Межбиблиотечный абонемент и доставка документов. Обслуживание удалённых пользователей
МБА и доставка документов.
Обслуживание удалённых пользователей
Межбиблиотечный абонемент
и доставка документов входит в число важнейших средств функционирования информационного
пространства и обеспечение всеобщей доступности информации, являясь системой обслуживания
пользователей, предоставляющей равные возможности в использовании информационных
ресурсов для всех читателей независимо от места жительства, профессиональной и социальной
принадлежности. В то же время – это одна из наиболее развитых и апробированных форм
социального партнёрства, основанная на принципе взаимоиспользования ресурсов библиотек
и органов информации. Следует отметить, что это такой вид обслуживания пользователей,
который постоянно на всём пути своего развития и трансформации был на границе между
двумя находящимися в противоречии функционирования библиотек: обеспечением сохранности,
с одной стороны, и всеобщей доступности – с другой. Это значительно ограничивало
возможности обслуживания удалённых пользователей. Только в последние годы, в период
активного развития электронных ресурсов и создания крупных электронных коллекций,
библиотеки близко подошли к возможности разрешения этого противоречия. Теперь вопросы
доступности и сохранности всё более часто решаются в едином блоке. Кроме того,
это одна из сфер библиотечной деятельности, в небольшой степени подверженная переменам
в условиях электронной революции.
За последние 15 лет система
МБА и доставки документов претерпела значительные изменения, отмеченные как периодами
глубокой депрессии, так и периодами высокой активности библиотек, связанной со стремлением
к возражению одного из самых востребованных в наше время видов библиотечно-информационного
обслуживания. Сейчас ясно видно, что наступило время стабильного развития межбиблиотечного
абонемента и доставки документов, прошло время метаний между различными способами
представления документов, казавшимися альтернативой межбиблиотечному абонементу.
Комплексная система обслуживания удалённых пользователей на базе межбиблиотечного
абонемента прочно заняла свою нишу в библиотечно-информационном обслуживании и органично
вписалась в развивающуюся электронную среду. Функция обслуживания удалённых пользователей
была и остаётся одной из основных функций библиотек во всём мире. Активное восстановление
взаимодействия библиотек ведёт к возрастанию роли стандартов. Глобализация информационного
общества требует от библиотек создание интегрированных сетей, способных действовать
в отношении пользователя как единая система. Стандарты призваны обеспечить совместимость
и взаимодействие сетей, способствовать повышению качества и надёжности информационных
продуктов и их распространение по разумным ценам.
С проблемой стандартизации
технологий тесно переплетена проблема стандартизации терминологии. Развитие новых
форм обслуживания удалённых пользователей и внедрение современных технологий ведёт
к изменению терминологии. Наиболее распространённые сейчас термины «МБА» и «Доставка
документов (ДД)» часто путают. МБА – предоставление документов, подлежащих возврату.
Доставка документов – предоставление копий, то есть материалов, не подлежащих возврату.
Всё чаще встречается термин «электронная доставка документов (ЭДД)», означающий
предоставление в электронной форме не подлежащих возврату копий, большей частью
статей и фрагментов изданий, по электронным каналам связи. Английские библиотекари,
являющиеся «законодателями моды» в области МБА, в последние годы всё чаще употребляют
термин (удалённая доставка документов», предложенный М. Лайном в 2003 году.
Отметив, что термины «МБА» и «доставка документов» в настоящее время утратили своё
первоначальное значение и потому неверны, он предложил принять в качестве стандарта
для всего библиотечного и информационного мира термин «удалённая доставка документов».
По его мнению, это точный и краткий термин, охватывающий все виды доставки:
коммерческую и некоммерческую; материалов, подлежащих и не подлежащих возврату;
на бумажных и электронных носителях; доставку организациям и отдельным лицам.
Организация электронных каталогов и получение доступа к Интернету явились предпосылкой
для модернизации межбиблиотечного абонемента и его оптимизации с помощью автоматизированной
и электронной доставки документов. Пользователю предоставляется возможность самостоятельно
осуществить поиск в режиме онлайн по электронным каталогам и открытым базам данных
и, в зависимости от его статуса (абонент МБА или индивидуальный пользователь),
заказать оригинал или копию первоисточника в удобном для него виде.
Использование автоматизированных технологий позволяет значительно облегчить работу
библиотекаря и сократить время выполнения заказов пользователей.
При этом возникает необходимость
в постоянном совершенствовании технологий обслуживания, которое диктуется требованиями
времени. Развитие рынка информационных услуг ведёт к расширению информационных функций
библиотек и внедрению информационных технологий в их деятельность. Рост числа пользователей
Интернет способствует появлению и расширению возможности «дистанционного» информационно-библиотечного
обслуживания.
Цель библиотечной деятельности
заключается в том, чтобы максимально удовлетворить информационные потребности пользователей.
При развитии обслуживания
удалённых пользователей дополнительные преимущества получают как пользователи,
так и библиотеки. Пользователи получают возможность заказа документов из фондов
различных библиотек и получения необходимой информации на дом или на рабочее место,
экономя при этом время и средства. Библиотеки получают возможность регулирования
потоков заказов и их перераспределения, особенно в тех случаях, когда велик поток
посещений читальных залов, а также привлечение внебюджетных средств от выполнения
платных услуг. Библиотеки активно и успешно борются за сохранение своего места в
системе информационных услуг, выступая в роли организатора дистанционного доступа
к информации на разных носителях – от традиционных бумажных до крупных электронных
баз данных. В век Интернета существенно меняется поведение и требования пользователей.
Изменились представления о скорости обслуживания, всё чаще она измеряется не днями,
а часами. Именно благодаря МБА оказывается возможным использовать совокупные фонды
библиотек региона и страны, а не ограничиваться только возможностями данной библиотеки.
Межбиблиотечный абонемент основан на использовании документов из фондов других библиотек
при их отсутствии в данном фонде. Основанием для получения литературы является заполненный
бланк-заказ, подписанный лицом, ответственным, а работу МБА и заверенный печатью
библиотеки-абонента. Для контроля за возвратом литературы на обратной стороне листка-требования
отмечается дата получения документа и название выславшей её библиотеки.
Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несёт абонент,
запросивший данную литературу. Служба межбиблиотечного абонемента организована в
библиотеке в 1930 году. Являясь национальным центром межбиблиотечного
абонемента и доставки документов (МБА и ДД), Национальная библиотека Беларуси
(НББ) возглавляет и координирует научную, исследовательскую и методическую работу
в сфере МБА и ДД в Республике Беларусь. Ежегодно отдел МБА и ДД получает более
10 тыс. заказов от 1000 белорусских и зарубежных библиотек. НББ сотрудничает по
МБА со 100 библиотеками в 14 странах мира. Наиболее продуктивные партнерские
отношения связывают НББ с библиотеками России, стран Балтии, Украины, Польши,
Германии.
Основные функции
отдела:
- выполнение заказов
абонентов Беларуси и зарубежных стран путем выдачи документов из фондов НББ во
временное пользование;
- предоставление в
постоянное пользование ксерокопий отдельных статей и фрагментов книг, журналов,
газет, находящихся в фондах НББ;
- электронная доставка документов
(ЭДД);
- библиографическая поддержка
заказов по МБА и ДД;
- осуществление заказов
по МБА для читателей НББ в других библиотеках;
- выдача читателям НББ,
имеющим ученую степень кандидата или доктора наук, и сотрудникам НББ документов
из ее фондов по индивидуальному абонементу.
В составе сектора
межбиблиотечного абонемента работают следующие группы:
- обслуживания абонентов
г. Минска;
- обслуживания иногородних
абонентов;
- международного абонемента;
- электронной доставки документов.
Одним из направлений
деятельности отдела является выполнение платных услуг:
- заказ документов по
электронному каталогу НББ пользователю в случае его отказа от самостоятельной работы;
- копирование
текстовой информации, помещенной в "блокнот пользователя", на электронный
носитель пользователя;
- копирование
графической информации с автоматизированного рабочего места библиотекаря на
электронный носитель пользователя;
- выдача документов по
индивидуальному абонементу пользователям, имеющим научную степень;
- электронная доставка
документов: поиск и заказ документов из отдела фондодержателя, изготовление
электронной копии фрагментов документа без распознавания символов, изготовление
электронной копии фрагментов документа с распознаванием символов,
предоставление информации пользователю из базы данных;
- сканирование
фрагментов документа из фондов НББ: текста без распознавания символов (формат
А3, А4), текста с распознаванием символов (формат А3, А4), текста с
распознаванием символов и сохранением сплошного текста (формат А3, А4),
черно-белого графического изображения (формат А3, А4), цветного изображения
(300 dpi) (формат А3, А4), цветного изображения (600 dpi) (формат А3, А4);
- ксерокопия
черно-белая фрагментов документа из фондов НББ: односторонняя (формат А3, А4),
двухсторонняя (формат А3, А4);
- распечатка
электронной информации из "блокнота пользователя":односторонняя и двухсторонняя
черно-белая (А4);
- распечатка
электронной графической и отсканированной информации с автоматизированного
рабочего места библиотекаря: односторонняя и двухсторонняя черно-белая (формат А3
и А4).
Развитие системы
межбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД) рассматривается в
историческом, системно-функциональном и синергетическом аспектах. Представлены
основные элементы системы в традиционной и электронной средах. Обобщены
перспективные тенденции в деятельности МБА и ДД.
Излагаются перспективы
развития электронной доставки документов для целей МБА. Анализируется опыт по использованию
электронной почты с помощью Интернет. Перечислен ряд мероприятий по разработке целевой
программы электронной доставки документов для МБА.
Одно из значительных
мест по доставке необходимых документов из различных библиотечно-информационных
учреждений и организаций всегда отводилось МБА. Сегодня резко возрос спрос на
оперативную информацию. Использование традиционных методов доставки, которыми
пользуются в службах МБА России сегодня, не позволяет говорить об
оперативности. Несоответствие между доступностью информации и длительным
ожиданием доставки можно преодолеть с помощью использования новейших
электронных технологий, программных продуктов, соответствующего оборудования.
Для этого необходимо модернизировать службы МБА путем оснащения их
вычислительной и телекоммуникационной техникой, полиграфическим оборудованием и
обучением персонала. В ряде зарубежных стран МБА уже превратился в отрасль доставки
документов. В России это еще предстоит сделать.
Для того, чтобы
трансформировать МБА и превратить его в отрасль электронной доставки документов
необходимо предпринять ряд мер, которые помогут объединить усилия в решении
первоочередных организационных вопросов по координации и сотрудничеству, по определению
функций МБА в новых условиях, по разработке целевой программы " МБА и
электронная доставка документов", определению типового набора
программно-прикладных продуктов и технических средств для российских библиотек.
Система МБА и ДД
призвана сокращать количество отказов читателям на первичные документы, которых
нет в фондах отдельных библиотек, осуществлять их доставку и способствовать
более полному получению научной информации. Приоритетом в данном направлении
обслуживания читателей является предоставление документов в научных целях для
создания новейших разработок и продукции, способных конкурировать с западными образцами.
Актуальность выбранной
темы подтверждается тем, что развитие системы МБА и ДД обусловлено
использованием ресурсов Интернета, поскольку существенно расширяется сфера
общего информационного и научно-технического пространства. Это позволяет
применять электронные способы доставки и оперативно предоставлять ученым и
специалистам РАН электронные документы.
Однако следует
отметить, что система МБА и ДД еще не до конца отлажена, что приводит к
дублированию усилий ученых, к излишним трудозатратам по нахождению информации и
препятствует успешному проведению научных исследований. Поэтому существенным в
инфраструктуре рынка современных информационных услуг является внедрение в
практику работы МБА новых информационных технологий (НИТ), организация
деятельности в условиях интеграционных процессов, обеспечение оперативной
доставки документов для научных работников академических учреждений в любом виде
– оригиналы, фотопленки, бумажные, электронные копии документов независимо от
места хранения первичного документа. На первый план выдвигаются задачи
внедрения вычислительной техники (ВТ); телекоммуникационных средств связи;
обеспечения доступа к распределенным фондам по компьютерным сетям; электронной
доставки документов (ЭДД); взаимодействия между библиотечно-информационными
учреждениями в рамках корпоративных систем; предоставления услуг традиционным и
виртуальным абонентам.
На сегодня в областных
библиотеках уже накоплено достаточно компьютерной и телекоммуникационной
техники, программного обеспечения для того, чтобы оптимизировать все
функциональные направления библиотечной деятельности. Ряд областных библиотек
успешно представили свои информационные ресурсы в Интернет. Отрабатываются
современные технологии оцифровки печатных материалов, которые позволяют библиотекам
создавать полнотекстовые базы данных. Началась активная работа по созданию
региональных корпоративных библиотечных систем и систем корпоративной каталогизации.
Ряд библиотек Украины имеют доступ к полнотекстовым базам данных EBSCO,
Springer, ProQuest. На повестке дня, перед областными библиотеками, стоит
вопрос создания действенной системы взаимообмена информационными ресурсами.
Электронный МБА и ЭДД
позволят оперативно выполнять информационные запросы пользователей и
качественно повысить уровень библиотечных услуг. В особенности это важно в
данное время, так как почти все библиотеки Украины страдают от
недофинансирования комплектования библиотечных фондов. Электронный МБА и ЭДД
позволят библиотекам обмениваться на взаимовыгодных условиях полнотекстовой
информацией из разных областей знаний. В этом направлении работы будет очень
полезным использование информационного менеджмента. Информационный менеджмент в
данном контексте будет выступать как новый тип управления организацией будущих
документопотоков в единой системе электронного МБА, которая будет объединять
все большие библиотеки Украины.
В особенности полезной
будет система электронного МБА для работников сферы государственного
управления, научных работников, просвещенцев, студенческой и учащейся молодежи.
Эти категории пользователей библиотеки смогут оперативно получать необходимую
им информацию в электронном виде. Это направление работы позволит областным
библиотекам комплексно использовать все имеющиеся информационные ресурсы, как
на традиционных носителях, так и электронных. В системе электронного МБА и ЭДД
информационные ресурсы, размещенные в Интернет, станут ее важной составляющей,
а сама сеть Интернет станет связующим звеном.
Ни одна библиотека,
каким бы совершенным фондом она не располагала, не в состоянии удовлетворить в
полной мере информационные запросы своих пользователей без межбиблиотечного абонемента
(МБА).
Литература
1. Ерохина. Н. МБА и доставка документов
сегодня и завтра // Библиотечный свет. – № 2. – 2008.
2. Курилина. Л. Технология обслуживания удалённых
пользователей в Национальной библиотеке Беларуси // Библиотечный свет. - № 3. –
2008.
3. Справочник библиотекаря / науч. ред.
А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – 448 с.