Трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении
Трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы на
содержание детей, находящихся на государственном обеспечении
90% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это
сироты при живых родителях, бросивших детей или лишенных родительских прав. Для
решения этой проблемы Президентом был принят Декрет Республики Беларусь от
24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в
неблагополучных семьях» (далее – Декрет), основной задачей которого является
защита детей, живущих в неблагополучных семьях, а также обеспечение
взаимодействия и повышение эффективности работы органов государственного
управления всех уровней по профилактике семейного неблагополучия.
В документе предусмотрены все необходимые меры, позволяющие
обеспечить защиту детей от семейного неблагополучия и создать для нерадивых
родителей такие условия, при которых они не смогли бы уклониться от выполнения
своих обязанностей.
На органы по труду, занятости и социальной защите Декретом
возложена серьезная ответственность по обеспечению родителей, уклоняющихся от
воспитания детей, такой работой, которая позволяла бы им обеспечивать
исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание
отобранных у них детей.
На областные исполнительные комитеты (далее – облисполком), а
также Минский городской исполнительный комитет совместно с Минским
облисполкомом возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц
и оплаты их труда таким образом, чтобы заработная плата позволяла обеспечить
полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию
детей и за ним сохранялось не менее 30% заработной платы. Кроме того, эти
органы определяют перечень организаций независимо от форм собственности для
трудоустройства обязанных лиц.
Отметим, что размер ежемесячных выплат на одного ребенка,
подлежащих возмещению в доход бюджета, определяется согласно постановлению
Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2006 №840 «О государственном
обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей,
находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями по состоянию
на 01.06.2009).
Организации, включенные в перечень для трудоустройства обязанных
лиц, обязаны в 3-дневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест
(вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите
с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим
вакансиям.
Трудоустройство обязанных лиц осуществляется органами по труду,
занятости и социальной защите совместно с органами внутренних дел в
соответствии с Положением о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать
расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на
государственном обеспечении, утвержденным постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 06.08.2009 №1025 (далее – Положение).
Согласно п. 2 Положения трудоустройству подлежат неработающие
родители, обязанные возмещать расходы по содержанию детей (далее – обязанные
лица), а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию
детей в добровольном порядке по заявлению или по судебному постановлению о
взыскании расходов, если размер их заработной платы и приравненных к ней в
соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов
не позволяет им в течение шести месяцев в полном объеме выполнять обязательства
по возмещению расходов по содержанию детей.
В соответствии с п. 3 Положения вопросы трудоустройства лиц,
указанных в п. 2 Положения, решаются судом в определении о судебном
приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении
родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, о взыскании
расходов по содержанию детей, а при возникновении вопросов трудоустройства при
исполнении этих судебных постановлений – в определении, выносимом в целях
обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения
(далее – судебное постановление о трудоустройстве). Судебное постановление о
трудоустройстве выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является
его неотъемлемой частью.
Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица в течение
3 рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и в
орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства этого лица. В
свою очередь органы по труду, занятости и социальной защите обязаны в течение 3
рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства
обязанного лица.
Явившиеся для трудоустройства в органы по труду, занятости и
социальной защите обязанные лица регистрируются, и на них оформляются личные
дела, после чего им на руки выдается направление на работу.
Форма направления и ответ нанимателя о принятом решении по
направлению на работу* утверждены в приложении 7 постановления Министерства
труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 №149 «Об
утверждении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в
органы государственной службы занятости населения, и инструкций по их
заполнению» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.07.2009).
Ответ нанимателя в обязательном порядке подлежит возврату в орган
по труду, занятости и социальной защите, который выдал данное направление для
трудоустройства обязанному лицу.
Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и
приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления
органа по труду, занятости и социальной защите.
Кроме направления на работу, обязанные лица должны предъявить
нанимателю и иные документы в соответствии с требованиями ст. 26 Трудового
кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).
Не позднее дня, следующего за днем выдачи обязанному лицу
направления для трудоустройства, орган по труду, занятости и социальной защите
уточняет у нанимателя результаты приема на работу данного лица.
Так, за январь – август 2009 г. в органы по труду, занятости
и социальной защите обратилось 3 801 обязанное лицо, трудоустроено 3 677
человек (98,4%). Трудоустройство обязанных лиц осуществлялось, как правило, на
рабочие места с заработной платой, которая позволяет обеспечить полное
исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
Однако в результате того, что обязанные лица регулярно нарушают
трудовую дисциплину, совершают прогулы, фактические заработки у них значительно
ниже сумм ежемесячных выплат.
Так, в июне – августе 2009 г. 2,7 тыс. человек из числа
трудоустроенных на постоянную работу обязанных лиц уклонялись от явки на работу
до 10 дней.
Кроме того, у таких работников отсутствует мотивация к труду, ведь
ни для кого не секрет, что значительная часть обязанных лиц – хронические
алкоголики, они имеют низкий профессионально-квалификационный и
образовательный уровень, что вынуждает трудоустраивать их в основном на
неквалифицированные работы с соответствующей заработной платой.
На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному
постановлению о трудоустройстве, распространяется законодательство о социальном
страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за
исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и
профессиональной подготовкой.
Однако согласно п. 14 Декрета обязанные лица, трудоустроенные
по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право лишь на основной
трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, а не 24 календарных дня,
как это предусмотрено ТК, и на социальные отпуска по беременности и родам и по
уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Иные трудовые и социальные
отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.
В соответствии с Декретом контроль за ежедневной явкой обязанных
лиц осуществляется нанимателем совместно с органами внутренних дел и органами
по труду, занятости и социальной защите.
В этих целях на предприятиях приказами определены лица, на которых
возложена обязанность по контролю за явкой обязанных лиц и осуществлением ими
трудовых обязанностей.
В день неявки обязанного лица на работу наниматель сообщает
письмом по факсу либо устно по телефону об этом в соответствующий орган по
труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел, а также
устанавливает причины его неявки и принимает меры по обеспечению явки на
работу.
При наличии неуважительной причины неявки на работу обязанного
лица наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите обращаются в
орган внутренних дел о содействии в доставке его на работу.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить
к обязанному лицу меры дисциплинарного взыскания, установленные трудовым
законодательством, кроме увольнения. Право выбора дисциплинарного взыскания к
обязанному лицу принадлежит нанимателю.
Обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного
возмещения расходов по содержанию детей, за исключением следующих случаев,
предусмотренных в п. 1 (кроме сокращения численности или штата
работников), 2, 8 ст. 42, п. 1, 2, 5, 6 ст. 44 и п. 2, 4
ст. 47 ТК:
·
ликвидации
организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
·
несоответствия работника занимаемой
должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего
продолжению данной работы;
·
совершения
по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в
законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого
входит наложение административного взыскания;
·
призыва
работника на военную службу;
·
восстановления
на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
·
вступления
в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию,
исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве
работника, обязанного возмещать расходы на содержание детей;
·
смерти
работника;
·
направления
работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий.
Если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной
платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы,
наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по письменному
согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите уволить
обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя.
Таким образом, органы по труду, занятости и социальной защите
делают все возможное для трудоустройства обязанных лиц, что позитивно влияет на
определенную категорию наших граждан. Часть из них переосмыслила свой образ
жизни, добросовестно работает и принимает меры по возвращению детей в семью.
НАПРАВЛЕНИЕ
№____________________________
(номер регистрационной карточки)
______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Направляется на работу ______________________
(наименование
____________________________________________
организации, место нахождения,
____________________________________________
номер телефона, наименование остановки,
____________________________________________
номера маршрутов общественного транспорта)
В качестве
_________________________________________________________________
На основании:
сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
в счет установленной брони для приема на работу;
на рабочие места, созданные с использованием средств Фонда
социальной защиты
населения;
заключенных договоров: на молодежную практику;
временную занятость молодежи: трудовую реабилитацию инвалидов;
оплачиваемые общественные работы (нужное подчеркнуть).
«__» __________ 20__г.
______________
|
_________
|
______________________
|
(руководитель)
|
(подпись)
|
(фамилия,
имя, отчество)
|
|
М.П.
|
|
_____________________________
Подлежит возврату в 5-дневный срок в _____________________ по
труду, занятости и социальной защите ___________________________ гор(рай) исполкома
ОТВЕТ
№___________________________________
(номер регистрационной карточки)
о принятом решении по направлению на работу
____________________________________________
(наименование организации)
____________________________________________
Извещает о приеме на работу: постоянную; временную; сезонную;
совместительство; оплачиваемую общественную.
В соответствии: со сведениями о наличии свободных рабочих мест
(вакансий);
в счет установленной брони для приема на работу;
на рабочие места, созданные с использованием средств Фонда
социальной защиты
населения;
с заключенными договорами: на молодежную практику;
временную занятость молодежи; трудовую реабилитацию инвалидов;
оплачиваемые общественные работы (нужное подчеркнуть).
____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
В качестве ___________________________________
с «__» __________ 20__г. по «__» __________ 20__г. Приказ от «__»
__________ 20__г. №__________
Не принимается на работу по причине: нет вакансии; отказался; по
состоянию
здоровья;
несоответствие квалификации (нужное подчеркнуть).
Указать конкретно другие причины
___________________________________________
«__» __________ 20__г.
Руководитель ______________ _____________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
М.П.
________________________
(номер телефона)
Список
использованных источников
1. Конституция Республики
Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. / Минск
«Беларусь» 1997.
2. Декрет Президента
Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №29 «О дополнительных мерах по
совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской
дисциплины» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
06.08.1999, №58, рег. №1/512 от 28.07.1999) (с учетом изменений, внесенных
Указом Президента Республики Беларусь от 27.02.2002 №145; Декретами Президента
Республики Беларусь от 04.04.2002 №10; 30.08.2002 №22). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА
«ЮСИАС» 2008 г.
3. Указ Президента
Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. №180 «О порядке применения Декрета
Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. №29» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 21.04.2000, №37, рег. №1/1164 от
14.04.2000) (с учетом изменений, внесенных Указами Президента Республики
Беларусь от 23.08.2005 №392, рег. №1/6727 от 24.08.2005; 02.06.2006 №369, рег. №1/7644
от 05.06.2006). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» 2008 г.
4. Трудовой кодекс
Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» 2008 г.
5. Комментарий к Трудовому
кодексу Республики Беларусь. Под ред. Василевича Г.А. Издательство
Амалфея. / 2003. – 1120 с.
6. Трудовое право: Учебник /
В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ.
ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 – 592 с.
7. Трудовое право: Учебник /
В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 –
672 с.
8. Трудовое и социальное
право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664 с.
9. Трудовое право:
Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ.
ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006 с.
10. Трудовое право Республики
Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. – Мн.: УП «Молодежное»,
2003.
11. Трудовое право Республики
Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. – Мн.: Дикта 2004. – 75 с.