Эволюция общественного строя в Риме в период республики. Государственный строй
КУРСОВАЯ РАБОТА
По
истории государства и права зарубежных стран
Тема:
Эволюция общественного строя в Риме в
период республики. Государственный строй
План:
Введение
1. Переход к Римской республике
2. Основные положения Римского права
3. Борьба сословий и особенности развития
Римской республики
4. Государственный строй Рима в период
республики
5. Общественный строй Рима в период
республики
Заключение
Литература
Введение
История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним из
важнейших этапов всемирной истории. На ее примере можно проследить зарождение,
расцвет и гибель рабовладельческого общества и государства.
Начало римской истории
относится к той эпохе, когда многие государства Древнего Востока насчитывали
уже не одно тысячелетие от времени своего возникновения. На ранних ступенях
своего развития Рим не был связан с мировыми центрами и мировыми событиями того
времени, но его политическая мощь постоянно росла.
Образование Римской
республики способствовало широкому распространению того культурного наследия,
которое оставили другие народы древности (греки). Но в некоторых областях
культуры и сами римляне достигли достойных результатов.
Остатки римских
монументальных сооружений сохранились до настоящего времени, множество
терминов, выработанных римлянами, вошло во все современные европейские языки. А
изучение латинского языка и римских поэтов долгое время было основой школьного
образования. Даже основы римского права сыграли исключительную роль в истории
законодательства современных европейских государств.[1]
1. Переход к Римской
республике
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная
власть царя (рекса), рост оппозиций со стороны аристократических семей,
обладающих большими богатствами и общественным влиянием, привел к ликвидации
монархии и к победе в Риме республиканского строя, а также к окончательному
утверждению полисной системы организации государства.
Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, который присущ
полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии
(народные собрания и др.), не получил полного развития. Простой народ в
полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти
из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления аристократии.
Вообще термином «республика» характеризуют государственно-политическую
организацию Рима IV – I вв. до н. э. Смыслом организации власти в своем
государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых,
привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Только народ в целом
обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным
учреждениям и лицам. Этот принцип стал основной классической Римской
республики.
2. Основные положения Римского права
Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только
юридической обязанностью, но и делом чести. Идея правового государства берет
свое начало в республиканском Риме, ведь именно в римском обществе была выработана
правовая система, которая имела целостный и всеобъемлющий характер.
Эволюция общественного строя нашла свое отражение в Римском праве.
Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала
устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось новое и
совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать
тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого
гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной
правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от
типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное
хозяйство. Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская
юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской
юриспруденции зародилась юридическая профессия, и с нее, соответственно, берет
начало специальное правовое образование.
В период республики действовали «Законы XII таблиц»
(первая римская кодификация законов). Они регулировали сферы собственности,
семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым
операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного
права. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила,
но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся
соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении «Законы XII
таблиц» многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.
Например, из греческого права, о которых говорила и историческая традиция. К
числу таких можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о праве
убить ночного вора, о свободе объединения в публичные ассоциации.
По содержанию Таблицы распределялись: 1. О вызове в суд; 2. О завершении
судебных дел; 3. Об ответственности должника; 4-5. О семейных и наследственных
делах; 6. О приобретении вещей; 7. О пользовании земельным участком; 8. О
наказаниях за ущерб; 9. Об общественных делах; 10. О порядке при похоронах; 11.
О браке патрициев и плебеев; 12. Об общих судебных делах.
Они были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской
площади. Поэтому никто не мог сослаться на не знание закона. Истинный гражданин
Рима должен был знать их наизусть.[2]
Законы XII Таблиц были построены, с одной стороны, по древнему
казуистическому принципу, с другой – по приемам религиозной заповеди:
большинство норм начиналось с повелительного запрета или разрешения.
Таблица III
1. Пусть будут (даны должнику) 30 льготных дней после
признания (им) долга или после постановления (против него) судебного решения.[3]
Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации,
законы были строго определенны и формальны.
Таблица VIII
15б. Закон XII
таблиц предписывает, чтобы при производстве обыска обыскивающий не имел никакой
одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.
«Законы XII таблиц» были в своей основе записью обычного права.
Их примечательной чертой было четко проведенное разделение вещей на две
категории: 1. земля, рабы, рабочий скот; 2. все остальные вещи.
Таблица VI
2. Давность владения в отношении земельного участка
устанавливается в два года, в отношении всех других вещей – в один год. Земля
считалась общей собственностью. По специальному закону территория римской
общины должна была оставаться только под ее контролем (сделки с общей землей
частным лицом запрещались), хотя фактически она принадлежала частному лицу.
Также запрещалось передавать землю храмам, что препятствовало образованию в
Риме экономически и политически сильного жречества.
Таблица XII
4. Законом XII
таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом
судебного разбирательства; в противном случае мы подвергаемся штрафу в размере
двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться
государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.[4]
Законы подтверждали право граждан занимать заброшенный участок,
владельцем которого они становились после двухлетнего пользования (на иноземцев
не распространялось). А все другие вещи передавались из рук в руки совершенно
свободно (не нуждались в манципации – определенном обряде передачи их другому
лицу).
Долговое рабство, узаконенное Таблицами, было крайне суровым. Оно
особенно угрожало плебеям. Но правящая верхушка Рима пошла на уступки. И в 326
году до н. э. долговое рабство было уничтожено. С того времени ответственность
должника ограничивалась его имуществом.
Семейные отношения характеризуется неограниченной властью домовладыки.
Жена также была во власти домовладыки (своего мужа). Живущие под крышей его
дома были членами одной фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось его
коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства».
Если он умирает, то имущество делилось поровну между агнатами. Когда их не
было, все наследовали ближайшие сородичи (братья, их сыновья).
Таблица V
5. Если у
умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут его
сородичи.2
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина не ранее
смерти отца.
В Римской республике допускался не узаконенный брак (с помощью покупки).
Он устанавливался как простое сожительство, при котором имущество супругов
находилось в раздельной собственности. Такой брак следовало возобновлять
ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически попадала под
его власть – по давности. Чтобы избежать этого она должна была уходить жить к
родителям на три дня, чтоб прервать давность.
Также «Законы XII таблиц» разрешали наследование по завещанию. Домовладыка
мог лишить наследства любого из агнатов, прямо назвав его. Лишенный мог
обжаловать это решение, но всякое решение по наследованию должно было быть
утверждено народным собранием.
Уголовно-правовые постановления Таблиц тоже отличались суровостью.
Существовало наказание смертной казнью (поджигатель или взятый на месте
преступления с оружием), заключением в рабство, заключением в оковы, физическое
наказание.
Таблица IX
6. (Сальвиан.
Оправлении божьем). Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни
без суда какого бы то ни было человека.[5]
«Законы XII таблиц» рассматривают похищение чужого имущества не
только как преступление против государства, но и как действие, наносящее
частный имущественный вред.
Преступления раба рассматривались судом. У него не было никаких гарантий
и прав на защиту. Приговоренный к смерти сбрасывался с Тарпейской скалы. [6]
Существовали определенные правила разрешения имущественных споров,
составляющих гражданский процесс. Он протекал в форме борьбы за спорную вещь.
Тот, кто сбивался, автоматически проигрывал дело. А при неявке одной из сторон
решение выносилось в пользу ее противника.
3. Борьба сословий и особенности развития Римской
республики
Постепенно сословия превращались в классы крупных землевладельцев,
зависимых земледельцев и рабов, формировалось государство, где политическая
власть была сосредоточена в руках господствующего класса. Этот процесс
сопровождался борьбой плебеев против патрициев. Плебеи требовали, чтобы
завоеванные земли делились между ними, патриции же хотели присоединять их к
общественным землям. Плебеи настаивали на уничтожении долговой кабалы и
долгового рабства, добивались доступа к магистратурам и жречеству, патриции же
упорно держались за свои привилегии. Плебеи требовали писаных законов, чтобы
бороться со злоупотреблениями патрициев. Им удалось добиться избрания комиссии
децимвиров. Записанные и одобренные народным собранием законы («Законы XII
таблиц») легли в основу дальнейшего развития римского права. В значительной
мере они основывались на обычном праве, хотя вносили много нового.
«Законы XII таблиц» под влиянием наиболее консервативных
патрициев запретили браки между патрициями и плебеями.
Таблица XI
1. (Цицерон. О республике). Децемвиры второго призыва
прибавили две таблицы несправедливых законов, между прочим, санкционировали
самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями.[7]
Чтобы ослабить борьбу плебеев за землю, Рим стал основывать на
завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в.
до н. э. было основано 10 колоний, в IV в. до н. э. – 15. Колонии
подчинялись законам римского или латинского права, но жители их могли получить
римское гражданство, переселившись в Рим. Колонии становились проводниками
римского влияния.
Вся вторая половина IV в до н. э. была занята войнами римлян с луканскими и
самнитскими племенами, захватившими Капую.
В результате долгих и ущербных войн Рим стал бесспорным главой федерации
италийских городов и племен. Постепенно италийские города перенимали римское
устройство, осваивали язык, следовали новым культам. Но и римляне воспринимали
культы побежденных, следуя старинному обычаю (приглашать божество враждебного
города перейти на сторону римлян, обещая за это выстроить ему храм).[8]
Римская республика была новым этапом в истории античного государства. Ее
различные институты были по-разному взаимосвязаны с политической волей народа:
законодательные собрания всех полноправных граждан, правительственный
аристократический Сенат, периодически сменяемые магистраты. Сочетание народного
суверенитета с представительным органом, вполне независимым от основной массы
народа, и с коллегиально единоличным управлением создавало особый уклад
взаимной политической уравновешенности, которая уже в древние времена
представлялась идеалом гарантий от государственных злоупотреблений.
Такое смешение типов организации власти служило еще одной гарантией –
против повреждения его основ, и, тем самым, лучше других служило делу
гражданской свободы.
Идеал государственного равновесия стал важнейшим вкладом республиканской
государственности в мировую политическую культуру.
4. Государственный строй Рима в период республики
Верховенство народа как коллективного правителя государства было
закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных
собраний. В те времена существовало три основных вида таких собраний.
Куриатные собрания проходили в присутствии курионов (глав курий) или 30
ликторов. Эти собрания имели права в решение проблем в семейно-родовой сфере:
·
контроль за усыновлением;
·
контроль за осуществлением
отцовской власти в роде и семье;
·
контроль за утверждением в этой
связи завещаний.
Правом участия в таких собраниях обладали самостоятельные граждане Рима,
прошедшие цензовую регистрацию и приписанные к одной из политических центурий.
Сначала ценз исчислялся на основании только владения недвижимостью и свободного
происхождения, потом в центурии были допущены вольноотпущенники. А затем ценз
исчислялся уже и на основании движимого имущества, в комиции были тем самым
расписаны не только землевладельцы, но и ремесленники, торговцы и др.; усилены
были и позиции вообще богатых слоев.
В трибутных комициях участвовали все граждане-собственники, а также
вольноотпущенники по территориальным округам-трибам. Этим комициям
принадлежала:
1. Судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими
магистратами;
2. Выборы плебейских магистратур (народных трибунов и
эдилов);
3. Законодательство.
Главным органом государственной власти в республике был Сенат –
древнейший из политических институтов, который выполнял роль опекуна римского
народа. Членов Сената, сенаторов, назначали вначале цари, а после их свержения
– консулы. В него могли входить только старшие и младшие главы родовитых семей,
отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права
сенаторов стали получать и плебеи. За период республики количество сенаторов
колебалось от 300. Назначались они на срок цензорских полномочий – 5 лет, после
чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.
Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, так
как их решения имели опору в согласии народа.
В период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа,
став главным правительственным и даже распорядительным учреждением с некоторыми
законодательными полномочиями.
Функции сената:
1. Общее попечение над культами, надзором за храмами и
священными местами и т.д.;
2. Общее финансовое управление (он выделял деньги на
ведение войны, определял характер их поступления в казну и т.д.);
3. Соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в
городе;
4. Военно-организационное управления;
5. Дипломатические и международные отношения Рима;
6. Право управлять подвластными Риму провинциями
(назначение туда магистратов, определять их полномочия);
7. Рассматривание законодательных предложений
магистратов, которые они вносили в народные собрания. После полного
установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их
предложения народным собраниям;
8. Возможность вынести собственное заключение
(сенатус-консульт), не требовавшее утверждения комициями;
9. Возможность продлевать властные полномочия магистратов
в зависимости от их деятельности.
Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и
голосовать. Заседание проходило 4 раза в месяц в священном храме.
Исполнительная власть в республике находилась в руках магистратов.
Вообще появление магистратур в Риме было связано со свержением власти
царя. В полномочия магистрата входили обязанности по исполнению решений
народных собраний или Сената и в широкой собственной правительственной и
правовой деятельности.
Первый вид римских магистратов называли сенаторским, а второй – городским.
Этот орган власти был выборным, обычно это делали народные собрания. Следуя
принципу коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов,
преторов, а плебеи избирали несколько народных трибунов. Консулы обладали должностной
властью (могли сами наказать неприемлемые действия любого гражданина), правом
обращаться к богам; их действия были безотчетными. Они занимались всеми
второстепенными делами по гражданской, военной части и следили за внутренней и
внешней безопасностью города. Если начиналась война, они набирали войска,
назначали командиров и осуществляли высшее военное руководство. Консулы
издавали указы по вопросам управления и толкования права.
Преторы занимались судебными спорами. Благодаря их участию в судебном процессе,
он стал формулярным.
В период республики был установлен общий порядок избрания в магистраты.
Для граждан определялся имущественный и возрастной ценз: низшие – в 30 лет,
претор – 40, консул – 42 года. Гражданин, желавший избрания, заявлял о себе сам
(его имя объявлялось на форуме). Потом он вел предвыборную агитацию
(встречались массовые подкупы), но закон предусматривал строгую ответственность
за предвыборную коррупцию.
Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римская
армия. В республике предусматривалась всеобщая воинская повинность: с 17 до 46
лет граждане могли призываться на участие в войне, у генералов срок службы
продлялся до 50. Уклонение от воинской службы без законных причин было жестоко
наказуемо, вплоть до продажи в рабство.
В период республике в Риме имело большое значение народное ополчение. Оно
состояло из четырех легионов по 4 200 воинов (позднее – до шести тысяч).
Конницу содержало государство за счет особого налога с богатых вдов. Воинов
обучали бою в едином строю, правильной организации боя. Все это сопровождалось
жестокой воинской дисциплиной. Большую часть армии теперь составляли выходцы из
малоимущих и недоимущих слоев населения. Армия профессионализировалась,
становилась самостоятельной деклассированной политической силой и стала
постоянной.
Большая военная активность повлекла изменения в военной организации. С
405 года до н. э. в армии появились добровольцы, которым государство стало
платить жалование и выдавать вооружение. Ветераны же могли получать земли в Африке,
Галлии и в Италии.
Бой, как правило, начинался легковооруженными пехотинцами, метавшими
дротики в неприятеля и отходившими на фланги, на которых располагалась конница.
После этого вступали в бой гастаты, за ними – принципы. Оружием служили мечи,
копья и дротики, для защиты от врагов пользовались щитами, надевали на себя
панцирь и шлем.
Большую роль играли римские укрепленные лагеря, создававшиеся по
определенному плану. Они служили для ночлега или для убежища в случае
отступления, а также являлись опорным пунктом во всех военных операциях.[9]
Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог быть
присвоен титул повелителя – императора. А по возвращению в Рим победителей
обычно ждал особо организованный праздник – триумф (воздвигались триумфальные
ворота для прохождения армии).
Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже
само создание центуриатных собраний, составлявших из вооруженных воинов,
означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное
расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о
роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба
республики оказалась во многом в руках армии.
5. Общественный строй Рима в период республики
Период республики – период интенсивного развития производства, приведшего
к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового
положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли
и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского
государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.
Классы – это большие группы людей, различающихся по их месту в системе
общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их
роли в общественной организации труда, произведенного продукта.
Положение римского гражданина в данный период подразумевало обладание
политическими правами (выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть
избранным в эти должности, служить в армии) и личными, частно-гражданскими
правами (носить трехсоставное имя, участвовать в торговом и гражданском
обороте, заключать полноценный брак, пользоваться особыми формами судебной
защиты, составлять завещания). У полноправного гражданина, несомненно,
существовали и определенные обязанности: служба в армии, уплата налога,
соблюдение религиозных и моральных устоев. Также гражданин Рима мог
претендовать на бесплатное наделение землей, на выдачу хлеба, на доступ к играм
и зрелищам. Их запрещено было подвергать телесным наказаниям.
Римского гражданства можно было лишиться при утрате свободы (пленение на
войне, продажа в рабство), в силу приговора суда (наказание), в силу особо
общественно морального осуждения (когда происходило лишение права составить
завещание, выдвигать иски в суде).
К высшему сословию относят римскую знать – нобилитет. Только они могли
занимать должности консулов. Также нобилитет претендовал на политическое
первенство, имел религиозное влияние на граждан Рима и мог присваивать
жреческие должности. Представители нобилитета возглавляли армию, управляли
провинциями.
Следующими сословиями были политические и правовые сословия сенаторов и
всадников, которые выделялись из-за своих богатств.
Сенаторские полномочия можно было получить вследствие длительного
исполнения обязанностей жреца, а также за счет наследства согласно
имущественному цензу. Такое звание давало право присутствовать в Сенате и
исполнять судейские обязанности в спорах между гражданами.
Но еще в 218 г. до н. э. сенаторам было запрещено заниматься любыми
коммерческими предприятиями, заключать браки с лицами низших категорий. А во
второй половине I в. до н. э. им было запрещено покидать Рим,
приобретать земельную собственность в провинциях, служить в армии.
Самым мобильным, многочисленным и экономически влиятельным слоем было
сословие всадников. Они в основном занимались внешней торговлей,
ростовщическими и финансовыми операциями (откуп налогов). Их привлекали на
государственную и военную службу.
Наиболее многочисленную группу населения Римского государства составляли
жители внеиталийских областей (перегринов) и стран, сохранивших автономию и
заключивших с Римом особые договоры о федерации (справедливый союз). Жители
этой категории сохраняли собственное гражданство и получали государственное
покровительство Рима и правовую охрану. Они не пользовались никакими правами
римских граждан, но имели общенародные права (участие в торговом обороте,
заключение брака, возбуждение исков в суде).
Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства
(латины). Ими обозначались жители центральной области вокруг Рима – Лациума,
которые первыми признали над собой господство Рима и были на положении
союзников. Это предоставляло им право участвовать в торговом и гражданском
обороте, вступать в законный брак. Если они живут в Риме, то становятся
полноправными гражданами, а также могут участвовать в народных собраниях.
Также существовали жители областей или общин, враждебных и покоренных
Риму с ликвидацией у них политических и административных институтов. Они могли
пользоваться судебной защитой.
Вообще положение иностранцев в Римском государстве и в период республики,
и в период империи было своеобразно. Если они не принадлежали к одной из
определенных правовых категорий (латинов, перегринов и др.), то в мирное время
их рассматривали как «ничейную вещь», и любой мог захватить в свое распоряжение
и личность, и собственность иностранца. В военное время положение ухудшалось:
иностранцы становились врагами, и любой мог произвольно расправиться с ними,
если они не вступали под покровительство римлянина.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов,
то есть на неимущих и малоимущих (пролетарии). Свободных граждан
характеризовало осуществление коллективной собственности на землю и рабов,
принадлежащих государству. Они обладали всеми частными и гражданскими правами,
но политические права их были ограничены: право голоса в собраниях принадлежало
им всем в совокупности, а не отдельно каждому гражданину, они не имели
возможности и избираться магистратами. На пролетариев возлагались воинская и
другие общественные обязанности.
Свободные в Риме делились на две социально-классовые группы: имущую
верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей
(земледельцев и ремесленников), бедноту (люмпен-пролетарии), которые составляли
большинство общества.
Люмпен-пролетариат – это люди, обладающие правами римского гражданина, то
есть они могли участвовать в выборах магистратов, в народных собраниях, но не
имели собственного хозяйства и не работали. Жило это сословие за счет подачек
богатых людей, становясь их клиентами, поддерживая их кандидатов при
голосовании и оказывая различные услуги. Люмпен-пролетариат не имел особых
политических интересов и убеждений, он требовал «хлеба и зрелищ».
Особое сословие составляли вольноотпущенники (бывшие рабы, отпущенные на
свободу своими господами и обладавшие неполноправным гражданством). Им было
предоставлено право участвовать в центуриатных комициях. Конечно, они не
избирались на должность магистратов и не имели прав на заключение законного
брака.
По отношению к своему хозяину вольноотпущенники должны были оказывать ему
материальные услуги, сохранять почтение, не имели права предъявлять иски на него.
За нарушение этих обязанностей вольноотпущенник мог быть снова объявлен рабом.
Еще одним неполноправным сословием в Риме считались клиенты (по
наследству, вынужденная мера).
С наступлением эпохи христианства в Римском обществе появляются
разграничения в правах граждан с различным вероисповеданием. Язычники и евреи
не могли занимать общественные и государственные должности, обладать рабами и
вступать в законные браки. Еретики и вероотступники подлежали такими же
ограничениями в своих правах.
К несвободному населению относили класс рабов, которые были или захвачены
в плен на войне, или родились рабами, или были проданы за долги.
Сначала рабство имело патриархальный характер. Как правило, раб не имел
ни политических, ни частногражданских, ни имущественных прав, а господину
принадлежало право наказания. Такой рабочей силой мог быть лишь лишенный всех
прав и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. Отсюда усиление
агрессивности Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение
завоеванного населения. В связи с внедрением рабства менялся и характер войн
Рима. Таким образом, «классические» рабство в Риме было закономерным
результатом роста производства и социальной борьбы внутри самого римского
общества. Войны лишь ускоряли этот процесс.
Усиление эксплуатации рабского труда, продиктованное интересами товарного
производства, привело к ухудшению общественного и юридического положения рабов.
Остатки человеческих прав, некоторые моральные ограничения эксплуатации рабов,
существовавшие при патриархальном рабстве, в новых условиях начинают стеснять
рабовладельца.
Имеющаяся в обществе социальная напряженность перерастала в настоящую
классовую борьбу. Классовая борьба рабов стала играть большую роль в той общей
системе социально-классовых противоречий, которые приводили в движение весь
сложный механизм римского общества.
Цены рабов колебались. Во время особо удачных войн раба иногда продавали
за 4 динария, но обычная стоимость раба была 400-500 динариев.
Высококвалифицированные рабы стоили в несколько раз дороже.[10]
Во II – I вв. до н. э. рабы становятся многочисленным классом.
Однако численность населения в древности, в том числе рабов, точно не известна.
Американский историк У. Уестерман полагал, что соотношение между свободными и
рабами 1:2 (33% рабов и 67% свободных).[11]
Рабы делились на публичных (занимавшихся в частном и в общественном
хозяйстве) и колонатов.
Раб мог иметь в своем обладании особое имущество – пекулий, данный ему
господином. С помощью этого пекулия раб мог совершать сделки, отвечать по
обязательствам, а колонами становились те рабы, которые получили пекулий.
Обедневшие свободные переходили на положение это положение из-за долгов, что
передавалось по наследству.
Характерные черты колоната:
1. колон жил на чужой земле и платил за нее ренту;
2. он не имел права добровольно уйти от хозяина
(прикрепление);
3. он имел личную свободу, мог заключать брак, иметь семью,
имущество (отдельную от хозяйской);
4. он должен уважать своего хозяина и не подавать против
него иски в суд;
Выйти из состояния колона можно было только путем отпуска на волю
хозяином.
Из рабского состояния вообще можно было выйти только законным способом
или особо формальным отпуском на волю, или если господин при новом цензе вносил
раба в него как самостоятельную персону, или путем завещания.
В период империи морально и в правовом смысле положение раба улучшается.
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами –
свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами,
имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать
в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она
давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных
правоотношениях.
Римская община в начале республиканского периода была одним из
государственных образований Апеннинского полуострова. Это было небольшое
государство с единственным городом – центром политической и культурной жизни.
Город был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость –
убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были лишь
местные уроженцы, владевшие земельными участками. Иноземцы и рабы не имели
права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были
служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Исполнительная
власть осуществлялась выборными магистратами.
Кризис полисно-общинных структур начался с проникновения в среду
гражданства пришлых элементов, которые состояли внеобщинной политической и
военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого
гражданства разлагали полисные порядки и учреждения. Начался отход от
коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности
коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные
дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают
проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.
Сложная социальная структура римского общества II – I вв.
до н. э. породила запутанные отношения классовых и социальных противоречий этой
эпохи. Общественные противоречия осложнялись борьбой разоряющегося крестьянства
с землевладельцами, городского плебеса с магнатами, италиков и провинциалов с
римским гражданством. Даже внутри римской знати не было единства. И эти
многочисленные противоречия подрывали силу римского общества.
Заключение
В Римской республике
сочетались аристократические и демократические черты, где существенно
преобладали первые, обеспечивающие привилегированное положение знатной богатой
верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших
государственных органов.
Во II – I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме
приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в
экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда
сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов
рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и
неимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во
внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу
до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы
подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.
В этих условиях
становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже
бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает
в период кризиса, который коснулся, прежде всего, существующих политических
учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства,
аристократического политического режима правления нобилей, замаскированного
республиканской формой правления, которая создала видимость власти римского
народа. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым
историческим условиям.
В период республики
организация власти была достаточно проста. Некоторое время она отвечала
условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении
последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно
увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов
государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное
управление огромными территориями. Естественно, что такое положение снижало
эффективность управления и стало со временем одной из причин падения
республиканского строя.
Литература
1. Виппер Р. Очерки истории Римской
империи, том 1. Ростов-на-Дону, 1995.
2. История государства и права
зарубежных стран. Документы и материалы по истории государства и права Древнего
мира и Средневековья, учебное пособие, ч. 2. М., 1994.
3. Древний Рим под. ред. Каллистова Д.П.
и Утченко С.Л. М., 1995.
4. Древние Цивилизации под ред.
Бонгард-Левина Г.М. М., 1989.
5. История Древнего Рима под ред.
Кузищина В.И. М., 1994.
6. Машкин Н.А. История Древнего Рима.
М., 1947.
7. Черниловский З.М. Всеобщая история
государства и права. М., 1996.
[1]
Машкин Н.А. История Древнего Рима. М., 1947, стр. 3.
[2]
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996, стр. 95.
[3],
3, 4 История государства и права зарубежных стран. Документы и материалы
по истории государства и права Древнего мира и Средневековья, учебное пособие,
ч. 2. М., 1994, стр. 53, 60, 56.
[4],
2 История государства и права зарубежных стран. Документы и материалы по
истории государства и права Древнего мира и Средневековья, учебное пособие, ч. 2. М., 1994, стр. 63, 55.
[5]
История государства и права зарубежных стран. Документы и материалы по истории
государства и права Древнего мира и Средневековья, учебное пособие, ч.2. М.,
1994, стр. 62.
[6]
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996, стр. 100.
[7]
История государства и права зарубежных стран. Документы и материалы по истории
государства и права Древнего мира и Средневековья, учебное пособие, ч. 2. М., 1994, стр. 62.
[8]
Древние цивилизации под ред. Бонгард-Левина Г.М. М., 1989, стр. 394.
[9]
Машкин Н.А. История Древнего Рима. М., 1947, стр. 131.
[10]
История Древнего Рима под ред. Кузищина.. М.,1994, стр. 102.
1 История Древнего Рима под ред. Кузищина
В.И. М., 1994, стр. 109.