Формы собственности и сущность налогов
МІНІСТЕРСТВО
ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
Міжгалузевий
інститут післядипломної освіти НТУ “ХПІ”
Кафедра
менеджменту та підприємництва
Контрольна робота
з
навчальної дисципліни „ Основи економічної теорії ”
Варіант
№ 24
Виконав:
слухач групи МО
0РА31
Шерстобітова
М.О.
Перевірив:
Шаповалова Т.Ю.
Харків
2010
р.
Завдання
1.
Форми власності, їх різноманітність.
2.
Сутність податків, форми і види
податків.
Содержание
Введение
Собственность как экономическая система
Правовые отношения собственности
Формы собственности
Налоги
Введение
Собственность
— весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими
общественными науками. Экономическая теория анализирует экономическое
содержание этого явления.
Под
собственностью в экономическом смысле подразумеваются сложившиеся
фактически, на деле, отношения между людьми по присвоению и хозяйственному
использованию материальных и нематериальных благ. Понятно, что начинать изучать
настоящую главу надо с определения экономического содержания собственности.
Собственность
как экономическая система
В
каждом отношении собственности имеются две стороны: субъект (в данном
случае — собственник) и объект (имущество). Это отношение можно
отобразить в формуле «субъект (собственник) — имущество (совокупность вещей и
материальных ценностей) — иные субъекты (другие владельцы или не собственники)».
Отношения
присвоения распространяются главным образом на такое имущество, от которого
непосредственно зависит хозяйственная деятельность. В его состав входят факторы
производства (и материальные блага, и плоды интеллектуального труда).
Всестороннее
изучение собственности позволяет ответить на три главных вопроса.
1.
Кто (какие субъекты
хозяйствования) обладает экономической властью — присваивает факторы и
результаты производства?
2.
Какие экономические связи способствуют лучшему использованию имущества?
3.
Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?
В соответствии с этим система
экономических отношений собственности включает следующие составные части:
а) присвоение факторов и результатов производства; б) хозяйственное
использование материальных и иных средств; в) получение дохода от собственности
(рис. 3.1).
Хозяйственное использование имущества
|
Получение дохода от собственности
|
Рис.
3.1. Структура системы собственности
Рассмотрим
каждый элемент системы.
Присвоение
—
связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим.
Такая связь составляет основу производственного процесса. Ведь всякое
материальное производство означает присвоение людьми природного вещества и
энергии в целях удовлетворения их потребностей. Оно всегда протекает в рамках
определенной формы собственности.
Прямо
противоположным присвоению является отношение отчуждения. Оно возникает,
если какая-то часть общества захватывает все средства производства, а другая
часть остается без всяких источников существования. Или когда продукты,
созданные одними людьми, без всякого возмещения присваиваются другими. Такими
были, скажем, взаимоотношения между феодалами и крепостными крестьянами,
занятыми на барщине.
Собственники
средств производства не всегда сами занимаются созидательной деятельностью. Они
дают другим лицам возможность употреблять их имущество (например, землю, дом,
оборудование) в хозяйственных целях на определенных условиях. Тогда между
собственником и предпринимателем возникают отношения хозяйственного
использования имущества. Последний получает возможность временно владеть и
пользоваться объектом чужой собственности. Это может иметь, скажем, форму аренды
— найма одним лицом (или организацией) у другого лица (организации)
имущества во временное пользование на определенный срок и за установленную
плату.
Собственность
экономически оправдывает себя, если приносит доход ее владельцу. Такой
доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые
получены благодаря применению труда и средств производства. Это может быть,
скажем, прибыль. Когда же человек взял чужое имущество в аренду, то он отдает
собственнику установленную часть своего дохода.
Значит,
система отношений собственности составляет сердцевину всех экономических связей
по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.
Вполне
очевидно, что отношения собственности порождают у людей экономические интересы.
Главный среди них состоит в том, чтобы всемерно умножать находящиеся в
собственности блага в целях лучшего удовлетворения потребностей. Так через
интересы собственность предопределяет направленность и характер хозяйственного
поведения людей.
Однако
движимый собственническими интересами человек может вступать в конфликт с
интересами всего общества. Кто и как в таком случае способен предотвращать
противоречия, порождаемые собственностью, и регулировать поведение участников
производства? Эту общественную задачу выполняют государство и право.
Правовые
отношения собственности
Как
известно, право — это совокупность общеобязательных правил поведения
(норм). Они устанавливаются в обществе или утверждаются государством и
поддерживаются им.
Благодаря
праву значительный круг хозяйственных связей между людьми принимает характер правоотношений,
т.е. отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и
обязанностей. Такие правоотношения оформляют и закрепляют реально существующие
отношения собственности.
При
определении собственности в юридическом смысле выявляются субъекты права
собственности и объекты их гражданских прав.
В
законодательном порядке субъектами права собственности являются:
а) гражданин
(физическое лицо) — человек как субъект гражданских (имущественных и
неимущественных) прав и обязанностей;
б)
юридическое лицо — организация (объединение лиц, предприятие,
учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Это
социальное (коллективное) образование вступает в хозяйственные связи от своего
имени как самостоятельная целостная единица. Примером может служить фирма —
хозяйственное, промышленное или торговое предприятие (объединение),
пользующееся правами юридического лица;
в)
государство и муниципальные образования (органы местного
управления и самоуправления).
В
законодательстве особо выделяются объекты гражданских прав. К ним
относятся:
•
недвижимое имущество (земельные участки, участки недр,
обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и
т.п.);
•
движимые вещи (деньги, ценные бумаги и другие вещи, не
относящиеся к недвижимости);
•интеллектуальная
собственность (результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица,
индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг: фирменное
наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.).
После того как
государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными
лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает
полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (рис.
3.2).
Рис. 3.2. Совокупность
правомочий собственника
Владение
—
это физическое обладание вещью. Данное правомочие собственника охраняется
законом. Законное владение имуществом имеет правовое основание (закон, договор,
административный акт).
Пользование
заключается
в праве производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения
собственных потребностей интересов в зависимости от ее назначения (допустим,
использовать земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур).
Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на
какое-то время и на определенных условиях. Условия права пользования
определяются законом, договором или иным правовым основанием (например,
арендным договором).
В
современной экономике существенно расширяется многообразие применения прав
собственности. Лауреат Нобелевской премии Роберт Коуз (США) и другие сторонники
экономической теории прав собственности указали на следующие изменения.
Субъекты прав собственности имеют «пучок прав», которые касаются использования
хозяйственных ресурсов и распределения возникающих при этом затрат и выгод.
Новые права позволяют управлять хозяйством, получать доход от используемых
благ, претендовать на безопасность (на защиту от насильственного отчуждения
имущества и от вреда со стороны окружающей среды), передавать блага в
наследство и др. Эти права, по существу, являются нормами хозяйственного
поведения или определенными «правилами игры», принятыми в обществе.
Расширение
сферы воздействия права на экономику позволяет качественно улучшить всю
хозяйственную деятельность. Право как нормативный регулятор передает этой
деятельности свои лучшие черты:
•
общеобязательность;
•
точность и формальную определенность правовых норм;
•
системность в процессе воздействия на человеческую деятельность;
•
упорядоченность и стабильность.
Отличительная
особенность современного взаимодействия экономики и права состоит в их
органическом соединении. Существенный вклад в это дело внес лауреат Нобелевской
премии Дуглас Норт (США). В своей Нобелевской лекции (1993 г.) он говорил, что
«экономика не может развиваться без норм и правил, которые устанавливаются
обществом и принимаются всеми. Без них это будет гангстерская экономика, когда
все пытаются обмануть друг друга».
Формы собственности
Собственность
всегда существует в определенных формах. Вопрос о формах собственности —
сложный, дискуссионный в отечественной литературе, ему присуща
терминологическая неразбериха применительно к существующим и особенно к вновь
возникающим разновидностям собственности. Наиболее частым является
отождествление форм собственности с формами хозяйствования.
Исходя
из указанного принципа в современной рыночной экономике необходимо различать
лишь две основные формы собственности — частную и государственную.
Частнокапиталистическая
форма собственности на средства производства, получившая развитие в условиях
рыночной экономики, показала свое преимущество не только по сравнению с
общественной, но и с государственной формами собственности.
Можно
выделить два важнейших аспекта исторической роли частной собственности: 1) она
по своей сути создает реального собственника, суверенного хозяина,
предпринимателя, и в этом ее огромное экономическое значение; 2) создавая
самостоятельного, независимого от государственной, политической власти
суверенного субъекта отношений собственности, становится необходимым
«инструментом» формирования и развития гражданского, демократического общества,
выполняя, таким образом цивилизующую роль в его развитии. Частная собственность
на средства производства служит мощным экономическим стимулом ее эффективного
использования на всех стадиях воспроизводственного процесса. Адресная
принадлежность средств производства создает хозяйствующего субъекта, ответственного
и заинтересованного в сохранении и приумножении собственности. Понятия
«собственность» и «эффективность» нередко употребляются вместе. Получение
дохода (прибыли) от владения собственностью связано с реализацией мер,
направленных на снижение издержек на всех стадиях движения собственности.
Частная собственность
на средства производства— основной признак рыночной экономики, главный элемент
в системе рыночных отношений. Она создает не только заинтересованного и
ответственного владельца за экономически эффективное воспроизводство средств
производства, но и формирует конкурентную среду, определяющую эффективное
развитие рыночной экономики.
Институт
частной собственности всегда имел противников. Особенно острой критике он
подвергнут К. Марксом. Однако эксперимент с заменой частной собственности на
средства производства на общественную оказался не вполне удачным. Экономика
СССР, основанная на общественной собственности на средства производства,
оказалась неэффективной.
В
словаре политической экономии под редакцией Х.Хигтса указывается, что «инстинкт
собственности столь глубоко коренится в человеческой природе, а выгоды этого
института в целом столь велики, что он никогда не нуждается в теоретических
защитниках».
Большинство
авторов в качестве аргумента в защиту собственности приводят утверждение о
невозможности ее замены чем-то другим. В настоящее время признается, что
частная собственность в значительной степени повлияла на
социально-экономическое развитие общества. Продолжается дискуссия не о
целесообразности института частной собственности вообще, а о распределении
богатства в обществе в соответствии с общественными интересами. Все большее
число специалистов доказывают, что улучшения в распределении богатства может
быть достигнуто и при сохранении частной собственности на средства
производства.
В
отечественной экономической литературе можно встретить понятие «личная
собственность». Это понятие использовалось для характеристики собственности —
имущества семьи, не предполагающего производительного использования с целью
получения прибыли посредством привлечения наемных работников.
Термин
«частная» собственность использовался исключительно для характеристики
капиталистической системы хозяйствования и связывался с производительным
использованием средств производства, наймом рабочей силы и ее экономической
эксплуатацией. Личная (а точнее, индивидуально-частная, допускающая
куплю-продажу) собственность на имущество всегда носила в СССР легитимный
характер. Не запрещалось иметь в личной собственности и некоторые средства
производства. Категорически был запрещен лишь индивидуальный наем работников с
целью продажи результатов их труда, а также организация малых капиталистических
предприятий. Этот запрет носил не столько идеологический, сколько
прагматический характер: необходимостью государственного управления трудовыми и
материальными ресурсами, денежными доходами населения и др.
Определенное
несоответствие теории и практики имело место во взглядах на содержание
собственности на рабочую силу. В советской экономической литературе
утверждалось, что рабочая сила не является товаром при социализме в силу того,
что работник — собственник средств производства и не может поэтому продавать
самому себе свою способность к труду. Между тем на практике имела место наемная
форма соединения «человеческого фактора» со средствами производства. Надо
заметить, что в этой сфере всегда присутствовали и рыночные отношения: нанимать
работников для обслуживания своих собственных нужд не запрещалось.
В
современной западной экономической литературе различия между частной и личной
собственностью утрачены. Понятие «частная собственность» используется
относительно любой собственности вне зависимости от ее назначения и направления
использования. Такое отождествление двух понятий затрудняет объективное исследование
экономической сути собственности вообще и особой роли собственности на средства
производства.
Некоторые
экономисты рассматривают смешение личной и частной форм собственности как
«фундаментальный недостаток современных социальных теорий», обосновывая этот
вывод тем, что в результате научно-технической и информационной революции
личная собственность приобрела «второе дыхание» в связи с возрастанием роли
интеллектуального труда и личной собственности на его результаты.
Категория
«государственная форма собственности» представляет собой особый вид
общественных отношений по поводу собственности на условия производства и
результаты труда, при которых как средства труда, так и его результаты
принадлежат государству. Главное отличие государственной формы собственности от
частной заключается в том, что присвоение осуществляется не в пользу частного
лица, а в пользу особого собственника — государства. Государственная
собственность на средства производства играет весьма заметную роль во всех
странах. В основе существования государственной формы собственности лежат
объективные причины. Эту форму собственности необходимо рассматривать не в
качестве альтернативы частной формы собственности, а как объективно необходимый
элемент общей системы собственности. В современном обществе есть сферы
деятельности, где частная собственность оказывается менее эффективной, чем
государственная.
Государственная
форма собственности незаменима в чрезвычайных ситуациях (войны и послевоенное
восстановление экономики), когда возникает потребность в концентрации ресурсов
и централизованном управлении. Потому масштабы государственной собственности
всегда резко возрастают в юлы войн и послевоенного восстановления хозяйства.
Однако эти же черты с усложнением и стабилизацией социально-экономической жизни
приобретают отрицательные свойства, тормозят экономический рост вследствие
закрепления монополизма, тенденции к бюрократизму, невозможности разделить
экономику и политику. Указанные негативные тенденции, которые несет с собой
необоснованное расширение госсобственности, особенно нетерпимы в современных
условиях, резко повышающих значимость реализации достижений НТР, что требует
инициативы, мобильности, гибкости и конкуренции.
Как
правило, госсобственность в странах с рыночной экономикой охватывает (хотя и в
разной степени) отрасли инфраструктуры, обслуживающие воспроизводство всего
общественного организма (образование, здравоохранение, фундаментальная наука,
транспорт, связь).
Необходимость
государственной формы собственности в рыночной экономике признается всеми
экономистами. Дискуссионным остается вопрос о соотношении двух форм
собственности в обшей ее структуре в стране, а также их сравнительная
экономическая эффективность.
Налоги
Мощное влияние на
экономическую динамику осуществляют доходы бюджета. Основным часть этих доходов
составляют налоги. Поэтому становится понятной приоритетное внимание любого
государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.
Налоги - одна из
важнейших финансовых категорий. Исторически это самая древняя форма финансовых
отношений между государством и членами общества. Возникновение государства
означало и появление платежей и взносов в государственную казну для финансового
обеспечения государством его функций. Сначала эти взносы осуществлялись в натуральной
форме, а с развитием товарно-денежных отношений состоялся постепенный переход к
денежной форме налогообложения.
Под налогами понимают
обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет соответствующего
уровня. Совокупность выплачиваемых в государстве налогов, сборов, пошлин и
других платежей, а также форм и методов их изъятия составляют налоговую систему
государства. Принципы, которыми должна руководствоваться система
налогообложения любого общества были детально сформированы в XIX веке Адамом Смитом.
Заключались они в следующем:
1) подданные
государства должны участвовать в содержании правительства соответственно
доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;
2) должны быть четко
определены сроки уплаты налогов, способы платежа, сумма оплаты;
3) каждый налог должен
изыматься в то время и таким способом, когда и как плательщику удобнее его
платить;
4) расходы на сбор
налогов должны быть минимальными.
Кроме того, схема
уплаты налога должна быть понятной для плательщика, а объект налогообложения
должен иметь защиту от двойного или тройного налогообложения. В современных
условиях в каждой стране своя политика налогообложения, но принципы А. Смита не
потеряли своего значения.
Так, нейтральность
налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для
налогоплательщиков. В странах с переходной экономикой, к которым в основном
относится и Украина, к сожалению, этой нейтральности практически не существует.
Широкая дифференциация налогов, разнообразие существующих льгот значительно
дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.
Принцип справедливости
предполагает возможность равноценного изъятия налоговых средств у разных
категорий физических и юридических лиц, не затрагивая интересов каждого плательщика
и в то же время, обеспечивая достаточными средствами бюджетной системе.
Принцип простоты
предусматривает построение системы налогообложения с использованием набора
функциональных инструментов, определения налогооблагаемого дохода, ставки
налогообложения и величины налога, которые являются понятными как плательщику,
так и сборщику налогов.
Изъятия налогов
базируется на использование различных ставок налогообложения.
Различают:
-
твердые
ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения
независимо от размера дохода;
-
пропорциональные
ставки устанавливаются в одинаковом процентном соотношении в объект
налогообложения без учета дифференциации его величины;
-
прогрессивные
ставки означают прогрессивное повышение ставки налога с ростом дохода;
-
регрессивные
ставки предполагают снижение ставки налогообложения с увеличением дохода.
В Украине до 2004 года
выплачивались подоходные налоги по прогрессивной шкале налогообложения. Реформа
системы налогообложения привела к пропорциональному налогообложению. Причем в
течение 2004-2006 гг основная ставка налогообложения с доходов физических лиц
составила 13%, а с 2007 г. - 15%.
За платежеспособностью
и методами изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги изымаются
из доходов физических и юридических лиц. Они напрямую зависят от величины
доходов. Это налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц,
налог на прибыль предприятий, налог на социальное страхование и на фонд
заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги),
имущественные налоги, в том числе на собственность (землю и другую
недвижимость), налоги на переводы прибыли и капитала за границу и т.д.
Косвенные налоги
частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Это налоги на
товары и услуги: налог с продаж, заменен в большинстве стран налогом на
добавленную стоимость, акцизы, налоги на операции с ценными бумагами.
Согласно
государственного устройства и бюджетной структуры налоги делятся на
общегосударственные (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль
предприятий и т.д.) и местные (налог на рекламу, коммунальный налог).
Система налогообложения
любого государства - динамичная структура, которая постоянно изменяется и
совершенствуется. Налоговая система Украины одна из самых запутанных систем,
где чрезмерное налоговое бремя и многое численность налоговых льгот не
способствуют стабильному росту экономики.
Список литературы
1.
Е.Ф. Борисов Экономическая Теория Москва
. Юрайт . 2005
2.
Проф. А.Г. Грязнова, поф. д. э.н. Экономическая
теория «Экзамен» Москва 2005
3.
Курс економічної теорії: Навчальний
посібник / За ред. С.І. Архієреєва, Н.Б.Решетняк. - Харків: НТУ «ХПІ», 2007.