|
|
|
|
|
Члены совета
|
|
Должность
|
|
Утвержден*
|
Игнатьев Сергей Михайлович
|
|
Председатель Центрального банка Российской Федерации
|
|
20/03/02
|
|
Войлуков Арнольд Васильевич
|
|
Первый заместитель Председателя Банка России
|
|
27/09/02
|
|
Вьюгин Олег Вячеславович
|
|
Первый заместитель Председателя Банка России
|
|
24/04/02
|
|
Козлов Андрей Андреевич
|
|
Первый заместитель Председателя Банка России
|
|
24/04/02
|
|
Парамонова Татьяна
Владимировна
|
|
Первый заместитель Председателя Банка России
|
|
27/09/02
|
|
Корищенко Константин
Николаевич
|
|
Заместитель Председателя Банка России
|
|
27/09/02
|
|
Лунтовский Георгий Иванович
|
|
Заместитель Председателя Банка России
|
|
11/06/03
|
|
Мельников Виктор Николаевич
|
|
Заместитель Председателя Банка России
|
|
27/09/02
|
|
Гуденко Людмила Ивановна
|
|
Главный бухгалтер - Директор Департамента
бухгалтерского учета и отчетности
|
|
27/09/02
|
|
Иванова Надежда Юрьевна
|
Директор Сводного экономического департамента Банка
России
|
|
24/04/02
|
|
Савинская Надежда Алексеевна
|
|
Начальник Главного управления ЦБ РФ по
г. Санкт-Петербургу
|
|
27/09/02
|
|
Шор Константин Борисович
|
|
Начальник Московского главного территориального
управления ЦБ РФ
|
|
27/09/02
|
|
|
|
* Срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года.
|
Цели и задачи деятельности ЦБ
В соответствии с законодательством Российской
Федерации Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет деятельность на макро
уровне, он выпускает в обращение наличные деньги, регулирует денежный оборот,
составляет платежный баланс, являясь банком банков, осуществляет обслуживание
коммерческих банков, предоставляя им необходимые платежные средства. Главной
задачей Банка России выступает укрепление покупательной способности
национальной денежной единицы (рубля), развитие платежного оборота, осуществление
надзора за работой коммерческих банков. Как и всякий банк, Банк России
выполняет кредитные, расчетные и депозитные операции, однако главным образом не
на уровне отдельных юридических и физических лиц, а на уровне коммерческих
банков. Он ведет их счета, предоставляет кредиты, осуществляет операции на
вторичном рынке ценных бумаг.
Операции с клиентами (юридическими и физическими лицами), т.е. операции
на нижнем уровне экономических отношений, выполняют коммерческие банки. В
отличие от Центрального банка РФ коммерческие банки наряду с депозитными,
кредитными и расчетными операциями выполняют операции по инкассации (сбору
наличных денежных средств), операции на открытом рынке при покупке, продаже,
учету ценных бумаг, операции по управлению имуществом и наличностью своих
клиентов и др.
Разделение сферы деятельности Центрального банка и коммерческих банков
сказывается на предмете управления денежными операциями. Если предметом
управления Банка России является эмиссионное дело (выпуск наличных денег
является его монопольной операцией), регулирование денежного оборота, надзор за
работой коммерческих банков, совершенствование платежного оборота и
деятельности банковской системы в целом, то управление деятельностью
коммерческих банков сконцентрировано на специфических операциях, которые они
выполняют, а также на общих показателях своей деятельности - доходности,
ликвидности, надежности.
Управление деятельностью Центрального банка РФ направлено на реализацию
его целей как общественного института, общенационального органа, а управление
деятельностью коммерческого банка преимущественно как частного института
сосредоточено на достижении его локальных целей. Механизм достижения целей
делового банка при этом прямо совмещен с интересами его клиентов.
Если клиентами Центрального банка является по существу каждый член
общества (выпущенными им деньгами в товарно-денежном хозяйстве пользуется
каждый субъект экономики), то клиентами коммерческого банка является
ограниченный круг юридических и физических лиц. Следовательно, управление
Центрального банка затрагивает интересы всех членов общества, в то время как
управление коммерческого банка опосредует интересы отдельных участников
хозяйственного оборота.
Отсюда и различия в инструментах
управления деятельностью в интересах достижения поставленных целей. Центральный
банк РФ управляет главным образом с помощью выпуска платежных средств,
регулирования массы наличных и безналичных денежных средств, валютного курса,
учетной ставки. Коммерческий банк использует различные инструменты, обеспечивающие
его доходность и ликвидность, снижение рисков при выполнении операций, включая
развитие новых продуктов и услуг, специализацию, диверсификацию и т.п.
Наконец, различная среда деятельности
Центрального и коммерческого банков сказывается и на показателях оценки
управления их деятельностью. Если деятельность Центрального банка РФ и
управление ею оценивается главным образом по показателям инфляции, соотношению
валютного курса рубля по отношению к валютам других стран, то деятельность
коммерческого банка оценивается по стабильности получения им дохода, надёжности
функционирования в целом.
Центральный Банк России, как и
центробанк любой другой страны, решает задачу контроля объема и структуры
денежной массы в обращении. Важно иметь в виду, что в рыночной экономике
эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных
операций коммерческих банков, которые в отличие от центоробанка суть
функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами
производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности
на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции
центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Одна из ключевых задач ЦБ по
управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и
поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать
разрушительных для экономики банкротств банков. Надежность и стабильность
банковской системы необходима по следующим причинам:
-
без них
вообще невозможно выполнение ЦБ своих задач;
-
коммерческие
банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их
стабильности зависит развитие экономики;
-
деятельность
коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого
удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе
централизованных банковских кредитов.
Рассматриваемая задача ЦБ достигается
в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка
кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых
потерь, весьма вероятных, пока банки эти еще весьма слабы.
Функции банка
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно
статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России
является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия
осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4
Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую денежно-кредитную политику;
Денежно-кредитная
политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на
изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок
и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель -
регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного
денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и
безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная политика ЦБ
направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная
экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на
ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов -
кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнца).
ЦБ использует при проведении
денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:
по форме их воздействия (прямые и
косвенные);
по объектам воздействия (предложение
денег и спрос на деньги);
по характеру параметров,
устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).
Все эти методы используются в
единой системе.
Основными инструментами
денежно-кредитной политики ЦБ являются:
- изменение норм обязательных
резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
- регулирование официальной
учетной ставки;
- проведение операций с ценными
бумагами и иностранной валютой.
Определение приоритетности
инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ
на том или ином этапе развития страны.
Изменение норм обязательных
резервов. В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности
коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов
банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует
резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет
резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками
средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных
ресурсов.
Фонд обязательных резервов - это
обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в
законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов
коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить
возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои
обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того,
что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве
кредитных ресурсов.
ЦБР, изменяя нормы обязательных
резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и
состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных
резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в
распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных
операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более
полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить
кредитные вложения в народное хозяйство.
- монопольно осуществляет эмиссию наличных
денег и организует наличное денежное обращение;
За Банком России как представителем
государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация
их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске
в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и
образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного
обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются
следующие функции:
прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных
фондов;
установление правил хранения, перевозки и
инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности
денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их
уничтожения;
определение порядка ведения кассовых
операций.
- является кредитором последней инстанции
для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
Банк России является органом банковского
регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных
организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ
обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает
дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков
проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает
целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в
соответствии с действующим законодательством.
Главная цель
банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности
банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк
России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами.
При осуществлении функции надзора
и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных
организаций правила проведения банковских операций, ведения
бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и
статистической отчетности.
- регистрирует кредитные организации в
Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
1) минимальный размер уставного
капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер
собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
2) предельный размер не денежной части
уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного
заемщика или группу связанных заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных
рисков;
5) максимальный размер риска на одного
кредитора (вкладчика);
6) нормативы ликвидности кредитной
организации;
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных
денежных вкладов (депозитов) населения;
9) размеры валютного, процентного и иных
рисков;
10) минимальный размер резервов,
создаваемых под высоко рисковые активы;
11) нормативы использования
собственных средств банков для приобретения долей (акций) других
юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов,
гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области
банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных
организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и
применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией
федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России,
непредставления информации, представления неполной или недостоверной
информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения
выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой
процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать
проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный
срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти
нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали
реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф
до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1
процента от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по
финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения
структуры активов;
б) замены руководителей кредитной
организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации
обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление
кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных
выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на
срок до одного года;
5)
назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией
на срок до 18 месяцев;
6) отозвать лицензию на осуществление
банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Так же ЦБ
проводит рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставляет им
заимствования в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности.
Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.
Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования
предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые
трудности, и различаются в зависимости от:
формы обеспечения (учетные и
ломбардные кредиты);
методов предоставления (прямые
кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
сроков предоставления
(среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);
целевого характера (корректирующие
кредиты и продленные сезонные кредиты).
- устанавливает правила осуществления
расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения
банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не
установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению
уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных
фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление
золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на
осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг
кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по
поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и
иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное
регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
Банк России представляет интересы Российской
Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а
также в международных банках и иных международных
валютно-финансовых организациях.
ЦБ является проводником государственной
валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на
укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию
в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле" и федеральными законами.
От имени правительства ЦБ
регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным
хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет
регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях
мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою
страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк
России может открывать представительства в иностранных государствах.
- определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с
юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные
курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза
платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного
баланса Российской Федерации;
- устанавливает порядок и условия
осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций
по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу,
приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию
проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по
выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения
операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со
дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений
в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов
деятельности» - проводит анализ и прогнозирование состояния
экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует
соответствующие материалы и статистические данные;
-
осуществляет
иные функции в соответствии с федеральными законами.
Являясь по своему статусу
финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и
погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих
счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения
монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при
осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких
проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и
дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора
государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели
финансирования государственных расходов и государственного бюджета -
государственные займы.
Государственные займы используются
для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно
свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на
определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими
долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового
агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием,
хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и
отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства
кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый
счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для
осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром
правительства.
Единство кассы предоставляет
министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над
поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности;
обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование
доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в
совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по
кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового
исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения
бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые
органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в
компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над
целевым использованием бюджетных средств.
ЦБ РФ, его
деятельность на данный момент.
Консолидация
денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики
Является
важным направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики. Эта
взаимосвязь основывается, во-первых, на единстве целей этих двух векторов
экономической политики и зависимости от базовых условий её осуществления;
во-вторых, на совпадении ряда объектов, на которые направлено их воздействие
(госдолг, дефицит бюджета и др.); в-третьих, на взаимодействии инструментов и
институтов, с помощью которых осуществляются денежно-кредитная и
бюджетно-налоговая политики.
Базовой
основой обеих политик является экономический рост и, прежде всего увеличение
ВВП и реальных доходов населения, поскольку только в условиях роста
раскрываются возможности рыночной экономики, действуют основные рыночные
категории, обеспечивается соответствие спроса и предложения. В условиях спада
платежеспособный спрос подавлен и все факторы производства (трудовые ресурсы,
капитал, НТП) недоиспользуются и теряют свою ценность и стоимость.
На
протяжении, по крайней мере, 7-8 лет реформирования российской экономики
бюджетная политика не отличалась ясностью постановки целей, задача
сбалансированности бюджета приобрела самодовлеющий характер. Опыт показывает,
что сделать это в условиях спада невозможно. Искусственное балансирование
бюджета за счёт обращения долгов (дефицита) на фондовом рынке ведёт к
увеличению внутреннего долга и к повышению доли расходов на его обслуживание
(до 30%). Наступает такой период, когда доходы от выпуска новых ГКО не
компенсируют расходов на обслуживание внутреннего долга, что и выразилось в
финансовом кризисе в августе 1998 г.
В настоящее время в
экономической политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он
представляется раньше, чем основные направления единой государственной
политики. Неспособность с помощью бюджета решить ряд фундаментальных проблем
российской экономики – чрезмерные объёмы внутреннего и внешнего долга, сжатие
инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего воспроизводству
национального капитала, остаточный метод выделения средств для развития
социальной сферы и науки – создают крайне неустойчивую основу для формирования
денежно-кредитной политики. С другой стороны, односторонняя ориентация
денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его
доходной базы, параллельная система денежного обращения, резкие колебания курса
валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал бюджетных
доходов российской экономики.
Еще хочется отметить, что для
положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы
чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая
роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их
соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы
функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор
законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить
экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих
целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов
потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.
Так же напрашивается вывод о
необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования
финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений
потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию
решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь
хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и
методах высшего руководства государства).
Огромное значение имеет
привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере
представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые
международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного
состояния.
Так же необходимо поддерживать
конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить как положительное
явление “Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг”, принятый в
июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других
нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что,
несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.
Защите конкуренции будет
способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему
казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90%
от привлечённых средств юридических лиц. Перевод бюджетных счетов на
казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного
преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.
Так же
важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций
и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и
банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично
организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране,
вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить
необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации
банков с минимальными потерями для клиентов.
Немаловажным является вопрос о
сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда
же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта
купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития
сельхозпредприятий.
Необходим пересмотр системы
надзора за банками. Эту проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности
банковской деятельности; б) создания правильных рыночных ориентиров
деятельности банков, т.е. ориентированности прежде всего на прибыль и рост
стоимости акций.
Строго контролировать целевое
использование средств бюджета.
Для реализации грамотной валютной
политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию
в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с российским
криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная
политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению
к объёму и движению криминального капитала.
Заключение
Банк России
имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного
управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее
хозяйственную деятельность.
Главной
особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то,
что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности
подчинены решению одной и той же задачи ¾
управлению кредитной системой.
Административные
функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление
денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов
вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.
В рамках
этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е.
нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция
защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют
основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк
России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет
законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении
вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право
осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте;
во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает
нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет
непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также
применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд
санкций.
Таким
образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению
кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный
банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую
данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что
централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к
субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В
результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и
Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не
повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются
демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не
изменяется, сохраняя монопольный характер.
Список
использованной литературы:
1. “Банковское дело”: №№ 6, 11, 12 – 1999 г.; 2,
3 – 2000 г.
2.
“Большой экономический
словарь”, А.Н.Азрилиян, М. Фонд “Правовая культура”, 1994 г.
3.
«Банковское дело» под.
Ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика 2001.
4.
Ресурсы сети Internet: www.cbr.ru
www.vedomosti.ru