Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России
Министерство образования Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный
университет
(ГОУ МГИУ)
Кафедра «Экономическая теория»
Реферат
По дисциплине «Экономическая география
и регионалистика»
По теме «Концепция энергетической политики.
Энергетическая стратегия России»
Группа1261
Студент: Латышева М.А.
Преподаватель:
Крылов П.М.
Москва 2009
Введение
В настоящее время остро
стоит проблема иссякаемости природных ресурсов. Поэтому понятие концепции энергетической
политики России и ее стратегии является очень важной задачей.
Россия располагает значительными
запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который
является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней
политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое
влияние.
Россия полностью обеспечивает
себя топливно-энергетическими ресурсами и считается крупным экспортером топлива
и энергии среди стран мира. Россия располагает примерно 25% всех энергоресурсов
планеты:45%мировых запасов газа , 13% нефти,14% урана. Эффективное использование
энергетического сектора экономики страны создает необходимые предпосылки для вывода
экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния
и повышение уровня жизни населения.
Топливно-энергетический
комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ, в связи
с резким падением объемов производства в других отраслях экономики, его роль еще
более возросла. Этому в значительной степени способствовали как богатые природные
топливно-энергетические ресурсы страны, так и созданный за многие годы уникальный
производственный потенциал. В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих
производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет
на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая: около 1/4
производства ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного
бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных
поступлений.
Соответствовать требованиям
нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
- финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но приемлемый
для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными
кадрами. Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики страны и населения
всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами
государственной власти долгосрочная энергетическая политика.
Основы государственной энергетической
политики
Энергетика является основой
развития производственных сил в любом государстве. Энергетика обеспечивает бесперебойную
работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. Стабильное
развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики [2].Энергетическая
промышленность является частью топливно-энергетической промышленности и неразрывно
связана с другой составляющей этого гигантского хозяйственного комплекса - топливной
промышленностью.
Российская энергетика -
это 600 тепловых, 100 гидравлических, 9 атомных электростанций. Общая их мощность
по состоянию на октябрь 1993го года составляет 210 млн. квт. В 1992 году они выработали
около 1 триллиона кВт/ч электроэнергии и 790 млн. Гкал тепла. Продукция ТЭК составляет
лишь около10% ВПП страны, однако доля комплекса в экспорте составляет около 40%(в
основном за счет экспорта энергоносителей).
Разработка новой энергетической
политики России, учитывающей реалии перехода страны от одной социально-экономической
формации к другой, завершилась к середине 90-х годов.
По сути, целью энергетической
политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических
ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества
жизни населения страны. Проведение долгосрочной государственной энергетической
политики для защиты прав и законных интересов граждан и экономических агентов, обеспечения
обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью,
достижения качественно нового состояния энергетического сектора основано на следующих
принципах:
· последовательность
действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития
энергетики;
· заинтересованность
в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу
с государством энергетических компаний;
· обоснованность
и предсказуемость государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частную
предпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, в том
числе в инвестиционной сфере.
Энергетическая политика
Российской Федерации осуществляется путем:
1) регулирования
на федеральном и региональном уровнях цен (тарифов) на энергоресурсы в порядке,
определенном законодательными и иными нормативными актами;
2) формирования
энергетического рынка и создания конкурентной среды в сфере производства и потребления
энергоносителей;
3) совершенствования
налоговой политики;
4) поддержки
строительства важнейших объектов топливно-энергетического комплекса и реализации
энергосберегающих проектов;
5) разработки
и осуществления мероприятий, связанных с созданием сезонных запасов топлива на электростанциях
и для населения, закачкой газа в подземные хранилища и завозом топлива в северные
регионы страны;
6) селективной
поддержки предприятий и объектов социальной сферы угольной промышленности;
7) адресной
поддержки малоимущих слоев населения в целях компенсации расходов, вызванных приведением
цен (тарифов) на топливо и энергию в соответствие с их реальной стоимостью;
8) реализации
федеральной целевой программы "Топливо и энергия", инвестиционных, научно-технических
и других энергетических программ[3].
ТЭК – важнейшее звено в цепи преобразований, вызванных переходом России к
рыночной экономике. Свободные цены на энергоносители существенно влияют как на материальное
производство, так и на непроизводственную сферу. Топливно-энергетический комплекс
России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ, в связи с более
резким падением объемов производства в других отраслях экономики, его роль еще более
возросла. Этому в значительной степени способствовали как богатые природные топливно-энергетические
ресурсы страны - на территории России сосредоточено 1/3 мировых запасов природного
газа, 1/10 нефти, 1/5 угля и 14% урана - так и созданный за многие годы уникальный
производственный потенциал.
В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечил потребности страны
в топливе и энергии, сохранена энергетическая независимость России. Преодолен спад
и начался рост добычи нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины
переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных
преобразований, либерализации и частичной приватизации в значительной мере адаптировались
к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации
угольной промышленности существенно повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются
убыточные неперспективные предприятия. В основном сформированы законодательные основы
регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, определяющие
условия недропользования, налоговую, инвестиционную политику и принципы ценообразования
в ТЭК.
В настоящее время ТЭК является одним из наиболее устойчиво работающих производственных
комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы
развития национальной экономики: на его долю приходится около 30% объема промышленного
производства России, 32% доходов консолидированного и 54% доходов федерального бюджета,
54% экспорта, около 45% валютных поступлений.
Вместе с тем в отраслях ТЭК и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности
сохраняются механизмы и условия хозяйствования не адекватные принципам рыночной
экономики, действует ряд факторов негативно влияющих на функционирование и развитие
ТЭК.
Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:
· высокая степень износа основных фондов:
к настоящему времени этот показатель превысил 50% (а в нефтепереработке–80%). Ввод
в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые
годы от 2-х до 4,5 раз;
· тяжелое финансовое положение производственных
структур ТЭК (за исключением нефтяных компаний, где в связи с ростом цен на мировом
рынке положение улучшилось) из-за недостаточной экономической эффективности производства,
высокой налоговой нагрузки, недостатков ценовой политики в регулируемой государством
сфере;
· продолжающийся дефицит инвестиционных
ресурсов во всех отраслях комплекса. В последние два года в нефтяной отрасли эта
ситуация несколько улучшилась в связи с благоприятной конъюнктурой мировых цен.
Предприятия ТЭК в большинстве случаев не имеют достаточных собственных средств не
только для расширенного, но даже и для простого воспроизводства;
· деформация ценовых соотношений на взаимозаменяемые
энергоресурсы, что привело к структуре спроса на топливно-энергетические ресурсы,
характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Как следствие,
возникла угроза энергетической безопасности из-за недостаточной диверсификации структуры
топливно-энергетического баланса;
· отставание производственного потенциала
ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных
методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам,
повышающим качество продукции, очень низка. Энергетическое оборудование, используемое
в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют
прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов от окислов
серы, крайне мало используются нетрадиционные возобновляемые источники энергии,
оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало. Все это снижает
экономические показатели производства энергоносителей и увеличивает техногенную
нагрузку на окружающую среду;
· рост затрат на освоение перспективной
сырьевой базы добычи углеводородов и особенно газовый промышленности;
· отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного,
конкурентного энергетического рынка. Хозяйственно-производственные структуры требуют
дальнейшего рыночного реформирования в направлении повышения реальной конкуренции.
Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов
естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования
их деятельности на рынке товаров и услуг и на развитии конкуренции в этой сфере;
· произошедшая приватизация существенной
части собственности в ТЭК пока не обеспечила ожидаемого повышения эффективности
функционирования производственных структур комплекса, что в большой мере связано
с незавершенностью формирования в стране рыночной инфраструктуры, цивилизованных
рыночных механизмов и соответствующей законодательной базы, (а также с неплатежами
за продукцию);
· высокая энергоемкость экономики, в 3-4
раза превышающая удельную энергоемкость экономики развитых стран. Основой такого
положения является сформировавшаяся еще до начала экономической реформы тяжелая
энергоемкая структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость
энергоемких отраслей промышленности;
· сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую
среду от топливно-энергетической деятельности. Несмотря на произошедшее снижение
добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК
на окружающую среду остается высоким и его доля сохраняется примерно на сложившемся
уровне;
· высокая зависимость нефтегазового сектора
и угольной промышленности России и, как следствие, доходов государства от состояния
и конъюнктуры мирового энергетического рынка;
· высокая аварийность оборудования, обусловленная
старением основных фондов, отсутствием побудительных стимулов и низкой производственной
дисциплиной персонала, недостатками управления. В связи с этим возрастает возможность
возникновения чрезвычайных ситуаций в ТЭК.
В то же время, топливно-энергетический комплекс является одним из крупных
источников загрязнения окружающей природной среды в Российской Федерации. На его
долю приходится 48% выбросов вредных веществ в атмосферу и 23% сброса загрязненных
сточных вод в поверхностные водные объекты, 22% образования вредных отходов от общепромышленных
объемов, а также до 70% выбросов парниковых газов. Несмотря на устойчивую тенденцию
к сокращению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, электроэнергетика
по этому показателю занимает первое место среди отраслей промышленности (25%). Продолжает
сжигаться на факелах 20% попутного нефтяного газа, что приводит к загрязнению атмосферного
воздуха и эмиссии парниковых газов.
Одной из крупнейших экологических проблем в ТЭК, особенно острой для традиционных
нефтедобывающих регионов, является загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами.
Темпы утилизации отходов остаются низкими, прогнозы крупномасштабного использования
отходов не реализуются.
Серьезной проблемой является концентрация негативного воздействия деятельности
предприятий ТЭК в энергодобывающих и энергопроизводящих регионах. К этому следует
добавить недостаточный уровень экологичности технологических процессов, высокий
моральный и физический износ основного оборудования, недостаточная развитость природоохранной
структуры: систем предотвращения и снижения негативных воздействий на природную
среду.
Осуществление программы освоения новых месторождений северных территорий (Тимано-Печорский
регион, п-ов Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) требует решения проблемы обеспечения
сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими
условиями.
Одной из важнейших проблем является обеспечение экологической безопасности
при реализация крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа
арктических морей и острова Сахалин, морских месторождений Каспийского и Балтийского
морей. Эти проекты реализуются в районах богатых биоресурсами, в том числе ценными
видами рыб, и другими объектами водного промысла.
Экологическая политика в топливно-энергетическом комплексе направлена на обеспечение
экологической безопасности при прогнозируемых темпах роста энергетического сектора,
минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду и коренное оздоровление
экологической обстановки в районах деятельности предприятий ТЭК.
Для реализации поставленной цели в ТЭК потребуется решение следующих основных
задач:
· внедрение экологически чистых энерго-
и ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное
производство и использованиетопливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов
(сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение
образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;
· последовательное проведение специальных
природоохранных мероприятий, строительство и реконструкция природоохранных объектов,
в том числе по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов,
очистке сточных вод; увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных
в процессе строительства и эксплуатации энергетических объектов, использование отходов
производства в качестве вторичного сырья;
· создание условий для экономически обоснованного
внедрения экологически чистых технологий сжигания угля;
· повышение уровня использования попутного
нефтяного газа с целью прекращения сжигания его на факелах;
· внедрение экологически обеспеченных технологий,
реконструкция и строительство природоохранных объектов на действующих предприятиях
угольной отрасли; увеличение объемов использования шахтного метана;
· увеличение производства высококачественных
моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующих европейским
нормам;
· организация работ по сертификации природоохранных
технологий и технических средств;
· поэтапное внедрение обязательного экологического
страхования;
· формирование единой информационной системы
экологических данных на базе локальных, региональных систем экологического мониторинга
с целью оптимизации природоохранной деятельности и повышения ее эффективности;
· организация обучения и подготовка специалистов
в области природоохранной деятельности.
Энергетическая стратегия однозначно исходит из необходимости выполнения Россией
ее международных обязательств в области экологии.
В соответствии с Киотским протоколом к рамочной Конвенции ООН об изменении
климата Россия приняла на себя обязательство сохранить в период 2008 – 2012 гг.
выбросы парниковых газов на уровне 1990 года. Исходя из прогнозов Энергетической
стратегии в топливно-энергетической сфере к 2010 году объем выбросов парниковых
газов составит 75-80% от уровня 1990 г. и даже в 2020 г. не достигнет этого уровня,
что позволит выполнить указанные обязательства России.
Российская Федерация будет использовать предусмотренные Киотским протоколом
механизмы гибкости в целях дальнейшего сокращения выбросов парниковых газов. В Российской
Федерации будут установлены институциональные и правовые рамки организации проектов,
реализуемых в рамках Киотского протокола, обеспечивающие эффективность и прозрачность
их реализации[5].
В годы реформ ТЭК явился «донором» бюджета и многих отраслей экономики, но
в результате и сам оказался «заложником» экономических проблем, вызывающих в совокупности
угрозу энергетической безопасности страны.
В связи с активизацией перехода
к рыночной экономике, принимается Концепция энергетической политики, которая учитывает
новую ситуацию и весь спектр возникающих проблем. Логическим продолжением и развитием
основных положений этой концепции становится Энергетическая стратегия России.
Концепция энергетической политики России
в новых экономических условиях
Разработки коллективов отраслевых и академических институтов
легли в основу Концепции энергетической политики России в новых экономических условиях.
Концепция была представлена на рассмотрение в Правительство России рядом организаций
- Минтопэнерго, Минэкономики, Миннауки России и Российской академией наук. Правительство
Российской Федерации одобрило основные положения концепции на заседании правительства
от 10.10.92 и после доработки проект документа был передан в Верховный Совет России.
Для реализации энергетической политики России в рамках
комплексной энергетической программы было предложено несколько конкретных федеральных,
межотраслевых и научно-технических программ. Среди основных программ предложены
следующие:
1) Национальная программа энергосбережения. Результатом осуществления
этой программы должна явиться ежегодная экономия в 50-70 млн. тонн условного топлива
к 2010 году. В подпрограмме предлагается несколько принципиально новых мер экономии
первичных энергоресурсов, но и по замещению дефицитных видов энергоносителей на
более дешевые и доступные. Предлагается, например, модернизировать нефтеперерабатывающие
заводы, улучшить переработку природного газа. Также здесь предлагается полностью
использовать попутный газ, который в настоящее время попросту сжигается в факелах.
Предполагается, что эти меры дадут эффект, соизмеримый с ежегодными размерами рентных
платежей отраслей ТЭК.
2) Национальная программа повышения качества
энергоснабжения. Здесь предусмотрено повышение потребление энергии в бытовом секторе,
газификация целых регионов, средних и малых населенных пунктов в сельской местности.
3) Национальная программа по защите окружающей
среды от вредных воздействий энергетики. Целью программы является снижение в несколько
раз выбросов газов в атмосферу, прекращение сброса вредных веществ в водоемы. Полностью
отвергается здесь и идея равнинных ГЭС.
4) Предусматривается развитие энергостроения,
предусмотрена подпрограмма по улучшению подготовки специалистов.
5) Газоэнергетическая программа “Ямал”. Программа предусматривает
развитие газовой промышленности, рост производства конденсата и углубление нефтепереработки,
реконструкцию электроэнергетики и системы теплоснабжения.
Государственная региональная политика в топливно-энергетическом комплексе
Объективной основой региональной энергетической политики в России, выступает
деление регионов на энергоизбыточные и энергодефицитные и, как следствие такого
деления, единение интересов тех и других. Соответственно, региональная политика
должна учитывать принципиальные различия условий энергообеспечения и структуры топливно-энергетических
балансов таких макрорегионов (зон) страны, как северные, южные и центральные районы
Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера.
Правильный учет этих различий – непременное условие обеспечения их энергетической
безопасности.
Территориальный фактор в целом негативно сказывается на конкурентоспособности
российской экономики из-за необходимости значительных транспортных расходов, так
как большая часть России – территория с очень низкой плотностью населения. Это резко
увеличивает затраты на создание транспортной инфраструктуры, систем телекоммуникаций
и энергообеспечения.
Региональная энергетическая политика основана на сочетании принципа реализации
конституционных полномочий субъектов Российской Федерации, обладающих всей полнотой
государственной власти по предметам, не отнесенным к ведению Российской Федерации
и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с принципом
соблюдения единства экономического пространства России и недопущения ограничений
на экономическую интеграцию регионов.
Соответственно, важнейшим условием сбалансированного развития ТЭК станет единство
целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном
уровнях.
Целями государственной региональной политики в ТЭК на федеральном уровне являются:
· углубление межрегиональной интеграции
и создание единого экономического пространства в энергетической сфере, в первую
очередь, путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры;
· сбалансированное развитие ТЭК, обеспечение
равного доступа потребителей к природным богатствам страны;
· оптимизация территориальной структуры
потребления топливно-энергетических ресурсов при условии максимального использования
ресурсов региона.
Районам России с низкой обеспеченностью электроэнергией отдается приоритет
в развитии энергетики (Дальний Восток, Забайкалье, Северный Кавказ, Калининградская
область).
Особое внимание будет уделено диверсификации системы снабжения энергетическими
ресурсами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для каждого
из этих регионов будут разрабатываться индивидуальные программы повышения их обеспеченности
энергетическими ресурсами.
Региональная энергетическая политика исходит из необходимости:
· достижения баланса интересов федеральных
и региональных органов государственной власти, предприятий энергетического сектора
и потребителей энергоресурсов в отношении путей и темпов развития экономики, энергетического
сектора и защиты окружающей среды;
· четкого разграничения полномочий и ответственности
в сфере регулирования энергетического сектора между федеральными и региональными
органами государственной власти и органами местного самоуправления;
· учета географической асимметрии в обеспеченности
природными энергетическими ресурсами и в структуре потребления энергоресурсов разных
регионов России, а также принципиальных различий в условиях энергоснабжения таких
зон;
· максимально эффективного использования
в регионах местных источников топливно-энергетических ресурсов [1];
Реализация региональной энергетической политики осуществляется посредством
тех же механизмов, что и энергетической политики в целом. Это, прежде всего ценовая
и налоговая политика, формирование конкурентной среды в ТЭК и государственное регулирование
энергетической сферы (особенно в переходный период), создание системы стимулов и
условий для энергосбережения, экономическая политика в инвестиционной сфере, нормативно-законотворческая
деятельность. Именно в регионах, на местах, должны быть сосредоточены основные усилия
по повышению эффективности использования топлива и энергии и по энергосбережению.
Однако для эффективного действия этих механизмов на региональном уровне необходимо,
прежде всего, законодательное разграничение экономической и политической компетенции
между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации
по управлению энергетикой.
Энергетическая стратегия России предусматривает следующее разграничение порядка
управления энергетикой в центре и на местах.
Федеральные государственные органы разрабатывают нормативно-правовую базу
и в том числе законодательную основу функционирования ТЭК и взаимоотношений в обществе
в сфере топлива и энергии, в директивном порядке осуществляют координацию и контроль
за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют
стратегическими запасами энергетических ресурсов; разрабатывают стандарты и нормативы
безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организацию
государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензирование деятельности субъектов
ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и
нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ.
К совместному ведению федеральных органов и субъектов Федерации может быть
отнесено лицензирование деятельности предприятий по освоению месторождений природных
ресурсов, а также предприятий, действующих в составе федеральных энергетических
систем; определение условий лицензирования деятельности энергетических предприятий,
ответственных за надежное топливо- и энергоснабжение потребителей и контроль за
соблюдением выданных лицензий; организация энергоснабжения в условиях чрезвычайных
обстоятельств.
В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся: порядок
функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем;
выдача разрешений на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических
объектов и отвод земель для них; принятие дополнительных требований к экологической
безопасности и энергоэффективности объектов, расположенных на подведомственной территории.
Для достижения основных целей и реализации приоритетов региональной энергетической
политики предусматривается осуществление региональными органами управления энергетическим
хозяйством функций в области:
· разработки, реализации и мониторинга региональных
энергетических программ (в том числе программ топливо- и энергообеспечения регионов);
· проведения активной энергосберегающей
политики в регионах;
· регулирования теплоснабжения;
· оказания поддержки независимым производителям
топлива и энергии, использующим энергоресурсы местного значения, обеспечивающим
доработку истощенных месторождений, создающим новые генерирующие мощности в энергетике
и осваивающим возобновляемые источники энергии;
· долевого с производственными структурами
ТЭК развития социальной инфраструктуры и коммунально-бытовой сферы на территории
региона;
· участия в разработке и реализации программ
санации убыточных и бесперспективных предприятий ТЭК;
· контроля за соблюдением субъектами ТЭК
федерального и регионального законодательства, в том числе по охране окружающей
среды.
Особое значение в реализации региональной энергетической политики приобретает
координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации
в рамках федеральных округов. В частности, по каждому федеральному округу предстоит
разработать региональные энергетические программы (стратегии), в ходе которых уточнены
и прогнозы территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов.
Каждый крупный регион России имеет свои особенности топливо- и энергообеспечения.
Их правильный и своевременный учет – основа успешной реализации государственной
энергетической политики.
Цели и приоритеты энергетической стратегии России
Целями энергетической стратегии
являются формирование условий наиболее эффективного использования энергетических
ресурсов и производственного потенциала ТЭК, обеспечение надежности энергоснабжения,
снижение техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду. Главной задачей Энергетической
стратегии России является определение путей достижения качественно нового состояния
ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе
использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования
мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых
результатов ее реализации[4].
При разработке Энергетической
стратегии были рассмотрены и оценены следующие факторы социально-экономического
развития:
· внешние
(темпы роста мировой экономики, динамика мировых цен на нефть, мировой спрос и объемы
экспорта российских углеводородов, процессы интеграции и вступления России в ВТО,
масштабы выплат по внешнему долгу);
· внутренние
(интенсивность реформирования экономики, темпы либерализации и повышения цен естественных
монополий, динамика инфляции, темпы реального укрепления рубля, динамика ВВП, масштабы
вывоза капитала, государственные расходы).
В основу Энергетической
стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития: умеренный
и оптимистический, каждый из которых предусматривает реализацию основных положений
проекта программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.
Все сценарии развития предусматривают
выполнение следующих условий:
· будет
иметь место влияние долговременных циклических закономерностей развития мировой
экономики и мировых энергетических рынков;
· динамика
выплат по внешнему долгу не предполагает его реструктуризации;
· будут
продолжены экономические реформы с вариацией интенсивности их проведения;
· снижение
инфляции будет иметь целевой характер, а меры по ее ограничению будут способствовать
повышению уровня жизни населения;
· трансформация
структуры ВВП будет осуществляться в направлении повышения доли услуг, а структуры
промышленного производства – в направлении опережающего роста обрабатывающих отраслей
и неэнергоемких производств.
Сценарные условия учитывают
направления дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного процесса.
Основные направления налоговой реформы в среднесрочный период будут включать:
· реформирование
отдельных видов налогов и отмену неэффективных налогов и сборов;
· отмену
налога с продаж;
· пересмотр
перечня региональных и местных налогов и сборов;
· введение
налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих
систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции, а также особых
экономических зон;
· совершенствование
администрирования отдельных налогов (прежде всего, налога на добавленную стоимость
и единого социального налога), снижение бремени налогового администрирования (в
том числе, в части налогового учета) при кардинальном улучшении его результативности;
· снижение
(с 2005 г.) эффективных налоговых ставок системообразующих налогов;
· отмену
с 1 января 2004 г. акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки НДПИ
и таможенных пошлин на природный газ.
При формировании сценариев
учитывалось, что отрасли ТЭК оказывают положительное влияние на экономический рост
в стране в целом не только путем непосредственного вклада в агрегированные показатели
роста. Не менее важным является обеспечение устойчивости энергоснабжения, рациональных
и предсказуемых уровней цен, воздействие ценовых факторов на характер технологических
процессов в экономике. От процессов энергосбережения, тарифной политики в отраслях
естественных монополий будет зависеть технологическая структура инвестиций в российской
экономике и их отраслевое распределение. Тем самым развитие ТЭК будет влиять не
только на количественные показатели экономического роста, но и на качественные его
характеристики.
В основу Энергетической
стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития: умеренный
и оптимистический, каждый из которых предусматривает реализацию основных положений
проекта программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.
Наряду с этими вариантами
Энергетическая стратегия учитывает также возможность развития экономики России по
благоприятному (промежуточному между двумя базовыми) и критическому вариантам.
Критический вариант
- самый тяжелый для России - характеризуется неблагоприятным сочетанием внешних
и внутренних условий и, прежде всего, низкими мировыми ценами на нефть, снижением
спроса на российские сырьевые товары и другими осложнениями.
Приоритетными задачами Энергетической стратегии являются:
- обеспечение энергетической безопасности государства, как важнейшей составляющей
его экономической безопасности, снижение влияния внешних факторов риска, недопущение
развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
- поддержание экспортного потенциала государства за счет повышения конкурентоспособности
продукции ТЭК на внешних рынках и увеличения объемов поставок продукции перерабатывающих
отраслей;
- расширение номенклатуры и диверсификация географической структуры экспорта
продукции ТЭК;
- повышение эффективности производства и использования энергоресурсов, минимизация
издержек и снижение совокупных затрат на продукцию ТЭК за счет применения энергосберегающих
технологий и оборудования, оптимизации структуры топливно-энергетического баланса,
возможно полного использования минерально-сырьевой базы, сокращения потерь при добыче,
переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
- создание необходимых стимулов и условий для перехода экономики на энергосберегающий
путь развития;
- поддержание надежной сырьевой базы и обеспечение на этой основе устойчивого
развития отраслей ТЭК;
- обеспечение экологической безопасности и минимизация техногенного воздействия
на окружающую среду за счет внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки
и реализации продукции;
- развитие рыночных отношений и институциональной структуры, поэтапное дерегулирование
и либерализация потенциально конкурентных секторов ТЭК при усилении мер антимонопольного
регулирования;
- формирование всеобъемлющей и стабильной правовой базы функционирования энергетического
сектора экономики;
- совершенствование качества управления ТЭК для повышения эффективности его
функционирования.
Главным средством достижения целей и решения задач Энергетической стратегии является формирование
цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений
его субъектов между собой и с государством. Государственное регулирование этих процессов
будет осуществляться на основе применения следующих инструментов:
- взаимоувязанной ценовой, налоговой, инвестиционной политики государства,
политики в области регулирования внешнеторговой деятельности, защиты и развития
внутреннего рынка;
- проведения эффективной антимонопольной политики и институциональных преобразований
в ТЭК в направлении развития рыночных отношений и конкуренции;
- стимулирования инновационной, инвестиционной и энергосберегающей активности
хозяйствующих субъектов.
Реализация этих инструментов государственного воздействия будет основана на
совершенствовании законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического
сектора.
Топливно-энергетический баланс
Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) является частью Энергетической стратегии,
основой для разработки соответствующих инструментов и механизмов экономического
регулирования в ТЭК. Прогноз потребности страны в топливе и энергии разработан в
соответствии со сценарными условиями экономического развития, которые определяют
общую динамику энергопотребления.
На основании прогнозируемых макроэкономических параметров социально-экономического
развития страны вариантно определены экономически целесообразные объемы и структура
энергопотребления, уровни экспорта, необходимые для обеспечения прогнозируемого
экономического роста на период до 2020 года.
Однако необходимо отметить, что приведенные в тексте и в приложении 1 показатели
прогнозных балансов ТЭР носят ориентированный характер и подлежат корректировке
в соответствии с изменениями макроэкономических условий и проводимой экономической
политики (ценовой, налоговой, таможенной, инвестиционной и др.).
Относительный анализ экономических параметров альтернативных энергоносителей
показывает, что с учетом состояния и перспектив сырьевой базы, затраты на добычу,
транспорт и потребление энергоносителей будет трансформироваться в направлении экономической
предпочтительности угля по сравнению с газом и другими энергоносителями. В электроэнергетике
в районах, не имеющих достаточных собственных природных энергоресурсов и прежде
всего в европейской зоне, аналогичным экономическим приоритетом обладают атомные
электростанции. Эти ключевые экономические предпосылки в сочетании с соображениями
обеспечения энергетической безопасности как России в целом, так и ее регионов, являются
основой оптимизации структуры топливно-энергетического баланса страны.
В соответствии с принятыми вариантами социально-экономического развития и
изложенными предпосылками были выполнены расчеты по оптимизации топливно-энергетического
баланса страны на период до 2020 года по опорным годам пятилеток. Разработанные
на период до 2020 года балансы топливно-энергетических ресурсов предусматривают:
· рост производства электроэнергии, являющийся
необходимым условием повышения эффективности производства и комфортности жизни населения;
· существенное повышение эффективности потребления
топлива и энергии в экономике страны и в жилищно-коммунальном секторе;
· совершенствование структуры производства
электроэнергии, в том числе за счет опережающего развития атомных электростанций;
· продолжение структурной перестройки отраслей
ТЭК;
· приоритетное развитие добычи и потребления
угля;
· увеличение производства высококачественных
светлых нефтепродуктов при одновременном повышении глубины и эффективности переработки
нефти;
· приоритетное использование экономически
эффективных возобновляемых энергоресурсов.
Балансами топливно-энергетических ресурсов предусматривается рационализация
структуры потребления топлива и энергии в направлении его экономической оптимизации
и большей диверсификации энергоресурсов. Так, за предстоящее двадцатилетие при общем
росте энергопотребления на 25,4-38,4%, потребление природного газа возрастет на
18,4-23,7%, нефтепродуктов – на 35,8-50,1%, тогда как угля – на 35,7-70,3%, а электроэнергии,
выработанной на АЭС – в 2,2-2,5 раза. В результате доля газа в структуре потребления
первичных энергоресурсов снизится с 50,3% в 2002 году до 46,9-44,8% в 2020 году,
в том числе в производстве электроэнергии - с 65,5% до 57,3-50,4%.
Суммарное производство электроэнергии при прогнозируемых темпах развития экономики
возрастет по сравнению с уровнем 2000 года в 1,1-1,2 раза к 2010 году (до 995-1065
млрд. кВт. ч) и в 1,3-1,6 раза к 2020 году (до 1175-1375 млрд. кВт. ч).
Суммарная потребность для электростанций России в органическом топливе возрастет
с 280 млн. т у. т. в 2000 г. до 300-320 млн. т у. т. в 2010 году и до 330 - 370
млн. т у. т. в 2020 году.
Перспективные уровни добычи нефти в России, заложенные в балансах, будут определяться
в основном следующими факторами: уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями,
научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также
качеством разведанной сырьевой базы.
Уровень добычи нефти в России будут варьироваться в 2020 году от 320 до 445
млн.тонн.
Потребность в нефтяном моторном топливе, хотя и вырастет за рассматриваемый
период на 49,7-74,6%, но в связи с более эффективным его использованием так и не
достигнет докризисного уровня 1990 года, несмотря на широкую автомобилизацию страны,
особенно населения. В качестве моторного топлива в предстоящий период будут также
широко использоваться сжиженный и сжатый природный газ. В долгосрочной перспективе
будет осуществляться постепенный перевод транспортных средств на водородное топливо[5].
Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми
же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на
газ. Уровни добычи газа могут составить в 2020 году от 660 до 700 млрд. м3
соответственно.
Экономически эффективным в рассматриваемый период может быть импорт природного
газа из центрально-азиатских государств (в первую очередь - Туркмении) для газоснабжения
южных регионов России, который к 2020 году может составить 45 млрд. куб.м.
Угольная промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного
удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Прогнозируется
предпочтительность экономических параметров добычи и транспорта этого энергоносителя
в перспективе, как важной структуры в балансе котельно-печного топлива. С учетом
этого возможности добычи угля адекватные прогнозируемому спросу оцениваются к 2020
г. на уровне от 365 до 450 млн. т.
Реализация прогнозируемого оптимального ТЭБ страны потребует осуществления
государством мер по совершенствованию ценовой, инвестиционной политики и стимулированию
энергосбережения, изложенных выше.
В заключение следует сказать о месте и роли России на мировых энергетических
рынках. Место и роль России на мировых энергетических рынках являются ключевым фактором,
как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического
положения страны в мировом сообществе.
Исходя из сформулированных выше целей внешней энергетической политики, международная
деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным
направлениям:
· экспорт топливно-энергетических ресурсов;
· разработка и освоение энергетических ресурсов
на территориях других государств;
· закрепление присутствия на внутренних
энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов
и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах;
· привлечение зарубежных инвестиций в производство,
транспорт и преобразование энергоносителей в России;
· организация параллельной работы с сопредельными
электроэнергетическими объединениями;
· транзит энергоресурсов;
· международное научно-техническое и правовое
сотрудничество.
По имеющимся оценкам,
на уровне 2010 г. в европейской части страны будет потребляться, как и в настоящее
время, 2/3 всего топлива и электроэнергии [4]. В том числе весьма благоприятными
остаются перспективы экспорта энергоносителей. К традиционной ориентации на западные
рынки возможно прибавление экспортных потоков нефти, природного газа и электроэнергии
из Восточной Сибири и Дальнего Востока в Китай.
Список используемой литературы
1. «Экономическая география России» под общей
ред. акад. В.И. Видяпина. Москва. Издательство ИНФРА-М.2004.565 с.
2. «Экономическая география России» Второе
издание. Под ред. Т.Г.Морозовой. Москва. Издательство ЮНИТИ-ДАНА.2002.470 с.
3. «Введение в экономическую географию и
региональную экономику России» Москва. Е.Л.Плисецкий. 2008. 549 с.
4. «Экономическая и социальная география
России» А.Т. Хрущев. Москва. Издательство Дрофа.2006. 607 с.
5. http://www.gazo.ru/dokumenty/es/
6. http://www.energy-exhibition.com/Zakon/Federal/Pravitel/strateg_energy_new.htm#tsel_es