Порядок и условия выполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы
Порядок и
условия выполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1.
Порядок и условия выполнения исправительных работ без лишения свободы
2.
Порядок и условия выполнения наказания в виде направления военнослужащих
срочной службы в дисциплинарный батальон
3.
Порядок и условия исполнения уголовных наказаний не связанных с применением мер
исправительно-трудового влияния
ВЫВОДЫ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уголовное наказание несет
в себе не только функцию карательную, то есть реакцию государства на негативные
и противоправные действия индивида, но функцию воспитательную. Воспитательный в
уголовном наказании скорее всего отражает реакцию общества, определенного круга
лиц, той громады или общества в целом в среде которого было совершено
преступление.
Воспитательный элемент в
системе уголовного наказания преследует цель перевоспитания индивида,
устранения из его поведения отрицательных элементов, действий, привычек,
пробуждения его гражданской позиции.
Как известно в системе
уголовного наказания присутствуют различные виды, самое строгое – лишение
свободы. Однако, общество из гуманных соображений и с целью скорейшего
исправления, а также ресоциализации личности преступника разработало и
закрепило в системе права такие виды наказания, которые не предусматривают
лишение свободы. Они лишь предусматривают определенные правоограничения, а также
ограничивают круг возможностей реализации личности на определенный термин.
К таким видам наказания
относятся: исправительные работы без лишения свободы, содержание военнослужащих
срочной службы в дисциплинарном батальоне, лишение права занимать определенные
должности, заниматься определенной деятельностью, штрафа, конфискации
имущества, лишение воинского или специального звания.
Таким образом, применение
указанных видов наказания при соблюдении определенных, установленных законом
правил их исполнения, способствуют полному и скорейшему исправлению
преступников.
Исправительные работы без
лишения свободы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и является
основной мерой наказания, которая может назначаться судом в таких случаях:
‒ если эта мера наказания
предполагается санкцией статьи УК Украины;
‒ назначение более мягкого наказания,
чем предусмотрено законом (ст. 44 УК Украины);
‒ замены наказания более мягким
наказанием (ст. 52, 53 УК Украины);
‒ замены исправительными работами
штрафа, предназначенного как основное наказание, в случае злостного уклонения
осужденного от его уплаты (ст. 32 УК Украины).
Порядок и условия
выполнения уголовного наказания в виде исправительных работ без лишения свободы
определяются уголовно-исполнительным законодательством (ст. 94-107 УИК
Украины).
Согласно ст. 94 УИК
Украины по приговору суда исправительные работы без лишения свободы происходят
по месту работы осужденного или в других местах, которые определяют органы,
выполняющие этот вид наказания, но в районе проживания осужденного с учетом его
трудоспособности и по возможности специальности. Относительно
несовершеннолетнего, кроме того, учитывается необходимость обеспечения
надлежащего надзора за его поведением и получение им рабочей квалификации [5].
Таким образом,
законодательство предусматривает два вида исправительных работ: по месту работы
осужденного; в других местах.
Лицо, осужденное к исправительным
работампо месту работы, остается работать на предприятии, в учреждении или
организации, где оно работало до осуждения, на той же должности или работе.
Переведение этих лиц на другую должность или работу может осуществляться на
общих основаниях, которая предполагается законодательством о труде.
Если осужденный на момент
исполнения приговора не работает, то органы, которые исполняют этот вид наказания,
предлагают осужденному в пятнадцятидневный срок устроиться на работу и в случае
необходимости помогают ему трудоустроиться.
В случае уклонения от
отбытия наказания лица, осужденного к исправительным работам без лишения
свободы с отбытием по месту работы, суд по представлению органа, который
обеспечивает выполнение наказания, или за ходатайством организации или
трудового коллектива может направить это лицо для отбытия наказания в другие
места, которые определяются органами, которые обеспечивают применение исправительных
работ, но в районе проживания осужденного. Согласно требованиям ст. 97 УИК
Украины срок отбытия исправительных работ без лишения свободы исчисляется в
месяцах и днях, на протяжении которых осужденный работал и из его заработка
осуществлялись отчисление. Количество дней, которое должен отработать
осужденный, не должно быть меньше количества рабочих дней, которые приходятся
на установленный судом календарный срок наказания [7].
К сроку отбытия исправительных
работ зачисляется также время:
‒ на протяжении которого осужденный не
работал по уважительным причинам и ему по закону выплачивалась заработная
плата;
‒ проведенное в отпуске в связи с
беременностью и родами;
‒ предоставленное для ухода за больным,
а также по болезни, кроме случаев, когда помощь по поводу временной
нетрудоспособности не выплачивается в связи с заболеванием из-за опьянения или
вследствие действий, связанных с опьянением.
Если в период отбытия исправительных
работ без лишения свободы осужденный подвергался административному взысканию за
новое правонарушение или к нему как предупредительная мера применялось взятие
под стражу, то время отбытия административного взыскания и содержание под стражей
к сроку отбытия исправительных работ не зачисляется.
Приговоры к исправительным
работам без лишения свободы приводятся к выполнению не позднее десяти дней со
дня обретения приговором законной силы или обращения его к выполнению.
Выполнение приговоров
суда по уголовному наказанию в виде исправительных работ возложены на Государственный
департамент Украины по вопросам исполнения наказаний. Непосредственно органами,
которые занимаются исполнением исправительных работ являются районные
(городские) инспекции исправительных работ (ИИР), управление Государственного
департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в АРК и областях.
Контроль за организацией работы ИИР в районах и городах, а также предоставление
им практической и методической помощи осуществляются отделом (отделением) исполнения
наказаний, не связанных с лишением свободы, управлением Государственного
департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в АРК и областях, который,
в свою очередь, подчинен соответствующему отделу Государственного департамента
Украины по вопросам исполнения наказаний [5].
В соответствии со ст. 99 УИК
Украины после получения копии приговора инспекции исправительных работ:
‒ направляют на работу лиц, осужденных
к исправительным работам в других местах, лиц, осужденных к исправительным
работам по месту работы, которые направлены судом для отбытия наказания в другие
местам работы и в случае необходимости помогают трудоустроиться лицам,
осужденным к исправительным работам по месту работы;
‒ контролируют правильность
осуществления отчислений из заработка осужденных и своевременность перечисления
их в доход государства, соблюдение администрацией предприятий, учреждений и
организаций условий отбытия наказания, установленных исправительно-трудовым
законодательством Украины;
‒ принимают участие в воспитательной
работе осужденных;
‒ применяют к лицам, которые отбывают исправительные
работы без лишения свободы, меры поощрения и взыскания;
‒ ведут персональный учет лиц,
осужденных к исправительным работам без лишения свободы;
‒ организовывают в установленном
порядке поиск лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы,
место пребывания которых неизвестно.
Определенные обязанности
относительно организации выполнения исправительных работ возлагаются также на
администрацию предприятий, учреждений и организаций по месту отбытия осужденным
наказания. Согласно ст. 100 УИК Украины администрация предприятия, учреждения,
организации, где работает осужденный после получения копии приговора суда:
‒ доводит приговор относительно
осужденного к сведению членов трудового коллектива;
‒ в суточный срок высылает органу,
который исполняет этот вид наказания, подтверждение о принятии приговора суда к
исполнению;
‒ высчитывает из заработка осужденного
и в установленном порядке пересчитывает удержанные суммы в доход государства;
‒ соблюдает условия отбытия наказания,
установленные исправительно-трудовым законодательством Украины;
‒ обеспечивает контроль за поведением
осужденных и проведение с ними воспитательной работы, а также трудовое
воспитание осужденных в духе честного отношения к работе, соблюдение трудовой и
государственной дисциплины.
Карательные свойства исправительных
работ находят свое отображение в следующем:
‒ назначаются на определенный срок;
‒ на протяжении этого срока из
заработка осужденного осуществляются отчисление в доход государства;
‒ изменяют в неблагоприятную сторону
правовое состояние осужденного;
‒ порождают судимость.
Особенность правового
состояния лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы,
заключается в том, что в этом случае правовой статус гражданина изменяется
значительно меньше, чем у лица, осужденного к лишению свободы, поскольку этот
вид наказания касается лишь свободы передвижения и условий работы осужденного.
Основными средствами
исправления лиц, осужденных к исправимым работам, является режим отбытия
наказания, общественно полезная работа, общеобразовательное и
профессионально-техническое обучения.
Средства исправления
должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности
совершенного преступления, лица осужденного, а также его поведения и отношение
к работе [9].
Выполнение наказания в
виде исправительных работ без лишения свободы предусматривает наличие
определенного правового режима или предусмотренных законом обязательных условий
отбытия этого вида наказания, под которыми понимается совокупность
установленных уголовно-исполнительным законодательством правоограничений с
целью исправления и перевоспитания осужденных.
Указанные правоограничения
определяются нормами УИК Украины, которые регулируют:
‒ обязательные отчисления из заработка
осужденного;
‒ порядок исчисления трудового стажа
осужденных;
‒ порядок увольнения с работы по
собственному желанию осужденных к исправимым работам;
‒ порядок предоставления отпуска и
помощи осужденным к исправимым работам.
По ст. 102 УИК Украины из
заработка осужденных к исправительным работам без лишения свободы
осуществляются отчисление в доход государства на протяжении срока отбытия
наказания в размерах, установленных приговором суда. Отчисления осуществляются
по месту работы осужденного из всей суммы заработка, без вычета из этих сумм
налогов и других платежей, а также независимо от наличия претензий к
осужденному по исполнительным документам.
Законом установлено
только верхнюю границу отчислений, которые осуществляются из заработка
осужденных к исправительным работам 2 %, а минимальный процент отчислений в
законе не указан. Тем не менее на практике размер отчислений из заработка
осужденного к исправительным работам обозначается судом в пределах 5-20 %,
поскольку назначать размер отчислений меньше 5 % нецелесообразно в связи со
слабым карательным влиянием на осужденного. Общий размер отчислений из
заработка осужденного к исправительным работам при наличии других удержаний
может достигать 70 %.
Отчисления не
осуществляются из пенсий и помощи, получаемой в порядке социального обеспечения
и социального страхования; из выплат одноразового характера и непредвиденных
системой заработной платы; из сумм, которые выплачиваются в виде компенсации за
затраты, связанные с командировками, и других компенсационных затрат [11].
При условии
добросовестной работы и образцового поведения в период отбытия исправительных
работ без лишения свободы это время может быть включено в общий трудовой стаж
лица, которое отбыло наказание, на основании решения суда в порядке,
установленном уголовно-процессуальным законодательством Украины.
Порядок увольнения с
работы по собственному желанию осужденных к исправительным работам без лишения
свободы определяется ст. 104 УИК Украины. На протяжении срока отбытия исправительных
работ без лишения свободы запрещается освобождать осужденных от работы по их
собственному желанию без разрешения органов, которые исполняют этот вид
наказания. Разрешение предоставляется после проверки обоснованности заявления
осужденного. Отказ в разрешении на освобождение должен быть мотивированным. Он
может быть обжалован вышестоящему служебному лицу.
Осужденным к исправительным
работам без лишения свободы во время отбытия наказания очередной отпуск не
предоставляется (ст. 105 УИК Украины). Другие виды отпусков предоставляются
осужденным согласно законодательству о труде. Время отбытия наказания к стажу,
который дает право на отпуск, получение льгот и надбавок к заработной плате, не
прибавляется.
Одним из видов уголовного
наказания, связанного с применением мер исправительно-трудового влияния на
осужденных, является направлении военнослужащих срочной службы в дисциплинарный
батальон.
Общие основы назначения
этого вида уголовного наказания определяются ст. 34 УК Украины, согласно которой
военнослужащие срочной службы, которые совершили преступления, могут
направляться в дисциплинарный батальон в случаях, предусмотренных законом, на
срок от трех месяцев до двух лет, а также если суд, учтя обстоятельства дела и
лицо осужденного, признает целесообразным вместо лишения свободы на срок до
трех лет применить направление в дисциплинарный батальон на тот же срок.
Направление в дисциплинарный батальон вместо лишения свободы не применяется к
лицам, которые раньше отбывали наказание в виде лишения свободы.
Направление в
дисциплинарный батальон является основным видом наказания, которое применяют в
мирное время военные суды за совершение преступлений военнослужащими срочной
службы и приравненных к ним лиц. К курсантам военно-учебных учреждений, школ
прапорщиков, мичманов и других подобных учебных заведений этот вид наказания
может применяться лишь за преступления, содеянные ими после зачисления на
обучение и при условии, что они не проходили срочную военную службу. Этот вид
наказания не применяется к военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам,
мичманам, офицерам, а также военнообязанным в период прохождения учебного или
другого собрания [7].
Сущность этого вида
наказания заключается в том, что осужденный принудительно направляется в особую
военную часть – дисциплинарный батальон, где действует специальный внутренний
распорядок. Этот вид наказания применяется в случае совершения преступлений,
которые не представляют большой общественной опасности, когда осужденных можно
оставить на воинской службе и исправить в условиях специальной воинской части.
Порядок и условия отбытия
этого наказания установлены Положениям о дисциплинарном батальоне в Вооруженных
Силах Украины, утвержденным Указом Президента Украины № 139 от 5 апреля 1994 г. (далее - Положение).
Направление в
дисциплинарный батальон является наказанием за содеянное преступление и имеет
целью исправления и перевоспитания осужденных в духе честного отношения к
работе и воинской службы, сурового соблюдения ими Конституции и законов
Украины, точного выполнения Военной присяги и воинских уставов и предотвращение
совершения новых преступлений.
Контроль за деятельностью
дисциплинарного батальона, соблюдением в нем требований воинских уставов и
Положения осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины [8].
Основанием для содержания
осужденных в дисциплинарном батальоне является приговор военного суда, который
набрал законную силу.
Основными средствами
исправления и перевоспитания осужденных являются установленные для
дисциплинарного батальона порядок и режим отбытия наказания, общественно
полезная работа, воспитательная работа, боевая подготовка.
Средства исправления и
перевоспитания применяют с учетом характера и степени общественной опасности
содеянного преступления, лица осужденного, а также его отношение к работе и воинской
службе.
Лица, которые отбывают
наказание в дисциплинарном батальоне, исполняют обязанности и пользуются
правами, установленными законодательством для военнослужащих срочной службы
Вооруженных Сил Украины, и ограничениями, предусмотренными Положением.
Обязанности, права и отношения
личного состава, которые вытекают из условий службы в дисциплинарном батальоне,
определяются военными уставами и Положением.
Руководство
дисциплинарным батальоном осуществляет командующий войсками военного округа
(оперативного командования), который обеспечивает отбор и расстановку кадров
офицерского состава, контролирует режим и условия содержания, охват постоянной
работой, организацию работы, боевую подготовку и воспитание осужденных.
Согласно Закону Украины
"О прокуратуре" надзор за соблюдением законов в дисциплинарном
батальоне осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему военные
прокуроры.
Срок отбытия наказания в
дисциплинарном батальоне исчисляется с момента, указанного в приговоре, с
учетом согласно ст. 47 УК Украины времени предыдущего заключения.
В дисциплинарный батальон
осужденного направляют после обретения приговором законной силы [9].
Дисциплинарный батальон
располагают отдельно от других воинских частей гарнизона. Служебные и жилые
помещения, предназначенные для расположения подразделов охраны, обслуживания,
сержантов дисциплинарных рот, квартиры военнослужащих, составы огнестрельного
оружия и боеприпасов размещают вне территории (зоны), где удерживают
осужденных.
Территория (зона), на
которой расположены жиле и другие здания и сооружения, которые назначаются для
размещения и обслуживание осужденных, должна ограждаться крепким забором
сплошного заполнения высотой не менее чем 2,5 м. Сверху на заборе устраивается козырек из колючей проволоки в два ряда. На заборе или в запрещенной полосе
оборудуют технические средства охраны.
Дверь
контрольно-пропускных пунктов и входные ворота в расположении дисциплинарного
батальона должны всегда быть затворены на замок и отворяться по распоряжению
дежурного по батальону.
Посылки, передачи и
бандероли, которые поступают к осужденному, подлежат обзору. Порядок обзора и
вручения почтовых поступлений осужденным устанавливает командир дисциплинарного
батальона. Деньги (в том числе и премии как меры поощрения), что поступают на
имя лиц, которые находятся в дисциплинарном батальоне, зачисляют на их личные
счета и выдаются при освобождении из батальона. Количество посылок, передач,
бандеролей и писем, которые получают осужденные, а так же количество писем, которые
они отправляют, не ограничивается.
Осужденным могут быть
предоставлены свидания: краткосрочные - до четырех часов и продолжительные - до
трех суток. Краткосрочные свидания предоставляются ежемесячно с родственниками
или другими лицами в специально оборудованном помещении в свободное от работы и
занятий время в дни, установленные командиром дисциплинарного батальона.
Продолжительные свидания
с правом общего проживания с близкими родственниками (матерью, отцом, женой,
детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабой, лицами, на воспитании
которых находился осужденный) могут предоставляться один раз в квартал с
разрешения командира дисциплинарного батальона [11].
В порядке, установленном
командиром дисциплинарного батальона, осужденные могут вести телефонные
разговоры с близкими родственниками. Они имеют право за счет средств, которые
находятся на их личных счетах, выписывать и получать газеты, журналы, другие
периодические издания, которые выходят в Украине, без ограничения их
количества.
Отпуска, предусмотренные
для военнослужащих срочной службы, осужденным не предоставляются.
В отдельных случаях
осужденным могут разрешаться краткосрочные выезды за границы дисциплинарного
батальона на срок наибольше семи суток, не включая времени, необходимого для
проезда в оба конца, по исключительным личным обстоятельствам: смерть или тяжелая
болезнь близкого родственника, которая угрожает жизни больного; стихийное
бедствие, которое причинило большой материальный вред осужденному или его семье,
и т.п..
Осужденных привлекают к
работе на производственных предприятиях, строительстве и других объектах
Министерства обороны Украины, в мастерских дисциплинарного батальона, как
правило, с использованием техники. Организация работы должна подчиняться задаче
исправления и перевоспитания осужденных и обеспечивать их постоянную и полную
занятость. Работа осужденным не оплачивается. Воспитательную работу с
осужденными проводят с учетом их психологических особенностей, уровня
образования и отношения к религии. Она должна направляться на формирование у
осужденных верности Отчизне и воинской обязанности, укрепление воинской дисциплины
и предотвращение совершения правонарушений. Учебные занятия с осужденными
организовывают по специальной программе. Занятие по боевой подготовке проводят
с учебным оружием без штыка и затвора. Для проведения занятий создается
необходимая учебно-материальная база.
Согласно п. 48 Положение
за нарушение требований режима отбытия наказания к осужденным могут применяться
такие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; назначение
в наряд на работу - до пяти дней в свободное от работы и обучение время; арест
с содержанием на гауптвахте - до 10 суток; исключение из числа тех, кто
исправляется. Осужденных освобождают из дисциплинарного батальона на таких
основаниях: после отбытия срока наказания, назначенного приговором суда; по акту
амнистии; в связи с помилованием; в случае вынесения судом постановления об
освобождении от отбытия наказания по болезни, досрочно и на других основаниях,
установленных законом. Время пребывания осужденных в дисциплинарном батальоне к
сроку воинской службы не зачисляется.
Порядок и условия выполнения
уголовных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности,
заниматься определенной деятельностью, штрафа, конфискации имущества, лишение воинского
или специального звания определяются Положенном о порядке и условиях исполнения
в Украине уголовных наказаний не связанных с мерами исправительно-трудового
влияния на осужденных (утверждено Указом Президиума Верховной Рады Украины №
7193- Х от 22.06.84).
Основанием для исполнения
перечисленных наказаний является приговор суда, который набрал законную силу.
Этот приговор обращается к исполнению судом, который вынес приговор, не позднее
трех суток со дня обретения им законной силы или возвращения дела из
кассационной инстанции.
Лица, осужденные к
перечисленным наказаниям, имеют обязанности и права, установленные
законодательством для граждан Украины, с ограничениями, предусмотренными
законодательством для осужденных, а также вытекают из приговора суда и
установленного законом порядка выполнения этого вида наказания.
Надзор за соблюдением
законов при исполнении указанных наказаний осуществляют Генеральный прокурор
Украины и подчиненные ему прокуроры согласно Закону Украины "О
прокуратуре".
Уголовное наказание в
виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью согласно требованиям ст. 31 УК Украины может назначаться судом на
срок от двух до пяти лет как основное или дополнительное наказание. Это наказание
назначается и тогда, когда по характеру содеянных виновным преступлений по
должности или во время занятия определенной деятельностью суд признает
невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью [7].
Лишение права занимать
определенные должности состоит в освобождении осужденного на указанный в приговоре
суда срок от должности, которую он занимал во время совершения преступления, и лишении
его права занимать аналогичные должности на других предприятиях, в учреждениях
и организациях.
Лишение права заниматься
определенной деятельностью - это запрет осужденному заниматься деятельностью, в
связи с которой им содеяно преступление.
Лишение права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью может
назначаться или как основное, если оно предусмотрено как такое в санкции статьи
УК Украины, а также при применении ст. 44 УК Украины, или как дополнительное
наказание, если оно предусмотрено как такое в санкции статьи УК Украины.
Лишение лица права занимать
определенные должности предусматривает не только освобождение его от занимаемой
должности, а и запрет занимать ее и аналогичные ей на определенный срок. В
случае установления приговором запрета заниматься определенной профессиональной
деятельностью осужденный увольняется с предыдущего места работы и, кроме того,
устраняется со сферы своей профессиональной деятельности вообще. Итак, если в
первом случае осужденный не лишается возможности работать по специальности, то
второй случай применения лишения права характеризуется большим количеством
ограничений относительно трудовых прав.
Условно-досрочное и
досрочное освобождение от назначенного как основное наказание лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью
законодательством не предполагается. Оно может быть осуществлено лишь как акт
амнистии или помилование. Осужденный может освободиться от рассматриваемого
дополнительного наказания в случае условно-досрочного освобождения от основного
наказания или замены его на более мягкое в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 52
УК Украины.
Лицо, которое отбыло наказание
в виде запрета права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, приглашается к ИИР, где ему объявляется о снятии с
учета и разъясняются права согласно действующему законодательству.
Лица, которые были
осуждены к рассматриваемому виду наказания как основному, считаются несудимыми,
если на протяжении года со дня его отбытия не совершат нового преступления.
Штраф является мерой уголовного
наказания, которая выражается во взыскании с осужденного в доход государства
определенной суммы денег.
Общие основания
назначения уголовного наказания в виде штрафа определяются уголовным
законодательством Украины, в частности ст. 32 УК Украины. Штраф применяется как
основное или дополнительное наказание. Размер штрафа устанавливается в
зависимости от тяжести содеянного преступления с учетом имущественного
состояния виновного от 10 до 400 минимальных размеров заработной платы, а в
исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, за
отдельные преступления могут устанавливаться и большие размеры штрафа [7].
Штраф как основное
наказание назначается тогда, когда эта мера наказания предусмотрена санкцией
соответствующей статьи УК Украины. Равно как основное наказание штраф может
назначаться в порядке замены исправительных работ лицам, которые признаны
нетрудоспособными, и лицам, которые стали нетрудоспособными после вынесения
приговора, а также в случае замены наказания на более мягкое, если в последнем
случае санкция статьи, по которой осужден виновный, среди основных мер
наказания предусматривает и штраф. Если санкция статьи УК Украины не
предусматривает штрафа, он может назначаться как основное наказание лишь в
порядке перехода к более мягкому виду наказания при наличии оснований,
предусмотренных ст. 44 УК Украины.
Штраф как дополнительная
мера наказания назначается лишь тогда, когда он предусмотрен санкцией статьи
закона, по которому подсудимый признан виновным, а также в случае применения
условного осуждения и отсрочки выполнения приговора.
Суд, который вынес
приговор, предлагает осужденному добровольно уплатить суму штрафа в месячный
срок и предупреждает, что в случае неуплаты штрафа он будет взыскан в
принудительном порядке. Если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в
этот срок, согласно ст. 405 КПК Украины его взыскание может быть отсрочено или
рассрочено, но не более чем на один год со дня обретения приговором законной
силы.
В случае неуплаты
осужденным штрафа в установленный срок наказание в виде штрафа осуществляется
принудительно в порядке и сроки, предусмотренные ст. 362 Гражданского
процессуального кодекса Украины, на основании исполнительного листа, выданного
судом, который вынес приговор.
Взыскание штрафа
обращается на личное имущество осужденного, а также на его часть в общей
собственности.
Обращение взыскания на
заработную плату или другой заработок, пенсию или стипендию осужденного
осуществляется в случае отсутствия у него имущества или недостаточности этого
имущества для полного взыскания штрафа [11].
Взыскание на имущество
осужденного не обращается, если размер взыскания не превышает 20 % месячной
заработной платы или другого заработка, пенсии или стипендии, на которые по
закону может быть обращено взыскание.
При взыскании штрафа не
может изыматься имущество, которое не подлежит конфискации согласно Перечню,
который содержится в приложении к УК Украины.
В случае злостного
уклонения осужденного от уплаты штрафа, назначенного как основной вид наказания,
суд по представлению государственной исполнительной службы или по собственной
инициативе может заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительных
работ без лишения свободы из расчета один месяц исправительных работ за четыре
минимальных размера заработной платы штрафа, но на срок не больше два года в
порядке, предусмотренном законодательством Украины и ст. 410 УПК Украины.
Заменять штраф на исправительные работы нетрудоспособному лицу запрещено.
Заменять штраф на лишение
свободы и наоборот не допускается (ст. 32 УК Украины).
По правовой природе и последствиям
штраф как мера уголовного наказания отличается от штрафа как меры
административного взыскания и общественного влияния. Предназначенный приговором
суда за содеянное преступление штраф тянет за собой судимость. Судимость
считается погашенной, если осужденное к штрафу лицо на протяжении года со дня
отбытия наказания не совершит нового преступления.
Конфискация имущества
(ст. 35 УК Украины) является разновидностью дополнительного уголовного
наказания, которое заключается в принудительном бесплатном изъятии имущества
осужденного в собственность государства. Этот вид наказания применяется лишь
тогда, когда он предусмотрен санкцией статьи закона, за которой подсудимый
признан виновным.
Порядок и условия
выполнения этого наказания указаны в гл. 5 Положения.
Суд, который постановил
приговор, который предусматривает как дополнительное наказание конфискацию
имущества, после обретения законной силы присылает исполнительный лист, копию
описания имущества и копию приговора для исполнения в государственную исполнительную
службу, о чем извещает соответствующий финансовый орган. При отсутствии в деле
описания имущества осужденного присылается справка, относительно имущества которое
не подвергалось описанию.
Наказание в виде
конфискации имущества осуществляет государственная исполнительная служба районных
(городских) управлений юстиции по месту нахождения имущества.
Согласно ст. 21 Положения
конфискации подлежит имущество, которое является личной собственностью осужденного,
в том числе его часть в общей собственности, а также вклады осужденного.
Не подлежит конфискации
имущество, которое нужно собственно осужденному и лицам, которые находятся на
его содержании. Перечень такого имущества установлен в приложении к УК Украины.
Споры о принадлежности
имущества, которое подлежит конфискации по приговору суда, решаются в порядке,
установленном Гражданским процессуальным кодексом Украины [8].
Государственный
исполнитель сразу после получения исполнительного листа проверяет наличие
имущества, указанного в описи, обнаруживает другое имущество, которое подлежит конфискации,
и составляет опись этого имущества. При наличии справки, описания имущества не
подвергалось, государственный исполнитель принимает меры к выявлению имущества
осужденного, которое подлежит конфискации, и при его выявлении составляет опись
этого имущества.
В описи отмечается полное
и точное наименования каждого предмета, его отличительные признаки (в том числе
масса, цвет, метраж, степень изношенности). Описанные предметы пломбируются или
опечатываются, о чем в описи делается соответствующая пометка.
Государственный
исполнитель принимает необходимые меры относительно сохранения имущества,
которое подлежит конфискации и подвергнуто описи.
Часть осужденного в общей
собственности определяется по представлению государственного исполнителя
районным (городским) судом в порядке, предусмотренном ст. 379 Гражданского
процессуального кодекса Украины.
Конфискованное имущество
осужденного передается финансовым органам после удовлетворения согласно законодательству
Украины всех выдвинутых к нему требований. Относительно претензий, которые
подлежат удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает
в пределах актива.
Конфискованное имущество
передается финансовым органам в порядке, установленном Министерством финансов
Украины и Министерством юстиции Украины.
Если после выполнения
приговора в части конфискации всего имущества, но к окончанию установленных
законом сроков выполнения обвинительного приговора оказывается неконфискованное
имущество осужденного, приобретенное им к вынесению приговора или после этого,
но на средства, которые подлежат конфискации, по представлению прокурора суд
решает вопрос о конфискации дополнительно выявленного имущества в порядке,
установленном ст. 409, 411 УПК Украины.
В ст. 37 УК Украины
предполагаются основания для лишения воинских, специальных званий, рангов,
чинов, квалификационных классов и государственных наград относительно лиц,
осужденных за содеянные преступления.
Согласно ч. 1 ст. 37 УК
Украины в случае осуждения за тяжкое преступление лицо, которое имеет воинское,
специальное звание, ранг, чин или квалификационный класс, может быть лишено его
по приговору суда.
В случае осуждения за тяжкое
преступление лица, которое имеет почетное звание или отмечено государственной
наградой Украины, суд при вынесении приговора решает вопрос о внесении
представления Президенту Украины о лишении осужденного почетного звания или государственной
награды Украины. Ордена, медали и почетные звания являются государственными
наградами Украины за особые заслуги перед государством и обществом.
Государственные награды согласно п. 5 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины
устанавливаются исключительно законами Украины. Согласно п. 6 ч. 2 ст. 92
Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются также воинские
звания, дипломатические ранги и другие специальные звания. Президент Украины
присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и другие
высшие специальные звания и классные чины, а также награждает государственными
наградами; устанавливает президентские отличия и награждает ими. Лишение воинские
или специального звания является дополнительным наказанием, которое суд имеет
право применить к лицу, которое совершило тяжкое преступление и тем самым
опозорило присвоенное ему звание. Суд решает вопрос о назначении этого наказания
на общих основаниях назначения наказания. Перечень тяжких преступлений
содержится в ст. 7-1 УК Украины. В контексте положений ч. 1 ст. 37 УК Украины
ранги, чины и квалификационные классы являются специальными званиями в широком
понимании этого понятия. Порядок и условия выполнения наказания в виде лишения воинские
или специального звания определяются гл. 6 Положений и в частности ст. 27. Суд,
который вынес приговор о лишении осужденного воинские или специального звания,
присылает копию приговора после обретения им законной силы органу, который его
присвоил.
После получения копии
приговора, которым осужденный лишен воинские или специального звания, орган,
который присвоил это звание, вносит в установленном порядке к соответствующим
документам запись о лишении осужденного звания и принимает меры лишения его
всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает к суду [11].
Лишение лица, которое
осуждают за совершение тяжкого преступления, государственной награды (ордена,
медали или отличия Президента Украины), почетного звания не входит в
компетенцию суда и не является дополнительным уголовным наказанием. Суд,
установив, что подсудимому присвоено почетное звание или он награжден
государственной наградой Украины, решает вопрос о внесении Президенту Украины
представления об их лишении. В дальнейшем суду сообщается о решении, принятом
относительно внесенного представления. Порядок и сроки внесения представления
по этому вопросу определяются ст. 28 Положения. Поскольку УК Украины не
предусмотрено лишения лиц государственных наград бывшего СССР, суд не имеет
права принимать такое решение. Такое решение суд не имеет права принимать также
и относительно отличий иностранных государств.
Исправительные работы без
лишения свободы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и является
основной мерой наказания, которая может назначаться судом в таких случаях: если
эта мера наказания предполагается санкцией статьи УК Украины; назначение более
мягкого наказания, чем предусмотрено законом ; замены наказания более мягким
наказанием; замены исправительными работами штрафа, предназначенного как
основное наказание, в случае злостного уклонения осужденного от его уплаты.
Одним из видов уголовного
наказания, связанного с применением мер исправительно-трудового влияния на
осужденных, является направление военнослужащих срочной службы в дисциплинарный
батальон. военнослужащие срочной службы, которые совершили преступления, могут
направляться в дисциплинарный батальон в случаях, предусмотренных законом, на
срок от трех месяцев до двух лет, а также если суд, учтя обстоятельства дела и
лицо осужденного, признает целесообразным вместо лишения свободы на срок до
трех лет применить направление в дисциплинарный батальон на тот же срок.
Сущность этого вида наказания заключается в том, что осужденный принудительно
направляется в особую военную часть – дисциплинарный батальон, где действует
специальный внутренний распорядок. Этот вид наказания применяется в случае
совершения преступлений, которые не представляют большой общественной
опасности, когда осужденных можно оставить на воинской службе и исправить в
условиях специальной воинской части.
Штраф является мерой
уголовного наказания, которая выражается во взыскании с осужденного в доход
государства определенной суммы денег.
Общие основания
назначения уголовного наказания в виде штрафа определяются уголовным
законодательством Украины, в частности ст. 32 УК Украины. Штраф применяется как
основное или дополнительное наказание.
Конфискация имущества (ст.
35 УК Украины) является разновидностью дополнительного уголовного наказания,
которое заключается в принудительном бесплатном изъятии имущества осужденного в
собственность государства. Этот вид наказания применяется лишь тогда, когда он
предусмотрен санкцией статьи закона, за которой подсудимый признан виновным.
1.
Конституція
України від 28 червня 1996р. / Відомості Верховної Ради (ВВР), 1996, N 30, ст.
141.
2.
Кримінальний
Кодекс України.
3.
Кримінально-виконавчий
кодекс України: Офіц. Видання. – К.:Концерн "Видавничий дім" "Ін
Юре", 2004. – 160 с.
4.
Закон України "Про
виконавче провадження" від 21 квітня 1999 р. N 606-XIV/Відомості Верховної
Ради (ВВР), 1999, N 24, ст.207
5.
Науково-практичний
коментар до Кримінального Кодексу України
6.
Збірник наукових
праць Харківського Центру вивчення організованої злочинності. Випуск перший. -
Харків, 2000.
7.
Кримінальне право
України. Бажанов М.І. - К., 2004.
8.
Кримінально-виконавче
право України. – Х., Одисей, 2004.
9.
Кримінально-виконавче
право України: Курс лекцій. - Семаков Г. С, Гель А. П., Київ, 2000
10.
Наказ Державного
департаменту України з питань виконання покарань від 16.12.2003р. № 261 "Про
затвердження Інструкції про порядок розподілу, направлення та переведення для
відбування покарання осіб, засуджених до позбавлення волі, Положення про
комісію з питань розподілу, направлення та переведення для відбування покарання
осіб, засуджених до позбавлення волі, Положення про Апеляційну комісію
Державного департаменту України з питань виконання покарань з питань розподілу,
направлення та переведення для відбування покарання осіб, засуджених до
позбавлення волі" / Офіційний Вісник України 2004, 1 від 23.01.2004р.
11.
Кримінально-виконавче
право: Підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальних
закладів / За ред.проф. А.Х. Степанюка. – Х.: Право, 2005. – 256 с.