Налоговые правоотношения
Содержание
Введение
1. Понятие и
содержание налоговых правоотношений
2. Сущность
налоговых правоотношений
3. Система налоговых правоотношений
4. Участники налоговых правоотношений
Заключение
Библиографический
список
В настоящее время возникла
необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового
права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения.
Институт налогов всегда вызывал
большой интерес представителей экономической науки, в то же время мало
исследовался юридический аспект налоговых отношений. Недостаток внимания к
налогам в условиях господства государственной формы собственности был связан с
тем, что налоги не играли значительной роли в формировании доходной части
бюджета государства. Уплата налога предполагает переход денежных средств от
одного собственника к другому, но поскольку государство являлось крупнейшим
собственником, обязательные платежи хозяйствующих субъектов в бюджет носили
неналоговый характер. Подобная ситуация привела к тому, что категория налоговых
отношений не получила детальной разработки в советской финансово-правовой науке.
Процесс реформирования
экономики, возросшая роль налогов при осуществлении государством и
муниципальными образованиями их финансовой деятельности, развитие финансового
законодательства привели к необходимости глубокого изучения многих правовых
институтов и категорий, в том числе налоговых правоотношений. Несмотря на
проводимые исследования экономической природы налогов, необходимо рассмотрение
правового регулирования налоговых отношений, учитывая, что они не могут существовать
на практике вне своей правовой формы, а финансовое законодательство в настоящее
время отличается значительной нестабильностью. Применение на практике
теоретических выводов, сформулированных в экономической литературе о
налогообложении, возможно только при условии существования научно обоснованных
юридических методов, которые должны обеспечить экономически обоснованное и
соразмерное налогообложение и соблюдение прав участников налоговых отношений.
Развитие нормативно-правовой
базы и совершенствование применения норм законодательства о налогах и сборах
нуждается, на наш взгляд, в дальнейших исследованиях налоговых правоотношении,
имеющих своей целью разработку теоретических основ эффективного налогообложения
и обеспечение стабилизации законодательства о налогах и сборах.
Формулирование научного понятия
налогового правоотношения, которое бы заключалось не только в перечислении
круга регулируемых отношений, но и в описании специфических признаков налоговых
правоотношений, позволяет более детально охарактеризовать данную категорию
финансового права. Углублению наших представлений о сущности налоговых
правоотношений способствует проведение классификации видов налоговых
правоотношений по различным основаниям, а также отграничение налоговых
правоотношений от иных видов правоотношений (в том числе финансовых), что
позволит наиболее полно реализовать на практике права и обязанности сторон
отношения и, следовательно, соблюсти баланс прав и обязанностей 1 субъектов
налогового правоотношения в целях достижения наиболее эффективного
налогообложения. Важными элементами, определяющим специфику любого правового
отношения, являются субъекты отношения, потому необходимо четко отграничивать
субъектов налогового правоотношения от иных лиц, участвующих в правоотношении.
На современном этапе развития
юридической науки отсутствует систематизация материала по вопросам определения,
признаков, видов и состава налогового правоотношения.
Объектом исследования выступают
общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания
налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов
налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Предметом исследования являются
нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе
установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их
должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о
налогах и сборах, научные взгляды и теоретические исследования налоговых
правоотношений.
Налоговые правоотношения - это урегулированные
нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по
поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий
налогоплательщиков. Налоговое правоотношение является одной из центральных
категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой
системе Российской Федерации.
И.И. Кучеров определяет
налоговые правоотношения как разновидность финансово-правовых отношений,
урегулированных нормами налогового права, а также выделяет основные налоговые
правоотношения и производные от них. К основным налоговым правоотношениям он
относит отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. К производным
налоговым правоотношениям относит: отношения по введению налогов и сборов; отношения,
возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения,
возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия)
их должностных лиц; отношения, возникающие в процессе привлечения к
ответственности за совершение налоговых правонарушений[1].
Д.В. Винницкий рассматривает
налоговые правоотношения как "общественные отношения по распределению
бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах
равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие
организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой
форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными
субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами)"[2].
Основным содержанием налогового
правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную
систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в
соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность
компетентных Органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение
налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального
ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач.
Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам,
допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.
Наиболее распространен в
специальной литературе взгляд на финансовые правоотношения как на общественные
отношения, характеризующиеся четырьмя специфическими признаками:
1) возникают и развиваются в
сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
2) одной из сторон всегда
является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное
образование, что придает этому правоотношению властный характер;
3) характеризуются публичным
характером;
4) являются имущественными, т.е.
в конечном счете всегда возникают по поводу денежных средств.
Налоговые правоотношения
обладают также индивидуальными признаками, присущими только данным отношениям и
позволяющие не только выявить их сущностные черты, но и отграничить от смежных
отношений.
Налоговые правоотношения,
во-первых, возникают, изменяются, прекращаются только на основе норм
законодательства о налогах и сборах. Общественные отношения в сфере налогообложения
могут возникать и существовать только в правовой форме, только на основе норм
законодательства. Конституция РФ предусматривает обязанность уплачивать только
законно установленные налоги и сборы. В этом заключается одно из существенных
отличий налоговых правоотношений от частноправовых. Так, гражданско-правовые
отношения могут возникать и при наличии оснований, прямо не предусмотренных
гражданским законодательством, но не противоречащих ему. Кроме того,
исторически гражданские правоотношения складывались фактически и лишь
впоследствии признавались государством.
Во-вторых, налоговые
правоотношения существуют в сфере налогообложения, призваны воплотить
возможности, которые заложены в экономической категории "налог".
Третьим специфическим признаком
налоговых правоотношений является их опора на существующую систему принципов
налогового права, которые традиционно относятся к подотраслевым. Принципами
налогового права в соответствии со ст.3 НК РФ являются: всеобщность
налогообложения, податное равенство, экономическая обоснованность налогов и
сборов, конституционность налогообложения, законность установления налогов и
сборов.
Общественные отношения - это
реальное взаимодействие людей в социальном пространстве, основанное на их воле
и сознании, преследующее определенные цели. Они возникают в процессе
деятельности людей, следовательно, носят объективный характер. При реализации
общественного отношения обычно используются устойчивые формы взаимодействия
между его субъектами.
Правовые отношения - один из
видов общественных отношений, следовательно, они неотделимы от деятельности
людей - сторон этих отношений, поскольку помогают установить реальный уровень
пользования правами и исполнения обязанностей субъектами права (факт возникновения
правоотношения или его отсутствия в необходимых случаях). Правоотношение
устанавливается между сторонами, без которых невозможно возникновение правовых
связей в обществе[3].
В реальной жизни возможно существование общественных отношений, которые
реализуются в социальной деятельности людей без соответствующего правового
регулирования этих отношений. Однако невозможно существование правовых
отношений без их воплощения в реальном взаимодействии субъектов в обществе. Необходимым
условием возникновения правоотношения является наличие воли у сторон,
вступающих в него (или воли одного властного субъекта - государства или его
органов, что справедливо именно для налогового правоотношения как вида
публичного правоотношения), что проявляется в юридически значимых поступках,
актах, выражается в сознательном поведении участников. Правовые отношения становятся
в результате не только условием развития общественных отношений, которые они
регулируют, но и способом их закрепления и средством конкретизации.
Налоговое отношение представляет
собой один из видов финансового правоотношения, поэтому ему присущи все
признаки любого финансового отношения.
Финансовые правоотношения - это
урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники
которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие
содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и
использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
В настоящее время в российской
экономике действует современная налоговая система. Это позволяет, опираясь на
практику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на
возникающие при этом неизбежные вопросы. Сегодня к сожалению с уверенностью
можно сказать, что налицо кризисное состояние российской налоговой системы. Не
выполняется главная задача ее построения - обеспечение поступления необходимых
денежных средств для финансирования неотложных государственных расходов.
Имеющиеся недостатки во многом
обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового
законодательства законов и иных нормативных правовых актов по налогам и сборам,
не обеспечен в полной мере комплексный подход к проблеме налогообложения, не
учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений,
складывающихся в процессе установления и взимания налогов[4].
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" определил общие,
наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а
именно: принципы построения налоговой системы Российской Федерации и ее
содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления
налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия
налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и их должностных лиц
в области налогообложения. Однако дальнейшее развитие налогового
законодательства не обеспечило системного подхода к проблеме налогов в
Российской Федерации. Так, в ч.1 Налогового кодекса РФ вообще не упоминается
понятие "налоговая система", а все статьи Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", которые давали определение
налоговой системы, определяли ее структуру, т.е. закладывали основы системного
подхода к формированию сложной государственной структуры как системы, в
последующем были отменены.
Отсутствие комплексного подхода
при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и
социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики[5].
В целом повышение эффективности
налоговой системы Российской Федерации возможно лишь при наличии современной
научной концепции совершенствования налогового законодательства, построенной на
основе системного подхода, с учетом реализации основных правообразующих
факторов и создания оптимального взаимодействия всех частей налоговой системы.
В процессе реализации налогового
законодательства возникают правоотношения между субъектами налогового права - организациями
и физическими лицами. В таких правоотношениях участвуют налогоплательщики,
налоговые органы, а также правоохранительные органы. Они являются носителями
юридических прав и обязанностей в налоговых правоотношениях.
Под налоговыми органами
понимаются органы, участвующие в налоговых правоотношениях и обеспечивающие
взимание налогов с налогоплательщиков. К налоговым органам ст.30 Налогового
кодекса РФ относит только Министерство РФ по налогам и сборам (Государственную
налоговую службу РФ) с ее территориальными подразделениями в Российской
Федерации и таможенные органы[6].
Вместе с тем к системе
государственных органов и сил, обеспечивающих экономическую безопасность
Российской Федерации, отнесены Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная
служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, подразделения по
борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел и
взаимодействующие с ними оперативные подразделения других правоохранительных
органов РФ.
Кроме того, нельзя забывать о
том, что при определенных ситуациях участниками налоговых правоотношений
становятся судебные органы и адвокаты.
Чтобы попытаться представить
всех участников налоговых правоотношений как целостную систему, необходимо
вначале рассмотреть некоторые общие теоретические положения.
Любая организация обычно рассматривается
как комплексная система с рядом составляющих ее отдельных подсистем. К таким
подсистемам обычно относят индивидуумы, формальную структуру, неформальную
структуру, неформальную организацию, статусы и роли, а также физическое
окружение. Все вместе они определяются как организационная система[7].
Сложность ее структуры выдвигает
на первый план необходимость изучения взаимодействия подсистем. Соответственно
этому центральным методологическим понятием оказывается понятие "связи",
или "связующие процессы". Выделяют три основных связующих процесса: "коммуникация",
"равновесие", "принятие решения". Под коммуникацией обычно
понимают метод, посредством которого в различных частях системы вызывается
действие. Но коммуникация призвана не только побуждать к действию, но и быть
средством контроля и координации[8].
Система коммуникаций образует строение, конфигурацию организации. Равновесие
как связующий процесс рассматривается в качестве механизма стабилизации
организационного целого, его адаптации к изменяющимся условиям. Назначение
этого механизма состоит также в "гармонизации" потребностей и
установок индивидуумов с требованиями организации. Процесс принятия решений
считается важнейшим средством регулирования и "стратегического руководства".
В соответствии с этим и сама организация нередко трактуется как инструмент
принятия решений.
Главным интегрирующим фактором
организации обычно признается цель. При этом зачастую проводится различие между
целями, поставленными перед данной организацией, и целями, присущими всем
организациям как таковым. Последние цели считаются обусловленными внутренними
потребностями роста и выживания[9].
Таким образом, сущность "системного
подхода" заключается в исследовании наиболее общих форм организации,
которое предполагает, прежде всего, изучение системы как целою, взаимодействия
между частями, исследование процессов, связывающих части системы с ее целями. Основными
частями организационных систем оказываются индивидуумы, формальные структуры,
неформальные факторы, группы, групповые отношения, типы статусов и ролей в
группах. Связь между частями системы осуществляется посредством сложных
комплексов взаимодействий, которые вызывают изменение поведения людей в
организации. Основные части системы связаны определенными организационными
формами, к которым в первую очередь относятся формальные и неформальные
структуры, каналы коммуникации и процессы принятия решений. На этой основе
достигается преодоление центробежных тенденций со стороны отдельных частей
системы и направление всех ее составных частей к конечным целям организации.
С учетом вышеназванных
теоретических установок можно утверждать, что теорию системного подхода можно
применять к построению налоговой системе РФ.
Во-первых, как уже было сказано,
главным интегрирующим фактором всех подразделений организации является цель. Всех
участников налоговых правоотношений объединяет единая цель - выполнение
налогового законодательства.
Во-вторых, в любой организации
значительную роль играют связи, как в целой системе, так и в подсистемах. Эти
связи устанавливаются нормативными правовыми актами, при разработке которых
учитывается единая концепция, то есть главная цель, ради которой создается эта
организация и в соответствии с которой действуют все подразделения, входящие в
эту организацию.
В-третьих, следуя теории
системного подхода, эффективность функционирования организации обеспечивается
соблюдением принципа иерархичности структуры, централизованного управления
всеми структурными подразделениями.
На данный момент в России
фактически отсутствует налоговая система в ее классическом понимании. Существующую
организацию можно рассматривать как системуналогов и сборов, которая
представляет собой законодательно закрепленные виды налогов и сборов, их
ставки, объекты налогообложения и налогоплательщиков. Что же касается других
участников налоговых правоотношений, то их статус, организация и полномочия
определены отдельными законодательными актами, порой не связанными между собой,
а в отдельных случаях и противоречащими друг другу. Примером может служить
регулирование статуса филиала (как плательщика или неплательщика налога на
прибыль) акционерным законодательством и актами государственных налоговых
органов[10].
Характерен пример коллизии норм
таможенного и налогового законодательства, когда неясно, что же такое НДС по
действующему законодательству - налог или таможенный платеж? На практике
несовершенство понятийного аппарата, двусмысленное толкование одних и тех же
понятий приводит к двойному налогообложению, что недопустимо.
Таким образом, очевидно, что
законодательная деятельность - основной механизм, с помощью которого возможно
объединить всех участников налоговых правоотношений в налоговую систему,
включающую в себя подсистемы:
налогоплательщиков (физических и
юридических лиц);
налогов, сборов и пошлин (налоговое
законодательство);
налоговых органов (органов
Министерства РФ по налогам и сборам, муниципальных налоговых органов и
таможенных органов);
правоохранительных органов (органов
Федеральной службы налоговой полиции, и других органов, осуществляющих борьбу с
налоговыми правонарушениями, судов, адвокатуры);
кредитных организаций (банков,
которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих
бюджетов).
Только осуществляя системный
подход, можно избежать противоречий в налоговом законодательстве, дублирования
функций участников налоговых правоотношений и обеспечить координацию их
деятельности[11].
Налоговые органы и
налогоплательщики являются участниками налоговых правоотношений.
Налоговые органы - это единая
система контроля за:
соблюдением налогового
законодательства Российской Федерации;
правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации[12];
соблюдением валютного
законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции
налоговых органов.
Действующее законодательство
оперирует понятием "налоговые органы" в узком (собственном) и широком
смысле слова.
В первом случае под ними
понимается единая централизованная система, состоящая из Министерства РФ по
налогам и сборам и его территориальных органов (ст.2 Закона "О налоговых
органах").
Под налоговыми органами в
широком смысле слова в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.30) следует
понимать МНС России и его территориальные органы, а также государственные
органы, наделяемые полномочиями налоговых органов.
К последним Налоговый кодекс
относит таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов[13].
В случаях, когда
законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных
фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются
правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым
кодексом.
МНС России занимает верхнюю
ступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и является звеном
федерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочия
непосредственно, а также через свои территориальные органы.
Возглавляет МНС России министр,
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ (по
представлению Председателя Правительства РФ); он осуществляет руководство на
основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на данное министерство задач и функций.
Он имеет заместителей, которые
назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.
К основным полномочиям министра
также относятся:
распределение обязанностей между
заместителями;
утверждение положения о
структурных подразделениях центрального аппарата министерства;
утверждение уставов находящихся
в ведении министерства организаций, заключение, изменение и расторжение
трудовых договоров с руководителями этих организаций;
назначение на должность и
освобождение от должности работников центрального аппарата министерства;
представление в Правительство РФ
проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящих в компетенцию
министерства;
издание в пределах своей
компетенции приказов, распоряжений, а также указаний, обязательных для
исполнения работниками центрального аппарата министерства и его территориальных
органов;
представление работников
министерства и организаций, находящихся в его ведении, к государственным
наградам Российской Федерации и присвоению почетных званий.
Второй уровень - региональный (уровень
субъектов РФ) - представлен управлениями МНС по субъектам России.
Третий уровень - уровень
муниципальных образований внутри субъектов РФ. Он представлен инспекциями МНС
России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциям
МНС России по налогам и сборам межрайонного уровня[15].
Налоговые органы на уровне
субъектов РФ и муниципальных образований являются территориальными органами МНС
России соответствующего уровня.
Межрегиональные инспекции МНС
России занимают особое место в системе налоговых органов, так как они работают
также и с проблемными налогоплательщиками.
Проблемные налогоплательщики - это
юридические и физические лица из числа крупных налогоплательщиков, в отношении
которых имеются подлежащие проверке совместно с правоохранительными органами
данные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов и сборов путем
полного или частичного сокрытия объектов налогообложения, получении не контролируемых
налоговыми органами (теневых) доходов, а также признаки иных противоправных
действий, препятствующих полному и своевременному внесению в бюджет и
внебюджетные фонды соответствующих налоговых и иных обязательных платежей. К
числу проблемных налогоплательщиков отнесены также предприятия и организации,
занятые в сфере производства и реализации этилового спирта, спиртсодержащей,
алкогольной и табачной продукции.
Полномочия межрегиональных
инспекций МНС России утверждаются приказами МНС РФ. Например, приказом от 18
мая 1999 г. N ГБ-3-34/140 было утверждено Положение о межрегиональной
государственной налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных
налогоплательщиков.
Деятельность органов
основывается на Конституции РФ. Конституционные положения занимают центральное
место в механизме правового регулирования данного вопроса. "Конституция
Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории Российской Федерации" (ст.15 Конституции РФ).
В частности, это означает, что все законы и иные акты законодательства
Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ.
Следующий уровень системы
нормативных правовых актов - это федеральные законы: Налоговый кодекс РФ; Закон
РФ "О налоговых органах"; Федеральный закон "Об основах
государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (ред. от 7
ноября 2000 г); Федеральный закон "О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и др.
Налоговые органы в своей деятельности
руководствуются также нормативными правовыми актами органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах
их полномочий по вопросам налогов и сборов[16].
При решении острейших проблем,
связанных с деятельностью налоговых органов, важное значение приобретает
судебная практика. В этой связи следует упомянуть такие правовые акты, как
постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-п по делу о
проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О
государственной налоговой службе РСФСР" и закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; постановление
Президиума ВАС Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 5763/97 и
постановление Пленума ВАС РФ от 20 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых
вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" и др.
Анализ налогового
законодательства позволяет дать расширенный перечень основных задач, стоящих
перед этими органами. В частности перед МНС России ставятся следующие
конкретизированные задачи[17]:
контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в
соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
участие в разработке и
осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления
в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и
других обязательных платежей в полном объеме;
осуществление валютного контроля
в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном
регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
осуществление государственного
контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов
сырья (далее именуется - этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции.
В соответствии с перечисленными
выше задачами МНС России осуществляет следующие функции:
проводит работу по взиманию
законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том
числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для
налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах,
расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их
заполнения;
осуществляет в пределах своей
компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а
также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других
обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные
фонды;
ведет в установленном порядке
учет налогоплательщиков;
обеспечивает в установленном
порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
обобщает практику применения
законодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные и статистические
данные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах
своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы
по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
применяет установленные
законодательством Российской Федерации санкции в случае нарушения
законодательства о налогах и сборах;
проводит совместно с
правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за
соблюдением законодательства о налогах и сборах;
осуществляет в установленном
порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых в организациях в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет контроль за
соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета
выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать
контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
обеспечивает в пределах своей
компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций
законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций
кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
осуществляет в установленном
порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за
соблюдением условий указанной деятельности;
обеспечивает установку и
пломбирование в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных
спиртизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию,
- контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет контроль за
ремонтом и заменой указанных приборов;
выступает в установленном
порядке государственным заказчиком по разработке нормативно-технической
документации по вопросам учета и контроля производства, розлива, хранения и
оптовой продажи спиртсодержащей и алкогольной продукции;
организует в пределах своей
компетенции выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской
обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивает в соответствии с
законодательством Российской Федерации меры по созданию информационных систем,
автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и
компьютеризации работы налоговых органов;
осуществляет иные функции,
предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами[18].
Данные задачи решаются в первую
очередь путем организации и проведения налогового контроля.
Налоговый контроль - это
важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность
обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных
форм и методов, нацеленная на создание совершенной системы налогообложения и
достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди
налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения
налогового законодательства[19].
В гл.14 "Налоговый контроль"
Налогового кодекса РФ (ч.1) определены формы проведения налогового контроля,
состав и соответствующая компетенция органов, его осуществляющих, виды
проверок, процессуальный порядок осуществления различных контрольных действий и
производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах[20].
Налоговый контроль проводится
должностными лицами налоговых органов посредством:
налоговых проверок (камеральные
и выездные);
получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
проверки данных учета и
отчетности;
осмотра помещений и территорий,
используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах.
Контролируемыми субъектами
являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты.
Институт налоговых агентов
получил достаточно четкое нормативное регулирование в части первой Налогового
кодекса Российской Федерации. Причем п.1 и 2 ст.24 "Налоговые агенты"
НК РФ фактически не действовали до введения части второй НК РФ (ст.5
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Налоговыми агентами признаются
лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению,
удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд) налогов (п.1 ст.24 НК РФ). Из данного определения следует, что налоговыми
агентами могут быть только физические и юридические лица (ст.11 НК РФ), но не
обособленные подразделения организаций. Этот вывод очень важен для проведения
налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно ст.9 НК РФ налоговый
агент признается самостоятельным субъектом налоговый отношений. И хотя
организация (индивидуальный предприниматель) может являться одновременно
налогоплательщиком и налоговым агентом, необходимо четко разделять те
правоотношения, в которых организация (индивидуальный предприниматель) выступает
как налогоплательщик, и в те, в которых она выступает как налоговый агент. Налогоплательщиками
(плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в
соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст.
19 НК РФ).
Главное и существенное отличие
налогоплательщика от налогового агента состоит в том, что на налогоплательщике
лежит обязанность уплачивать налоги и сборы, а на налоговом агенте - исчислять
и удерживать у налогоплательщика сумму налога, а также перечислять удержанный
налог в бюджет. Именно поэтому при толковании норм необходимо исходить из того,
что положения НК РФ о налогоплательщиках применяются к налоговым агентам только
при наличии прямого указания об этом[21].
Еще один важный вывод
заключается в том, что обязанности налогового агента являются производными от
обязанностей налогоплательщика, т.е. они вторичны. Иными словами, если у
налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, то не могут
появиться обязанности и у налогового агента при условии, что налоговый агент и
налогоплательщик разные лица.
Налоговые агенты имеют те же
права, что и налогоплательщики, т.е. пользуются всеми правами, указанными в ст.21
НК РФ, а также иными правами, предусмотренными для налогоплательщиков другими
статьями НК РФ. Обязанности налогоплательщиков, установленные в ст.23 НК РФ, не
распространяются на налоговых агентов в том смысле, что действуя как налоговый
агент, организация (индивидуальный предприниматель) несет обязанности
налогового агента, а не налогоплательщика.
Налоговый агент является
посредником между налогоплательщиком и государством. В связи с этим возникает
вопрос: наделяет ли налоговое законодательство какими-либо властными
полномочиями налогового агента по отношению к налогоплательщику, поскольку
изначально налоговый агент и налогоплательщик вступают в гражданско-правовые
отношения, основанные на равенстве сторон. Иными словами, вопрос заключается в
том, достаточно ли одной обязанности налогового агента для удержания налога,
или нужно согласие налогоплательщика[22].
На налогового агента
законодательством о налогах и сборах возложена обязанность удержать налог из
средств, выплачиваемых налогоплательщикам (подп.1 п.3 ст.24 НК РФ). Налоговым
кодексом Российской Федерации регулируются властные отношения в сфере налоговых
правоотношений (ст.2 НК РФ), поэтому любые правоотношения, вытекающие из норм
НК РФ, следует признавать налоговыми (властными). Статьей 55 Конституции РФ
установлено, что права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным
законом, это правило в полной мере относится и к юридическим лицам. Исходя из
таких предпосылок можно сделать вывод, что налоговый агент наделяется властными
полномочиями по отношению к налогоплательщику, т.е. для удержания налога
достаточно наличия соответствующей обязанности налогового агента[23].
Российское законодательство в сфере исчисления налогов, неустанно
совершенствуются, в этом плане и совершенствуются налоговые правоотношения
между их субъектами. Однако качественно налоговое законодательство не
развивается.
В процессе взимания налогов
возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной
власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых
отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного
уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов
субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.
На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество
налогов, что для налогоплательщика вызывает определенные сложности когда и
какие налоги уплачивать. Налоговый кодекс должен быть простым и понятным
налогоплательщику. Когда каждый месяц выходят новые инструкции, дополнения и
письма к законам о налогах, отменяющие предыдущие инструкции и дополнения
возникает путаница и прекрасная возможность для налоговых служб налагать
дополнительные штрафы на налогоплательщиков.
России для нормального экономического развития необходим новый налоговый
кодекс понятный и более упрощенный, необходимо существенно снизить налоги и
ввести более жесткий контроль за их уплатой.
Налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не отбивать у людей
желание предпринимательства.
В данной курсовой работе
раскрыты такие вопросы, как понятие налоговых правоотношений, сущность
налоговых правоотношений, система налоговых правоотношений. Особо важную роль в
налоговых правоотношений, играет их система, потому что именно четко
определенная система является эффективным процессом становления всех налоговых
процедур.
Нормативно-правовые акты:
1.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 г). "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.
2.
Федеральный закон Российской Федерации "О налоговых органах
Российской Федерации" от 21 марта 1991г. в ред. Законов РФ от 24.06.1992г.
№ 3119-1, от 02.07.1992г. № 3181-1, от 25.02.1993г. № 4549-1, в ред. Федеральных
законов от 13.06.1996г. № 67-ФЗ, от 16.11.1997г. № 144-ФЗ, от 08.07.1999г. №
151-ФЗ, от 07.11.2000г. № 135-ФЗ, от 30.12.2001г. № 196-ФЗ, с изменениями,
внесенными определением Конституционного Суда РФ от 05.07.2001г. № 130-О;
3.
Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. в ред. Федерального закона РФ от 08.07.99г. №
142-ФЗ) // Рос. газ. - 1999. - 15 июля.
5.
Гражданский кодекс РФ (часть первая, вторая, третья). -М.: ИКФ "ЭКМОС",
2002г.;
Специальная литература:
6.
Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.:
Издательство "Юридический центр Пресс", 2003.
7.
В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/Серия
<Учебники, учебные пособия>. - Ростов н/Д: <Феникс>, 2002 г.
8.
Гиссин Е.М. Правовое положение банка как особого участника налоговых
правоотношений: Автореф. дис. к. ю. н.М., 2003. С.24.
9.
Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Российской
Федерации: Дис. к. ю. н. Саратов, 1995. С.267.
10.
Герасименко Н.В. Актуальные вопросы государственно-правового
регулирования налоговой сферы // Законодательство и экономика. 2003. № 8.
11.
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный
центр "ЮрИнфоР", 2001.
12.
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный
центр <ЮрИнфоР>, 2001г.
13.
Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.:
Аналитика-Пресс, 1998.
14.
Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А.
Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003.
15.
Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003.
16.
Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А.
Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003.С. 191.
17.
Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2003.
18.
Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2003.
19.
Налоги и налоговое право/Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: ФБК-Пресс, 1999.
20.
Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа
"ИНФРА-М-НОРМА", 1997.
21.
Сергиенко Р.А. Организация как субъект налогового права: Дис. к. ю. н. Воронеж,
2003.
22.
Тарасенко О.А. Субъект Федерации как субъект налогового права: Дис. к. ю.
н.М., 2002.С. 190.
23.
Титов А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговой
политики РФ // Российский следователь. 2005. № 6.
24.
Тедеев А.А., Парыгина В.А. Спорные вопросы сущность и понятия налогового
правоотношения // Адвокат. - 2006. - № 8. - С.10-13.
25.
Топорнин Б.В. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый
вестник. - 1997. - № 8. - С.4-6.
26.
Финансовое право: Учебник (авт. главы Химичева Н. И) / Отв. Ред.Н.И. Химичева
3-е изд. - М.: Юристь, 2003. - С.66
27.
Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.
ю. н.М., 2003. С.184.
[1]
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный
центр "ЮрИнфоР", 2001. 236 с.
[2]
Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.:
Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. 183 -190 с.
[3]
В.А.Парыгина , А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/Серия
<Учебники, учебные пособия>.-Ростов н/Д: <Феникс>, 2002 г.
[4]
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный
центр <ЮрИнфоР>, 2001г.
[5]Герасименко
Н.В. Актуальные вопросы государственно-правового регулирования налоговой
сферы//Законодательство и экономика. 2003. № 8.
[6]
Налоги и налоговое право/Под ред. С.Г.Пепеляева. – М.: ФБК-Пресс, 1999.
[7]
Сергиенко Р.А. Организация как субъект налогового права: Дис. к.ю.н. Воронеж,
2003.
[8]Налоговое
право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.:
Издательство НОРМА, 2003. С. 191.
[9]
Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н.
М., 2003. С. 184.
[10]
Тарасенко О.А. Субъект Федерации как субъект налогового права: Дис. к.ю.н. М.,
2002. С. 190.
[11]
Титов А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговой политики
РФ//Российский следователь. 2005. № 6.
[12]
Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2003.
[13]
Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н.
М., 2003. С. 184.
[14]
Тедеев А.А., Парыгина В.А. Спорные вопросы сущность и понятия налогового
правоотношения // Адвокат. – 2006. - № 8. – С. 10-13.
[15]
Топорнин Б.В. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый вестник. -
1997. - № 8. - С. 4-6.
[16]
Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А.
Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003.
[17]
Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н.
М., 2003. С. 184.
[18]
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный
центр <ЮрИнфоР>, 2001г.
[19] Кустова
М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. М., 2001.
С.255.
[20] Кучеров
И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за
нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2001. С.26
[21]
Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2003.
[22] Шаталов
С.Д. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ (часть первая). М.: МЦФЭР, 2002. - С.
607.
[23] Шаталов
С.Д. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ (часть первая). М.: МЦФЭР, 2002. - С.
607.