Состояние прав человека в современной России
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Сибирский государственный аэрокосмический
университет имени академика М.Ф. Решетнева
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
тема:
Состояние прав человека в современной
России
Красноярск 2009
Содержание
Введение
1. Понятие прав человека
2. Классификация прав человека
3. Современное содержание прав и
свобод человека в России
4. Механизмы защиты прав человека
5. Основные нарушения прав человека и
угрозы правам человека в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прошло уже более
пятнадцати лет со дня введения действующей Конституции РФ, мы, естественно,
обращаемся ко времени ее принятия, вспоминаем, чего с ее помощью хотели
достичь, и сравниваем это с тем, что имеем сегодня.
Многие, оценивают это пятнадцатилетие
различно, подчас противоположным образом, но, независимо от этого, очевидно,
что страна существенно изменилась. Соответственно изменился взгляд на
Конституцию: мы лучше понимаем, в чем она нам помогает, а в чем помочь не
может, надо ли нам сохранять ее в неизменном виде или следует как-то исправить
либо даже вообще заменить другой. Но понимание это у всех неодинаково, потому
что общество наше остается расколотым, а это значит, что Конституция РФ пока
что не выполнила своей интегративной задачи.
К сожалению, реализация Конституции
РФ пока что во многом не оправдывает надежд ее разработчиков. Впрочем, сейчас
вполне очевидно, что такие ожидания не имели под собой сколько-нибудь заметных
социальных оснований.
Тысячелетняя история
российской государственности не породила в обществе демократических традиций,
скорее наоборот - развила у подавляющей части общества характерную для Востока
психологию пассивной надежды на доброго царя (барина), отношение к чиновничьему
лихоимству, эксплуатации и обману со стороны работодателей как к неизбежности,
отношение власти к человеку лишь как к материалу или инструменту достижения тех
или иных целей. Защита от этого виделась лишь в общинной солидарности, которая
имела, впрочем, весьма ограниченные рамки и, исходя из понимания справедливости
как уравнительности, сковывала развитие индивидуальной инициативы.
Традиции царского
самодержавия и ставшего его историческим продолжением советского тоталитаризма
в очень большой степени ощущаются и сегодня. Не приходится поэтому удивляться,
что процесс формирования конституционного строя в нашей стране оказался весьма
медленным и противоречивым.
Рассмотрим развитие и
реализацию одного из главных конституционных институтов, составляющего смысл существования
любой конституции, - права человека, которые характеризуются в ст. 2 Конституции
РФ как высшая ценность, подлежащая признанию, соблюдению и защите государством.
Перечень конституционных
прав и их конституционные гарантии в основном выглядят безупречно. Что же
касается их реализации, то ситуация у нас в стране далеко не безоблачна -
конституционные и законодательные гарантии нередко не соблюдаются, и сегодня,
спустя пятнадцать лет после принятия Конституции и вступления ее в силу,
сколько-нибудь существенного улучшения не видно.
Сегодня высокоразвитые
страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в
качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания,
фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому
магистральному пути. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их
признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или
иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования.
Поэтому неслучайно, что изучение прав человека особо значимо.
Россия, следуя курсом
реформ, тоже провозгласила права человека как приоритетные и наиболее значимые
ценности, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых
международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как
Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных
свобод (1950) и др.
Подтверждением
приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991
г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой
Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.
Таким образом, проблема
прав человека является в современном мире сложной и многоплановой, имеет
множество аспектов, а, следовательно, требует научной оценки.
Актуальность изучения
данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве
личные права человека представляют собой важнейший политико-юридический и
социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной
карточкой».
Конституция России
признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все остальные
о6щественные ценности не могут противоречить. [24]
1. Понятие прав
человека
В современном мире
общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию,
отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области
свободы личности. В этом плане права человека являются не
государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а обще-социальным
понятием. Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых, они
вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития
человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно
в результате социально-экономического и политического развития общества, они не
зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат
индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо
юридических факторов; в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они
неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности. Таким образом,
права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно складывающиеся
в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из
самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными
благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности
в обществе и государстве. [7]
Человек - это разумное
существо, обладающее даром мышления и речи. Этим он отличается от всех иных
биологических индивидов. Человек - существо не только биологическое, но и
социальное, он находится в сложной системе отношений с другими людьми, осознает
и аккумулирует в себе окружающую его действительность, способен изменять ее
или, по крайней мере, влиять на нее.
Система прав человека
имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В
последнее время ученые все чаще говорят о так называемых «трех поколениях прав
человека». [8]
«Первым поколением» прав
человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в
ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы
Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были
направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В
качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности
государственной власти, не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию
человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения
властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом
независимо от их социального положения.
«Второе поколение» прав человека
формировалось под действием ряда факторов объективного и субъективного
свойства. В конце IX - начале XX столетия стали происходить существенные сдвиги в
экономической сфере многих промышленно-развитых стран. Демократизация капитала,
сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией
производства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения стали
главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили
социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на
приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии:
пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности,
право на пенсию, пособие по безработице и т.д.
Наконец «правами третьего
поколения» принято считать так называемые «права солидарности», имеющие
надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему
правилу в качестве таковых называют право на мир, на безопасную экологию, право
пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.
В статье 2 Конституции Российской
Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из
важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье
провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная
высшая ценность, остальные общественные ценности такой конституционной оценки
не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не
могут ей противоречить.
Однако отношение к
«правам человека» в России в значительной степени иррационально, для многих
почти мистично: не имея четкого представления о самих «правах человека», люди
верят в силу этих двух слов. В этом случае словосочетание «права человека»
выступает в роли своего рода народного заклинания, оберега от «государственной
порчи», универсальной мистической отмычки к государственным дверям в
справедливость. «Права человека» в лексиконе российской политической элиты и
бюрократии - термин для внешнего употребления. Совершенно не понятно, что в
России понимают под «правами человека». По тому, как и в каких ситуациях люди
употребляют словосочетание «права человека», ясно лишь, что вкладываемый в него
смысл либо чрезмерно, до бессмысленности, широк, либо столь же чрезмерно
акцентуализирован, ангажирован иными ценностями и интересами. [3]
Подчеркивание прав
человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой
государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства.
Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его
авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной
жизни общества.
Права человека – это
определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия
личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми
способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством,
другими индивидами.
Права человека дают
обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него,
самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии,
собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление
всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят
декоративный характер.
Для России крайне важны
понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии
нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между
личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений,
позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В
общественном сознании, в культуре страны – как дореволюционной, так и
послереволюционной – права человека не занимали значительного места. На
сегодняшний момент в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и
его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия,
укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности
человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.
Учитывая значимость прав
человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить
особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть ее
конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать
особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в
российском государстве. Международное право исследует систему
международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов,
осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.
В современном мире
сохраняются различные подходы к взаимодействию права и государства, человека и
государства. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое
отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях Франции,
США, Италии, Испании воплощена естественно-правовая концепция прав человека, в
конституциях Австрии, ФРГ – позитивистская. Однако такие различия в
конституционных записях не следует переоценивать, поскольку основные законы
всех стран ориентированы на принципы правового государства и, следовательно, на
защиту и охрану прав человека. Государство не может не признавать права
человека на жизнь, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права
принадлежат человеку от рождения, но «защищенность» им придает юридическая
форма, т.е. закон.
Права человека органично
вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы
бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения
их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения
противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида
со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и
государства.
2. Классификация прав человека
Особые юридические
свойства основных прав и свобод человека и гражданина, специфика их реализации
состоят в том, что эти права и свободы: а) составляют ядро правового статуса
личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными
нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права,
базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах
отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно
закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения - на праве
на охрану здоровья;
б) адресованы самому
широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо
за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые
нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием
лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества,
нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;
в) характеризуются
всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для
каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право
основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми;
г) отличаются особым механизмом
реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и
гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в
конкретном правоотношении; д) имеют особую юридическую форму их закрепления.
Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую
юридическую силу, - в Конституции; е) обеспечиваются повышенной правовой
охраной: конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в
рамках действующей Конституции, без принятия новой. Указанные выше свойства
характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может
быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и
свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы,
принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства),
защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.
Понятие «право» в большей
мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны
государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных
общественно-политических, хозяйственных структур.
В общей шкале
гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное
место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы,
роль, назначение очевидны. [9]
Конституция РФ исходит из
того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение
и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность
государства.
В соответствии с
указанными положениями государство на конституционном уровне закрепило права человека,
определило систему их гарантий, методы и способы защиты, предусмотрело взаимную
ответственность государства и человека.
Совокупность прав
человека может быть классифицирована на первостепенные и второстепенные. К
первым относят право на жизнь, свободу, свободу передвижения, выражения мнения,
совести, гражданство, справедливое правосудие. Ко вторым относят все остальные
права. Основные права и свободы могут быть также разделены на права человека и
права гражданина. Права человека представляют собой права естественного
происхождения, то есть от рождения, которые не создаются государством. Они
дарованы человеку природой. Естественное право человека на жизнь, свободу,
равенство не нуждается в предоставлении государством. Права и свободы
гражданина - это те, которые предоставляются ему государством и обусловлены
фактом гражданства.
Различают следующие
права, закрепленные в Конституции РФ: личные (гражданские), политические,
социально-экономические, в области культуры.
В системе основных прав
важное место отводится личным правам граждан, которые направлены на обеспечение
важнейших, индивидуальных жизненных потребностей человека и реализуются им
самостоятельно. Эту группу прав часто называют еще «субъективными» правами и
свободами, подчеркивая тем самым, что реализованы они могут быть только самим
человеком. К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:
- Право на жизнь - самое
важное право (ст. 20 Конституции РФ). Реализация этого права тесно связана с правом
на здоровье, здоровый образ жизни, нормальные условия жизни и т.п.
- Право на достоинство
личности (ст. 21 Конституции РФ) предполагает, что государство создает для
человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство. Никто не
может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему
человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть, без
добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
- Право на свободу и
личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под
стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не
может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч.2 ст. 22
Конституции РФ).
- Право на
неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). Под частной жизнью
закон понимает переписку, телефонные разговоры, телеграфные и иные сообщения,
сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся
исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему
моральный ущерб. Конституция РФ также как в рассмотренном выше случае, содержит
норму о том, что ограничение этого права допускается в соответствии с законом
только на основании судебного решения.
- Право на
неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). К жилищу относится любое
помещение, занимаемое гражданином на законном основании в качестве постоянного
или временного места его пребывания. Это может быть и квартира, и дом, и дача,
комната в общежитии, гостиничный номер, купе, каюта и т.п. Никто не имеет права
проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях,
установленных федеральным законом.
- Право свободно
определять и указывать свою национальную принадлежность. Определение
национальной принадлежности - это волевой, сознательный акт, совершаемый лицом,
достигшим дееспособного возраста, то есть 14 лет, поскольку именно в этом
возрасте граждане РФ получают паспорт и могут определять свою национальную
принадлежность, хотя ее определение тоже право, а не обязанность. Об этом же
говорит ч.1 ст.26 Конституции РФ, где содержится норма о том, что никто не
может быть принужден к определению своей национальной принадлежности.
- Право на пользование
родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ) предполагает свободный выбор языка
общения, воспитания, обучения и творчества.
- Право на свободу
передвижения, выбора места пребывания и жительства. Это сложное по составу
право, которое состоит из нескольких самостоятельных прав: права на свободу
передвижения; право на выбор места жительства; права свободно выезжать за
пределы страны и свободно в нее возвращаться.
На протяжении всего
тоталитарного периода и даже в начале 90-х годов в Российской Федерации
действовала норма Уголовного кодекса, согласно которой «бегство за границу» или
отказ возвратиться из-за границы квалифицировались как измена Родине, то есть
деяние, умышленно совершенное гражданином в ущерб суверенитету, территориальной
неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности. [5]
Конституционный Суд РФ в
Постановлении от 20 декабря 1995 года по делу В.А. Смирнова признал эту норму
неконституционной. [10]
Суд отметил, что
ограничения права свободно выезжать за пределы РФ, как и любого
конституционного права, допустимы в строго определенных ч. 3 ст. 55 Конституции
Российской Федерации целях.
- Право на свободу
совести и вероисповедания (ст.28 Конституции РФ). Каждому гарантируется свобода
совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в
соответствии с ними.
К политическим правам
граждан РФ относятся следующие права и свободы:
- Свобода слова (ст.29
Конституции РФ). Слово - частный способ выражения мыслей человека, оно может
быть выражено в устной, письменной и стилистической форме.
До тех пор, пока слово не
наносит ущерба другому человеку, свобода его выражения не требует правовых
ограничений. Однако если слово оказывает влияние на любого человека - это уже
воздействие, следовательно, речь в норме идет о выражении мнений и убеждений
как способе воздействия одного человека на другого.
- Право на объединение (ст.30
Конституции РФ) предполагает образование гражданином совместно с другими
гражданами РФ любого объединения (политической партии, общественной
организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или
иной произвольной структуры и т.п.), либо вступление гражданина в уже
существующую организацию, представляющую его интересы. При этом никто не может
быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.
- Право на манифестацию
(ст.31 Конституции РФ). Под манифестациями законодатель понимает массовые,
публичные мероприятия: собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия и т.п.
Содержанием данного права выступает его цель - воздействие на государственные
или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его
публичного выражения.
- Право на участие в
управлении делами государства (ч.1 ст. 32 Конституции РФ). Это право может быть
реализовано в двух формах: прямой (непосредственной) демократии и
представительной. Прямая демократия предполагает личное воздействие граждан на
государственный аппарат. В этом случае право включает в себя все политические
права. Высшей формой непосредственной демократии является референдум (ч.3 ст. 33
Конституции РФ) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам
государственной и общественной жизни, результаты которого приобретают силу
закона.
Представительная
демократия предполагает выражение воли народа через выбираемых представителей,
то есть через формирование представительных органов власти. Выражением представительной
демократии является право избирать и быть избранным.
- Право на петиции (ст. 35
Конституции РФ). Содержание этого права сводится к тому, что граждане,
направляя свои обращения в государственные органы, органы местного
самоуправления тем самым могут участвовать в решении вопросов государственной и
общественной жизни.
- Социально-экономические
права и свободы, права граждан в области культуры - это определенная группа
прав, в которой объединены права и свободы личности, регулирующие общественные
отношения в социально-экономической и культурной сферах. С их помощью граждане
удовлетворяют свои материальные и духовные потребности.
Важнейшим
социально-экономическим правом является право быть собственником (ст.35, 36
Конституции РФ). Наличие собственности делает человека независимым, а, значит,
создает основу для духовной и политической независимости. Право собственности
можно рассматривать как экономическую основу правового положения человека и
гражданина в целом.
- Свобода труда (ст. 37
Конституции РФ). Труд - есть самостоятельная индивидуальная или коллективная
деятельность людей, имеющая своей целью создание материальных или духовных
ценностей. Само содержание труда право не регламентирует, оно регулирует лишь
форму организации трудовых отношений. Конституция РФ закрепляет право на труд,
право на свободу выбора труда при условиях его нормальной организации, наличия
вознаграждения и защиты от безработицы. Принудительный труд запрещен (ч.2 ст.37
Конституции РФ).
Разновидностью права на
труд является право на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32
Конституции РФ), которое в силу его особо значимого характера, отнесено в
группу политических прав как право на участие в управлении делами государства и
общества. Частным случаем права на труд также является право на занятие любым
видом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской (ст.34
Конституции РФ).
- Право на социальное
обеспечение предполагает право отдельных категорий граждан на получение
государственных пенсий, пособий и иных видов помощи в установленном законом
порядке (ст.39 Конституции РФ).
Право на пенсию по любому
основанию - это конституционное право и оно не подлежит произвольному
ограничению даже через федеральный закон, поскольку невозможно представить,
чтобы какое-либо ограничение права соответствовало основаниям, перечисленным в
ч.3 ст.55 Конституции РФ. Этим правом обладают все граждане, в том числе и
осужденные по приговору суда.
- Право на жилище (ст. 40
Конституции РФ). В данном случае под жилищем понимается благоустроенное
помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан.
При этом ч.2 ст. 40 Конституции РФ сконструирована как поощрительная норма.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют
жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. К
сожалению, поощрительная норма не создает гарантий его реализации.
- Право на охрану
здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) тесно связано с правом на
благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), поскольку не
обеспечение последнего сделает невозможным реализацию первого, так как от
степени сохранности окружающей нас природной среды, его экологической чистоты в
самую первую очередь зависит наше здоровье.
Для этих целей в РФ финансируются
федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры
по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию (ч.2 ст.41 Конституции РФ).
- Право на образование
(ст. 43 Конституции РФ). Образование - это специфическая деятельность, имеющая
целью получение человеком определенной суммы знаний для подготовки его к жизни,
труду, приобретение им профессиональных и научных знаний.
- Свобода литературного,
художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания
(ч.1 ст. 44 Конституции РФ).
Конституция РФ закрепила большое
число прав и свобод человека, причем определенная часть их неотчуждаема и
принадлежит человеку от рождения. Однако это не означает, что лицо, реализуя
свои права в определенной области, не несет никаких обязанностей, может делать
все, что заблагорассудится. Например, каждый вправе пользоваться общественным
транспортом, посещать театры, кинотеатры; данному праву соответствует
обязанность вести себя по отношению к другим пассажирам, посетителям корректно,
вежливо, предусмотрительно, не сорить, не портить имущество. Об этом, в
частности, сказано в ст.17 Конституции РФ, которая гласит: «Осуществление прав
и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Каждый
имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию. Но вместе с тем, граждане, реализуя право на труд,
обязаны соблюдать дисциплину труда, бережно относиться к материальным
ценностям.
Можно сказать, что
каждому праву соответствует обязанность. И каждой обязанности соответствует
определенное право. Истинная свобода человека неотделима от его ответственности
перед людьми, перед обществом, перед государством. В этом сущность единства
прав и обязанностей.
3. Современное
содержание прав и свобод человека в России
Права и свободы человека
легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни. В
президентском Послании Федеральному Собранию РФ 1995 года Б.Н. Ельцин отметил:
«Нам удалось провозгласить многие права и свободы граждан. С гарантиями этих
прав дела обстоят значительно хуже.
В этот период Россия
находилась в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых
рынках - она была вынуждена одновременно восстанавливать государственность и
создавать новую для нее рыночную экономику. Защищать - в борьбе с международным
терроризмом - целостность страны и отстаивать демократические завоевания
народа.
В 2000 году Президентом
РФ был избран В.В.Путин. Ежегодно обращаясь с Посланием к Федеральному
Собранию, он говорил о результатах, которые были достигнуты в политической,
экономической, социальной, культурной сферах жизни общества, ставил цели
дальнейшего развития страны. В Послании Федеральному Собранию в 2004 году
В.В.Путин отметил: «Россия перешагнула непростой, но очень важный рубеж. И
впервые за долгие годы стала политически и экономически стабильной страной,
страной независимой - и в финансовом отношении, и в международных делах.
Государство ставит перед собой цели - это высокий уровень жизни в стране, жизни
безопасной, свободной и комфортной. Это - зрелая демократия и развитое
гражданское общество. Это - укрепление позиций России в мире, а главное -
значимый рост благосостояния граждан».
Сегодня словам мало кто
верит, так как высокие идеи и суровая действительность расходятся.
Не секрет, что Россия в
настоящее время далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд
социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство
не может обеспечить. [6]
Если раньше права
человека нарушались тоталитарным режимом, то сейчас они страдают от самой
демократии. Власть сама злоупотребляет имеющимися у нее административными
рычагами. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда право есть, а блага нет,
закон действует, а цели его не достигаются.
Не обеспечено право на
жизнь, здоровье, безопасность (от рук преступников ежегодно погибает свыше
тридцати тысяч человек, в несколько раз больше получают телесные повреждения,
смертность превышает рождаемость, эколого-демографический кризис).
Интересные данные
приводит Комитет защиты журналистов: среди журналистов, заключенных за свою
профессиональную деятельность в тюрьму, большинство составляют сотрудники
интернет-изданий и блоггеры. Их число впервые за всю историю превысило число
осужденных сотрудников печатных СМИ, репортеров и издателей. Наиболее частым
обвинением в адрес журналистов служит антигосударственная подрывная
деятельность, разглашение гостайны и нанесение вреда национальным интересам. Московское
бюро по правам человека подготовило Обзор проявления агрессивной ксенофобии в
РФ в 2004-2008 гг., в котором делается вывод о росте количества нападений и о
все увеличивающейся жестокости преступлений, совершаемых по ксенофобским
мотивам хорошо организованными и подготовленными группами радикальных
националистов. При этом убийства стали совершаться с особой жестокостью: как
правило, все жертвы нападений умирают от множественных ранений.
По сведениям МВД РФ, в
2004-2008 гг. наблюдался рост преступлений на почве агрессивной ксенофобии.
Так, в 2004 г. было возбуждено 139 уголовных дел по преступлениям в сфере
межнациональных отношений, в 2005 г. - 152, в 2006 г. - 263, в 2007 г. - 356
уголовных дел. 8 октября 2008 г. представители Следственного комитета при
прокуратуре РФ объявили, что с начала года в России зарегистрировано 380
преступлений экстремистской направленности, из которых 322 уже раскрыто.
В стране не ликвидирована
массовая бедность и не сглажен социальный, имущественный разрыв между разными
слоями населения. К сожалению, на сегодня в России около 2 миллионов
беспризорных детей, более 2 миллионов не имеет образования, растет наркомания,
алкоголизм, нарушаются права на жизнь, здоровье и семью, а отсюда и высокая
преступность. [22]
Население России
сокращается на 700 тысяч в год. Все это сводит на нет указанные фундаментальные
ценности. Под угрозой оказался генофонд нации.
В.В. Путин в своем
Послании Федеральному Собранию РФ в 2006 году предложил: «отодвинуть в сторону
политические амбиции и не распылять ресурсы, сосредоточиться на решении
важнейшей для страны демографической проблеме». Путин предложил программу
стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки
женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка. Стимулирование
рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой и
социальной поддержки молодой семьи. Помимо этого, необходимо совместно с
субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию
устройства на воспитание в семью сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Таких детей, находящихся в детдомах около 200 тысяч. На самом деле -
сирот гораздо больше.
В России серьезно
нарушаются права женщин, однако сейчас ситуация лучше, чем в советское время.
Об этом в интервью Интерфаксу заявила глава Московской Хельсинкской группы
Людмила Алексеева. «С правами женщин у нас дела обстоят неважно», - сказала
Алексеева. «Во-первых, у безработицы в России - женское лицо. Женщин больше
всего увольняют в связи с финансовым кризисом. Во-вторых, в России существует
домашнее насилие, которое вообще не считается преступлением. Проблем много.
Никакие права женщин у нас не обеспечены, как, впрочем, и права мужчин», -
заявила Алексеева.
При этом она отметила
улучшение ситуации по сравнению с советским временем. «К примеру, такая сфера,
как бизнес, для женщин не закрыта, хотя женщинам работать тяжелее, чем
мужчинам. Много женщин работает в секторе неправительственных организаций, в
том числе правозащитных. В СССР такого сектора просто не было», - напомнила
Алексеева.
Она также отметила, что в
последнее время в России больше женщин появилось в политике. «Но в западных
странах процент женщин среди парламентариев, министров и глав правительств -
очень солидный. У нас ничего подобного нет». [4]
Ослаблены гарантии
социальных прав. Менее доступны для значительной части населения становятся
высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства,
санаторное лечение.
В тяжелые годы реформ
подавляющее большинство пенсионеров, фактически оказались за чертой бедности.
Прежде всего из-за краха неприспособленной к рыночным условиям пенсионной
системы.
Ситуация, сложившаяся
сейчас с пенсиями немного лучше но, размер минимальной пенсии еще не достиг
размера прожиточного минимума, установленного государством для этой
демографической группы населения.
Именно поэтому принятая
Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное
моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало
чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление
о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. В нем права в основном
лишь декларированы, а не гарантированы. Плохо работает закрепленный в
Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно
действующими» (ст.18 Конституции РФ).
Ученые-правоведы обращают
внимание: «Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический
документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами
из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться
на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается
прав человека, действительно призвана давать человеку возможность жить по
меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться
ущербной и неполноценной». [11]
Русский дореволюционный
юрист П.И. Новгородцев писал, что среди прав, которые обыкновенно помещаются в
Декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в
символе веры современного правосознания: это - право на достойное
существование.
Признание этого права
имеет не только нравственное, но и юридическое значение. [14]
В наше время подобное
право закреплено в соответствующих международных документах. В частности, во
Всеобщей Декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый работающий имеет
право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее
достойное человека существование для его самого и членов его семьи» (ст. 3);
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду,
жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для
поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, право на
обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая
утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст.25).
К сожалению, такое право
в действующей Конституции РФ четко не обозначено. В ней лишь записано, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
(ст. 7). Из этого следует, что, указанные выше международные стандарты по
данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины: государство пока не в состоянии
выполнить эти требования.
Но помимо
необеспеченности и негарантированности прав они еще и грубо нарушаются как
криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями. Об этом, в
частности, свидетельствует доклад, подготовленный Комиссией по правам человека
при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в Российской
Федерации за 2005 год». В докладе приводится большой перечень таких нарушений в
различных областях экономической, политической, социальной, исправительной
системы, в деятельности силовых структур. Именно поэтому в Президентском
Послании Федеральному Собранию в 2005 году ставится задача создания эффективной
системы защиты человека от произвола самого государства: «Сама власть не должна
злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана
открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной
демократии.
В Президентском послании
Федеральному Собранию в 2007 году президент отметил, что в стратегические планы
входит формирование дееспособного гражданского общества, строительство
эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей,
становление свободного и социально ответственного предпринимательства.
«Мы понимаем, что
находимся в начале трудного пути к подлинному возрождению страны. И чем более
сплоченным будет наше общество, тем быстрее и увереннее мы сможем пройти этот
путь», - подчеркнул глава государства.
Президент Путин заявил,
что сокращение смертности и увеличение рождаемости в России, достигнутые в 2006
и в 2007 годах, свидетельствуют о первых успехах в реализации нацпроекта
«Здоровье». «Достигнутые показатели реализации нацпроекта «Здоровье» можно
рассматривать в качестве первых побед, пусть маленьких, но все-таки измеряемых
тысячами жизней наших соотечественников», - передает слова Путина «Интерфакс».
«Сокращение смертности и
увеличение рождаемости, достигнутые в 2006 и в первые месяцы этого года, -
очевидное свидетельство правильности наших усилий», - подчеркнул президент
Владимир Путин заявил о
невозможности повышать пенсионный возраст в России. Выступая с посланием к
Федеральному Собранию страны, он отверг утверждения о том, что в противном
случае произойдет крах пенсионной системы. «Объективной необходимости в этом
нет. Если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов в пенсионной
системе не будет», - заявил он. Вот увеличение среднего размера пенсий в России
за период с 2007 по 2009 годы должно составить не менее 65%, заявил Путин.
«Убежден, что наша страна
только тогда займет достойное положение в мире, мы сможем сохранить нашу
государственность и суверенитет, если граждане будут уверены, что все усилия
государства направлены на защиту их интересов, улучшение их жизни, повышение
благосостояния и безопасности», - заключил Путин. [18]
Новый Президент РФ Дмитрий
Медведев выступая с посланием к Федеральному Собранию в 2008 г. отметил
основные ценности человека. «Наши ценности формируют и наше представление о
будущем. Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем:
Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время
комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных,
самостоятельных и критически настроенных граждан» отметил он. [19]
«Государственная власть,
- писал великий русский философ Иван Ильин - имеет свои пределы, обозначенные
именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку…. И все творческие
состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не
подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться…
Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, доброты и убеждений.
Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно
не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт, и без крайней
необходимости стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей».
И нам нужны такие
правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет
гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах.
Тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона -
не место в правоохранительных структурах. И потому мотивация сотрудников этих
органов должна быть, прежде всего, связана с качеством защиты прав и свобод
граждан».
Не самым лучшим образом
отразилась на правах человека «сплошная суверенизация», развернувшаяся в начале
90-х годов на всем пространстве бывшего СССР, а затем и в границах Российской
Федерации. Фактически идея прав человека объективно оказалась как бы
принесенной в жертву идее суверенитета. Суверенитеты укрепили свободу и
независимость отдельных наций и народов, но они не всегда сопровождались
адекватным упрочнением социально-правового статуса личности, соблюдением ее
естественных и неотъемлемых прав. В результате положение индивида ухудшилось.
Во многих регионах стали
фактом широкомасштабные нарушения прав человека, дискриминация людей по
этническому признаку, беженцы в собственной стране, мгновенные превращения
миллионов граждан помимо их воли в «иностранцев». Интересы территориальной
целостности ныне суверенных государств, ставились выше всех иных
нравственно-гуманитарных ценностей, в том числе и прав человека.
Некоторые суверенитеты
оказались окрашенными кровью, Возникает принципиальный теоретический и
практический вопрос о соотношении прав человека и прав наций и народов на
самоопределение. Налицо острейшее трудноразрешимое противоречие современности.
Конституция РФ подчеркивает,
что обеспечение прав личности не является исключительной прерогативой
федеральных органов государственной власти. Сегодня ответственность за
выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере
ложится на республики и иные субъекты, входящих в состав Российской Федерации.
Так, в Конституции РФ записано, что в совместном ведении Российской Федерации и
ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина.
Соответственно конституции и уставы субъектов РФ содержат разделы, посвященные
правам и свободам человека и гражданина, гарантиям прав и свобод.
В целом можно сказать,
что главное в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав и
свобод человека и гражданина, а создание необходимых условий, гарантий и
механизмов для их реализации, то есть практическая сфера.
4. Механизмы защиты
прав человека
Конституция РФ определяет
обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина. Конституционные права и свободы обладают специфическим
набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
- конституционно-судебный
механизм (Конституционный Суд);
- судебная защита (суды
общей юрисдикции);
- административные
действия органов исполнительной власти;
- законная самозащита
человеком своих прав;
- международно-правовой
механизм.
Органы государства и
публичные учреждения, и правила их деятельности, призванные конкретно
обеспечивать права и свободы, называются их гарантами. [12]
Все звенья российского
государственного механизма подчинены определенным правилам деятельности,
соблюдение которых охраняет права и свободы личности в России. Так, в
соответствии с ч.2 ст.55 Конституции, в Российской Федерации не должны
издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина.
Идея прав и свобод
человека и гражданина всегда была неотделима от их защиты в суде. Без
демократически организованного компетентного суда, руководствующегося при
рассмотрении уголовных дел презумпцией невиновности, суда, основанного на
принципах состязательности, гласности, нет прав и свобод.
В таком звене
государственного механизма, как судебная власть, особенно важна роль
Конституционного суда РФ. Конституционный суд РФ является судебным органом
конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную
власть посредством конституционного судопроизводства. Порядок образования и
деятельности, компетенция Конституционного суда РФ определяется Конституцией РФ
(ст.125) и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г.
Конституционный суд РФ
наделен свойственными только ему полномочиями. Деятельность Конституционного
суда РФ в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан осуществляется по
двум направлениям - по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов о конституционности закона, применяемого или
подлежащего применению в конкретном деле.
Суд - орган
государственной власти и судебная защита - один из видов государственной
защиты. Наряду с государственной защитой прав и свобод личности имеет место
правозащитная деятельность общественных организаций - профсоюзов, творческих
союзов и др. Деятели этих организаций допускаются к участию в уголовных делах в
качестве защитника обвиняемого.
Велика и ответственна
роль в уголовном судопроизводстве адвокатуры. Адвокат вступает в уголовный
процесс в качестве защитника подозреваемого или обвиняемого, либо представителя
потерпевшего гражданского истца или гражданского ответчика.
«Тот факт, что в
современной России дискриминация приобрела столь широкий размах, по мнению
Владимира Петухова, не в последнюю очередь связан с крайне низким уровнем
правозащитного потенциала самого общества. Это выражается не только в неумении
и нежелании многих людей отстаивать свои права, но и в том, что в последние
годы широкое распространение получили так называемые «неправовые» практики,
когда люди вместо легальных, легитимных способов защиты своих интересов
прибегают к не вполне законным, а зачастую и противозаконным способам решения
своих проблем. Поэтому на сегодняшний день задачей первоочередной важности
является преодоление сложившегося порочного круга, когда власть, включая ее
«силовую» составляющую, по сути, игнорирует права, интересы, устремления
рядовых граждан, а те отвечают ей, в свою очередь, «той же монетой». Ситуация
может измениться только тогда, когда общество поймет, что права человека – это
не нечто, дарованное им свыше раз и навсегда, а ценность, которой следует
дорожить и за которую следует бороться. [20]
Конституция РФ закрепила
гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Статья 46
Основного Закона предусматривает, что решения и действия (или бездействие)
органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом Конституция
гарантирует также каждому право на получение квалифицированной юридической
помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно
(ст.48).
Заместитель руководителя
аппарата Ассоциации юристов России Александр Викторович Захаров напомнил, что
процесс защиты прав и свобод человека является одной из составляющих
провозглашенной Президентом России Дмитрием Медведевым борьбы с правовым
нигилизмом. По его мнению, необходимо последовательно проводить политику,
направленную на выработку правовой культуры, как в отношении государственных
служащих, так и отношении граждан. [15]
Во всех законах,
принимаемых в последние годы, закреплено право граждан на судебную защиту в
форме предъявления иска или жалобы. Защите подлежат любые права и свободы, а
также охраняемые законом интересы, в том числе и политические (свобода слова,
собраний, право на получение информации, избирательные права и т.п.)
Практически сняты все
существовавшие до недавнего времени ограничения в области защиты трудовых прав
граждан. Расширены возможности судебной защиты в области земельных и налоговых
отношений, право социального обеспечения и т.п. Так, право на судебную защиту
предусмотрено законами РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об охране
окружающей среды», «О гражданстве», ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и другими нормативными актами.
В настоящее время
судебная форма защиты субъективных прав и свобод, а также охраняемых законом
интересов человека и гражданина является основной. Право на судебную защиту -
одно из конституционных прав человека и гражданина. Но в отличие от других прав
оно является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина. В этом
его особенность и основная ценность.
Эффективная защита прав
и свобод граждан в сфере исполнительной власти требует четкого правового
закрепления не только прав граждан, но и обязанностей соответствующих
государственных органов. Роль регулятора в этой сфере призван выполнять закон,
который должен в полной мере соответствовать нормам Конституции РФ.
В процессе реализации
своих конституционных прав и свобод человек по большей части сталкивается с
органами государственного управления на различных уровнях и нередко встречается
с проявлениями беззакония и произвола. Именно ответственность государственных
служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушений
прав и законных интересов, как отдельных граждан, так и всего государства,
являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между
государственно-управленческими системами и социумом.
Государственный служащий
несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или
бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан.
«В докладе Госдепа о
состоянии прав человека в мире в 2008 году впервые ясно сказано об ухудшении
ситуации в России - раньше констатировалось состояние, но отрицательная
динамика не подчёркивалась» - комментирует Лев Пономарев – «Хуже всего,
разумеется, там, где нарушается право на жизнь - там, где просто убивают. Это
система исполнения наказаний. За прошлый год в результате избиений скончались,
по крайней мере, 4 человека - это те смерти, которые признаны прокуратурой и по
которым заведены уголовные дела. Расследуются и другие случаи - их, на самом
деле, намного больше. И везде эти смерти наступили в результате «наведения
порядка» в колониях администрацией или после введения туда спецназа Минюста.
Ухудшается ситуация с положением в колониях кавказцев. Слова президента
Российской Федерации о важности борьбы с экстремизмом воспринимаются
правоохранительными органами исключительно как указания о борьбе с
инакомыслием. Совершенно законные для демократического общества обвинения
оппозиции в адрес властей и государственной политики воспринимаются как
разжигание межнациональной вражды, что дает основания для обвинений по ст. 282
УК РФ. Такой подход предельно извращает смысл борьбы с ксенофобией. Если я в чем
и согласен полностью с нашим президентом, так это в том, что коррупция -
основная проблема России. Но как правозащитники могут принимать участие в этой
борьбе? Оказывается, могут. Во-первых, вокруг нас сложилась адвокатская среда,
которая имеет опыт участия в антикоррупционных делах, и сама не коррумпирована.
Во-вторых, мы можем проводить профессиональную экспертизу документов, причем
наши эксперты никак не связаны с коррупционерами. И наконец, мы можем
взаимодействовать с государственными правозащитными и правоохранительными
структурами, которые называют борьбу с коррупцией своей приоритетной задачей.
Некоторый опыт у нас есть, и мы хотим существенно расширить нашу работу в этом
направлении». [17]
Наряду с традиционными
институтами политической системы созданы новые государственные и общественные
учреждения по контролю, охране и защите прав и свобод человека.
Конституция РФ
предусматривает особую должность Уполномоченного по правам человека, который
назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой.
Уполномоченный по правам
человека независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и
должностным лицам. Он руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, ФКЗ
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»,
законодательством РФ, а также общественными принципами и нормами международного
права и международными договорами РФ.
Деятельность
Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав
и свобод человека и гражданина в России. Уполномоченный рассматривает
обращения, жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории
России иностранных граждан и лиц без гражданства, в которых заявители сообщают
о нарушенных правах и свободах и требуют их восстановления или недопущения
незаконных действий против них.
В 2006 году к
Уполномоченному поступило более 32 тысяч жалоб граждан. В жалобах граждан
отражен весь спектр проблем современной жизни российского общества, существующие
нарушения всех конституционных прав человека и гражданина. Если условно
распределить жалобы граждан по видам прав, то можно более конкретно представить
проблемы современного гражданского общества России, а именно: большего всего к
Уполномоченному поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права
- 46,7%; жалоб по защите социальных прав человека - 34,3%; жалобы по проблемам
защиты экономических прав граждан - 15,7%; обращений и жалоб в защиту
нарушенных культурных прав человека - 0,33%.
Обращаются к
Уполномоченному наиболее активные члены гражданского общества, защищающие свои
права в судебном или административном порядке, но не согласные с решениями,
принятыми по их жалобам и не смирившиеся с ущемлением их конституционных прав.
Важным средством
обеспечения прав человека является право Уполномоченного представлять ежегодный
доклад Президенту РФ и Федеральному Собранию о состоянии соблюдения прав
человека в Российской Федерации и другие специальные доклады федеральным
органам власти. Эти доклады подлежат опубликованию в печати.
«Ситуация с правами
человека в России неудовлетворительная». К таким выводам пришел Уполномоченный
по правам человека в РФ Владимир Лукин.
Лукин отметил, что, по
его мнению, главной проблемой остается огромный разрыв между бедными и
богатыми. Тревожным сигналом Лукин называет недоверие граждан к правительству.
Также Лукин отмечает, что плохо обстоят дела и с образованием, пишет издание
«Газета». [16]
Высшей инстанцией защиты
прав и свобод граждан выступает Президент РФ. Согласно ст.80 и ст.82
Конституции РФ, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и
гражданина. Он обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина,
о чем присягает при вступлении в должность. Президент РФ, подписывая законы страны,
оценивает их с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, и в случае их
нарушения возвращает в Государственную Думу. При Президенте РФ образована
Комиссия по правам человека с широким кругом полномочий.
Количество обращений,
поступающих в Генеральную прокуратуру РФ от Уполномоченного Российской
Федерации при Европейском суде по правам человека, возрастает с каждым годом,
сообщается в заявлении Генеральной прокуратуры.
В пресс-релизе сообщается,
что по результатам рассмотрения поступивших заявлений органами прокуратуры
принимаются незамедлительные меры к восстановлению нарушенных прав граждан,
включая выплаты присужденных им денежных сумм, что способствует досудебному
урегулированию споров в Европейском суде. Кроме того, в целях досудебного
урегулирования споров прокурорами своевременно применяются меры воздействия к виновным
должностным лицам, принимаются все возможные способы рассмотрения вопросов,
длительное время не находивших должного разрешения органами исполнительной
власти. При инициировании вопроса о заключении мировых соглашений прокурорами у
заявителей и требуются пояснения о возможности и условиях их
заключения.Поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации
постановления Европейского суда направляются для применения прокурорам
субъектов Российской Федерации в надзорной деятельности.
Количество обращений в
Генпрокуратуру в связи с жалобами граждан Российской Федерации:
·
2005 г. —
375 чел.
·
2006г. — 474
чел.
·
2007г. — 754
чел.
·
2008г. — 551
чел. за первую половину года.[23]
Иными словами, права
человека обеспечиваются там, где функционируют эффективные формы демократии,
действует совершенная система законов и процедурных отношений, последовательных
актов процедурной деятельности.
Наряду с обязанностью
государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В своем выступлении
Владимир Петухов, заведующий Отделом анализа социально-политических процессов
ИКСИ РАН, изложил основные результаты исследования, включающего в себя массовый
опрос по общероссийской выборке (1756 человек), опрос жителей г. Москвы (318
человек) и 11 глубинных интервью с экспертами. Владимир Петухов отметил, что в
ходе исследования рассматривалась специфика феномена дискриминации в
современной России, «чувствительность» российского общества к правам человека и
фактам их нарушения, уровень нетерпимости – толерантности и т.д. При этом
исследовательская группа исходила из методологического посыла, что априорное «зачисление»
тех или иных групп в дискриминируемые не всегда оправданно, и стремилась
выяснить общую картину с правами человека и ее отражение в массовом сознании,
включая личный дискриминационный опыт опрошенных. Исследование (в частности,
экспертный опрос) показало, что приведение российского законодательства в
соответствие с международными стандартами не сняло остроту проблемы с правами
человека в современной России. Тем более если рассматривать эту проблему в
соотнесении с такими сопредельными социальными явлениями, как различные формы
социально-экономического неравенства, эксклюзии, дифференциации и т.д.
В целом, и опрошенные
эксперты, и население оценили ситуацию с правами человека как крайне
неблагоприятную. Так, 67% опрошенных считают, что в современной России
существует реальная угроза правам человека. Из каждых четырех респондентов трое
лично сталкивались с фактами нарушения своих прав. Основными сферами, где
фиксируется наибольший процент ущемления прав, являются социально-трудовые
отношения, медицинское обслуживание, взаимоотношения с представителями
правоохранительной системы. Исследование показало, что, несмотря на достаточно
широкую распространенность нарушений прав людей, в зону интенсивного их
нарушения попадают порядка 7–8% как россиян в целом, так и москвичей, в
частности. Это в основном люди, неоднократно сталкивавшиеся с нарушением своих
прав. Еще около трети россиян можно отнести к зоне «дискриминационного риска».
Наиболее масштабными в
оценках населения выглядят ущемления прав по таким основаниям, как возраст,
регистрация, гражданство, национальность. Что касается возраста, то он, в
отличие от других оснований, является не прямым поводом для ущемления прав, а,
скорее, неким показателем существования «тромбов» на пути социальной
мобильности и реализации прав людей в социально-экономической сфере. Среди социальных
групп, находящихся в «зоне риска» с точки зрения ущемления их прав, по оценкам
москвичей, прежде всего назывались мигранты и беженцы, лица без определенного
места жительства, больные СПИДом и наркоманы, старики, инвалиды, многодетные
матери.
Одновременно с этим Владимир
Петухов отметил, что в «повестке дня» современной России проблема прав
человека, несмотря на ее очевидную остроту, занимает периферийное место, она не
актуализирована не только политической элитой, но и большинством россиян. Во
всяком случае, вопрос ущемления прав отдельных групп населения (национальных
меньшинств, женщин, вынужденных мигрантов, молодежи, людей пожилого возраста и
т. д.) считают важным и острым для страны всего 12% опрошенных, что по
значимости существенно уступает таким проблемам, как уровень жизни, личная
безопасность и т.д. Это связано со многими причинами, в том числе и с тем, что
в российском обществе сформировались довольно устойчивые формы адаптации людей
к самым разным ситуациям, которые обуславливают меньшую «чувствительность»
россиян к ущемлению прав человека, чем, например, жителей европейских стран.
Конституция
предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин
вправе обращаться в международные организации по защите прав и свобод человека,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Данное
положение закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Жалоба
подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным
пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к
факультативному протоколу этого пакта создает условия для реализации каждым
своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает
жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на
жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой
процедурой международного разбирательства, и исчерпало ли лицо все доступные
внутренние средства правовой защиты.
Базирующаяся в Нью-Йорке
организация призывает будущую администрацию Барака Обамы проводить последовательную
политику в сфере прав человека, выстраивая свои отношения с Россией. По просьбе
Русской службы «Голоса Америки», сотрудники Human Rights First Нил Хикс и Пол
ЛеЖендр комментируют опубликованный организацией «План действий: Как продвигать
права человека в России».
«Политика администрации
Буша в отношении прав человека в России менялась на протяжении нескольких лет.
Мы считаем, что сразу после 11 сентября 2001 года правозащитной повестке дня
был нанесен ущерб, так как России была предоставлена карт-бланш в борьбе с
терроризмом. Это привело к ухудшению ситуации с правами человека. Однако со
временем сообщения о многочисленных нарушениях прав человека в России стали
вызывать озабоченность в Вашингтоне, и США начали критиковать Москву. Тем не
менее, во время встречи президентов Путина и Буша в Кеннебанкпорте в 2007 году
проблема прав человека, согласно официальным сообщениям, не обсуждалась.
Поэтому мы призываем будущую администрацию США проводить последовательную
политику в этой сфере» прокомментировал Нил Хикс.
Пол ЛеЖендр: «Растущее
число преступлений на почве ненависти и отсутствие должной реакции со стороны
российских властей давно уже беспокоят нас. Темп роста таких преступлений
составляет 20 процентов в год, и в этом году число убийств, совершенных на
расовой почве, может достигнуть ста. По сравнению с другими странами Европы это
огромная цифра. В последнее время со стороны президента Медведева поступают
сигналы о том, что он понимает серьезность проблемы. Однако эти сигналы пока
еще не дошли до прокуратур и правоохранительных органов на местах, которые
непосредственно ответственны за привлечение виновных к ответственности. Мы
считаем, что российские власти должны отнестись к этой проблеме более серьезно.
Мы также считаем, что это - возможность наладить сотрудничество между США и
Россией. Соединенные Штаты имеют большой опыт борьбы с преступлениями,
совершенными на почве ненависти, у нас разработаны механизмы для решения этой
проблемы. Существует возможность как двустороннего, так и многостороннего - в
рамках ОБСЕ – сотрудничества». [13]
Другой формой
международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам
человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о
защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей,
которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой
регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с
толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношениях тех государств,
которые признали ее для себя обязательной, то есть и в отношении России. Обращение
(петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, однако,
оно сначала должно пройти Европейскую Комиссию по правам человека, которая
стремится достичь «дружественного урегулирования». Признается, что обращение
может быть подано только после, как исчерпаны все внутренние средства решения
спора. Только после рассмотрения обращения Комиссией и, если она признала его
приемлемым, а также при отсутствии возражений со стороны Комитета министров,
обращение может быть передано в Суд. Суд, состав которого утверждается для
каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему
подчиняться.
Эта сложная процедура в
ближайшие годы должна быть изменена в соответствии с Протоколом №11. Предусматривается
создание единого постоянного Суда, который станет принимать жалобы без
промежуточных стадий. Однако при существующей сложной системе рассмотрения
обращений количество обращений в Европейский Суд по правам человека высоко и
неуклонно растет.
Иногда вопросами прав
человека занимается Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия
международного права.
Однако деятельность ООН
далеко не исчерпывает проблему защиты прав на международном уровне.
Систематически собираются конференции по безопасности и сотрудничеству в
Европе.
Рабочая группа Совета ООН
по правам человека (СПЧ) по проведению Универсального периодического обзора
рассмотрела 4 и 6 февраля 2009 г. первый национальный доклад Российской
Федерации в рамках данной процедуры.
Доклад был представлен
делегацией, состоящей из представителей федеральных органов исполнительной
власти (Минюста России, МВД России, МИД России, Минздравсоцразвития России,
Минобрнауки России, Минрегиона России, Минкомсвязи России, ФМС России, ФСИН,
Россвязькомнадзора), Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
Центральной избирательной комиссии, Общественной Палаты Российской Федерации,
научных кругов, средств массовой информации, адвокатского сообщества. Делегацию
возглавил Министр юстиции Российской Федерации А.В.Коновалов. В докладе и в
ходе интерактивного диалога с членами и наблюдателями СПЧ был дан детальный
анализ ситуации с обеспечением всех аспектов прав человека в Российской
Федерации: развития законодательства, укрепления судебной системы,
совершенствования правоприменительной практики, конкретных мер по обеспечению
прав отдельных групп лиц, взаимодействия государства с институтами гражданского
общества и неправительственными организациями, а также деятельности по
укреплению международного режима поощрения и защиты прав человека.
Особый акцент был сделан
на ключевых моментах функционирования системы защиты прав человека в Российской
Федерации, продолжающейся судебной реформе, становлении структур гражданского
общества, соблюдении прав человека в пенитенциарной системе и прав уязвимых
групп лиц, совершенствовании социальной сферы, образования и здравоохранения,
обеспечении свободы мнения, слова, печати и вероисповедания, а также конкретных
мерах по противодействию экстремистским проявлениям, разжиганию розни и
поощрению терпимости.
Представление доклада
вызвало искренний интерес у государств. В предметном и конструктивном диалоге с
российскими представителями приняло участие более 50 делегаций, которые дали
достаточно позитивную оценку положению с соблюдением прав человека в России и
мерам по его улучшению, указали на необходимость совершенствования отдельных
нормативно-правовых актов и правоприменительной практики и выдвинули ряд
конкретных рекомендаций. Основные моменты дискуссии и рекомендации были
отражены в итоговом докладе, принятом Рабочей группой 6 февраля. [21]
5. Основные нарушения прав
человека и угрозы правам человека в России
Основные нарушения
прав человека
Применение незаконных
методов дознания и следствия - сегодня обыденность. Избиения задержанных, пытки
подследственных - общеизвестный, но, благодаря корпоративной солидарности
правоохранительных органов, трудно доказуемый факт. В прокуратуру любого
крупного российского города ежегодно поступают сотни заявлений о пытках и
избиениях российских граждан сотрудниками правоохранительных органов. Но, как
правило, «факты не находят подтверждения», и только в исключительных случаях
дело доходит до суда.
По-прежнему зоной
особой концентрации нарушений прав человека является армия. Несмотря на
непрекращающиеся протесты общественности и уже нередкие судебные процессы, в
армии сохраняются варварские обычаи издевательств старослужащих над новичками,
по-прежнему многие офицеры эксплуатируют «дедовщину» в интересах «поддержания
дисциплины».
Унижениям и
всевозможным тяготам подвергаются сироты в детских домах, душевнобольные в «психушках» (иначе
трудно назвать большинство этих медицинских учреждений), старики и инвалиды в
специальных интернатах. Живя за проходными в скудных казенных условиях, которые
и сами-то по себе тяжелы, а, подчас и невыносимы, подопечные этих «богоугодных
заведений» страдают еще и от злоупотреблений и грубости со стороны
недобросовестного персонала. Во многих из этих учреждений сформировались свои,
не менее жестокие, чем в армии, «неуставные отношения», в детских домах - своя
«дедовщина».
Наиболее очевидными,
значимыми и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения
социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный для
человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, по опыту
правозащитных организаций наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения
прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты,
незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий,
льгот и т.п.).
Наиболее запущенная государством
сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни: право на
образование и медицинское обслуживание. Бесправное положение пациентов,
учащихся и их родителей даже не формулируется соответствующими государственными
органами как проблема. Не меньшим препятствием для реализации этих прав
становится и лавинообразное ухудшение качества предоставления образовательных и
медицинских услуг, что напрямую связано с обнищанием государственного
образования и здравоохранения, с соответствующим «вымыванием» наиболее квалифицированных
кадров и падением «профессиональных нравов».
Казалось бы, решенная в
России проблема свободы совести сегодня приобретает новое звучание.
Становясь модным, формально-обрядовым, православие постепенно превращается в
государственную религию. Бюджетные деньги вкладываются в строительство
православных храмов и проведение религиозных праздников.
В соответствии с
Конституцией, одной из гарантий свободы совести является право на альтернативную
гражданскую службу для тех граждан, которые по убеждениям не могут служить
в армии. Однако в большинстве субъектов Федерации это право остается фикцией.
Постоянным испытаниям в
России подвергается свобода слова. Не являясь прибыльным бизнесом (из-за
низкой платежеспособность потребителей - читателей и зрителей) большинство СМИ
вынуждены продавать себя не за деньги потребителям и рекламодателям, а за
политические услуги спонсорам.
В итоге свобода слова в
России зависит от заказов и капризов собственников СМИ, в том числе
государственных.
Несмотря на наличие в
российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права граждан на
свободу передвижения и торжество свободы выезда за рубеж, у части россиян
остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны.
Проблемы эти, прежде
всего, связаны с институтом прописки; формально отмененном, но фактически
продолжающем ограничивать свободу граждан в форме «регистрации».
Связано это с тем, что
реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими
органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. Тесно
привязано к «официальному» месту жительства предоставление медицинской помощи и
оплата ее государством.
Наиболее массово и
повсеместно нарушается право граждан на доступ к информации о себе и право
на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам.
Почти ежедневно на
бытовом уровне большинство граждан сталкиваются с затруднениями или
невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе
социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить
копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы.
Основные угрозы правам
человека в России
1. Правоохранительные
органы
Точнее сказать, угрозой
правам человека является правозащитная несостоятельность правоохранительных
органов, печально известных как «силовые». Милиция, прокуратура, суды оказались
сегодня не в состоянии защитить основную массу населения от наиболее
распространенных посягательств на права человека. Более того,
правоохранительные органы сами становятся все более опасным для населения
источником нарушений гражданских прав.
2. Закрытые учреждения
3. Несвобода информации
В стране отсутствует
свободный оборот информации, прежде всего той, что контролируется
государственными и муниципальными органами. Власть на всех уровнях заняла
круговую информационную оборону. Чиновники понимают, что информированный
гражданин - хороший гражданин, а хороший гражданин - плохой подданный. Ситуация
настолько остра, что впору вводить новое право человека - право на справку.
Нарушение права на
получение информации может показаться не очень серьезным нарушением прав человека.
Но именно полноценная реализация этого права обеспечивает соблюдение и защиту
всех остальных прав, да и просто делает жизнь цивилизованной. Но именно это
право наиболее часто и массово нарушается в России.
4. Диктатура
ведомственного права
Реальную жизнь россиян
«нормируют» не законы, принятые публично в рамках демократических процедур
специально избранными для этого народными представителями - депутатами.
Реальные «правила игры» в России устанавливают так называемые «подзаконные
акты»: всевозможные инструкции, постановления, указы и приказы, созданные
кулуарно в неподотчетных гражданам ведомствах. Это, конечно, естественно для
страны, в которой традиционно реальная власть принадлежит не политикам, а
чиновникам. Но очень неестественно и вредно для прав человека.
Указанный выше неполный
перечень нарушений и упущений в сфере прав человека в России является не только
проблемой государства (хотя политически это именно так), это и проблема
общества в целом, проблема нашей истории и наших традиций, проблема нашего
повседневного отношения друг к другу. Права человека в России нарушаются не
горсткой коррумпированных чиновников и безнравственных политиков. Государство
позволяет себе не замечать гражданина с его правами, потому что пренебрежение
достоинством и свободой личности является в России естественной и допустимой
прерогативой любого, кто в силу тех или иных обстоятельств, в тот или иной
момент обладает доминирующим статусом. Учитель естественным образом, не отдавая
себе отчета, подавляет свободу и достоинство ученика, врач - пациента,
контролер - пассажира, продавец - покупателя, чиновник - пришедшего за помощью
гражданина и т.д. и т.п. Самое грустное в этой ситуации то, что в большинстве
случаев жертвы такого отношения фактически поощряют его воспроизведение в
дальнейшем, так как даже не пытаются предпринять что-либо в защиту своих прав и
достоинства. Такой статистики не существует, но опыт правозащитных организаций,
личный опыт любого внимательного к жизни человека позволяет предположить, что
из десяти человек, подвергшихся не уголовному нарушению своих прав, только
два-три попытаются что-то сделать для наказания виновных. Поощряемая населением
гражданская безответственность чиновников, администраторов - бич российской
публичной жизни.
Это не означает, что у
прав человека в России ничего не получится, это лишь означает, что укоренение
прав человека в России потребует гораздо больших усилий, чем предполагалось.
Заключение
Современная ситуация с
правами человека в России представляет собой причудливую смесь из очевидных
достижений, особенно в сравнении с советским периодом, и явных патологий с
точки зрения общепринятых международных норм. Какие-то права человека, найдя
свою нишу в современном российском обществе, в основном соблюдаются, другие,
наоборот, из года в год подавляются всей мощью государства при явном
попустительстве общественности. Соблюдение одних прав имеет в основном
позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается;
другие переживают явный регресс; степень защищенности третьих так и застыла на
уровне перестроечного прорыва. Очень трудно в рамках привычного понимания
«спеха – неуспеха» оценить пятнадцатилетний опыт освоения прав человека
российским народом и государством.
С одной стороны:
Вместе с основными
принципами демократии и рыночной экономики права человека стали составной
частью «фициальной идеологии» постсоветского государства. Рассуждения о правах
человека заняли прочное место в российской политической риторике.
Всеобщая декларация прав
человека полностью вошла в российскую Конституцию.
Подписаны и
ратифицированы Россией многие международные конвенции в области прав человека,
в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и
Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного и унижающего
достоинство обращения и наказания.
Федеральное Собрание
приняло вполне соответствующие европейским стандартам Гражданский, Уголовный,
Уголовно-исполнительный кодексы. В новейших российских законах, в той или иной
степени регламентирующих деятельность государственных органов, в обязательном
порядке присутствуют нормы, запрещающие дискриминацию граждан при исполнении
должностными лицами своих обязанностей.
Свобода слова и свобода
совести, несмотря на многочисленные издержки, стали общепринятым российским
достижением в области прав человека, а выборы, хоть и являются зрелищем
малоприятным, но проходят регулярно в соответствии с установленными
законодательством демократическими процедурами, при минимуме замечаний со
стороны международных наблюдателей.
За соблюдением прав
человека в России наблюдает избранный Государственной Думой федеральный
Уполномоченный по правам человека.
Российские граждане имеют
возможность обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.
В стране около тысячи
общественных правозащитных организаций.
Фактически отменена
смертная казнь.
Опросы общественного
мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности граждан
соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни советских
диссидентов: свобода передвижения (в том числе право выезда за рубеж), свобода
слова, свобода совести.
С другой стороны,
несмотря на перечисленные политические успехи прав человека в России, реальная
жизнь большинства граждан по-прежнему представляет собой сплошную череду
больших и малых покушений на их свободу и человеческое достоинство. Созданная в
ходе реформ государственная система гарантий соблюдения прав человека пока
малоэффективна, а зачастую и просто беспомощна. В России по-прежнему и
незаметно для самих себя все не уважают права всех, а человеческое достоинство
и свобода, несмотря на очевидную и формально признаваемую моральную ценность,
остаются на периферии «оссийской ментальности». Права человека в России даже не
нарушают, их просто не замечают.
Главное в решении
проблемы защиты прав человека на данный момент - не только теоретическая
разработка и закрепление прав и свобод, а создание необходимых условий,
гарантий и механизмов для их реализации. Важно также устранить прямые нарушения
прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и
произвола в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное
обеспечение.
Список использованной
литературы
1. Конституция РФ 12.12.93г. принята
всенародным голосованием // Российская газета №237, декабрь 1993.
2. ФКЗ «Об уполномоченном по правам
человека в РФ» от 26.02.1997//Российская газета. -1997. - 4 марта.
3. Аверкиев И.В. Как выглядят права
человека в России и в мире?// Альманах «Будущее прав человека в России».
Выпуск № 1 стр. 2-3. http://in1.com.ua/article/9142/ . Личные права
и свободы человека в России.