Правовые системы стран мира
ФГОУ ВПО "ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
По теории государства и права
Тема № 20: "Правовые системы стран мира"
Выполнил
курсант 1 "Б" курса
рядовой милиции
Парамонова А.Н.
Проверил:
Орел 2010
Содержание
Введение
Понятие и
структура правовой системы. Соотношение понятий "система права" и
"правовая система"
Классификация
правовых систем
Общая
характеристика основных правовых систем современности
Религиозная
правовая семья
Международное
право
Дипломатическое
право и консульское право
Соотношение
международного публичного права и международного частного права
Наднациональное
право
Заключение
Библиография
Тема курсовой работы выбрана
потому, что право и государство неразрывно взаимосвязаны друг с другом, но
каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные
особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных
государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Это отличие
бывает очень значительным. Но также следует заметить, что отдельные страны
оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как
политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого
внутри права одного государства сосуществуют различные правовые системы. В
работе сделана попытка исследовать проблему о том, что в настоящее время
известно пять правовых систем: романо-германская, англо-саксонская,
мусульманская, обычное право Африки, право Индии.
Главной целью этой работы
является изучение особенностей правовых систем современности, закономерности их
становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как
позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Так как правовые
системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень
культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных
отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.
Так же, уже продолжительное
время ведутся ожесточённые споры о том, какая правовая система "лучше",
какая является наиболее универсальной, будь то англосаксонская,
романо-германская или мусульманская система права.
Сторонники каждой из систем
приводят веские доводы в пользу своей правовой семьи. Для того чтобы решить
вопрос какая же система является наиболее универсальной необходимо тщательно
изучить каждую из них, сделать сравнительный анализ и, в конце концов, придти к
определённому выводу: какой из правовых систем принадлежит будущее, какая
займёт превалирующее положение в наступающем ХХI веке.
В настоящее время в юридической
литературе существует разнообразие определений понятия "система права".
Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней, как о
совокупности элементов находящихся между собой в определенной связи (соподчинении,
координации, функциональной зависимости), организованных определенным способом
в целях упорядочения собственных отношений. [1]
Р.Х. Макуев подчеркивает, что система права представляет собой исторически
обусловленную, объективно сложившуюся внутреннюю структуру права, возникшую при
определяющей роли общественных отношений. [2]
Однако, не вдаваясь в анализ всех определений, приведу, как мне представляется
наиболее удачное определение понятия "система права", предложенное Р.А.
Ромашковым: система права - это обусловленное объективными факторами внутреннее
строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и
взаимодействием правовых норм, объединенных по соответствующим основаниям в
обособленные группы (правовые общности) [3].
Анализ содержания данного понятия
позволяет выделить основные признаки, характеризующие это явление. Во-первых,
это четкая иерархия структурных элементов. Во-вторых - целостность и единство
элементов. В-третьих - объективно обусловленный характер.
В качестве структурных элементов
системы права выступают отдельные нормы, институты, отросли и подотрасли права.
Юридическая норма как элемент
системы права выступает в качестве регулятора конкретного вида общественных
отношений. Стоит отметить, что юридическая норма является первичным элементом
системы права.
правовой институт - это элемент
системы права, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих одну
группу общественных отношений.
В.И. Гойман выделяет следующие
основные признаки, раскрывающие понятия "институт права":
однородность фактического
содержания, то есть каждый институт предназначен для регулирования относительно
обособленной группы отношений;
юридическое единство правовых
норм, то есть нормы, входящие в правовой институт образуют единый комплекс, что
создает особый, присущий данному виду отношений правовой режим регулирования.
нормативная обособленность, то
есть группировка образующих правовой институт норм в глава, разделах, частях
нормативно-правового акта. Институт права включает такой набор норм (управомачивающих,
обязывающих, запрещающих), который призван обеспечивать беспробельность
регулируемых им отношений. [4]
По своему содержанию институты
права бывают: отраслевые и комплексные (межотраслевые). Отраслевой институт
образует норма одной отрасли права (например, институт собственности). В свою
очередь отраслевые институты могут быть: просты и сложные. Простой институт
включает с себя юридические нормы одной отрасли. Например, институт заключения
брака (в семейном праве), институт залога (в гражданском праве), институт
необходимой обороны (в уголовном праве).
Сложный институт имеет в своем
составе ряд субинститутов. Например, институт ренты в гражданском праве
включает в себя такие субинституты, как постоянная рента, пожизненная рента,
пожизненное содержание с иждивением. Примером комплексного института является
институт собственности, который выступает предметом регулирования конституционного,
гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права.
Отрасль права является основным
подразделением системы права, его главным элементом, объединяющим
взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качество однородную
область общественных отношений (например, отрасли уголовного права,
конституционного права, гражданско-процессуального права и др.).
Крупные и сложные по своему
составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент -
подотрасль права.
Подотрасль права представляет
собой комплекс правовых норм, регулирующих обособленную группу общественных
отношений и входящий в отрасль права.
Если сравнивать понятия "система
права" и "правовая система", то последнее шире по своему объему
и включает в себя:
систему права (законодательство);
юридическую практику;
господствующую правовую
идеологию.
Ну а сама система права
подразделяется на нормы права, институты права, под отрасли и отрасли права. Основным
элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых
норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид
общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на
отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это
уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты
права регулируют один отдельный вид общественных отношений. Именно через
институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами. Более
крупное объединение, входящее в состав отрасли - подотрасль права. Она складывается
из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений
определенного вида.
Система права современного
общества объединяет следующие основные отрасли:
Государственное (конституционное)
право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного
устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов
государства и их основные полномочия.
Административное право - регулирует
общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно
распорядительной деятельности органов государства.
Финансовое право - представляет
собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой
деятельности.
Земельное право - регулирует
общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод,
лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого
общества.
Гражданское право - наиболее
объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные
и связанные с ними личные не имущественные отношения.
Трудовое право - это отрасль
права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности
человека.
Семейное право - отрасль права,
которая регулирует брачно-семейные отношения.
Гражданско-процессуальное право
- регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских,
трудовых и семейных споров.
Уголовное право - представляет
собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение
является преступным и какое наказание за его совершение применяется.
Уголовно-процессуальное право - объединяет
нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.
Конечно же, такая структура
системы права существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится в
постоянном изменении и развитии, пополняется новыми нормами, институтами,
отраслями, становится более совершенной и эффективной.
Каждое из сегодняшних государств
имеет свое право, и более того, право может служить признаком некоторых
негосударственные образования. У разных стран оно сформулировано на разных
языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными
структурами, правилами, верованиями.
То влияние, которое оказывает на
жизнь общества отрасль права, не может быть игнорировано, оно многообразно и
затрагивает как личную жизнь граждан, так и взаимоотношения государств. Каждое
из этих правовых явлений обладает определенными функциональными свойствами. Отсюда
возникло, было обосновано и утвердилось понятие "правовая система", охватившее
широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные,
социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия
права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.
Понятие "правовая система в
широком смысле" требует за всем разнообразием признаков, отличающих
национальное законодательство, видеть черты общего (универсального) права. Эти
признаки могут иметь содержательный характер (например, институт прав человека),
но могут быть формальными, например, сходство структуры законодательства. Ценность
понятия "правовой системы" в широком значении заключается в том, что
оно дает дополнительные аналитические возможности для комплексного анализа и
характеристики права той или иной конкретной страны.
Понятие "правовая система",
используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология
здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин "семья
правовых систем", К. - О. Эберт и М. Рейнстайн - "правовые круги",
И. Сабо - "форма правовых систем", С.С. Алексеев - "структурная
общность". Наиболее распространен термин "правовая семья"
По меткому выражению
французского правоведа Ж. Карбонье правовая система - это "вместилище,
сосредоточение разнообразных юридических явлений". В.В. Бойцова под категорией
правовая система понимает следующее: "категория "правовая система"
служит для объединения национального права государств, имеющих сходные
юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве". На
наш взгляд, данное определение не отражает всего смысла, заложенного в этом
понятии.
В целом можно сказать, что
правовая система - это часть целого, часть права, и если под правом понимается
система общеобязательных, формально определенных юридических норм,
установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление,
отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую
действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная
власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система
общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики
и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
В основе классификации правовых
систем на правовые блоки (семьи) лежат следующие критерии (признаки): исторические,
идеологические, технико-юридические, стилевые, комплексно-юридические,
культурно-правовые, религиозно-этнические, географические, расовые.
На основе различных критериев -
идеологии (религия, философия, экономические и социальные структуры) и
юридической техники, видов источников права, принципов его построения и других выделяются
три основные правовые системы, которые принято называть "трихотомией".
Ими являются романо-германская, англосаксонская (общее право) и
социалистическая правовые системы. Ряд ученых (К. Цвайгерт, В. Грозфельд и
другие) предполагают классификацию правовых систем на основе учета
происхождения и эволюции правовой системы, природы источников права,
особенностей юридического мышления, идеологических факторов. Такую
классификацию принято называть "стилевой". На основе стилевой
классификации выделяют следующие правовые группы (семьи): романская,
германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, исламская и
индуисская правовые блоки (семьи, группы).
Отдельные авторы (А.Х. Саидов) выдвинули
идею многофакторной классификации. В ее основу положены следующие критерии (факторы):
исторический генезис правовых систем, система источников права, структура
правовой системы. На основе данной классификации выделяют следующие правовые
системы: романо-германскую, общее право, скандинавскую, латиноамериканскую,
мусульманскую, индусскую, дальневосточную (Япония) и обычное право. [5]
К наиболее старым, "классическим"
правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная),
принадлежащие к западной юридической традиции.
Общее (англо-саксонское) право
исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что
оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления -
X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и,
во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в
гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи
руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали
свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на
которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и,
таким образом, составила систему общего права.
1) отсутствии
кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права
громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами
для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в
структуру английского права входят статутное право (законодательство) и "право
справедливости".
Норма общего права носит казуистический
(индивидуальный) характер, ибо она есть "модель" конкретного
решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее
право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам
судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно
механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком
общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в
государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной
юстиции.
В настоящее время наряду с общим
правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило
законодательство (статусное право), источником которого являются акты
представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции
данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система,
например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.
Романо-германская правовая
семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1
в. до н.э. - VI в. н. э). В качестве основного источника она использует писаное
право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных
актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим
должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику,
типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие
модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это
наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции
юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих
общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном
счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в
масштабе всего государства.
Судья романо-германской правовой
семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением
судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае
высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а
могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в
стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое
дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь
умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а
меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не
свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного
начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму,
юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и
личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым,
гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле
и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не
может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли
фактора "давления" либо корректировки законодательства, которое,
однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником
права.
Такое положение, когда семья
общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право),
а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная
практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития,
известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской
цивилизации.
Значительным своеобразием
обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном
регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной
деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые
традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные
правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного
права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие. В
основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так,
источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран
- священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка
Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными
положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне
нормативно-юридического характера.
Сунна - мусульманское
священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой
сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые
должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник
мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами
мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.
Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна
непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на
сборники норм, соответствующие иджме.
Мусульманское право
сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную
эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого
права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных
норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов
деятельности государства.
Другой широко распространенной
системой религиозного права является индусское право. Оно
распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как
мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой
системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия,
которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное
устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности - почти две тысячи лет
назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом
качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений
современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право
играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных,
наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.
Главной тенденцией развития как
обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права
является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция
реализуется на фоне не снижающейся значения традиционных и особенно религиозных
норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной
системы общества, что весьма характерно для исламских государств.
Славянская правовая семья.
Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой
системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном
обосновании.
Особенностью приведенного
варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление
отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику
славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы.
Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных
трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая
странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое
время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о
государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, Польше,
Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по
мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического
права.
Основанием для выделения этой
правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое
время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие
концентрированное выражение в понятиях "общественно-экономическая
формация", "социальный строй общества", который с помощью
права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть
названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на
семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного,
религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно
разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических
и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным
подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была
общепризнанной в советской юридической литературе. В настоящий период данная
типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой
политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в
правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы,
эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону
социалистического права.
К романо-германской правовой
семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной
Европе на основе древнеримского права, а также
канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право,
являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая
роль в таких системах принадлежит в первую очередь закону (кодексу).
Романо-германская
правовая семья, существовавшая первоначально в странах континентальной Европы,
затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки,
страны Востока, Японию. Этот процесс объясняется колонизаторской деятельностью
многих европейских стран, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в
XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного
права.
Правовая система США. На
территории Северной Америки английское право было распространено
обосновавшимися там переселенцами из Англии. Обычаи и традиции местных индейцев
игнорировались как нечто чуждое и нецивилизованное. Однако английское право
претерпело в колониях довольно значительные изменения. Это было связано с
новыми условиями и в первую очередь с тем, что в Новом Свете отсутствовал
феодальный уклад. Потребность в регулировании новых отношений, складывавшихся в
колониях, способствовала утверждению идеи о необходимости создания кодифицированного
права.
Наиболее известной является
классификация французского учёного Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:
Романо-германская правовая семья
англосаксонская правовая семья
религиозная правовая семья (мусульманская,
иудейская и др.)
социалистическая правовая семья
некоторые другие правовые семьи[6]
Романо-германская правовая
система
Романо-германская правовая семья
объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы и
противопоставляется англосаксонскому праву. Эта
правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права - Закон (нормативный акт). Ей
присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две
подсистемы: частное право и публичное право.
К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное,
международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе
органов государства проводится четкое различие на законодательные и
правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран
этой семьи характерно наличие писаной конституции.
В рамках романо-германской
правовой семьи выделяют следующие группы:
группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);
группу германского права (правовые
системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);
группу скандинавского права (правовые
системы Дании, Норвегии, Швеции).
Россия относится к странам
континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.
Социалистическое право,
хотя и происходящее от романо-германской правовой семьи, нередко выделяют в
отдельную правовую семью.
Англосаксонская правовая
семья (англ. common law, из франц.comune ley,
лат.communis lex) - правовая семья англосаксонских государств. В странах
англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основой правовой
системы. В силу неоднозначности трактовки многих решений такая система создаёт
весьма широкий простор для судейского усмотрения.
Существует иерархия прецедентов,
согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой Лордов в Великобритании) обязательны для нижестоящих.
Выделяют в структуре
англосаксонской правовой семьи две группы: английскую и американскую. Каждой из
них присущи характерные особенности.
Семья социалистического права
Строго говоря, социалистическая
правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением
романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен
государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни
в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а
также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом
практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные
признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы
развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из
характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.
Религиозная правовая система - это
правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее
известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в
Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной
сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной
прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной
власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с
согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.
Тем не менее, религиозное право
во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском
праве действовала норма "дина демалхута дина" (Закон царства - закон),
означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная
еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле,
хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства
всё более теснят сферу её применения. В исламском обществе шариат мог сочетаться
с местными обычаями (адат), а также с
законодательством местных правителей; в современных исламских странах шариат
является лишь основой законодательства, а также источником его толкования в
спорных случаях.
Междунаро́дное
пра́во - наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность
правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов,
регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных
направления: Международное публичное право, Международное частное право,
Наднациональное право.
Международное публичное право
Междунаро́дное публичное
пра́во - особая правовая система, регулирующая отношения между
государствами, созданными ими международными организациями
и некоторыми другими субъектами международного общения.
Международное публичное право
включает в себя следующие отрасли и институты:
ООН - ведущая организация в сфере кодификации и развития международного права:
Международное воздушное право
Международное гуманитарное право
Международное космическое право
Международное атомное право
Международное морское право
институт исключительной экономической зоны
институт континентального шельфа
институт территориального моря
Международное уголовное право
Международное экономическое право
Международное право охраны окружающей
среды
Право международной безопасности
Право международных договоров
Право международных организаций
Право прав человека
Межотраслевые институты:
институт международно-правовой ответственности
институт правопреемства
Также в науке международного
права отдельно от особых институтов выделяют Общую часть международного
публичного права.
Международное частное право
Междунаро́дное ча́стное
пра́во (МЧП) - совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.
Основная специфика
международного частного права - наличие в регулируемых правоотношениях
иностранного элемента и использование коллизионных норм.
Для международного публичного
права слово международное обозначает всенациональное правовое урегулирование
отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права
оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного
государства и связаны с правовыми системами других
стран.
Основные отличия международного
публичного права от международного частного права:
В предмете правового
регулирования: в международном публичном праве основное место отведено
политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в
отдельную отрасль международного экономического права; международное частное
право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют
международный характер.
В субъектах: в
международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает
государство, а в МЧП - традиционный субъект национального гражданского права государства.
В основных источниках: для международного публичного
права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для
международного частного права - законодательство государств, судебная и
арбитражная практика.
Право - ядро и нормативная
основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права
в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества, а
правовая система - вся "правовая действительность" данного
государства.
Каждая страна имеет свою,
особенную отвечающую ее интересам правовую систему. В условиях разных по своей
форме цивилизаций, разных культурных традиций, формируются разные правовые
системы. Хотя у всех этих обществ есть один общий элемент: обязательные для
выполнения правила поведения и организация общественных отношений.
Различия между правом разных
стран значительно уменьшается, если исходить не из содержания конкретных норм,
а из более постоянных элементов правовой системы. Например, использование
различных словарей у двух данных правовых систем или различия в юридической
технике. Нормы права могут быть бесконечно разнообразны, но способы их
выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов,
которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".
Л. Бержель писал: "Многочисленность
и разнообразие юридических систем - это очевидность, обусловленная
разнообразием человеческих обществ, в рамках которых функционирует и жизнь
которых упорядочивает право".
Так Л. Бержель по этому же
вопросу пишет: "В зависимости от того, принимаются или нет во внимание все
известные правовые системы, и в зависимости от роли, которая принимается тем
или иным критерием, классификация правовых систем может проводится по разному. Некоторые
авторы ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем:
западные системы права; правовые системы советского типа; религиозные правовые
системы. Другие авторы, принимая во внимание большое количество критериев
насчитывают до 7-8 правовых систем: романистические, нордические,
социалистические системы права, группа, объединяющая правовые системы немецкого
типа, группа правовых систем, основанных на "обычном праве", системы,
базирующиеся на исламской традиции, на индусской традиции и, наконец, правовые
системы дальнего востока. Во Франции М. Рене Давид различал пять правовых
систем, опираясь в большей мере на их идеологию, чем на арсенал используемых
технических средств; позднее, в процессе совершенствования такой классификации
он, объединив идеологический и технический критерии изменил конфигурацию своей
системы и оставил только четыре больших семейства правовых систем:
1) Романо-германские правовые
системы;
2) социалистические системы
права;
3) правовые системы, основанные
на "обычном праве", а так же 4) религиозные и традиционные правовые
системы".
В учебнике И.А. Иванникова
основные правовые системы народов мира представлены следующим образом: англосаксонское
право, романо-германская правовая семья, мусульманская правовая семья,
индусское право, особняком проводятся правовая система Китая и Израиля.
Из изложенного в курсовой работе
можно сделать вывод:
Система права - это внутренняя
структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Она обладает своими чертами:
ее первичным элементом выступают
нормы права;
ее элементы не противоречивы,
внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
она обусловлена
социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными,
историческими факторами;
имеет объективный характер.
Понятие "системы права"
не следует отождествлять с понятием "правовая система". Последнее
шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую
практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом правовая система и
система права соотносятся как целое и часть.
Для деления норм права на
отрасли используют два критерия:
предмет правового регулирования,
метод правового регулирования.
Простыми словами говоря, предмет
отвечает на вопрос, что регулирует право, а метод - как регулирует.
Отрасль права - это совокупность
юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
Отрасль наиболее крупное подразделение системы права.
Институт права - это совокупность
юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Если отрасль регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.
Также в данной работе я
попыталась рассмотреть основные правовые системы в современном мире. На
основании тех данных, которых я привела в этой курсовой, выскажу свою
субъективную точку зрения о превосходстве романо-германской правовой системы
над другими (в связи с чёткой определённостью, кодифицированностью,
рациональностью).
Хотя, в последние годы полным
ходом идёт интеграция правовых систем, и со временем становится всё труднее
отнести ту или иную страну к определённой правовой системе.
1.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2000, с.43-44
2.
Сюкияйнен Л.Р. Теория мусульманского государства и современность // Советское
государство и право. 1987. № 9.
3.
Матузов Н.И. и Малько А.В. "Теория государства и права", М.,
2000 г. Хропанюк Н.В. "Теория Государства и Права", Москва, 1994 г.
4.
Алексеев С.С. "Государство и право". Москва, "Юридическая
литература", 1996 г.
5.
Пиголкин А.С. "Общая Теория Права", Москва, 1996 г.
6.
Марченко М.Н. "Теория государства и права", М., 1996 г.
7.
Лазарев В.В. "Теория государства и права", М., 1992 г.
8.
Матузов Н.И. и Малько А.В. "Теория государства и права", М.,
2000 г.
9.
Марченко М.Н. "Теория государства и права", М., 1996г.
10.
Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Н. Манова.
- М: Изд-во БЕК, 1995. - 336с.
11.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов /Под
ред. проф.В.Г. Стрекозова. - М.: ИПП “Отечество", 1993. - 344с.
[1]
Теория государства и права: Учебник / под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева.
2008. С. 362.
[2]
Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник. М.-Орел, 2005. С. 349.
[3]
Ромашков Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие / под общ. ред. В.П.
Сальникова. М., 2002. С.94.
[4]
Теория государства и права: Учебник/под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева.
М.,2008. С. 364.
[5]
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы
современности). Учебник. М.: Юристъ, 2000.
[6]
Рене Давид. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988.