Показатели
|
В 1998г.
|
В 1999г.
|
В 2000г.
|
В 2001г.
|
Расходы на конечное потребление в % к
предыдущему году
|
-1,5
|
-2,4
|
7,4
|
6,2
|
Общий объем рынка рекламы в % к
предыдущему году
|
-4,61
|
-56,82
|
44,74
|
57,27
|
В 2001 году рост внутреннего спроса по сравнению с внешним
был одной из основных особенностей развития. Доля внутреннего спроса в
структуре ВВП 2001 года повысилась до 86,7% против 79,6% в 2000г. Сравнительный
анализ изменения динамики и структуры ВВП показывает, что если в 1992-1996
годах рост внешнего спроса выступал фактором компенсирующим сужение внутреннего
рынка, то в последующие годы ситуация меняется. Особенностью экономического
подъема российской экономики в 1999-2001 годов является одновременный рост и
внутреннего, и внешнего спроса. Динамика развития российского рынка рекламы
показывает ее связь с расходами на конечное потребление, коэффициент корреляции
Пирсона между этими показателями за 1998- 2001г. составляет , то есть существует
сильная взаимозависимость.
Цель
данного исследования: выявить взаимосвязь рынка рекламы и современной
экономической системы, теоретические и методологические аспекты их
взаимодействия. Для реализации данной цели в рамках исследования поставлены
следующие задачи:
¨
Определить сущность и функции рекламного бизнеса;
¨
Установить закономерности возникновения рекламного рынка;
¨
Уточнить категорию «рынок рекламы», выявить участников рынка и их
взаимоотношения;
¨
Выявить особенности производства и потребления рекламы-товара и
рекламы-услуги;
¨
Рассмотреть вопросы специализации рынка рекламы и выделить
основные его сегменты;
¨
Определить основы качественного и количественного развития рынка
рекламы;
¨
Установить современные тенденции преобразования и развития рынка
рекламы в России;
¨
Выделить рекламу в Интернет как наиболее перспективный сегмент
российского рынка рекламы, дать прогноз его совершенствования.
Объект
исследования – рынок рекламы.
Предмет исследования – влияние рынка
рекламы на воспроизводственный процесс, обеспечивающее взаимосвязь производства
и потребления, ускорение оборота капитала, снижение трансакционных издержек,
увеличение эффекта мультипликатора и акселератора.
Научная
новизна выводов, полученных автором.
1. Рекламный бизнес
приобретает возрастающее значение в реализации взаимосвязи производства и
потребления, формировании спроса и обеспечении оборота общественного капитала.
2. Реклама
увеличивает расходы сектора домашних хозяйств, повышая предельную склонность к
потреблению. Кроме того, многие виды расходов, индуцированных рекламой, можно
считать автономными. И то, и другое влияет на эффект мультипликатора в сторону
его увеличения.
3. Не все расходы
на рекламу могут быть компенсированы ростом цен. Поэтому они должны
рассматриваться как инвестиции (в имя фирмы, в ее товарный знак), что вызывает
увеличение акселератора.
4. Особенностью
рынка рекламы является то, что покупателем рекламы-товара и рекламы-услуги, как
правило, выступает не их конечный потребитель, а рекламодатель, реализующий
через проведение рекламной кампании, прежде всего, свои интересы. Таким
образом, контроль потребителя над рекламой оказывается утерянным. Потребление
рекламы наступает в результате покупки и потребления других товаров и услуг, во
многих случаях вопреки воле потребителя. В связи с этим можно говорить о
навязывании рекламы, что требует мероприятий, связанных с ее регулированием и
защитой суверенитета потребителя.
5. Рынок рекламы
развивается исходя из потребности снижения трансакционных издержек, благодаря
превращению внутренних издержек во внешние, сегментации, специализации,
появлению фирм-посредников, концентрации и централизации рекламного бизнеса.
6. Оборот рекламных продуктов и
услуг растет в результате суммирования внутрифирменных рекламных планов,
возрастающий объем последних зависит от увеличивающейся сравнительной
эффективности расходов на рекламу.
ВЫВОДЫ
1.
Экономические
функции рекламы в воспроизводственном процессе заключаются в ее воздействии на
хозяйственную деятельность людей на уровнях макро- и микроэкономики, в
обеспечении информации о товаре или услуге, их популяризации, в повышении
спроса и товарооборота. Развитие рекламы обостряет конкуренцию на рынках
товаров и услуг, что способствует расширению рынков сбыта, ускорению
оборачиваемости средств и повышает эффективность экономики
в целом.
2.
Основой
современного взгляда на рекламу является определение роли рекламы на рынках
несовершенной конкуренции. Расходы на рекламу относят к издержкам обращения, то
есть в стоимостном выражении, к денежному выражению затрат живого и
овеществленного труда в сфере товарного обращения для реализации процесса
товарооборота или к трансакционным издержкам.
3.
Под
воздействием рекламы формируются автономные расходы населения, которые вызывают
мультипликационный эффект, увеличивают загрузку производственных мощностей и
занятость населения.
4.
Инвестиции в
рекламу воздействуют на величину акселератора в сторону его увеличения, активно
влияя на циклическое развитие экономики.
5.
В условиях
отсутствия сформировавшегося рынка рекламы затраты на рекламу являются
внутренними. Формирование рынка означает обращение этих издержек во внешние,
что приводит к экономии.
6.
Рынок рекламы
в России имеет главную отличительную особенность – он молод, как и вся российская
экономика, постоянное развитие, изменение структуры и завоевание новых позиций
заставляют говорить о нем как о живом динамичном организме. Основными
субъектами обменных отношений на рынке рекламы выступают рекламодатель,
рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
7.
Внедрение
специализированных рекламных посредников – способ снижения трансакционных
издержек на рынке рекламы, повышения ее эффективности. За счет объединения
издержек отдельных рекламодателей в единое целое, специализации и лучшего знания
рынка совокупные издержки могут быть значительно снижены.
9.
В количественном
отношении рынок рекламы характеризуется его оборотом, в качественном – прежде
всего, сравнительной эффективностью рекламы.
10.
Экономический
кризис 1998 года оказал на рынок рекламы в России значительное влияние.
Произошла реструктуризация отрасли и ее качественное улучшение.
11.
Рынок рекламы
будет развиваться, в том числе и за счет внедрения новых идей, появления новых
сегментов. Важным элементом современного прогресса в развитии рынка рекламы в
России является применение новых технологий, сейчас это, прежде всего, развитие
Интернет-рекламы. Норма прибыли на единицу вложенных средств в российский рынок
Интернет-рекламы выше средней.