Диссидентское и правозащитное движение в СССР
Диссидентское и
правозащитное движение в СССР
Введение
С
середины 60-х до середины 80-х годов политический режим в СССР «пришел в себя»
после развенчания Сталина и других новаций Хрущевской «оттепели», готовность
общества к переменам была ограничена жесткими рамками идеологической парадигмы «строительства
коммунизма», политической монополией партийно-государственных структур,
номенклатуры, являющейся оплотом консерватизма, и отсутствием влиятельных
социальных групп, заинтересованных в демонтаже тоталитаризма.
Несмотря
на официальный тезис о сближении социальных групп, на деле шло усложнение
социальных отношений. Усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни,
реальных правах управленческого строя и остального населения.
Противоречивость
явлений в советском обществе не могла не отразиться на развитии его духовной
сферы - образовании, науке, культуре.
Отношения
власти и общества в период с середины 60-х до середины 80-х годов привели к
третьей волне эмиграции.
Все
это отражало наличие, переплетение и противоборство двух направлений в духовной
жизни советского общества с середины 60-х до середины 80-х годов -
официально-охранительного и демократического.
В
эти годы зародилось диссидентское движение, о котором пойдет речь в данной
работе.
Власть и общество
Завершающий
этап индустриальной модернизации затронул не только экономику, но и социальную
сферу.
Приобретая
все более «городской» характер, социальная структура советского общества
развивалась, казалось, в рамках общемировых тенденций. Однако, резким
отклонением от них был гипертрофированный рост удельного веса наемных
работников, в особенности рабочих. Эта особенность не только отражала
стремление "государственного социализма" к превращению всех граждан в
зависимых от государства и лишенных средств производства работников по найму,
но и свидетельствовала об экстенсивном характере развития экономики, в которой
производственные отрасли поглощали основные трудовые ресурсы.
Несмотря
на официальный тезис о сближении социальных групп, на деле шло усложнение
социальный отношений. Усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни,
реальных правах управленческого слоя и остального населения. Широкий размах
приобрела теневая экономика, особенно в неразвитой сфере обслуживания.
Нелегальное хозяйствование приобретало все более организованный характер, что
увеличивало разрыв между доходами трудящихся, живущих «на одну зарплату», и «теневиков».
Уравниловка в производстве, соответствовавшая идеологической установке на
сближение социальных групп, привела к падению престижного квалифицированного
труда, резко ослабила стимулы роста квалификации и производительности. И в
середине 80-х годов свыше 50 млн. человек были заняты ручным трудом.
Продолжавшийся количественный рост работников материальной сферы отражал низкий
уровень производительности труда и должен был компенсировать слабую техническую
оснащенность производства.
Социальная
активность трудящихся, а также некоторых руководителей предприятий, явочным
порядком пытавшихся вырваться из пут командно-бюрократического механизма
развертыванием различных экономических экспериментов, всячески зажимались и
дискредитировались.
Негативные
процессы сильно затронули социальную сферу. Еще более была ослаблена социальная
направленность экономики, появилась своеобразная глухота к социальным вопросам.
Ресурсы страны позволяли решать масштабные социальные задачи, но в
действительности сдвиги были значительно меньшими.
Государство
особенно гордилось тем, что опережающими темпами происходил рост так называемых
общественных фондов потребления. Но это означало, что возрастали возможности
для административного их распределения, а следовательно, и для различных
злоупотреблений. Далеко не все трудящиеся могли, тем более на равных,
пользоваться общественными фондами. За счет этого и обеспечивалась основная
часть привилегий партийно-государственной бюрократии и прочих функционеров
системы.
Искусственно
возводя достаточно высокие темпы социально-экономического развития страны в
60-е годы в ранг перспектив на будущее, кремлевские руководители тешили народ
картинами близкого процветания. Фактически прогресс был, но в гораздо более
скромных масштабах. Попытки решить одни проблемы рождали цепь других. Так, на
питание рабочая семья к середине 80-х г7одов расходовала больше средств, чем в
1927 году (вместо 43,8% своего бюджета - свыше 60%), жилищная проблема,
несмотря на явный прогресс, была далека от решения, обострялся дефицит
продовольственных и промышленных товаров. В итоге уровень потребления оказался
существенно ниже уровня производительности труда (хотя идеология напряженно
связывала оба эти показателя). В плане социально ориентированной экономики и
тем более материальной заинтересованности больше говорилось, чем делалось.
Куда
же шли огромные государственные средства? Они поглощались огромным
военно-промышленным комплексом, гигантскими (и порой экономически
нецелесообразными) "стройками века", невиданными объемами
незавершенного строительства, рассыпались золотым дождем
"интернациональной помощи". В то же время социальная сфера в
отдельных аспектах стала деградировать.
Противоречивость
явлений в советском обществе не могла не отразиться на развитии его духовной
сферы - образовании, науке, культуре.
Имелись
значительные различия в уровне образования городского и сельского населения. По
качеству образование не только не закрепилось на признанном в мире высоком
уровне конца 50-60-х годов, но начало отставать от требований времени,
научно-технического прогресса.
Решить
проблему средней школы попытались путем проведения школьной реформы 1983-1984
годов. Основная задача виделась в том, чтобы сориентировать школу на нужды
экономики. Однако отсутствие необходимых средств привело к быстрому свертыванию
реформы. Рост численности вузов не сопровождался улучшением качества подготовки
студентов. Этому препятствовали не только слабая материальная база вузов,
недостаточная порой квалификация профессорско-преподавательского состава, но и
снижение уровня подготовки выпускников средней школы, охваченной погоней за
массовостью в связи с переходом к всеобщему обязательному среднему образованию.
Негативно сказывалось снижение престижа дипломированных специалистов, особенно
массовых технических специальностей. Во многих вузах из-за хронического
недобора студентов прием порой осуществлялся без какого-либо отбора по
способностям и уровню подготовки.
Противоречивым
было и развитие науки. На десятилетия СССР отстал в области компьютеризации.
Даже традиционная политика опережающего развития военных отраслей с
максимальной концентрацией в них материальных и кадровых ресурсов в новых
исторических условиях стала давать серьезные сбои, так как эти отрасли все
больше зависели от общего технологического уровня народного хозяйства и
эффективности всего экономического механизма.
Многие
интересные произведения в эти годы по причинам идеологического характера так и не
увидели свет. В то же время не официозное признание получили полулегальные
барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким. Театральные и
кинопостановки Т. Абуладзе, Г. Волчек, А. Германа, М. Захарова, Ю. Любимого, А.
Тарковского, А. Эфроса, с трудом пробивая себе дорогу, обозначили для зрителей
новые горизонты. Свои художественные произведения, не вписывавшиеся в рамки
"социалистического реализма", создавали В. Аксенов, В. Войнич, В.
Дудинцев, В. Максимов, В. Некрасов, А. Рыбаков и другие. Живопись И. Глазунова,
А. Шилова, художников-авангардистов вызывала большой интерес и дискуссии в
среде интеллигенции.
В
эти годы подвергались гонениям ученые-экономисты, видевшие успех развития
экономики в ее переводе на рыночные рельсы. В 70-е годы обструкции со стороны
властей были подвергнуты представители "нового направления" в
исторической науке - П. В. Волобуев, М. Я. Гефтер, К. Н. Тарновский и другие, -
пытавшиеся, строго в рамках марксистской идеологии, пересмотреть некоторые
закостеневшие положения советской историографии.
Все
это отражало наличие, переплетение и противоборство двух направлений в духовной
жизни советского общества с середины 60-х до середины 80-х годов -
официально-охранительного и демократического.
Феномен диссидентства
Брежневская
команда достаточно быстро взяла курс на подавление инакомыслия, причем границы
дозволенного сузились, и то, что при Хрущеве вполне допускалось и даже
признавалось Системой, с конца 60-х годов могло быть отнесено к разряду
политического криминала. Показателен в этой связи пример с руководителем
Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР Н. Месяцем,
который, будучи назначен на должность в октябрьские дни 1964 года и призванный
обеспечить контроль над информационными программами, искренне полагал, что
достаточно нажать некую "кнопку" и такой контроль будет осуществлен.
Истоками
возрождения организованного движения инакомыслящих можно с полным основанием
считать XX съезд КПСС и начавшуюся сразу после
него кампанию осуждения "культа личности". Население страны,
партийные организации и трудовые коллективы, представители не только
интеллигенции, но и рабочего класса, крестьянства восприняли новый курс
настолько серьезно, что не заметили, как критика сталинизма плавно перетекла в
критику самой Системы. Зато власти были начеку. Гонения на инакомыслящих (а в
данном случае - на последовательных проводников в жизнь решений партийного
съезда) обрушились незамедлительно.
И
все же началу диссидентскому движению в его классическом варианте было положено
в 1965 году арестом А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших на Западе одну
из своих работ "Прогулки с Пушкиным". Именно с этого времени власти
начинают целенаправленную борьбу с диссидентством, вызывая тем самым рост этого
движения. С этого же времени начинается создание широкой по географии и
представительной по составу участников сети подпольных кружков, ставивших своей
задачей изменение существовавших политических порядков.
Символом
диссидентства стало выступление 25 августа 1968 года против советской
интервенции в Чехословакию, состоявшееся на Красной площади. В нем участвовало
восемь человек: студентка Т. Баева, лингвист К. Бабицкий, филолог Л. Богораз,
поэт В. Делонэ, рабочий В. Дремлюга, физик П. Литвинов, искусствовед В.
Файенберг и поэтесса Н. Горбаневская. Однако существовали и другие, менее
откровенные формы несогласия, которые позволяли избежать административного и
даже уголовного преследования: участие в обществе защиты природы или
религиозного наследия, создание разного рода обращений к "будущим
поколениям", без шансов на публикацию тогда и обнаруженных сегодня,
наконец, отказ от карьеры - сколько молодых интеллигентов 70-х годов предпочли
работать дворниками или истопниками. Поэт и бард Ю. Ким писал недавно о связи
со своим последним, прошедшим с большим успехом спектаклем "Московские
кухни", что брежневское время остается в памяти московских интеллигентов
как годы, проведенные на кухне, за беседами "в своем кругу" на тему о
том, как переделать мир. Разве не были своего рода "кухнями", пусть
другого уровня, университет в Тарту, кафедра профессора В. Ядова в
Ленинградском университете, Институт экономики Сибирского отделения Академии
наук и другие места, официальные и неофициальные, где анекдоты об убожестве жизни
и о заикании генсека перемежали споры, в которых предвосхищалось будущее?
Направления
диссидентского движения
В
диссидентском движении можно выделить три основных направления:
-
первое -
гражданские движения ("политики"). Самым масштабным среди них было
правозащитное движение. Его сторонники заявляли: "Защита прав человека,
его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, легальными
средствами, в рамках действующих законов - составляла главный пафос
правозащитного движения… Отталкивание от политической деятельности,
подозрительное отношение к идеологически окрашенным проектам социального
переустройства, неприятие любых форм организации - вот тот комплекс идей,
который можно назвать правозащитной позицией";
-
второе -
религиозные течения (верные и свободные адвентисты седьмого дня, евангельские
христиане - баптисты, православные, пятидесятники и другие);
-
третье -
национальные движения (украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, армян, грузин,
крымских татар, евреев, немцев и других).
Этапы диссидентского
движения
Сами
участники движения были первыми, кто предложил периодизацию движения, в котором
они видели четыре основных этапа.
Первый
этап (1965 - 1972 г.г.) можно назвать периодом становления.
Эти
годы ознаменовались:
-
«кампанией писем»
в защиту прав человека в СССР; созданием первых кружков и групп правозащитной
направленности;
-
организацией
первых фондов материальной помощи политзаключенным;
-
активизацией
позиций советской интеллигенции не только в отношении событий в нашей стране,
но и в других государствах (например, в Чехословакии в 1968 году, Польше в 1971
году и т.д.);
-
общественным
протестом против ресталинизации общества; апеллированием не только к властям
СССР, но и к мировой общественности (включая и международное коммунистическое
движение);
-
созданием первых
программных документов либерально-западнического (работа А.Д. Сахарова
"Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной
свободе") и почвеннического ("Нобелевская лекция" А.И.
Солженицына) направления;
-
началом выхода в
свет "Хроники текущих событий";
-
созданием 28 мая
1969 года первой в стране открытой общественной ассоциации - Инициативной
группы защиты прав человека в СССР;
-
массовым размахом
движения (по данным КГБ за 1967 - 1971 годы было выявлено 3096
"группировок политически вредного характера"; профилактировано 13602
человека, входящих в их состав; география движения в эти годы впервые
обозначила всю страну);
Усилия
властей в борьбе с инакомыслием в этот период были в основном сосредоточены:
-
на организации в
КГБ специальной структуры (Пятого управления), ориентированной на обеспечение
контроля за умонастроениями и "профилактику" диссидентов;
-
широком
использовании для борьбы с инакомыслящими возможностей психиатрических
лечебниц;
-
изменении
советского законодательства в интересах борьбы с диссидентами;
-
пресечении связей
диссидентов с заграницей.
Второй
этап (1973 - 1974 годы) обычно считается периодом кризиса движения. Это
состояние связывают с арестом, следствием и судом над П. Якиром и В. Красиным,
в ходе которых они согласились сотрудничать с КГБ. Результатом этого стали
новые аресты участников и некоторое затухание правозащитного движения. Было
проведено наступление властей на самиздат. Многочисленные обыски, аресты и суды
прошли в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Новосибирске, Киеве и других городах.
Третий
этап (1974 - 1975 годы) принято считать периодом широкого международного
признания диссидентского движения. На этот период приходятся создание
советского отделения международной организации «Amnisty International»; депортации из страны А.
Солженицына; присуждении Нобелевской премии А. Сахарову; возобновление выпуска «Хроники
текущих событий».
Четвертый
этап (1976 - 1981 годы) называют Хельсинским. В этот период создается группа
содействия выполнению хельсинских соглашений в СССР во главе с Ю. Орловым
(Московская Хельсинская Группа - МХГ). Главное содержание своей деятельности
группа видела в сборе и анализе доступных ей материалов о нарушении
гуманитарных статей Хельсинских соглашений и информировании о них правительств
стран - участниц. Ее работа болезненно воспринималась властями не только
потому, что способствовала росту правозащитного движения, но и из-за того, что
после Хельсинского совещания расправиться прежними методами с диссидентами
становилось намного сложнее. Важным было и то, что МХГ установило связи с
религиозными и национальными движениями, прежде всего не связанными друг с
другом, и стала выполнять некоторые координирующие функции. В конце 1976 -
начале 1977 г.г. на базе национальных движений были созданы Украинская,
Литовская, Грузинская, Армянская, Хельсинская группы. В 1977 году при МХГ была
создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в
политических целях.
Формы несогласия и
отстранения
Наиболее
активные формы протеста были характерны главным образом для трех слоев
общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных
меньшинств. Творческая интеллигенция, разочарованная непоследовательностью
Хрущева, равнодушно встретила его падение. Новая правящая верхушка, в которой
роль главного идеолога исполнял Суслов, с первых же дней не скрывала своего
желания окончательно покончить с эпохой культурной оттепели. В сентябре 1965
года были арестованы писатели А.Синявский и Ю. Даниэль за то, что издали за
границей под псевдонимами, свои произведения, которые затем уже в напечатанном
виде были ввезены в СССР. В феврале 1966 года они были приговорены к нескольким
годам лагерей. Это был первый политический процесс в послесталинский период. Он
был задуман как пример и предупреждение; его главный смысл заключался, прежде
всего в том, что обвиняемые были писателями, осужденными по статье 70 принятого
при Хрущеве Уголовного кодекса, которая определяла состав преступления как
"агитацию или пропаганду, проводимую с целью подрыва или ослабления
Советской власти… распространения в тех же целях клеветнических измышлений,
порочащих советский государственный и общественный строй". Впоследствии
эта статья широко применялась для преследования различных форм диссидентства.
Реакция в кругах интеллигенции на процесс Синявского и Даниэля
свидетельствовала о большом пути, пройденном ею после «дела» Пастернака: 63
члена Союза писателей, к которым присоединились 200 других представителей
интеллигенции, обратились с письмом к XXIII съезду КПСС и в Президиум Верховного Совета СССР, требуя освободить
писателей и отдать их на поруки. Тем не менее за процессом Синявского и Даниэля
последовали другие процессы и осуждения. В частности, были арестованы А.
Гинзбург, который составил «Белую книгу» из протестов против февральского
процесса 1966 года, П. Литвинов и Ю. Галансков, основатель
"самиздатовского" журнала "Феникс", А. Марченко, автор
первой книги о лагерях хрущевского периода ("Мою свидетельство"),
широко распространявшейся в самиздате. С апреля 1968 года диссидентскому
движению удалось начать издание "Хроники текущих событий", которая
подпольно выходила каждые два - три месяца, сообщая о посягательствах властей
на свободу. Обезглавленная волной арестов в октябре 1972 года, редакция журнала
с трудом восстановилась, и журнал стал выходить эпизодически.
В
конце 60-х годов основные течения диссидентов объединились в «Демократическое
движение» с весьма размытой структурой, представлявшее три
"идеологии", возникшие в послесталинский период и явившиеся скорее
программами действия: "подлинный марксизм - ленинизм",
представленный, в частности, Р. и Ж. Медведевыми; либерализм в лице А.
Сахарова; "христианская идеология", защищаемая А. Солженицыным. Идея
первой программы состояла в том, что Сталин исказил идеологию марксизма -
ленинизма и что "возвращение в истокам" позволило бы оздоровить
общество. Вторая программа считала возможной эволюцию к демократии западного
типа при сохранении общественной собственности. Третья предполагала ценности
христианской морали как основу жизни общества и, следуя традициям славянофилов,
подчеркивала специфику России. "Демократическое движение" было все же
очень малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев из среды
интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей, ставших
своего рода символами - А. Солженицына и А. Сахарова, - диссидентство, едва
заметное и изолированное в своей собственной стране, нашло признание за
границей. За несколько лет (1967 - 1973 годы) вопрос о правах человека в
Советском Союзе стал международной проблемой первой величины, долгие годы
определявшей неприглядный образ СССР в мире (показательно, что в значительной
мере начавшаяся в 1973 году деятельность Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе была посвящена этой проблеме).
Помимо
довольно узких кругов интеллигенции, активный, хотя и не имевший значительного
резонанса, протест выражали другие слои общества, среди которых были:
-
католические
круги Литвы;
-
советское
еврейство, вопрос обо все большем ограничении в период 1970 - 1985 годов прав
евреев на эмиграцию из СССР стал наиболее острым в советско-американских
отношениях;
-
некоторая часть
национальной интеллигенции, в особенности на Украине, в Грузии, Армении,
Прибалтике, озабоченная массовой миграцией в республики (особенно в Эстонию и
Латвию) из России и других регионов СССР и политикой русификации, заключавшейся
во введении русского языка в качестве второго национального языка и
обязательности его изучения для сдачи некоторых экзаменов в высшей школе.
В
стране, в которой любая власть, будь то власть коллектива на низшей ступени,
бюрократическая на средней или деспотическая на верхней, всегда оставалась
враждебной к свободному выражению мнений, идущих вразрез с принятыми
установками и против самой природы этой власти. К тому же в условиях репрессий
диссидентство как выражение радикальной оппозиции и альтернативной политической
концепции, защищавшей перед государством права личности, не могло охватить
широкие слои общества. Недовольство и неудовлетворенность проявлялись в
советской действительности по-разному. В этом смысле показательна рабочая
среда. Две попытки создать независимый профсоюз (сначала инженера Клебанова в
конце 1977 года, потом участников правозащитного движения, организовавших СМОТ
- Союз межпрофессиональных объединений трудящихся) завершились неудачей.
Забастовочное движение, еще совсем малочисленное, уже не было, однако,
исключительной формой действий: в 1975 - 1985 годах прошло около 60 крупных
забастовок.
Как
в самой политической сфере, так и вне ее, в области культуры, в некоторых
общественных науках стали возникать дискуссии, зарождаться различного рода
деятельность, которая если и не была откровенно "диссидентской", то,
во всяком случае, свидетельствовала о явных расхождениях с официально
признанными нормами и ценностями. Среди проявлений такого рода несогласий
наиболее значительными были:
-
протест большей
части молодежи, привлеченной образами западной культуры;
-
экологические
компании;
-
критика
деградации экономики молодыми "технократами", зачастую работавшими в
престижных научных коллективах, удаленных от центра;
-
создание
произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и
художественного творчества.
Заключение
Итак,
диссидентское движение - наиболее радикальное, заметное и мужественное
выражение несогласия.
Начало
диссидентскому движению в его классическом варианте было положено в 1965 году
арестом Синявского и Даниэле.
В
диссидентском движении можно выделить три основных направления:
1.
гражданские
движения;
2.
религиозные
течения;
3.
национальные
движения.
Выделяют
четыре этапа диссидентского движения.
Наиболее
активные формы протеста были характерны, главным образом, для трех слоев
общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных
меньшинств.
70-е
годы были отмечены:
-
рядом очевидных
успехов КГБ в борьбе против всех форм диссидентства;
-
непрерывным
падением международного престижа СССР вследствие репрессий.
Все
эти направления и формы протеста получат признание и расцветут в период «гласности».
Список использованной
литературы
1.
Алексеева А. А.
История инакомыслия в СССР. М., 1992 г.
2.
Геллер М. История
России, 1917 - 1995 г.г. М., 1996 г.
3.
Верт Н. История
Советского государства. 1900 - 1991. М., 1998 г.
4.
Кризис экономики
советского типа // Вопросы экономики, 1992 г., № 4-6.
5.
Политическая
история России / под ред. Журавлева В.В., М., 1998 г.
6.
Советское
общество в 70-е годы: опыт, проблемы, М., 1988 г.