Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства
Содержание
Введение
Глава I.
Понятия государственного аппарата и механизма государства
1. Соотношение государственного аппарата с механизмом
государства
2. Механизм государства как организация государственной власти
3. Свойства механизма государства
Глава II.
Структура и функции государственного аппарата
1. Государственный аппарат как единая целостная система
2. Соотношение различных ветвей государственной власти в
системе государственного аппарата
3. Функции
ветвей власти в системе государственного аппарата
Глава III.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Общие принципы
2. Частные принципы
Заключение
Использованные источники и литература
Введение
С середины
80-х годов XX века в нашей стране проходят колоссальные реформы, которые
коснулись всех сфер жизни общества. Конституцией 1993 года в Российской
Федерации были провозглашены новые идеологические основы функционирования,
устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного
механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы
государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ,
Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового
государства стала теория разделения властей.
Актуальность
курсовой работы связана в первую очередь с тем, что на современном этапе
создания в нашей стране правового государства важно осознание обществом места и
роли всех органов государственного аппарата в управлении государством,
конкретизации и разделения их полномочий.
Задачами
курсовой работы являются:
-
рассмотрение понятия государственного аппарата, его соотношение с механизмом
государства;
- характеристика
структуры государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма
государства;
- изложение основополагающих
принципов организации и деятельности государственного аппарата в правовом
государстве.
При решении
поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие
методы:
-
формально-юридический метод – при рассмотрении понятия государственного
аппарата и его соотношения с механизмом государства;
-
системно-структурный метод – для характеристики структуры государственного
аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства;
-
функциональный метод – при изложении основополагающих принципов организации и
деятельности государственного аппарата в правовом государстве.
Глава I. Понятия
государственного аппарата и механизма государства
Государственный аппарат представляет
собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется
государственная власть, выполняются функции государства, достигаются стоящие
перед ним на различных этапах его развития цели и задачи.[1]
1. Соотношение
государственного аппарата с механизмом государства
Понятие «государственный
аппарат» тесно связано с понятием «механизм государства». Первое принято
употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие
государственного аппарата как совокупности всех государственных органов
совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле
под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного
управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных,
управленческих органов государства, используется понятие «государственный
аппарат» в науке административного права[2].
Правда в юридической
науке и учебной литературе существует точка зрения, согласно которой под
государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно
осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными
полномочиями, а в понятие государственного механизма включаются также «материальные
придатки» (вооружённые силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и др)[3].
В теории государства и
права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется,
по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию
механизма государства.
Механизм государства
представляет собой систему специальных государственных органов и учреждений,
через которую осуществляется государственная власть, обеспечивается
государственное руководство обществом и защита его основных интересов. Все
государственные органы тесно связаны между собой. Каждый из них выполняет
определённые задачи, действуют согласованно, в единой системе.
2. Механизм государства
как организация государственной власти
На механизм государства
влияет состояние экономики, соотношение политических сил, цели, задачи, функции
государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, и
вносятся необходимые изменения.
Государственный механизм
можно назвать государственной властью. Он создается для осуществления функций
государства, и эта связь сказывается в конкретной структуре государственного
аппарата. Государственный аппарат создает необходимые учреждения, с помощью
которых проводятся в общественную жизнь, в поведение людей государственные
решения.
Вследствие изменений,
происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие
структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи
государственный аппарат выступает основным организующим началом политической
системы общества.
Независимо от того, какой
смысл вкладывается в содержание государственного аппарата (механизма
государства), его неотъемлемыми частями выступают государственные органы.
3. Свойства механизма
государства
Механизм государства -
это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений,
практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства1.
Приведенное определение
позволяет выделить следующие наиболее общие характерные свойства механизма
государства.
Во-первых, механизм
государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и
профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов
их охраной от нарушений).
Во-вторых, первичными
структурными элементами механизма являются государственные органы и учреждения,
в которых работают государственные служащие. Государственные органы
иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных элементов
механизма и превращение их в доминирующую силу само по себе является
показателем кризиса политической власти, который нередко испытывают
государства.
В-третьих, каждый
государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями.
Поэтому, выступая от собственного имени, он действует как орган
государственного властвования.
В-четвёртых, для
обеспечения властных велений государственный орган при необходимости имеет
возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения
(вооружённые отряды людей, тюрьмы и др.).
В-пятых, механизм
государства призван надёжно гарантировать и охранять законные интересы и права
своих граждан. Последнее означает, что сфера властных полномочий государственных
органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные
отношения между государством и личностью. Таким образом анализ общих
характерных свойств механизма государства свидетельствует, что при помощи
механизма практически осуществляется государственная власть и и выполняются
задачи и функции государства.
Глава II. Структура и
функции государственного аппарата
Под
структурой государственного аппарата понимаются его внутреннее строение,
порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение.1
1. Государственный аппарат
как единая целостная система
В любой стране
сложившейся государственный аппарат – это единая целостная (общая) система, она
состоит из ряда частных систем. Каждая такая система включает однородные по
своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой
деятельности государственные органы.
Наиболее важные частные
системы современного государственного аппарата следующие: система органов
законодательной власти, система органов исполнительной власти, система органов
судебной власти, система органов прокуратуры. В России в соответствии с
принципом разделения властей, который официально признан и конституционно
закреплён (ст. 10 Конституции Российской Федерации), государственные органы
являются носителями законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти.
В свою очередь, орган
государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы
государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и
координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении
наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
В научной и справочной
литературе государственные органы тоже понимаются неодинаково. Например, в
одних случаях под государственным органом имеется ввиду «учреждение,
выполняющее определённые задачи в той или иной области общественной жизни
(например, орган здравоохранения, орган образования)»2. В других случаях
государственный орган рассматривается как составная часть механизма
государства, имеющая в соответствии с законом имеющая в соответствии с законом собственную
структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой
общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями
государственного механизма, образующими единое целое1. В третьих же случаях
государственный орган трактуется как «определённым образом организованная
группа людей участвующая в организации определённых государственных функций2.
2. Соотношение различных
ветвей государственной власти в системе государственного аппарата
государственный
аппарат власть
В настоящее время нет
единого мнения, каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься
между собой различные ветви государственной власти, а, следовательно, и их
носители – государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или
должна существовать их определённая соподчинённость, субординация?
Высказывается точка
зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны
находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга.
В странах с тоталитарным
или авторитарным режимами усиленно насаждается идея о том, что исполнительная
власть, а вместе с ней и её носители должны доминировать в структуре
государственного аппарата. Однако реализация подобной концепции приводит не к
демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, в частности,
политическая практика фашисткой Германии, фашистской Италии и ряда других
стран.
Другой подход к решению
проблемы соотношения ветвей государственной власти и их носителей заключается в
том, что на первый план выступает законодательная власть, источником которой
является народ. Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее
признание.
3. Функции ветвей власти
в системе государственного аппарата
Что же собой представляет
каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему –
государственный аппарат?
Органы законодательной
власти.
Основным назначением
органов законодательной власти (представительных органов) является
законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают
центральное место в структуре государственного аппарата. Представительные
органы государственной власти подразделяются на высшие и местные.
К государственной власти
относятся парламенты. Одна из их важнейших функций – принятие законов.
Сосредоточивая в себе
законодательные функции, парламент нередко передаёт часть из них другим
подконтрольным ему органам. Возникающая в результате этого система актов носит
название делегированного законодательства.
Разумеется, идеальным,
строго конституционным считалось бы такое положение, при котором, при котором
законодательная власть оставалась исключительно привилегией законодателей,
непосредственно подчинённых избирателям. Это было бы справедливым в отношении
любого современного государства. Однако в жизни всё обстоит далеко не так.
Государственная Дума и
Совет Федерации России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное Собрание и
Сенат Франции, равно как и высшие представительные органы других государств,
зачастую вынуждены в силу самых различных причин, включая периодическую
перегруженность данных органов правотворческой работой, поручать подготовку и
принятие тех или иных законопроектов правительству, министерствам и ведомствам.
Следует отметить, что,
несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший
представительный орган, особенно в парламентских странах подвержен довольно
сильному воздействию со стороны правительства. Иногда оно сосредотачивает в
своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает огромное
влияние на все направления деятельности парламента.
Что же касается
президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане
зачастую более независим. Он, как правило, не может быть распущен президентом.
Законодательная инициатива принадлежит прежде всего депутатам. Однако и в этом
случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на
парламент.
Наряду с высшими
представительными органами в каждой стране имеются местные органы. Они
называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление
государственной власти на местах.
Органы исполнительной
власти.
Система органов
исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительную и
распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органов
проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители
требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих
органов исполнительной власти. Распорядительная деятельность этих органов
выражается в том, что они принимают меры к выполнению подчинёнными им органами
и организациями данных требований и обеспечивают это путём издания своих
собственных актов (распоряжений). Всю свою деятельность органы исполнительной
власти должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.
В пределах своей
компетенции органы исполнительной власти имеют необходимую для их нормального
функционирования оперативную самостоятельность. На них возлагаются весьма
ответственные задачи правового регулирования и руководства различными сферами
жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль
исполнительных органов в государственном аппарате, закрепляются в
конституционных и обычных нормативно-правовых актах.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации на Правительство, призванное осуществлять
исполнительную власть (ч. 1 ст. 110), возлагаются самые разнообразные
полномочия: разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета;
проведение на всей территории России единой финансовой, кредитной и денежной
политики; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление
мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации
внешней политики страны и др. (ст.114).
В зависимости от
сложности задач и территориального масштаба органы исполнительной власти
подразделяются на центральные и местные.
К центральным относятся
те, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на
территорию государств – субъектов федерации. Это правительства, именуемые в
большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства,
государственные комитеты, специальные, находящиеся при советах министров, ведомства.
К местным относятся
органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких
административно территориальных единиц (края, области, района, города и т.п.).
в их число входят исполнительные комитеты, муниципалитеты, их отраслевые отделы
и управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.
В зависимости от
характера, объёма и содержания полномочий органы исполнительной власти
подразделяются на органы общей и органы отраслевой и специальной
(функциональной) компетенции.
Органы общей компетенции
(например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству
всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.
Органы отраслевой и
специальной (функциональной) компетенции (министерства, государственные
комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными
отраслями государственного управления.
Ведущую роль в системе
органов исполнительной власти выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными
и распорядительными органами государственной власти и возглавляют всю систему
исполнительных органов. В соответствии с конституционными и иными актами на
правительство возлагаются общее экономикой и социально-культурным
строительством страны, разработка и осуществление государственных бюджетов,
защита интересов государства, охрана собственности и общественного порядка,
обеспечение и защита прав и свобод граждан, обеспечение государственной
безопасности, осуществление общего руководства строительством вооружённых сил и
др.
Судебные органы.
Важное место в структуре
государственного аппарата занимает система судебных органов, основной функцией
которых является осуществление правосудия. Система судебных органов выступает в
качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и
обычных законах ряда современных государств.
Суд – это орган
государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных,
гражданских и административных дел в установленном законами данного государства
процессуальном порядке1.
Статус носителя одной из
трёх властей – судебной обеспечивает органам правосудия важное место в государственном
механизме. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение
конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.
Структура судебных
органов в разных странах неодинакова. Однако, несмотря на особенности структуры
и другие различия судебных органов тех или иных стран, у них во многом схожи
цели и задачи, которые во всех государствах, именующих себя демократическими,
провозглашаются конституционно. Много общего у них в социальных функциях, содержании
деятельности, в конституционных принципах их организации и функционирования.
В системе государственных
властей судебная власть выступает главным уравновешивающим, позволяющим
эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в
правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные
учреждения: гражданские, административные, военные транспортные и иные суды.
Будучи независимым от
других властей суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При
осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами,
как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право
обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Вся система судов
возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах
одновременно выполняют функции конституционного суда. Во многих странах члены
конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются
президентом, либо парламентом, президентом и другими высшими органами власти и
юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора,
конституционный суд имеет право толкования конституции.
Органы прокуратуры.
Значительную роль в
государственном аппарате играют органы прокуратуры. Прокуратура призвана
осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами
государства, должностными лицами и гражданами.
Органы прокуратуры ряда
стран осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов
дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах
заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера,
назначаемых судами.
Правовую основу
деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в
конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации деятельности
прокуратуры. Согласно Конституции России «полномочия, организация и порядок
деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом»
(ч. 5 ст. 129).
Структуру государственного аппарата можно изобразить в виде
схемы:1
Виды государственных
органов
|
|
|
|
по принципу
разделения властей
|
|
законодательные
|
|
исполнительные
|
|
судебные
|
|
по признаку
федеративного устройства
|
|
|
|
федеральные
|
|
субъектов федерации
|
|
|
|
первичные
(выборные, представительные)
|
|
производные (вторичные)
|
|
|
|
общей компетенции
(Президент, Правительство и т.д.)
|
|
специальной компетенции
(министерства, государственные комитеты и т.д)
|
|
по способу
принятия решений
|
|
|
|
коллегиальные
|
|
единоначальные
|
|
|
|
постоянные
|
|
временные
|
|
|
Глава III. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Поскольку государственный
аппарат является главным элементом механизма государственной власти и по сути
дела определяет все его содержание, важно выяснить, на основе каких начал
формируется и функционирует государственный аппарат, т.е. каковы принципы его
организации и деятельности.
Принципы – это какие-то исходные положения, руководящие идеи, основные
начала чего-либо. Поэтому под принципами организации и деятельности
государственного аппарата принято понимать исходные положения, руководящие
идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования
государственного аппарата в целом и отдельных его звеньев1.
Все
принципы организации и деятельности государственного аппарата обычно
подразделяют на общие и частные.
1. Общие принципы
Теория
государства и права, рассматривая вопрос о принципах организации и деятельности
государственного аппарата, акцентирует внимание преимущественно на общих
принципах, так как исследование частных принципов относится к предмету
отраслевых юридических наук.
К
общим относят принципы, которые лежат в основе организации и деятельности
государственного аппарата в целом. Такие принципы, как правило, закрепляются в
Конституции государства и являются основополагающими для всей системы
государственных органов1.
Кроме
того, выявляя общие принципы организации и деятельности государственного
аппарата, теория государства и права должна опираться не только на
законодательство нашего государства, но и учитывать законодательство других
государств. И хотя каждое государство самостоятельно определяет порядок организации
и деятельности государственного аппарата, тем не менее, в практике многих
современных государств организация и деятельность государственного аппарата
основываются на одних и тех же принципах.
Общие принципы принято
разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в
Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ «Об основах
государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах.
1) Конституционно
закреплённые принципы.
Первая группа охватывает
такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма
Российского государства, как демократизм (народовластие), гуманизм, федерализм,
разделение властей, законность, профессионализм.
Принцип
демократизма (народовластия) проявляется в демократической организации
государства, республиканской форме правления, при которых носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является
ее многонациональный народ. Принцип демократизма лежит в основе не только организации, но и
деятельности государственного аппарата. Органы государства в любой
демократической стране должны действовать от имени и в интересах народа, решая
все основные задачи общества и обеспечивая в нем необходимый порядок. Суть этого заключается в том, что государственный аппарат,
во-первых, формируется при активном участии народа (населения страны) и,
во-вторых, осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа. Народ в свою очередь осуществляет
свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы
президента и представительных органов государственной власти) или через органы
местного самоуправления.
Разумеется,
не все органы государства формируются непосредственно народом. Но этого и не
требуется для реализации принципа демократизма. Вполне достаточно того, что
народ путем свободных выборов формирует так называемые первичные органы
государства (парламент, президента, некоторые другие органы), которые в свою
очередь создают остальные звенья государственного аппарата. Поэтому особое место в перечне средств осуществления власти
народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих в
него органов.
Принцип гуманизма в
формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том,
что оно – социальное государство, политика которого направлена на
удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение
благосостояния человека и общества.
Конституция РФ впервые в
ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное
требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому
государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во
взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в
одночасье, но важно, что Конституция гарантирует его в качестве магистрального
пути развития России.
Принцип разделения
властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой
из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как
отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского
государства, исключающий произвол со стороны властных органов и должностных лиц.
Принцип разделения
властей является одним из ведущих принципов организации и деятельности
государственного аппарата во многих демократических государствах. В нашей
стране идея разделения властей получила признание в конце 80-х – начале 90-х
годов прошлого столетия и получила закрепление в статье 10 Конституции 1993
года.
Принцип федерализма в
формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что
Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край,
область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во
взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации
равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется
и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и
другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного
механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти,
равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.
Принцип
законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит
в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, все органы государства должны формироваться и действовать в
соответствии с законодательством своей страны. Это также один из важнейших
принципов организации и деятельности государственного аппарата.
Законность,
если говорить о ней в самом общем виде, означает соблюдение и исполнение
законодательства – законов и подзаконных актов. А это значит, что все органы
государства должны создаваться в соответствии с действующим в стране законодательством,
поскольку порядок их образования предусмотрен Конституцией, другими законами
государства, а в ряде случаев и подзаконными нормативными актами.
Будучи
сформированными в соответствии с действующим законодательством, органы
государства и
должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их
объединения должны
осуществлять свою деятельность также в соответствии с законодательством, поскольку
порядок их деятельности, их права и обязанности опять же определяются
законодательством страны.
Принцип
профессионализма и компетентности государственных служащих имеет отношение,
прежде всего, к организации деятельности органов исполнительной и судебной
власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и
функционировать на профессиональной основе, позволяющей на высоком научном
уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан и
страны, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов
исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в той или иной
области общественной жизни.
В то
же время и законодательная власть не должна пренебрегать данным принципом.
Конечно, сформировать парламент или какой-то другой законодательный орган на
строго профессиональной основе практически невозможно, так как подобные органы
формируются населением, которое выбирает туда своих представителей,
руководствуясь не столько профессиональными, сколько иными их качествами.
Вместе с тем при формировании структурных подразделений этих органов
(комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий и т.д.) нужно учитывать
профессиональные качества народных избранников и поручать решение тех или иных
вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.
2) Принципы, закрепляемые
в федеральных законах.
- верховенство
Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами,
должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных
обязанностей и обеспечении их прав;
- приоритет прав и свобод
человека и гражданина, их непосредственное действие;
- обязанность
государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина;
- единство системы
государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской
Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- равный доступ граждан к
государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной
подготовкой;
- обязательность для
государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными
органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- единство основных
требований, предъявляемых к государственной службе;
- гласность в
осуществлении государственной службы;
- ответственность
государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за
неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийность
государственной службы;
- отделение религиозных
объединений от государства;
- стабильность кадров
государственных служащих в государственных органах.
К числу этих принципов
следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия;
экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно
актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося
управленческого аппарата.
Перечисленные выше
принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы
государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии,
придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования
целенаправленность, единство и целостность.
Поскольку
вопрос о количестве и наименовании общих принципов организации и деятельности
государственного аппарата не имеет однозначного решения, в научной и учебной
литературе можно встретить и другие мнения на этот счет.
2.
Частные принципы
К
частным относят принципы, которые лежат в основе не всего государственного
аппарата, а только отдельных его звеньев (например, органов судебной власти или
органов прокуратуры). Такого рода принципы могут закрепляться как в
Конституции, так и в законодательных актах, регулирующих порядок формирования и
функционирования соответствующих звеньев государственного аппарата. В качестве примера частного принципа
можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными
процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе
состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном законе «О
прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности
прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в
строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо
от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных
объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы, в конечном
счете, проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям
отдельных частей государственного механизма.
Заключение
Понятие «государственный
аппарат» тесно связано с понятием «механизм государства». Первое принято употреблять
в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие
государственного аппарата как совокупности всех государственных органов
совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле
под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного
управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-
распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие
«государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства
и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется,
по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию
механизма государства.
Принципы деятельности
государственного аппарата - это законодательно закрепленные отправные начала,
идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и
функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие
принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его
государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется
лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы
органов.
Государственный аппарат
состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих
свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган
государства. В свою очередь, орган государства является первичным элементом
государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между
собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных
полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении
его функций.
Выделяют три основные
формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на
разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму
властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную
- форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых
норм.
Органы законодательной
власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые
начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и
внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте,
правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение органов законодательной власти в аппарате государства
обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный
характер нормам права, выраженным в них.
В органах исполнительной
власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их
руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами
администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство
РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную подчиненность
(непосредственно Президенту, Председателю Правительства).
Важное место в структуре
государственного аппарата занимает система судебных органов, основной
социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение
возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные
поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно
выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства
его защиты».
Органы прокуратуры играют
вспомогательную роль в осуществлении судебной власти, однако их деятельность
необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.
Список
использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993.
2. Федеральный конституционный закон
от 31.12.1996 № 2-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред.
Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 №
3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ)
3. Федеральный конституционный закон
от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» (в ред.
Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 № 3-ФКЗ, от 19.06.2004 №
4-ФКЗ, № 03.11.2004 № 6-ФКЗ, от 01.06.2005 № 4-ФКЗ, от 02.03.2007 № 3-ФКЗ)
4. Федеральный закон от 17.01.1992 г.
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от
17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от
02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ, от 25.07.2002
№ 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 №
122-ФЗ, от 15.07.2005 № 85-ФЗ, от 04.11.2005 № 138-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ,
от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, с изм., внесёнными
Постановлениями Конституционного суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 №
6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ,
Постановлениями Конституционного суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 №
13-П).
5. Федеральный закон от 08.01.1998 №
8-ФЗ «Об основах муниципальной службы Российской Федерации» (в ред. Федеральных
законов от 13.04.1999 № 75-ФЗ, от 19.04.2002 № 38-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ).
6. Федеральный закон от 05.08.2000 №
113-ФЗ «О формировании Совета Федерации Федерального собрания Российской
Федерации» (в ред. Федеральных законов от 16.12.2004 № 160-ФЗ, от 25.07.2006 №
128-ФЗ, от 21.07.2007 № 121-ФЗ).
6. Федеральный закон от 27.05.2003 №
58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред.
Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 06.07.2006 № 105-ФЗ).
7. Федеральный закон от 06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской
Федерации» (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 12.08.2004 №
99-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ; от 28.12.2004 № 186-ФЗ; от 29.12.2004 № 191-ФЗ;
29.12.2004 № 199-ФЗ; 29.12.2004 № 191-ФЗ; от 30.12.2004 № 211-ФЗ (ред.
26.12.2005), от 18.04.2005 № 34-ФЗ, от 29.06.2005 № 69-ФЗ, от 21.07.2005 №
93-ФЗ, от 21.07.2005 № 97-ФЗ, от 12.10. 2005 № 129-ФЗ, от 27.12.2005 № 198-ФЗ,
от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ; от 02.02.2006 № 19-ФЗ; от
15.02.2006 № 24-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 18.06.2006 № 120-ФЗ, от
25.07.2006 № 128-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от
01.12.2006 № 198-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от
02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 10.05.2007 № 69 ФЗ, от 15.06.2007
№ 100-ФЗ, от 18.06.2007 № 101-ФЗ, от 21.07.2007 № 187 ФЗ, от 18.10.2007 №
230-ФЗ, от 04.11.2007 № 253-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ, с изм., внесёнными
Федеральным законом от 08.11.2007 № 260-ФЗ).
8. Федеральный закон от 27.07.2004 №
79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.
Федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 12.04.2007
№ 48-ФЗ).
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и
права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Профессора В.Г.
Стрекозова. – М. 2001. – 384 с.
10. Бабаев В.К., Баранов В.М.,
Толстик В.А., Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное
пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 256 с.
12. Горбаток Н.А., Кучинский В.А.
Общая теория права: Основные понятия и логические схемы: Учеб. пособие. Минск,
1996. – 80 с.
13. Гумплович Л.,Общее учение о
государстве. Перевод со 2-го немецкого издания / Пер., прим., доп.: Неровецкий
И.А. (Вступ. ст.) - С.-Пб.: Тип. т-ва "Обществ. польза", 1910. - 516
c.
14. Марченко М.Н. Теория государства
и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект,
2004. – 648 с.
15. Общая теория государства и права:
Академический курс в двух томах / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., изд. «Зерцало»,
1998. Т. 1: Теория государства. 416 с.;
16. Общая теория государства и права:
Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общей ред.
А.Ф. Вишневского – Мн.: Тесей, 1998 – 576 с.
17. Общая теория государства и права:
Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Юристъ,
2000. – 520 с.
18. Основы государства и права: Учеб.
пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Члена - корреспондента
РАН О. Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001 - 344 с.
19. Советский энциклопедический
словарь./ Гл. ред. А.М. Прохоров 4-е изд. испр. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия,
1989. 1632 с
20. Теория государства и права: Учеб
для юр. ин-тов и фак. / Под ред. А.И.Денисова. – Изд. Моск.ун-та, 1972. - 531с.
21. Теория государства и права:
Учебник. 2-е изд. Перераб. и испр. / Под ред. А.И. Королева и Л.С. Явича.
Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. 550 с.
22. Теория
государства и права:
Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Изд-во
НОРМА, 2000. – 616 с.
23. Теория государства и права: часть
1 Теория государства и права. / Под общей редакцией А.Б. Венгрова. М.,1997. -
587 с.
24. [1]
Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – С. 342
[2] Основы государства и права: Учеб. пособие для
поступающих в юридические вузы / Под ред. Члена - корреспондента РАН О. Е.
Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. – С 447.
[3]
Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. Перераб. и испр. / Под ред. А.И.
Королева и Л. С. Явича. Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. – С. 251-252
1 Общая теория государства и права: Курс
лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общей ред. А.Ф.
Вишневского – Мн.: Тесей, 1998 – С 110
1 Марченко М.Н. Теория государства и
права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во проспект,
2004. С. 342
2 Советский энциклопедический словарь./
Гл. ред. А.М. Прохоров 4-е изд. испр. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. С.
946
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и
права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Профессора В.Г.
Стрекозова. – М. 2001. С. 139
2 Теория государства и права: Учеб для
юр. ин-тов и фак. / Под ред. А.И.Денисова. – Изд. Моск.ун-та, 1972. С 328
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и
права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Профессора В.Г.
Стрекозова. – М. 2001. С. 146
1 Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик
В.А., Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. –
М.: Юристъ, 2001. – С 230
1 #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">