Законодательное обеспечение деятельности правоохранительных органов
Введение
Предмет любой
учебной дисциплины определяется в первую очередь кругом тех вопросов и проблем,
которые должны изучаться в её рамках. В нашем случае он включает в себя
сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную
деятельность. Центральное место среди этих сведений занимают те, которые дают
представление о правоохранительной деятельности в целом.
Как известно,
в основе многих юридических дисциплин лежит изучение конкретной отрасли права.
В отличии от них курс «Правоохранительные органы России» не имеет такой
юридической основы. Следует согласиться с рядом авторов, считающих этот курс
синтетической юридической дисциплиной, базой которого являются юридические
институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и
значимости, являющиеся предметом изучения.
Рассматривая
подобные акты, необходимо иметь в виду, что некоторые из них лишь в
определённой части посвящены правоохранительным органам.
Таким
образом, предметом изучения курса является: устройство правоохранительных
органов в совокупности и каждого в отдельности.
К задачам
курса «Правоохранительные органы» относятся: расширение и углубление знаний
слушателей, студентов о правоохранительной деятельности привитие будущим
юристам навыков и умений в области правоохранительной деятельности.
Процесс
формирования правового государства сопровождается постоянным обновлением
законов, иных нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к
осуществлению правоохранительной функции государства, к организациям и основам
деятельности соответствующих правовых органов. Поэтому изучение правового
материала по первоисточникам призвано способствовать выработке у слушателей и
студентов уже на первых этапов их профессиональной подготовки умения искать
необходимые документы, а также навыков работы с ними.
Цель данной
работы заключается в изучении курса «Правоохранительные органы»
Задачами контрольной работы являются: 1
Определение правоохранительной системы и характеристика основных элементов
правоохранительной системы 2 Основные средств, предусмотренные законом, которые
может использовать подозреваемый и обвиняемый для защиты своих интересов в суде
3 Прокурорский надзор 4 Законодательные акты составляющие правовую основу
деятельности органов внутренних 5 Структурная организация системы органов ФСБ
Определение
правоохранительной системы и характеристика основных элементов
правоохранительной системы
В Российской Федерации довольно активно
используется словосочетание "правоохранительные органы". В стране
провозглашена и осуществляется реформа правоохранительных органов. Однако в
вопросе о системе правоохранительных органов в среде ученых отсутствует
единство взглядов. Не однозначен в рассматриваемом вопросе и подход
законодателя.
Примечательно, что за период с конца
50-х годов прошлого века, когда заговорили о правоохранительной деятельности, и
до сих пор в научных исследованиях не утвержден единообразный вывод о понятии и
системе правоохранительных органов.
Ученые оперируют различными понятиями.
Например, Ф. Глазырин, В. Клейн относят
к правоохранительным органам МВД, ФСБ, прокуратуру, отделяя от них суды
Н. Братчикова к правоохранительным
органам относит: органы судебной власти, органы государственной службы, Счетную
палату Федерального Собрания, Государственную контрольную службу Президента,
Федеральную службу по валютному и экспертному контролю, налоговую службу,
таможенные органы, МВД
В. Щукин называет правоохранительными те
органы, в которых осуществляется правоохранительная служба. В частности, это
прокуратура, органы внутренних дел, органы государственного контроля за
распространением наркотических средств, таможенные органы, налоговые органы,
служба судебных приставов, силы обеспечения безопасности РФ
К. Гуценко, М. Ковалев к
правоохранительным органам относят: суды, органы, осуществляющие
организационное обеспечение деятельности судов, Судебный департамент при
Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Службу судебных приставов
Министерства юстиции РФ и иные службы этого министерства, а также другие органы
и должностные лица, прокуратуру, некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать
преступления, адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь
нотариат и др.
Таковы теоретические воззрения ученых по
вопросу о системе правоохранительных органов.
В свою очередь, анализ законодательства,
регламентирующего организацию и деятельность правоохранительной системы России,
показывает, что и законодатель не последователен в указании на систему
правоохранительных органов.
В Конституции РФ (п. "л" ч. 1
ст. 72) указано: "Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура,
нотариат". Приведенный тезис свидетельствует о том, что к
правоохранительным органам не относятся судебная система, адвокатура, нотариат.
Согласно же Концепции судебной реформы в
РФ суд включен в правоохранительную систему России.
В соответствии с ФЗ от 20 апреля 1995 г.
"О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов" можно привести следующий перечень органов, которые
законодатель относит к правоохранительным: прокуратура, органы внутренних дел,
органы ФСБ РФ, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба охраны
РФ, таможенные органы, налоговая служба, органы оперативно-розыскной
деятельности
Исходя из приведенных критериев
правоохранительных органов, к ним можно отнести: суды, органы внутренних дел,
таможенные органы, органы юстиции, например уголовно-исполнительная система,
служба судебных приставов, прокуратуру, органы государственной безопасности,
органы наркоконтроля.
Однако изменения в общественной жизни
страны позволяют дополнить приведенную систему. Так, с 1998 г. в Российской
Федерации начал действовать Уполномоченный по правам человека, назначением
которого является защита прав и свобод граждан России. Анализ Федерального
конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ"
позволяет сформулировать вывод о том, что рассматриваемый институт гражданского
общества имеет признаки правоохранительного органа.
Анализ понятия и системы
правоохранительных органов вызывает необходимость обращения к законодательным
перспективам рассматриваемых понятий. Рассмотренные акты не содержат перечня
правоохранительных органов В связи с этим вновь остается открытым вопрос о
системе правоохранительных органов[1].
Характеристика
основных элементов правоохранительной системы:
Органы
внутренних дел- главной задачей органов внутренних дел является борьба с
преступностью и иными правонарушениями, охрана общественного порядка и
общественной безопасности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина,
охраны законных интересов государственной власти, предприятий, организаций и
учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
Органы по
контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ- их задачами
являются: участие в разработке и реализации государственной политики в сфере
оборота наркотических средств; обеспечение контроля за оборотом наркотических
средств; осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
выявление, предупреждение, раскрытие и предварительное расследование
преступлений, отнесённых к их подведомственности, производство по
административным правонарушениям. Отнесённых к их компетенции; ведение банка
данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и др.
Федеральная служба безопасности-
деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по
следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность;
борьба с терроризмом;
борьба с преступностью;
разведывательная деятельность;
пограничная деятельность;
обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности органов
федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Прокуратура-. Прокуратура Российской
Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих
от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской
Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации.
Прокуратура Российской Федерации
выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Судебная
система- основными функциями судов является: разрешение по существу
гражданских, административных, уголовных, а также иных дел и вопросов,
отнесённых к их ведению отраслевым законодательством; пересмотр решений
нижестоящих судов; разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных
решений. Конкретный объём полномочий того или иного суда определяется его
местом в системе этой ветви судебной власти.
Основные
средств, предусмотренные законом, которые может использовать подозреваемый и обвиняемый
для защиты своих интересов в суде
Неотъемлемым содержанием
правового государства является охрана и обеспечение прав и законных интересов лиц,
участвующих в уголовном процессе, и, в частности, обвиняемых и подозреваемых. Согласно
ст. 46. УПК РФ "подозреваемым является лицо:
1) либо в
отношении, которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке,
которые установлены главой 20 Уголовно- процессуального Кодекса (далее УПК)
2) либо,
которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК
3) либо, к
которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со
статьей 108 УПК
Согласно
действующему уголовно-процессуальному законодательству лицо приобретает права
подозреваемого только в случае его задержания, либо применения к нему меры пресечения.
Такое положение нарушает права лиц, в отношении которых отсутствуют основания для
задержания, либо применения мер пресечения. Приведенные положения ч. 2 ст. 46 свидетельствуют
о том, что законодатель употребляет термин «обвиняемый» в двух смыслах: в узком
смысле - как субъект уголовно-процессуальных отношений на предварительном
следствии и дознании; в широком смысле этот термин не ограничивает указанного субъекта
стадией предварительного расследования, он обнимает понятия «подсудимый»,
«осужденный». Со ответственно, права, перечисленные в ч. 3 ст. 46,
распространяются на обвиняемого в широком смысле слова (т. е. на обвиняемого,
подсудимого, осужденного).
Так, ст. 47
УПК РФ гласит – " Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
1) вынесено
постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) вынесен
обвинительный акт.
Обвиняемый, по
уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым.
Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным.
Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является
оправданным".
Обеспечение
обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип уголовного процесса
опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. Статья 48
Конституции РФ гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том
числе и бесплатной, в случаях, установленных законом; в ч. 2 этой статьи
определяется момент вступления защитника в уголовный процесс. Нормативная база
для осуществления защиты по уголовному делу содержится во многих нормах
Конституции (ст. 45-51), которые восприняты нормами УПК, а также учитываются на
практике при применении последних.
Обеспечение
подозреваемому и обвиняемому права на защиту складывается из процессуальных
средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным
субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или
обвинения. В связи с этим в ч. 1 ст. 16 УПК указано, что названным участникам
уголовного судопроизводства обеспечивается право на защиту, которое они могут
осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.
Закон предписывает лицам, ответственным за ведение дела, разъяснять
подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивать им возможность защищаться
всеми не запрещенными УПК способами и средствами (ч. 2 ст. 16). Право
обвиняемого (подозреваемого) на защиту представляет собой совокупность
субъективных процессуальных средств, используя которые он может противостоять выдвинутому
против него обвинению: знать, в чем он обвиняется (подозревается); оспаривать
участие в совершении преступления; опровергать обвинительные доказательства;
представлять оправдывающие его доказательства; защищать другие законные
интересы. Среди субъективных прав подозреваемого, обвиняемого в законе прежде
всего указано право знать, в чем он подозревается (обвиняется). Важность этого
положения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от
подозрения и от обвинения. Одним из основных средств обеспечения права на
защиту обвиняемого, подозреваемого является предоставление квалифицированной
юридической помощи. Несомненной гарантией права на защиту является презумпция
невиновности - один из важнейших принципов уголовного судопроизводства (ст. 49
Конституции РФ, ст. 14 УПК), а также основанные на ней положения о том, что: а)
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, так как это является
бременем стороны обвинения; б) неустранимые сомнения в виновности обвиняемого
толкуются в его пользу; представляет собой самостоятельную социально-правовую
ценность.
Право на защиту регулируется в российском законодательстве на
конституционном уровне. Конституция РФ не только провозглашает право каждого
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.
45), но и утверждает право пользоваться квалифицированной юридической помощью,
устанавливает круг лиц, которым гарантируется право на получение юридической
помощи при осуществлении защиты (задержанный, заключенный под стражу), ее
качество, условия предоставления, начальный этап реализации в уголовном
процессе. Осуществление этих и иных положений Конституции РФ, утверждающих
различные проявления реализации права на защиту, гарантируется нормами
уголовно-процессуального права. Институт защиты в уголовном судопроизводстве
представляет собой комплекс предоставляемых подозреваемому, обвиняемому,
подсудимому прав, позволяющих им выступать в роли стороны, опровергать
обвинение или подозрение в совершении преступления, отстаивать свою непричастность
к преступлению, добиваться смягчения ответственности.
Согласно положениям УПК РФ право на защиту подозреваемому и
обвиняемому складывается из следующих установлений: личного осуществления
предоставленных им прав и с помощью защитника, использующего целый комплекс
предоставленных ему полномочий, а также обязанностей должностных лиц
правоохранительных органов по созданию условий для реализации каждым обвиняемым
конституционного права на защиту.
Защитник - лицо, осуществляющее в установленном законом
порядке защиту прав и интересов подозреваемого, обвиняемого (подсудимого,
осужденного, оправданного) и оказывающее им юридическую помощь при производстве
по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК). Защитник содействует выявлению
обстоятельств, оправдывающих подозреваемого и обвиняемого, смягчающих их
ответственность, освобождающих от уголовной ответственности и (или) наказания,
и иных обстоятельств, свидетельствующих в пользу прав и интересов названных
Адвокат, в
том числе адвокат-защитник, является "независимым советником по правовым
вопросам" (ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).
Участие
защитника-профессионала - одна из важных уголовно-процессуальных гарантий прав
и законных интересов обвиняемого (подозреваемого), способствующих фактическому
уравниванию прав обвиняемого (подозреваемого) на защиту своих интересов и прав
государственного обвинителя, прокурора, осуществляющего уголовное
преследование. В качестве защитников допускаются: адвокат, по представлению им
удостоверения адвоката и ордера (именно адвокаты, как правило, и участвуют в
уголовных делах в качестве защитников). По определению или постановлению суда в
таком качестве может быть допущен - наряду с адвокатом - один из близких
родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого он ходатайствует
(ч. 2 ст. 49). Такое решение (об участии в качестве защитника названных лиц
наряду с адвокатом) определяется тем, что ч. 1 ст. 48 Конституции РФ
гарантирует каждому право на квалифицированную юридическую помощь, обеспечить
которую может специалист в области права - адвокат. Приведенное правило
особенно важно для лица, обвиняемого (подозреваемого) в совершении
преступления.
В судебном
разбирательстве свою функцию защитник осуществляет на началах состязательности,
пользуясь равными правами со стороной обвинения: правами по представлению
доказательств, участию в исследовании доказательств, заявлению ходатайств и
т.п.
Прокурорский
надзор
Прокуратура
Российской Федерации- это единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением
законов, действующих на территории РФ.
Прокуратура
РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Органы
прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции РФ, в Законе «О
прокуратуре РФ», иных нормативных актах РФ и республик в её составе, а также в
приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.
Перед
Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами поставлена задача
основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным
исполнением действующих на территории РФ законов органами местного
самоуправления и субъектами РФ, исполнением законов министерствами и
ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и
контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, вне
зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями,
должностными лицами и гражданами.
Эта задача,
сформулированная в законе, охватывает в целом всю деятельность органов
прокуратуры по всем отраслям надзора и основным направлениям деятельности
органов прокуратуры.
Реализуя свои
полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением
законов, прокуроры следят за тем чтобы все перечисленные органы государственной
власти и управления, общественные формирования, должностные лица и граждане
действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с
предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану
правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований
государственной и трудовой дисциплины.
Всей своей
деятельностью органы прокуратуры призваны воспитывать должностных лиц и граждан
в духе неуклонного исполнения возложенных на них Конституцией обязанностей,
строгого соблюдения предписаний законодателя.
Определяя
сущность и назначение прокурорского надзора в каждой из его отраслей, Закон «О
прокуратуре РФ», Генеральный прокурор РФ в своих приказах руководящего
характера ставят перед прокурорами конкретные задачи по выявлению, устранению и
предупреждению на будущее нарушений или отступлений от закона.
В сфере
общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые
указанными государственными органами власти и управления, а также должностными
лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям
Правительства РФ и правительств республик в составе РФ.
При
осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему
прокуроры строят вою работу, исходя из задач, сформулированных в Законе «О
прокуратуре РФ» и УПК.
Прокуроры
должны обеспечить осуществление надзора таким образом, чтобы каждое
преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, виновное в совершении
преступления, не избежало установленной законом ответственности; задержание
лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе как в
порядке и по основаниям, установленным в законе; никто не подвергался
незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному
ограничению в правах, соблюдался установленный законом порядок возбуждения
уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения и
т.д.
В стадии
исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в Законе
«О прокуратуре РФ», а также УПК и УИК. Они состоят в следующем: обеспечить
законность и обоснованность водворения осужденных в колонию определенного
судебным приговором режима содержания; соблюдение закона и требований режима
осужденными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы исполнения
законодательства регламентирующего порядок и условия содержания осужденных и
т.д.
Правовую
основу деятельности органов внутренних дел составляет: Конституция Российской
Федерации, закон «О милиции», закон «Об оперативно- розыскной деятельности»,
Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно- процессуальный кодекс
Российской Федерации, Кодекс об Административных правонарушениях Российской
Федерации, иные Федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и
распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве
внутренних дел, а так же приказы, инструкции и другие нормативные ведомственные
акты 5
Структурная организация органов ФСБ
Одним из
основных элементов системы безопасности Российской Федерации являются
федеральные органы безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).
В
соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы
безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. органы
федеральной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения
безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий
обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство
деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент
Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Федеральную
службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах
федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ, ст. 9
Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует
воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ в Российской
Федерации)
Согласно ст.
2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют собой единую
централизованную систему, в которую входят:
Федеральная
служба безопасности Российской Федерации;
управления
(отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным
регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы
безопасности);
управления
(отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных
Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их
органах управления (органы безопасности в войсках).
Территориальные
органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом
подчинении Федеральной службы безопасности России. Органы федеральной службы
безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения,
научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и
подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной
подготовки, а также подразделения специального назначения.
Создание
органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных Федеральным законом
об органах федеральной службы безопасности, не допускается.
Федеральная
служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы
безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и
организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты
и непосредственно реализует основные направления деятельности органов
федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона об органах ФСБ,
ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа
исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий
создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных
лиц.
Однако, в
отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ
выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство
подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные
направления своей деятельности.
Система
органов ФСБ состоит из трех звеньев: Федеральная служба безопасности Российской
Федерации, территориальные органы безопасности по регионам и субъектам
Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в войсках,
территориальные органы безопасности по иным административно-территориальным
образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.
Структура
центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и других
подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки, департамент по
борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и стратегического
планирования, департамент по организационно-кадровой работе, департамент
обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности
преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое
управление, управление оперативно-технических мероприятии, управление
собственной безопасности, управление делами, следственный изолятор,
научно-исследовательский центр.
Звеном
системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ
России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления
(отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских
формированиях, а также в их органах управления.
Данные органы
безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении,
позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятельность со стороны
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводить единую
государственную политику в сфере обеспечения безопасности России. В субъектах
Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на
которые бы возлагались обязанности, права и функции органов федеральной службы
безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие
государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71
Конституции относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению
Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной
власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в
деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере
обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с
аналогичными функциями.
Задачи
1.
Суды
общей юрисдикции подразделяются на:
Районные
Городов
федерального значения
Областные
Краевые
Суды
автономных округов
Верховные
суды республик, входящие в состав РФ
Верховный Суд
РФ
Определите,
какие из перечисленных судов являются судами первой кассационной инстанции? Что
вкладывается в эти понятия?
В соответствии с Федеральным
Конституционным законом « О судебной системе Российской Федерации » от
31.12.1996 г. № 1-ФЗК
Верховный суд республики, краевой
(областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд
автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве
суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам.
Суд
кассационной инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и
решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц, или
протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор,
решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить его.
Суд надзорной
инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в
законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной
инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста прокурора или
председателя суда (или их заместителей).
2.
В
отношении гражданина Российской Федерации, находящегося в поездке по стране,
сотрудниками органов внешней разведки, исходя из сложившихся условий, были
применены негласные методы работы, применяющиеся при разведывательной
деятельности.
Правомерны ли
такие действия сотрудников внешней разведки?
В
соответствии со ст.13 Федерального закона « О внешней разведке » от 10.01.1996
г.№5 ФЗ
Применение
методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской
Федерации на территории Российской Федерации не допускается.
Следовательно,
исходя из условий задачи, действия сотрудников внешней разведки являются не
законными.
3. В ходе прокурорской
проверки деятельности одной из общественных организаций было установлено, что в
ней созданы реальные условия, способствующие совершению преступлений.
Одновременно стали известны точные данные, свидетельствующие, что в отношении
некоторых членов организации со стороны её руководства осуществляются действия,
имеющие характер преступления.
Определите,
какие акты прокурорского реагирования должны быть применены в данном случае?
В соответствии со ст.25.1 В целях предупреждения правонарушений и при
наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его
заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии
сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки
экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных)
объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном
предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть
привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
А, так же в соответствии с п.2 ст. 27 При наличии оснований
полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер
преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были
подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
4. В черте города, где
находится одна из тюрем, была остановлена легковая машина. За рулём которой
находился военнослужащий при исполнении служебных обязанностей. Машина была
подвергнута досмотру со стороны работников исправительного учреждения. А у её
водителя осуществлена проверка документов, на том основании. Что из тюрьмы
совершен побег двух осужденных. Несмотря на заявление водителя о крайней
срочности и важности исполняемого им задания и противоправности предпринимаемых
в отношении него действий работниками, которые не являются работниками ГИБДД.
Указанные мероприятия были осуществлены в полном объёме.
Дайте правовой
анализ действий работников исправительного учреждения.
В
соответствии со ст. 14 закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г.
№5473-1 ФЗ сотрудники исправительных учреждений имеют право: при провидении
операций по задержанию бежавших или уклоняющихся от отбывания наказания
осужденных, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных
средств, проверку документов и т.д.
Из этого
следует: действия работников исправительного учреждения, являются правомерными.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что цель, поставленная мной в
начале изучения контрольной работы, достигнута. Мной были рассмотрены и изучены
вопросы, поставленные в начале изучения темы контрольной работы, а именно: 1
Определение правоохранительной системы и характеристика основных элементов
правоохранительной системы 2 Основные средств, предусмотренные законом, которые
может использовать подозреваемый и обвиняемый для защиты своих интересов в суде
3 Прокурорский надзор 4 Законодательные акты составляющие правовую основу
деятельности органов внутренних 5 Структурная организация системы органов ФСБ,
а так же решены задачи
Список
литературы и нормативно-правовых актов
1.
Конституция
Российской Федерации
2.
Конституционный
закон «О судебной системе »
3.
Уголовно-
процессуальный кодекс
4.
Федеральный
закон «О Прокуратуре Российской Федерации »
5.
Федеральный
закон «Об органах Федеральной службы безопасности »
6.
Федеральный
закон «О внешней разведке »
7.
Федеральный
закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы »
8.
Статья
Е.В. Сопневой «О системе правоохранительных органов» Консультант Плюс
9.
«
Правоохранительные органы»: учебник Под ред. В.П. Божьев М 2007 г.
10.
«Научно-практический
комментарий к Конституции Российской Федерации»Лазарев В.В. \ 2003
[1] Е. В. Сопнева « О системе
правоохранительных органов» Консультант Плюс