"Зеленые", как субъект мировой политики
"Зеленые",
как субъект мировой политики
Оглавление
Введение
Глава 1 Зеленое движение:
теоретические основания возникновения зеленых движений, история возникновения,
классификация
1.1 Понятие
«экологическое движение» и «зеленое движение»
1.2 Философские основания
и классические и современные теоретики экологических движений
1.3 История возникновения
зеленых движений в Европе, Америке и России
1.4 Классификация
экологических движений
Глава 2 Зеленое движение
как субъект мировой политики
2.1 Процесс выхода на
мировую арену: от движения к партии, от локального движения к международному
2.2 Зеленые как
самостоятельный субъект мировой политики и критерии отнесения к субъектам
мировой политики
2.3 Роль зеленых в
постановке и решении глобальных проблем
2.4 Международные
организации зеленых движений
2.5 Представительство
зеленых в других международных организациях
Глава 3 Деятельность
зеленых на международной арене
3.1 Методы деятельности
зеленых движений, в том числе и на международной арене
3.2 Зеленые против
транснациональных корпораций ТНК
3.3 Международные акции
зеленых
3.4 Перспективы зеленого
движения на мировой арене
Заключение
Список литературы
Введение
После того, как в 2004 году на основе Федерации Европейских
Зеленых была создана партия, Зеленое движение в Европе имеет четкие
институциональные признаки. На сегодня ЭЗП - активный субъект политики на
континенте, ведь решения принятые на съезде определяют стратегию работы
депутатов фракции Зеленых Европарламента.
Результатом работы Зеленых стали резолюции, которые
охватывают разные проблемы. В резолюции «Против превращения Африки на свалку
для токсичных отходов из Европы» члены ЕЗП осудили методы деятельности
европейских фирм, которые подвергают опасности человеческие жизни и используют
Африку как территорию для захоронения токсичных веществ. Была выделена и
проблема миграции, в документе «О миграционный кризисе на Канарских островах»
критикуется концепция миграционной политики ЕС, которая известная как «Крепость
Европа». Например, для того чтобы попасть из Южной Сахары в Испанию, необходимо
следовать через Канарские острова. Тем не менее, согласно статистике через
Канарские острова в Испанию попадают лишь 4,5%. Остальные рискуют жизнями,
направляясь к берегам Европы индивидуальными средствами. Соответственно,
Зеленые требуют откорректировать европейскую миграционную политику, исходя из
главных причин феномену миграции, а именно экономической и социальной.
Зеленые обратились и к правительствам Ирландии и Болгарии с
требованием изменить приоритеты в энергетической и рекреационной политике. Так,
в резолюции «О невыполнение Ирландией обязательств в рамках Киотского
протокола» речь идет о том, что Ирландия является самой неблагополучной страной
Европы, в отношении обязательств в рамках Киотского протокола. Соответственно,
Европейская Зеленая Партия осудили правительство Ирландия за его нежелание
принять мероприятия по сокращению эмиссии парниковых выбросов. «Об ограничении
нелегального строительства в заповедных зонах» - документ, адресованный болгарским
политикам. Партия Зеленых обеспокоена фактами злоупотреблений и пробелами в
законодательстве Болгарии, что приводит к масштабному строительству сооружений
вдоль береговой линии Черного моря и на территориях, которые запланировано
внести в общеевропейский заповедный каталог «2000 Natura». Соответственно, ЕПЗ
требует от правительства Болгарии и депутатов Национального собрания принять
срочные мероприятия против незаконного строительства на заповедных территориях
и установить там твердый контроль администрации и общественности.
Кроме этого, на женевском съезде была поднята острая
проблема, которая существует в связи с планами проведения Зимних Олимпийских
игр 2014 года в городе Сочи на территории Сочинского национального парка. В
результате проведения олимпийских игр и во время подготовки к ним будет нанесен
огромный убыток экосистемам Сочинского национального парка, а также Кавказского
заповедника, который входит во Всемирное природное наследство «Западный
Кавказ». В связи с этим, была принята специальная резолюция, направленная на
предотвращение проведения Олимпийских игр на юге России.
Таким образом, Зеленые не сторонятся острых тем, а определяют
конкретные пути по их решению, отныне каждая Зеленая партия Европы проводит у
жизнь решения принятые на съезде. Учитывая результаты парламентских и
муниципальных выборов на континенте, в частности, в Австрии, Чехии, Германии и
Швеции - Зеленые имеют все основания для того, чтобы стать „третей силой” в
политике европейских государств и сделать Европу по-настоящему Зеленой.
Актуальность темы определили цели и задачи данного
исследования.
Основной целью данной работы является изучения зеленого
движения как субъекта мировой политики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· Изучить теоретические основания
возникновения зеленых движений, их классификацию.
· Рассмотреть роль зеленых в постановке и
решении глобальных проблем.
· Проанализировать деятельность
международных организаций зеленых движений.
· Рассмотреть деятельность зеленых на
международной арене.
· На основании изученного сделать
соответствующие выводы.
В процессе исследования использовались общенаучные методы
познания, в частности, методы технико-экономического, системного и логического
анализа.
Информационную базу исследования составили материалы
федеральных и региональных органов госстатистики, материалы научно-практических
всероссийских и международных конференций и семинаров, публикации в
периодической печати.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех
глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.
Глава 1 Зеленое движение: теоретические основания
возникновения зеленых движений, история возникновения, классификация
1.1 Понятие «экологическое движение» и «зеленое движение»
Движение зеленых - (green movement) - социальное движение
<#"1.files/image001.jpg">
Рисунок 2 - Механизмы Киотского протокола
Цель механизмов КП - обеспечение снижения антропогенной
эмиссиии парниковых газов путем внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих
технологий на основе международного сотрудничества.
КП предусматривает три основных механизма переуступки квот на
выбросы парниковых газов между странами.
Таблица 2 - Механизмы переуступки квот на выбросы парниковых
газов между странами
1. Торговля
квотами
|
|
2. Проекты
совместного осуществления (ПСО)
|
В отличие от
прямой продажи страна-продавец может передать стране-покупателю только
единицы сокращенных выбросов (ЕСВ), произведенные в результате инвестиций в
проекты по снижению выбросов, выполненные на её территории совместно с
покупающей стороной (компанией или государством). Разрешенный выброс страны
-покупателя увеличивается на колическтво переданных ЕСВ.
|
3. Механизм
чистого развития (МЧР)
|
В случае МЧР
страной-продавцом квот выступают страны, не имеющие обязательств по
ограничению выбросов
|
Органы и учреждения системы ООН внесли значительный вклад в
формирование и динамичное развитие международного права окружающей среды.
Особая заслуга в этом отношении принадлежит Программе ООН по окружающей среде,
при непосредственном участии которой были разработаны и заключены многие
важнейшие международные конвенции. В качестве примера можно привести
Вашингтонскую конвенцию о международной торговле видами дикой флоры и фауны,
находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Базельскую конвенцию о контроле
за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г. и Рамочную
конвенцию ООН об изменении климата 1992 г. Отдельно следует упомянуть Венскую
конвенцию об охране озонового слоя 1985 г. - соглашение, которое некоторые
комментаторы расценивают как "значительный дипломатический прорыв",
заложивший основы "новой глобальной дипломатии". Конвенция была
подписана менее чем через год после того, как ученым удалось определить
существо проблемы. Всего лишь два года спустя эта Рамочная конвенция была
дополнена Монреальским протоколом, содержавшим конкретные обязательства
государств по снижению выбросов в атмосферу разрушающих озон веществ. ЮНЕП
сыграла лидирующую роль в организации широкомасштабных научных исследований в
данной области, а затем и непосредственно в процессе разработки и заключения
Венской конвенции.
Определенный вклад в развитие механизма
международно-правового регулирования охраны окружающей среды внесли также
некоторые специализированные учреждения ООН и Международное агентство по
атомной энергии. Так, под эгидой ЮНЕСКО были разработаны два важнейших
универсальных соглашения: Парижская конвенция об охране всемирного культурного
и природного наследия и Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих
международное значение. Международная морская организация участвовала в
разработке большинства соглашений в области охраны природной среды мирового
океана. В их числе - Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря
сбросами отходов и других материалов 1972 г. и Лондонская конвенция по
предотвращению загрязнения с судов 1973 г. МАГАТЭ, вскоре после аварии на
Чернобыльской АЭС, инициировала заключение двух конвенций: о раннем уведомлении
о ядерном инциденте и об оказании помощи в случае ядерного инцидента.
На региональном уровне заслуживает внимания деятельность
Европейской экономической комиссии ООН, которая первой в системе ООН занялась
рассмотрением экологических проблем (первое природоохранное соглашение под
эгидой ЕЭК было заключено еще в 1958 г.). К числу наиболее значительных
достижений ЕЭК относится Женевская конвенция о трансграничном загрязнении
воздуха на большие расстояния 1979 г. В области охраны атмосферы Конвенция
явилась первым юридически обязательным документом, заключенным на широкой
региональной основе. Более того, на сегодняшний день Женевская конвенция служит
одним из редких примеров действенного природоохранного соглашения: с момента
вступления в силу в 1983 г. она была расширена путем принятия пяти протоколов,
устанавливавших темпы и объемы сокращения государствами-участниками выбросов
загрязняющих веществ. В результате, согласно данным на 1994 г., осуществление
Конвенции оказало значительное воздействие на общее уменьшение выбросов серы и
на стабилизацию выбросов оксидов азота в регионе ЕЭК33. Под эгидой ЕЭК были
разработаны и другие важные для европейского региона соглашения, такие как,
например, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном
контексте.
Возможно, особый интерес для юриста представляет работа
Комиссии международного права - вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи
ООН, одной из задач которой является, как известно, содействие прогрессивному
развитию международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН).
Экологическая проблематика получила отражение в большинстве тем, находящихся в
настоящее время на рассмотрении Комиссии. К ним относятся:
1) проект статей об ответственности государств (ст. 19
предусматривает намеренное и серьезное загрязнение окружающей среды в качестве
наиболее тяжкого международного правонарушения - международного преступления);
2) проект кодекса преступлений против мира и безопасности
человечества (к числу военных преступлений ст. 20 проекта относит не
оправданное военной необходимостью причинение обширного и серьезного ущерба
окружающей среде);
3) проект статей о международной ответственности за вредные
последствия действий, не запрещенных международным правом.
Последний из перечисленных проектов носит ярко выраженный
экологический характер. Правда, следует отметить, что работа Комиссии над
данной проблемой вызвала у большинства авторов резкую (и обоснованную) критику
и была признана концептуально ошибочной. Тем не менее, несмотря на то, что
Комиссия фактически зашла в методологический тупик по центральному вопросу об
ответственности, ей удалось достичь заметного прогресса в формулировании
обязательств государств по предотвращению экологического ущерба.
В 1994 г. Комиссия международного права завершила работу над
проектом статей по праву ненавигационных видов использования международных
водотоков (речь идет, по сути, об использовании вод международных рек в
качестве природного ресурса). На основании этого проекта под эгидой ООН в 1997
г. была заключена соответствующая универсальная конвенция.
Организация Объединенных Наций и ее специализированные
учреждения оказывают влияние на развитие международного права окружающей среды
и таким традиционным для международных организаций способом, как принятие
собственных решений, юридически не обязательных для государств-участников. В
частности, ряд важных резолюций природоохранного значения был принят
Генеральной Ассамблеей. Особое место среди них занимает Всемирная хартия
природы (резолюция 37/7 от 28 октября 1982 г.). Данный документ представляет
собой свод принципов, которыми государства, а также неправительственные
учреждения и отдельные лица должны руководствоваться в ходе осуществления любой
деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду. Положения
Хартии впоследствии были закреплены в некоторых международных соглашениях и
законодательстве ряда государств40.
Решения в области охраны окружающей среды, помимо Генеральной
Ассамблеи, принимаются также некоторыми специализированными учреждениями ООН
(например, Международной организацией гражданской авиации) и, разумеется,
Программой ООН по окружающей среде. Так, ЮНЕП были разработаны руководящие принципы,
касающиеся управления разделяемыми природными ресурсами (1978), загрязнения
морей с наземных источников (1985), опасных отходов (1987).
В целом решения международных организаций, в том числе и
органов и учреждений ООН, образуют достаточно специфическую группу источников
международного экологического права, которую принято называть "мягким
правом". Конечно, вследствие своего рекомендательного характера эти
документы не являются "правом" в строгом смысле слова. Тем не менее,
формулируя цели и стандарты, они определяют направления последующего развития
договорного и обычного права. Преимуществом данной категории источников
является то, что они способны более оперативно по сравнению с традиционной
дипломатией реагировать на стремительные изменения в научных представлениях о
состоянии окружающей среды. Кроме того, выступая в качестве самостоятельного
субъекта права, международные организации в своих решениях отражают скорее
интересы окружающей среды, чем интересы отдельных государств, на позицию
которых нередко влияют политические и экономические факторы.
Реальная угроза глобального экологического кризиса требует
существенной реорганизации механизма международно-правового регулирования
охраны окружающей среды. На сегодняшний день его основной элемент составляют
международные соглашения. Несмотря на некоторые обнадеживающие тенденции,
наметившиеся в договорном процессе, важно иметь в виду, что исключительно
традиционная дипломатия по сути своей неспособна обеспечить адекватное
регулирование всего сложнейшего комплекса экологических проблем. Определенную
альтернативу договорам представляют решения международных организаций, однако в
подавляющем большинстве случаев государства не обязаны их соблюдать. Думается,
настала пора создать в рамках ООН орган, полномочный принимать акты, юридически
обязательные для всех государств-участников.
Спустя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в
Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум
собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей
сложности 8 тыс. делегатов. В его работе приняли участие также 3 тыс.
представителей неправительственных международных организаций. Знаменательно,
что параллельно с межправительственной конференцией в пригороде Рио-де-Жанейро прошел
Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц. Значение, которое
высокопоставленные чиновники и рядовые представители общественности,
собравшиеся в Рио-де-Жанейро, придавали решению экологических проблем,
проявилось в девизе конференции: "Наш последний шанс спасти планету".
Одним из результатов работы конференции явилось принятие
Декларации по окружающей среде и развитию и амбициозной программы действий под
названием "Повестка дня на XXI век". Декларация представляет собой
свод 27 принципов, которые во многом перекликаются с положениями Стокгольмской
предшественницы. В то же время в Декларации Рио-де-Жанейро нашли отражение
кардинальные изменения, произошедшие в мире в 80-е гг. Так, красной нитью через
весь текст Декларации проходит идея устойчивого развития, концептуальные основы
которой были заложены в 1987 г. в знаменитом докладе Всемирной комиссии по
окружающей среде и развитию. Принцип 3 Декларации, раскрывающий содержание
концепции, гласит: "Право на развитие должно осуществляться таким образом,
чтобы адекватно удовлетворять потребностям нынешнего и будущего поколений в
областях развития и окружающей среды". Важно также отметить, что в
Декларации предпринята попытка наметить общие контуры новой модели
международного сотрудничества - "глобального партнерства в целях
сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы
Земли" (принцип 7).
На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для
подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении
климата и Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенции направлены
соответственно на достижение стабилизации содержания в атмосфере парниковых
газов и обеспечение устойчивого использования генетических ресурсов планеты.
Оба документа, хотя и имеют огромное значение, составляют лишь фундамент для
последующего развития правового регулирования в данных областях.
Предполагается, что для реализации целей, определенных в конвенциях,
государства должны разрабатывать национальные планы, принимать соответствующие
законы и заключать международные соглашения, уточняя тем самым обязательства,
взятые на себя в Рио.
Как и документы, одобренные в Стокгольме, решения конференции
в Рио-де-Жанейро (прежде всего, план мероприятий "Повестка дня на XXI
век") имели определенные организационные последствия, главным из которых
стало создание Комиссии по устойчивому развитию (КУР). КУР является
вспомогательным органом ЭКОСОС, призванным поощрять и анализировать прогресс в
осуществлении "Повестки дня на XXI век" на национальном, региональном
и глобальном уровнях и содействовать комплексному и рациональному регулированию
развития и охраны окружающей среды45. Многие авторы расценивают учреждение КУР
как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается,
подобные оценки несколько преувеличены. Дело в том, что ее полномочия носят
весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо
юридически обязательных решений. Более того, государства не обязаны, а лишь
вправе предоставлять КУР свои доклады, что существенно ограничивает ее
надзорные функции. Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного
клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли
государств. Вряд ли на современном этапе можно считать большой победой создание
еще одной бюрократической структуры, имеющей перед собой наполеоновские планы,
но не обладающей какими-либо властными рычагами.
В целом итоги конференции в Рио-де-Жанейро вызывают
неоднозначную реакцию. С одной стороны, она по праву может считаться
исторической вехой в развитии международного природоохранного сотрудничества.
Во-первых, собрав беспрецедентное число государственных деятелей высшего ранга,
форум в Рио-де-Жанейро ознаменовал переход экологических проблем из
периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов.
Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на
необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем. В-третьих,
помимо официальных делегаций в Рио-де-Жанейро съехалось множество
представителей неправительственных организаций и заинтересованных частных лиц,
что придало межправительственной по статусу конференции достаточно
демократичный характер, создав полезный прецедент на будущее.
С другой стороны, основанием для скепсиса может служить тот
факт, что в Рио выпукло проявились разногласия, существующие между промышленно
развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран
"третьего мира" участникам форума не удалось выработать соглашение по
одной из самых животрепещущих проблем - тотальному уничтожению тропических
лесов. Вместо договора на свет появился туманный документ под названием
"Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для
глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и
освоения всех видов лесов". Более того, определенный раскол наметился и в
рядах развитых стран: обструкции была подвергнута позиция Соединенных Штатов,
вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства
государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых
газов. США отказались подписать Конвенцию о биологическом разнообразии,
ссылаясь на то, что в ней адекватно не отражены права, связанные с
интеллектуальной собственностью.
3.4 Перспективы зеленого движения на мировой
арене
К сожалению, приходится констатировать, что с течением
времени энтузиазм, связанный с проведением конференции в Рио-де-Жанейро,
заметно поубавился. Государствам пока не удалось достичь сколько-нибудь заметного
прогресса в реализации решений, принятых на форуме. Особенно ярко отсутствие
движения вперед проявляется в сфере межгосударственного сотрудничества, где
реальные действия по-прежнему подменяются высокопарной риторикой и пустыми
обещаниями. Наглядным примером может служить состоявшаяся летом 1997 г.
Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая целиком была посвящена
проблеме реализации "Повестки дня на XXI век". В пылу жарких споров
участникам так и не удалось прийти к согласию ни в одной из критических
областей: снижение выбросов парниковых газов, охрана лесных ресурсов и
увеличение помощи наиболее бедным странам.
Для того чтобы справиться с надвигающимся глобальным
экологическим кризисом (впрочем, как и с другими глобальными проблемами), необходимо
кардинально пересмотреть существующую модель международного сотрудничества.
Разумеется, ООН должна и впредь сохранять свою лидирующую роль, что станет,
однако, возможным лишь в случае серьезного обновления Организации. Вообще
говоря, дебаты о реформе ООН ведутся уже достаточно давно, и их участниками
высказано на сегодняшний день немало предложений, в том числе и по вопросу
охраны окружающей среды.
Хотя очертания будущей модели природоохранного сотрудничества
в рамках ООН еще окончательно не определены, думается, что реформирование
должно вестись в двух направлениях. Во-первых, следует обеспечить максимально
эффективное использование имеющихся ресурсов. Для этого необходимо более четко
разграничить предметную компетенцию существующих структур, с тем чтобы избежать
дублирования и распыления ответственности. Нужно также, отказавшись от практики
бесконечного учреждения новых органов, переориентировать на решение новых
проблем уже созданные. В частности, можно было бы реанимировать ЭКОСОС,
переключив его на проблемы окружающей среды и развития.
1) круг вопросов, по которым ООН может принимать подобные
решения, нужно четко ограничить, с тем чтобы ООН занималась только теми
проблемами, которые не могут быть эффективно решены на национальном или
региональном уровне;
2) за деятельностью ООН требуется обеспечить надлежащий
демократический контроль. В настоящий момент Организация далека от
демократической подотчетности. Однако такое положение дел недопустимо, когда ее
решения будут непосредственно влиять на судьбы простых людей.
В заключение хочется отметить, что место и роль обновленной
Организации Объединенных Наций в создающейся системе глобального экологического
партнерства будет зависеть, в конечном счете, не от самой ООН, а от
государств-членов, их политической воли и готовности пожертвовать частью своих
суверенных прав. На государства, в свою очередь, давление могут и должны
оказывать простые граждане. Подобное уже имело место тридцать лет назад, когда
общественная обеспокоенность ухудшением состояния окружающей среды заставила
правительства действовать и привела к проведению Стокгольмской конференции 1972
г.
Заключение
Сегодняшние глобальные проблемы существенно меняют взгляд на
происходящие эволюционные процессы в мире. Эволюция преобразует человека, но и
человек воздействует, влияет на эволюцию, меняя характер и способ ее
протекания. Более того, теперь уже можно сказать, что ответственность за
эволюцию мира во многом лежит на самом человеке, и люди не могут не принять ее
груз на свои плечи.
Сами глобальные проблемы не могут быть рассмотрены в рамках
какой-либо одной единственной, даже специализированной, области знаний.
Необходим комплексный анализ этих проблем всей системой научного знания. Это
связано с тем, что глобальная проблематика требует одновременного рассмотрения
в биосфере, техносфере и социосфере, причем на разных уровнях ее анализа и
решения в каждой из названных сфер. Так, скажем, рассмотрение глобальных
проблем в социосфере можно проанализировать и последовательно решать
практически на различных уровнях: на уровне индивидуальных человеческих существ,
на уровне технологии и ресурсов, на уровне экономики, на уровне политики, на
уровне культуры (права, эстетики, психологии, этики и т п), на уровне
определенного социального организма (определенной отдельной местности, страны,
региона) и социетальном уровне (человечества) в целом Усилия человечества
только тогда будут эффективны, когда ни один из уровней не будет пропущен и
всем им будет уделено должное внимание.
Свидетельством того, что происходит широкое осознание
насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение
(партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста
против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной
политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в
соответствии с тремя важнейшими принципами:
- от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции
конечности природных ресурсов;
- темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;
- люди должны ориентироваться не на искусственные, а на
естественные условия своего существования.
Предлагаются конкретные пути и в решении такой глобальной
интерсоциальной проблемы как предотвращение угрозы термоядерной войны, военных
конфликтов, вооруженного насилия.
Совершенно очевидно, что накопление и усовершенствование
вооружения повышает риск его применения, ведет к нарастанию напряженности в
мире. Заключение различных международных соглашений по уничтожению
бактериологического и химического оружия, по ограничению ядерных арсеналов в
последнее время породили в массовом сознании надежду, что человечество входит в
такую фазу своего развития, когда вооруженное насилие сводится до минимума.
Однако это лишь заблуждение, ибо опровергается действительностью, убеждающей,
что войны и военные конфликты все еще являются спутниками человечества. Для
решения этих сложных проблем необходим комплексный анализ практических мер по
сохранению мира.
Список литературы
1. Blumenfeld J. The United Nations
Commission on Sustainable Development // Environment. Vol. 36. N 10. P. 4.
2. Bowles I. The Global Environment
Facility: New Progress on Development Bank Governance // Environment. April 2006. P. 38-40.
3. Crossette B. Half-Hearted Global
Warming Conference Closes Gloomily // The New-York Times. June 28. 2005.
4. Fitzmaurice M. A. International
Environmental Law As a Special Field // Diversity in Secondary Rules and the
Unity of International Law. The Hague, 2005. P. 199-201.
5. Horbach N. L. J. T. The Confusion
about State Responsibility and International Liability // Leiden Journal of
International Law. 2003. N 4.
6. International Environmental Law
(T.M.C. Asser Instituut, The Hague, 2004).
7. Jordan A. Paying the Incremental
Costs of Global Environmental Protection // Environment. July/August 2004. P.
13-20, 31-36
8. Kiss А., Shelton D.
International Environmental Law. NewYork; London, 2004. 452 Р.
9. Nairobi Declaration on the Role
and Mandate of the United Nations Environment Programme. UNEP/GC.19/34, Annex.
10. Soroоs M. S. From Stockholm to Rio: The
Evolution of Global Environmental Governance // Environmental Policy in 1993. Washington, 1994. Р.
308-310.
11. Акции экологического движения:
руководство к действию. / Под редакцией И.А. Халий, М., 2006 - 309 с.
12. Берлова О.А., Колесникова В.Б., Борейко
В.Е., Кочинева А.Л. Как экологам работать со средствами массовой информации.
/ Киевский Эколого - культурный центр, К., 2006 - 118 с.
13. Доклад Директора-исполнителя ЮНЕП
"Финансирование устойчивого развития: роль Программы Организации
Объединенных Наций по окружающей среде в деятельности механизма
финансирования". UNEP/HLC/3/3. 8 October 2004.
14. Колбасов О. С. Международно-правовая
охрана окружающей среды. М., 2002. - 342 с.
15. Международное публичное право: Сборник
документов. Т. 2. М., 2006. С. 194-199.
16. ООН: Спасти нашу планету. Проблемы и
надежды. Найроби, 1992. - 251 с.
17. Перелет Р. А. Глобальные аспекты
международного природоохранного сотрудничества // Охрана природы и
воспроизводство природных ресурсов. Т. 24. М., 2005. - 405 с.
18. Писарев В. Д. Экологизация международных
отношений // США - экономика, политика, идеология. 2006. - 123 с.
19. Писарев В.Д. Стратегия устойчивого
выживания человечества: экологический императив и международное сотрудничество
// США - экономика, политика, идеология. 2005. № 10. С. 68-73.
20. Севидж Оливер. Информирование и
вовлечение общественности в процесс принятия решений по вопросам окружающей
среды. Эколого - культурный центр, К., 2006 - 50 с.
21. Тимошенко А. С. Международное
сотрудничество по охране окружающей среды в системе ООН. М., 2003. - 312 с.
22. Фомичев С.Р. Крайние зеленые
<http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/281843.html> // Социологические
исследования. 2005. № 8. С. 36-41.
23. Френч Х. Глобальное партнерство для
спасения Земли // США - экономика, политика, идеология. 2006. - 105 с.
24. Яницкий О.Н. Экологическая
парадигма как элемент культуры
<http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/306220.html>//
Социологические исследования. 2006. № 7. С. 83-92.