Социетальный
|
Институт Социальный
порядок Класс и слой Город и общность
|
Религия Монархия
Дворянство Москва
|
Мировые системы
|
Международные
отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая
взаимозависимость
|
ООН Гринпис
Ислам Производство нефти
|
Рис.
1. Уровни социологического анализа
тельные
процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их
непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут
рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся
друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное,
повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных
систем, структур и институтов. На рис.1 детально показано, каким образом
различные уровни социологического анализа пересекаются в разных плоскостях
человеческого взаимодействия. Например, группа — это люди объединенные
взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп
отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе.
Например, два соседа, семья, нация. Государство — это также группа,
рассматриваемая на социе-тальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне)
рассматривается отношение государства с другим государством.
Своеобразной формой
пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии,
как отраслевые со-| 'циологии: социология труда, экономическая социология,
социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология
города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В
данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру
исследуемых объектов.
Оригинальную
концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947
году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал за создание в социологии
«всеохватывающей теории, опирающейся на теории социального действия и
Социология как наука. Предмет и функции
социологии 15
структурно-функциональный
метод». Р. Мертон считал, что создание подобных теорий преждевременно, так как
еще нет надежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего
уровня, которые выполняют промежуточную роль между малыми рабочими
гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях, и
широкими теоретическими конструкциями, понятийная схема которых позволяет
производить.боль-шое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального
поведения. Задачи такого рода теорий - аккумуляция эмпирических данных. Они
могут возникать в отдельных отраслях социологии как специальные теории или же
могут быть результатом обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий
может служить созданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющая различные
типы отклоняющегося поведения.
Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе
социологических методов. Например, социология труда изучает труд как
социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с
социальными институтами. В ней органически связаны теория и
практика социального управления трудовой деятельностью людей. В поле зрения
социолога находятся социальные формы и условия труда, его
коллективный или индивидуальный характер, социальная организация
совместного труда. Социология труда характеризует различные
социально-психологические механизмы включения работника в трудовую
деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворение
работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности,
производительности труда и т. д,
Функции социологии
Многообразие связей
социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются,
в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших
функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная.
Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах
обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах
социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы
социального развития общества. Этому служат как фундаментальные
теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания
социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и
непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке
богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных
областях общественной жизни.
Характерной
чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть
социологических исследований ориентирована на решение практических
проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция
социологии, в рамках ко
16
торой
проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают
конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над
социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления
социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем
большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические
партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения
целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом
проявляется функция социального контроля.
Практическая
направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать
научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в
будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии.
Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В
этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей,
вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом
этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с
каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из
альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные
последствия и т. д.
Социология,
несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает
выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут
использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими
определенных социальных целей. Социоло- гическое знание зачастую служит
средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов
поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но
социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми,
формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует
совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о
гуманистической функции социологии.
тема 2
становление и основные этапы
исторического развития социологии
I/ О. Конт — родоначальник
социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие.
Социальная статика и динамика 2/ Социальные условия и теоретические предпосылки
возникновения социологии З/ Классический тип научности социологии. Учение о
методе Э. Дюркгейма
4/
Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера
5/
Основные принципы материалистического учения об обществе К, Маркса и Ф.
Энгельса
б/
Основные этапы и направления развития социологии в США 7/ Развитие
социологической мысли в России
О. Конт — родоначальник социологии.
Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная
статика и динамика
Расширить
и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее
становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких
условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования
новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку
определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий.
Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV
века до нашей эры в работах Платежа «Законы», «О государстве», в
«Политики" Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается
в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что
тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет.
Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице
социологии.
Для ответа на вопрос о
времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые
науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего,
необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной
специальной науки начала признаваться научным сообществом. История
свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. по-
18
еле
опубликования О. Контом треть его тома его важнейшей работы «Курс
позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин
«социология» и выдвинул задачу изучения общества на. научной основе.
Именно эта претензия - поставить учение об об-[ цестве на научную основу — и
явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию
социологии.
Как же конкретно
обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В
системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного
им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека:
теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии
человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя
понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он
отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при
помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Йадача
второй стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает
третью стадию — позитивную, или научную. На этой стадии человек
перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины
явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных
связей, которые могут устанавливаться между ними.
Переход от одной
стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не
одновременно. И здесь действует один принцип — от простого к сложному, от
высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается
позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике,
физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же — это вершина
позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный
метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность
эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном
исследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Другой важный вывод,
приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с
открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют
огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются
социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и
повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к
разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию
богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую
личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии,
заставлял враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная
эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить
основу общества — чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать
установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта,
социология.
Становление и основные этапы исторического
развития социологии
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии,
делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной
системы. В этом разделе контов-ской социологии рассматриваются основные
общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их
общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной
динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим
фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие
человечества.
Социальные условия и
теоретические предпосылки. возникновения социологии
Как было указано выше,
социология возникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. В социальной
сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во
Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии,
чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса
общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей
возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда
движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место
и свою роль в этом процессе. Как известно, К Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую
и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они,
следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической
философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили
решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной
которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие
«отцы-основатели социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм, М. Вебер — предложили
реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были
сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали
не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть
кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными
социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве
инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.
Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный
метод».
Этими различными идеологическими
установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий,
которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX в. В этот период на первый план
развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того
времени, как вы помните, являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и
Шванном( 1838—1839), на основе которого была создана клеточная теория строения
живого вещества, и
20
создание
Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории
послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического
материализма, основным элементом которого является учение о диалектике —
«алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э.
Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе,
основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества ».
Пока речь шла в
основном о социологических условияхи естественнонаучных предпосылках
возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе
закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания.
Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались
главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт
Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов.
В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А
работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности
» построена на количественном описании динамики народонаселения.
Особенно активно
эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX
века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие
капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов —урбапизациижизни
населения. Следствием отого была резкая социальная дифференциация населения,
рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание
социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и
буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность,
укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода
общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с
одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с Другой —
объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли
выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных
предложить «лекарство» от этих «болезней».
Особенно интенсивно
развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим
объясняется, что именно в этих стра-нах появляется наибольшее количество работ,
посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо
следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том),
«[[сложение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнъи труд людей в
Лондоне» Чарлза Бута, «Свод-ка физического и морального состояния рабочих на
бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» ЛуиВиллерме,
«Очер^моральиойстатистики Франции" Ан-дре Герри, «Европейские рабочие»
Фредерика Ле Пле (6 томов).
Большое
значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического
исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле
«О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые
исследователи считают, что именно с этой работы можно на-
Становление и основные этапы
исторического развития социологии 21
чинать
отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле,
«социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от
умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к
эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с
применением сложных математических процедур.
Классический тип
научности социологии.
Учение о методе Э. Дюркгейма Как
отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли
знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в
истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий
научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым
говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней
мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного,
эклектического.
Классический тип
научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О.
Конт, Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм. Основные принципы классической методологии
сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей
действительности. Нет никаких специфических социальных законов. 2) Поэтому
социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы
социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все
социальные явления должны быть описаны количественно. 4) Важнейшим критерием
научности является объективность содержания знания-Это значит, что
социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и
умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо
от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании
«социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и
идеологий».
Наиболее
четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе
французского социолога Э. Д-юрк-гейма. «Правила социологического метода»
(1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального
факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к
социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве
науки.
Первое
правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные
факты как веши». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов;
б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны,
строго наблюдаемы и безличны;
в) устанавливаемые
между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают
формулировать постоянные законы функционирования общества.
22
Второе правило
состоит в том, чтобы «систематически отмежевы-ггьсяот всех врожденных идей».
Это означает, что: а) социология преж-:1е всего должна порвать свои связи со
всякими идеологиями и личност-эъши пристрастиями; б) она также должна
освободиться от всех предрас-удков, которыми обладают индивиды в отношении
социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, 1риоритета) целого над
составляющими ее частями. Это означает 1ризнание того, что: а) источник
социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами,
не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак, социология, по
мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный
факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но
качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне
индивидуальных сознании потому, что у него другое основание, другой субстрат
— коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает
Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили
свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А
поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он
образуется из взаимодействия множества сознании), то он неизменно имеет
следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо
образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют
объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является
центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
Нетрадиционный тип
научности. «Понимающая социология» Г. Зшлмеля и М. Вебера
Неклассический тип
научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем(
1858—1918)иМ.Вебером(1864—1920). В основе этой методологии лежит представление
о принципиальной противоположности законов природы и общества и,
следовательно, признание необходимости существования двух типов научного
знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного
знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она
должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У
естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и
причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук —
метод понимания и отнесения к ценностям.
Такая трактовка
взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета
социологии. Г. Зиммель и М. Ве-бер отвергали в качестве предмета
социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество»,
«коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть
только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих
действий и рациональным поведением. Г- Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность
понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие
самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий
людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания
внутренних мотивов этих действии. И здесь ему помажет знание -того, что в
сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом,
руководствуется аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о
предмете социологии и ее месте среди других наук Г. Зиммель и М- Вебер
формулируют ряд методологических принципов, на которые, по их мнению,
опирается социологическое знание:
1)
Требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности
содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в
действителъвую науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и
схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов.
Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между
социальной теорией и действительностью.
2)
Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин
тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных
прогнозов».
Строгое
следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая
теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом
субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер
утверждают:
3)
Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального
произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне
определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и
общечеловеческим ценностям.
4)
Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной
деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим
общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему
человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному
произволу», — писал М. Вебер.
М.
Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям».
Ценностное суждение всегда личностей! и
субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной,
политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в
бога — это непреходящее качествочеловеческого существования». Отнесение к
ценности— это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В
приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для изучения
взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека,
отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем
необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что
ученый-социолог в познании сталкивается с огром-
1м многообразием
фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то
установки, которая и формулируется г им как ценность.
Но возникает вопрос:
откуда жеберутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает'гак:
5) Изменение
ценностных предпочтений социолога определя-гтся «интересом эпохи», то
есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует.
Каковы же инструменты
познания, через которые реализу-к >тся основные принципы «понимающей
социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном
явлении гамые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое многообразие
социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия
возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим
собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии
является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна
стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические
аспекты, от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область
идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм
некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая
форма — это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех
объектов, которые выступают объектами их жела-1 ний, стремлений и других
психологических актов. Формально-гео-[ метрический метод Г. Зиммеля позволяет
выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в
которой социологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и
морализаторских оценочных суждений.
Главным
инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы»,
по Веберу, не имеют эмпи-1 рических прообразов в самой реальности и не отражают
ее, а пред-I: ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае-I
мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью 1 выделения отдельных
черт реальности, считающихся исследовате-1 лем наиболее типическими. «Идеальный
тип,— писал Вебер,— это 1 «картина однородного мышления, существующая в
воображении 1 ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее |
«типичных социальных фактов». Идеальные типы — это предель-1ные понятия,
используемые в познании в качестве масштаба для [соотнесения и сравнения с ними
социальной исторической реально-1сти. По Веберу, все социальные факты
объясняются социальными [типами. Вебер предложил типологию социальных действий,
типов [государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными [типами,
как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т.д.
Какую же основную
задачу решают идеальные типы? М. Вебер :читает, что главная цель социологии —
сделать максимально понятным о, что не было таковым в самой реальности, выявить
смысл того, что бы- ло пережито, даже если этот смысл самими людьми не был
осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный
материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Основные принципы
материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса
Своеобразный синтез
классического и неклассического типа научности в области социологии
представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса
(1818-1683), Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого
учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок
позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить
обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них
причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме,
как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его
развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же
наиболее важные принципы материалистического учения об обществе?
1) Одним из важнейших
принципов исторического материализма является признание закономерности
общественного развития. Ф. Энгельс, выступая на похоронах К. Маркса, среди
главнейших его достижений отмечал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон
развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории»
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.- С. 325). Признание закономерности
означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся,
существенных связей и отношений между процессами и явлениями.
2) Признание
закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с
принципом детерминизма, то есть признанием существования
причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали
необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений
выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ
производства материальных благ, состоящий из производительных сил и
производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей
влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим
положением марксистского учения об обществе. В работе «К критике
политической экономии» К. Маркс писал: «Производство непосредственно материальных
средств к жизни и тем самым каждая ступень экономики народа и эпохи образует
основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения,
искусство и даже религиозные представления людей, из которых они поэтому
должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13- С. 6-7).
26
3)
Третьим важным принципам материалистического учения об обществе является
утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса
реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях
как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая
формация, по определению К. Маркса, представляет собой "общество,
находящееся на определенной, степени исторического развития, общество со
своеобразным, отличительным характером». 'Там же. Т. 6.- С. 442).
Понятие «формация» К- Маркс заимствовал из ' современного ему
естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались
определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством
состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все
эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе
сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой.
Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства,
который характеризуется определенным уровнем и характером развития
производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру
производственными от-пошсииями. Совокупность производственных отношений
образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные,
правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь,
соответствуют определенные формы общественного сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс
представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным
переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от
первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической
и коммунистической. В. И. Ленин, оценивая значение этого учения для
обществоведения, писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на
историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией,
показывающей, как из одного уклада жизни развивается вследствие рос-•:'а
производительных сил другой, более высокий» (Ленин В. И. ПСС. !'. в.- С.
55). Поскольку в марксизме речь идет о неизбежности движения общества по
этим ступеням развития к высшей формации, критики марксизма указывают на
наличие в нем религиозно-фило-: офской концепции провиденциализма — то
есть учения о предопределенности в развитии человечества. Указывается также на
| рудности стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с
происходящими настоящее время отказом народов от «строительст-|1Я коммунизма».
4) Применение к
анализу общества общенаучного критерия . 1;жономерности и причинной
обусловленности в развитии увязьгва-г гся в марксизме с признанием своеобразия
развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в
концепции развития общества как естественноисторического процесса. 1
;стественноисторический процесс столь же закономерен, необхо- дим и объективен,
как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и
определяет их волю и сознание- Но в то же время, в отличие от процессов
природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс
представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается
идаче, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской
социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной
закономерности и сознательной деятельности людей.
5) Все вышеизложенное
показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа
научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но
в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что
у Г- Зиммеля и у М. Вебера называ ется принципом отнесения к ценности, то есть
согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим
интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата.
Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно
этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни
несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Предлагалась
такая логика рассуждений: ученый-обществовед действует в определенных условиях
и не может быть свободным от них. Эти условия накладывают соответствующий
отпечаток на его исследования. Ученый-обществовед принадлежит к определенной
социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые
интересы. В обычных случаях (чаще всего, когда он придерживается консервативных
убеждений) он отражает интересы того класса, к которому сам принадлежит. В
других случаях (когда развивает революционные концепции) он покидает позиции
своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил.
Поскольку ученые-обществоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о
том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естественно,
возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажированность»
провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это
противоречие разрешалось по такой схеме: поскольку пролетариат является самым
передовым, прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего
человечества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следовательно,
он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает,
что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью.
Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности
научные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили
односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований
попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма»
политической элиты, «партийной верхушки».
28
Основные этапы и направления 'развития
социологии в США 1ибольшее развитие социологические
исследования получили в ЗША. Исследователи истории социологии считают, что если
в XIX ве-
•"ке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х
годов XX в. США прочна удерживают позиции лидера в мировой социологии.
Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два
взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий
внешней имститупионали.чации и большой объем конкретных, эмпирических
социальных исследований.
В
Западной Европе социология долго развивалась на инициативной основе. Например,
О. Конт не имел постоянного заработка, и многие социологи, за исключением Г.
Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, были вынуждены работать вне университетской
сферы. И США же социология с самого начала начинает складываться как
университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра
социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж.
Смолл). В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и
колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.
Социология в США с
самого начала формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в
стране было проведено
•[•очную
науку.
Эмпирические
социологические исследования диктовались чб.-цественньми потребностями. Большое
место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп,
адаптация к но-11Г.1М для людей социальным и культурным условиям. В эи"ом
плане 'наибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вышедшее в
1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Тома-Са "Польский
крестьянин в Европе и Америке», где рассматривались проблемы адаптации
эмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены основные принципы
методологии и методики )нкретно-социологических исследований.
Значительное
развитие в США получили исследования по социологии труда и управления. Еще в
90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) произвел
комплексные исследования на предприятиях и создал первую в мире систему
НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил
социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что
технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они
упираются в так называемый «человеческий фактор", в материальное
и моральное стимулирование, в искусство администрации управлять
предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление
рестрикционизма (от авт. геэШстюп— ограничение), т. е. феномен «работы с
прохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в
основе этого феномена лежит механизм группового давления и блокирования
формальных норм с помощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать
стремлению предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через понижение
расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер —
хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое
бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального
администрирования.
Огромное влияние на
развитие американской социологии труда, организации, планирования и
управления оказали знаменитые Хо-торнские эксперименты, проводимые под
руководством Э. Мэйо в 1927—1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в
условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Западной
Европы, и их главной задачей было стремление изыскать до-полни-тельные
факторы повышения эффективности производства. Ученые-экспериментаторы в
начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и
контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение
рабочих мест, температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на
перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено,
что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние на
производительность труда оказывают психологические и социально-психологические
условия трудового процесса. В данных экспериментах было открыто явление
неформальной организации трудовых коллективов. Любая группа рабочих
разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным
признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая
подгруппа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы,
регулирующие отношения в данной подгруппе, распространялись и на трудовую
деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений
с руководством и т. д.
На основе Хоторнских
экспериментов Э. Майо и его сотрудниками была сформулирована так называемая
доктрина «человеческих отношетяй». Методологической основой данной
доктрины являются следующие принципы: 1) человек представляет собой социальное
существо, ориентированное на других людей и включенное в
30
|
контекст
группового поведения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и
бюрократическая организация подчиненности;
:!)
руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на
удовлетворение потребностей людей, или на чисто технические факторы поднятия
производительности труда и максимальное достижение прибыли. Такая ориентация
способствует удовле-
-воренности
индивида своей работой и благоприятствует социальной гтабильаости; 4)
производительность труда будет более эффективной, если индивидуальное
вознаграждение будет подкреплено групповым, коллективным, а экономические
стимулы — социально-психологическими (благоприятный моральный климат,
удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет
начало разработка новых средств повышения производительности
•-"руда,
таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое
решение», «просвещение служащих» и т. д.
Доктрина
«человеческих отношений» дала толчок разработке проблеммотивации поведения.
На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая
теория потребностей. А. Маслоу классифицировал потребности личности на
базисные (основные) и производные (метапотребности). Базисные (в
пище, в воспроизводстве, безопасности, в одежде, в жилище и т. д.),
производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве
социальной жизни). Маслоу расположил все потребности в восходящем порядке —
от низших физиологических до высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу
заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их движения.
Потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т. е. насущными,
требующими удовлетворения, лишь после того, как удовлетворены предыдущие.
Голод двюкет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как
он удовлетворен, вступают в действие в качестве мотивов поведения другие
потребности. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория
мотивации Ф. Херц-бсрга (1950) и теория стилей управления
ДМакГрегора (1957). Соглас-[ к) теории Ф. Херцберга, только внутренние
факторы, т, е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние
же факторы, •г. е. условия работы: заработок, межличностные отношения в
группе, политика компании, стиль управления и другие — Херцберг называл
гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности трудом,
способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния ва
повышение производительности труда. Ф. Херцберг сформулировал такие
зависимости: удовлетворенность есть функция содержания работы, а
неудовлетворенность — функция условий труда. Обе системы являются
разтгонаправленньгми плоскостями поведения.
Теория
стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей
управления: 1) авторитарный стиль/для которого характерен жесткий
контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное
стимулирование; 2) демократический стиль, делающий упор на
использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль,
отсутствие принуж-
|
дения,
самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду; 3)
Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стиля
управления.
Д. Мак Грегор не считает необходимым рекомендовать как более
предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, прежде чем
выбрать ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое
исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в
отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень
сплоченности и другие элементы социально-психологического климата в
коллективе. На основе этих исследований в США сформировались два общественных
течения — внедрение новых форм организации труда ипрограмма улучшения качества
жизни.
Проведение
эмпирических социологических исследований и создание различных прикладных
теорий базировались на определенных методологических установках. Долгое время
в США в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм
(от англ. ЬеЬауюиг — поведение) утверждает, что социология — это поведенческая
наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были
Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение
человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные
реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо.
Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении
людьми.
Бихевиоризм
абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования
социологов, с точки зрения его представителей, состоит не в объяснении, а в
описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть
сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения
может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим
спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы рассматривают наблюдение и
эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное
предпочтение отдается количественным, математическим и статистическим методам-
Положительным в
методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности
социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта,
внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному
взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в
частности, так как наблюдаемые объекты по многим существенным параметрам не
могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований
необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных
гипотез, понятийного аппарата и т. д. Не менее важное значение имеет разработка
методологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности,
познание ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких
методологий в американской социологии привели к разработке функционализма,
структурно-
32
функционального
анализа и других теорий. Рассмотрение этих теорий будет проведено в
последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем
социологии.
Развитие социологической мысли в России
[Социологическая мысль
в России развивается как часть общемиро-|вой социологической науки.
Испытывая влияние со стороны различ-|нь1х течений западной социологии,
она вместе с тем выдвигает ори-[гинальные теории, в которых отражается
своеобразие развития рос-:ийского общества. В развитии социологической мысли в
России ^следователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с сере-гины XIX
века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до сонца 50-х годов,
третий — с начала 60-х до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих
этапов.
Первый этап, прежде всего
связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров
(1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление
социальной мысли получило название субъективной социологии.
Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в
знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Каки у других
классиков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в
центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в
целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное
внимание представители субъективной сопио-югии уделяли разработке теории
общественного прогресса. Сущность |бщественного развития, по Лаврову, состоит в
переработке культуры, I именно: в переработке традиционных, склонных к застою
обществен-[ых форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичны-|и
структурами и отношениями.
Цивилизация истолковывается
субъективными социологами ак сознательное историческое движение. Это
движение осуществля-гся, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль
реально :ушествляется только через действия личности, постольку, рассуж-1ют
они, главной движущей силой общественного развития выступа-т критически
мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Личность в концепции субъективных социологов выступает ' только главной
движущей силой общества, но имерилом общест-гнного прогресса. Идеалом
общественного развития является со-(ание таких отношений, при которых бы были
созданы предпосылки для всестороннего развития ("разнородности»)
личности. Однако, •о мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по
ли-1ия развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и
разделения труда, что приводило к односторонности 11ПНОСТИ, к превращению ее в
простой придаток общественного ме-ршизма. Полноценное развитие личности, по
мысли субъективных [синологов, возможно только в рамках социализма, где будут
реали-
зованы
идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следует отметить, что
концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась
от марксистской концепции соци-али.чма и, тем более, от так называемого
«реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах
социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «творчество
личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной
социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути
России к'социализму, при котором должны быть учтены особенности российского
опыта. В связи с этим, субъективныесоциологи развивали учение о некапиталистическом
пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму
через использование и преобразование коллективистских традиций
докапиталистических форм устройства труда и быта — общины («мира»), артели и
др.
В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и
методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании
принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные
— это закономерные, повторяющиеся явления, общественные — неповторимые,
индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась
необходимость использования различных методов познания — научного и
социологического.
Естественнонаучный
метод в своей основе — объективный метод. Социологический же должен быть
субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного
метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества
является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность
личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и
цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому
изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу
«сопереживания», когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит
себя в положение наблюдаемого». В соответствии с этой установкой
разрабатывается субъективная концепция истины.
Истина,
по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по
себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной
способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела,
оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать
произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины
необходимо принимать познавательную способность «нормального человека»,
нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для
нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того,
позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части
общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социо-
34
гя должна начать с
некоторой утопии, то есть с построения соци->ного идеала общества,
обеспечивающего полнокровное развитие ^ловеческих способностей. В русле
субъективной социологии шло иение конкретных проблем политической социологии,
механизма [зи лидера и массы (яГерои и. толпа»), роль партии в
обществен-борьбе («Исторические письма») и др.
Наряду с субъективной
социологией, заметное место в соци->ной науке того периода занимают работы
М. М. Ковалевского В51- 1916). Ведущую роль в своей социологической теории М-
М. Ко-|левский отводит учению о социальном прогрессе, сущность кито-1го
он видел в развитии солидарности между социальными Группа-11, классамии
народом. Одной иа основных задач социологии М. М. рвалевский считал выявление
сущности солидарности, описание и [ьяснение многообразных ее форм. В своих
многочисленных рабо-в М. М. Ковалевский активно использовал и развивал
сравчитель-1-исторический метод, с помощью которого стремился выявить об-ре и
особенное в социальных явлениях, осуществить познание раз-г»ных исторических
ступеней развития одного и того же явления \к двух разных осуществляющих
явлений. М. М. Ковалевский ве-я, что с помощью сравнительно-исторического
метода через «па-длельное изучение фактов и явлений обшественной эволюции
на-<ов можно выявить общую форму поступательного движения об-ственной
жизни».
Параллельно с
субъективной социологией и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе с ними в
России развивалась социология (арксизма, представленная два основными теориями.
Ортодоксальней марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — '.
В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марк-|изм» — П. Б.
Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. рсновные принципы
марксистской методологии были изложены в Предыдущем разделе, и представители
ортодоксального марксизма | России в целом их разделяют.
Однако при решении
конкретных проблем общественного ус-»йства между Г. В. Плехановым и В. И.
Лениным существовали се-раные различия, которые в преддверии Октябрьской
революции ешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легаль-1 марксизм»
как течение социальной мысли носил временный, некультурный характер, связанный
с увлечением либеральной еллигенции марксистскими идеями в период кануна
револю-1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция цла от
марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое су-;твование.
Следует также
отметить, что в этот период в социологии Ьпливается большой фактический
материал, шла отработка одов конкретно-социологического анализа с
использованием гижений статистики, демографии и других смежных дисцип-В 1869 г.
вышла в свет работа известного общественного деяте-В. Бе.рви-Флеровского
"Положение рабочего класса в России».
Становление и основные этапы исторического развития
социологии 35
В
этой работе автор обобщил значительный статистический материал в личные
наблюдения, касающиеся социального и .экономического положения рабочих и
крестьян в различных губерниях России. Заметным событием в развитии социальной
мысли России была двухтомная работа Ю. Янг.она. «Сравнительная статистика
России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)", в которой
автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в
послереформной деревне. Большое влияние на развитие социологии в России
оказала опубликованная в 1Й99 году книга В. И. Ленина «Развития капитализма
я Россини. В первый период появляются также крупные работы российских
социологов А. Богданова, В. Шу-лятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные
проблемам социальной стратификации, теории классов.
Второй период развития
социологической имели в России характеризуется нарастанием процесса
институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального
института. В1918-1919гг.в Петроградском и Ярославском университетах были
созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социоло-гии.В 1919г.был
учрежден Социологический институт.В 1920г.вПе-троградском университете при
факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе
которого стал Пити-рим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и
общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и
мировой социологии. П. Л. Сорокин — один из лидеров правого крыла партии
эсеров, после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г.
— профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы
российской интеллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил
и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников
теории социальной стратификации и социальной мобильности (об этих теориях речь
пойдет позже в соответствующих разделах). На втором этапе продолжается
развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая
литература: Сорокин/Г. А. «Основы социологии^ (в 2-хтт., 1922г.), Хшктов В.
М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса"
(1928 г.), Бухарин Н. А. «Теория исторического материализма. Популярный
учебник марксистской социологии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь
людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная
направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской
социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать
оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.
Наряду
с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические
социологические исследования. Центральное место в них занимают
исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта
рабочих и крестьян. В этой области наиболее пло-дотворноработали А. К Гастев,
С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавскийидр. В тот
36
'период активно
разрабатывались социальные проблемы города, наро-«селения и миграции (Н.
Анцифиров, А. Годулов, В Смулевич и др.),
со-эНЬ1епроблемь1культуры(И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).
В 30-х годах марксизм
окончательно утвердился в качестве югической основы общества, социология была
объявлена фило->ской наукой- Было провозглашено, что «исторический материа-м
— это и есть социология марксизма », и, следовательно, эмнири-Ькие конкретно-социологические
исследования, как несовмести-к со спецификой философской теории,
выводились за пределы 1ИОЛОГИИ. Это была теоретическая предпосылка разгрома
социоло-1 и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упад-связана
с идеологией тоталитаризма. Социологические исследова-н, как научные
исследования, опирающиеся на точные факты, бы-не нужны тоталитарному режиму,
так как они вступали в ртиворечия с пропагандой так называемых
«социалистических за-»ваний». Начиная с этого времени, осуществляется
идеологизация 1 общественной жизни, в том числе и науки. Социология как
соци-дый институт полностью прекращает свое существование. От-»нь1е ее проблемы
развиваются в рамках смежных дисциплин: ис-ческого материализма, демографии,
статистики, психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце
50-х — на-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены
масштабные социологические исследования по изучению ания научно-технического
прогресса на социальную и профессио->ную структуру работников, их отношение
к труду. Большое распро-яение получило«социальное планирование», составление
планов со-[льного и экономического развития промышленных предприятий, хозов и
совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований I накоплен богатый
фактический материал; отработаны методики оологического исследования,
приобретены навыки проведения социо-«ческих исследований большим количеством
социологов-самоучек.
В 60-х годах
социология вновь восстанавливает статус соци-вого института. В середине 1960
года было создано первое социо-ическое учреждение — отдел социологических
исследований в титуте философии АН СССР и лаборатория социологических
ис-дований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была 1ана Советская
социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи-Эфском факультете МГУ — кафедра
конкретно-социологических недований. В 1969 году был создан институт
конкретно-социоло-вских исследований АН СССР с отделениями в союзных респуб-ах
и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибир-Ленинграде. С 1974 года
начал выходить специализированный мал «Социологические исследования». С
1988 г. образованы соци-•ические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов-<,
Киевском университетах. В настоящее время существует ряд 'мических, вузовских и
независимых социологических центров, вдящих широкие эмпирические и
теоретические исследования в различных областях общественной жизни.