Система органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Содержание
Введение
Система
органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и
природопользования
Заключение
Список
использованных источников
Законодатель выделяет
полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в области
охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.
Согласно ст.71
Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление основ
федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития
Российской Федерации. Охрана окружающей среды и законодательство об охране
окружающей среды в соответствии со ст.72 Конституции РФ находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пределах ведения
Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему
исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции РФ ).
Государственное
управление в области охраны окружающей среды является частью социального
управления и должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации.
В данной работе мы
рассмотрим систему органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей
среды и природопользования.
Высшими государственными
органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются:
Президент РФ , Федеральное Собрание- парламент РФ , состоящее из двух палат:
Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ , органы
исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Специальными
органами, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды,
являются: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных
ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по
недропользованию. Следует отметить также Федеральную службу по экологическому,
технологическому и атомному надзору, а также иные органы, опосредованно
участвующие в данном направлении, а также органы государственной власти
субъектов РФ , органы местного самоуправления.
В науке экологического
права после принятия комплексного Федерального закона "Об охране
окружающей среды" выделяются различные подходы к систематизации органов
управления в области охраны окружающее среды. О.Л.Дубовик подразделяет органы,
осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое
управление, по статусу на общие (Президент РФ , Правительство РФ , органы
исполнительной власти субъектов РФ , органы местного самоуправления
(муниципальные образования) и специальные (многочисленные органы федеральной
исполнительной власти и их территориальные органы, а также межрегиональные
органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением
Правительства РФ на осуществление экологического управления); по масштабам
деятельности- на федеральные и территориальные (субъектов РФ ).[1]
Несмотря на специфические
полномочия тех или иных государственных органов в сфере охраны окружающей
среды, в деятельности по охране окружающей среды должны принимать участие все
без исключения- исходя из основного принципа охраны окружающей среды,
установленного в ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей
среды". Основными принципами являются: обязательность участия в
деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации,
органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих
объединений, юридических и физических лиц; участие граждан, общественных и иных
некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды,
международное сотрудничеств РФ в области охраны окружающей среды.[2]
Несомненно,
главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в
области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов
Российской Федерации (МПР России).
Действующее положение о
Министерстве природных ресурсов Российской Федерации утверждено постановлением
Правительства РФ от 22 июля 2004г. N370.Весна и лето 2004г. в Российской
Федерации ознаменовались проведением административной реформы, в результате
которой были реорганизованы, упразднены действующие органы федеральной власти и
сформированы новые федеральные органы исполнительной власти и утверждены
положения о них. МПР России сегодня подведомственны: Федеральная служба по
надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов,
Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по
недропользованию.
МПР России является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения,
использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление
государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного
фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов,
эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем
комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за
исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов
животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира,
отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в
сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).[3]
Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
природопользования. Данная служба осуществляет контроль и надзор: в области охраны, использования и
воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов
охоты и рыболовства); в области организации и функционирования особо охраняемых
природных территорий федерального значения; за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием,
охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и
охраной водных объектов; за соблюдением законодательства Российской Федерации и
международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов
внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической
зоне; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на
континентальном шельфе; за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением
норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности,
энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.
Федеральное
агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению
федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентство
водных ресурсов осуществляет ведение: государственного реестра договоров
пользования водными объектами в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации; государственного водного кадастра в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации; Российского регистра
гидротехнических сооружений.
Федеральное
агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного
хозяйства.
Федеральное агентство
лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие
полномочия: организует предоставление гражданам и юридическим лицам в
установленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации (далее-
лесной фонд).
Федеральное
агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению
государственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство по
недропользованию организует: государственное геологическое изучение недр; экспертизу
проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке
геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и
участков недр; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на
право пользования недрами.
Существует
еще один федеральный орган, имеющий прямое отношение к вопросам экологии и
природопользования. Это Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору, положение о которой утверждено постановлением Правительства
РФ от 30 июля 2004г. N401.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных
правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части,
касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в
области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения
работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной
безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением
деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации
ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения),
безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых
установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах
промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения
взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в
области государственной безопасности в указанной сфере.[4]
Руководство деятельностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
осуществляет Правительство Российской Федерации.
Учитывая
нормы Федерального закона от 22августа 2004г. N122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2004г. N199-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи
с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также с
расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований",
среди полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ на сегодняшний день
в области охраны окружающей среды следует отметить следующие:
- обеспечение населения
достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов
Российской Федерации;
- принятие нормативных
правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха;
- разработка и реализация
региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
- участие в организации и
проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
- проведение мероприятий
по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни
и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- осуществление в
пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических
лиц в области охраны атмосферного воздуха;
- информирование
населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении
программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
- проведение мероприятий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
- разработка и реализация
региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в
разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
- государственное
управление и государственный контроль в области организации и функционирования
территорий государственных природных заказников, дендрологических парков и
ботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и
курортов регионального значения;
- участие в разработке и
реализации государственных программ геологического изучения недр, развития
минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
- создание и ведение
территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией,
полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской
Федерации и соответствующих местных бюджетов;
- составление
территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений
полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- распоряжение совместно
с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение
совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;
- установление порядка
пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных
полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства
подземных сооружений местного значения;
- тушение лесных пожаров
в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
- осуществление прав
владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении
сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том
числе к этим полномочиям относятся: принятие решений о предоставлении участков
лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;
организация и проведение лесных конкурсов и аукционов; определение ставок
лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;
разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных
ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с
ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не
требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного
фонда в земли других категорий; обеспечение проведения лесоустройства;
обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей и
болезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров,
противопожарному обустройству;
- иные полномочия,
предусмотренные законодательством.[5]
Согласно
ст.10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" управление в
области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления
в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
В соответствии со ст.132
Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка
и решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательством
органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов
власти и управления. Институт местного самоуправления пока еще недостаточно
развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к
большому объему вопросов, находящихся в ведении органов местного
самоуправления.
На
сегодняшний день помимо Прокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ имеются
специализированные органы по надзору за соблюдением экологического
законодательства. Речь идет о природоохранных прокуратурах.
Прокуратура РФ является
единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени
РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на
территории РФ . Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры,
не входящих в единую систему Прокуратуры РФ , не допускаются. В систему
прокуратуры субъектов РФ входят также приравненные к ним специализированные
прокуратуры.
К специализированным
прокуратурам в области обеспечения исполнения природоохранительного
законодательства относятся соответствующие природоохранные прокуратуры.
Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор как за деятельностью
соответствующих государственных органов, осуществляющих регулирование вопросов,
связанных с охраной окружающей среды, так и за деятельностью хозяйствующих
субъектов, физических и юридических лиц.[6]
В
последнее время в МВД России стали образовываться новые структурные
подразделения в области охраны окружающей среды. Речь о так называемой
экологической милиции. Руководствуясь прежде всего Законом РФ от 18 апреля
1991г. N1026-1 "О милиции" (ред. от29.12.2009г.), КоАП РФ , УК РФ и
другими нормативными документами, их также можно определить как участников
государственного управления в области охраны окружающей среды.
В связи с этим
содержанием природоохранной деятельности органов милиции является: предупреждение
и пресечение экологических правонарушений и в особенности преступлений; надзор
за техническим состоянием автотранспортных средств; участие в надзоре за
соблюдением санитарных норм и правил; борьба с браконьерством и другими
нарушениями правил охоты и рыболовства; расследование экологических
преступлений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; охрана объектов
природы или природных комплексов; участие в ликвидации последствий природных и
техногенных аварий и катастроф; оказание помощи природоохранным органам,
органам санитарно-эпидемиологического надзора и другим органам при исполнении
ими возложенных на них обязанностей.[7]
Структуру органов управления
в области охраны окружающей среды и природопользования можно признать
несовершенной. Нестабильность государственной стратегии в области охраны
окружающей среды и природопользования, неопределенность властных полномочий
органов исполнительной власти порождает серьезные проблемы при осуществлении
деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения ее благоприятного
качества.
Управлять
природопользованием должен один орган управления, поскольку объем управления
Природа – один, неразделим, а процесс природопользования, несмотря на видовую
дробность – также один. Отдельные, конкретные виды, использования отдельных
видов природных ресурсов могут и должны управляться отдельными ведомствами и
администрациями предприятий. Процесс природопользования, то есть использования
обществом природы в целом – также целостен.
Одна из
главных функций органа управления природопользованием должна состоять в
координации отдельных видов деятельности по использованию отдельных компонентов
природы в рамках единой надведомственной общественно ориентированной
государственной политики природопользования. Другая – в разработке и
последовательном проведении этой политики. Третья – во взаимоувязке двух
направлений в управлении природопользованием: оперативного, обеспечивающего текущую
экономическую и социальную жизнь в стране и охрану состояния, природной среды;
и стратегического, обеспечивающего длительный процесс перехода к рациональному
природопользованию, соответствующему фазе "устойчивого развития" человечества.
1.
Конституция РФ . – М.: Проспект,
2009.
2.
Федеральный закон от 01.01.2002
(ред. от 24.06.2008) "Об охране окружающей среды".
3. Бринчук М.М. Экологическое право. –
М.: ЮНИТИ, 2007.
4.
Дубовик О.Л. Экологическое право
России. - М.: Омега-Л, 2006.
5. Петров В.В. Экологическое право
России. – М.: Изд-во "БЕК", 2007.
6.
Семьянова А.Ю.
Экологическое право. Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2005.
7.
Экологическое право: учебное пособие / Ю. Н. Трунцевский, Н. Е. Саввич.
- М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001.
8.
Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф.
Ю.Е.Винокурова. - М.: Экзамен, 2003
[1] Дубовик О.Л.
Экологическое право России. - М.: Омега-Л, 2006. С. 206-207
[3] Семьянова А.Ю.
Экологическое право. Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2005.с. 215
[4] Петров В.В. Экологическое
право России. – М.: Изд-во «БЕК», 2007.с. 237
[5] Бринчук М.М.
Экологическое право. – М.: ЮНИТИ, 2007.с. 186
[6] Семьянова А.Ю.
Экологическое право. Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2005.с. 219
[7] Экологическое право: Курс
лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен,
2003. С. 195