Индивидуальный предприниматель: особенности правового статуса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,87 kb
  • Опубликовано:
    2010-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Индивидуальный предприниматель: особенности правового статуса

Якутский экономико-правовой институт (филиал)

Юридический факультет

Кафедра: «Гражданское и трудовое право»

Курсовая работа

На тему:

«Индивидуальный предприниматель: особенности правового статуса»


















Якутск, 2010

Введение

Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.[1] Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.

Предпринимательская деятельность – это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель – одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества. В этом практически едины современные ученые и политики. Предпринимательство и отношения с ним связанные представляют специфическую область жизнедеятельности общества. Они являются объектом правового регулирования. О специфическом характере предпринимательских отношений свидетельствует тот факт, что в сфере предпринимательства предмет правового регулирования составляет широкий круг общественных отношений (имущественных, производственных, социальных, трудовых, налоговых и т.д.). Субъект предпринимательской деятельности преследует цель получения прибыли, одновременно его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей в производимой им продукции, выполненных работах, оказанных услугах.

Реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране и поддержание достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства. В виду изменений происходящих в законодательстве актуальной представляется проблема определения правового статуса предпринимателя.

Признание права на предпринимательскую деятельность предполагает не только экономическую и юридическую самостоятельность индивидуального предпринимателя, но и личную ответственность за результаты своих действий. Если деятельность осуществляется не на свой риск и не под свою имущественную ответственность, то она не относится к предпринимательской.

Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли, на получение имущественных благ. В этом случае можно говорить о возможном коммерческом риске, возможных неблагоприятных имущественных последствиях деятельности предпринимателя (обусловленных как упущениями в работе, так и связанных с ненадлежащим исполнением своих обязательств).

Однако, комплексных научных исследований правового статуса гражданина-предпринимателя, специфики его правосубъектности, особенностей организации его предпринимательской деятельности и имущественного положения в современном российском праве практически нет. В юридической литературе вопросы правового положения гражданина-предпринимателя рассматриваются, как правило, в контексте признаков предпринимательской деятельности и ее организационно-правовых форм. При этом, недостаточное внимание уделяется социально-экономической природе индивидуального предпринимателя, особенностям его правового положения по сравнению с иными гражданами и коммерческими организациями.

Недостаточная теоретическая разработка названных вопросов и недостаточность законодательного регулирования порождают немалые практические трудности. Эти обстоятельства и определили актуальность темы исследования

Целью данной работы является исследование правового статуса предпринимателя, порядок регистрации и прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, исследование основных проблем правосубъектности и валютного статуса индивидуального предпринимателя, а также внесение предложений по совершенствованию законодательства.

Исходя из цели работы можно определить следующие задачи:

· Раскрыть понятие и признаки индивидуальной формы предпринимательства.

· Рассмотреть порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

· Изучить порядок прекращения в качестве индивидуального предпринимателя.

· Исследовать основные проблемы правосубъектности и валютного статуса индивидуального предпринимателя

Структура работы состоит из ведения из двух глав, каждая из которых разделена на параграфы, и заключения. В первой главе рассмотрены понятие и признаки индивидуальной формы предпринимательства, порядок регистрации и прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Вторая глава посвящена основным проблемам гражданско-правового и валютного статуса индивидуального предпринимателя.

Работа базируется на изучении и анализе Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса РФ, Трудового Кодекса РФ, налогового кодекса РФ, Законов РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об валютном регулировании и валютном контроле», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О несостоятельности(банкротстве)», «О гражданстве РФ», «Защиты прав потребителя» и других нормативно-правовых актов, а также на научной и учебной литературе.


1. Понятие и признаки индивидуальной формы предпринимательства, порядок регистрации и прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

1.1 Понятие и признаки индивидуальной формы предпринимательства

Предпринимательская деятельность – по гражданскому законодательству РФ – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации)[2].

При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

В законодательном регулировании был разрешен вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Действительно, по общему правилу предприниматели получают прибыль от реализации товаров и услуг. Несколько абстрактнее выглядит понятие «прибыль от пользования имуществом». Если рассматривать его буквально и в системе с нормами части второй ГК, то договоры займа, подряда, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом и некоторые другие договоры с элементом прибыли не вправе заключать гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя.

Однако не вполне точно и понятие «прибыль от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Нередки случаи, когда гражданин реализует бывшие в употреблении и даже новые товары, ранее приобретённые для личного потребления (без цели перепродажи), в связи с отпадением надобности в них (например, излишки строительных материалов при сооружении индивидуального жилого дома). Такая продажа может осуществляться достаточно длительный период или по частям, что вполне возможно истолковать как систематичность. Ввиду того, что при продаже гражданин преследует цель получить доход (прибыль), его также можно счесть нарушителем закона, так как он не зарегистрировался в качестве предпринимателя.

Многие граждане от случая к случаю производят мелкие работы по договорам подряда или поручения за плату. В силу законодательной неопределенности по данному вопросу налоговые инспекции не могут объяснить, почему на практике к «арендодателям» имущества предъявляют требования о государственной регистрации в качестве предпринимателей, а к «подрядчикам» – нет, хотя по признакам предпринимательства, указанным в ст. 2 ГК, их деятельность часто совпадает.

По мнению А.П. Жеребцова существует вид экономической деятельности, не являющийся предпринимательством, которым вправе систематически заниматься все лица без разрешения, а граждане без регистрации, и имеющий главной целью извлечение прибыли. Это инвестиционная деятельность, т.е. вложение инвестиций (денежных средств, недвижимости, иного имущества, имущественных прав, интеллектуальной собственности) в объекты предпринимательской и других видов экономической деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Инвестор получает доход от владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиций.

Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический – постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания (то есть в соответствии с п. 3 ст. 33 Трудовой Кодекс РФ в понятие «систематичности» укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза).

Вполне естественно, что в условиях подобной неопределенности толкование этого признака и вытекающих последствий будет различаться у гражданина и заинтересованных государственных органов. В данном случае сложности возникают при оценке предпринимательской деятельности, субъекты которой скрывают ее, а при выявлении отрицают наличие предпринимательства, ссылаясь именно на то, что акции, внешне схожие по цели с предпринимательскими, носят не систематический, а случайный, разовый, повторный и т.п. характер. А органы, осуществляющие государственное регулирование, ставят собственника – не предпринимателя в худшее положение по сравнению с зарегистрированным лицом.

Следующий (третий) бесспорный признак предпринимательской деятельности – ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы. Однако всё-таки законодатель никак не разъясняет: что такое есть риск, равно как и то, зачем понадобилось представление о предпринимательстве непременно связывать с риском.

Так С.З. Жалинский считает, что риск – понятие неоднозначное, отражаемые им общественные отношения внутренне противоречивы. Иногда в научной литературе риск интерпретируется слишком односторонне, только как «возможный отрицательный результат деятельности»[3]. Конечно, как усилия в расчете на будущий спрос, который не всегда может быть гарантирован в условиях рынка, предпринимательство объективно сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью невостребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, в частности угрозу потерь времени, ресурсов, прибыли, вплоть до вероятности банкротства. Но это лишь одна, причем не главная, грань предпринимательства. Рискуют как раз по другому поводу, в надежде на удачный исход затеянной неординарной операции, на получение более высокой прибыли по сравнению с другими предпринимателями, занимающимися сходной деятельностью.

В качестве последнего признака предпринимательской деятельности законодатель в ст. 2 ГК выделяет ее осуществление лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При смысловой верности этого признака он весьма неточно расположен юридико-технически. В результате буквального толкования упомянутой нормы выясняется, что осуществление самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, не является предпринимательством.

Данная формулировка ст. 2 Кодекса противоречит п. 4 ст. 23 ГК, где все же признается незаконной (без регистрации) деятельность по извлечению предпринимательской прибыли.

Таким образом предпринимательской признается систематическая деятельность с целью извлечения прибыли, на свой страх и риск, т.е. под собственную имущественную ответственность лицом зарегистрированным в качестве предпринимателя.

1.2 Порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности).

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданину необходимо выполнить следующие действия:

1) обратиться в регистрирующий орган (органы ИМНС России);

2) получить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) получить лицензию на отдельные виды деятельности (если на выбранный вид деятельности требуется лицензия);

4) зарегистрироваться во внебюджетных фондах для уплаты взносов (при условии привлечения наемного труда);

5) открыть счета в банке.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Причем в некоторых случаях необходимость такой регистрации может быть вызвана не только желанием самого гражданина. Например, гражданин Ф. по завещанию получил в наследство от своего дяди (индивидуального предпринимателя) работающее предприятие. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятие является объектом прав и представляет собой единый имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, с принятием наследства Ф. стал собственником всего имущества предприятия, которое представляло собой отдельно стоящее здание с подведенными коммуникациями, станками, оборудованием и т.п. При этом Ф. стал правопреемником дяди по всем долгам и требованиям, связанным с предприятием, в том числе по заключенным хозяйственным договорам и трудовым контрактам с наемными работниками. Для того чтобы иметь право осуществлять предпринимательскую деятельность на этом предприятии, Ф. должен в установленном порядке зарегистрироваться в качестве предпринимателя. В противном случае или при обоснованном отказе регистрирующего органа ему придется продать это предприятие в соответствии со ст. 238 ГК РФ либо передать его в доверительное управление (ст. 1012–1026 ГК РФ).

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях.

Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства.

С 1 января 2004 г. регистрацией индивидуальных предпринимателей занимаются налоговые органы. При принятии этого решения учитывались прежде всего интересы самих налогоплательщиков. Так, возложение функций регистрации индивидуальных предпринимателей на МНС России позволило приступить к реализации концепции «одного окна». Этим реализуется одна из основных задач Правительства РФ – сокращение административных барьеров, затрудняющих развитие предпринимательства, и оптимизация расходов федерального бюджета на государственное управление.

Актуальным является следующий вопрос: если индивидуальный предприниматель, зарегистрированный по месту своего жительства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом городе, обязан ли он регистрироваться по месту осуществления деятельности? Предприниматели должны знать, что данная обязанность не предусмотрена действующим законодательством.

Как прямо указано в Законе, заявителю не следует составлять заявление в произвольной форме и регистрирующий орган будет прав, если откажет в приеме заявления в любой иной форме, кроме установленной Правительством РФ.

Следует отметить, что за непредставление или несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в государственный реестр, заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей[4].

Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и должно быть принято в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении такого решения. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

1.3 Прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

В большинстве случаев к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом законодатель предусмотрел для предпринимателей несколько иную процедуру прекращения деятельности, нежели установленная в Гражданском кодексе ликвидация юридического лица.

Случаи прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно условно подразделить на:

1. Добровольные – принятие самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности.

2. Принудительные – судебное решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом)

3. Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда (

– вступление в силу судебного приговора, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

– аннулирование или окончание срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ

4.       Смерть индивидуального предпринимателя

Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Соответственно, государственная регистрация ликвидации статуса предпринимателя осуществляется на основании следующих документов и сведений:

1. заявления физического лица о прекращении деятельности в качестве предпринимателя;

2. сведений о смерти или признании судом индивидуального предпринимателя умершим;

4. копии судебного решения о прекращении деятельности предпринимателя в принудительном порядке;

5. копии вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения бизнесмена права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

6. информации об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя временно или постоянно проживать на территории России.

Решение о прекращении предпринимательской деятельности приобретет значение юридического факта, освобождающего предпринимателя от соответствующих прав и обязанностей, если предприниматель представит в регистрирующий орган (непосредственно или по почте) по месту жительства необходимые документы

Следует обратить внимание на то, что предприниматель должен платить пошлину за ликвидацию статуса только в случае добровольного прекращения деятельности.

В срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов налоговики принимают решение о государственной регистрации и вносят соответствующую запись в ЕГРИП. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую, и ей присваивается государственный регистрационный номер с указанием даты ее внесения. При этом ранее зафиксированные сведения тоже сохраняются. После внесения этой записи статус предпринимателя утрачивает силу.

После снятия с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо остается на налоговом учете в том же налоговом органе по месту своего жительства.

Кроме того, при прекращении деятельности индивидуальному предпринимателю следует закрыть использовавшиеся для предпринимательской деятельности счета в банках и сообщить об этом в налоговую инспекцию. Если бизнесмен нарушит установленный десятидневный срок представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счетов в банке (п. 2 ст. 23 НК РФ), то ему придется заплатить штраф в размере 5 000 руб. (ст. 118 НК РФ).

Снятие с налогового учета и учета во внебюджетных фондах совсем не означает, что бывшему индивидуальному предпринимателю «простили» долги по налогам и платежам в фонды.

Если гражданин ведет бизнес без регистрации в качестве предпринимателя, то при исполнении обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом, он не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем (ст. 11 НК РФ). Обязанности налогоплательщиков по уплате налогов, а также по представлению деклараций по этим налогам предусмотрены статьей 23 Налогового кодекса РФ. Имущество гражданина-предпринимателя юридически не разграничено на используемое в предпринимательской деятельности и в личных целях. Физическое лицо за счет собственного имущества уплачивает налоги, связанные и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу, и деятельность его прекращается с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) в судебном порядке, о чем он должен официально объявить должникам.

В соответствии со ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда в случае, когда он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Статья 164 Закона о банкротстве[5] уточняет основания признания индивидуального предпринимателя банкротом, указывая на то, что требование должно быть основано на денежном обязательстве и (или) связано с обязанностью уплачивать обязательные платежи, в том числе и налоги. Кроме того, необходимо наличие двух условий в совокупности:

– данные обязательства или обязанности не исполнены предпринимателем в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

– сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего предпринимателю имущества.

Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) рассматриваются и разрешаются арбитражным судом. Предприниматель признается банкротом, если установлено его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ (услуг), обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательства должника над его имуществом или из-за неудовлетворительной структуры баланса предприятия.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником – индивидуальным предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по обязательным платежам, а также прокурором. При применении процедуры банкротства индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера вправе также предъявить свои требования.

Предприниматель считается банкротом, и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения арбитражным судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. У предпринимателя аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

При внесудебном порядке предприниматель считается банкротом после официального объявления им о своем банкротстве в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ и в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве.

В объявлении должника о банкротстве и его ликвидации указывается срок для заявления требований и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации указанного объявления.

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Всем известным кредиторам арбитражный суд также направляет решение о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя, в случае признания его банкротом, удовлетворяются в соответствии с установленной законом очередностью за счет всего принадлежащего ему имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание согласно гражданскому процессуальному законодательству и Закону РФ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.[6]

Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам своим личным имуществом, а при недостатке у него денежных средств взыскание обращается на конкретное имущество (квартира, автомобиль, и др.) за исключением имущества, определенного перечнем, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Под имуществом имеется ввиду, как личное имущество гражданина – предпринимателя, так и его доля в общей или совместной собственности.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель признанный банкротом, считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, даже если они и не были заявлены в арбитражный суд. Считаются также погашенными независимо от того, были ли они фактически удовлетворены, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые были предъявлены и учтены судом при признании индивидуального предпринимателя банкротом.

Исключение сделано лишь для требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иных требований личного характера, которые сохраняют свою силу независимо от того, были они предъявлены или нет при осуществлении процедуры банкротства, в том случае, если они остались неудовлетворенными. Сохраняют силу и могут быть предъявлены к гражданину, являвшемуся ранее индивидуальным предпринимателем, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не были заявлены кредиторами при осуществлении процедуры банкротства (п. 2 ст. 25 ГК, п. 3 ст. 153 Закона о банкротстве).

По завершению процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. С этого момента все споры с его участием разрешаются в судах общей юрисдикции.

Налоговая инспекция вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Сделать это возможно, если бизнесмен неоднократно либо грубо нарушил законы или иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в ЕГРИП сведений, представление недостоверных или искаженных данных.

Если суд удовлетворит указанное требование, то копия соответствующего судебного решения направляется в регистрирующий орган. В этом случае государственная регистрация ликвидации статуса осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган копии соответствующего решения суда. Государственная регистрация лица в качестве предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом такого решения. При этом лицо, предпринимательская деятельность которого прекращена в принудительном порядке по решению суда, вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только спустя один год со дня принятия регистрирующим органом указанного решения.

Вступление в силу судебного приговора, запрещающего бизнесмену заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Эта мера наказания может устанавливаться на срок до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Федеральная служба исполнения наказаний представляет в налоговую инспекцию по месту жительства осужденного физического лица заверенную в установленном порядке копию вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения гражданина права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. Срок для направления – пять рабочих дней с даты вступления в силу вышеуказанных приговора, определения или постановления суда.

Аннулирование или окончание срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ.

Информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя временно или постоянно проживать на территории России, представляется органом внутренних дел в регистрирующий орган по месту жительства гражданина в течение пяти дней с даты принятия решения об аннулировании или с даты окончания срока действия вышеуказанного документа

Государственная регистрация иностранного гражданина либо лица без гражданства в качестве предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования документа, подтверждающего право вышеуказанных лиц временно или постоянно проживать на территории РФ, или с момента окончания срока действия такого документа[7].

Бизнесмену, у которого истек срок действия документа о временном или постоянном проживании на территории России, либо указанный документ аннулирован, не нужно лично обращаться в регистрирующий орган. Обычно статус действует бессрочно, и, чтобы его прекратить, нужно личное волеизъявление. А в данном случае статус прекращается автоматически.

Сроки хранения регистрационного дела:

Регистрационное дело индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, подлежит хранению в налоговых органах в течение 15 лет. Эти дела хранятся отдельно от регистрационных дел действующих индивидуальных предпринимателей.

Сведения о бывших бизнесменах подлежат удалению из электронной базы данных государственного реестра в течение пяти дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРИП и сохраняются на электронных носителях в регистрирующих органах в течение предельных сроков ведомственного хранения.

По истечении предельных сроков документы, содержащиеся в государственном реестре, и сведения, хранящиеся на электронных носителях, после проведения экспертизы их ценности передаются в установленном порядке на постоянное или временное (75 лет) хранение в государственные архивы.


2. Основные проблемы гражданско-правового и валютного статуса индивидуального предпринимателя

2.1 Проблемы правосубъектности индивидуального предпринимателя

Индивидуальным предпринимателем по российскому законодательству может быть гражданин. ГК РФ использует термин «гражданин» для обозначения любого физического лица – субъекта гражданского права. В гражданских правоотношениях в качестве физических лиц выступают не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Формально-юридические определения соответствующих понятий установлены законом от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. на 1.07.2002 г.); б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации определяется ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[8] и иными федеральными законами. Как следует из содержания ст. 2 и 4 указанного Федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Здесь речь идет прежде всего о случаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву, на занятие деятельностью, допуск к которой иностранцев и апатридов ограничен федеральным законом. Участие иностранных граждан в некоторых земельных и жилищных правоотношениях ограничено федеральными законами. Сфера же предпринимательства для иностранных граждан и лиц без гражданства в России является в основном открытой.

Из сказанного следует первый признак индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: в таком качестве в равной мере могут выступать граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды).

Однако это положение касается не всех физических лиц. Гражданин (физическое лицо) для участия в гражданских правоотношениях, в том числе и в сфере предпринимательства, должен обладать правосубъектностью, т.е. определенными качествами, необходимыми для того, чтобы иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормами соответствующей отрасли права. В отличие от юридических лиц, гражданская правосубъектность которых связана с наличием правоспособности, гражданская правосубъектность физических лиц определяется не только с их правоспособностью, но и с дееспособностью[9].

Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ).

В Якутском городском суде рассматривалось дело по иску гражданина А. к гражданки Л. О расторжении договора, взыскания долга и убытка.

В суде установлено, что между мужем гражданки Л., который являлся индивидуальным предпринимателем, и гражданином А. был заключен договор купли – продажи телевизора. В последствии индивидуальный предприниматель умер (ушел из жизни добровольно). Гражданин А. обратился в суд к жене индивидуального предпринимателя гражданки А. о взыскании долга.

Суд принял доводы Истца правомерными, ссылаясь на ст. 1175 ГК РФ, согласно которой наследник (в данном случае гражданка Л.). принявший наследство, отвечает по долгам наследодателя.

Суд ссылался на то, что индивидуальный предприниматель, как гражданин, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, которое используется в пре предпринимательской деятельности, а также личным имуществом Суд также посчитал, что признаки непреодолимой силы, указанные в ст. 401 ГК РФ, в данном случае смерть индивидуального предпринимателя, не дают возможность отнести это обстоятельства. Имеющие чрезвычайный характер, так как индивидуальный предприниматель ушел из жизни добровольно.

По моему мнению, суд не применил нормы ст 416. 418 ГК РФ не правомерно.

Так как в связи со смертью гражданина, прекращается его правоспособность, и как правило правосубъектность индивидуального предпринимателя.

То обстоятельство, что гражданин-предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, не устраивает многих желающих заняться бизнесом. Следует уточнить законодательство определив, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по обязательствам только имуществом которое используется им для получения прибыли в предпринимательской деятельности, либо имуществом индивидуального частного предприятия, которое прямо связано с получением прибыли. Ответственность по обязательствам прекращается в связи со смертью индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемых без образования юридического лица. Применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Отсюда следует, что Индивидуальный предприниматель для осуществления предпринимательской деятельности и повышения ее эффективности вправе использовать не только самостоятельный, но и наемный труд, заключив в этих целях трудовые договоры с наемными работниками. В таком случае он, не переставая оставаться самостоятельным работником, выступает одновременно и в другом качестве – в качестве работодателя. Индивидуальный предприниматель – работодатель вступает в трудовые отношения с работниками по общим правилам ТК РФ с учетом особенностей регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц, установленных в гл. 48 ТК РФ.

Если индивидуальный предприниматель становится работодателем, то это неизбежно увеличивает объем его собственных трудовых обязанностей в качестве самостоятельного работника – он заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры, обеспечивает оплату труда работников, определяет их трудовые функции и организует труд каждого работника, контролирует выполнение порученной работы, создает необходимые условия охраны труда, выполняет обязанности налогового агента и плательщика взносов в государственные внебюджетные фонды, несет иные обязанности работодателя, предусмотренные ГК РФ (ст. 22 и др.), а также иными федеральными законами.

Поэтому целесообразно иметь в виду, что для выполнения некоторых видов работ привлеченными силами индивидуальный предприниматель вправе заключать не трудовые, а гражданско-правовые договоры (например, договоры подряда, возмездного оказания услуг, поручения, агентские и авторские договоры), выполнение обязательств по которым тоже может быть связано с трудовой деятельностью физических лиц – исполнителей (подрядчиков, агентов и т.п.). Это освобождает предпринимателя от ряда обязанностей работодателя, предусмотренных трудовым законодательством.

С учетом сказанного можно определить признак, связанный с личностью гражданина-предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя гражданин всегда выступает непосредственно – от своего имени, не создавая для ведения предпринимательской деятельности юридического лица, и осуществляет эту деятельность своим самостоятельным трудом.

Целесообразно включить в ст. 23 ГК РФ ограничения по привлечению наемного труда, чтобы это приводило в последствии к обязательной регистрации такой деятельности в качестве коммерческого юридического лица. Такая позиция ранее действовала в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (п. 3 ст. 20), запрещающая индивидуальным предпринимателям использовать наемный труд.

К разрешению проблемы о правоспособности индивидуального предпринимателя необходимо подходить с учетом вышеизложенной позиции о наличии у предпринимателя одновременно двух видов правосубъектности. Относительно правоспособности совершать действия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, можно утверждать, что она является общей. Предпринимательская же правосубъектность индивидуального предпринимателя может быть ограничена, в том числе путем установления правила о ее специальном характере. Однако вряд ли установление правила о специальной предпринимательской правосубъектности граждан – предпринимателей соответствует принципу гражданского права о равенстве субъектов гражданского оборота, учитывая закрепление в действующем Гражданском кодексе общего характера правосубъектности большинства коммерческих организаций

2.2 Проблемы валютного статуса индивидуального предпринимателя

Отмеченная ранее двойственность правового статуса индивидуального предпринимателя порождает проблемы, требующие разрешения в валютном законодательстве. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173‑ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. на 26 июля 2006 года)[10] (далее Закон) действует по настоящее время, однако в нем до сих пор не нашли решения некоторые практические проблемы, одной из которых является неопределенность правового положения индивидуального предпринимателя для целей названного Закона. В рамках обозначенной проблемы можно выделить как минимум три аспекта:

1)   Отнесение индивидуального предпринимателя к категории «резидент» или «нерезидент»;

2)   Применение к индивидуальному предпринимателю норм ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», регулирующих отношения с участием юридических лиц либо отношения с участием физических лиц;

3)   Право индивидуального предпринимателя осуществлять расчеты в иностранном государстве наличным порядком в местной валюте.

Такая трактовка также входит в логическое противоречие с подп «в» п. 6 «б» п. 7 ч. 1 ст1 Закона, предусматривающими, что критерием отнесения юридического лиц к категории «резидент» или «нерезидент» является законодательство (Российской Федерации либо иностранного государства), по которому создано то или иное юридическое лицо. Представляется, что этот критерий необходимо распространять и на индивидуальных предпринимателей с учетом того, что они подлежат регистрации в таком качестве по месту своего жительства. Сказанное вызывает необходимость дополнения в п. 6 ч. 1.ст 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому резидентом признавались бы индивидуальные предприниматели, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таком подходе гражданин Украины, имеющий вид на жительство и постоянно проживающий в Российской Федерации, будучи как физическое лицо резидентом, зарегистрировавшись в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, не изменит свой валютный статус, то есть как предприниматель также будет резидентом. С другой стороны, гражданин Российской Федерации, выехавший для постоянного проживания в иностранное государство и получивший там статус индивидуального предпринимателя, будет по Закону и как физическое лицо, и как индивидуальный предприниматель считаться нерезидентом.

Таким образом, физические лица и индивидуальные предприниматели будут относиться к одним классификационным группам для целей применения валютного законодательства («резидент» или «нерезидент»), что исключит возможность «перехода» из одной группы в другую (изменения валютного статуса) путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (прекращения государственной регистрации)

Второй аспект. По вопросу применения к индивидуальным предпринимателям норм Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», регулирующих отношения с участием юридических лиц либо отношения с участием физических лиц, судебно-арбитражная практика идет по пути распространения на них норм и установленного ими правового режима в отношении физических лиц. В качестве примера можно привести два схожих дела, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа.

Фабула обоих дел такова. Индивидуальные предприниматели приобрели у немецкой фирмы за наличный расчет товары. Наличная форма произведена в Германии, подтверждена кассовыми чеками. Усмотрев в действиях предпринимателей нарушение ч. 2 ст. 14 Закона №173‑ФЗ, в соответствии с которой если иное не предусмотрено названным Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, орган валютного контроля привлек предпринимателей к ответственности по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в размере соответствующих сумм незаконных валютных операций.

Индивидуальные предприниматели обжаловали постановления органа валютного контроля о наложении административного штрафа в арбитражный суд. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону предпринимателей, признав постановление органа валютного контроля незаконным.

Признавая правильным и соглашаясь с выводом арбитражного суда в том, что содержание «индивидуальный предприниматель» совпадает с понятием «физическое», а не «юридическое» лицо, хотелось бы усилить правовую позицию суда ссылкой на ч. 6 ст. 4 Закона, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства российской Федерации толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Поэтому использовать аналогию закона нужно к пользе индивидуального предпринимателя, применяя нормы, которые улучшают го положение по сравнению с тем, в котором он оказался бы, если бы применялись нормы, касающихся юридических лиц.

Процитированные материалы дел показывают, что для целей применения Закона №173‑ФЗ правовой статус индивидуального предпринимателя приравнен к статусу физического лица за исключением случаев, когда в законе прямо установлено иное, например, ст. 21, которая установила обязанность продажи части валютной выручки резидентов в отношении как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Между тем практике известны случаи, когда суд привлекал к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление индивидуальным предпринимателем-резидентом расчетов за рубежом с нерезидентом по заключенному контракту наличным порядком в иностранной валюте, что вызывает необходимость подробнее рассмотреть этот вопрос.

По обозначенной проблеме есть две противоположные по смыслу группы решений арбитражных судов: в одном случае суды признавали незаконной валютную операцию по уплате индивидуальном предпринимателем за рубежом наличной иностранной валютой цены товара по заключенному внешнеторговому контракту, в другом – указывали на правомерность соответствующих действий индивидуального предпринимателя.

Фабула дел приводится к следующему. Индивидуальный предприниматель в соответствии с заключенными им контрактами с литовской фирмой ввез из Литвы в Россию товары, оплата произведена в Литве наличными денежными средствами. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по ч. 1 . ст. 15.25 КоАП РФ. Суды первой и апелляционной инстанций, тем не менее, усмотрели в действиях предпринимателя состав административного правонарушения.

При вынесении решений арбитражный суд практически поставил более общий вопрос: распространяется ли действие Закона №173‑ФЗ и КоАП РФ на территорию иностранных государств? Несмотря на то административное наказание, что суд ответил на него утвердительно и предприниматель понес административное наказание, представляется, что такая позиция не находит должного подкрепления нормами действующего законодательства.

Во-первых, суд сам сослался на ст. 2. Закона №173‑ФЗ, согласно которой Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 17 КоАп РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения административного правонарушения. Поскольку вменяемые предпринимателю административные правонарушения (проведение незаконных валютных операций) произошли на территории иностранного государства(Литвы), законность / незаконность и ответственность за их совершение должны определяться по законодательству Литвы. В связи с этим целесообразно дополнить ст. 1.7. КоАп РФ нормой следующего содержания: «Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное им деяние признано административным правонарушением в государстве, на территории которого оно было совершенно, и если это лицо не было привлечено к ответственности в иностранном государстве»

Во-вторых, условие о поведении расчетов является условием внешнеторгового контракта, а потому его законность / незаконность, равно как и все действия по исполнению контракта, должна определяться компетентным правопорядком. Для определения такого правопорядка необходимо обратиться к главе 68 ГК РФ. Согласно пп 1 и 2 ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельства стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Поскольку продавец находится на территории Литвы, компетентным правопорядком следует считать литовское законодательство. При этом необходимо отметить, что гражданская правоспособность индивидуального предпринимателя (способность быть стороной внешнеторгового контракта, иметь по нему права и нести обязанности) определяется по праву Российской Федерации (пп. 1 и 2 ст. 1202 ГК РФ). Поскольку для индивидуальных предпринимателей нет ограничений по осуществлению внешнеторговой деятельности, каждый из них может выступать стороной внешнеторгового контракта. Перечень его существенных условий, равно как и законность / незаконность, починяется правопорядку, выбранному с учетом ст. 1211 ГК РФ.

В третьих, если мы подтвердим правомерность распространения Закона №173‑ФЗ на территории зарубежных стран, то помимо нарушения принципа суверенности иностранного государства и его исключительного права осуществлять нормотворчество на своей территории мы создадим практические проблемы для наших соотечественников, выезжающих за рубеж, при осуществлении расчетов в наличной иностранной валюте (которая является национальной валютой для иностранного государства).


Заключение

Рассмотрение вопросов, связанных с гражданско-правовым статусом индивидуального предпринимателя, позволяет прийти к выводу о том, что:

· предпринимательской признается систематическая деятельность с целью извлечения прибыли, на свой страх и риск, т.е. под собственную имущественную ответственность лицом зарегистрированным в качестве предпринимателя.

· индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредствен от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

· Решение о прекращении предпринимательской деятельности приобретет значение юридического факта, освобождающего предпринимателя от соответствующих прав и обязанностей, если предприниматель представит в регистрирующий орган (непосредственно или по почте) по месту жительства необходимые документы

· Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу, и деятельность его прекращается с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) в судебном порядке, о чем он должен официально объявить должникам.

Проведенное исследование, позволяет внести следующие предложения:

1. Следует отказаться от регистрации индивидуального предпринимателя по месту жительства и связать регистрацию с местом преимущественного осуществления предпринимательской деятельности. п.Ж ч. 1 ст. 22.1 следует исключить. Ст. 8 ч. 3 изложить в следующей редакции: Государственная регистрация предпринимателя осуществляется по месту преимущественного осуществления предпринимательской деятельности.

2. Целесообразно включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающую особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Связав место регистрации с регионом в котором он будет осуществлять предпринимательскую деятельность либо преимущественного проживания гражданина. Дополнив ГК РФ ст. 20 ч. 2 следующего содержания: «Для индивидуальных предпринимателей в целях государственной регистрации местом жительства является место осуществления предпринимательской деятельности», ч. 2 ст. 20 ГК РФ считать ч. 3

3. Следует уточнить законодательство определив, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по обязательствам только имуществом которое используется им для получения прибыли в предпринимательской деятельности, либо имуществом индивидуального частного предприятия, которое прямо связано с получением прибыли. Ответственность по обязательствам прекращается в связи со смертью индивидуального предпринимателя.

4. Целесообразно включить в ст. 23 ГК РФ ограничения по привлечению наемного труда, чтобы это приводило в последствии к обязательной регистрации такой деятельности в качестве коммерческого юридического лица.

5. Вызывает необходимость дополнения в п. 6 ч. 1. ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому резидентом признавались бы индивидуальные предприниматели, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Целесообразно дополнить ст. 1.7. КоАп РФ нормой следующего содержания: «Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное им деяние признано административным правонарушением в государстве, на территории которого оно было совершенно, и если это лицо не было привлечено к ответственности в иностранном государстве»

В данной работе раскрыты далеко не все проблемы связанные понятием правового статуса индивидуального предпринимателя, его правосубъектность, прав, гарантий и ответственности индивидуального предпринимателя. Необходимо приводить действующее законодательство в соответствии с потребностями и проблемами индивидуальных предпринимателей.


Список литературы

1.   Нормативно-правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6‑ФКЗ, от 30.12.2008 №7‑ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.2009, №4, ст. 445

1.2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 (ред. от 30.04.2010) // Российская газета», №137, 27.07.2002

1.3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, №32, ст. 3301

1.4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996, №5, ст. 410,

1.5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.12.2001, №49, ст. 4552.

1.6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 (ред. от 24.02.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.12.2006, №52 (1 ч.), ст. 5496

1.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1

1.8 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 (ред. от 30.07.2010) /Собрание законодательства Российской Федерации, №31, 03.08.1998, ст. 3824/

1.9 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 (ред. от 30.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, №32, ст. 3340

1.10   Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

1.11   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, №25, ст. 2954

1.12   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, №52 (ч. I), ст. 4921,

1.13   Закон РФ от 07.02.1992 №2300–1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, №3, ст. 140

1.14   Федеральный закон от 02.12.1990 №395–1 (ред. от 23.07.2010) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.02.1996, №6, ст. 492

1.15   Федеральный закон от 10.12.2003 №173‑ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859

1.16   Федеральный закон от 31.05.2002 №62‑ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, №22, ст. 2031

1.17   Федеральный закон от 11.06.2003 №74‑ФЗ (ред. от 30.10.2009) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Российская газета», №115, 17.06.2003

1.18   Федеральный закон от 08.08.2001 №128‑ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета», №153–154, 10.08.2001

1.19   Федеральный закон от 12.01.1996 №7‑ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О некоммерческих организациях» // Российская газета», №14, 24.01.1996.

1.20   Федеральный закон от 26.10.2002 №127‑ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О несостоятельности (банкротстве) " // Российская газета», №209–210, 02.11.2002

1.21   Федеральный закон от 02.10.2007 №229‑ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об исполнительном производстве» // Российская газета», №223, 06.10.2007,

2. Акты судебной власти

2.1 Решение Якутского городского суда от 11 ноября 2009 г. по иску о расторжении договора, взыскании долга и убытков.

2.2 Постановление ФАС Уральского округа от 27 сентября 2004 года №Ф09–3992/04‑АК

2.3. Постановление ФАС «Волго-вятского округа от 11 августа 2005 года по делу №А11–1899/2005‑К2–23/107 и по делу №А11–894/2005‑К2–18/113

2.4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 августа 2005 года по делу №А52–662/2005/2 и по делу №А52–664/2005/2

2.5. Постановление Фас Волго-Вятского округа от 11 августа 2005 года по делу №А11–1893/2005‑К2–21/106

3. Акты утратившие силу.

3.1 Закон РСФСР от 25.12.1990 года №445–1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27.12.90. № ст. 418.

4. Литература.

4.1 Акимов А. Индивидуальный предприниматель = юридическое лицо? //

ЭЖ-Юрист. – 2008. – №34. – С. 5.

4.2. Анохин В.С. Безопасность предпринимательства в законодательстве

Российской Федерации // Юрист. – 2007. – №4.-С. 34.

4.3. Белов А.П. Субъекты предпринимательской деятельности в праве России

и иностранных государств // Право и экономика. – 1999. – №6.-С. 22.

4.4. Бессарабов В., Ашиткова Т. Упорядочение контрольных проверок

предпринимателей // Законность. – 2007. – №12. – С. 12.

4.5. Говоров Л.В. Большой шаг малого бизнеса // ЭЖ-Юрист. – 2007. – №32. –

С. 4.

205 с.

4.7. Елизарова М.Н. Актуальные вопросы судебной практики по делам о

государственной регистрации индивидуальных предпринимателей //

Российский судья – 2006. – №11. – С. 33.

4.8. Жеребцов А.П. Проблемы квалификации незаконного

предпринимательства // Журнал Российского права. – 2004. – №2. – С. 45.

4.9. Жилинский С.З. Правовая основа предпринимательской деятельности

(предпринимательское право): курс лекций. – М., Норма-Инфра-

М. 1998. – 122 с.

4.10. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О

государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей». – М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2003. – 245 с.

4.11. Индивидуальный предприниматель: энциклопедия / Под ред.

Касьянова А.В.М., ГроссМедиа, 2008. – 1500 с.

4.12 Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства //

Государство и право. – 1997. – №5. – С. 46 – 50.

4.13Казакова В.Н. Регистрация юридических лиц: время жить по-новому [Текст] // Консультант. – 2002. – №18. – С. 11.

4.14Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Пекоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – №11. – 2008.-С. 12.

4.15Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля (надзора) // Законодательство и экономика. – 2007. – №7. – С. 11.

4.16Калмыкова А.В. Основные черты государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования // Журнал российского права. – 2007. – №5. – С. 51.

4.17Козлова Н.В. Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки // Законодательство. – 2008. – №2. – С. 18.

4.18Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Ренова Э.Н.М.: НОРМА, 2002. – 678 с.

4.19Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству // Законодательство и экономика. – 2006. – №11. – С. 11.

4.20Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) /Под ред. Садикова О.Н.издание третье, исправленное, дополненное и переработанное. М., ИНФРА‑М, 2005. – 567 с.

4.21Коровинских С. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство // Российская юстиция. – 2000. – №4. – С. 42.

4.22Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. – 2006. – №5. – С. 55.

4.23Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право. -2008. – №3. – С. 78–79.

4.24Пятков Д.В. Коммерческие организации: проблемы приобретения дееспособности // Российский юридический журнал. – 2008. – №1. – С. 84 – 89

4.25Пятков Д.В. Формирование правосубъектности предпринимателя // Журнал российского права. – 2008. – №1. – С. 27.

4.26Руднев А. Предпринимательская деятельность гражданина // Бизнес-адвокат. – 2000. – №13. – С. 37.

4.28.   Ручкина Г.Ф. предпринимательство сквозь призму веков // Предпринимательское право. – 2006. – №3. – С. 11.

4.29Сарбаш С. Комментарий основных положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» // Хозяйство и право. – 2002. – №1. – С. 21.

4.30Сафарова Е.Ю. Когда предприниматель – иностранец: инструкция по регистрации // Современный предприниматель.- 2008. – №6. – С. 13.

4.31Сюбарева И.Ф. Традиции предпринимательства в истории России // Предпринимательское право. – 2007. – №3. – С. 22.

4.32Ткачев В.Н. Признание недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица – индивидуального предпринимателя // Налоги (журнал). – 2007. – №1. – С. 34.

4.33Тотьев К. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. – 2002. – №12. – С. 19.


[1]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N4, ст. 445

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 27.12.2009 ) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, N32, ст. 3301

[3] Жилинский С. З. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право): [Текст]курс лекций. – М., Норма-Инфра-М. 1998. – С. 50.

[4] Елизарова М.Н. Актуальные вопросы судебной практики по делам о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей [Текст]//Российский судья- 2006.- № 11.-С.33.

[5] Федеральный закон от 26.10.2002 N127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О несостоятельности (банкротстве)"// Собрание законодательства Российской Федерации , 28.10.2002, N 43, ст. 4190

[6] Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об исполнительном производстве"// Собрание законодательства Российской Федерации, 08.10.2007, N 41, ст. 4849

[7] Постановление ФАС Уральского округа от 27 сентября 2004 года № Ф09–3992/04-АК

[8] ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ( в ред. от 23.07.2010 г.//Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. – Ст. 3032.

[9] Тотьев К. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности [Текст]//Законность.-  2002.- №12.- С.19

[10] Федеральный закон от 10.12.2003 N173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859; Российская газета от  25.07.2008

Похожие работы на - Индивидуальный предприниматель: особенности правового статуса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!