Анализ Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь
Анализ Инструкции по делопроизводству в государственных органах и
организациях Республики Беларусь
Утверждение Инструкция по делопроизводству
В начале 2009 года произошло событие, значимое для работников
службы ДОУ, кадровых служб организаций. Постановлением Министерства юстиции
Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 была утверждена Инструкция по
делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь.
До утверждения Инструкции по делопроизводству в государственных
органах и организациях Республики Беларусь (далее - Инструкция) организации
руководствовались нормами Примерной инструкции по делопроизводству в
министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления,
учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь1,
которая действовала без изменений с 1995 года (далее - Примерная инструкция по
делопроизводству). С принятием нового нормативного правового акта Примерная
инструкция по делопроизводству утратила силу.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изменениями и
дополнениями по состоянию на 14.08.2008) Инструкция является актом
законодательства, обязательным для исполнения всеми государственными органами и
юридическими лицами страны. Установленные Инструкцией нормы распространяются на
организации как государственной, так и негосударственной формы собственности.
Инструкция разработана на основании ст. 25 Закона Республики
Беларусь от 06.10.1994 № 3277-XII «О Национальном архивном фонде и архивах в
Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2008).
Данной статьей предусмотрено, что государственные органы, а также предприятия,
учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны соблюдать
нормы и требования, предъявляемые к порядку работы с документами, их обработке,
движению и хранению.
Общие требования к порядку документирования и организации работы с
документами в республиканских и местных органах государственного управления, на
предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности
устанавливаются республиканским органом государственного управления по архивам
и делопроизводству.
Характеристика положений инструкций
Разработчики Инструкции постарались в максимальной степени учесть
современные реалии, которые в определенной степени затрудняли применение
действовавшей ранее Примерной инструкции по делопроизводству (существование
различных организационно-правовых форм юридических лиц, внедрение в
делопроизводство информационных технологий и т.д.).
Вместе с тем Инструкция не вносит каких-либо «революционных»
новаций в отечественные традиции ведения делопроизводства, в целом сохраняя
преемственность с Примерной инструкцией по делопроизводству (несмотря на ряд
изменений и дополнений). Исключением, пожалуй, являются нормы в отношении
работы с документами в электронном виде, выделенные в отдельную главу.
В отличие от Примерной инструкции по делопроизводству новая
Инструкция не содержит в своем названии слово «примерная», что обусловлено
нормами Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», согласно
которым нормативный правовой акт не может иметь в своем названии слова
«примерный» или «типовой». Вместе с тем Инструкция не отменяет необходимости
разработки в организациях локальной инструкции по делопроизводству. В
частности, в п. 4 Инструкции говорится, что «организация и ведение
делопроизводства в организациях осуществляются на основе самостоятельно
разрабатываемых инструкций по делопроизводству в соответствии с требованиями
настоящей Инструкции».
Нормы Инструкции распространяются на работу с управленческой
документацией. Следует отметить, что в белорусском законодательстве отсутствует
определение понятия «управленческая документация». Не содержит такого
определения и новая Инструкция. По своему составу система управленческой
документации обычно включает организационно-распорядительную документацию, а
также иные подсистемы документации, необходимые для реализации управленческих
функций: бухгалтерскую, планово-отчетную, финансовую и др.
В полной мере нормы Инструкции распространяются лишь на систему
организационно-распорядительной документации, тогда как в отношении документов,
относящихся к иным системам, ее нормы должны применяться в части организации
общего порядка работы с документами (регистрация и учет, контроль исполнения,
систематизация, хранение, передача в архив и т.д.), то есть практически по всем
аспектам работы с документами, за исключением оформления.
Инструкция и государственный стандарт
Инструкция фактически закрепила статус Государственного стандарта
Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации
Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов»2 в качестве обязательного к
применению. До принятия Инструкции статус данного стандарта в качестве
обязательного нормативного документа постоянно вызывал споры с учетом того, что
согласно Закону Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом
нормировании и стандартизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на
04.08.2008) по общему правилу государственные стандарты являются добровольными
к применению. С принятием Инструкции обязательный статус данного стандарта
закреплен в явной форме, не вызывающей двоякого толкования. Поэтому
организациям, которые ранее не соблюдали требования СТБ 6.38-2004, необходимо
провести работу по приведению всей документации, в том числе и локальных
нормативных правовых актов, в соответствие с требованиями, установленными
стандартом и Инструкцией. Следует отметить, что положения СТБ 6.38-2004 в
некоторой степени уточнены и дополнены нормами Инструкции. Так, например, в
Инструкции закреплена возможность использования угловых штампов при оформлении
документов и установлены общие требования к таким штампам (п. 19, 32–34). Можно
отметить, что в отношении угловых штампов в Инструкции применен подход, при
котором состав их реквизитов, порядок их расположения и оформления должны
соответствовать составу, порядку размещения и оформления реквизитов бланка
соответствующего документа.
Новшества в порядке ведения кадровой документации
Работникам кадровых служб необходимо обратить внимание на то, что
по сравнению с Примерной инструкцией по делопроизводству в новую Инструкцию не
включены нормы, определяющие порядок формирования личных дел работников, потому
как данный вопрос урегулирован Инструкцией о порядке формирования, ведения и
хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам
и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2.
В части порядка работы с кадровой документацией Инструкция не
привнесла каких-либо значительных изменений и дополнений. Так, сохранились
устоявшиеся правила составления и оформления распорядительных документов по
личному составу, порядок их отдельной регистрации от распорядительных
документов по основной деятельности и др.
Вместе с тем отдельные нормы Примерной инструкции по
делопроизводству в части работы с документами по личному составу были
скорректированы и уточнены. Например, в Инструкции нашел закрепление де-факто
устоявшийся и применяемый в организациях порядок присвоения регистрационных
индексов приказам и распоряжениям по личному составу. Согласно нормам Примерной
инструкции по делопроизводству при регистрации данной категории документов к их
порядковым номерам должна была добавляться буква «К», что означало «кадровый».
Это позволяло отделить приказы и распоряжения по личному составу от приказов и
распоряжений по основной деятельности, в том числе с целью раздельного
формирования в дела. Вместе с тем приказы и распоряжения по личному составу
также делятся на группы в зависимости от срока их хранения (75 лет и 3 года) и
поэтому, соответственно, должны регистрироваться и формироваться в дела
раздельно. С учетом этого присвоение идентичных индексов с одинаковыми
литерными обозначениями различным категориям приказов недопустимо.
Для соблюдения этого правила в практике кадровых служб, как
правило, стал применяться порядок, при котором приказам по личному составу
различных сроков хранения присваивались различные литерные обозначения: «к» -
для приказов и распоряжений 75-летнего срока хранения (прием, перевод,
увольнение и др.), «л» - для приказов и распоряжений 3-летнего срока хранения
(отпуска, командирование и др.). Например, «приказ о приеме на работу № 7-к» и
«приказ о предоставлении трудового отпуска № 14-л».
Помимо этого, в Инструкции закреплен новый порядок, согласно
которому отдельные категории распорядительных документов по личному составу
(например, о командировании, о предоставлении отпусков и др.) при их
значительном объеме могут регистрироваться и храниться отдельно. При этом
регистрационные индексы таких документов следует дополнять самостоятельными
буквенными обозначениями. Например, регистрационные индексы приказов о
командировании могут дополняться литерами «ком», об отпусках - литерой «о» и
т.д.
В части формирования распорядительных документов по личному
составу в дела Инструкцией уточнены некоторые аспекты. Так, уточнен и дополнен
перечень категорий приказов и распоряжений по личному составу, формируемых
раздельно. Согласно Инструкции, в зависимости от сроков хранения, раздельно
должны группироваться приказы и распоряжения:
·
о
приеме, переводе, увольнении, поощрении, премировании, установлении надбавок,
присвоении квалификационных категорий, разрядов, классов, длительных (более
месяца) и зарубежных командировках, заключении и продлении трудовых договоров
(контрактов);
·
о
предоставлении отпусков, наложении взысканий, назначении дежурных,
командировках (длительностью не более месяца в пределах Республики Беларусь).
Подобное деление, по сути, обусловлено нормами Перечня типовых
документов с указанием сроков хранения3.
Коснулись новшества и порядка оформления локальных нормативных
правовых актов. Так, теперь в организациях возможно применение сквозной
нумерации пунктов в сложных документах, объединение пунктов в главы и т.д., что
установлено для оформления документов, относящихся к нормативным правовым актам
Республики Беларусь.
Порядок работы с электронными документами
Наиболее существенным отличием новой Инструкции от действовавшей
ранее Примерной инструкции по делопроизводству является наличие в ней отдельной
главы по работе с документами в электронном виде. Нормы Примерной инструкции по
делопроизводству практически не описывали технологию работы с подобными
документами, хотя и закрепляли ряд общих принципов, «увязывающих» традиционное
делопроизводство и работу с документами на машинных носителях. С момента
утверждения Примерной инструкции были приняты Закон Республики Беларусь от
10.01.2000 № 357-З «Об электронном документе» (с изменениями и дополнениями по
состоянию на 02.08.2006) (далее - Закон об электронном документе), СТБ
1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения»4,
СТБ 1176.2-99 «Информационная технология. Защита информации. Процедура
выработки и проверки электронной цифровой подписи», иные нормативные акты и
методические документы по работе с электронными документами. Положения данных
нормативных актов, отражающие новые технологические реалии, практически не
учитывались Примерной инструкцией по делопроизводству.
Можно отметить, что и в новой Инструкции вопросы работы в
делопроизводстве с документами в электронном виде максимально не урегулированы.
Ряд норм, заложенных в Инструкции по вопросам работы с документами в
электронном виде, носит общий, рамочный характер. В частности, отсутствуют
единые стандарты и нормативные правовые акты, устанавливающие форматы хранения
электронных документов, системы электронного документооборота, единый формат
электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), унифицированные форматы
коммуникативного обмена в электронном виде и т.д.
Учитывая указанный аспект, в Инструкции, например, определено, что
форматы документов в электронном виде, а также виды используемых материальных
носителей для их хранения определяются организацией, если иное не установлено
законодательством Республики Беларусь. При этом организации, передающие
документы на хранение в государственные архивы, должны согласовывать
используемые форматы с уполномоченным органом или учреждением Государственной
архивной службы Республики Беларусь.
Анализируя положения Инструкции, можно отметить, что вместо
понятия «электронный документ» в ней используется понятие «документ в
электронном виде». Это обусловлено тем, что согласно Закону об электронном
документе электронным документом признается лишь тот, который заверен при
помощи ЭЦП. Такой же подход к трактовке понятия «электронный документ»
сохранится и в новой редакции указанного Закона, принятие которой планируется в
ближайшем будущем. Согласно Закону об электронном документе электронный
документ, заверенный ЭЦП, приравнивается к документу на бумажном носителе и
имеет одинаковую с ним юридическую силу. Вместе с тем Гражданский кодекс
Республики Беларусь при совершении сделок сторонами допускает (в соответствии с
законодательством или предварительно заключенным соглашением) использовать не
только ЭЦП, но и иные аналоги собственноручной подписи. Поэтому разработчики
Инструкции предусмотрели возможность использования в оперативном управлении и
информационном обмене между организациями документов в электронном виде, не
заверенных ЭЦП (при условии, что программные средства организаций позволяют
однозначно идентифицировать участников управления и информационного обмена,
обеспечить подлинность и целостность передаваемых документов, и при этом
стороны признают такие документы).
Таким образом, используемое в Инструкции понятие «документ в
электронном виде» включает в себя понятие гораздо шире, чем «электронный
документ».
Разработчики Инструкции исходили из принципа сохранения
преемственности и единства делопроизводственных технологий как при работе с
бумажными, так и с электронными документами. Например, Инструкцией установлено,
что подготовка и согласование проектов документов в электронном виде
осуществляются по правилам, установленным в отношении аналогичных документов на
бумажном носителе. Также документ в электронном виде должен иметь все
реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за
исключением оттисков печатей и штампов. Расположение и оформление реквизитов
документа в электронном виде при его внешнем представлении (на мониторе
компьютера или при распечатке) должно соответствовать требованиям Инструкции.
Учитывая, что не все нормы работы с бумажными документами можно
«один в один» перенести на практику работы с документами в электронном виде,
разработчики Инструкции предусмотрели особенности, связанные, например, с
подписанием документов, использованием различных реквизитов и отметок,
проставляемых в традиционном делопроизводстве непосредственно на бумажных
документах, но при работе с документами в электронном виде отражаемых только в
регистрационно-контрольных формах и т.д.
Рамочный характер ряда норм Инструкции в части работы с
документами в электронном виде скорее говорит о несовершенстве и неполноте нормативно-методической
базы в данной сфере. Также, несомненно, в мире стремительно развивающихся и
меняющихся технологий с течением времени некоторые общие подходы, а также
частные методы, закрепленные в Инструкции в отношении документов в электронном
виде, будут пересмотрены. Вместе с тем сегодня данные нормы вполне могут
применяться на практике и способствовать более четкой организации
делопроизводства в организациях.
Список
использованных источников
1. Конституция Республики
Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск «
Беларусь» 1997.
2. Декрет Президента
Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29 «О дополнительных мерах по
совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской
дисциплины» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
06.08.1999, N 58, рег. № 1/512 от 28.07.1999) (с учетом изменений, внесенных
Указом Президента Республики Беларусь от 27.02.2002 № 145; Декретами Президента
Республики Беларусь от 04.04.2002 N 10; 30.08.2002 № 22). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА
«ЮСИАС» 2008г.
3. Указ Президента
Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета
Президента Республики Беларусь от 26.07.1999г. №29» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 21.04.2000, N 37, рег. № 1/1164 от
14.04.2000) (с учетом изменений, внесенных Указами Президента Республики
Беларусь от 23.08.2005 № 392, рег. № 1/6727 от 24.08.2005; 02.06.2006 № 369,
рег. № 1/7644 от 05.06.2006). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» 2008г.
4. Трудовой кодекс
Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен
Советом республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» 2008г.
6. Трудовое право: Учебник /
В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова
В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 - 592с.
7. Трудовое право: Учебник /
В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с.
8. Трудовое и социальное
право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664с.
9. Трудовое право:
Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И.
Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006с.
10. Трудовое право Республики
Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. – Мн.: УП «Молодежное», 2003.
11. Трудовое право Республики
Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. – Мн.: Дикта 2004. – 75с.