Органы местного управления и самоуправления
Тема:
Органы местного
управления и самоуправления
Содержание
1. Сущность местного
управления и самоуправления
2. Местные
государственные органы Республики Беларусь
3. Органы местного
самоуправления в Республике Беларусь
Список использованных источников
1. Сущность
местного управления и самоуправления
Управление на
местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга
порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных
проблем, характером взаимоотношений с центральной властью. И поэтому, в системе
местных органов власти необходимо различать два вида органов - назначаемые из
центра (местное управление) и избираемые местным населением (местное
самоуправление).
Под местным
управлением следует понимать управленческую деятельность в масштабе
территориальной единицы, которая осуществляется центральной властью или
администрацией высшего территориального уровня управления.
Местное
самоуправление - это деятельность самого населения местной территориальной
единицы - территориального сообщества и его выборных органов по управлению
делами.
В качестве
субъектов местного управления и самоуправления могут выступать: население
административно-территориальных единиц, отдельные граждане, государственные
органы, различные предприятия, учреждения, организации, объединения.
В
демократических государствах 80% всех вопросов, с которыми жители обращаются к
властям, решаются на местном уровне. Как показывает опыт, центральные
правительства приходят к пониманию того, что во многих случаях местные нужды
могут быть более рационально удовлетворены органами самоуправления, поэтому они
передают им все больше функций, одновременно сокращая свою роль в ведении
местных дел.
Местное
самоуправление - это самоорганизация на базовом уровне - там, где население
может решать свои проблемы, не обращаясь к государству. Органы местного
самоуправления тесно связаны с государственными органами, взаимодействуя с ними
в осуществлении властных функций, а также в выполнении отдельных
государственных полномочий, которыми они могут наделяться. В той мере, в какой
они реализуют переданные им полномочия, они подконтрольны государству.
Деятельность
органов местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения,
принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий,
организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений
соответствующей территории.
Представительные
органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении
вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной
территории, способствуют более гибкому учету местной специфики.
Право на
местное самоуправление - это естественное право граждан, однако
самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах
целостности государства, обеспечиваемой через систему государственных и местных
органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия
государственного и местного управления. Являясь неотъемлемой частью общего
механизма управления государством, местное самоуправление имеет отличительные
особенности от органов государственной власти, а именно:
- действует в
рамках законодательства, принимаемого органами государственной власти;
- возникает
лишь в том случае, когда строго определена часть общественных дел, которым оно
занимается (предметы его ведения);
- должно
иметь достаточные собственные материально-финансовые ресурсы для решения
вопросов местного значения;
- требует
обязательного наличия представительства населения в местных органах власти (оно
выборное по своей природе).
Государство
возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность самостоятельно
и ответственно исполнять возложенные на них государством общественные дела.
Определение
предметов ведения органов местного самоуправления происходит как за счет
предложений населения соответствующей территории, так и в русле единой
государственной политики. Государство возлагает на органы местного
самоуправления право и обязанность ответственно исполнять часть общественных и
государственных дел.
Государственное
и местное управление различаются не только тем, что осуществляются на разных
уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и
объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим
технологиям и процедурам. В рамках государственного управления реализуются
функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности:
политической, экономической, социальной и т.д. Государственное управление в
широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию
со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, т.е. это
практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего
общества. Местное управление имеет свойства более узкого уровня: управленческое
воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти
местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е.
распространяется на население, проживающее на определенной территории. Местное
управление осуществляет функции управления по решению вопросов местного
значения, исходя из локальных интересов населения, его исторических,
национальных и иных особенностей и традиций, реализуя закрепленные
государственным правом полномочия.
Следовательно,
местное управление имеет как собственные, так и переданные государством
полномочия, а значит и местное, и государственное управление тесно
взаимосвязаны: у них один источник власти - народ, они выполняют общую для всех
функцию: обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны
защищать их права, свободы и законные интересы.
Местное
управление активно взаимодействует с государственным управлением по вопросам,
сочетающим триединый интерес: государство в целом, его отдельного региона и
конкретного местного сообщества.
Механизм взаимодействия
государственных и местных органов - это система отношений органов власти в
процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без
передачи друг другу полномочий.
Деятельность
органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на
принципах:
- взаимодействия;
- законности;
- добровольности;
- учета
совместных интересов и взаимной ответственности;
- сохранения
независимости местной власти.
Одним из
важнейших международных правовых актов в области местного самоуправления
является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 18
октября 1985 г. Государства-участники Европейской Хартии взяли на себя
обязательства считать себя связанными ее статьями в определенном объеме.
Республика Беларусь, хотя и не является членом Совета Европы, должна
придерживаться положений Европейской Хартии, если в дальнейшем хочет вступить в
Евросоюз.
Конституция
Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями содержит пятый раздел,
который называется «Местное управление и самоуправление». Статья 117
Конституции Республики Беларусь не разграничивает четко местное управление и
самоуправление, а лишь устанавливает, что «местное управление и самоуправление
осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и
распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные
референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и
общественных делах». Понятие местного управления и самоуправления раскрыто в первой
статье Закона Республики Беларусь
«О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Правовые
возможности для обеспечения местного самоуправления финансовыми ресурсами
открывает статья 133 Конституции Республики Беларусь, согласно которой бюджетная
система Республики Беларусь включает республиканские и местные бюджеты. Закон
«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» содержит главу 5
«Экономическая основа местного управления и самоуправления».
2. Местные
государственные органы Республики Беларусь
Система
административно-территориального деления Республики Беларусь включает 6
областей и город Минск, 118 районов, 110 городов, 25 районов в городах, 103
поселка городского типа, 1455 сельских советов, 24117 сельских населенных пунктов.
Конституция
1994 года и последующее законодательство в системе местной власти утвердили
понятие местного управления как форму организации и деятельности местных
исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного
значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения,
проживающего на соответствующей территории. Исполнительные органы переместились
в «вертикаль власти» и их взаимоотношения с советами состоят в подотчетности.
Местные советы имеют право принимать решения лишь в строго ограниченных
пределах.
В настоящее
время в республике действует закон «О местном управлении и самоуправлении в
Республике Беларусь» 1991 года с изменениями и дополнениями, внесенными в него
в 1995-1997, 2000-2001 годах.
Исполнительным
и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка,
сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Исполнительные комитеты первичного уровня - сельские, поселковые, городские
(городов районного подчинения); базового - городские (городов областного
подчинения), районные; областного (областные и Минский городской исполком)
уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами
местного управления.
Конституция
Республики Беларусь 1994 г. в редакции 1996 определила структуру органов
местной власти (схема 1).
В состав
исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его
заместители(ль), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного
комитета.
Областные
(Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны
Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по
вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь,
исполнительные комитеты первичного и базового уровней - Президенту Республики
Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.
Исполнительный комитет подотчетен соответствующему Совету по вопросам,
отнесенным к компетенции Совета.
Исполнительный
комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей
деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых
коллективов и по месту жительства.
Исполнительный
комитет:
1) разрабатывает
и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и
коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного
порядка и защиты прав граждан;
2) разрабатывает
и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального
развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и
исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
3) обеспечивает
на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь,
законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение
решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в
пределах их компетенции;
4) организует
получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению,
принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
5) распоряжается
коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке,
установленном Советом;
6) принимает
решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций,
учреждений и объединений коммунальной собственности;
7) заключает
договоры с физическими и юридическими лицами;
8) осуществляет
в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на
подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;
9) отменяет в
пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного
управления, принятые с нарушениями законодательства Республики Беларусь или
противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;
10) образует
по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит
их деятельностью;
11) принимает
решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов
граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и
его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по
ним решения;
12) решает в
соответствии с законодательством Республики вопросы охраны здоровья,
образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного,
коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей
территории;
13) обеспечивает
законность и общественную безопасность на соответствующей территории;
14) осуществляет
иные полномочия, предусмотренные Законом и иным законодательством Республики
Беларусь.
Исполнительный
комитет возглавляет Председатель, который назначается на должность и
освобождается от должности Президентом Республики Беларусь (или в установленном
порядке) и утверждается в должности соответствующим Советом.
Исполнительным
и распорядительным органом на территории района в городе является местная
администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в
систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
В состав
местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и
члены местной администрации.
Глава местной
администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом
Республики Беларусь или в установленном порядке.
Структура и
штатная численность местной администрации утверждается городским исполнительным
комитетом.
Местная
администрация:
1) обеспечивает
на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь,
законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и выполнение
решений вышестоящих исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их
компетенции;
2) распоряжается
коммунальной собственностью города в пределах полномочий, предоставленных
соответствующим городским Советом;
3) организует
получение бюджетных и иных доходов и осуществляет контроль за их целевым
использованием;
5) организует
работу органов территориального общественного самоуправления, созывает
собрания, в том числе собрания уполномоченных представителей граждан
соответствующей территории (далее - собрание уполномоченных), обеспечивает
выполнение их решений;
6)
рассматривает обращения граждан;
7) организует
строительство и ремонт жилищного фонда, дорог, контроль за содержанием улиц,
кварталов, придомовых территорий;
8) содействует
созданию и функционированию предприятий по обслуживанию населения
соответствующей территории;
9) решает
вопросы, связанные с укреплением общественного порядка;
10) решает
вопросы трудоустройства, образования, профессиональной подготовки,
социально-культурного, медицинского, торгового, транспортного, бытового и иного
обслуживания граждан, проживающих на соответствующей территории, в пределах и
порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;
11) осуществляет
иные предусмотренные законодательством Республики Беларусь полномочия,
предоставленные ей соответствующим исполнительным комитетом, Советом.
Местная
администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.
Местная
администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед
городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей
деятельности.
3. Органы
местного самоуправления в Республики Беларусь
К органам
местного самоуправления относятся местные Советы депутатов и органы
территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов,
жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские
комитеты и другие органы). Местное самоуправление осуществляется также путем
проведения местных референдумов, собраний и иные формы прямого участия граждан
в государственных и общественных делах.
Совет
депутатов является представительным государственным органом на территории
соответствующей административно-территориальной единицы и выступает основным
звеном системы местного самоуправления.
Сельские,
поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Советов в
нашей республике, единство которой обеспечивается общностью правовых начал,
принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны
решать в интересах населения, социального и экономического развития
соответствующей территории.
В Беларуси
установлено три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.
К первичному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов
районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся
городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному
территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет
обладает правами базового и областного Совета.
Советы
избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе
всеобщего, свободного, равного прямого избирательного права при тайном
голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством.
Советы
являются юридическими лицами. В своей деятельности они исходят из интересов
граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных
интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения,
затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения
в вышестоящие органы.
Советы
осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и
другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в
установленном законодательством республики порядке. Вышестоящие Советы
осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов,
оказывают им организационно-методическую помощь. Советы подотчетны в своей
деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории и
ответственны перед ними.
Совет организует
свою работу на основе регламента, в котором определяется порядок подготовки,
внесения и рассмотрения вопросов на заседания Совета и его комиссий,
голосования по принимаемым решениям и т.д.
Основной
формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере
необходимости, но не реже одного раза в квартал. Исключительно на сессиях
Совета рассматриваются и решаются следующие вопросы:
1) утверждение
программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об
их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;
2)
установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и
сборов;
3)
определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка
управления и распоряжения коммунальной собственностью;
4) назначение
местных референдумов;
5) признание
полномочий депутатов, их досрочное прекращение;
6) избрание и
освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;
7) утверждение
в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;
8) утверждение
структуры Совета, определение расходов, необходимых на его содержание и
деятельность;
9) образование
и упразднение президиума, постоянных и временных комиссий Совета, утверждение и
изменение их состава и освобождение от обязанностей их председателя;
10) отмена в
случае несоответствия законодательству Республики Беларусь распоряжений Совета
и председателя исполнительного комитета, решений исполнительного комитета,
нижестоящего Совета, актов органов территориального общественного управления;
11) решение
вопросов административно-территориального устройства в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;
12) принятие
решений о выпуске местных займов;
13)
перераспределение полномочий между Советами различных уровней, делегирование
отдельных полномочий исполнительному комитету, местной администрации, органам
территориального общественного самоуправления и др.;
По вопросам,
рассмотренным на сессии, Совет принимает решения.
В областном,
Минском городском, районном, городском (города областного подчинения) Советах
создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения),
поселкового и сельского Совета организуют председатель соответствующего Совета,
его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий, а также по
решению Совета иные депутаты. Основной формой деятельности президиума Совета
является заседание. Оно проводится не реже одного раза в квартал.
Президиум
Совета:
- организует
работу по созыву Совета;
- осуществляет
руководство подготовкой сессии Совета и вопросов, вносимых на рассмотрение;
- координирует
деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп;
- организует
контроль за выполнением решений Совета;
- организует
взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными администрациями,
общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами территориального
общественного самоуправления;
- организует
обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важнейших вопросов местного
значения; обеспечивает широкое участие трудовых коллективов, общественных
объединений и граждан в разработке, принятии и реализации решений по вопросам
местного значения;
- организует
рассмотрение обращений граждан, адресованных Совету и др.
Возглавляет
Совет председатель, который избирается из числа депутатов на сессии
соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности
до открытия первой сессии Совета нового созыва.
Председатель
сельского, поселкового, городского (городов районного подчинения) Совета
одновременно по должности является председателем соответствующего
исполнительного комитета.
В своей
деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может
быть освобожден от должности только Советом.
Советы
полномочны решать вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Республики
Беларусь. В пределах своей компетенции Советы независимы.
К компетенции
Советов первичного уровня на подведомственной им территории относятся:
- утверждение
программ жилищного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного
обслуживания населения, охраны труда; контроль за выполнением этих программ и
утверждение отчетов об их выполнении;
- установление
местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной
законодательством Республики Беларусь;
- решение в
установленном порядке вопросов коммунальной собственности;
- распоряжение
и контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь за
использованием земель, их недр, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других
природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной
единицы;
- участие в
разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных
пунктов, их генеральных планов, архитектурных решений; контроль за соблюдением
норм и правил (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на
подведомственной Совету территории;
- обеспечение
соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь,
актов Президента, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление
контроля за их исполнением всеми предприятиями, организациями, учреждениями и
объединениями, расположенными на этой территории;
- охрана прав
и свобод граждан;
- решение
вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
В компетенцию
Советов базового территориального уровня на подведомственной им территории
входят:
- утверждение
программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного
строительства и других вопросов коммунально-бытового и социально-культурного
обслуживания населения на подведомственной территории, а также вопросы
приватизации, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и
утверждение отчетов об их выполнении;
- утверждение
территориальных планов развития районов, генеральных планов городов и других
населенных пунктов;
- рассмотрение
планов и программ размещения, развития и специализации предприятий
(объединений) и социально-культурных учреждений различных форм собственности,
принятие по ним компетентных заключений и, в необходимых случаях, внесение
предложений в соответствующие органы управления;
- утверждение
схем управления местным хозяйством и коммунальной собственностью;
- внесение
предложений по проектам областных программ экономического и социального
развития, межтерриториальных программ, а также по планам предприятий и
организаций на территории города или района, связанных с удовлетворением
потребностей населения и социальным развитием территорий;
- установление
местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной
законодательством Республики Беларусь, а также тарифов по оплате бытовых,
транспортных, коммунальных и других услуг, если это не устанавливает
вышестоящий государственный орган;
- распоряжение
и контроль, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, за
использованием земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других
природных ресурсов, находящихся в ведении административно территориальной
единицы;
- предоставление
в пределах своей компетенции физическим и юридическим лицам льгот, пособий и
иных преимуществ;
- обеспечение
соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь,
актов президента, других актов вышестоящих государственных органов,
осуществление контроля за их исполнением всеми предприятиями, организациями,
учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;
- решение
вопросов административно-территориального устройства в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;
- решение
иных вопросов в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.
К компетенции
Советов областного территориального уровня относятся:
- утверждение
межтерриториальных программ и мероприятий, осуществление полномочий,
делегированных Советами базового территориального уровня;
- содействие
в установленных законодательством Республики Беларусь случаях
сбалансированности бюджетов административно-территориальных единиц на
территории области (города Минска);
- оказание
организационно-методической помощи Советам базового и первичного уровней в
разработке региональных программ развития с учетом национально-культурной и
демографической политики Республики Беларусь;
- решение
вопросов административно-территориального устройства в соответствии с
законодательством Республики Беларусь.
- регулирование
земельных отношений в пределах компетенции, предусмотренной законодательством
Республики Беларусь;
- решение
других вопросов общеобластного и общегородского значения, если при этом не
ущемляется самостоятельность Советов других уровней в осуществлении ими своих
полномочий.
Важным
элементом системы саморегулирования на местах являются органы территориального
общественного самоуправления.
Территориальное
общественное самоуправление - это самоорганизация граждан на добровольной
основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной
единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов,
сел и т.п.) для самостоятельного и под свою решения вопросов местного значения
либо непосредственно населением, либо через создаваемые им органов
территориального общественного самоуправления (единоличные либо в форме
советов, комитетов и др.).
Учреждение
органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и
утверждение устава осуществляется на собрании. Порядок избрания и работы органа
этого самоуправления (старост, старейшин и др.) определяется положением,
утвержденным Советом соответствующей административно-территориальной единицы.
Органы
территориального общественного самоуправления вправе:
- вносить на
рассмотрение местных Советов, исполнительных комитетов предложений по вопросам
местного значения и участвовать в их рассмотрении;
- созывать
собрания граждан и обсуждать вопросы местной жизни;
- использовать
заработанные средства для развития социальной инфраструктуры;
- принимать
на общественную и другую сохранность жилые дома, торговые и спортивные площадки
и другие объекты;
- осуществлять
общественный контроль за работой местных социально-культурных учреждений и
предприятий сферы обслуживания населения, вносить предложения по размещению
предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, физической
культуры и спорта.
Собрание
граждан - это совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного
обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия
населения в решении государственных и общественных дел. Собрание граждан по
месту жительства созывается по мере необходимости местными Советами,
исполнительными комитетами, а также органами территориального общественного
самоуправления.
Наиболее
важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения, могут
решаться путем референдумов. Порядок их проведения определяется законом «О
народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь».
В республике
нет единой нормативно-правовой базы для органов территориального общественного
самоуправления. Каждый регион разрабатывает положения, принимает решения о
деятельности территориального общественного самоуправления, ищет источники
материального и морального стимулирования людей, работающих в них; определяет
формы и методы взаимодействия с исполнительными органами власти.
Органы
территориального общественного самоуправления решают конкретные вопросы
жителей, пользуются реальной поддержкой населения, способны оказать влияние на
формирование мировоззрения граждан по целому ряду вопросов.
Экономическую
основу местного управления и самоуправления составляют природные ресурсы
(земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная
собственность, служащая источником получения доходов местного управления и
самоуправления и удовлетворения экономических потребностей населения
соответствующей территории.
Немаловажную
роль в функционировании системы местного управления и самоуправления играет
местное хозяйство. Оно состоит из предприятий и объединений, в том числе
объектов социальной и производственной инфраструктуры, являющихся коммунальной
собственностью той или иной административной единицы.
Коммунальной
собственностью является имущество, принадлежащее соответствующему
административно-территориальному образованию, служащее источником получения
доходов местных бюджетов, удовлетворения социальных и экономических
потребностей населения. Управление этой собственностью осуществляют местные
Советы, а также исполнительные комитеты.
Развитие
каждого конкретно взятого региона зависит от системы взаимодействия местных
представительных и исполнительных органов власти. Основой такого взаимодействия
являются положения и гарантии закона «О местном управлении и самоуправлении в
Республике Беларусь».
Список
использованных источников
1. Антонова Н.Б. Организационная структура государственного управления:
курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. - Мн.: Акад. упр. при
Президенте Республики Беларусь, 2005. - 231 с.
2. Антонова Н.Б. Теория
и методология государственного управления: курс лекций/ Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова,
Л.С. Вечер. - 4-е изд., стер. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики
Беларусь, 2007. - 231 с.
3. Атаманчук Г.В. Государственное управление
(организационно-функциональные вопросы). Учебное пособие. М., «Экономика»,
2000. - 302 с.
4. Вечер Л.С. Государственная кадровая политика: курс лекций. В 2 ч. Ч1 /
Л.С. Вечер. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 153 с.
5. Вечер Л.С.
Государственная служба: Курс лекций. - Мн.: Академия управления при Президенте
Республики Беларусь, 2005. -с.
6. Государственная кадровая
политика: Учебно-методическое пособие. / Под редакцией Шрубенко А.Г. - Мн.:
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.