Прокурорский надзор за законностью задержаний и ареста граждан в процессе дознания и предварительного следствия
Санкт-Петербургский университет МВД России
Специальный факультет
Реферат
по дисциплине: «Прокурорский
надзор»
на
тему: «Прокурорский надзор за законностью задержаний и ареста граждан в
процессе дознания и предварительного следствия»
Выполнила:
студентка 4курса, группы№553,
Специального факультета
Смирнова Надежда
Владимировна
Санкт
– Петербург
2009
Содержание
Введение
1. Прокурорский надзор. Понятие. Признаки
2. Прокурорский надзор за законностью задержания и ареста граждан в
процессе дознания и предварительного следствия
3. Порядок, особенности задержания и ареста граждан
4. Полномочия прокурорского надзора
Заключение
Список литературы
Введение
Важное место в правоохранительной системе занимает прокуратура.
Осуществляемая от имени государства деятельность прокуроров по
обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного
выявления их нарушений и принятия мер к их устранению, это прокурорский
надзор.
Объектом прокурорского надзора
является государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные
лица, юридические и физические лица.
Полномочия прокурора, это объем
прав, которыми он располагает при осуществлении надзорных функций.
Рассмотрение такого вопроса как: « Прокурорский надзор за
законностью задержания и арестов граждан в процессе дознания и предварительного
следствия» необходимо для того чтобы понять принципы, понятия и местоположения
в правовом поле такой деятельности как прокурорский надзор.
Также обязательное рассмотрение задачей и предмета прокурорского
надзора на мой взгляд является особенно важным т.к по определению предметом
прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина
установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и
готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и
проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие.ст.29 ФЗ О прокуратуре РФ.[1]
Также на мой взгляд будет важным рассмотрение таких понятий как,
задачи прокурорского надзора, и такого понятия как, полномочия прокурорского
надзора.
Также рассмотрение задач и предмета органов дознания и
предварительного следствия.
1.
Прокурорский надзор. Понятие. Признаки
Прокурорский надзор – это осуществляемая
от имени государства деятельность прокуроров по обеспечению точного исполнения
и единообразного применения законов путем современного выявления нарушений и
принятий мер к их устранению.
Прокурорский надзор, совместно с уголовным преследованием,
является основным видом деятельности прокуратуры.
Прокурорский надзор включает в
себя:
--выявление факторов нарушений законов и Конституции РФ.
-- принятие мер к их устранению.
--установление виновных лиц.
--привлечение виновных к ответственности.
-- профилактику правонарушений.
Прокурорский надзор
характеризуется тем, что он осуществляется:
--от имени государства.
--только прокурорами,
--независимо от иных субъектов.
Субъектом надзора выступает
прокурор, проводящий проверку соблюдения и исполнения законов. Прокуратура
представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих
от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее
территории законов, а также уголовное преследование.
В уголовном процессе прокурор - должностное лицо, уполномоченное в
пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства
уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за
процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного
следствия.(ст.37 УПК[2] )
Цель прокурорского надзора – обеспечение:
1)
Верховенства закона;
2)
Права различных субъектов, а именно:
--человека и гражданина,
--государства;
--органов государственной власти;
-- органов местного самоуправления;
-- организаций.
Соблюдение норм уголовного процесса органами дознания и
предварительного следствия в существенной мере определяется уровнем
прокурорского надзора, его эффективностью и результативностью, правильной его
организацией.
Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования неотделима
от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного следствия, в той мере, в какой этот
надзор способствует осуществлению уголовного преследования в строгом
соответствии с законом.
Поэтому прокурор обязан использовать все предоставленные ему
процессуальные полномочия для защиты прав и свобод человека, охраняемых законом
интересов общества и государства(ст.11 УПК).
В этой связи прокурор должен предотвращать или отменять незаконные
решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применение к нему меры пресечения
и др., принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца,
гражданского ответчика и всех иных участников уголовного производства,
рассматривать и разрешать их ходатайства и жалобы. (ст.122, 124 УПК).[3]
Особенность прокурорского надзора, а именно как вида
государственной деятельности, состоит в том, что, он не относится к таким
ветвям власти:
-представительной
-исполнительной
- судебной
Но, имеет признаки каждой из выше перечисленных видов.
Прокурорский надзор включает в себя :
--значительные знания о законодательстве, регулирующем
деятельность прокуроров по осуществлению надзора.
--формах, средствах, методов его (надзора) осуществления
--закономерностях развития общественных отношений в сфере
осуществления надзора
Прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными
отраслями юридической науки как:
--уголовный процесс
--гражданский процесс
--арбитражный процесс
--криминалистика.
Для осуществления надзора за исполнением законов в ст.22 Закона о
прокуратуре определены такие полномочия как, требование от руководителей и
других должностных лиц представления необходимых документов, материалов,
статистических и других сведений. Эти полномочия определяются не только ст.30
Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и
другими федеральными законами.[4]
Предварительное следствие – это наиболее полная форма
предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии,
установление истины и реализации прав участников процесса. Предварительное
следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре,
органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Предварительно следствие
обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым
производится дознание, и возбуждаемых в порядке частного обвинения. При
предварительном следствии в полной мере действуют все общие условия
расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2
месяца с возможностью дальнейшего продления.[5]
Согласно приказу Ген.Прокуратуры Р.Ф от 06.09.2007 № 136 «Об
организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия», прокурор должен:
1. Своевременно принимать меры к пресечению необоснованного и
незаконного к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В
случаях не соблюдение установленного срока сообщение прокурору о произведенном
задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.часть.3
статьи 92.УПК РФ.
2. проверять законность задержания подозреваемых по уголовным
делам, принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания,
несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания обстоятельством происшедшего.
Незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушения прав
задержанных. Учитывать, что согласно части 4 статьи 96 УПК РФ сохранение в
тайне факта задержания(за исключением задержанием несовершеннолетнего) может
осуществляться только с согласия прокурора.
3)Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении
преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 статьи 10 УПК РФ, своим постановлением
немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а
также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо
содержащего под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.[6]
К органам дознания относятся:
1. Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы
исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями
по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2.Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный
пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав,
а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации;
3.командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений
или гарнизонов;
4.органы государственного пожарного надзора федеральной
противопожарной службы.
2. На органы дознания возлагаются:
1. дознание по уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия необязательно, - но в порядке, установленном главой
32 ст.223(порядок и сроки дознания) УПК;
2.выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам,
по которым предварительного следствия обязательно в порядке, установленном
ст157(производство неотложных следственных действий) УПК;
3. возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст.146( возб.
угол. дела публичного обвинения)УПК.
3. Порядок, особенности задержания и ареста граждан
Под задержанием подозреваемого понимается мера процессуального
принуждения, выражающаяся в кратковременном, на срок не более трех суток,
ограничении личной свободы лица, применяемая в неотложных случаях без санкции
прокурора с соблюдением предусмотренного законом процессуального порядка.
Задержание производится компетентными органами в целях раскрытия преступления,
пресечения преступной деятельности лица и предотвращения его уклонения от
уголовной ответственности, установления в соответствующих случаях личности
подозреваемого.
Задержание подозреваемого в совершении преступления является одной
из важных мер процессуального принуждения. Задержание применяется с целью
пресечения преступной деятельности лица и предотвращения его уклонения от
следствия и суда. Оно выполняет также задачу предупреждения и раскрытия
преступлений.
При доставлении задержанного в орган дознания, должны соблюдаться
ведомственные правила учета и регистрации. После доставления подозреваемого в
орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен
протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены
права, предусмотренные статьей 46 УПК[7].
О произведении задержания орган дознания, дознаватель или
следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течении 12 часов с
момента задержания подозреваемого.
Срок 3 часа, отведенный для составления протокола задержания,
начинает отчет с момента, когда подозреваемый фактически доставлен в орган дознания,
к следователю или прокурору.[8](ст 92
порядок задержания подозреваемого УПК)
Также должны проводиться такие действия как описаны в ст.96.УПК
«Дознаватель не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет близких
родственников …. При необходимости сохранения в интересах следствия уведомление
может не производиться …., исключение составляют несовершеннолетние….»[9](комментарии
к ст.96(уведомление о задержании подозреваемого)
По смыслу ст96 УПК- уведомление должно быть направлено руководству
того учреждения, где работает задержанный.
Поскольку задержание затрагивает личную свободу и личную
неприкосновенность граждан, гарантируемые Конституцией РФ, закон строго
регламентирует основания и порядок его производства.
Отступление от установленных законом правил, необоснованное
ограничение свободы и личной неприкосновенности граждан является грубейшим
нарушением законности, влекущим, в зависимости от его характера, уголовную,
административную или дисциплинарную ответственность.[10]
Задержание сопровождается допросом подозреваемого, личным обыском,
дактилоскопированием, водворением в камеру.
В уголовном процессе прокурор обладает всеми полномочиями,
которыми наделены органы дознания и следователи.
Он вправе участвовать в производстве дознания и предварительного
следствия, а в необходимых случаях лично производить следствие или отдельные
следственные действия по любому делу.
Следовательно, прокурор безусловно вправе и задерживать лицо,
подозреваемое в совершении преступления, так как задержание есть следственное
действие. Практически задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
в основном осуществляют органы дознания, следователи. Начальник органа
дознания, считая задержание необоснованным, не вправе отменить указание
следователя о задержании, он обязан его выполнить. Однако, выполняя требование
следователя, он немедленно должен сообщить о своем мнении прокурору. Орган
дознания также не вправе отменить задержание, произведенное следователем по
делу, находящемуся в производстве последнего. Если начальник органа дознания
считает задержание подозреваемого лица необоснованным, то он свои возражения но
поводу задержания доводит до сведения прокурора. [11]
4. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора
Полномочия прокурора при
осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия определены уголовно-процессуальным
законодательством, и состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Эта
связь в рамках понятия «полномочия» объясняется тем, что права прокурора при
наличии оснований для их реализации становятся его обязанностями.
Письменные указания прокурора о производстве отдельных
следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления, направлены
главным образом на обеспечение полноты, всесторонности, объективности и
своевременности расследования.
В этих же целях прокурор обладает правом:
а) участвовать в производстве дознания и предварительного
следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные
действия или расследование в полном объеме по любому делу;
б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей в
качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;
в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного
следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое
дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в
целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от
дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено
нарушение закона при расследовании дела.
В целях предупреждения нарушений закона прокурор наделен правом санкционировать
ряд решений либо действий следователя и органа дознания, а также давать
согласие на прекращение уголовного дела в связи с освобождением от уголовной
ответственности.
Полномочия прокурора – это
объем прав, которыми он располагает при осуществлении надзорных функций.
Прокурор – установленный законом-:
--дает согласие о возбуждение уголовного дела, частного и
частно-публичного обвинения.
--требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной
законом ответственности
--предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Осуществление прокурорского надзора находит свое выражение : устранение
ошибок и недостатков в правоприменительной практике; отменяются незаконные
правовые акты; рассматриваются и разрешаются жалобы и заявления граждан; восстанавливаются
нарушенные права заявителей; исправляются ошибки в работе следственных органов;
пересматриваются незаконные судебные решения.
Средствами прокурорского реагирования можно считать, правовые акты,
издаваемые прокурором в рамках его компетенции, с помощью которых прокурор
реагирует на нарушение законности, пресекает его, побуждает лиц, нарушивших
закон, прекратить противоправные действия, устранить имеющие нарушения и не
допускать их в будущем.
Заключение
Прокурорский надзор – один из важных методов законности. От его
успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства.
Одной из важных отраслей государственной деятельности является
прокуратура- единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется
Конституцией РФ и законом РФ «О прокуратуре».
В отдельном разделе Закона «О прокуратуре», рассматривается тема
надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное
следствие и дознание.
Реализация полномочий прокурора направлена на то, чтобы не были
нарушены права и законные интересы участников уголовного процесса и других
граждан; ни одно преступление не осталось нераскрытыми и ни одно лицо,
совершившее преступление, не избежало уголовной ответственности; задержание
граждан по подозрению в совершении преступлений производилось только в порядке
и по основаниям, которые установлены законом; чтобы никто не подвергался не
обоснованному привлечению к уголовной ответственности.
Но к сожалению, прокурорский надзор далеко не всегда обеспечивает
своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности. Зачастую
с согласия прокуроров принимались решения об отказе возбуждения и прекращения дел
с применением мер общественного воздействия без учета реальных возможностей их
осуществления. Нередко такие решения принимались в целях улучшения
статистических показателей и выполнения плана.
Прокурорский надзор является гарантией соблюдения законов,
наказания лиц, совершивших преступление, предупреждения совершения новых
преступлений, но важно как и внесение изменений в закон, так и более важно его
исполнение.
Любое процессуальное действия выполненное органом дознания и
предварительного следствия по задержанию и аресту граждан необходимо выполнять
с повышенными требованиями закона, т.к. при малейшем отступлении от
установленного порядка может повлечь, а в большей степени влечет за собой
грубые нарушения законности в уголовном судопроизводстве.
Список использованной литературы:
1.Конституция Российской Федерации от 12
декабря 1993г.М.2008.
2.Федеральный Закон «О прокуратуре Российской
Федерации»от2009., в печати 010102008 г,.
3.Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации, По сост.на 15.января 2008г.Новосибирск:Сиб.унив.изд-во,
2008.-296стр.
4. Приказ Ген.Прокуратуры РФ от
06.09.2007 №136, «Об организации прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов предварительного следствия»
4. Авдеев В.Н, Шелег Д.И, Прокурорский
надзор..,М:,2004.с.356
5.Матушевский Р.Г, Пятаков В.А., Прокуратура
и прокурорский надзор: Конспект лекций.-М:А-Приор, 2009-160стр.
6. Прокурорский надзор :Учебное пособие под
ред.В.П.Сальникова.-Спб,2002.
7.Смирнов А.В, Калиновский К.Б.,
Уголовный процесс, 2-е изд.-Спб:Питер,2008.-304с.
[1] Ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ»от
2009, в печати с 01.10.2008.
[2] Ст.37 УПК(В ред.Федерального
Закона от 25.12.08№87-ФЗ)
[3] Ст 122,124УПК(Ред.Федерального
закона от 05.06.2007.№87-ФЗ)
[4] Авдеев В.Н, Шелег Д.И.,
Прокурорский надзор, 2004.
[5] Сальников В.П. Прокурорский
надзор, 2002.
[6] «Об организации прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного
следствия».Приказ Генерального Прокурора РФ от 06.09.2007 №136
[8] Ст .92 УПК(в ред. Федеральных
законов от 24.07.2002 №98 ФЗ; от 04.07.2003№92-ФЗ;от 05.06.2007 №87-ФЗ.)
[9] Ст.96 УПК(в ред. Федерального
Закона от 05.06.2007 №87-ФЗ)(комментарии).
[10] Матушевский Р.Г. «Уголовно
процессуальное право», стр.73.
[11] Смирнов А.В, Клиновский К.Б
«Уголовный процесс 2-е изд»2008г.