть отчёта состоит из введения, характеристики
методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации
ограничений, а также выводов и рекомендаций.
Введение ориентирует читателя на ознакомление с
результатами отчёта. Оно содержит общую цель отчёта и исследования,
актуальность его проведения.
В методологическом разделе с необходимой степенью
детальности описываются: кто и что явилось объектом исследования, используемые
методы. Дополнительная информация помещается в приложении.
Главным разделом отчёта является раздел, в котором
излагаются полученные результаты. Рекомендуется строить его содержание вокруг
целей исследования.
Выводы и рекомендации могут быть изложены как в одном,
так и в отдельных разделах. Выводы основываются на результатах проведённого
исследования. Рекомендации представляют из себя предположения относительно
того, какие следует предпринять действия, исходя из изложенных результатов.
Осуществление рекомендаций может предполагать использование знаний, выходящих
за рамки полученных результатов.
3.
В заключительной части приводятся приложения, содержащие добавочную
информацию, необходимую для более глубокого осмысления полученных результатов.
Помимо написания отчёта исследователи часто также
делают для клиентов устную презентацию о методах исследования и полученных
результатах. (14)
6.
Маркетинговые исследования рекламной деятельности
Проведение исследования рекламы обусловлено прежде всего тем, что решения
в области рекламной деятельности принимаются в условиях риска и
неопределенности. Перед разработчиками рекламы практически всегда стоят вопросы
типа: «Правильно ли выбраны целевые рынки и целевая аудитория? Действительно ли
мы правильно понимаем запросы потребителей? Те ли люди смотрят телевизионную
рекламу из числа тех, на кого она ориентирована? Оказала ли реклама какое-то
влияние на объем продаж?» На эти и другие подобные вопросы очень часто ищутся
ответы путем проведения соответствующих исследований.
Характеризуя содержание маркетинговой рекламной деятельности можно
выделить следующие направления изучения рекламы:
1. Исследование эффективности и популярности отдельных рекламных средств
(носителей рекламы) для разных целевых аудиторий. В частности, на основе
изучения степени популярности отдельных радио и телепередач в средствах
массовой информации.
2. Изучение эффективности рекламной политики фирмы в целом. Изучается
степень осведомленности о фирме и ее товарах по результатам рекламной
деятельности за определенный период времени.
3. Исследование эффективности отдельных рекламных кампаний, в том числе
на основе проведения специальных экспериментов. Часто устанавливается
контрольный район, где рекламная кампания не проводится, и опытный район, в
котором осуществляется рекламная кампания. Сравнительная оценка для разной
целевой аудитории осуществляется в направлении изучения степени знакомства
потребителей с рекламируемым товаром и желания его купить.
4. Исследование эффективности воздействия рекламного обращения на
аудиторию, степени его влияния на поведение людей.
5. Изучение синергетического эффекта от совместного использования в
рекламных целях нескольких средств массовой информации.
Эти исследования прежде всего направлены на повышение эффективности
рекламной деятельности, снижения риска ее проведения, лучшее использование
финансовых средств.
Исследования эффективности рекламной деятельности помогают добиваться рекламных целей быстрее и
с меньшими затратами. Например, одна компания решила переключиться с показа
30-ти секундных телевизионных коммерческих роликов на показ 15-ти секундных
роликов. Однако исследование показало, что 15-ти секундные коммерческие ролики
часто являются слишком короткими; люди не в состоянии так быстро воспринимать
рекламное обращение. Результаты таких исследований при планировании рекламной
кампании могут представлять значительную ценность.
Риск
в рекламной деятельности прежде всего обусловлен возможностью неэффективного
использования денег. Плохая реклама может отпугнуть существующих потребителей и
уменьшить шансы привлечения новых. Компания «General Foods» с момента введения
марки «International Coffees» в 1974 году в качестве целевой аудитории
рассматривала женщин. Недавно компания решила расширить целевую аудиторию за
счет мужчин. Однако исследователи предупредили, что это решение таит в себе
большой риск, так как реклама, публично ориентированная на мужчин, может
отрицательно настроить женщин, составляющих подавляющее большинство
потребителей данной марки кофе. Компания решила провести специальное исследование,
чтобы выбрать такой вариант рекламной кампании по привлечению мужчин, который
не отпугнул бы женщин.
Задачу лучшего использования финансовых средств может быть
прокомментирована на следующем примере. Предположим, что мы несем
ответственность за рекламный бюджет компании «Procter & Gamble», который
составляет более 1 миллиарда долларов в год. У нас обязательно возникнет
вопрос, оправданы ли эти гигантские затраты? Рекламные исследования дадут
возможность понять, кто в действительности воспринимает рекламные обращения и
являются ли эти обращения эффективными.
Процесс и методы проведения рекламных исследований аналогичны процессу и
методам проведения маркетинговых исследований в целом, рассмотренных ранее в
данном цикле статей.
Принято выделять два вида эффективности рекламы: коммуникационную и
конечную (по результатам продаж). Маркетинговые исследования в существенной
своей части направлены на определение коммуникационной эффективности рекламы,
определить которую существенно легче по сравнению с конечной эффективностью.
Исследования коммуникационной эффективности проводятся как на этапе
планирования рекламной кампании, так после ее проведения.(19)
Кроме того, следует помнить, что рассмотренные критерии – лишь
промежуточные меры эффективности рекламы и не дают никаких указаний на ее
конечную эффективность.
Эти промежуточные меры, тем не менее, полезны, поскольку позволяют
рекламодателям проверить, действенно ли рекламное сообщение, сумело ли оно
пробить стену безразличия целевой аудитории.
Изучение степени узнаваемости рекламы заключается в определении, в
состоянии ли респондент узнать рекламу, которую он видел некоторое время назад?
Часто такие исследования заключаются в проведении оплачиваемого опроса по
почте. Членам выборки посылают анкету, в которой изображен последовательный ряд
кадров из телевизионной рекламы какого-то товара и печатается текст имевшего
место рекламного сообщения.
Испытание на
узнаваемость теле- или радио рекламы может осуществляться следующим образом.
Респондентам в течение 10 секунд демонстрируют «выжимку» рекламного сообщения,
лишенную индификаторов компании и марки товара. Респондентов спрашивают, видели
(слышали) ли они ранее это рекламное сообщение? Какая фирма проводит рекламную
кампанию? Товар какой марки рекламируется?
Испытание на
узнаваемость печатной рекламы может осуществляться путем опроса читателей
данного печатного издания после опубликования в нем определенной рекламы. В
данном случае используются следующие три меры:
- процент читателей,
которые после опубликования рекламы, могли вспомнить, что видели данную
рекламу;
- процент читателей,
которые обратили внимание на рекламируемый товар, его производителя и марку;
- процент читателей,
которые прочитали более половины рекламного сообщения.
Очевидно, что среди
многих факторов, влияющих на узнаваемость рекламы, для рекламодателя
представляет большой интерес определение, как на данный показатель влияет
размер, цвет рекламного сообщения, его местонахождение в печатном издании,
характер данного печатного издания, содержание рекламного сообщения.
В качестве
промежуточной меры эффективности рекламы часто используются показатели
способности вспомнить рекламу. В различных модификациях они используются также
для измерения степени принятия новых товаров. Специалистами разработаны
различные показатели воздействия рекламы, измеряющие процент читателей или
наблюдателей, которые после завершения рекламной кампании правильно
идентифицируют лежащее в ее основе рекламное объявление или сообщение,
запоминают марку товара и по крайней мере один из визуальных или текстовых
элементов рекламного сообщения.. Существует большое количество вариантов
показателей воздействия рекламы. Регулярно используются три следующие меры эффективности
печатной рекламы, получаемые главным образом путем интервьюирования
потребителей:
1. Показатель
замеченности, характеризующий процент читателей, которые, если заговорить об
изучаемом товаре, отмечают, что они ранее видели его рекламу в печатных информационных
средствах.
2. Показатель
«доказано изложением», характеризующий процент читателей, которые, кроме того,
способны правильно изложить содержание рекламного сообшения, они, таким
образом, подтверждают реальность своей способности запоминать.
3. Показатель
«узнавание», характеризующий процент тех, кто узнает сообщение, когда ему его
покажут.
Эти показатели
воздействия определяются после нескольких демонстраций рекламы и являются
кумулятивными.
Выделяют два подхода
к проведению подобных исследований: с помощью и без помощи. В первом случае
респондентам демонстрируется фрагмент рекламы без указания марки товара и его
изготовителя. Во втором случае называется только марка товара.
На телевидении обычно
такие исследования проводятся спустя 24-30 часов после демонстрации рекламного
сообщения. Опрос, как правило, осуществляется путем интервьюирования по
телефону или путем проведения исследований среди участников специально
организованной группы. В качестве респондентов могут выступать как обычные
потребители, так и сотрудники коммерческих и др. организаций.
Наблюдаемые различия
в оценках способности вспомнить рекламу могут объясняться привлекательностью
сообщения, элементом неожиданности, дисгармоничностью и оригинальностью.
Уровень
побудительности обычно оценивается следующим образом. На основе выборочного
метода по телефону формируется группа численностью в 25 человек. Исследование
проводится в специально оборудованной аудитории. Хотя группа респондентов может
формироваться непосредственно в магазине, где и проводится исследование.
Респонденты отвечают на вопросы, появляющиеся на экране телевизора. Им
показывается специальная получасовая телевизионная программа, в середине
которой демонстрируется семь рекламных сообщений, четыре из числа которых
относятся к числу тестируемых. Далее респондентов просят назвать марку
рекламируемого товара. Определяется процент респондентов, вспомнивших название
марки. Далее вперемешку с другим телевизионным материалом повторно
демонстрируются четыре тестируемые рекламные сообщения. Последующие вопросы
задаются с учетом типа изучаемого товара. Так, если изучается реклама какого-то
потребительского товара ежедневного спроса (например, туалетные
принадлежности), то респондентов спрашивают, какую из рекламируемых марок
товара они выбрали, если бы они выиграли потребительскую корзину стоимостью 25
долларов? При изучении товаров длительного пользования и услуг предпочтение
потребителей измеряется до и после демонстрации рекламы, путем определения:
- наиболее
предпочтительной марки;
- следующей по уровню
предпочтительности марки;
- марки, которые не
котируются;
- нейтральные марки,
которые не принимаются и не отвергаются.
В любом случае при
проведении подобных испытаний реклама демонстрируется два раза.
В конце исследования
задаются диагностические вопросы, направленные на изучение:
- понимания
заголовка/ содержания рекламы;
- понимания вторичных
идей рекламы;
- уровня исполнения
рекламы;
- восприятия
уникальности марки, ее отличия от марок других товаров;
- элементов рекламы,
вызывающих неприятие и раздражение;
- степени
увлеченности респондента идеей рекламы.
Таким путем
определяется процент респондентов с положительной эмоциональной реакцией на
изучаемую рекламу.
Побудительность
рекламы во многом определяется ее мотивационным воздействием, зачастую
осуществляемым на подсознательном уровне и это может явиться инструментом
манипулирования поведением потребителей. Было проведено много экспериментов,
изучающих влияние рекламы, помещенной на 25-ом кадре видеофильма, изображений,
выполненных с помощью скрытых красок. Такие способы рекламного воздействия в
настоящее время считаются незаконными. Хотя есть результаты других
экспериментов, которые опровергают силу такого воздействия. Возможно
специальное изучение силы мотивационного воздействия различных рекламных
сообщений, что однако представляет чрезвычайно сложную задачу. Исследование в
данном случае носит длительный характер в виде неструктуризованного
интервьюирования. Результаты исследования носят чрезвычайно субъективный
характер, в сильной мере зависящий от личности интервьюера, от выбранного
метода анализа и интерпретации полученных результатов. Параллельные подобные
исследования часто проводятся в разных условиях и дают различные результаты. В
больших масштабах поэтому такие исследования не проводятся.
Помимо сообщения
через рекламу фактических данных о рекламируемом товаре при разработке рекламы
часто используются приемы, выходящие за рамки простой передачи информации.
Имеется в виду эмоциональная составляющая рекламы (например, проводится идея,
что покупка рекламируемого товара приведет к успеху и счастью). Вследствие
этого возникает задача измерения уровня эмоционального воздействия рекламы. Это
задача, хотя и не является столь сложной как задача измерения мотивационного
воздействия, но она безусловно является более сложной задачей по сравнению с
изучением узнаваемости рекламы и способности ее вспомнить.
Изучение влияния
рекламы на покупательское поведение может быть проведено следующим образом. В
магазине случайным образом формируется две группы покупателей, тестируемая и
контрольная. Тестируемой группе демонстрируется пять телевизионных/ радио
коммерческих реклам или шесть печатных реклам. После чего респонденты данной
группы заполняют анкеты. Членам обеих групп присваивается определенный код и
даются пакеты купонов, включая купоны на испытываемую марку товара. Эти купоны
могут быть реализованы в одном из ближайших магазинов. Определяется
эффективность продаж, рассчитываемая как частное от деления отношения числа
покупок товара исследуемой марки к общему числу покупок членов тестируемой
группы к подобному отношению для членов контрольной группы. Эффективность
продаж определяется влиянием, которое на покупки потребителей оказала
исследуемая реклама.
Не меньшее значение
имеет изучение изменения реакции потребителей на проводимую рекламную кампанию
во времени. Для этих целей периодически опрашиваются представители выборки,
характеризующей состав целевой аудитории, для изучения изменения отношения к
проводимой рекламной кампании. Это необходимо для переоценки результативности
рекламной кампании и для понимания, почему реклама «срабатывает» или «не
срабатывает». При проведении подобных исследований измеряется, воспринимается
ли рекламное сообщение в целом, его отдельные элементы, в частности, рекламируемая
марка товара, имидж марки товара и его рейтинг.(19)
Заключение
Маркетинг играет
огромную роль в удовлетворении потребностей покупателей.
Проведение
маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий
глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов
которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.
К сожалению,
российские фирмы еще не полностью используют все преимущества последнего, в РФ
также не существует большого количества организаций, специализирующихся на
организации маркетинговых исследований. Однако опыт иностранных фирм однозначно
свидетельствует о необходимости такого рода затрат, которые при успешном
выполнении всегда окупаются увеличением прибыли юридического лица ввиду лучшей
организации его производственной и сбытовой деятельности, созданной на
комплексном анализе рынка и нацеленной на решение задач по успешной реализации
продукции.
По мнению экспертов,
рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения. Особенно это
высказывание применимо к управлению маркетингом. Ведь маркетинг — это основная
точка соприкосновения фирмы с ее окружением. Посредством маркетинговых решений
фирма приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества.
Эффективность этого процесса зависит в большей части от доступности и
задействованности постоянной информационной обратной связи от рынка к фирме,
что позволяет последней судить о существующем положении и оценить возможности
новых (модифицированных) действий.
Реклама определяется как процесс обезличенной передачи
различными средствами, как правило, платной и носящей характер убеждения
информации о товаре, услугах и идеях, предлагаемых представляющими себя
рекламодателями.
В качестве инструмента организации сбыта реклама
выполняет следующие функции:
1. Представление наименований
товаров и дифференциация между ними.
2. Сообщение информации о
товаре.
3. Стимулирование
заинтересованности потенциальных покупателей новыми товарами и поддержание
вторичного спроса у уже существующих.
4. Оптимизация сбыта товара.
5. Расширение области применения
товара.
6. Обеспечение предпочтительного
отношения к товару и приверженности ему.
Помимо маркетинговых, реклама может выполнять целый
ряд других функций: коммуникативную; образовательную; экономическую;
общественную.
План рекламы включает разделы анализа рекламных целей
и стратегии.
Цели рекламы можно выразить как перемещение
потенциальных покупателей с одного уровня рекламной пирамиды на другой
(осведомленность, понимание, убеждённость, желание, действие). Они могут быть
также выражены как создание потребности в конкретной марке, желания отправить
купон или как изменения отношения к товару.
Рекламная (или творческая) стратегия определяется
способом использования рекламодателем творческого комплекса. Творческий
комплекс включает: целевую аудиторию; концепцию продукта; средства
распространения информации; рекламное сообщение.
Целевая аудитория представляет конкретную группу
людей, которым адресуется реклама. Она может совпадать или не совпадать с
целевым рынком. Концепция продукта представляет собой совокупность свойств
товаров, представляемых покупателям. Средства распространения информации – это
способ передачи рекламного сообщения. Рекламное сообщение – это то, что
компания планирует сказать в своих объявлениях, и то как она планирует об этом
сказать. К основным средствам распространения рекламы относятся: объявления в
прессе, в газетах, либо журналах, по радио, телевидению или рекламные щиты.
Каждое из средств массовой информации – имеют свойственные
только ему возможности и характеристики в отношении определённых общественных
групп. Рекламодатель и агентство должны планировать, какое средство массовой
информации нужно использовать для привлечения покупателей, намеченных в
качестве объекта рекламы. После этого задачей лица планирующего работу со
средствами массовой информации является выбор из имеющихся средств массовой
информации таких радиостанций, телепрограмм, газет и так далее, которые могли
бы достичь желаемого результата наиболее эффективным способом.
При выборе каналов распространения рекламных посланий
используются следующие критерии: охват, доступность, стоимость, управляемость,
авторитетность, сервисность.
1.Голубков Е.П. «Основы Маркетинга» М.: Финпресс, 1999
2.Алексеев А.А. «Маркетинговые исследования рынка услуг». СПб, 1998.
3.Афанасьев М. П. «Маркетинг: стратегия и практика фирмы» М.:
Финстатинформ, 1999.
4.Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. «Информация и риск в маркетинге» Пер. с
англ. М.: Финстатинформ, 1998.
5.Гаврилин Ю. Ф. «Маркетинг» Челябинск: ЧГТУ, 1995.
6.Завьялов П. С., Демидов В. Е. «Формула
успеха: Маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке)» М.: Международные отношения, 1999.
7.Котлер Ф. и др. «Основы маркетинга»
Пер. с англ. М.: Прогресс, 2000.
8.Кретов И. И. «Маркетинг на предприятии: практическое пособие» М.:
Финстатинформ, 1998.
9.«Маркетинг. Сборник» Пер. с англ. М,:
Прогресс. 1994.
10.Хруцкий В. Е., Корнеева И. В., Автухова Е. Э.. «Современный маркетинг» М.: Финансы и статистика, 1998.
11.Эванс Дж., Берман Б. «Маркетинг» Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1999..
12. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. «Маркетинг. Учебное пособие» Приор,2002
13. Федорец М.Н. Маркетинговые
исследования и анализ потребителя рынка услуг.//, Маркетинг в России и за рубежом
№6 / 2002
14. Голубков Е.П. «Маркетинговые
исследования: теория, методология и практика». М., Финпресс, 1998
15. Голубков Е.П. «Маркетинг:
стратегии, планы, структуры» М., Дело, 1995
17.Ляпина Т. «Бизнес и
коммуникации или школа современной рекламы». Киев, Альтерпрес, 2002
18.Уткин
Э. А. «Маркетинг», Москва 1998 г.
19.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования рекламной деятельности//: Маркетинг в России и за рубежом
№3 / 1999
20.Aaker David A., Myers John G. «Advertising Management»
Prentice-Hall International,Inc., 1987.