Финансовый контроль и отчетность
Содержание
Введение
1. Сущность и значение финансового контроля
2. Формы и методы финансового контроля
3. Взаимосвязь финансового контроля и бухгалтерского учета
4. Ответственность за правонарушение в сфере бухгалтерского
учета
Заключение
Литература
Введение
Государственный финансовый
контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших
функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования
финансово-кредитной системы. Основная его цель - контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных
фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов,
состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот. В странах с социально
ориентированной экономикой как приоритетными выделены задачи контроля за
своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов,
использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита
государственного бюджета, своевременным финансированием затрат на социальную
сферу, структурой и целевым назначением, в том числе, на оплату труда, выплаты
пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Развитие рыночных
отношений не только не отменяет необходимости существования государственного
финансового контроля, а и с усилением социальной ориентации в дальнейшем
усложняется, на государственные органы ложится все большее количество функций
по защите финансовых прав и интересов членов общества, введение способов по
предотвращению и предупреждению злоупотреблений и краж. Все цивилизованные
развитые страны разрешили и продолжают постоянно разрешать проблемы
усовершенствования системы контрольных органов, совокупности их функции и
полномочий и методов контрольной деятельности.
Рыночные отношения в
России сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой
источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования,
ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава
финансово-кредитной системы и взаимоотношений между ее частями. В этих условиях
появилось много новых направлений финансового контроля, отсутствующих в планах
контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при административной
системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового
контроля, что требует решительных изменений существующих систем контрольных
органов.
Изучение зарубежного
опыта организации государственного финансового контроля и хозяйственного
контроля в целом может стать примером для Российской экономике. Изучение их
достижений и ошибок безусловно может помочь на нашем собственном пути к
цивилизованному рынку и финансовому правопорядку.
Акцентируя внимание на
направлениях усовершенствования системы государственного финансового контроля в
национальном хозяйстве России на ближайшую перспективу, необходимо учесть, что
она:
-является способом
осуществлением народом его личных и экономических прав;
-соответствующим способом
взаимодействуют с контролирующими институтами органов местного самоуправления и
субъектами аудиторского контроля.
Таким образом, разрешение
проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля следует
осуществлять с позиции системного подхода, а именно:
*
финансовый
контроль должен рассматриваться как важнейший элемент общегосударственного
контроля, который в свою очередь является сложной системой общественного
контроля;
*
в процессе
усовершенствования государственного финансового контроля должны учитываться
принципы такой структуризации контроля в обществе, которая означает необходимость
разворачивания взаимодействия системы государственного финансового контроля с
контролирующими органами местного самоуправления;
*
дополнение
финансового контроля, исполнителями которого являются органы государственной
власти и местного самоуправления, независимым финансовым контролем, который
осуществляют аудиторы и аудиторские фирмы;
*
получение
субординаций при построении органов финансового контроля в структуре
общегосударственных контрольных институтов.
1. Сущность и значение
финансового контроля
Контроль за состоянием
экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является
важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев
системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в
содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении
процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех
сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к
рынку многократно возрастает.
Таким образом, финансовый
контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления
финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности
управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью
самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы
общественной деятельности и в то же время отражают их материальную
результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой,
на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов,
начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала
осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых
результатов этой деятельности.
Можно сказать, что
финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке
финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и
управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления
финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные
высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность
строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль как
особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий,
имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при
формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов
денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным
предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как
прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость,
издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели
имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой,
тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и
коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также
механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового
контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег,
а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не
только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные
результаты деятельности.
Финансовый контроль
включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности
пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного
продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный
контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых,
материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных
учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовым
контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между
потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов
народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление
внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по
снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному
расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в
организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и
нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий,
относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой
отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным
операциям и др.
Финансовый контроль тесно
связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также
государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой
дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так
и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции,
являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению
эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и
т.д.
Проблема усиления
финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной
стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их
результативности.
2. Формы и методы
финансового контроля
Специфика любого контроля
как элемента управления - его вторичность: контролировать можно только то, что
уже имеется независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себе
инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет
целью устранение или предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение
ее. Для осуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается
действительность. Такие критерии определяются финансовым законодательством и
другими правовыми нормами организации финансовой деятельности. Теоретической
концепцией, определяющей сущность и организацию финансового контроля, является
прежде всего отличие этих сравнительных критериев и границ вмешательства в
финансовую деятельность различных структур контролирующих органов в различных
государствах. Этим определяется и различие в системе органов финансового
контроля и конкретных форм и методов работы.
Под финансовым контролем
понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения
финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени
проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и
последующий.
Предварительный
финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и
утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и
организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов
и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного,
нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а
также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще
на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с
его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях
усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма
финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных
актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли,
потребности в источниках финансирования капитальных вложений.
Текущий финансовый
контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе
осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение
норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных
средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию
ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный
факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты
и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый
контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он
производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений
финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий,
организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке
документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и
т.д.
Последующий финансовый
контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в
целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных
средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций,
смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в
результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки
отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.
Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем,
базирующимся на нем.
По приемам и способам
осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ,
ревизии.
Проверка производится по
отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных,
балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и
намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватывает
отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в
отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет
финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость
реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод
финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по
периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана,
соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия выступает одним
из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-
хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.
В зависимости от объекта
различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они
могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии
осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и
материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части
документов.
По характеру материала,
на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные
(проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и
фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в
натуре).
Для проведения любого
вида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и
основные вопросы ревизии.
3. Взаимосвязь
финансового контроля и бухгалтерского учета
Необходимым условием
эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета,
обеспечивающая достоверность и полноту отражения стоимостных показателей
деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком
условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и
объективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки хода
реализации финансовой политики на определенный период развития как отдельной
сферы деятельности, так и всего государства.
В странах с рыночной
экономикой сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализацию
финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль
распространяется только на звенья системы государственных финансов и охватывает
только обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление и
исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды,
местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и
частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного
финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине при
выполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям и
частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых
деклараций.
За сферу государственного
контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности
монополий и частного предпринимательства самим владельцами финансового капитала
или его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется,
пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо от его повседневности и строгости
непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих
владельцев капитала. Конечной целью предпринимательской деятельности в любой
сфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное как возрастание
первоначального капитала.
Стоимостным звеном
финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских
служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой
отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой
надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого
контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.
4. Ответственность за
правонарушение в сфере бухгалтерского учета
Степень ответственности
определяется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Трудовым кодексом
РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ, а
также Указами Президента РФ.
Важнейшим
финансово-правовым органом предприятия как хозяйствующего субъекта, на
сегодняшний день является его бухгалтерия, которая сосредотачивает в себе всю
важнейшую документацию и информацию, имеет в своем составе
высокопрофессиональные кадры и несет практическую ответственность за принятие
важных решений или выдачу рекомендаций для их принятия.
На большинстве
современных предприятий бухгалтерия играет дополнительную роль по проведению
анализа хозяйственной деятельности, осуществлению налогового планирования и
выполняет работы по прогнозированию финансового результата. Ей руководство и
учредители вменяют в обязанности также контроль исполнения законодательства. В
целом ряде случаев главный бухгалтер предприятия несет равную с руководителем
ответственность перед Законом.
В соответствии с
упомянутыми законодательными актами для предприятий и должностных лиц
предусматривается 6 видов ответственности (в порядке возрастания тяжести):
1) финансовая;
2) гражданская;
3) материальная;
4) дисциплинарная;
5) административная;
6) уголовная.
Финансовая
ответственность возникает тогда, когда нарушаются правила обращения с денежными
ресурсами и документами. Обычно она удовлетворяется путем взыскания штрафов или
арестом банковских счетов.
Гражданская
ответственность возникает тогда, когда наносится имущественный вред участникам
гражданско-правовых отношений. Она удовлетворяется возмещением причиненного
имущественного вреда.
Материальная
ответственность возникает тогда, когда ущерб предприятию наносится его
работником. Чаще всего работник возмещает ущерб из своей заработной платы и не
в полном объеме при условии, что ущерб причинен по неосторожности.
Дисциплинарная
ответственность возникает тогда, когда предприятию наносится вред из-за
пренебрежения работником своих служебных обязанностей. Возмещение вреда
осуществляется путем воспитательных мер: лишением премии, понижением в
должности, объявлением выговора.
Административная
ответственность возникает тогда, когда грубо нарушаются законы и правила,
следствием чего могут быть значительные убытки, нанесенные государственной
казне. Возмещение вреда государству производится путем наложения штрафа,
ареста, исправительных работ.
Уголовная ответственность
возникает тогда, когда имеет место грубое нарушение законов, имеющее характер
преступлений. Уголовная ответственность устанавливается только законом, санкции
применяются только по решению суда.
При решении внутренних
проблем хозяйственной деятельности им приходится участвовать в применении мер
материальной и дисциплинарной ответственности или подвергаться им.
В сфере
гражданско-правовых отношений наибольшие усилия бухгалтерия прикладывает для
ликвидации дебиторских и кредиторских задолженностей или сглаживания их
негативного влияния на ход деятельности предприятия. Возмещение имущественного
вреда предприятию по конкретным договорам происходит в связи с решениями
арбитражного суда.
Более определенными
являются формы возмещения вреда государству со стороны предприятия, к ним
относятся компенсации вреда, связанные с финансовой, административной и
уголовной ответственностью. Они являются важным объектом контроля со стороны
бухгалтерской службы предприятия.
Из современной бухгалтерской
практики известно, что чаще всего ответственность юридических и физических лиц
наступает в связи с налоговыми претензиями государства по отношению к
предприятию. Эти претензии во многом обусловлены гипертрофированной фискальной
функцией нынешней налоговой системы России. Международный предпринимательский
опыт свидетельствует о том, что налоговая система должна способствовать
развитию рыночных отношений, а не только изымать из оборота организаций крайне
необходимые им денежные средства. Например, главный принцип в американской
налоговой системе гласит: "Налоговая система должна оставаться на заднем
плане, а решения о хозяйственной деятельности, инвестировании и потреблении
должны приниматься по причинам, не связанным с налогообложением".
Степень ответственности
российских юридических и физических лиц при несоблюдении установленных правил и
законодательных норм нередко устанавливается кратной минимальному размеру
оплаты труда (МРОТ). Во избежание путаницы напомним условия применения данного
понятия.
Федеральным законом от
19.06. 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции от 29.04. 2002 г.) введены два разных
значения МРОТ, используемые в различных целях:
исключительно для
регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по
временной нетрудоспособности и выплат возмещения вреда, причиненного увечьем,
профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением трудовых обязанностей (МРОТ = 450 руб.);
в качестве базовой суммы,
применяемой при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных
выплат, исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей по
гражданско-правовым обязательствам, размер которых установлен в МРОТ (МРОТ =
100 руб.).
Финансовая
ответственность предприятия
1. Несвоевременное
внесение платы по налогам и сборам.
Согласно ст.75 Налогового
кодекса (НК) при нарушении установленных сроков уплаты начисляются пени
(обязательные штрафы). Их процентная ставка принимается равной 1/300 от
действующей ставки рефинансирования Центрального Банка (ЦБ) за каждый день
просрочки. Ставка рефинансирования - это ставка, по которой ЦБ выделяет кредиты
коммерческим банкам. В настоящее время действует ставка рефинансирования - 23%
годовых. Это значит, что пени за просрочку платежей по налогам и сборам
составляет 0,0767% от суммы платежа за каждый день просрочки.
2. Нарушение срока
предоставления налоговой декларации.
В соответствии со ст.119
НК РФ это нарушение наказывается штрафом в размере 5% от суммы налога,
подлежащей уплате, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для
предоставления декларации. Штраф не может превышать 30% суммы налога, но не
может быть меньше 100 руб.
Если подача налоговой
декларации задержана на срок, превышающий 180 дней, то размер штрафа - 30% от
суммы платежа плюс 10% за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дня
просрочки.
3. Грубое нарушение
правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.
Согласно ст.120 НК РФ
грубым нарушением учета считается отсутствие первичных документов, счетов-фактур,
регистров бухгалтерского учета. А также систематическое (2 раза и более в год)
несвоевременное или неправильное отражение на счетах учета и отчетности
хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых вложений.
Грубое нарушение
наказывается штрафом в 5 000 руб. Если оно совершается повторно, то штраф - 15
000 руб. Если нарушение повлекло занижение налоговой базы, то начисляется штраф
в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
4. Неуплата или неполная
уплата суммы налога, в том числе в связи с перемещением товаров через
таможенную границу.
В соответствии со ст.122
НК РФ такое нарушение влечет за собой штраф в размере 20% от неуплаченной
суммы. Если неуплата признана умышленной, то начисляется штраф в размере 40% от
неуплаченной суммы.
5. Невыполнение функций
налогового агента.
Согласно ст.123
предприятие, не исполняющее обязанности налогового агента, т.е. юридического
лица, которое должно удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет
налоги, наказывается штрафом в размере 20% от суммы, подлежащей уплате.
6. Не предоставление
налоговым органам сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Согласно ст.126 НК РФ
такое нарушение приводит к штрафу в размере 50 руб. за каждый не представленный
документ. Если налоговый орган делает запрос на предприятие, и по данному
требованию оно не предоставляет нужные документы, или предоставляет заведомо
неверные сведения, то с предприятия взыскивается штраф в размере 5 000 руб.
7. Выпуск или продажа
подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки.
В соответствии со
ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
выпуск
организацией-производителем товаров и продукции без маркировки, в случае если
такая маркировка обязательна, влечет наложение на юридических лиц штрафа в
размере от 300 до 500 МРОТ с конфискацией предметов административного
правонарушения;
продажа
организацией-производителем товаров и продукции без маркировки, в случае если
такая маркировка обязательна, влечет наложение на юридических лиц штрафа в
размере от 400 до 500 МРОТ с конфискацией предметов административного
правонарушения.
8. Нецелевое
использование бюджетных средств и нарушение срока возврата бюджетных средств,
полученных на возвратной основе.
В соответствии со
ст.15.14 и 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
использование бюджетных
средств их получателем не на цели, определенные документом, на основании
которого они получены, влечет наложение административного штрафа на юридических
лиц в размере от 400 до 500 МРОТ;
нарушение получателем
бюджетных средств срока их возврата, если это оговорено документом, на
основании которого они получены, влечет наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от 400 до 1000 МРОТ.
9. Нарушение валютного
законодательства.
Согласно ст.15.25 Кодекса
РФ об административных правонарушениях:
не законченная в
установленный срок операция по ввозу в страну оплаченных товаров или возврату
денежных средств, ранее уплаченных за них, влечет наложение административного
штрафа на юридических лиц в размере от 10% до 100% суммы незаконной валютной
операции;
несоблюдение
установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по
валютным операциям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц
в размере от 400 до 500 МРОТ.
10. Нарушение сроков
представления таможенной декларации.
В соответствии со
ст.16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных
сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или
дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, влечет
предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в
размере от 30 до 50 МРОТ.
11. Проведение грузовых и
(или) иных операций без разрешения таможенного органа.
Согласно ст.16.13 Кодекса
РФ об административных правонарушениях транспортировка, погрузка, выгрузка,
перегрузка, исправление повреждений упаковки и другие подобные действия без
разрешения таможенного органа влекут наложение штрафа на юридических лиц от 100
до 200 МРОТ.
12. Непредставление в
таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета.
В соответствии со
ст.16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление,
несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях,
предусмотренных таможенным законодательством, или несоблюдение установленного
порядка ведения учета, а равно представление недостоверной отчетности влечет
наложение штрафа на юридических лиц от 100 до 200 МРОТ.
13. Нарушение сроков
уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации.
Согласно ст.16.22 Кодекса
РФ об административных правонарушениях неуплата в установленные сроки налогов и
сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную
границу России, влечет наложение штрафа на юридических лиц от 50% до 200% суммы
неуплаченных налогов и сборов.
14. Нарушение порядка
работы с денежной наличностью.
В настоящее время
одновременно действуют два нормативных документа, которые устанавливают разную
степень ответственности юридических лиц за одни и те же допущенные нарушения
при работе с денежной наличностью.
В соответствии с Указом
Президента РФ от 23.05.1994 г. N 1006 (в редакции Указа от 25.07.2000 г. N
1358):
за осуществление расчетов
наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных
предельных сумм на предприятие налагается штраф в 2-х кратном размере суммы
произведенного платежа;
за неоприходование (неполное
приходование) в кассу наличности - штраф в 3-х кратном размере неоприходованной
суммы;
за несоблюдение
действующего порядка хранения свободных денежных средств и накопление их сверх
установленных лимитов - штраф в 3-х кратном размере выявленной сверхлимитной
кассовой наличности.
Согласно ст.15.1 Кодекса
РФ об административных правонарушениях те же деяния влекут наложение штрафа на
предприятие в размере от 400 до 500 МРОТ.
Это значит, что в
судебном порядке предприятия могут обжаловать назначенное более строгое
наказание, хотя, в принципе, статус (правовое положение) Кодекса (как
законодательного акта) выше статуса Указа Президента.
Заключение
финансовый
контроль бюджет правонарушение бухгалтерский
Рассмотрев
все теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его на
практике, можно сделать некоторые выводы.
Организация
государственного финансового контроля в настоящее время в России имеет
множество недостатков. Здесь можно отметить, что финансовый контроль нуждается
в усовершенствовании и усилении своей роли во всей совокупности экономических
отношений. Например, используя мировой опыт, в России создана Счетная Палата, что
является, безусловно, позитивным фактором, но сфера ее деятельности ограничена.
Так, решением Конституционного Суда признано неправомерным Счетной Палатой России
финансового контроля по использованию денежных средств государственного
бюджета, так как контроль по осуществлению государственного бюджета является
частью государственного финансового контроля, возникает необходимость в новом
контрольном органе, который бы осуществлял указанные функции.
К проблемам
государственного контроля можно отнести, в первую очередь, контроль по
подготовке проекта бюджета и его исполнением, оценку эффективности
организационных и управленческих структур исполнительной власти и контроль за
ее деятельностью, подготовкой рекомендаций по законопроектам, исполнительных
постановлениях и других нормативных актах также. Требуется также усиление
государственного ведомственного контроля предприятий государственного сектора
экономики.
Важным есть
обновление и функций внутреннего контроля. Его организация, согласно закона России
о предприятиях, возложена на руководителя предприятия.
В
осуществлении внутреннего контроля важнейшее место занимают работники
бухгалтерии, кроме главных бухгалтеров. Но главный, также как руководители
объединений, предприятий, организаций, несет ответственность за нарушение
правил и положений, которые регламентируют финансово-хозяйственную
деятельность. Функцию контроля главный бухгалтер выполняет отдельно и через
аппарат бухгалтерии. На больших же предприятиях есть специалисты, на которых
возложены обязанности контролеров (экономисты-ревизоры,
бухгалтеры-инвентаризаторы, и другие).
Обновление
внутреннего контроля, по моему мнению, усилит контрольную функцию самого
предприятия, причем его результаты могут быть базой для проведения как
государственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними для
предприятия.
Что касается
аудита, то одним из направлений усовершенствования аудиторского контроля в
России является ускорение разработки качественной целостности системы
национальных стандартов аудита, базой для формирования которой могут быть 29
международных нормативов аудита и сопутствующих работ. Кроме того, важным является
проведение положений законов России "Про аудиторскую деятельность"
(деятельность которого приостановлена) в практику работы негосударственного
сектора экономики, а именно проведение обязательных ежегодных аудиторских
проверок на негосударственных предприятиях.
Все это
свидетельствует о необходимости коренной реорганизации системы хозяйственного
контроля в России. Основными ее направлениями являются:
Разграничение
объектов контроля и контролирующих вопросов согласно с существующими формами
собственности (государственная и разные виды коллективной и частной
собственности) на контроль за исполнением государственного бюджета, контроль за
использованием средств государственного бюджета, подтверждением достоверности
финансовой информации предприятия негосударственного сектора экономики,
контроль за формированием себестоимости и финансовыми результатами предприятия;
Разграничение
объектов контроля на государственный, аудиторский и внутренний.
В современных
условиях каждая форма государственного контроля в России имеет свои задачи и
направления развития и требует своего усовершенствования.
Литература
1.
Конституция
Российской Федерация от 12 декабря 1993г.
2.
Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
3.
Барышников Н.П.
Организация и методика проведения общего аудита./ М.-Информационный
издательский дом "Филин".-2003. 456с.
4.
Вознесенский Э.А.
Финансовый контроль./М.-Финансы.-2004. 554с.
5.
Овсийчук М.Ф.
Аудит. Организация. Методика проведения./ М.- ТОО "Москва".-2005.
654с.
7.
Рапопорт.
Международные стандарты учета и аудита./Москва. 2003. 224с.
8.
Терехова. Теория,
практика и методология аудита./С.-П.- 2002. с. 321
9.
Финансы.
Учебник./Под редак. В.М. Родионовой.-М.-Финансы и статистика.-2003. 334с.
10.
С.П.
Голубятников, Е.С. Леханова. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. – М.: ИМЦ
ГУК МВД России 2002г. с. 136
11.
У.З. Сафин.
Правовая бухгалтерия. Учебник для вузов. М. 2004г. с. С. 460
12.
Л.Н. Рубцов.
Судебная бухгалтерия: Учебник. – М. 2005г. 433с.
13.
Энциклопедия
Российского законодательства / ГАРАНТ 2006
Размещено на