Историческое совершенствование Татарстана
по дисциплине:
История Министерство образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию
Казанский
государственный технический университет имени А.Н.Туполева
Лениногорский
филиал
Кафедра
Естественно-научных и гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема
Первобытное
общество на территории Среднего Поволжья
Лениногорск - 2008
План
Основные этапы истории Татарстана
Первобытное общество на территории
Среднего Поволжья
Список использованных источников
Основные этапы истории
Татарстана
Первобытное общество на
территории Среднего Поволжья
История человечества
насчитывает свыше двух миллионов лет. Наиболее длительным периодом в ней
является эпоха первобытного общества. В этой эпохе выделяют три периода:
каменный век, бронзовый и железный века. Историю каменного века ученые,
подразделяют на три основные периода: палеолит (древний каменный век), мезолит
(средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Первые люди на территории
современного Татарстана появились в эпоху палеолита, то есть около 100-40 тысяч
лет тому назад. Тогда господствовал холодный и сухой климат. Растительность
была скудной, наиболее распространенными животными были олени, лоси, медведи,
носороги и мамонты. На них охотился первобытный человек.
Древнейшая стоянка
охотников располагалась на берегу Волги, «Красная глинка» недалеко от сел
Бессоново Тетюшского района. Они жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ
жизни, передвигаясь с места на место вслед за стадами животных. В период
позднего палеолита (40-12 тыс.лет назад), происходило потепление климата.
Стояки того времени обнаружены по берегам Волги и Камы, у сел Долгая Поляна,
Сюкеево, Красновидово, Измери и некоторых других. В этот период окончательно
сложился современный тип людей. Возникло первобытное родовое общество. Люди
жили в искусственно сооруженных домах, вели оседлый образ жизни. Люди ушли
далеко вперед в своем развитии. В это время зарождается первобытная религия.
Эта вера в происхождении людей от животных и растений (тотемизм), существование
души и духов (анимизм), вера в магию, в сверхъестественное свойства предметов.
Возникает первобытное
искусство, появляются изображения зверей из глины фигурки, наскальные рисунки. На
смену древнему каменному веку пришел мезолит (VIII – V
тыс.до н.э). С ним связанны прогрессивные изменения в жизни человеческого
общества. Природно–географические условия края приближаются к современным.
Меняется образ жизни человека, возрастает роль рыболовства, совершенствуется
техника обработка камня, изобретаются новые виды оружия. На территории среднего
Поволжья обнаружено несколько десятков поселений. Территория Татарстана во
времена неолита нового каменного века (IV – первая половина III тыс. до н.э.) стала более многолюдной. Человек сделал еще одно открытие:
научился лепить глиняную посуду. Родовые группы объединяются в племена.
Развивалась археологическая культура, отличалась от соседних культур
своеобразной формой и укреплением глиняной посуды и некоторыми шиками каменного
инвентаря. На территории Татарстана в эпоху энеолита (вторая половина III начала II тыс. до н.э.) жили племена волосовской археологической
культуры. Основными занятиями по-прежнему были охота, рыболовство и
собирательство. Но постепенно волосовцы переходили к земледелию и скотоводству,
стали осваивать метал. Представителями эпохи бронзы Сред. Поволжья считаются
приказанские племена. Их поселения обнаружены в окрестностях Казани.
Приказанские племена жили в XVI – VVI вв. до н.э. Раскопки показывают, что
население знало строительное ремесло, военное дело, земледелие, скотоводство.
Люди не зависели от охоты,
они могли иметь запасы зерна, домашние животные давали мясо, молоко, шерсть и
кожу. Повышение жизненного уровня повлекло рост населения. В поселениях
приказанских племен проживало до 500 человек. Выделяются металлурги и
литейщики, изготавливающие изделия из бронзы. Возрастает роль обмена с
соседними племенами. Чаще происходят межплеменные столкновения за территории. В
этих условиях большую роль начинает играть мужчина металлург, скотовод и воин,
возникают патриархальные семьи.
Великое переселение
народов Гунны
Более 1600 лет тому
назад, к концу XV в, началось
великое переселение народов. Движение с востока на запад накрыло всю
евразийскую степную зону. В результате возникли иные этические массивы и
объединения, изменилась этнографическая карта раннесредневековой Европы.
Великое переселение народов пожило конец рабовладельческому строю античного
мира. Началась эпоха феодальных отношений. Это изменение аттического обмена
всего Старого Света началось с гуннов. Гунны – первые исторически известные
широкоязычные племена, известные с IV в. до н.э под названием хунну, которые проживали в центральной Азии и
Северного Китая. Позднее они разделились на южные хунну, которые остались от
своей земли, и северные - ушли на современные киргизско-казахские степи. Часть
осталась там, а другая, продолжила свой путь на запад. Вот эти гунну перешли
Волгу, и дошли до Крыма. Гунны оставили заметный след в истории народов
Евразии, в первую очередь широкоязычных, в том числе и татарского. Часть гуннов
период их вторжения в Европу в IV в.
появилась на Средней Волге, следовательно, Среднее Поволжье, раннесредневековой
Татарстан с эпохи Великого переселения народов начинают входить в этнополитический
мир. В 552 г. был создан. К 555г. многие народы и племена Алтая, южной Сибири,
центральной и Ср. Азии оказались в подчинении. Восточная граница упиралась в
северные границы китайской империи, западная доходила до Крыма. В Тюркском
существовал ранний феодализм. Основа хозяйства - скотоводство, земледелие,
развитие производства и торговли привело к денежному обращению. Высшим
достижением культуры стало появление письменности. В начале VII распался на две части: на Западно–Тюркский
и Восточно–Тюркский. Западный каганат занимал среднеазиатские и более западние
земли. Но вскоре на прикамских и северокавказких степях образовался
самостоятельный Хазарский. Восточному приходилось еще больше защищаться от
Китая по причине общих границ большой протяженности. Каганат несколько раз
отстаивал свою самостоятельность, однако в 745г. Восточно – тюркский каганат
перестал существовать после поражения в битве с войском уйгурского хана Могон –
Чура. Возникает Уйгурский каганат – одно из тюркских государств раннего
средневековья (745-840) Казарский кагимат (650-965гг.) основали тюркоязычные
хазары, пришедшие в Восточную Европу еще в состав гуннов. Вначале каганат
занимал северокавказские и прикаспийские степи, со временем его господство
распространилось на Северное Причерноморье до Крыма, а на севере до Волжской
Булгарии и русских княжеств. В составе населения Хазарии, помимо хазар, были
общие близкие им по языку болгары, савиры, барсилы.
Его племянник Кубрат стал
единственным ханом государства Великая Болгария (632-650г.г.), которая
прекратила существование после смерти Кубрат – хана. Часть населения ушла на
Дунай, другая осталась на своей земле. Третья часть болгар переселились
позднее, в конце VIII в. в Среднее
Поволжье. До прихода болгар на Сред. Волгу там жили местные фино – угорские и
зоболгарские тюркоязычные племена. Болгары вошли с ними в местный контакт и на
рубеже IX – X вв. создали свое новое государство – Волжскую Булгарию.
Она занимала земли в
центре Ср. Поволжья, в Зап. Закамье и Предволжье, а позднее, в XII в. – в период экономического и
политического роста Булгарии – ее территория несколько расширилась: на севере
– до бассейна Казанки, а рубежи на юге до реки Яик, которые охраняли сторожевые
отряды булгар. Этнический состав страны был довольно пестрым, основное
население Булгарии называлось собирательным термином «булгары». «Булгарам»
именовалась и столица этого государства, расположенная на месте слияния Волги и
Камы. Булгар и соседний с ним Сувар становятся объектом внимания мусульманского
Востока, в этих городах начинается чеканка монет. Чуть позднее возникают
города: Биляр, Тухчии, Кашан, Торцск. Возникновению городов и распространению
городской культуры в Волжской Булгарии способствовало принятие ислама, которое
произошло в 922г. Основой хозяйства Волжской Булгарии было пашенное
земледелие. Чернозем давал хороший урожай хлеба, который даже экспортировали за
рубеж. Отводилась роль и скотоводству, охоте, рыболовству. Высокого уровня
достигло ремесло: металлургия, обработка кожи, гончарное производство,
ювелирное искусство и др. Распространение получили строительное дело и
архитектура, сооружение оборонительных укреплений. Особое внимание уделялось
торговле, как внутренней, так и внешней. Булгар был известным центром
международного товарообмена. Возникла своя письменность. Была распространена
тюркская, древнетатарская поэзия, у булгар были и ученые: историки, философы,
юристы, медики.
Волжская Булгария
прекратила сове существование как самостоятельное государство в 1236г. после
завоевания ее армией Батыя. Вскоре она вошла в состав Золотой Орды в качестве
ее северного улусы. Создателями Золотой Орды явились небольшое число
монгольской элиты, его же коренным населением были тюркоязычные народы:
кинчаки, огузы, волжские булгары, маджары и др., а так же тюркоязычные татары,
к концу XIV, основное население Золотой Орды
называлось татарами. Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство, пашенное
земледелие, высокоразвитое ремесло, внешняя торговля. Золотая Орда феодальное
государство во главе стоял хан. Она держала мощную, хорошо вооруженную армию. К
концу XIVв. Началось падение Золотой Орды.
Несмотря на попытки эмира Идегея восстановить былую ее мощь, она в 30 – 40-х
годах XVв. распалась на отдельные татарские
ханства.
Казанское ханство
Казанское ханство было
основано в 1445г Махмутеком старшим сыном последнего законно – ордынского хана
Улу – Мухаммеда. Период правления Махмутека и его сына Ибрагима с 1445 по
1479г. является удачным в становлении и развитии нового государства. Казанское
ханство занимало земли среднего Поволжья от р.Суры до Уральских гор, его южные
пределы доходили по Волге до города Сары – тау, а севернее проходили по верхним
течениям Камы и Вятки. Основным населением были татары, так же в состав ханства
входили башкиры, чуваши, марийцы, удмурты. Экономический строй основа хозяйства
были тесно связаны с укладом жизни бывших Волжской Булгарии и Золотой Орды:
земледельческая культура, скотоводство. Ремесло достигало весьма высокого
уровня развития. Богатство материальной культуры давало основу для развития
духовного мира общества: литературы, песенного творчества, других видов
народного фольклора. Казанское ханство феодальное государство во главе с ханом
армия была в основном ополченской, собираемой во времена войн и походов.
Татарское войско вплоть до 1552г, почти не знало поражений.
150 тысячная русская
армия со 150 пушками во главе с царем Иваном Грозным 23 августа 1552г. окружила
Казань. После 40 дней осады и проведения мощнейших взрывов город был взят 2
октября. Защитники Казани были перебиты, их жены и дети отданы войнам, кровь
татарская текла рекой. Казанское ханство перестало существовать.
Татары в составе
российского государства
Народы Казанского ханства
не прекращали борьбу за независимость. Теперь это приобрело форму народного
восстания. Возникли крепости в районе Арска, в устье Меши.
Москва вела карательные
действия против повстанцев. Все лет 1553 г. по берегам Волги, Камы, Вятки, Свияги ходили войска и подавляли народные выступления. Война охватила период
1552-1556г.г. и велась с переменным успехом. Русские войска окружили Чалымский
городок и штурмом взяли его. Али – Акрам был убит, Мамыш – Берзы и др.
руководители восстания были увезены в Москву и казнены. С подавлением
восстания сопротивление народов края не прекратилось. Они вспыхивали
неоднократно вплоть до конца XVIв.
С завоеванием Казани были ликвидированы все государственные структуры
Казанского ханства. Иваном Грозным было организованно свое управление краем и
создана своя администрация. Управление краем было поручено двум воеводам,
казанскому и свияжском. В Казани был оставлен военный горизонт, кроме власти
административной и военной в крае начинает укрепляться и власть церковная.
Начинается усиленное строительство монастырей и крепостей – городов. Эти
мероприятия были направлены на колонизацию бывшего Казанского ханства. У знати
конфисковывались земли, население изгонялось из Казани и др.городов, татарам не
разрешалось селиться по берегам рек. Началась насильственная христианизация
татар и др. народов края. Уничтожались мусульманские храмы, школы, медресе,
памятники письменности. Эти мероприятия приводили к многочисленным восстаниям в
1572г. татарского и марийского населения Ср. Поволжья было жестоко подавлено в
результате военных действий в 1574г. Однако вскоре движение вновь
возобновилось в 80-х.г., но опять таки в 1584г. было подавленно, а в 1587г.
остатки повстанцев окончательно сломлены.
Казанский край в XVII в.
В XVII в. продолжается укрепление Русского
государства на территории Ср. Поволжья. Усиливается проникновение сюда русских
и освоение ее территорий. В XVII
в. начали возрождаться торговые отношения татар со Ср.Азией, Ираном, Индией,
Кавказом и Сибирью. С периодом восстанавливалась экономика, сельское
хозяйство, оживление и развитие культуры. Наступивший гнет со стороны Русского
государства лишь укрепил мысль о борьбе за свободу. Цель многочисленных
вороженных восстаний в XVII
является тому свидетельством. Вследствие многолетней вооруженной борьбы
татарский народ отстоял не только свои жизненные права, но и права других
народов Поволжья и Приуралья.
Татария в XVIII в.
Период XVIII в. ознаменовался крупными реформами,
которые коснулись Казанского края. Территория края в 1708г. вошла в состав
вновь организованной Казанской губернии, тем самым потеряв последние, признаки
самостоятельности. В 1775г. Казанская губерния вошла в состав 13 уездов.
Экономическое развитие губернии в XVIII в. характеризуется развитием феодального способа производства. Однако со
второй половины XVIII в. стала
зарождаться и промышленность. В крае появляются промышленные предприятия. Среди
отраслей следует выделить кожевенное, мыловаренное и свечное, сукольное,
медеплавильное, текстильные производства. Большое значение в экономике края
играло возникшее в 1718г. Казанское адмиралтейство. XVIII век характеризуется дальнейшим усилителем попытки
национального угнетения. Татарское население отвечало на такие репрессии новыми
восстаниями (1718,1735,1739). Однако все они жестоко подавлялись. Стремление
татарского народа к свободе и национальной самостоятельности особенно сильно
проявлялось в участии в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева,
который обещал вернуть им независимость. Несмотря на то, что «пугачевщина»
потерпела поражение, она оказала большое влияние на дальнейшую политику
Российского государства в отношении мусульман. Екатерина II пошла на некоторые послабления. Так,
в 1773г. был издан указ, который запрещал насильственное крещение, с 1776г,
было решено вести торговлю по всей России, с 1784г, мурзы были приравнены к
русскому дворянству, было разрешено строить мечети. Открывалось поле
экономической и духовной деятельности, открывались мектебе и медресе. В 1758г,
в Казани открывается первая гимназия, в 1789г, главное народное училище. В XVIII в. Казань становиться объектом
изучения русских ученых.
Казанская губерния в
первой и второй половине XIX века
Основой экономики края в
первой половине XIX в. продолжало
оставаться сельское хозяйство. В этот период продолжается развитие
промышленности типа мануфактур с наемными рабочими. Немало было промышленных
предприятий в уездах губернии. Увеличивается качество мастерских в сельской
местности. Большой удельный вес в крае продолжала занимать торговля. Национальный
гнет в XIX в. изменился. Большое значение в
культуре народов края сыграло открытие в начале XIX в. университета, который стал центром передовой
научной и общественно – политической мысли Казани. В конце 50-х гг. губерния
насчитывала около 1,5 млн. человек. Более 90 % жило в сельской местности.
Казань явилась одним из самых крупных городов России в ней жило более 60 тыс. человек.
В конце века на заводах и
фабриках трудились более 10 тыс. человек. Тяжелые условия труда рабочих
создавали благоприятную почву для распространения среди них революционных
идей. Значительную роль в их распространении сыграли студенты Казанского
университета. Отмена крепостного права послужила мощным стимулятором для
развития производительных сил и подъема экономики страны, но и обострила
классовую борьбу. Перед ними были крестьянские волнения.
Казанская губерния в
начале XX века
Начало XX века отмечена ростом революционного
движения в обществе. Эти движения серьезно затронули и мусульманские регионы
страны, т в первую очередь татар, в силу ряда объективных причин наиболее
восприимчивых в то время и подобным идеям. Свержение самодержавия было
практически поддержано всем народом, В Казани, как и во всей стране, создаются
органы Временного правительства и Советы. Впервые созданы органы национального
движения татар – «Национальный совет», - «Милли - Шуро».
Татарстан 1917-1992гг.
Октябрьский переворот,
приведший большевиков к власти, был сравнительно легок и успешен почти на всей
территории России. В Казани с 23 октября 1917г. шли вялотекущие бои
революционно – настроенных солдат и красногвардейцев с правительственными
войсками. Когда в Казань пришло сообщение о падении Временного правительства в
столице, бои кончились победой восставивших. Была установлена советская власть.
В числе лидеров большевиков были М. Вахитов, К. Грасис, Н. Ершов и др. В годы
гражданской войны территория республики дважды становилась местом ожесточенных
боев (1918,1919), но противники большевизма были разгромлены. На развалинах
Российской империи создавались новые государства. Образование Татарской
Автономной Советской Социалистической Республики было провозглашено 25 июня
1920г. Республика создавалась КПК многонациональное государство, входящее в
состав РСФСР (татар – 49,5%, русских – 41,2%, чувашей - 5,9%, мари – 0,8%). В
период 1920-1940 гг. ТАССР стала индустриально – аграрной республикой.
Проведена коллективизация. Созданы новые промышленные предприятия. Ряд
предприятий восстановлены и реконструированы.
Татарстан: современное положение
С 1990 года начинается
новый переход в современной истории Татарстана – возражения и развития
государственности. В 30-е годы Татарстан фактически лишился всех своих прав и
лишь номинально назывался республикой. 30 августа 1990 г. законодательный орган Татарстана провозгласил государственный суверенитет. Декларация о
суверенитете стала актом реализации неотъемлемого права татарской нации, всего
народа республики на самоопределение. В соответствии с Декларацией земля, ее
недра, природные богатства и др.ресурсы стали собственностью народа республики.
Два языка – татарский и русский – были объявлены государственными. Конституция
и законы республики стали обладать верховенством на всей территории Татарстана.
В декларации так же была зафиксирована необходимость заключения договора с
Российской Федерацией. В ноябре 1992г. Верховным Советом была принята Конституция
Татарстана, юридически закрепившая основы суверенитета. Республика была
провозглашена демократическим правовым государством, выражающим волю и интересы
всего многонационального народа республики, имеющим свое гражданство и свои
государственные символы.
В августе 1991г. между
делегациями Татарстана и России начались официальные перемены, завершившиеся 15
февраля 1994г. подписание двухстороннего политического договора. Этот договор
стал первым межгосударственным документом за последние четыреста сорок лет,
определившим отношения между Москвой и Казанью. Договор руководствуется в
ровной степени Конституцией России и Конституцией Татарстана. Договор определил
полномочия федерального центра и республики, закрепил раздел собственности,
предложил механизм нового типа отношений в государстве. Договор стал важным
событием не только в жизни Татарстана, но и России, ибо обозначил для нее путь
перехода от унитарной форму государства к договорной федерации.
Список использованных
источников
1.
Атлас истории Татарстана
и татарского народа – М.: Издательство ДИК, 2005г.
2.
Мифтахов З.З.,
Мухамадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа: Учебник I- Казань: Магариф, 2007г.
3.
Султанбеков Б.Ф.
История Татарстана: Учебное пособие,- Казань: Тарих, 2001г.
4.
Тагиров И.Р.
История национальной государственности татарского народа и Татарстана. –
Казань: Татарское книжное издательство, 2007г.