Производство по делам об административном правонарушении: понятие, принципы, стадии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2. ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
3. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
3.1 Возбуждение административного
производства
3.2 Рассмотрение дела об
административном правонарушении
3.3 Обжалование и опротестование
решения
3.4 Вступление в силу и исполнение
постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Тема
данной контрольной работы: "Производство по делам об административном
правонарушении: понятие, принципы, стадии".
Вопрос
об административных правонарушениях, их пресечении и производстве по делам об
административных правонарушениях является актуальным, т.к. глубокие социальные
изменения в политической и общественной жизни нашей страны неизбежно приводят к
необходимости совершенствования ее правовой системы, в том числе и
совершенствования института административных правонарушений.
В
структуре административного процесса производство по делам об административных
правонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производство
по делам об административных правонарушениях представляет собой один из
наиболее массовых видов производств.
Производство
по делам об административных правонарушениях является одним из специфических и
важных административно-юрисдикционный производств, входящих в
административно-юрисдикционный процесс. В этой связи ему присущи все признаки
последнего, а также имеются характерные черты, определяемые административно-процессуальным
законодательством и анализируемые в юридической литературе.
Объектом
исследования являются общественные отношения, связанные с возбуждением,
расследованием административных правонарушений и дальнейшим своевременным,
справедливым вынесением постановления по данным делам, порядком обжалования и
опротестования постановлений, а так же их исполнением.
Предметом
является порядок и особенности возбуждения, расследования и исполнения как
обжалуемых так и не обжалуемых постановлений по делам об административных
правонарушениях.
В
данной контрольной работе я ставлю себе цель: определить понятие, задачи и
принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе
административно-процессуального права. Необходимо рассмотреть технику и методы
возбуждения дела об административном правонарушении; исследовать рассмотрение
дела об административном правонарушении; проанализировать порядок обжалования
постановлений по делам об административных правонарушениях; определить порядок
рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях. В
качестве целей и задач я ставлю полноценный анализ и всестороннее рассмотрение
данной темы.
1.
ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В
теории права понятие "юридический процесс" означает порядок
осуществления деятельности государственных органов, осуществляющих применение
права. Близким ему по значению является термин "процедура",
подразумевающий официально установленный порядок при осуществлении юридически
значимых действий и разрешении дел. Важнейшие особенности юридического процесса
заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами и направлен на
реализацию норм материального права ..
Производство
по делам об административных правонарушениях является одним из видов
административных производств, составной частью административного процесса.
Следовательно, под производством по делам об административных правонарушениях
следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную
законом процедуру разрешения определённой группы дел .
Производство
по делам об административных правонарушениях является одной из сторон
административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами
исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами
такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об
административных правонарушениях.
Процессуальный
характер производства своё основное выражение получает в реализации санкций
правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и
юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные
Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях Российской
Федерации (далее КоАП РФ)
Разрешение
дела предполагает принятие постановления о назначении административного
наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение ..
Производство
по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ и
является административно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органами
исполнительной власти, а также их должностными лицами.
Задачами
производства по делам об административных правонарушениях являются
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение по итогам его
рассмотрения мотивированного обстоятельств каждого дела, разрешение его в
соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а
также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных
правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Своевременное выяснение обстоятельств
каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных
правонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП РФ.
Сроки
рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в
кратчайшее время, максимально приближённое к моменту совершения противоправного
деяния.
2.
ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Принципы
производства по делам об административном правонарушении - это основные,
носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные в
Конституции Российской Федерации, законодательстве об административной
ответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодательства .
Принципами
производства по делам об административных правонарушениях являются:
1)
Принцип законности. Этот принцип означает точное и неуклонное исполнение закона
всеми участниками административно-процессуальных отношений, обеспечение прав и
законных интересов граждан.
2)
Право на защиту. Этот принцип реализуется
предоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимых
правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств,
смягчающих его вину.
3)
Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении которого
ведется производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в
порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу
постановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим дело.
4
)Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат
открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к
разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом
тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности
лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защиты
чести и достоинства указанных лиц.
5) Принцип состязательности находит свое
проявление в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности,
потерпевший, а также их представители, адвокат, прокурор, представители,
участвующие в рассмотрении дела, наделены законом равными процессуальными правами.
Они вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства,
заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела, приносить жалобы или
протесты на постановления.
6) Принцип национального языка
проявляется в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности,
вправе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не
владеет языком, на котором ведется производство (ст. 24.2 КоАП РФ).
7)
Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед
законом. Это означает, что подлежит административной ответственности независимо
от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3.
СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
3.1
Возбуждение
административного дела
На
первой стадии устанавливаются все обстоятельства дела (дата и место совершения,
сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушения
и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении.
Поводами
к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1)
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять
протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих
на наличие события административного правонарушения;
2)
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных
органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений
материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного
правонарушения;
3)
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в
средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие
события административного правонарушения (за исключением административных
правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП
РФ);
4)
фиксация административного правонарушения в области дорожного движения
работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами,
имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и
киносъемки, видеозаписи;
Дело
об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом,
уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, и считается
возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения
административного правонарушения; составления первого протокола о применении
мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
составления протокола об административном правонарушении или вынесения
прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при
необходимости проведения административного расследования оформления
предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте
совершения административного правонарушения в случае, протокол об
административном правонарушении не составляется.
В тех случаях, когда
после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства,
законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав
потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды,
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, пожарной безопасности, дорожного движения на транспорте
осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных
временных затрат, проводится административное расследование.
3.2 Рассмотрение дела об
административном правонарушении
Данная
стадия является центральной в производстве по делам об административных
правонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группы
взаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами.
Традиционно
выделяются этапы: а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа обстоятельств
дела и собранных материалов, в) принятия и объявления постановления по делу.
Судья,
орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном
правонарушении выясняют следующие вопросы:
1)
относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства,
исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального
органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об
административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а
также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства,
исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу
материалов для его рассмотрения по существу;
6)
имеются ли ходатайства и отводы.
Порядок
рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой
определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту
прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об
административном правонарушении и установление объективной истины.
На
стадии анализа обстоятельств и собранных материалов дела, изучаются и
проверяются доказательства. Доказательствами по делу об административном
правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,
орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают
наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность
лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объяснения
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой
сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или
письменной форме.
Существуют
и вещественные доказательства, должны приобщаться к делу об административном
правонарушении.
По
результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть
вынесено определение:
1) О передаче дела судье, в орган,
должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного
вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2)
О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено что
рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа,
должностного лица
По
результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть
вынесено постановление:
1) О назначении административного
наказания;
2) О прекращении производства по делу об
административном правонарушении.
Постановление
о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится
в случае:
1) Наличия хотя бы одного из
обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП
РФ;
3)
Прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган
предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях
(бездействии) содержатся признаки преступления.
Постановлением
по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт,
вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения
конкретного дела об административном правонарушении. В нем должны быть указаны
данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Кроме
того из текста постановления должно быть видно что не истекли сроки давности
привлечения к административной ответственности по данному делу.
3.3
Обжалование
и опротестование решения
Стадия
пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по
делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых,
обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной
ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений
субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых,
подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях
возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить
допущенные нарушения.
Постановление
по делу об административном правонарушении может быть обжаловано участниками
административного процесса:
1)
вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
2)вынесенное
коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем - в районный суд по
месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;
3)
вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному
лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4)
вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской
Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалоба
на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в
орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые
обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами
дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба
на постановление судьи о назначении административного наказания в виде
административного ареста либо административного выдворения, а также административного
приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день
получения жалобы.
Жалоба
на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в
течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба
на постановление об административном аресте либо административном выдворении
подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо,
привлеченное к административной ответственности, отбывает административный
арест либо подлежит административному выдворению.
Жалоба
на постановление о назначении административного наказания в виде
административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в
пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд,
уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.
По
результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном
правонарушении выносится одно из следующих решений:
1)
Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2)
Об изменении постановления, если при этом не усиливается административное
наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого
вынесено постановление;
3)
Об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя
бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также
при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено
постановление;
4)
Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в
орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного
нарушения процессуальных требований или в связи с необходимостью применения
закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого
административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость
примененного административного наказания;
5)
Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по
подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление
было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Не
вступившее в законную силу постановление по делу об административном
правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на
это постановление могут быть опротестованы прокурором.
3.4
Вступление в силу и исполнение постановления, вынесенного по делу
об административном правонарушении
Постановление
по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1)
После истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об
административном правонарушении, если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано;
2)
После истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе,
протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением
случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3)
Немедленно после вынесения, не подлежащего обжалованию решения по жалобе,
протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное
постановление.
Обращение
постановления по делу об административном правонарушении к исполнению
возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
В
случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об
административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе,
протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном
правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным
обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в
законную силу, а если постановление по делу об административном правонарушении
не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в
орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение
трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения
жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или
от должностного лица, вынесших решение.
Постановление
по делу об административном правонарушении приводится в исполнение
уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП
РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
постановлениями Правительства Российской Федерации.
При
наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении
административного наказания в виде административного ареста, лишения
специального права или в виде административного штрафа (за исключением
взыскания административного штрафа на месте совершения административного
правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное
лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок
до одного месяца.
С
учетом материального положения лица, привлеченного к административной
ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей,
органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Судья,
орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного
наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения
протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об
административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении
исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости
немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение
в исполнение.
Судья,
орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного
наказания, прекращают исполнение постановления в случае:
1)
Издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания
2)
Отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих
административную ответственность за содеянное;
3)
Смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления
его в установленном законом порядке умершим;
4)
Истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного
наказания, установленных статьей 31.9 КоАП РФ;
5)
Отмены постановления;
6)
Вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении
исполнения постановления о назначении административного наказания.
Постановление
о назначении административного наказания, по которому исполнение не
производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным
лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному
лицу, вынесшим постановление, в случае:
1)
если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшими
постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к
административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к
административной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество
указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание;
2)
если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют
имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание.
3)
если истек срок давности исполнения постановления о назначении
административного наказания, предусмотренный статьей 31.9 КоАП РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производство по делам об административных правонарушениях - одна
из форм административного процесса, основной чертой которого, позволяющей
провести грань между ним и гражданским и уголовным процессом, является его
преимущественно внесудебный порядок.
Административно-процессуальные действия, внешне сходные с
уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными, осуществляются, как
правило, органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть.
Таким образом, в процессе исследования данной темы были решены
следующие задачи: определены понятие, задачи, и принципы производства по делам
об административных правонарушениях исследован порядок возбуждения дела,
определена процедура его рассмотрения, проанализирован порядок обжалования
постановлений по делам об административных правонарушениях, изучен порядок
рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях.
Специфика процедуры производства порождена: оперативностью,
краткими сроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальной
деятельности.
Специфичны акты, сопровождающие каждую стадию данного
производства: протокол является основанием для возбуждения дела, постановление
о наложении взыскания - результат рассмотрения, решение принимается после
завершения стадии обжалования.
К сожалению, вопрос правонарушений (а точнее проблема
правонарушений) всегда будет актуален, т.к. создать идеальное общество с
правосознательными гражданами и должностными лицами, обладающими высоким
уровнем правовой культуры и соблюдающими правозаконность, можно только
идеализируя этот вопрос в теории. На практике это, на мой взгляд, практически
невыполнимо. Хотя обществу свойственно стремиться к лучшему, а каждой личности
– к идеалу.
Административно-процессуальную деятельность отличают от иных видов
процесса такие черты, как известная упрощенность и ускоренность отдельных процессуальных
действий, множественность субъектов, уполномоченных на назначение
административных наказаний и т.п.
В
данной контрольной работе были изложены основные принципы и элементы
производства по делам об административных правонарушениях Рассматриваемое
производство имеет связанные задачей и в то же время обособленные целью и
назначением стадии – относительно самостоятельные части производства
Процедура
разрешения дел об административных правонарушениях по КоАП РФ максимально
приближена законодателем к традиционному для современного российского процесса
уровню судопроизводства.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
1.
Конституция
Российской Федерации : офиц. текст. - М.: Юристъ, 2007. – 39с.
2.
.Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях: Закон от 30.12.2001
г. N 195-ФЗ в ред. 10.01.2008 г. (посл. изм. 01.07.2008г.) – М.: "ГроссМедиа",
2008. - 288 с.
ЛИТЕРАТУРА:
3.
Агапов
А.Б. Административное право. – М.: Эксмо, 2006. – 260 с.
4.
Бахрах
Д.Н. Административное право: краткий учеб. курс. М.: Норма, 2006-232с.
5.
Гирев,
В.Н. Административное право: Практикум: Учебное пособие / В.Н. Гирев. – М.:
ИНФРА-М, 2005. – 192с.
6.
Колесникова
Е.А. Административное право. – Ростов н /Д: "Феникс", 2005. – 203с.
7.
Конин
Н.М. Административное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006. – 240с.
8.
Попов
Л.Л. Административное право. М., 2007-. 190с.
9.
Попов Л.Л. Административное право России. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. –
654с.
10.
Смоленский
М.Б. Административное право—Ростов н/Д:Феникс, 2007.- 350с.
11.
Комментарий
к Кодексу об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П.
Соловья. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 774с.
12.
Административное
право: курс лекций / Э.В. Липатов, В.В. Лысенко, Г.В. Матвиенко и др. – М.:
Экзамен, 2006. – 509с.