Валютные правоотношения: субъекты и объекты
Новосибирский
государственный технический университет
Юридический
факультет
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
Реферат
по
финансовому праву
Валютные
правоотношения: субъекты и объекты
Выполнил студент 3 курса:
Патрикеев Ярослав
Валерьевич
Группы ЮФ-71
Новосибирск –
2009
Содержание
Понятие валютного правоотношения
Субъекты валютных правоотношения
объекты валютных правоотношения
права и обязанности резидентов при
осуществлении валютных операций
перечень источников права и литературы
Понятие валютного
правоотношения
Эффективное решение задач
в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в
условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих
задач направлено установление определенного валютного режима.
Принято различать три
типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной
политики внутри страны и за рубежом[1]: режим государственной
валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение всех
валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного
государственного регулирования, установленный Федеральным законом «О валютном
регулировании и валютном контроле», и режим свободно конвертируемой валюты.
Избранный тип валютного
режима определяет принципы осуществления валютных операций в Российской
Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного
контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении
владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за
нарушение валютного законодательства.
Под валютными правоотношениями
понимаются урегулированные нормами ряда отраслей права, в том числе финансового
права, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютных
операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного
обращения.
Под валютными операциями,
согласно Федеральному закону «о валютном регулировании и валютном контроле»,
следует понимать:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение
резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а
также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо
нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо
нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование
валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в
качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и
отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также
использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации
и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской
Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами
территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории
Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации,
на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации,
внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на
территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый
на территории Российской Федерации;
Валютный контроль — ограничение обращения иностранной
валюты в целях устранения дефицита платежного баланса и предотвращения потоков
"горячих денег", дестабилизирующих курс национальной валюты[2].
Согласно статье 22 ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле», Валютный
контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации,
органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным
законом и иными федеральными законами. Полномочия органа валютного контроля
вправе осуществлять Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
Правительством Российской Федерации. Агентами же валютного контроля являются
уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся
уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том
числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку
ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Анализ структуры
валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима РФ в
современных условиях. Структуру валютного правоотношения образуют в единстве и
взаимодействии три элемента: субъекты, объекты и содержание.
Субъекты валютного
правоотношения
Субъектный состав валютных правоотношений весьма специфичен.
Деление всех участников правоотношений на резидентов и нерезидентов подтверждает независимость валютных операций от гражданско-правовых сделок. Федеральный закон делит субъектов
валютных правоотношений на две категории — резиденты и нерезиденты. Такое
деление субъектов валютных правоотношений обусловлено разным объемом
представленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций
и сделок.
Резидентами признаются:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской
Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно
проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого
государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на
основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской
Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц;
д) дипломатические представительства, консульские
учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской
Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также
постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или
межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях,
регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним
иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
К нерезидентам относятся:
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) юридические лица, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами
территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие
местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации
дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных
государств и постоянные представительства указанных государств при
межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные
организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации
филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные
структурные подразделения нерезидентов;
ж) иные лица, не являющиеся резидентами.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без
ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения
устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных
резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для
поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
По общему правилу, валютные операции между резидентами запрещены, за
исключением случаев, установленных ст. 9 ФЗ «о валютном регулировании и
валютном контроле». Перечень таких исключений является закрытым. Что касается
нерезидентов, то они вправе осуществлять между собой валютные операции с
внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом
установленных требований и осуществлять между собой переводы иностранной валюты
со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на
банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских
счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в
банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных
банках.
Следует отметить, что особой категорией участников валютных отношений, являются уполномоченные банки. Значительную часть валютных операций, осуществляемых на территории России
как резидентами, так и нерезидентами, можно проводить исключительно через
уполномоченные банки.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право
на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять
банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на
территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка
Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с
законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские
операции со средствами в иностранной валюте.
Объекты валютного правоотношения
В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном
контроле" объектами валютных
правоотношений являются:
·
валюта РФ;
·
ценные бумаги,
номинированные в валюте РФ;
·
иностранная
валюта;
·
валютные
ценности.
Понятием «валюта РФ» охватываются:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в
обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории
Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но
подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских
вкладах.
Иностранной валютой признается:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством
наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства
(группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения,
но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских
вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или
расчетных единицах.
Внутренние ценные бумаги включают в себя:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость
которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован
в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на
получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской
Федерации.
Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в
бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным
законом к внутренним ценным бумагам.
Валютные ценности включают в себя иностранную валюту и
внешние ценные бумаги.
Обязательной принадлежностью любого юридического или физического лица,
осуществляющего валютные операции, является наличие счета в иностранной валюте.
Валютный счет может быть открыт только в уполномоченном банке на территории
Российской Федерации. Открытие счетов в филиалах иностранных банков,
расположенных в Российской Федерации (не говоря уже о счетах за границей), допускается
только с разрешения Центрального банка РФ и в установленном им порядке. Для
открытия счета резиденту — юридическому лицу необходимо представить в банк:
а) заявление на открытие счета, для юридического лица оно должно быть подписано
руководителем предприятия — юридического лица;
в) нотариально заверенные копии учредительных документов (устава и документа
об учреждении);
г) справку налоговой инспекции о постановке на учет в качестве
налогоплательщика;
д) нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати
предприятия.
Резиденту — физическому лицу для открытия счета необходимо представить в банк
заявление и образец своей подписи.
Все эти документы необходимы банку для того, чтобы он мог удостовериться,
что заключает договор на расчетно-кредитное и кассовое обслуживание с
организацией, которая создана в полном соответствии с законодательством
Российской Федерации, определить ее статус (резидент/нерезидент), а также для идентификации
лиц, имеющих право распоряжаться счетом.
Для открытия счета не требуется какая-либо дополнительная регистрация в качестве
участника внешнеэкономической деятельности.
Открытие валютного счета не всегда оформляется специальным документом или
договором. Как правило, сам факт принятия банком указанных выше документов и
открытия счета является достаточным, чтобы считать договор валютного счета заключенным.
При отсутствии специального документа между банком и клиентом их отношения
регулируются внутренними инструкциями банка, с которыми клиент должен быть ознакомлен
под расписку во избежание в дальнейшем возможных разногласий с банком при
осуществлении им валютных операций по поручению клиента. В силу того, что заключение
договора на открытие и ведение валютного счета между банком и организацией носит
добровольный, а не обязательный характер, обе стороны имеют право выбора. Это значит,
что как банк может самостоятельно решать, какую организацию он хочет иметь в качестве
своего клиента, так и предприятие, организация выбирает для открытия счета банк
из числа уполномоченных банков. При этом клиент вправе иметь валютные счета в нескольких
уполномоченных банках (в отличие от расчетного счета в рублях). При выборе клиентом
банк обращает внимание на направления деятельности предприятия, объем имеющихся
у него средств, количество проводимых им валютных операций и многое другое.
Предприятие также заключает договор именно с тем банком, который может ему
предложить наибольший объем услуг и с наивысшим качеством, что во многом
зависит как от величины средств банка, так и от вида лицензии на проведение
валютных операций. Банк, обладающий генеральной валютной лицензией и в силу этого
имеющий возможность устанавливать корреспондентские отношения с любыми иностранными
банками, имеет большие возможности для скорейшего проведения операций своих
клиентов.
Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в
иностранной валюте устанавливает Центральный банк РФ, поэтому при согласовании
основных условий договора стороны, прежде всего уполномоченный банк, должны
руководствоваться соответствующими актами ЦБ РФ.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
Права и обязанности
резидентов установлены в ст. 14 ФЗ «о валютном регулировании и валютном
контроле». Определено, что резиденты вправе без ограничений открывать в
уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной
валюте.
По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных
операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета
в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов
устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Расчеты при осуществлении валютных операций также могут производиться
юридическими лицами - резидентами и через счета, открытые в банках за пределами
территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без
использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты:
а) с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской
Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при
оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации
транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
б) с нерезидентами в наличной
иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных
судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в
речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных,
аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации;
в) с нерезидентами в наличной иностранной валюте и наличной валюте
Российской Федерации за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в
аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и
морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких
юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а
также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых,
портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных
государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц;
г) с находящимися за пределами территории Российской Федерации
физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и
иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими
лицами – нерезидентами в иностранной валюте и валюте Российской Федерации по
договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте
Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской
Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами
по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности.
По общему правилу все расчеты при
осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами
через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых
устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Исключение составляют
лишь те валютные операции, которые осуществляются в соответствии с Федеральным
законом «о валютном регулировании и валютном контроле». К такого рода операциям
относятся операции:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных
ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или)
муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким
родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по
праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом -
резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из
Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом -
резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в
установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может
предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового
перевода;
6) покупки у уполномоченного банка
или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной
иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства
(группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в
банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной
валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и
оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств
при международных перевозках.
Резиденты имеют право осуществлять
расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в
случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с
уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был
открыт банковский счет.
Перечень источников права и литературы
1.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859.
2.
Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф.
А.Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007.
3.
Бюджетное право: Учеб. для вузов / Под ред. А.М. Никитина. – М., 2008.
4.
Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие / Под ред. И.Н.
Платоновой. М., 2006.
5. Вязовский К.О.
Административно-правовое регулирование валютных отношений в Российской
Федерации. Автореф. ... канд. дисс. СПб.,2007.
6. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин ВЛ.
Валютное право России. М., 2005.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,
Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп.
— М.: ИНФРА-М,2007.
8. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное
право Российской Федерации: Учебное пособие. – М., 2006.
[1]
Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное
пособие / Под ред. И.Н. Платоновой. М., 2006.
[2] Райзберг Б.А., Лозовский
Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и
доп. — М.: ИНФРА-М, 2007