Права и обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
менеджмента
Контрольная
работа по дисциплине "Финансовое право"
на тему: Права
и обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами
Выполнила:
студентка 2 курса
гр. IН23-9-06 БУБ (4.Од)
Иващенко Ирина
Проверил:
ст. преподаватель Жук Т.А.
Северодонецк
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Общая
характеристика органов исполнительной власти в сфере управления финансами
2.
Права и
обязанности органов исполнительной власти в сфере управления финансами
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Важной
отраслью управленческой деятельности является управление финансами, которое
осуществляет специальный аппарат с помощью особенных средств и методов, в том
числе разных стимулов и санкций. Управление финансами осуществляется через
имеющуюся систему финансовых отношений. Управление предопределено
историческими, экономическими и политическими условиями развития государства и
подотчётно финансовой политике государства. В управлении финансами выделяют
объекты и субъекты управления. Как объекты выступают разные виды финансовых
отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые
осуществляют управление (финансовые отделы предприятий, финансовые
государственные органы налоговая администрация, страховые органы). Совокупность
всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами,
образует финансовый аппарат. В управлении финансами выделяют несколько
функциональных элементов: планирование, стратегическое и оперативное
управление, контроль. Планирование занимает важное место в системе управления
финансами. Во время планирования субъекты ведения хозяйства оценивают состояние
своих финансов, обнаруживают возможность увеличения финансовых ресурсов,
направления их эффективного использования. Объектом финансового планирования
является финансовая деятельность государства и субъектов хозяйствования, а
результатом — составление финансовых планов.
Стратегическое
управление — это общее
управление финансами. Оно состоит в определении финансовых ресурсов через
прогнозирование на перспективу, установлении объемов финансовых ресурсов на
реализацию целевых программ и тому подобное. Стратегическое управление
осуществляется высшими органами государственной власти и управления: Верховной
Радой Украины, аппаратом Президента Украины, Кабинетом Министров Украины. К
сфере непосредственно государственного управления входят лишь государственные
финансы.
Оперативное
управление финансами
составляет комплекс мероприятий, которые разрабатываются на основе оперативного
анализа финансовой ситуации, финансового планирования, контроля и регуляции,
составления и выполнения финансовых планов. Оперативное управление — это
главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов Украины, финансовых
управлений (отделов), министерств, ведомств, местных советов, финансовых служб
предприятий и организаций. Общее управление финансами в соответствии с
Конституцией Украины положено на высшие органы государственной власти —
Верховную Раду Украины, Президента, правительство.
Актуальность
темы данной контрольной работы состоит в необходимости создания системы
профессионального финансового контроля в условиях формирования в Украине
рыночной экономики, развития предпринимательства и становления рынка капиталов.
Цель работы
заключается в изучении механизма финансового контроля, который осуществляют
органы исполнительной власти в сфере управления финансами и финансовыми
потоками.
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Для
осуществления финансового контроля задействована целая система органов,
наделенных соответствующей компетенцией (их формирование в Украине еще не
завершено). Разнообразие и многовекторность этих органов неминуемо нуждаются в
классификации.
1.
Общегосударственные:
Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины.
2.
Органы местного
самоуправления.
3.
Институты:
налоговые органы, контрольно-ревизионные органы, органы государственного
казначейства, финансово-кредитные учреждения и тому подобное.
4.
Органы общей
компетенции (для которых осуществление финансового контроля не является
остювной деятельностью).
5.
Органы
специальной компетенции (специально созданные для деятельности в сфере
финансового контроля).
Рассмотрим
подробнее самые важные органы финансового контроля. Соответственно ст. 85
Конституции Украины Верховная Рада Украины осуществляет финансовый
контроль во время утверждения государственного бюджета и внесения изменений в
него, во время его исполнения, принятия решений по отчёту о его выполнении.
Очень важен также парламентский контроль за использованием Украиной кредитов,
полученных от иностранных государств, банков и международных финансовых
организаций и не предусмотренных Государственным бюджетом Украины. Следует отметить,
что финансовый контроль Верховная Рада Украины осуществляет также и через свои
комитеты и временные специальные комиссии. К их компетенции принадлежит
законопроектная работа, подготовка и предварительное рассмотрение вопросов,
отнесённых к полномочиям Верховной Рады. Естественно, что основная нагрузка в
осуществлении финансового контроля ложится на специализированные комитеты
Верховной Рады Украины — Комитет по вопросам бюджета и Комитет по вопросам
финансов и банковской деятельности.
Контроль за
использованием средств государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады
Украины осуществляет Счетная палата (постоянно действующий орган
контроля, созданный Верховной Радой Украины, подчиненный и подотчетный ей). Её
деятельность регулирует Закон Украины "Про Счетную палату" от 11 июля
1996 года. К заданиям Счётной палаты принадлежат:
·
организация и осуществление
контроля за своевременным выполнением расходной части государственного бюджета
Украины, использованием бюджетных средств;
·
осуществление
контроля по созданию и погашению внутреннего и внешнего долга Украины,
определение эффективности и целесообразности расходов государственного бюджета,
валютных и кредитно-финансовых ресурсов;
·
контроль за
соблюдением законности во время предоставления Украиной кредитов и
экономической помощи иностранным государствам, международным организациям,
предусмотренных в государственном бюджете Украины;
·
контроль за
законностью и своевременностью движения средств государственного бюджета
Украины и средств в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных
банков;
·
анализ
установленных отклонений от показателей государственного бюджета Украины и
подготовка предложений относительно их устранения, а также об
усовершенствования бюджетного процесса в целом.
Место Президента
Украины в осуществлении финансового контроля определенно его статусом
главы государства. Например, Президент имеет право вето относительно принятых
Верховной Радой законов с возвращением их на повторное рассмотрение. В
осуществлении контрольных полномочий Президент опирается на созданные им
консультативные и другие вспомогательные органы и службы.
Кабинет
Министров Украины как
высший орган исполнительной власти ежедневно руководит государственными
финансами и параллельно осуществляет общий финансовый контроль. Кабинет
Министров разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы
экономического, научно-технического, социального и культурного развития
страны; осуществляет и координирует работу министерств, других органов
исполнительной власти; обеспечивает проведения финансовой, ценовой,
инвестиционной и налоговой политики. В сфере управления финансами к главным
полномочиям Кабинета Министров Украины принадлежат:
·
обеспечение
условий проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики
государства;
·
разработка проекта
закона о государственном бюджете Украины;
·
обеспечение
выполнения утвержденного Верховной Радой государственного бюджета Украины и
представление отчета о его выполнении;
·
разработка и
реализация стратегических направлений единой государственной финансовой
политики.
Министерство
финансов Украины является
центральным специализированным органом государственной исполнительной власти, управляющим
и контролирующим финансы. Оно осуществляет контроль за исполнением банками
правил кассового выполнения госбюджета относительно доходов, устанавливает
порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении
бюджетов, смет расходов бюджетных учреждений, координирует ведомственный
финансовый контроль. Кроме того, Министерство финансов контролирует:
сохранность и эффективность использования государственного имущества,
закрепленного за предприятиями; выпуск и оборот ценных бумаг, выдаёт разрешения
на осуществление этой деятельности; ведет общий реестр выпуска ценных бумаг в
Украине. Основные функции Министерства финансов таковы:
·
реализация
финансовой политики государства, обеспечения её воплощения в жизнь;
·
составление
проекта и обеспечение выполнения государственного бюджета Украины;
·
обеспечение
стабильности государственных финансов, активного влияния их на
социально-экономическое развитие страны;
·
концентрация
финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического
развития Украины и её регионов;
·
анализ
показателей развития экономики, внедрения мероприятий по её оздоровлению;
·
анализ итогов
выполнения бюджетов всех уровней;
·
усовершенствование
методов финансово бюджетного планирования;
·
подготовка
информационных материалов высшим органам власти и управления о ходе и итогах
выполнения бюджета, предложения относительно увеличения доходов;
·
осуществление
мероприятий по развитию финансового рынка;
·
планирование
доходов и расходов бюджета из экспортно-импортных операций;
·
осуществление
финансового контроля за рациональным и целевым использованием бюджетных
средств.
В системе
Министерства финансов действуют такие специальные контрольные службы, как:
1.
Государственное
казначейство.
2.
Главное
контрольно-ревизионное управление.
Особым
подразделением Министерства финансов Украины, которое специально занимается
выполнением государственного бюджета Украины, является государственное
казначейство Украины. Оно было создано Указом Президента Украины от 27 апреля в
1995 г. для обеспечения четкого контроля за поступлением средств в
государственный бюджет и их использования. Функции государственного
казначейства:
·
организация и
осуществление выполнения государственного бюджета на основе принципа единого
казначейского счета;
·
осуществление
руководства подведомственными территориальными органами;
·
ведения сведенных
реестров распорядителей средств государственного бюджета, государственных
внебюджетных фондов;
·
осуществление
управления доходами и расходами государственного бюджета;
·
проведение
операций с имеющимися бюджетными средствами, включая иностранную валюту;
·
организация и
осуществление прогнозирования, кассовое планирование средств государственного
бюджета;
·
управление
государственным внутренним и внешним долгом;
·
организация учета
выполнения государственного бюджета, составление отчета о состоянии выполнения
государственного и сведенного бюджетов;
·
проведение
контроля за поступлением и расходованием средств государственных внебюджетных
фондов.
За основу
деятельности государственного казначейства положен принцип единого счета
государственного бюджета в совокупности с централизацией, через которую
обеспечивается ежедневный анализ государственных средств. Казначейство проводит
оплату счетов учреждений, которые содержатся из государственного бюджета, со
своих счетов. Обеспечивается жесткий контроль казначейства за поступлением
средств в бюджет, их целевым и предметным использованием. Это вполне отвечает
цели создания казначейства — внедрение в жизнь единого казначейского счета в
Национальном банке Украины и его региональных управлениях, проведения через них
всех операций распорядителей средств государственного бюджета. Таким образом,
Министерство финансов Украины организовывает выполнение государственного
бюджета через государственное казначейство и его территориальные органы.
Основным
критерием, на котором базируется выполнение бюджетов, является обеспечение
поступлений налогов в бюджеты всех уровней. Эта функция возложена на
государственную налоговую администрацию Украины (НАУ) и налоговую милицию,
которая выведена из подчинения Министерства внутренних дел Украины. Эти
структуры подчинены Президенту Украины. НАУ была создана на основании Указа
Президента Украины от 22 августа в 1996 г. Она является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим региональное поступление средств в
государственные фонды финансовых ресурсов. Главным заданием НАУ является
контроль за четким выполнением законодательных и нормативных актов по налогам,
правильностью подсчёта, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и
других платежей, установленных законодательством Украины. Функции
Государственной налоговой администрации:
·
проведение и
организация работы областных, городских, районных налоговых администраций по
контролю над выполнением законодательства по налогам и другим платежам в бюджет
юридическими и физическими лицами;
·
разработка
предложений относительно совершенствования налогового законодательства;
·
разработка и издание
инструктивных, методических указаний о порядке удержания налогов;
·
разработка форм
налоговых расчетов, деклараций и других документов;
·
проведение
разъяснительной работы среди населения, предприятий и организаций относительно
порядка, сроков и методов расчетов налогов и других платежей в бюджет;
·
проведение в
министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях всех форм
собственности проверки денежных поступлений, документов, бухгалтерских книг,
отчетов, смет, деклараций, документов относительно начисления и оплаты налогов
и других платежей в бюджет;
·
принятие решений
о применении финансовых санкций и наложении административных штрафов на
нарушителей действующего законодательства.
В целом
государственная налоговая администрация воплощает в жизнь налоговую политику
государства. Министерство финансов Украины как орган государственного
управления проводит в жизнь финансовую политику государства, которая является
совокупностью мероприятий по акумуляции финансовых ресурсов в государственном
бюджете.
Национальный
банк Украины в системе
органов финансового контроля занимает особенное место. Действующим
законодательством на него положено осуществление банковского регулирования и
присмотра; осуществление сертификации аудиторов, которое проводит аудиторские
проверки банков; организацию и осуществление валютного контроля; анализ
состояния денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений.
Государственная
таможенная служба Украины осуществляет контроль за соблюдением правил перемещения валютных
ценностей через таможенную границу Украины, за точной и своевременной уплатой
пошлины и других таможенных платежей.
Министерство
связи Украины осуществляет
контроль за соблюдением установленных правил во время выдачи и приема денежных
переводов.
2.
ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Государственное
регулирование в сфере финансового контроля осуществляется с целью:
·
обеспечение
выполнения законодательства в сфере финансового контроля;
·
обеспечение
эффективности работы субъектов финансового контроля, устранение параллелизма и
дублирования в деятельности путем разделения их функций;
·
налаживание
координации деятельности субъектов финансового контроля (между собой, с
государственными органами и органами местного самоуправления);
·
утверждение единых
норм и стандартов финансового контроля.
Государственное
регулирование в сфере финансового контроля обеспечивается путем просмотра и
анализа деятельности субъектов финансового контроля со стороны органов
законодательной и исполнительной власти и принятия соответствующих решений по
вопросам финансового контроля в пределах полномочий органов, которые проводили
такой анализ.
Правовое
регулирование финансового контроля осуществляется на основе законодательной и
нормативной базы. Законодательная база финансового контроля заложена на уровне Конституции
Украины и законов, которые регулируют основные фундаментальные экономические
отношения (Законы "О собственности", "О предпринимательстве").
Эти документы опосредствовано регулируют контрольные отношения, они содержат
только определяющие положения, которые конкретизируются в законах, которые
регулируют деятельность контролирующих органов, их задания, функции, структуру,
полномочия, права, обязанности, ответственность. К таким законам принадлежат
Законы Украины "О контрольно-ревизионной службе", "О
государственной налоговой службе", "О Счётной палате", "Об аудиторской
деятельности" и другие. Они конкретизируются в постановлениях и положениях
Кабинету Министров о деятельности контролирующих органов и осуществлении
финансового контроля. Конституция Украины закладывает фундаментальные принципы
формирования конкретных правовых норм, которые определяют сферу, объём, границы
государственного финансового контроля, организационную структуру, полномочия,
обязанности контролирующих органов, формы и методы проведения финансового
контроля. К этим фундаментальным принципам следует отнести конституционные нормы:
1.
Принципиальные положения,
которые касаются отношений собственности в Украине, изложенные в ст. 13, 41, 116
Конституции Украины, а именно, что от имени украинского народа права владельца осуществляют
органы государственной власти и органы местного самоуправления, что
собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу, что
государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и
хозяйствования, социальную ориентированность экономики, что все субъекты права
собственности равны перед законом, никто не может быть противоправно лишён
права собственности, право частной собственности является нерушимым законом; Кабинет
Министров обеспечивает равные условия развития всех форм собственности,
осуществляет управление объектами государственной собственности.
2.
Каждый обязан платить налоги и сборы в
установленном законом порядке.
3.
Контроль
выполнения Государственного бюджета Украины и осуществление контроля
деятельности Кабинета министров.
4.
Территориальные громады села, посёлка, города
непосредственно или через созданные ними органы местного самоуправления
управляют имуществом, которое находится в коммунальной собственности,
утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и
контролируют их исполнение, осуществляют контроль за их деятельностью.
Законом Украины "О собственности"
от 07.02.91 субъектами права собственности являются народ Украины, граждане и
юридические лица, государство; что государство непосредственно не вмешивается в
хозяйственную деятельность субъектов права собственности. Этим Законом также установлены:
·
перечень форм собственности
(индивидуальная, коллективная, смешанная, а также их равноправие;
·
определены
объекты права
государственной и других форм собственности; установлено, что контроль над
эффективностью использования и сохранения государственного имущества
осуществляют государственные органы, которые уполномочены управлять этим
имуществом.
Важным для
правового регулирования финансового контроля являются законодательные акты, которые
определяют понятия коррупции и бюджетного правонарушения. Согласно с Законом
Украины "О борьбе с коррупцией" от 05.10.95. Под коррупцией подразумевается
деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства,
направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для
получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ.
Коррупционными действиями являются:
·
незаконное
получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с
исполнением функций материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в
том числе принятие или получение предметов (услуг) путём их приобретения по
цене (тарифу), которая является существенно более низкой в сравнении с
фактической стоимостью этого предмета;
·
получение лицом,
уполномоченным на исполнение функций государства, кредитов или займов, покупку
ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом
льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.
Подарок
(вознаграждение), полученный указанными лицами при обстоятельствах,
предусмотренных пунктом "а" части второй этой статьи, в том числе
такого, что получен без их ведома, а также стоимость незаконно полученных услуг
подлежат взысканию (возмещению) в доход государства.
За
коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией несут
ответственность те лица, которые уполномочены на исполнение функций
государства:
·
государственные
служащие;
·
народные депутаты
Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты сельских,
поселковых, городских, районных, областных советов;
·
должностные лица
органов местного самоуправления.
Государственный
служащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не
имеет права:
·
содействовать,
используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в
осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также в получении
субсидий, субвенций, дотаций, кредитов или льгот с целью незаконного получения
за это материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ;
·
заниматься
предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников или
подставных лиц, быть поверенным третьих лиц по делам государственного органа, в
котором он работает, а также выполнять работу на условиях совмещения (кроме
научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики);
·
входить
самостоятельно (кроме случаев, когда государственный служащий осуществляет
функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству и
представляет интересы государства в совете общества (наблюдательный совет или
ревизионная комиссия хозяйственного общества), через представителя или
подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов предприятия,
кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и организаций, союзов,
объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
·
отказывать
физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой
предусмотрено правовыми актами, преднамеренно задерживать её, предоставлять
недостоверные данные или неполную информацию.
Государственный
служащий, который является должностным лицом, не имеет также права:
·
способствовать,
используя свое должностное положение, физическим и юридическим лицам в
осуществлении ими внешнеэкономической, кредитно-банковской и другой
деятельности с целью незаконного получения за это материальных благ, услуг,
льгот или других преимуществ;
·
неправомерно
вмешиваться, используя свое должностное положение, в деятельность других
государственных органов или должностных лиц с целью препятствования выполнения
ими своих полномочий;
·
быть поверенным
третьих лиц по делам государственного органа, деятельность которого он
контролирует;
·
предоставлять
незаконные преимущества физическим или юридическим лицам во время подготовки и
принятия нормативно-правовых актов или решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К общим
функциям органов исполнительной власти принадлежат планирование, регулирование,
руководство, организация, координация и контроль. Одной из наиболее важных функций
государственного управления финансами является контрольная деятельность, и в
частности, финансовый контроль. Рассматривая соотношение финансового контроля и
государственного управления, становится понятно, что финансовый контроль
является средством достижения конкретного задания, которое стоит перед
государством, — установление правопорядка и законности. Финансовому контролю
присущие черты, которые вообще принадлежат контрольной деятельности как
таковой, а именно:
·
оперативность;
·
целенаправленность;
·
непосредственность;
·
обоснованность;
·
действенность.
Следует
отметить, что финансам как экономической категории, кроме распределительной и
регулирующей, принадлежит также и контрольная функция. Она проявляется как во
время контроля деления валового внутреннего продукта, так и во время
использования общественных денежных фондов в соответствии с их целевым
назначением. Все это свидетельствует о том, что контрольная функция финансов
является объективной основой финансового контроля. В современных непростых
условиях становления рыночной экономики, контрольная функция органов
исполнительной приобретает особую актуальность. Это связано с определенной
спецификой деятельности, которая позволяет активно влиять на экономические
процессы. Эффективный финансовый контроль способствует ускорению экономического
и социального развития страны, рациональной организации использования всех
имеющихся ресурсов, обеспечению сохранности общегосударственной и муниципальной
собственности. Признавая особенности финансового контроля, следует отметить,
что сегодня происходит его усложнение, все более четко выявляющееся в его
многоаспектности, потому что сфера контрольной деятельности становится более
многогранной, распространяясь на негосударственные предприятия и граждан,
которые занимаются коммерческой деятельностью. Контроль в сфере управления
финансами становится более многоплановым и разнообразным. Некоторые контрольные
органы ликвидированы, возникли новые органы, поэтому систему органов
финансового контроля ещё нельзя назвать полностью завершённой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Методика та
організація фінансового контролю: Підруч. для сту. вищ. навч. закл. / Базась
М.Ф. – К.: МАУП, 2004.
2.
Фінансове право
України: Підручник / Г.В. Бех, О.О. Дмитрик, І.Є. Криницький; за ред. М.П.
Кучерявенка – К.: Юрінком Інтер, 2006.
3.
Близнюк О.П.,
Лачкова Л.І., Оспіщев В.І. та ін.; За ред.. Оспіщев В.І. Фінанси: Навч. посіб.
– К: Знання, 2006.