Договор строительного подряда в Республике Беларусь
Содержание
Введение
1. Договор
строительного подряда: понятие и содержание
1.1
Определение понятий: договор, строительный подряд
1.2 Договор
подряда как специфическая форма договорных отношений
1.3 Понятие
и элементы договора строительного подряда
2. Порядок
изменения, заключения и расторжения договора строительного подряда
2.1
Предпосылки заключения договора строительного подряда
2.2 Порядок
заключения и расторжения договора строительного подряда
3.
Ответственность сторон по договору строительного подряда
Заключение
Список
использованных источников
Развитие рыночных отношений
наряду с проводимой либерализацией в экономике Республики Беларусь служат
предпосылками для развития договорных отношений между субъектами
хозяйствования, физическими и юридическими лицами. Договор определяет права и
обязанности сторон, сроки поставки товаров либо исполнения услуг, определяет
ответственность за несоблюдение условий соглашения. Грамотно заключённый
договор поможет избавиться от большого количества негативных последствий, может
служить основанием для защиты своих прав в различных инстанциях, в том числе в
суде.
Тем не менее, следует принимать
во внимание, что, несмотря на свободу договора в Республике Беларусь,
существуют определённые правила заключения договора. К примеру, условия
договора не должны ущемлять права третьих лиц и не должны противоречить
законодательству. Если договоры противоречат законодательству, то по искам
заинтересованных лиц они должны признаваться недействительными. Многообразие
содержания договоров компенсируется едиными правилами формы. Процедура заключения
договора регламентирована Гражданским кодексом Республики Беларусь и является
обязательной для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют свою
деятельность на территории нашей страны. Договор строительного подряда
относится к числу классических договорных институтов, известных цивилистике со
времен римского права [1, с.42].
Договор строительного подряда предполагает
свои особенности при заключении и исполнении, являясь специфическим видом
договора подряда. Ещё до заключения такого договора стороны прорабатывают
сроки, стоимость договора, ответственность за несоблюдение сроков сдачи
объектов в эксплуатацию. Проблемы могут возникнуть уже на этапе переговоров
ввиду того, что законодательство в данной сфере изменяется динамично, а
разобраться в нём зачастую могут только специалисты.
Актуальным в данной тематике
является то, что, в связи с планами Президента и Правительства, ежегодно будет
увеличиваться строительство жилья, чтобы обеспечить им всех нуждающихся, а
таких в Республике немало. Соответственно, будет увеличиваться кредитование
граждан для участия в долевом строительстве, основой которого также является
договор строительного подряда. Незнание прав гражданами может привести к
негативным последствиям, когда недобросовестный застройщик, пользуясь
юридической безграмотностью своих клиентов, будет увеличивать цену, сроки и
ухудшать качество строительства в обход действующего законодательства. Знание
основ договорного права, хотя бы в части договора строительного подряда,
напротив, поможет выявлять такие случаи и устранять их, что положительно
скажется на выполнении планов по возведению жилых помещений [1, с.183].
По договору строительного
подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию
заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а
заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ,
принять их результат и оплатить обусловленную цену.
Целью моей работы является
рассмотрение как выявление важнейших теоретических аспектов в данной области,
так и рассмотрение практического применения норм права в данной области. Договор
строительного подряда в связи со своей актуальностью широко освещается в
научной и публицистической литературе, несмотря на экономический кризис, интерес
к нему не угасает среди специалистов в сфере строительства.
В моей работе рассмотрено
законодательство Республики Беларусь в области строительного подряда, названы
основные документы, регламентирующие порядок такой деятельности, рассмотрены
существенные условия договора строительного подряда, а также ответственность
сторон после заключения договора строительного подряда.
Правильно заключённый договор
строительного подряда является неотъемлемым элементом качественной работы,
которая будет выполнена в срок и с выполнением надлежащих требований.
В данной части своей работы я
рассмотрю основные теоретические аспекты договора строительного подряда. Во-первых,
необходимо дать определение понятий основных категорий, содержание которых
раскрывается в моей курсовой работе. Во-вторых, необходимо дать точное и полное
содержание правовых норм, рассмотреть нормативные документы, которые
регламентируют данную отрасль договорного права. В-третьих, существенные
условия договора строительного подряда также нуждаются в систематизации и
раскрытии содержания. Эти и некоторые другие аспекты категории договора
строительного подряда будут рассмотрены в данной части.
Перед тем, как перейти к
содержанию такого понятия, как договор строительного подряда, я считаю
целесообразным раскрыть его содержание через вычленение отдельных категорий,
составляющих его объём. Во-первых, это такая категория гражданского права, как
договор.
ДОГОВОР, в гражданском праве - соглашение
двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав
и обязанностей (заем, купля-продажа, подряд и др.). Договор может быть заключен
в устной, письменной либо нотариальной форме [12, с.391].
По договору подряда одна сторона
(подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную
работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется
принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа
выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством
или соглашением сторон.
Договор строительного подряда
является консенсуальным, возмездным и двусторонним [3, с.182].
Отличительной особенностью этого
договора является то, что стороны обширно взаимодействуют друг с другом, это
связано с обязанностью заказчика, создать для подрядчика необходимые условия
для проведения работ.д.оговор строительного подряда относится к категории
договоров направленных на выполнение работ. Ст.696 Гражданского кодекса
определила, что договор заключается на строительство или реконструкцию
предприятий, зданий, сооружений или иных объектов, на выполнение строительных,
монтажных, специальных и иных работ.
Сторонами договора строительного
подряда являются заказчик и подрядчик. Заказчиками могут выступать юридические
и физические лица Республики Беларусь, а также других государств. Подрядчиками,
как правило, являются юридические лица, обычно строительные организации, а
также физические лица (предприниматели), имеющие лицензию на выполнение
строительных работ. Подрядчик вправе привлекать на основании договора
субподряда и на других условиях, для выполнения определенного вида работ
субподрядчиков. В этом случае подрядчик будет именоваться генеральным
подрядчиком, а субподрядчик - подрядчиком. Генеральный подрядчик, согласно п.8
Правил строительного подряда, будет нести перед заказчиком ответственность за
весь комплекс работ, выполняемых и субподрядчиком [14, с.97].
Договор строительного подряда
считается исполненным надлежащим образом со стороны подрядчика, когда объект
представлен к сдаче, а со стороны заказчика, когда произведена приемка объекта
в соответствии со ст.708 ГК Республики Беларусь, на основании чего
подписывается приемо-сдаточный акт.
Ответственность сторон за
невыполнение или ненадлежащее выполнение договора строительного подряда
предусмотрена ст.709-712 ГК Республики Беларусь и общими положениями о подряде.
Таким образом, договор
строительного подряда является специфическим видом договора подряда и имеет
важное значение в гражданском праве. На его основе регулируются отношения между
заказчиком и подрядчиком, ответственность сторон за невыполнение условий
договора, а также ряд других моментов, имеющих практическое значение.
По договору подряда одна сторона
(подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную
работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик
обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа
выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством
или соглашением сторон [10, с.82].
Действующий Гражданский Кодекс
Республики Беларусь содержит привычное для гражданского права определение
договора подряда, как возмездного договора о выполнении подрядчиком по заданию
заказчика определенной работы. В то же время Гражданский кодекс Республики
Беларусь 1998 года содержит и ряд новых правил, которые в Гражданском кодексе
1964 года, с последующими изменениями не встречались, либо были изложены иначе
и дополнительно выделяют самостоятельность договора подряда.
Из определения договора подряда вытекают
его характерные признаки. Рассматриваемый договор двусторонний, возмездный,
консенсуальный [6, с.56].
К отличительным особенностям
договора подряда в сфере нового гражданского законодательства Республики
Беларусь можно отнести следующие:
двойственность его предмета -
выполнение определенной работы, результат которой получает свое выражение в
конкретной материальной форме (строительство здания, изготовление изделия и т.д.),
поэтому без получения результата работы нет исполнения договора подряда. В
договоре же возмездного оказания услуг, например, получение конкретного
материального результата не является обязательным условием (оказание услуг по
обучению, медицинских услуг и т.п.);
срок сдачи результата работы
заказчику. Это условие впервые введено в понятие договора подряда и
подчеркивает значимость сроков для данного вида договора;
работа по договору подряда
выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством
или соглашением сторон. Так по договору на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ, которые также относятся к
договорам подряда, установлено иное общее правило: риск случайной невозможности
выполнения работ несет заказчик.
Договор подряда следует отличать
и от других имеющих схожие с ним черты правовых договоров.
В частности, различие между
договором подряда и трудовым договором состоит в следующем:
в договоре подряда подрядчик
выполняет работу самостоятельно или силами своих работников и иных лиц, как
правило, за свой риск и из своих материалов, если иное не предусмотрено
договором. При заключении трудового договора работник выполняет свои трудовые
функции непосредственно, он включается в состав трудового коллектива данного
юридического лица с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка,
работнику выдается трудовая книжка. Стороной трудового договора не может
юридическое лицо;
предметом договора является
выполнение работы с получением конкретного материального результата, предметом
же трудового договора - только трудовая деятельность работника [8, с. 192].
По предмету и характеру
взаимоотношений различаются договор купли-продажи, в том числе договор
поставки, и договор подряда в случае выполнения работ из материалов подрядчика.
Процесс изготовления вещи не является предметом договора купли-продажи. Покупатель
не вправе контролировать этот процесс. Определенную ясность в разграничение
договоров подряда и купли-продажи вносит Венская конвенция ООН о договорах
международной купли-продажи товаров, участницей которой является Республика
Беларусь. Договоры на поставку товаров, подлежащих изготовлению или
производству, считаются договорами купли-продажи, если только сторона,
заказывающая товары, не берет на себя обязательства поставить существенную
часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких
материалов [2, с.82].
С учетом требований ст.696
Гражданского кодекса Республики Беларусь в п.2. Правил заключения и исполнения
договоров (контрактов) строительного подряда определено, что предметом договора
подряда являются: строительство, реконструкция предприятия, здания, сооружения
или иного объекта, а также выполнение строительных, монтажных, специальных и
иных работ. Правила также распространяются на выполнение работ по капитальному
ремонту объекта, если договором подряда не установлено иное.
Сторонами по договору подряда
является заказчик и подрядчик. Ими могут быть как организации, так и граждане. Организации
вправе принимать заказы на выполнение работ по договорам подряда, если это
соответствует целям их деятельности. Некоторые организации специально создаются
для осуществления такой деятельности, которая может иметь место только на
основе подрядных договоров с другими организациями и гражданами.
Гражданский кодекс не содержит
норм, регулирующих возможность выполнения подрядных работ гражданами, не
являющимися индивидуальными предпринимателями. Однако это не значит, что
граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, не вправе
выполнять такие работы. Государство гарантирует всем равные возможности
свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и
иной не запрещенной законом экономической деятельности. При необходимости
регулирования подобных отношений можно применять общие правила о подряде.
Несколько иначе, чем Гражданский
кодекс 1964 г., Гражданский кодекс 1998 г. излагает норму о праве сторон
договора подряда представить материалы для выполнения работ [12, с.213].
Во-первых, в ранее действовавшем
законе говорилось об альтернативе между двумя сторонами договора: подрядчик
выполняет работу из материалов заказчика или своих. Теперь установлено общее
правило - работа выполняется иждивением подрядчика, если иное не предусмотрено
договором. Надо понимать, что в соответствии с договором материал и иные
средства для выполнения работы могут быть представлены не только подрядчиком,
заказчиком, но и третьими лицами.
Во-вторых, в новом Гражданском
кодексе речь идет не только о материалах и средствах, но и об иждивении
подрядчика, которое включает в себя выполнение работ из материалов, силами и
средствами подрядчика, если иное не предусмотрено договором.
Гражданский кодекс сохранил
ранее действовавшее правило о риске случайной гибели или случайного повреждения
материалов за стороной договора, предоставившей их. Это правило распространено,
кроме материалов, на оборудование, переданную для переработки вещь и иное
используемое для исполнения договора имущество [10, с. 191].
Риск случайной гибели или
случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком
возложен законом на подрядчика.
Названные правила могут быть
изложены иначе и внесены сторонами в договор подряда.
Впервые на уровне законе в
Гражданском кодексе отрегулированы отношения между генеральным подрядчиком и
субподрядчиком. Генеральный подрядчик вправе привлечь для выполнения своих
обязательств по договору подряда субподрядчиков. При этом субподрядчики могут
выполнять лишь часть работы либо весь объем работ по договору подряда. Как
правило, такие отношения характерны для юридических лиц при заключении договоров
строительного подряда, подряда для государственных нужд и подряда на выполнение
проектных и изыскательских работ.
Различают следующие виды
договора подряда: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение
проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.
Необходимо отметить, если в
ранее действовавшем законодательстве существовал договор подряда на капитальное
строительство как разновидность договора подряда, то по новому законодательству
договор строительного подряда является самостоятельным договором подряда.
Договор строительного подряда -
договор о выполнении работ. Суть договора состоит в том, что, заключив его,
подрядчик обязуется создать предусмотренный объект, а заказчик уплатить
согласованное вознаграждение. Объект есть результат строительства. Строительные
работы могут быть направлены на создание объекта заново, на переоборудование,
обеспечение сохранности или подготовку сооружения объекта. В этой связи
поставка материалов или деталей в чистом виде не может относиться к
строительным работам [7, с.51].
Соглашением сторон может быть
предусмотрено, что работы по капительному ремонту объекта регулируются
правовыми нормами §2 "Бытовой подряд" глава 37 Гражданского кодекса
Республики Беларусь.
По договору бытового подряда
подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить
по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную для
удовлетворения личных, домашних, семейных потребностей заказчика, а заказчик
обязуется принять и оплатить работу. Договор бытового подряда является
публичным договором. К отношениям по договору бытового подряда применяется
законодательство о защите прав потребителей.
Договор бытового подряда имеет
существенные особенности, отличающие его от других видов договоров подряда.
Во-первых, договор бытового
подряда строго определяет состав участников. Подрядчиком всегда выступают
организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а
заказчиком - только граждане. Если же состав участников договора иной, то
отношения по этому договору должны регулироваться общими нормами о договоре
подряде, либо нормами о других видах договора подряда, либо нормами о
возмездном оказании услуг [8, с.47].
Во-вторых, четко определено
целевое предназначение результата работы договора бытового подряда - для
удовлетворения личных, домашних, семейных потребностей заказчика.
В-третьих, договор бытового
подряда является публичным, поэтому на него распространяются правила статьи 396
Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В-четвертых, к отношениям по
договору бытового подряда, применяется также законодательство о защите прав
потребителей.
Цена работы по договору бытового
подряда определяется соглашением сторон, но не может быть выше цены,
регулируемой соответствующими государственными органами.
Гражданский кодекс придает форме
договора бытового подряда значение существенного условия, так как он считается
заключенным в надлежащей форме с момента выдачи подрядчиком заказчику квитанции
или другого документа, подтверждающего заключение договора, если иное не
предусмотрено законодательством или договором.
В договоре подряда с согласия
сторон может быть предусмотрена обязанность подрядчика выполнить проектные и
изыскательские работы, а также обеспечить эксплуатацию объекта после принятия
его заказчиком. Подрядчик разрабатывает проектную документацию, если такая
обязанность возлагается на него условиями подрядных торгов, а также при
строительстве объекта "под ключ". В других случаях заказчик заключает
договор на разработку проектно-сметной документации с проектной организацией. Порядок
заключения таких договоров регламентируется § 4 "Подряд на выполнение
проектных и изыскательских работ" гл.37 Гражданского кодекса Республики
Беларусь [12, с.142].
По договору подряда на
выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик,
изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную
документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется
принять и оплатить их результат.
Организация строительства
предполагает предварительное осуществление изыскательских и проектных работ. На
первом этапе проводятся инженерно-геологические, геодезические,
топографические, инженерные, экологические и иные обусловленные особенностями
предстоящего строительства исследования, на основе которых готовятся заключения
о возможности и целесообразности договора строительного подряда. В ходе второго
этапа разрабатывается проект и составляется к нему смета. В современных
условиях более оправданным представляется заключение договора на строительство
объекта, когда подрядчик берет на себя заботы по выполнению также
изыскательских и проектных работ, которые будут осуществляться в рамках единого
договора строительного подряда, и сам принимает решение о заключении договора субподряда
с архитектором и т.п. В этом случае строительный подрядчик лишается оснований
для претензий по поводу недостатков в строительной документации [9, с.221].
Заказчиком при выполнении
проектно-изыскательских работ может быть любое лицо, способное их оплатить. В
отличие от этого подрядчиком могут выступать проектные организации, а также
индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление
соответствующей проектно-сметной деятельности для строительства, расширения,
реконструкции и капитального ремонта, а также на разработку
проектно-планировочной документации. Выдача лицензии на изыскательскую
деятельность производится при наличии лицензии на выполнение
топографо-геодезических работ.
Риск случайной невозможности
исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ лежит на
заказчике.
Как и в других подрядных
договорах, при осуществлении изыскательских и проектных работ на подрядчика
возлагается обширный круг обязанностей. Он выполняет проектные и изыскательские
работы в соответствии с заданием, иными исходными данными на проектирование и
договором. Любые отступления от этих требований возможны только по согласованию
с заказчиком посредством изменения договора.
Стороны в договоре вправе
предусмотреть дополнительные санкции, например неустойку за нарушение сроков
выполнения работ.
Что касается заказчика, то на
него возлагается обязанность уплатить установленную цену единовременно или по этапам
за выполненные работы, возмещение дополнительных расходов подрядчика, вызванных
независящими от него обстоятельствами.
Заказчик не вправе разглашать
данные проектной документации, передавать ее третьим лицам без согласия
подрядчика и должен ее использовать только на те цели, которые предусмотрены
договором.
Подрядные строительные работы,
проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения
потребностей Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц
и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных
источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение
подрядных работ для государственных нужд [11, с.213].
По государственному контракту на
выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется
выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их
государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять
выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Таким образом, предметом
государственного контракта являются государственные нужды, т.е. строительные,
проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения
потребностей Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц,
финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов,
кредитов банков.
Заказы на выполнение работ,
которые необходимы для государственных нужд формируются ежегодно Министерством экономики
совместно с Министерством финансов, с участием министерств и ведомств, государственных
объединений, облисполкомов и Минского горисполкома, государственных заказчиков
на очередной год.
В качестве государственных заказчиков,
выступающих от имени Республики Беларусь или административно-территориальной
единицы выступают государственные органы, органы местного управления и
самоуправления, а также иные организации, наделенные соответствующими
правомочиями. Перечень государственных заказчиков на выполнение строительных
работ для государственных нужд определяется ежегодно Советом Министров
Республики Беларусь по предложениям Министерства экономики [13, с.95-97].
Подрядчиком по государственному
контракту могут выступать юридические и физические лица, имеющие лицензии на
осуществление строительных (проектных) работ и выигравшие торги (конкурс).
Заключение договора подряда
между подрядчиком, выигравшим подрядные торги на выполнение работ для
государственных нужд, и заказчиком является обязательным.
Договор строительного подряда имеет
отличительные особенности, позволяющие выделить его в отдельный вид договора
подряда.
Во-первых, предметное действие норм,
регулирующих отношения строительного подряда, распространяются на отношения, связанные
с созданием недвижимого имущества. Объектами договора строительного подряда
являются объекты недвижимости, как вновь создаваемые, так и подлежащие
улучшению, под которыми понимаются неразрывно связанные с землей объекты,
созданные человеком для определенных целей и зарегистрированные уполномоченными
государственными органами в установленном порядке.
Во-вторых, подрядчик должен
обладать специальной правоспособностью, под которой понимается способность
своими действиями создавать для себя права и нести обязанности, в тех сферах деятельности,
на которые у подрядчика имеется специальное разрешение - лицензия.
В-третьих, предусмотрено
специальное обязательство заказчика, создать подрядчику необходимые условия для
работы. Это связано, прежде всего, с тем, что обычно собственником либо иным
титульным владельцем участка земли или иного объекта, на котором предполагается
производство строительных работ, является заказчик.
В-четвертых, предусматривается
возможность установления дополнительных обязательств подрядчика тесно связанных
с предметом договора подряда, но выполнение, которых, происходит после сдачи
результата работы заказчику [14, с.57-65].
Для того, чтобы назвать элементы
договора строительного подряда, необходимо уточнить действующие
нормативно-правовые акты, регулирующие данное поле договорного права. Именно
через них раскрывается сущность договора строительного подряда.
В качестве основных нормативных
актов, регулирующих строительный подряд в Республике Беларусь, можно назвать
следующие:
1. Гражданский Кодекс Республики
Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3 (глава 37 параграф 3).
2. Правила заключения и
исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утверждены
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450,
далее - Правила № 1450.
3. Закон Республики Беларусь от
05.07.2004 "Об архитектурной, градостроительной и строительной
деятельности в Республике Беларусь".
4. Указ Президента Республики
Беларусь от 7 февраля 2005 г. N 58 "О проведении подрядных торгов в
строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа
Президента Республики Беларусь", далее - Указ № 58.
5. Положение о порядке
организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утверждено
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 г. № 235.
6. Положение о порядке
формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и
подрядчиком при строительстве объектов, утверждено Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 г. N 235.
7. Положение о генеральном
подрядчике в строительстве, утвержденное приказом Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь от 31 августа 1999 года N 260.
8. Положение о генеральном
проектировщике в строительстве, утвержденное Приказом Министерства архитектуры
и строительства Республики Беларусь от 31.08.1999 г. N 262
9. Инструкция о застройщике,
заказчике в строительстве, утвержденная приказом Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь от 22 июня 1999 года N 174.
10. Положение о порядке приемки
объектов в эксплуатацию, утверждено Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 29.11.1991 г. № 452.
11. Правила приемки выполненного
вида (комплекса) строительных работ, утвержденные приказом Министерства
архитектуры и строительства от 30 августа 1999 года N 255.
12. Строительные нормы
Республики Беларусь "Приемка законченных строительством объектов. Основные
положения" (СНБ 1.03.04-2000), утвержденные приказом Министерства
архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. N 596.
13. Примерный договор (контракт)
строительного подряда, утвержденный приказом Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь от 3 декабря 1998 года N 406.
14. Технический кодекс
установившейся практики "Система технического нормирования и
стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических
нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные
положения" (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250), утвержденный Приказом Министерства
архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 июля 2005 года N 172.
15. Постановление Министерства
архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 N 13 "Об
утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в
строительстве и инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных
форм первичной учетной документации в строительстве".
16. Инструкция о порядке
оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденная Постановлением
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 08.12.2004 г. N
27.
17. Классификатор видов работ и
услуг в строительстве, утвержденный Приказом Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь от 26.08.2004 г. N 217.
18. Инструкция о порядке
определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная
Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от
14.05.2007 г. N 10.
19. Методические указания по
определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и
составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм,
утвержденные Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики
Беларусь от 29.04.2003 г. N 91
20. Положение о лицензировании
деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней
ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утвержденное
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 г. N 1386.
21. Постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 19 октября 2006 г. N 1387 "Об утверждении
перечня документов, представляемых заказчиком, застройщиком в орган
государственного строительного надзора для получения разрешения на производство
строительно-монтажных работ, и перечня объектов, для строительства которых не
требуется получение разрешения органов государственного строительного надзора
на производство строительно-монтажных работ".
22. Инструкция о порядке выдачи
органами государственного строительного надзора разрешений на производство
строительно-монтажных работ, утвержденная Постановлением Государственного
комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 г. N 11.
23. Положение о порядке
проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и
строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, утвержденное
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. N 1476,
далее - Положение № 1476.
24. Постановление Пленума
Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 N 33 "О
некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного
подряда", далее - Постановление № 33.
Элементы договора строительного
подряда могут быть выражены через существенные условия данного вида договора. Согласно
п.16 Правил № 1450 в договоре строительного подряда указываются следующие
данные и обязательные условия:
1. наименование сторон и
необходимые реквизиты (юридические адреса в соответствии с учредительными
документами или паспортные данные, расчетные счета обслуживающих банков,
учетные номера налоговой инспекции, номера свидетельств о государственной
регистрации, номера и сроки действия лицензий подрядчика);
2. предмет договора подряда (наименование
и местоположение объекта строительства, виды строительных работ);
3. сроки (месяц и год) начала и
завершения строительства объекта, выполнения видов строительных работ;
4. договорная (контрактная) цена
объекта, вида строительных работ, устанавливаемая по результатам проведения
подрядных торгов. По объектам, по которым проведение подрядных торгов не
является обязательным, договорная (контрактная) цена определяется по соглашению
сторон с учетом законодательства Республики Беларусь;
5. порядок расчетов за
выполненные работы;
6. источники финансирования;
7. распределение функций между
заказчиком и подрядчиком по обеспечению объекта конструкциями, материалами,
изделиями, оборудованием, инвентарем, а при необходимости - и по проектированию
объекта;
8. обязанности заказчика и
подрядчика при исполнении договора подряда;
9. порядок контроля заказчиком
за качеством выполняемых подрядчиком работ и поставляемых конструкций,
материалов, изделий, оборудования и инвентаря.
Каждая сторона вправе внести
предложения о включении в договор подряда и других условий, предусматривающих:
10. условия выплаты и размер
премий за своевременный ввод объекта в эксплуатацию;
11. ответственность сторон при
невыполнении обязательств по договору;
12. особенности приемки
выполненных строительных работ, сдачи объекта в эксплуатацию;
13. взаимоотношения сторон при
наступлении форс-мажорных обстоятельств;
14. порядок и основания
изменения или расторжения договора подряда;
15. перечень услуг,
предоставляемых одной стороной другой стороне;
Юридические лица, индивидуальные
предприниматели, осуществляющие строительство, реконструкцию жилых помещений
для граждан, в договорах на строительство, реконструкцию жилых помещений, кроме
указанных выше условий, должны определять следующие существенные условия:
размер и порядок внесения
денежных средств гражданами;
основания расторжения договора
ранее установленного срока;
порядок возврата гражданам
денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора
ранее установленного срока;
ответственность за неисполнение
обязательств.
Обязательными приложениями к
договору строительного подряда являются график производства работ и график
платежей [9, с.118-121].
При заключении договора
строительного подряда по результатам торгов тендерная документация является его
неотъемлемой частью и хранится у заказчика весь период строительства. По
окончании строительства и сдачи объекта в эксплуатацию заказчик передает
собственнику вновь созданного недвижимого имущества или эксплуатирующей
организации подлинники проектной документации в полном объеме, акта приемки
объекта, гарантийного паспорта (для объектов жилищного строительства) и
договора подряда по акту. По истечении гарантийного срока указанная
документация передается эксплуатирующей организацией на постоянное хранение в
государственные архивные учреждения в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Кратко остановимся на некоторых
существенных условиях договора строительного подряда.
Предметом договора строительного
подряда в соответствии с Правилами № 1450 являются:
1. строительство, реконструкция
предприятия, здания, сооружения или иного объекта;
2. выполнение строительных,
монтажных, специальных и иных работ.
Договоры строительного подряда
могут заключаться и на выполнение работ по капитальному ремонту объектов.
Срок строительства имеет важное
значение в договоре строительного подряда. Ст.696 ГК содержит лишь краткое
указание, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в
установленный срок построить определенный объект. Поэтому в договоре следует
детализировать обязательства подрядчика по своевременному выполнению работ по
строительству объекта. На заказчика возлагается обязанность в установленные
сроки выполнить свои обязательства по участию для беспрепятственного
продвижения строительства.
Статья 662 ГК предусматривает,
что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки
начала и завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не
установлено законодательством или не предусмотрено договором, подрядчик несет
ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных
сроков выполнения работ. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и
промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и порядке,
предусмотренных договором.
При этом сроки строительства
объекта, устанавливаемые в договоре подряда, не должны превышать сроков,
определенных в утвержденной в установленном порядке проектной документации и
условиями подрядных торгов. В отдельных случаях при соответствующих
обоснованиях новые сроки ввода в действие объектов могут устанавливаться по
согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и
Министерством экономики Республики Беларусь.
Отсчет времени строительства
начинается с момента предоставления строительной площадки или же с
согласованной сторонами даты. Время окончания строительства связывается с
полной готовностью объекта, который может быть предъявлен к приемке.
Согласно Правилам № 1450,
предусмотренные договором подряда сроки выполнения строительных работ могут
изменяться в случаях:
уменьшения объема
предусмотренных к выделению на очередной год финансовых ресурсов;
нарушения заказчиком порядка
расчетов или условий финансирования;
несвоевременной передачи
земельного участка для строительства;
нарушения сроков поставки
конструкций, материалов, изделий, оборудования, инвентаря;
приостановления строительства
объекта по обстоятельствам, не зависящим от подрядчика.
Срок продлевается по соглашению
сторон с учетом продолжительности действия обстоятельств, препятствующих
исполнению обязательств по договору подряда [12, с.81-84].
Сторона о возникновении
приведенных выше обстоятельств в недельный срок обязана уведомить другую
сторону в письменной форме и подготовить предложения по изменению условий
договора подряда в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил № 1450.
Нарушение подрядчиком
установленных договором строительного подряда сроков выполнения работ влечет
ответственность подрядчика в виде неустойки в размере 0,15 процента стоимости
этих работ за каждый день просрочки, но не более 10 процентов стоимости строительных
работ (объекта).
Кроме того, согласно подпункта
56.1 Правил № 1450 неоднократное нарушение подрядчиком сроков выполнения
строительных работ, предусмотренных договором подряда, является основанием для
досрочного расторжения договора строительного подряда по предложению заказчика.
В своей работе я считаю
необходимым затронуть не только теоретический аспект такой гражданско-правовой
категории, как договор строительного подряда, но и определённую практическую
часть. Во второй части своей работы я рассмотрю предпосылки заключения договора
строительного подряда, поскольку без наличия таковых сделка не имеет смысла,
порядок заключения договора, а также ответственность, предусмотренную за
невыполнение условия договора. В гражданском праве любое право либо обязанность
нуждаются не только в законодательном закреплении, но и в процессуальной
возможности исполнения. Поэтому во второй части будут рассмотрены некоторые
практические аспекты реализации права на заключение договора строительного
подряда и последствия, вытекающие из такого права.
Договор строительного подряда
может быть заключен только при наличии у сторон требуемых законодательством
Республики Беларусь документов. Их перечень закреплен в п.12 Правил № 1450.
Заказчик должен иметь:
1. соответствующий документ,
удостоверяющий права на земельный участок;
2. решение местных
исполнительных и распорядительных органов на строительство объекта;
3. проектно-сметную
документацию, прошедшую государственную вневедомственную экспертизу,
согласованную и утвержденную в установленном порядке, если обязанность ее
разработки не возложена на подрядчика;
4. протокол о проведении
подрядных торгов.
Подрядчику для заключения
договора необходим лишь один документ - лицензия на выполнение соответствующих
видов строительных работ, действующая на территории Республики Беларусь.
Подрядные торги являются формой
размещения заказов на строительство объектов предусматривающих выбор подрядчика
на основе конкурса.
Согласно п.2 главы 1 Положения о
порядке организации и проведения торгов на строительство объектов в Республике
Беларусь утвержденного Министерством архитектуры и строительства от 12.06.2000
г. № 8 проведение торгов в строительстве является обязательным при размещении
заказов на строительство объектов стоимостью свыше 70 000 минимальных
заработных плат. Стоимость строительства, подлежащая сопоставлению с 70 000
минимальными заработными платами, определяется в текущих ценах, действующих на
момент издания приказа о проведении торгов [1, с.83-87].
Для объектов по которым не
проводятся подрядные торги, выбор подрядчика производится по усмотрению заказчика.
Заказчик свободен в выборе подрядчика и вправе самостоятельно определить с
каким их них заключить договор подряда. Как правило, это предприятия, с
которыми существуют длительные хозяйственные связи.
Как отмечалось выше, лицензия на
проведение соответствующих работ является необходимой для подрядчика. Рассмотрим
некоторые аспекты лицензирования в Республике Беларусь.
Положение о лицензировании
деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II
уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей,
утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003
г. N 1386 предусматривает, что деятельность по проектированию и строительству
зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных
изысканий для этих целей осуществляется на основании лицензий при новом
строительстве, реконструкции, реставрации и капитальном ремонте зданий и
сооружений независимо от их назначения и ведомственной принадлежности, за
исключением зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения высотой до
двух этажей включительно.
Лицензионными требованиями и
условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при ее выдаче и к лицензиату
при осуществлении им лицензируемой деятельности, являются:
1. выполнение лицензируемой
деятельности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь
и технических нормативных правовых актов в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности (не предъявляется к соискателю
лицензии);
2. наличие в штате соискателя
лицензии (лицензиата) руководителей, специалистов и рабочих, работающих по
основному месту работы [5, с.74-78].
Руководители и специалисты
должны иметь высшее образование по специальности, соответствующей профилю
работы, и стаж работы по специальности не менее трех лет или среднее
специальное образование, соответствующее профилю работы, и стаж работы по
специальности не менее пяти лет.
В штате соискателей лицензий (лицензиатов)
на выполнение строительных и иных специальных монтажных работ должно быть не
менее трех рабочих соответствующих специальностей и квалификации для каждого
запрашиваемого соискателем лицензии (лицензиатом) вида работ;
3. наличие системы управления и
(или) контроля качества работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
4. наличие системы управления
охраной труда;
5. наличие находящихся в
собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо на условиях
аренды основных производственных фондов, необходимых для выполнения работ и
услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
Лицензирующим органом является
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.
До заключения договора
строительного подряда стороны могут заключить предварительный договор, в
котором стороны определят порядок заключения основного договора. Предметом
предварительного договора являются обязательства сторон заключить в будущем
договор строительного подряда в случае исполнения согласованных условий [15, с.132-135].
В предварительном договоре
приводятся условия, позволяющие установить предмет договора подряда, сроки его
заключения, обязанности сторон по подготовке к строительству, а также иные
существенные условия основного договора. Если такой срок в предварительном
договоре не определен, то договор подряда подлежит заключению в течение года с
даты заключения предварительного договора. Если сторона, заключившая
предварительный договор, уклоняется от заключения договора подряда, то вторая
сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.
Утвердив результаты торгов и
определив победителя, заказчик обязан заключить с ним договор строительного
подряда. Эта обязанность установлена статьей 418 Гражданского кодекса
Республики Беларусь и пунктом 11 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов)
строительного подряда.
Чтобы правильно заключить
договор строительного подряда, важно прежде всего знать законодательство,
регламентирующее эти вопросы.
Строительному подряду посвящены
параграфы 3-5 главы 37 “Подряд" Гражданского кодекса Республики Беларусь,
Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда. Кроме
указанных основных документов, в настоящее время действует Положение о
заказчике (застройщике) в строительстве, Положение о генеральном подрядчике в
строительстве, Положение о порядке организации и проведения торгов на
строительство объектов в Республике Беларусь и иные нормативные акты.
Договор строительного подряда
заключается при наличии у заказчика:
соответствующего документа,
удостоверяющего права на земельный участок;
решение местных исполнительных и
распорядительных органов на строительство объекта;
проектно-сметной документации,
прошедшей государственную вневедомственную экспертизу, согласованной и
утвержденной в установленном порядке, если обязанность ее разработки не
возложена на подрядчика;
протокола проведения подрядных
торгов (в случае их проведения).
У подрядчика должна быть в
наличии:
лицензия на выполнение
соответствующих видов строительных работ, действующая на территории Республики
Беларусь.
Договор является основным
источником обязательств и означает согласование воли двух или нескольких субъектов
в соответствии со ст.390 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Договор
считается заключенным, если договаривающиеся стороны пришли к соглашению по
всем существенным его пунктам [10, с.73].
Как уже говорилось выше для
заключения договора подряда форма имеет существенное значение, а последствием
ее несоблюдения может быть признание договора недействительным. Законодательством
установлена обязательность письменной формы договора. Договор, не заключенный в
обязательной письменной форме, не имеет юридических последствий. Если
какие-либо обстоятельства договора излагаются в отдельных документах в виде
приложений (графиках, актах), в нем делается запись, что указанные приложения
являются неотъемлемой частью договора.
При проведении подрядных торгов
порядок заключения договоров строительного подряда определяется условиями этих
торгов с соблюдением Правил заключения и исполнения договоров строительного
подряда.
Заказчик вправе важнейшие
условия подрядных торгов самостоятельно отразить в проекте договора подряда, т.е.
сроки строительства, контрактную цену, обязательства сторон, условия поставки
материалов, порядок расчетов и т.д. В этом случае каждому подрядчику,
участвующему в торгах, предоставляется проект этого договора. Свои предложения
подрядчик формирует с учетом проекта договора.
Как сказано Правилами о подготовке
договора, условиями торгов может быть предусмотрено, что каждый претендент
должен подготовить проект договора строительного подряда и представить его
наряду с другими документами конкурсной комиссии. В этом случае подрядчики,
участвующие в торгах в своих проектах договора отражают предложения по
выполнению строительных работ.
После определения победителя
торгов с ним могут проводиться переговоры.
В процессе этих переговоров уточняются
отдельные обстоятельства, достигается по ним соглашение и формулируется
окончательный текст договора. Договор подряда должен быть подписан сторонами не
позднее 20-ти дней после подведения итогов подрядных торгов. Исчисление этого
срока начинается с даты подписания протокола конкурсной комиссией. В случае
уклонения одной из сторон от заключения договора подряда другая сторона вправе
обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.
Если проведение торгов не
обязательно и они не проводились, то процедура заключения договора
строительного подряда заключается в следующем [14, с.145-151].
Допустим, проект договора
подряда готовит подрядчик, а это является наиболее традиционным. В этом случае
заказчик предоставляет в согласованные сроки проектно-сметную и иную
необходимую документацию. Срок рассмотрения подрядчиком этой документации
определяется сторонами, но он не должен превышать 30-ти дней. В течение этого
срока подрядчик разрабатывает календарный график выполнения строительных работ,
а также график поставки конструкций, материалов, изделий и оборудования и инвентаря,
осуществление которой он принимает на себя. Эти графики прикладываются к
проекту договора, который подрядчик направляет заказчику. При этом подрядчик
должен определить нормально необходимый срок в течение которого заказчик обязан
рассмотреть этот проект и дать ответ, но этот срок должен быть не менее 20-ти
дней. Если заключение договора строительного подряда является обязательным, то
заказчик должен дать ответ в течение 30-ти дней. При несогласии с условиями
договора заказчик вправе оформить протокол разногласий и направить его вместе с
подписанным договором подрядчику. Условия протокола разногласий включаются в
договор с согласия подрядчика. Если же он не согласен с такими условиями, то
заказчик может отказаться от заключения договора либо заключить его без учета
протокола разногласий.
Если подписанный договор
строительного подряда возвращается подрядчику с опозданием, подрядчик вправе
признать его заключенным или незаключенным, о чем обязан уведомить заказчика.
Подобная процедура должна
соблюдаться и в случае, когда проект договора строительного подряда готовит
заказчик.
По соглашению сторон может быть
установлена и иная процедура заключения договора строительного подряда.
Как и в любом другом виде
договора, в договоре строительного подряда содержится вводная часть, в которой
указывается дата и место его заключения, наименование и реквизиты сторон. Датой
заключения договора считается дата его подписания сторонами. Местом заключения
договора, как правило, является место нахождения организации, составляющей
проект договора, либо место его подписания. Наименование сторон приводится в
таком виде, в котором оно дается в уставе (положении) соответствующей
организации. Здесь же указываются фамилии должностных лиц, действующих от имени
сторон, наименование документов, подтверждающих их полномочия по заключению
договора. Во вводной части целесообразно также указать сведения о наличии
лицензии у подрядчика.
Структура договора может быть
любой. Наиболее удобным является вариант, когда основные условия выделяются в
отдельные разделы.
В первом разделе всегда
указывается предмет договора. Его составляют наименование объекта в
соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией (объемы и виды
строительных работ), место расположения объекта (адрес). Здесь же определяются
сроки начала и завершения работ (ввода объекта строительства в эксплуатацию).
Учитывая, что договор подряда
заключается при наличии у сторон соответствующих документов, в нем
целесообразно указать сведения о разрешении соответствующего органа на
строительство у заказчика, а также, если проводились подрядные торги, номер и
дату протокола, оформленного по результатам торгов.
Следующий раздел договора, как
правило, посвящается договорной (контрактной) цены объекта (вида строительных
работ). Обычно договорная цена остается неизменной на весь период строительства
объекта. Исключения составляют случаи внесения изменений заказчиком в
утверждаемую часть проектно-сметной документации, изменения законодательства о
налогообложении, тарифах, сборах, инфляционные процессы. Если проводились
подрядные торги, то договорная цена объекта определяется результатами торгов в
текущих ценах. Эта цена может изменяться в случае инфляции [9, с.81].
Обязанности и права заказчика и
подрядчика устанавливаются исходя из действующего законодательства, предмета
договора, конкретных условий строительства зданий, сооружений.
При составлении договора
строительного подряда особое внимание следует уделить порядку расчетов за
выполненные работы. Стороны могут установить порядок расчетов самостоятельно. Вместе
с тем существуют определенные рекомендации и нормы, которые следует установить
при заключении договора.
За расчетный период может быть
принят месяц либо период времени, необходимый для строительства объекта или
выполнения строительных работ, либо время выполнения этапа, комплекса
строительных работ. Расчеты осуществляются на основании справки о стоимости
выполненных работ, подписанной представителями сторон. В договоре необходимо
указать срок платежа, например не позднее 5-ти дней с момента представления
подрядчиком справки о стоимости выполненных работ. Стоимость работ, подлежащих
оплате, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком авансов. В
договоре также предусматривается обязанность заказчика по выплате аванса, как
правило, не менее 50% стоимости работ, планируемых к выполнению в последующем
месяце. Стороны уточняют размеры авансов и сроки их выплаты. Кроме того, можно
предусмотреть разовые целевые авансы.
Стороны могут также
предусмотреть в договоре выплату премии подрядчику за своевременный ввод
объекта в эксплуатацию, если такой вид платежа предусмотрен в сводной смете
либо в структуре договорной цены [7, с.92].
Так как каждый их строящихся
объектов имеет свою специфику, то в договоре могут отражаться и другие
обстоятельства. Например, вопросы сдачи и приемки построенных объектов,
выполненных работ, ответственности сторон за неисполнение, ненадлежащее
исполнение обязательств по договору, порядка изменения, дополнения и
расторжения договора, форс-мажорных обстоятельств, порядка рассмотрения споров
и другие.
Как уже отмечалось выше,
заказчик и подрядчик вправе предусмотреть в договоре строительного подряда меры
по обеспечению выполнения другой стороной своих обязательств. Предусмотренные
договором санкции служат гарантией своевременного исполнения договора и
надлежащей защиты интересов каждой из сторон. Если же договором санкции не
предусмотрены, то применяются санкции установленные Правилами заключения и
исполнения договоров строительного подряда.
При обнаружении нарушенного
права стороне, право которой нарушено, целесообразно уведомить об этом другую
сторону с требованием устранить нарушение, уплатить неустойку, возместить
причиненный ущерб. Следует отметить, что действующее законодательство не
содержит обязательного требования о досудебном рассмотрении спора, связанного с
исполнением договора строительного подряда. Если же сторона, нарушившая условие
договора, отказывается в добровольном порядке от уплаты штрафных санкций и
возмещения убытков, то другая сторона вправе обратиться в суд с иском в течение
срока исковой давности. Срок исковой давности - это период времени, в течение
которого лицо вправе обратиться в суд с иском. Общий срок исковой давности, в
соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, для защиты
нарушенного права устанавливается в 3 года. Заказчик несет ответственность за
невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных
договором подряда, и уплачивает неустойку в действующих ценах подрядчику в
следующих случаях и размерах:
за необоснованное уклонение от
приемки выполненных строительных работ, объекта в эксплуатацию и оформления
соответствующих документов, подтверждающих их выполнение, - 0,1% стоимости этих
работ за каждый день просрочки, но не более 10% от стоимости строительных
работ, объекта.
Если в договоре указана твердая
цена строительства объекта (видов работ), то пеня взыскивается от стоимости
работ (объекта) указанной в договоре. В случае когда контрактная стоимость
объекта (видов работ) определяется исходя из цен 1991 года, то стоимость
строительных работ (объекта) рассчитывается с учетом индексов стоимости
строительных работ, утверждаемых Министерством архитектуры и строительства,
действующих на дату взыскания пени [4, с.45-48].
В ранее действовавшем
законодательстве сторонам предоставлялось право согласовывать срок, в течение
которого заказчик был обязан приступить к приемке объекта (выполненных работ). Сейчас
же заказчик, получивший сообщение подрядчика о дате готовности к сдаче объекта
или выполненных работ в эксплуатацию, должен в течение 3 дней приступить к его
или их приемке.
за несвоевременное перечисление
аванса, средств на оплату выполненных и принятых в установленном порядке
строительных работ - 0,15% неперечисленной суммы за каждый день просрочки;
за нарушение сроков поставки
конструкций, материалов, изделий, оборудования и инвентаря - 0,15% их стоимости
за каждый день просрочки, но не более стоимости недопоставленных оборудования,
конструкций, материалов, изделий, инвентаря. Ответственность для заказчика
установлена только за недопоставку продукции. В случае поставки некачественной
продукции последняя считается недопоставленной, и по этому основанию заказчик
несет ответственность.
Подрядчик несет ответственность
за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных
договором строительного подряда, и уплачивает неустойку в действующих ценах
заказчику в следующих случаях и размерах:
за несвоевременное обеспечение
строительной готовности работ, в том числе за непредоставление фронта работ, - 0,1%
их стоимости за каждый день просрочки;
за нарушение сроков выполнения
строительных работ, являющихся предметом договора подряда, сдачи объекта в
эксплуатацию - 0,15% стоимости этих работ за каждый день просрочки, но не более
10% стоимости строительных работ, объекта;
за несвоевременное устранение
дефектов, выявленных в период гарантийного срока эксплуатации объекта, - 0,15%
стоимости строительных работ по устранению дефектов за каждый день просрочки.
Подрядчик несет ответственность
за некачественно выполненные строительные работы, обнаруженные в пределах
гарантийного срока, если не докажет, что это произошло вследствие нормативного
износа объекта (его частей), неправильной его эксплуатации, а также
ненадлежащего ремонта объекта, произведенного заказчиком.
Наличие некачественно
выполненных строительных работ, обнаруженных в процессе эксплуатации объекта,
оформляется соответствующим актом заказчика и подрядчика. Для участия в
составлении акта, согласования сроков и порядка ликвидации дефектов подрядчик
обязан направить своего представителя не позднее 5-ти дней со дня получения
письменного извещения заказчика. В случае неявки представителя подрядчика в
установленный срок акт составляется заказчиком в одностороннем порядке и
направляется подрядчику для устранения дефектов.
Течение гарантийного срока
прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог
эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик [9, с.81-84].
Окончание срока действия
договора строительного подряда не освобождает стороны от ответственности за его
нарушение.
Заказчик вправе требовать
досрочного расторжения договора прежде всего в случаях неоднократного (двух и
более в течение действия договора) нарушения подрядчиком своих обязательств. При
этом заказчик должен учитывать последствия неисполнения подрядчиком
обязательств. Решение о досрочном расторжении договора будет обоснованным, если
у заказчика есть все основания считать, что подрядчик не в состоянии
качественно и своевременно выполнить предусмотренные договором работы. Расторжение
договора подряда производится также в случаях консервации или прекращения
строительства объекта.
В свою очередь подрядчик вправе
вносить предложения о досрочном расторжении договора при: неоплате заказчиком в
течение 3-х месяцев работ, выполненных подрядчиком; задержке поставки
конструкций, материалов, изделий, оборудования, инвентаря более чем на месяц; несвоевременной
передаче проектно-сметной документации.
Любая сторона вправе досрочно
расторгнуть договор, если на предложение об изменении его существенных условий
(п.55 Правил) вторая сторона не дала ответа в установленный срок, а также в
случае ликвидации одной из сторон в связи с банкротством. По соглашению сторон
договор может быть расторгнут и по другим основаниям.
Таким образом, за невыполнение
условий договора строительного подряда в законе предусмотрена не только
гражданско-правовая, но и иные формы ответственности, однако они зависят от
степени вины стороны договора. Многие виды ответственности могут наступать
только по решению суда.
Для всех сторон, принимающих
участие в договоре строительного подряда, большое значение имеют нормы
законодательства о строительстве. Большое количество проблем может быть решено
ещё до этапа заключения договора. Нормы договора строительного подряда тесно
переплетены с правовыми, техническими и хозяйственными аспектами
законодательства.
Немаловажным является детальное
следование нормам строительного права. К примеру, по отдельным видам работ
обязательно проведение подрядных торгов (тендеров), наличие лицензии и т.д. Несоблюдение
данных норм в конечном итоге отразится на качестве строительных работ, может
стать причиной нарушения технологии, неправильного строительства. Проработка
договора на этапе, предшествующем строительству, помогает избежать всех этих
ошибок и содействует скорейшему завершению строительства, помогает провести
контроль качества.
Если выполняемые работы не
требуют подрядных торгов, то договор заключается на основе соглашения сторон. Договор
может быть разработан любой из сторон соглашения, либо после совместной работы.
До заключения договора могут быть заключены предварительные договоры, которые
определяют порядок разработки проектной документации и её согласования.
Договор подряда считается
заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем содержащимся в
нем условиям и документ подписан сторонами или их уполномоченными
представителями и, по общему правилу, с этого времени становится обязательным
для заказчика и подрядчика.
Форма договора также не является
произвольной, договор заключается в письменной форме в форме единого документа.
Но и после заключения договора
строительного подряда возникают текущие правовые проблемы, знание и правильное
решение которых является непременным условием успешной реализации проекта всеми
участниками.
Только при наличии определённых
знаний в области гражданского права стороны договора строительного подряда
могут составить грамотный договор, где будут учтены все интересы и условия
дальнейшего строительства.
На данный момент происходит
постоянный рост заключения договоров долевого строительства, и заказчики
строительства зачастую далеки от гражданского права. И хотя законодательство
Республики Беларусь в области строительства достаточно прозрачно, в нём
отражены все возможные условия и нормы, которые могут понадобиться при работе,
недобросовестные застройщики могут использовать незнание гражданского права
заказчиками для незаконного увеличения цены строительства, затягивания сроков
исполнения своих обязательств и т.д.
На наш взгляд, обилие
строительных норм должно быть систематизировано в виде кодекса либо другого
нормативно-правого акта, который бы объединял различные аспекты договора
строительного подряда в связи с важностью данных норм для реализации планов
Президента и Правительства в части строительства жилья.
1.
Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Часть 1 /Под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира.
Мн.: Амалфея, 2000.
2.
Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие.2-е
изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000.
3.
О техническом нормировании и стандартизации: Закон Республики Беларусь
от 5 января 2004г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
2004. №4.2/1011.
4.
Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в
Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004г. // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №109.2/1049.
5.
О подрядных торгах в капитальном строительстве: Указ Президента
Республики Беларусь от 28 июня 1995г. №242 (С измен. и дополн. от 31 июля 1997г.; 23 апреля 1999г.; 30
августа 2002г) // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров
Республики Беларусь. 1995. №19. Ст.428; Собрание декретов, указов Президента и
постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. №22-23. Ст.788; 1999. №33.1/291;
2002. №100.1/4004.
6.
Бохан В.Ф. Подряд на капитальное строительство. Мн., 1994.
7.
Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров //
Вестник Высшего хозяйственного суда РБ. - 1995, № 2. - С. 205-239.
8.
Витрянский В.В. "Договор купли-продажи и его виды". М.: 1999.
9.
Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики
хозяйственных судов /Д.П. Александров, И.А. Бельская, А.В. Бобков и др.; Под
общ. ред. В.С. Каменкова; Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Мн.: Дикта,
2004.1136с.
10.
Паращенко В.Н. Хозяйственное право. В 2 ч. Ч.1. Общие положения. Мн.: Веды,
1998.
11.
Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. ― М.:
ИКД "Зерцало-М", 2002. ― 288 с.
12.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. ―
М.: "Альта-Принт", 2005. ― VIII, 1239 с.
13.
Витушко В.А. Договор подряда в условиях рынка. Учебное пособие. Мн., 1993.
14.
Хозяйственное право: Курс лекций / Реуцкая Е.А. - Мн.: Академия
управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 324 с.
15.
Сидорчук В.С. Строительное право Республики Беларусь // ПТП. - 1999, № 5.
- С.105-144.