Статистическое наблюдение
ВВЕДЕНИЕ.
«Общая теория статистики» - одна из основных дисциплин в системе
экономического образования и важнейшая для тех, кто избрал статистику своей
профессией.
Термин «статистика» возник во второй половине 18века в связи с
познанием государств, описанием их особенностей, достопримечательностей, как
тогда предпочитали говорить. К тому же времени относится начало преподавания
статистики в университетах Германии.
История развития человека показала, что без статистических данных
невозможно управление государством, развитие отдельных отраслей и секторов
экономики, обеспечение оптимальных пропорций м/у ними. Необходимость сбора и
обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских
хоз-вах и т.д. приводит к существованию специальных статистических служб –
учреждений государственной статистики. В зависимости от того, по какой отрасли
организуются сбор, обработка и анализ статистических данных, различают
статистику населения, промышленности, с/х, капитального строительства, финансов
и т.д. Все эти разделы статистики призваны вырабатывать методы сбора и
обобщения данных, построения сводных показателей для отражения процессов в
соответствующей отрасли. Статистика рассчитывает и общеэкономические показатели
– ВНП, ВВП, совокупный общественный продукт, национальный доход и т.д.
Статистик
нужен и для предприятия, и для страны. Статистические методы позволяют
разрабатывать стратегию развития фирмы на основе прогнозирования динамики
основных показателей и соотношений м/у ними. Важное значение для успешной
работы фирмы имеют статистические методы контроля и анализа качества продукции.
Динамика макроэкономических показателей дает основания для разработки
перспективных планов развития экономики в целом, измерения эффективности
общественного производства и т.д.
Несмотря на разнообразие сфер применения статистики, имеются общие
методы статистической работы, которыми нужно руководствоваться всегда и везде.
Статистик имеет дело с числовой и нечисловой информацией, с большими и
малыми выборками, с вычислениями, таблицами и графиками. Имеется множество
отечественных и зарубежных пакетов прикладных программ (ППП) статистической
обработки данных на ПК и больших ЭВМ. Есть специальные программы,
предназначенные для обучения студентов, которые содержат подробные объяснения
всех процедур и тесты для проверки их усвоения.
1.ПОНЯТИЕ О СТАТИСТИКЕ.
1.1.
Что такое статистика
Слово «статистика»
используется в нескольких значениях: прежде всего как синоним слова «данные».
Именно в этом смысле можно сказать: «статистика рождаемости и смертности в
России» или «статистика преступлений». Статистикой называется отрасль знаний,
объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими
массовые явления. Статистикой называют также отрасль практической
деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ статистических
данных.
Слово «статистика»
происходит от лат. слова status – состояние, положение
вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние».
Отсюда итальянское слово stato – государство и statista – знаток государства. В научный обиход слово «статистика» вошло в 18в.
и первоначально употреблялось в значении «государство ведение». В настоящее
время статистика может быть определена как собирание, представление, анализ и
интерпретация числовых данных. Это особый метод, который используется в
различных сферах деятельности, в решении разнообразных задач.
Исторически
развитие статистики было связано с развитием государств, с потребностями
государственного управления. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период
истории человечества требовали наличия данных о населении, его составе,
имущественном положении. С целью налогообложения организовывались переписи
населения, проводился учет земель и т.д. Первые работы такого рода отмечены
даже в священных книгах разных народов. В античном мире был организован учет
родившихся; молодые люди, достигшие 18 лет, вносились в списки военнообязанных,
а по достижении 20 лет – в списки полноправных граждан. Составлялись земельные
кадастры, в которые вносились сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре,
получаемых доходах. Появились описания государств. Большая заслуга в этом
принадлежит греческому философу Аристотелю (384-322г до н.э.); он составил
описание 157 городов и государств своего времени.
Средневековье
оставило уникальный памятник – «Книгу страшного суда» (1061г.) – это свод
материалов всеобщей переписи населения Англии и его имущества (данные о 240тыс.
дворов). Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях
приобрело регулярный характер; с середины 19 в. благодаря усилиям великого
бельгийца – математика, астронома и статистика Адольфа Кетле (1796-1874) были
выработаны правила переписей населения и регулярность их проведения в развитых
странах. Для координации развития статистики по инициативе А. Кетле проводились
м/ународные статистические конгрессы, а в 1885г. был основан М/ународный
статистический институт, существующий и сейчас. М/ународной статистикой
занимаются м/ународные организации- ООН, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ЕС, Мировой банк и
др. М/ународные организации и государственная статистика каждой отдельной
страны занимаются сбором, представлением, сравнением, интерпретацией
социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции
государствоведения.
Другие разделы
статистики были развиты при анализе азартных игр (подсчет игровых шансов),
изучении процессов воспроизводства населения. Эти достаточно сложные методы,
основанные на теории вероятностей, нашли применение прежде всего в страховании и
биологии, затем в других естественных науках, психологии; а с начала 20в. – в
социально-экономических исследованиях, в изучении уровня жизни населения,
покупательского спроса, качества продукции и т.д. Сегодня трудно найти сферу,
где бы не применялась статистика. Она нужна для расчета страховых тарифов,
оценки финансовых и предпринимательских рисков; она используется в работе
аудитора, при постановке управленческого учета в фирме, в контроле и анализе
качества продукции, в медицине, спорте и маркетинге. Может быть, только в
области искусства статистика не нашла пока широкого применения. При изучении
разных объектов в разных задачах, конечно же, используются различные методы.
Тем не менее существуют некоторые общие принципы и методы статистической
работы. В учебнике «Теория статистики» английских статистиков Дж. Э. Юла и М.
Дж. Кендела говорится: «Независимо от того, в какой отрасли знания получены
числовые данные, они обладают определенными свойствами, для выявления которых
может потребоваться особого рода научный метод обработки. Последний известен
как статистический метод или, короче, статистика».
Статистические
методы включают, как простые методы, которые могут быть понятны любому
человеку, так и сложные математические процедуры, доступные специалистам высокого
класса.
1.2.
Определение предмета статистики – основа
статистической методологии.
Предметом статистического изучения всегда
выступает совокупность явлений. Как правило, она включает в себя несколько частных
совокупностей, представляющих особые типы явлений, иначе говоря, особые
модификации изучаемой закономерности. Единицы разных частных совокупностей в
рамках общего качества отличаются кругом признаков и их значений.
В большинстве случаев правильным будет
представление частной совокупности, состоящей из ядра и окружающих его
явлений – слоя. Ядро - концентрированное выражение всех специфических
свойств типа, определяющих качественное отличие данное типа от всех иных. Кроме
единиц, составляющих ядро, тип включает явления переходного качества,
принадлежность которых к данному типу может быть установлена с определенной
вероятностью. Такие явления образуют, так сказать, «полосу размыва» м/у типами.
Среди студентов можно встретить такой тип, как
«идеальный студент»: прекрасно учится, хороший товарищ. Есть студенты не такие
разносторонние, для которых важны только специальные знания, есть и другие
типы. «Качество» одних студентов, их принадлежность к тому или иному типу можно
определить практически безошибочно, тогда как в отношении других вопрос
решается в определенной степени условно. Они-то представляют собой явления
переходного качества.
Соотношение м/у ядром и его окружением в
разных типах будет, конечно, различным: это зависит от устойчивости типа,
длительности его существования, взаимодействия с другими типами той же
совокупности, с другими совокупностями. Однако ядро должно составлять
большинство единиц того или иного типа, так именно ядро определяет «лицо» типа,
его характерные свойства.
Социально-экономическая статистика изучает
совокупности одно-качественных явлений в конкретных условиях места и времени.
Так, статистика располагает всегда ограниченным числом данных. Каждое
явление возникает как результат множества факторов. В естественных науках можно
проследить интересующие взаимосвязи с помощью специально проведенных
лабораторных экспериментов, которые называют активными экспериментами, так как
исследователь практически полностью контролирует ход эксперимента и может
выделить в более или менее чистом виде влияние каждого из выбранных факторов,
элиминируя влияние остальных. Иная ситуация в социально-экономических
исследованиях. «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни
микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила
абстракции», - писал К. Маркс. Применяя различные методы анализа, мы проводим
«пассивные» эксперимент, причем ни один метод не позволяет определить «чистый»
вклад каждого из факторов по отдельности в совокупный результат.
Важно то, что в центре социально-экономических
явлений и процессов находится человек со своими субъективными установками,
активным воздействием на окружающий мир; это делает достоверность данных особой
проблемой статистики.
Обобщая сказанное, можно указать следующие особенности
социально-экономических явлений:1.сложность их материальной природы,
многообразие количественных и качественных определений; 2.ограниченность
численности; 3.динамичность; 4.многообразие видов и форм, в которых проявляются
единые по своей сущности процессы, отсюда- разделение на частные совокупности,
на группы особого качества; 5.взамиосвязанность явлений и признаков;
невозможность элиминирования действия факторов и раздельной оценки их действия.
Специфика предмета статистики обуславливает
специфику статистического метода. Он включает сбор данных (статистическое
наблюдение), их обобщение, представление, анализ и интерпретацию.
Статистические данные могут быть взяты из публикаций, а можно собрать новую
информацию по каждой единице совокупности (фирме, человеку, виду продукции).
Получение исходных данных является одной из наиболее трудных и важных задач,
которые встают перед статистикой. Главное- использовать те данные, которым
можно доверять.
Обобщение данных наблюдения включает
группировку – разграничение общей совокупности на группы однородных единиц и
сводку – обобщение значений признаков в сводные статистические показатели для
характеристики каждой частной совокупности, группы и совокупности в целом.
Чтобы пользоваться результатами обобщения или
непосредственно исходной информацией, данные должны быть представлены в подходящей
форме, компактно и наглядно. С этой целью строятся таблицы и графики.
Процесс анализа охватывает все стадии
статистического исследования. Каждый следующий этап статистической работы
зависит от предыдущего. Этап обобщения данных оказывает влияние на
статистическое наблюдение – ведь именно тем, что мы хотим получить в результате
исследования, определяются границы объекта наблюдения, программа наблюдения.
Выделение типов в результате классификации или
группировки данных обеспечивает их однородность. Тем самым создается основа для
расчета сводных показателей, анализа вариаций и связей. Однородность обобщаемых
данных определяет устойчивость всех статистических показателей. Так, по-разному
рассчитывается средний надой молока в целом по России, объединяя центральные
районы, Северный Кавказ, Северо-Запад и т.д., и этот же показатель по отдельным
территориям страны с достаточно однородными природно-климатическими условиями.
При изучении связей статистика помогает
установить круг важнейших факторов, измерить хотя бы и условно силу их влияния.
В решении этой задачи всегда существует опасность установления ложных связей –
принять за причину просто сопутствующие явления. Например, считать черного кота
или разбитое зеркало предвестием неудач.
Важным направлением анализа является изучение
динамики. Чтобы предсказать развитие в будущем, нужно знать фактическую
динамику в прошлом: как изменялись показатели, имелась ли тенденция в их
изменении, каков характер колеблемости данных.
Каждый шаг исследования завершается интерпретацией
полученных результатов: какое заключение можно сделать, исходя из проведенного
анализа, что говорят нам цифры - подтверждают ли они исходные предположения или
открывают что-то новое? Интерпретация данных ограничена исходным материалом.
Если заключения основаны на данных выборки, то она должна быть
репрезентативной, чтобы выводы были отнесены к совокупности в целом. Статистика
позволяет выяснить все то полезное, что содержится в исходных данных, и
определить, что и как можно использовать в принятии решений.
2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.
2.1.
Организация государственной статистики в РФ
и международной статистики
Статистическая работа состоит в том, чтобы собрать числовые данные о
массовых явлениях, обработать их, представить в форме, удобной для анализа,
проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Собирание данных лежит в основе всего исследования. От качества
используемых данных, от их достоверности и точности зависит достоверность
результатов анализа. Люди по-разному относятся к статистической информации:
одни не воспринимают её, другие безоговорочно верят, третьи согласны с мнением
английского политика Б. Дизраэли (1804-1881): «Есть ложь, есть наглая ложь, а
есть статистика». Однако ему же принадлежит следующее утверждение: «В жизни, как
правило, преуспевает больше тот, кто располагает лучшей информацией». На
основе статистической информации правительство разрабатывает свою экономическую
и социальную политику, оценивает её результаты, составляет экономические
прогнозы. Статистическая информация обеспечивает подготовку двухсторонних и
многосторонних экономических соглашений м/у государствами. Статистика дает
информацию для решения региональных задач, для предпринимательской деятельности
– об уровне цен на товары в разных регионах, объемах реализации товаров,
условиях кредитования, уровне и темпах инфляции, занятости и т.д.; наконец в
той или иной степени статистика нужна каждому из нас для принятия решений по
выбору стратегии поведения.
На любом уровне и в любой сфере эффективность использования статистики
во многом определяется качеством исходных данных.
Где можно получить статистические данные?
Статистические данные могут быть прежде всего получены из различных
публикаций, например такие статистические данные, как валютные курсы, объемы продаж
валют, колебания цен, темпы и формы приватизации и т.д. приводятся в журнале
«Эксперт», газетах «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Коммерсант daily» и
др.
Но главными источниками опубликованной статистической информации
являются издания органов государственной статистики. Наиболее полную информацию
о РФ содержит статистический ежегодник "«Российская Федерация 20...
году"», издаваемый Государственным комитетом по статистике РФ
(Госкомстатом РФ) – высшим органом государственной статистики нашей страны.
Этот сборник содержит макроэкономические показатели, такие, как ВВП –
его формирование и использование; произведенный национальный доход и ВОП,
госбюджет РФ, показатели различных отраслей экономики; данные о развитии
системы образования и здравоохранения, о заболеваемости, численности и
естественном движении населения, т.е. рождаемости, смертности, брачности,
разводимости, ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения –
перераспределения населения м/у территориями РФ, миграции в пределах СНГ,
эмиграции в страны дальнего зарубежья. Специальный раздел статистического
ежегодника составляют данные о потреблении населения, его совокупных и денежных
доходах. Сборник содержит некоторые статистические данные и по другим странам.
Госкомстат РФ издает специализированные статистические сборники по отраслям
народного хозяйства, социальной статистике. Много данных государственной
статистики публикуется в журнале «Вестник статистики» (с 1994 г. – «Вопросы
статистики»). Издаются экспресс- информация, экономические доклады, бюллетени,
журнал «Статистическое обозрение».
Предоставление статистической информации – главная задача органов
государственной статистики и продукция их деятельности. Как любая продукция,
она имеет стоимость. Особенно дорогой является та информация, получение которой
выходит за пределы программы работы государственной статистики.
Структура органов государственной статистики соответствует
административно территориальному делению страны. В двух городах – Москве и
Санкт-Петербурге – имеются местные комитеты по статистике, то же - в автономных
республиках. В краях и областях также работают комитеты статистики. Низовым
звеном являются районные инспектуры государственной статистики, которые имеются
в административных районах краев и областей, крупных городов.
Местные статистические органы издают региональные статистические
сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник «Народное хозяйство
Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 20…году»; Комитет по статистике г.
Москвы – сборник «Москва в цифрах» и т.д. Издаются и специализированные
статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике,
статистике населения и т.д. Однако тираж их, как правило, крайне ограничен, и
потому сборники малодоступны неспециалистам.
Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, обработке,
анализе и представлении данных в удобном пользователю виде. Статистические
службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления,
осуществлять обмен информацией с Центральным банком РФ и его местными органами,
Госкомимуществом РФ и его службами, Комитетом по труду и занятости РФ и т.д.
Все статистические органы, кроме райнспектур, имеют внутреннюю
структуру: отделы (а в Госкомстате РФ – управления) статистики предприятий, с/х,
капитального строительства и т.д. Государственная статистика призвана отражать
комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов,
взаимосвязи м/у территориями. Эти функции выполняют отделы (управления)
балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, свободный
отдел.
Оперативность и качество статистических работ зависят от развития
технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Все областные,
краевые и республиканские управления и комитеты по статистике имеют
вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Госкомстат РФ (ГВЦ
РФ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети,
связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и
федеральной информации. Государственный комитет по статистике РФ входит в
структуру федеральных органов исполнительной власти.
Госкомстат РФ является методологическим и организационным центром работы
всех служб государственной статистики. В его структуре имеется специальное Управление
методологии статистических работ. Здесь разрабатываются федеральный план
статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических
показателей, сбора и разработки статистических данных.
Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский
институт статистики Госкомстата РФ. В этой работе принимает участие и
Научно-методологический совет Госкомстата РФ, который объединяет ведущих
работников государственной статистики и представителей экономической и
статистической науки.
В последние годы методологическая работа Госкомстата РФ направлена на
внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей
международным стандартам, прежде всего на разработку системы национальных
счетов РФ, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и
рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в
международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта
работа ведется при участии международных статистических организации и
национальных статистических служб развитых стран. Широко распространились
международные связи между национальными статистическими службами и на
региональном уровне.
Организация международной статистики осуществляться статистическими
службами ООН, специализированных учреждений (МОТ, ФАО, ВОЗ и др.) и других
международных организаций – Организаций экономического сотрудничества и
развития (ОЕСД), Европейского общества (ЕС), Международного валютного фонда
(МВФ), Мирового банка и т.д. Деятельность статистических служб этих организаций
включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость
статистических показателей разных стран, осуществление международных
стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран,
осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран,
регионам и миру в целом. Зарубежные национальные и международные статистические
публикации, так же как и отечественные, можно подразделить на сводные,
включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие
данные по какой-либо одной отрасли, например по финансовой, демографической,
с/х и другой статистике. Из сводных изданий важнейшим является ежегодник ООН- Statistical Yearbook. Научным международным центром в области статистики
является Международный статистический институт (ISI) .
Координация деятельности статистических служб стран – членов СНГ
осуществляется созданным в 1992г. Статистическим комитетом Содружества
Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и
другим государствам ближнего зарубежья.
Статистические публикации – это один из возможных источников
статистической информации. Используя его, следует критически относиться к
статистическим данным, прикидывая, насколько та или иная цифра реальна. Полезно
иметь данные из разных источников. Если они различаются значительно в несколько
раз, то данные не вызывают доверия. Пользоваться лучше теми данными, способ
получения которых понятен. Достоверность данных государственной статистики
определяется тем, что это результат профессиональной деятельности специально
подготовленных работников, использующих единую методологию, соответствующую в
большинстве случаев международным стандартам, дающую возможность проследить
динамику какого-либо показателя за ряд лет.
Если нет соответствующих данных в статистических сборниках, то можно
получить их самим, т.е. провести статистическое наблюдение – научно
организованный сбор данных. В системе государственной статистики не менее трети
всего объема работ связано с получением данных.
Кем бы и когда бы ни проводилось статистическое наблюдение, оно должно
быть организовано по определенным правилам, соблюдение которых позволяет
обеспечить надежную основу статистического исследования.
2.2.
Требования, предъявляемые
к собираемым данным. Формы организации и виды статистического наблюдения.
Собираемые данные должны отвечать двум требованиям: достоверности и
сопоставимости. Достоверность – это соответствие данных тому, что есть на самом
деле. Вся методика, организация и техника проведения статистического наблюдения
должны быть нацелены на обеспечение достоверных данных. Чтобы понять характер
задач, возникающих при этом, представим статистическое наблюдение в виде
взаимодействующих компонентов.
Инструментарий статистического
наблюдения
|
|
Статистик-
Очевидно, что достоверность данных зависит как от характеристик самого
статистика – его профессиональной подготовки, коммуникабельности,
организационных навыков и т.д., так и от качества используемого инструментария
– программы наблюдения, бланков, анкет, инструкций по их заполнению. Они в
итоге тоже зависят от статистика. На достоверность данных влияет и
подготовленность объекта к статистическому обследованию. Это может быть сделано
в форме предварительного извещения населения о предстоящем обследовании – в газетах,
по радио, телевидению. Влияет на достоверность и упорядочение названия улиц и
нумерации домов, квартир и т.д.
На достоверность данных влияет социальная функция показателя. Известно,
например, о фактах недостоверности данных о младенческой смертности (смертности
детей до одного года). Основной недоучет составляют случаи, когда факт рождения
ребенка, умершего вскоре после рождения, умышленно регистрируется как мертво
рождение, а часть случаев мертво рождений записывается как поздние выкидыши и
не регистрируются в органах загса. Недостоверными могут быть данные о характере
и числе преступлений, профессиональной заболеваемости и т.п., т.е. те данные,
которые свидетельствуют о «здоровье» общества.
Общими условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата
наблюдаемого объекта; полнота и точность регистрации данных по каждой единице
наблюдения.
Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть
сопоставимы друг с другом: собираться в одно и тоже время, по единой методике.
Кроме того, должна быть обеспечена сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы
можно было понять, как изменяется явление. Для этого должна быть полная ясность
организации и методологии статистического наблюдения, чтобы были понятны
характер и причины различий в данных наблюдений, если таковые были вызваны
именно организационно - методологическими факторами.
Сравнимость данных разных наблюдений выполняется, если использовались
одно и то же определение единицы наблюдения, одна и та же методика регистрации
первичных признаков и методика расчета вторичных признаков, таких, как
себестоимость, производительность труда, рентабельность, ликвидность и т.д.
Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения
наблюдения и периода или момента, к которому относятся регистрируемые данные.
Например, численность студентов университета определяется на начало учебного
года, стипендиальный фонд – на полгода (или год) и т.д. Обычно рекомендуется,
чтобы данные соответствовали хотя бы одному полному циклу изучаемого процесса,
например учебному, хозяйственному или финансовому году и т.д. Если сильно
влияет сезонность, данные должны собираться по месяцам или по кварталам. Время
наблюдения выбирается таким образом, чтобы наблюдаемый объект находился в
наиболее стабильном состоянии.
По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее),
периодическое и единовременное наблюдение. Непрерывное наблюдение ведется
систематически, постоянно, непрерывно, по мере возникновения явлений. Например,
регистрируется в загсе рождения и смерти, браки и разводы, на предприятиях
учитываются выпуск продукции, явки и неявки работников, расчеты с дебиторами и
кредиторами, поступление денег в кассу и денежные выплаты и т.п. При
периодическом наблюдении регистрация проводится через определенные, обычно
одинаковые промежутки времени, например учет успеваемости студентов по данным
по данным экзаменационных сессий. Единовременное наблюдение проводится один
раз для решения какой-либо задачи или повторяется через неопределенные
промежутки времени по мере надобности, например перепись жилого фонда, школьная
перепись и т.д.
Применение на практике того или иного вида наблюдения зависит от
специфики исследуемого объекта. Так, функционирование общественного
производства носит непрерывный характер: ежедневно производится и потребляется
множество различных видов продукции, изменяются их запасы и т.д. Обеспечение
бесперебойного производства требует непрерывного систематического учета затрат
на производство и его результатов. Иной характер носят изменения в составе
населения по социальному или национальному признаку, образованию и пр. В
обычных условиях для больших групп населения эти признаки несущественно
изменяются в короткие промежутки времени, поэтому нет надобности в непрерывной
их регистрации.
Бывает, что для изучения одного и того же процесса используется как
текущее, так и единовременное наблюдение. Например, потребление населением
изучается государственной статистикой по данным текущего наблюдения. В то же
время многими исследовательскими коллективами потребление изучается по данным
единовременных наблюдений: фиксируются «обычные» дневные фактически покупок за
последние 2-3 дня; фиксируются наличие предметов длительного пользования,
покупки непродовольственных товаров за последний месяц, квартал или полгода и
т.д.
По охвату единиц совокупности различают сплошное и не сплошное
наблюдение.
При сплошном наблюдении регистрации подлежат все без исключения единицы
совокупности. Оно применяется, например, при переписи населения, сборе данных в
форме отчетности, охватывающей предприятия разных форм собственности,
учреждения и организации и т.д.
Развитие многоукладной экономики увеличило число объектов экономической
деятельности. Это способствовало расширению практики не сплошного наблюдения,
которое подразделяется на способ основного массива, выборочное и
монографическое.
При способе основного массива обследованию подвергается основной массив-
та часть единиц, которая вносит наибольший вклад в изучаемое явление. Часть
совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в
характеристике совокупности, исключается из наблюдения, т.е. при этом методе
отбираются и обследуются наиболее крупные единицы. Логика метода состоит в том,
что крупные единицы могут практически определять интересующие нас
статистические показатели. Например, вследствие концентрации производства в
отрасли несколько наиболее крупных предприятий могут давать основной объем продукции,
в то время как большая масса мелких предприятий выпускает её незначительную
часть. Это бывает при высоком уровне монополизма в отрасли экономики, особенно
в условиях региона. Так в Санкт-Петербурге в 1991г. всего лишь на 7
предприятиях машиностроения и металлообработки, которые составляли 1,3% от
числа промышленных предприятий города, работало около 20% работников. На каждом
из этих предприятий было занято свыше 10тыс. человек.
Часто применение метода основного массива требует установления ценза – значения
признака, которое ограничивает объект наблюдения. Например, обследуются
предприятия с числом работников 500 человек и более, или устанавливается, что
обследованию подлежат малые предприятия с численностью работников до 100
человек. Такой метод называется цензовым.
Следует иметь ввиду, что термин «ценз» применяется в статистике не
только в смысле пограничного значения признака, но и для обозначения переписей.
В США, Англии цензами называют переписи населения, промышленности и т.д.
При выборочном наблюдении обследованию подвергается отобранная в
определенном порядке часть единиц совокупности, а получаемые результаты
распространяются на всю совокупность.
В выборке полностью реализуется основная идея не сплошного наблюдения.
При этом получают информацию о всей совокупности, изучив лишь её часть. Чтобы
понять, хорошее пиво или нет, не обязательно выпить целую бочку, то же можно
сказать в отношении проверки качества любой продукции. В решении такого рода
задач, да и во многих других случаях, может помочь только выборка.
Выборочный метод играет все большую роль в отечественной статистике.
Обследования основного массива и выборки – это массовые наблюдения,
охватывающие множество единиц. При монографическом наблюдении подробно
описываются отдельные единицы совокупности в целях их углубленного изучения,
которое не может быть столь же детальным при массовом наблюдении. Главное
внимание обращается на качественные стороны явления, его поведение, ориентацию,
перспективы развития и т.д. Примерами монографических обследований являются
этнографические обследования, когда изучается образ жизни семьи или нескольких
семей и др.
В любом обследовании источником получения первичных данных могут быть
непосредственное наблюдение, документы и опрос.
Непосредственное наблюдение осуществляется путем регистрации изучаемых
единиц и их признаков на основе непосредственного осмотра, подсчета,
взвешивания, показаний приборов и т.д. Например, во время переписи вагонов
проводится осмотр каждого вагона. Примером непосредственного наблюдения
являются регистрация цен и объема реализации товаров на рынках;
метеорологические наблюдения – регистрация температуры воздуха, снежного
покрова, суммы осадков; инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей
на складе.
Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве
источника статистических сведений различных документов первичного чета
предприятий, учреждений и организаций, поэтому этот способ наблюдения часто
называют отчетным. Он применяется, например, при переоценках основных фондов
предприятий и организаций, которые дают основу начисления амортизации, анализа
использования фондов и их структуры, особенно в условиях инфляции. При
заполнении государственной статистической отчетности по переоценке каждым
самостоятельным предприятием любой отрасли и формы собственности используются
следующие данные первичной учетной информации: инвентаризационные описи,
инвентарные карточки основных фондов, технические паспорта или другая
соответствующая документация и данные бухгалтерского учета.
Непосредственное наблюдение и документальный способ обеспечивают
наибольшую достоверность статистических данных.
При опросе источником данных являются сведения, которые дают
опрашиваемые лица. При этом могут быть использованы разные способы собирания данных:
экспедиционный, корреспондентский и само регистрация.
Экспедиционный способ заключается в том, что специально подготовленные
регистраторы на основе опроса заполняют переписные формуляры, одновременно
контролируя правильность получаемых ответов. Этот способ обеспечивает
достаточно точные результаты, но он дорогостоящий. В отечественной статистике
экспедиционный способ используется при переписях населения.
Корреспондентский способ заключается в том, что статистические или
другие организации рассылают специально разработанные бланки и инструкции к их
заполнению отдельным организациям или специально подобранным лицам, давшим
согласие периодически заполнять бланки и присылать статистическому органу в
установленные сроки. Например, научно-исследовательский институт по изучению
спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли создал
сеть корреспондентов в каждом регионе, которые периодически сообщают в центр
сведения о покупательском спросе населения, товарном обеспечении в данной местности
и другую информацию. Преимуществом этого способа является его дешевизна, но он
не всегда обеспечивает хорошее качество сведений, так как зависит от уровня
восприятия вопросов опрашиваемых, от его ответственности – отправит он
заполненную анкету или нет.
При само регистрации или само исчислении работники той организации,
которая проводит опрос, раздают опросные листы или анкеты опрашиваемым лицам,
инструктируют их, а затем собирают заполненные формуляры, контролируя полноту и
правильность полученных сведений. Этот способ используется в государственной
статистике при бюджетных обследованиях семей, проведении некоторых переписей и
т.д.
Заметим, что при любом методе проведения статистическое наблюдение
пассивно: статистика хочет как можно точнее зарегистрировать данные без
какого-либо влияния на наблюдаемый процесс. Принципиально иным способом
собирания данных является эксперимент. В этом случае статистику принадлежит
активная роль: он должен не только наблюдать, а полностью контролировать
ситуацию, планировать эксперимент и реализовать свой план. Эксперимент
позволяет выявить влияние каких-либо установленных ограничений или нагрузок на
поведение людей. Например, влияние на скорость реакции человека пребывания без
сна в течении одних, двух, трех суток. Эксперимент традиционно входил в круг
методов биологической, медицинской статистики, приложений статистического
метода в естественных науках. В настоящее время все большее распространение
получают идеи «социального эксперимента».
2.3.
Подготовка статистического наблюдения
Чтобы провести статистическое наблюдение, нужно сформулировать его цель
и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения. Эта
стадия работы определяет все последующие, поэтому обычно все решения
вырабатываются коллективно в ходе обсуждения проблем предстоящего наблюдения.
На этой стадии работы дается определение объекта и единицы наблюдения,
разрабатывается и утверждается программа наблюдения.
Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения,
территории и времени наблюдения.
Единица наблюдения – это явление, признаки которого подлежат
регистрации. Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения. Для
определения границ объекта наблюдения нередко устанавливается ценз – значение
признака, позволяющее отделить единицы наблюдения от других явлений. В самом
деле, трудно установить границы, даже, казалось бы, очевидного объекта –
совокупности промышленных предприятий: что входит в понятие промышленного
предприятия, а что – нет. Входят ли в круг промышленных предприятий предприятия
по ремонту и мойке автомобилей, закупке и переработке фруктов и т.д.?
Устанавливать ли цензовые значения только по численности работников или по
стоимости производственного оборудования? При проведении переписи населения возникают
вопросы, учитывать ли тех граждан, которые длительное время работают за
границей, как учитывать тех, кто находится в заключении, на службе в армии и
т.д. Все эти вопросы требуют всестороннего обсуждения. Их решение основано на
том, что является конечным результатом, что должно быть получено в результате
всего исследования. Если не предусмотреть чего-то на начальной стадии, это
скажется на качестве всего исследования.
Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц
наблюдения; её границы зависят от определения единицы наблюдения.
Время наблюдения - это то время, к которому относятся собираемые данные.
Время регистрации данных для всех единиц устанавливается единое – для
предупреждения неполного учета или повторного счета, а также для обеспечения
сопоставимости данных.
При изучении объектов наблюдения, численность и характеристика которых
непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата, по состоянию на
которую собираются сведения. При переписях обычно устанавливают время начала и
время окончания регистрации данных.
При изучении такого подвижного объекта, как население, недостаточно
установить время наблюдения – ведь состав населения России и его характеристики
постоянно меняются. В среднем в каждую минуту в нашей стране рождается 3
человека и 3-4 человека. Поэтому данные регистрируются по состоянию на
определенный момент времени, называемый критическим моментом наблюдения.
При переоценке основных фондов устанавливается критическая дата, по
состоянию на которую учитываются основные фонды.
Определение объекта наблюдения, его территориального размещения важно
для определения объема работ, который нужно выполнить в период наблюдения. Если
наблюдение планируется провести в форме отчетности, то составляется список
подотчетных предприятий и организаций. При специально организованном наблюдении
определение объема работ необходимо для расчета численности работников,
требуемых для выполнения обследования в установленные сроки. Рассчитывается
дневная норма работы 1 регистратора с учетом сложности программы наблюдения,
трудоемкости заполнения формуляра наблюдения и размещения объекта. В сельской
местности, например, где плотность застройки намного ниже городской, дневная
норма устанавливается меньше, чем в городах. В целях лучшей организации
наблюдения и контроля качества материала вся территория разбивается на
отдельные счетные участки: 20-30 счетных участков при переписях населения
образуют инструкторский участок, руководимый инструктором.
Проведение массовых работ требует участия множества исполнителей. Все
они должны пройти специальное обучение – инструктаж и провести пробное
наполнение тех формуляров, которые предполагается использовать в статистическом
наблюдении. Должна быть составлена смета на проведение специального
обследования, в которой предусматриваются размножение материалов наблюдения,
оплата услуг средств связи, транспорта, работы инструкторов, счетчиков и др.
Статистическое обследование – дорогостоящая и трудоемкая процедура. Проведение
обследований должно быть обосновано и подкреплено финансовыми, материальными и
трудовыми ресурсами.
Программа наблюдения включает признаки, подлежащие регистрации по каждой
единице наблюдения. Её содержание зависит от целей и задач обследования. В
какой-то мере программа наблюдения зависит и от выделенных средств: мало
средств, программа может быть короче или число наблюдаемых единиц меньше.
Поэтому первый принцип составления программы наблюдения: никаких сведений, не
относящихся к данному обследованию. Второй принцип немаловажный для получения достоверных
данных при опросах: не включать в программу наблюдения те вопросы, которые
могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать
неточных ответов.
Программа наблюдения всегда включает опознавательные признаки: вопросы,
прямо связанные с целью исследования; контрольные вопросы. Выделение последних
весьма условно, так как один и тот же вопрос может выполнять как
содержательную, так и контрольную функцию. Так, программа переписи населения
содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, наличии детей, их
возрасте, образовании и т.д. Все они логически связаны, что позволяет
контролировать правильность ответов. То же в бюджетных обследованиях – вопросы
о доходах и расходах выполняют и познавательную функцию, и функцию взаимного
контроля.
Опознавательные признаки позволяют идентифицировать единицу
совокупности, к которой относятся регистрируемые данные. В социологических
обследованиях опрос обычно анонимный. Однако чтобы избежать недоучета и
повторного счета, каждой единице наблюдения присваивается какой-либо номер, а
также фиксируется место проживания. При сборе данных в форме отчетности
опознавательными признаками являются название предприятия, его шифр в регистре
государственной статистики, отраслевая принадлежность, адрес, номер телефона,
факса и т.п.
Все вопросы программы наблюдения ориентированы на определенную форму
ответа: цифровую, альтернативную, многовариантную, когда ответ состоит в выборе
одного или нескольких вариантов из множества предлагаемых вариантов ответа.
Так, на вопрос о возрасте ответ дается в количественной форме- указывается
число исполнившихся лет, то же на вопрос о стаже работы, на вопрос о наличии
автомобиля или дачи ответ будет в альтернативной форме- «да» или «нет», на
вопрос о степени удовлетворенности работой или учебой ответ выбирается из
предлагаемого меню. Обычно такое меню строится по принципу симметрии: абсолютно
негативное отношение, затем более мягкая оценка, затем выражение полной
индифферентности, после чего оценки переходят в противоположную область.
Предлагаемые варианты ответов называются подсказом. Наличие подсказа
обеспечивает единообразное понимание вопросов программы и облегчает последующую
обработку данных, так как каждый предлагаемый вариант ответа имеет свой код или
шифр и работа по подготовке данных к обработке ведется лишь по тем вариантам
ответов, которые не были предусмотрены в подсказе и выписывались самими
опрашиваемыми.
Составление программы наблюдения – сложная и ответственная задача. В
государственной статистике разработкой программы специальных обследований
занимаются специалисты Госкомстата РФ и НИИ при участии представителей
Научно-методологического совета и заинтересованных организаций. Программы таких
важных и массовых работ, как перепись населения, переоценка основных фондов и
другие, обсуждаются на специальных совещаниях, в печати, что обеспечивает их
высокое качество.
Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и
инструкции по их заполнению. Формуляры наблюдения – это бланки, опросные листы,
анкеты и т.д., на которых напечатаны вопросы программы наблюдения и куда затем
заносятся собираемые сведения. Соответственно в формуляре должно быть
предусмотрено место для вопроса и ответа. Обычно в верхней части формуляра или
на первой странице располагаются опознавательные признаки, слева - вопросы
программы наблюдения, справа- место для ответов. Формуляр наблюдения может быть
карточным или списочным. В первом случае он предназначен для записи данных
только по одной единице наблюдения, во втором – по нескольким.
Качество данных статистического наблюдения зависит не только от
перечисленных факторов, но и от подготовленности счетчиков. Для них
организуются инструктаж по разъяснению вопросов анкеты и пользованию
инструкцией. Объясняется, например, что при наличии подсказов счетчик обязан
ознакомить респондента со всеми вариантами ответов, не выделяя те из них,
которые он час считает наиболее вероятными. Затем проводится пробное заполнение
анкет, итоги которых коллективно обсуждаются.
Доброжелательность счетчика, его умение вступать в контакт с людьми
влияют на атмосферу опроса, а значит, м на его результаты. Важной этической
проблемой является анонимность данных опроса. Уверенность в анонимности снимает
напряженность при регистрации мнений, суждений, пожеланий, а также
характеристик благосостояния. Иногда в интересах планирования наблюдения,
контроля данных полной анонимности. Так, если для проведения опроса с целью
изучения уровня бедности в России в качестве основы выборки использовались
списки избирателей, то соответствующий код респондента позволяет
идентифицировать его. В таких случаях респондент должен быть убежден, что его
ответы как персональные никогда не будут использованы. Они войдут в общую
совокупность ответов и послужат основой расчета обобщающих показателей.
Как бы тщательно ни была составлена программа и разработан формуляр, для
обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов программы
наблюдения все же необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения
вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов.
Инструкция издается либо в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказах,
либо на самом формуляре наблюдения.
2.4.
Статистическая отчетность.
Статистическая отчетность - особая
форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она
проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ.
Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений, формы и
программы которых утверждены Госкомитетом РФ по статистике или по согласованию
с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области и автономных округов, городов Москва и
Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в
статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов.
Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них
имеет свой шифр и название. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых
сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и
утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые
результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.
Отчетность различается по
периодичности: срочная – содержит данные за месяц и менее; квартальная;
полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.
Срочная отчетность часто передается по телеграфу и называется телеграфной;
отчетность за более длительное время является почтовой.
Статистическое наблюдение в форме
отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего это
документы бухучета предприятий, организаций. Например, форма отчетности 10-ф
практически полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к
нему «Отчет о прибылях и убытках». Госкомстат России проводит политику
унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.
Предприятия и организации любых форм
собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по
утвержденной форме. С мая 1992г. введен в действие Закон РФ «Об ответственности
за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности»,
который определяет правовую ответственность предприятий, учреждений,
организации и объединений за нарушение порядка представления государственной
статотчетности и других данных, необходимых для проведения государственный
статистических наблюдений. Закон предоставляет органам государственной
статистики РФ право применять к руководителям и другим должностным лицам
предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от их форм
собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в
размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера
минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления
государственной статотчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других
данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений,
искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а за те
же действия, совершенные повторно в течение года после наложения
административного взыскания, - в виде штрафа в размере от восьмикратного до
десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты
труда.
Нарушением сроков представления
государственной статотчетности является опоздание на одни сутки, а опоздание
более одних суток рассматривается, как её непредставление. Искажением отчетных
данных считается неправильное их отражение в государственной статотчетности,
допущенной как в результате умышленных действий должностных лиц с целью
сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения
действующих инструкции и методологических указаний по составлению
статотчетности, а также арифметических ошибок.
Важной функцией государственной статистики
является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия,
организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане,
занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы
государственной статистики учредительный документы для присвоения
идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании
общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в
единый государственный регистр предприятий и организаций и отражения в
государственной статотчетности.
При реорганизации или ликвидации
предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам
статистики государственную статотчетность за период своей деятельности в
отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также
нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в
ЕГРПО.
Отчетность дает необходимую
информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют
следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других
отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и
регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам
и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных
предприятий и организаций.
Большое значение имеют стабильность
отчетности, содержания её форм. Только при этом условии обеспечивается
возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления
тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно содержание
отчетности- перечень форм, показателей- меняется со временем, но прежде чем
внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно
необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки предприятий и организаций.
Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные,
если она достаточно стабильна.
Формирование содержательной части
отчетности осуществляется с учетом требований Госпрограммы перехода РФ на
принятую в международной практике систему учета и статистика, а также систему
статистических показателей для оценки экономических преобразований в стране.
Развитие малого бизнеса потребовало специального решения вопроса об отчетности
малых предприятий. Они отчитываются по минимальному количеству форм
статотчетности и показателей. Утверждена унифицированная интегрированная форма
статистической отчетности квартальной периодичности для малых предприятий всех
организационно-правовых форм и форм собственности и годовая форма, содержащая
показатели производственной деятельности этих предприятий.
Данные статотчетности поступают от
предприятий и организаций в органы государственной статистики – либо в
райнспектуры, либо прямо в областные (краевые) управления статистики. После проверки
поступивших данных они разрабатываются, составляются сводные таблицы по формам,
установленным Госкомстатом РФ. Данные обобщаются по отраслям,
организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д.
Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат РФ,
где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные
показатели с учетом тех же группировок данных. Местные органы государственной
статистики, как правило, проводят дополнительные разработки данных отчетности
по заказам местной администрации и научных организаций.
2.5.
Ошибки статистического
наблюдения. Методы контроля данных наблюдения.
Как бы тщательно ни был составлен
инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, всегда материалы
наблюдения нуждаются в контроле. Это объясняется массовым характером
статистических работ и сложностью их содержания.
Прежде всего проверяется полнота
охвата единиц наблюдением. С этой целью производится сверка данных по спискам
предприятий и организаций, ЕГРПО; пересчитываются заполненные анкеты. При
проведении массовых соцобследований часто кроме основного списка составляется
дополнительный список корреспондентов на тот случай, если респонденты из
основного списка почему-либо не могли быть опрошены. Дополнительный список
формируется так, чтобы при замене респондентов общая структура опрашиваемых
сохранялась. Поэтому при проверке устанавливается соответствие фактически
опрошенных основному и дополнительному спискам. Проверка полноты охвата единиц
не означает применения только сплошного наблюдения. Она связана с выявлением
недоучета или повторного счета и обеспечения проектируемых пропорций собранных
данных.
Одновременно на этой стадии
проверяется полнота заполнения пропорций собранных данных.
После такой общей проверки
проводится детальная проверка каждого полностью заполненного формуляра.
Чтобы хорошо организовать проверку,
нужно представлять характер возможных ошибок. Все ошибки наблюдения можно
назвать ошибками регистрации. Но они имеют разный характер и по-разному
сказываются на результатах статисследования. Ошибки могут быть случайными и
систематическими. Те и другие чаще всего возникают при опросе, но могут быть
допущены и при непосредственном или документальном наблюдении.
Во всех случаях источниками ошибок
может быть как информация, поступившая от объекта наблюдения, так и ошибки
регистратора или экономиста предприятия, представляющего данные.
Случайные ошибки не имеют какой-либо
направленности. Это описки, оговорки, перестановки цифр при записи цифровых
данных и т.д. При обобщении массового материала они взаимопогашаются и не могут
исказить значения сводных показателей и результаты анализа.
Другое дело систематические ошибки –
они являются неслучайными и имеют определенную направленность. Такие ошибки
очень опасны, т.к. приводят к искажению результатов статисследования. Эти
ошибки, как правило, являются преднамеренными. Известно, например, что люди
предпочитают уменьшать свои доходы, округлять возраст, стараются показать
большую осведомленность в области культуры, науки, чем это есть на самом деле.
Предприятия также могут внести элементы недостоврености в свою информацию,
особенно в те характеристики, от которых зависят величина налоговых платежей.,
расчеты с кредиторами и т.п. Все ошибки такого рода необходимо выявить и
исправить. Поэтому после проверки полноты данных проводится их контроль –
счетный и логический.
Счетный контроль основан на жесткой
связи м/у признаками, которая может быть проверена арифметическими действиями:
сложением, вычитаением, умножением, делением. Связь такого рода часто
отражается в заголовках граф отчетности и в подсказах такого рода: графа Х
равна графе У плюс графа Z или графа Х равна графе У,
деленной на графу Z, и т.д. Счетный контроль
используется для проверки итоговых сумм. Если представленное число слагаемых не
является полным, то сумма слагаемых должна быть меньше либо равна общему итогу,
но не выше.
Счетный контроль совершенно
определенно устанавливает наличие ошибки, тогда как логический контроль может
лишь поставить под сомнение правильность данных. Логический контроль основан на
логической взаимосвязи м/у признаками. Классическим примером является пример
взаимосвязи данных при переписи населения: вопросы о возрасте, образовании,
семейном положении взаимоконтролируются. Если окажется, что гражданин десяти
лет женат или пятилетний имеет общее среднее образование, то ясно, что при
заполнении формуляра допущены ошибки либо при записи возраста, либо другой
характеристики.
Логический контроль основан и на
сравнении с данными прошлого периода. Например, достоверность данных о выпуске
продукции по видам может быть проведена сравнением с данными прошлого периода
для того же предприятия. Кроме того, логический контроль опирается на
представления о пределах возможных значений признака: минимуме и максимуме.
Величина оборачиваемости дебиторской
задолженности выражается в разах. Маловероятно, чтобы этот показатель был
меньше 5 или больше 12. При проверке срока погашения дебиторской задолженности
мы можем использовать и нормативное значение этой величины. Если реальный срок
погашения намного отличается от нормативного в ту или иную сторону, необходимо
поставить под сомнение резко отличающиеся данные и сделать запрос на
предприятие.
Обычно для проверки поступающего
материала наблюдения составляется схема контроля, в которую все увязки м/у
вопросами программы наблюдения: как арифметические, так и логические.
Никогда не следует произвольно
вносить исправления в формуляр. Необходимо либо самому провести повторное
наблюдение, либо обратиться к лицам, отвечающим за представленную информацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Федеральная программа “Реформирования
статистики в 1997-2000 годах” рассматривает реформирование системы
статистического наблюдения как одно из основных программных направлений.
Ставится задача: “...перестроить методы сбора информации, реализовав
комбинированный подход, в соответствии с которыми крупные и средние предприятия
всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода
учета, малые предприятия - выборочным способом.
Статистическое наблюдение обеспечивает
получение необходимых данных о количественных значениях тех или иных
показателей и, естественно, должны изменяться в соответствии с требованиями
системы статистических наблюдений.
Во первых, как это предусматривается в
федеральной программе реформирования статистики, необходимо создание системы
регистров, субрегистров и банков данных, позволяющих накапливать,
актуализировать и соответствующим образом трансформировать базовую информацию,
необходимую для применения методически сложных методов наблюдения. К сожалению,
несмотря на предпринимаемые усилия, Единый государственный регистр предприятий
и организаций продолжает оставаться малопригодным для этих целей.
Во вторых нужно решать проблему
качества первичной статистической информации. Влияние ошибок на конечный
результат наблюдения неизмеримо возрастает, поэтому на выверку первичных данных
затрачиваются большие средства. Несмотря на всю психологическую сложность,
необходимо рассмотреть вопрос о сопровождении публикаций статистических данных,
ссылками на их точность. Должно прийти понимание: без ссылок на точность - нет
статистических данных.
Программный подход позволит проводить
целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического
наблюдения: прежде всего формирование на базе системы статистических
показателей социально-экономического развития перечня важнейших мероприятий за
ходом и выполнением реализации экономических реформ в системе
народнохозяйственного управления, методика важнейших показателей, учитываемых
при проведении переписей, единовременных, выборочных и монографических
обследований.
Показатели должны быть максимально
ориентированы на методологию, применяемую для международных статистических
сопоставлений, а также свободными от конъюнктурных наслоений периода застоя.
Предлагается разработать и внедрить в
практика статистической системы цензов ряд регулярно предоставляемых отчетных
показателей.
Ценз содержит в себе ряд признаков
(обычно в количественном выражении), наличие которых при проведении
статистических работ (переписи, выборочные обследования и т.п.) служит
основанием для отнесения объекта к исследуемой совокупности.
Систему цензов можно применить также и
для проведения единовременных учетов и обследований, охватывая ими лишь
предприятия или организации, преобладающие в изучаемой совокупности.
Исходя из программы совершенствования
системы статистического наблюдения, предлагается следующая последовательность
этапов ее разработки и реализации:
1.Определение перечня статистических
показателей, характеризующих важнейшие экономические процессы, для сплошного
наблюдения, а также перечня показателей и объектов статистического наблюдения,
информация по которым может быть получена при помощи переписей, выборочного
наблюдения и единовременных учетов;
2.Разработка и внедрение форм отчетности
для сплошного наблюдения, а также форм и программ выборочного наблюдения и
необходимого математического аппарата для распространения данных выборочного
наблюдения на всю совокупность объектов;
3.Разработка системы цензовой
отчетности и необходимого математического аппарата для распространения цензовой
отчетности на всю совокупность объектов;
4.Обучение экономистов методам
выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.