Бухгалтерский учет в системе управления рыночной экономикой
Содержание
1.
Профессия
бухгалтера в современном обществе и ее будущее
2.
Бухгалтерский
учет в системе управления рыночной экономикой
3.
Организация
учета и отчетности на предприятии на основе выбора эффективной учетной политики
4.
Организация
учета наличия, оформления и движения имущества, его отражение на счетах
бухгалтерского учета
5.
Форма
бухгалтерского учета, используемая на предприятии, порядок составления и
представления финансовой (бухгалтерской) отчетности, методическое и нормативное
обеспечение ведения учета и составления отчетности
1.
Профессия бухгалтера в современном обществе и ее
будущее
Профессия – это род
трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и
практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и в
процессе работы.
Профессия бухгалтер
развивалась как функционально, так и в содержательном отношении. Вначале это
был писец, владевший навыками счета, регистратор, затем счетовод, бухгалтер,
руководитель учетной службы – главный бухгалтер организации. Позже к учетной
профессии стали относить бухгалтеров-ревизоров, экономистов по бухгалтерскому
учету и анализу хозяйственной деятельности, внешних и внутренних аудиторов,
специалистов по управленческому учету и контроллингу.
Современный бухгалтер
должен не только обладать навыками учетной работы, но и при необходимости или
по желанию быть ревизором, финансовым аналитиком, аудитором.
Профессия бухгалтера –
родоначальник большинства экономических специальностей. Из бухгалтеров вышли
первые финансисты и экономисты предприятий, ревизоры и аудиторы. Общепринято
считать, что и в настоящее время для мастерского владения этими профессиями
необходимо в совершенстве знать бухгалтерский учет, его методологию, правила
составления финансовой отчетности и ее анализа.
Для бухгалтерской
профессии существует три уровня профессиональной компетентности, а именно:
понимание отдельных правил; понимание устройства всей системы правил; понимание
того, почему такая система была создана, и соответственно, того, как изменить
эту систему, чтобы она стала лучше выполнять свои функции.
Особенностью бухгалтерской
профессия является приверженность бухгалтеров общему кодексу ценностей и
поведения, включая объективность мышления.
Бухгалтер любой
специализации обязан всегда помнить о своих обязанностях перед обществом,
видеть общественное предназначение своей профессии, ощущать ответственность за
соблюдение общественных интересов.
Как отмечено в
Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную
перспективу, «сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не
обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формирующейся в ней
информации, а также существенно ограничивает возможность полезного
использования этой информации». Поэтому особую актуальность приобретает
развитие всех подсистем управленческого, финансового и налогового учета, комплексного
экономического анализа, финансового контроля и аудита таким образом, чтобы они
смогли удовлетворять требованиям, предъявляемым пользователями к системе
информационного обеспечения предприятия.
Необходимо
активизировать исследования нерешенных вопросов всего спектра методологических
и организационных проблем российского бухгалтерского учета, анализа и контроля,
пересмотреть ранее устоявшиеся концептуальные подходы к исследованию проблем
учетных наук. Этому способствуют процессы, протекающие в экономике России,
набирающая силу гармонизация международного финансово-учетного
законодательства, глобализация производственно-финансовой деятельности
хозяйствующих субъектов, возникновение новых финансовых инструментов и рычагов.
В России накоплен
определенный опыт практической реализации новых принципов и рекомендаций в
области бухгалтерского учета и отчетности. Наступила пора критически изучить и
обобщить практику внедрения новых нормативов в области бухгалтерского учета и
внести необходимые коррективы в основные цели и задачи реформирования системы
бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Осмысление традиций и тенденций
бухгалтерского учета прошлого и настоящего позволяет оптимизировать путь его
развития в будущем. И этот путь является путем творчества и созидания, освоения
богатого российского наследия и зарубежного опыта. Уникальное наследие ученых
России в области бухгалтерского учета должно быть бережно освоено с учетом
зарубежной практики. В этом залог успеха в продвижении России по пути рыночных
реформ и переустройстве экономики.
2.
Бухгалтерский учет в системе управления рыночной
экономикой
Бухгалтерский учёт —
упорядоченная система сбора, регистрации
и обобщения
информации
в денежном
выражении о состоянии имущества,
обязательств
организации
и их изменениях (движении
денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Объектами
бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и
хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их
деятельности.
Бухгалтерский учет в
соответствии с законом о бухгалтерском учете может вестись: Главным
бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным
директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным либо
сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).
Основной задачей
бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её
имущественном положении, на основании которой становится возможным:
·
предотвращение
отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации
·
выявление
внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации
·
контроль
соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных
операций
·
контроль
целесообразности хозяйственных операций
·
контроль
наличия и движения имущества и обязательств
·
контроль
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
·
контроль
соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам
Внутренние пользователи
бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и
собственники имущества организации.
Внешние пользователи
бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.
Бухгалтерский учёт
тесно связан с налоговым
и управленческим
учётом.
Концепция
бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой
экономики, была обусловлена общественным характером собственности. Главным
потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало
государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих органов,
органов государственной статистики и финансовых органов. Действовавшая система
государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от
предписанных моделей хозяйственного поведения экономических субъектов.
Изменение системы
общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет
необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Новая
концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы
постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля
за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы
рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат в
стране.
Концепция
бухгалтерского учета в рыночной экономике России (в дальнейшем - Концепция)
определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой
экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних
достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики,
использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает
международно-признанным принципам учета и отчетности.
Концепция является
основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:
1)
обеспечивать
заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и
ведению бухгалтерского учета;
2)
быть
основой поэтапной разработки новых, и пересмотра действующих нормативных актов
по бухгалтерскому учету;
3)
быть
основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными
актами;
4)
помогать
потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в
бухгалтерской отчетности.
Концепция не заменяет
никакие нормативные акты по бухгалтерскому учету.
Если какое-либо
положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного
акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного
или нормативного акта.
Концепция определяет
основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства,
видов деятельности и организационно-правовых форм (в дальнейшем - организации).
3. Организация учета и
отчетности на предприятии на основе выбора эффективной учетной политики
В соответствии с
установленным федеральным законом № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете», в
пансионате «МОРСКАЯ ДАЛЬ» учреждена бухгалтерская служба как структурное
подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
Главный бухгалтер
Экономист Бухгалтер-кассир
Принятая пансионатом
учетная политика утверждена приказом, в котором прописаны рабочий план счетов;
перечень форм первичной учетной документации; формы первичных документов,
применяемых для оформления хозяйственных операций [Приложение № 13]; приказ о
проведении инвентаризации; правила и график документооборота; перечень
внутренних учетных и отчетных документов [Приложение № 9]; требования по
оформлению документов, отражающих хозяйственные операции [Приложение № 10];
порядок использования ККМ и бланков строгой отчетности; перечень лиц, имеющих
право подписи первичных документов [Приложение № 12]; форма и система
заработной платы [Приложение № 14, 15]; перечень должностей
административно-управленческого персонала, производственный персонал, персонал,
обслуживающий производство [Приложение № 16]; прочие услуги [Приложение № 17].
Учетная политика
пансионата «МОРСКАЯ ДАЛЬ» применяется последовательно из года в год, начиная с
01.01.2008 года.
Приказ об учетной
политике содержит следующие разделы:
1.
Организационно-технический
раздел:
2.
Методический
раздел. [Приложение № 8]
Организационно-технический
раздел состоит из организации учетной работы, в которую входят 7 пунктов [также
см. Приложение № 1]:
1.
Положение
о бухгалтерской службе;
2.
Задачи;
3.
Структура;
4.
Функции;
5.
Взаимоотношения
бухгалтерии с другими подразделениями пансионата;
6.
Права;
7.
Ответственность.
Также к
организационно-техническому разделу относятся: рабочий план счетов, счета и
субсчета [Приложение № 2]; журналы-ордера и ведомости по счету 01 «Основные
средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные
активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 29 «Обслуживающие
производства и хозяйства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «
Расчеты с покупателями и заказчиками»;
перечень форм первичной
учетной документации:
1.
По
учету кадров;
2.
По
учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда;
3.
По
учету кассовых операций;
4.
По
учету результатов инвентаризации денежных средств, ценных бумаг и бланков
документов строгой отчетности;
5.
По
учету основных средств и нематериальных активов;
6.
По
учету материалов;
7.
По
учету результатов инвентаризации. [Приложение № 3]
Выдачу наличных
денежных средств под отчет на хозяйственные, почтовые расходы, приобретение
материальных ценностей и продуктов питания осуществляются на срок не более
тридцати дней при условии оформления отчета по их использованию и полного
отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу. Установленные
сроки и порядок выдачи наличных денег под отчет. [Приложение № 4]
1.
Справка
о наличии подсобного хозяйства у частных лиц;
2.
Свидетельство
о предпринимательской деятельности;
3.
Расчетные
документы:
-
счета – фактуры с заполнением всех реквизитов;
-
накладные на отпуск товара;
-
квитанция приходного ордера или другой документ о производственной оплате.
[Приложение № 5]
Бухгалтерский учет в
пансионате «МОРСКАЯ ДАЛЬ» ведется способом двойной записи.
Основание: Федеральный
Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», «Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» №34.
Бухгалтерский учет
ведется по журнально-ордерной форме учета счетоводства ручным способом с
применением компьютерной программы.
Реализация товаров
населению производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин и
выдачей чека. [Приложение № 11]
Должностные обязанности
главного бухгалтера.
1.
Главный
бухгалтер назначается на должность и освобождается от занимаемой должности
генеральным директором пансионата в установленном законом порядке.
2.
Осуществляет
организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности
пансионата и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, сохранностью собственности пансионата.
3.
Обеспечивает
рациональную организацию учета и отчетности в пансионате и в его подразделениях
на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ,
прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля.
4.
Руководит
разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение
государственной и финансовой дисциплины.
5.
Организует
учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных
средств, с своевременным отражением на счетах бухгалтерского учета операций,
связанных с их движением; учет издержек производства и обращения, исполнения
смет расходов, реализация продукции, выполнения работ (услуг), результатов
хозяйственно-финансовой деятельности, расчетных и кредитных операций.
6.
Обеспечивает
контроль:
- за законностью,
своевременностью и правильным оформлением документов, составлением экономически
обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг);
- расчетами по
заработной плате с работниками пансионата;
- правильным
начислением и перечислением платежей в государственный бюджет, взносов на
государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных
вложений;
- погашением в
установленные сроки задолженностей банком по ссудам;
- отчисления средств в
фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы.
7. Участвует в
проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по
данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных
резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.
8. Принимает меры по
предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и
товарно-материальных, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
9. Участвует в
оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и
товарно-материальных ценностей, контролирует передачу, в необходимых случаях,
этих документов в следственные и судебные органы.
10. Ведет работу
строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных
и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов и недостач,
дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских и других
документов, а также оформлению и сдаче их в архив в установленном порядке.
11. Участвует в работе
по совершенствованию и расширению сферы действия внутрихозяйственного расчета,
разработке рациональной плановой и учетной документации, организации внедрения
средств механизации учетно-вычислительных работ.
12. Руководит
работниками бухгалтерии пансионата.
Должностные обязанности
бухгалтера-кассира.
1.
Выполняет
работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств,
товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции,
результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и
заказчиками, за определенные услуги и т.п.)
2.
Участвует
в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой
дисциплины и рациональное использование ресурсов.
3.
Осуществляет
прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам
бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке.
4.
Отражает
в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных
ценностей.
5.
Составляет
отчетные калькуляции себестоимости работ (услуг), выявляет источники
образования потерь и непроизводственных расходов, подготавливает предложения по
их предупреждению.
6.
Подготавливает
данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления
отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в
соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
7.
Осуществляет
операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с
обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.
8.
Оформляет
документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства
и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий,
оплаты командировочных и других расходов.
9.
Сверяет
фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.
10.
Составляет
кассовую отчетность.
Должностные обязанности
экономиста.
1.
Организация
совершенствования экономической деятельности санаторно-курортного учреждения,
направленной на достижение наибольших результатов и наименьших затрат трудовых,
материальных и финансовых ресурсов, выявление и использование резервов.
2.
Подготовка
исходных данных для составления проектов плана финансово-хозяйственной
деятельности учреждения, составление сметы расходов по статьям затрат.
3.
Разработка
технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат для определения
себестоимости койко-дня.
4.
Составление
сметной калькуляции и проектов цен на услуги.
5.
Разработка
штатного расписания, определение планового фонда заработной платы. Составление
отчетов по труду и заработной плате.
6.
Своевременное
и качественное начисление заработной платы работникам пансионата, правильное
удержание налогов.
7.
Начисление
налогов на заработную плату, ежеквартально составление и сдача деклараций в
налоговые органы.
8.
Начисление
на заработную плату взносов страховой и накопительной части в пенсионный фонд
РФ, ежегодное представление индивидуальных сведений на каждого работающего.
Представление индивидуальных сведений в УПФ РФ по уходящим на пенсию
сотрудникам за месяц до достижения пенсионного возраста.
9.
Составление
кассового плана и кассовой заявки в кредитные учреждения.
10.
Участие
в подготовке проекта коллективного договора и контроль за выполнением принятых
обязательств.
11.
Подготовка
и представление периодической отчетности в установленные сроки в налоговые и
статистические органы, администрацию района (города).
4.
Организация учета наличия, оформления и движения
имущества, его отражение на счетах бухгалтерского учета
Движение первичных
документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий,
учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот)
регламентируется графиком.
Работу по составлению
графика документооборота организует главный бухгалтер пансионата. График
документооборота утверждается приказом руководителя пансионата.
График устанавливает в
пансионате рациональный документооборот, то есть предусматривает оптимальное
число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом,
определяет минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота
способствует улучшению всей учетной работы в пансионате, усилению контрольных
функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации
учетных работ.
График документооборота
оформлен в виде перечня. Работники пансионата: (кладовщики, подотчетники,
начальники цехов, кассир, медрегистратор) создают и представляют документы,
относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота.
Ответственность за
соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и
доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения
в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах
данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
[Приложение № 7]
В пансионате «МОРСКАЯ
ДАЛЬ» для ведения бухгалтерского учета применяется журнально-ордерная форма.
Регистры бухгалтерского
учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в
принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского
учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках,
в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а
также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
Хозяйственные операции
отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности
и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Ведение
журнально-ордерной формы в пансионате происходит по счетам: 01 «Основные
средства» [Приложение № 20], 02 «Амортизация основных средств» [Приложение №
21], 08 «Вложения во внеоборотные активы» [Приложение № 22], 10 «Материалы»
[Приложение № 23], 20 «Основное производство» [Приложение № 24], 29
«Обслуживающие производства и хозяйства» [Приложение № 25], 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» [Приложение № 26], 62 « Расчеты с покупателями и
заказчиками» [Приложение № 27].
Для обеспечения
достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
пансионат проводит
инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и
документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки
проведения инвентаризации определяются руководителем пансионата.
Проведение
инвентаризации обязательно:
- при передаче
имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании
государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением
годовой бухгалтерской отчетности;
- при выявлении фактов
хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного
бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными
условиями;
- при реорганизации или
ликвидации организации;
- в других случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выявленные при
инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского
учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
А) излишек имущества
приходуется как прочие доходы по рыночной стоимости, и соответствующая сумма
зачисляется на финансовые результаты организации.
Б) недостача имущества
и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки
производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные
лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от
недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты
организации.
Инвентаризацию
имущества в пансионате проводит созданная центральная инвентаризационная
комиссия и рабочая инвентаризационная комиссия, а инвентаризацию расчетов с
дебиторами, кредиторами и других статей баланса производят работники
бухгалтерии под руководством главного бухгалтера.
В обязанности комиссии
вменяется выявление излишних и неликвидных товарно-материальных ценностей,
инвентаря и оборудования, а также ценностей, подлежащих списанию, и составление
отдельным списком с указанием годности по каждому объекту. Снятие натуральных
остатков всех ценностей комиссии производится обязательно в присутствии
материально ответственного лица, путём обязательного подсчета, взвешивания,
обмера. [Приложение № 6]
В пансионате ведется
учет по следующим бухгалтерским операциям:
- Учет расчетов с
персоналом по оплате труда. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками пансионата по
оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим
пенсионерам и другим выплатам). Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
корреспондирует со счетами:
по дебету по кредиту
50 Касса 08 Вложения во
внеоборотные активы
51 Расчетные счета 20 Основное
производство
68 Расчеты по налогам и
сборам 29 Обслуживание производства и хозяйства
69 Расчеты по
социальному 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
страхованию и 76 Расчеты
с разными дебеторами и кредиторами
обеспечению 84 Нераспределенная
прибыль
71 Расчеты с
подотчетными лицами 91 Прочие доходы и расходы
73 Расчеты с персоналом
по прочим 97 Расходы будущих периодов
операциям 99 Прибыли и
убытки
76 Расчеты с разными
дебеторами и кредиторами
94 Недостачи и потери
- Учет основных средств
и нематериальных активов. Счет 01 «Основные средства» предназначен для
обобщения информации о наличии и движении основных средств пансионата,
находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном
управлении. Счет 01 «Основные средства» корреспондирует со счетами:
по дебету по кредиту
08 Вложения во
внеоборотные активы 02 Амортизация основных средств
76 Расчеты с разными
дебеторами и 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами кредиторами
80 Уставный капитал 80
Уставный капитал
83 Добавочный капитал 83
Добавочный капитал
91 Прочие доходы и
расходы
94 Недостачи и потери
99 Прибыли и убытки
Счет 04 «Нематериальные
активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении
нематериальных активов пансионата, а также для расходов на технологические
работы. Счет 04 «Нематериальные активы» корреспондирует со счетами:
по дебету по кредиту
08 Вложения во
внеоборотные активы 05 Амортизация нематериальных активов
51 Расчетные счета 20
Основное производство
76 Расчеты с разными
дебиторами и 29 Обслуживающие производства и хозяйства
кредиторами 76 Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами
80 Уставный капитал 80
Уставный капитал
91 Прочие доходы и
расходы
97 Расходы будущих
периодов
- Учет материалов. Счет
10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья,
материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных
принадлежностей, тары и т.п. ценностей пансионата (в том числе находящихся в
пути и переработке). Счет 10 «Материалы» корреспондируют со считами:
по дебету по кредиту
10 Материалы 08
Вложения во внеоборотные активы
20 Основное
производство 10 Материалы
29 Обслуживание
производства и хозяйства 20 Основное производство
60 Расчеты с
поставщиками и подрядчиками 29 Обслуживающие производства и хоз-ва
66 Расчеты по
краткосрочным кредитам и 76 Расчеты с разными дебиторами и
займам кредиторами
68 Расчеты по налогам и
сборам 80 Уставный капитал
71 Расчеты с
подотчетными лицами 91 Прочие доходы и расходы
75 Расчеты с
учредителями 94 Недостачи и потери
76 Расчеты с разными
дебиторами и 97 Расходы будущих периодов
кредиторами 99 Прибыли
и убытки
80 Уставный капитал
86 Целевое
финансирование
91 Прочие доходы и
расходы
97 Расходы будущих
периодов
99 Прибыли и убытки
- Учет денежных
средств. Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и
движении денежных средств в кассах пансионата. Счет 50 «Касса» корреспондирует
по счетам:
по дебету по кредиту
50 Касса 50 Касса
51 Расчетные счета 51
Расчетные счета
60 Расчеты с поставщиками
и подрядчиками 60 Расчеты с поставщиками и
62 Расчеты с
покупателями и заказчиками подрядчиками
66 Расчеты по
краткосрочным кредитам и 62 Расчеты с покупателями и
займам заказчиками
71 Расчеты с
подотчетными лицами 66 Расчеты по краткосрочным кредитам
73 Расчеты с персоналом
по прочим операциям и займам
75 Расчеты с
учредителями 68 Расчеты по налогам и сборам
кредиторами и
обеспечению
80 Уставный капитал 70
Расчеты с персоналом по оплате
86 Целевое
финансирование труда
90 Продажи 71 Расчеты с
подотчетными лицами
91 Прочие доходы и
расходы 73 Расчеты с персоналом по прочим
98 Доходы будущих
периодов операциям
99 Прибыли и убытки 75 Расчеты
с учредителями
76 Расчеты с разными
дебиторами и
кредиторами
80 Уставный капитал
81 Собственные акции
(доли)
94 Недостачи и потери
99 Прибыли и убытки
бухгалтерский учет
политика имущество
5.
Форма бухгалтерского учета, используемая на
предприятии, порядок составления и представления финансовой (бухгалтерской)
отчетности, методическое и нормативное обеспечение ведения учета и составления
отчетности
В рыночной экономике
бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в
качестве одного из основных источников информации для многих групп ее
пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы
претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам
к международным требованиям, но процесс ее совершенствования как на
отечественном, так и на международном уровнях носит перманентный характер.
Согласно положению по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным
приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н пансионат ведет
бухгалтерскую отчетность.
Формирование
современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей
стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире
международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Советом
по международным стандартам финансовой отчетности.
В условиях рыночных
отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской
отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное
имущественное и финансовое положение организации.
Бухгалтерская
(финансовая) отчетность – это единая система данных об имущественном и
финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности,
формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.
Бухгалтерская
(финансовая) отчетность имеет следующие формы:
1)
Бухгалтерский
баланс – форма № 1;
2)
Отчет
о прибылях и убытках – форма № 2;
3)
Отчет
об изменениях капитала – форма № 3;
4)
Отчет
о движении денежных средств – форма № 4;
5)
Приложение
к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
6)
Пояснительная
записка;
7)
Аудиторское
заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если
организация подлежит обязательному аудиту.
Различают годовую и
промежуточную отчетность. Отчетность, составляемая по состоянию на конец
отчетного года, - это годовая отчетность. Отчетность, составляемая на
внутригодовую дату, - это промежуточная отчетность.
Так как пансионат
является субъектом малого предпринимательства, не обязанным проводить
аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, принял решение о
представлении бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета
о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеет
право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях
капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение
к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.
Основной формой
бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс –
это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе
пансионата и источниках его образования в денежной оценке на определенную дату.
Баланс дает количественную и качественную характеристику всех видов имущества
пансионата и отражает источники его формирования.
Баланс характеризуется
тем, что в нем объекты учета показываются дважды и рассматриваются с двух точек
зрения: по составу и размещению и по источникам образования.
Бухгалтерский баланс
представляет собой таблицу, левой частью которой является актив, а правой
пассив. В бухгалтерском балансе всегда соблюдается равенство сумм левой и
правой сторон. Основным элементом баланса является балансовая статья.
Балансовая статья – это показатель актива и пассива баланса, характеризующая
отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств пансионата.
Актив баланса имеет два
раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». Пассив имеет три раздела: «Капитал
и резервы», «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства».
[Приложение № 18]
Второй составляющей бухгалтерской
отчетности является отчет о прибылях и убытках, который в соответствии с
основной задачей бухгалтерского учета даёт полную и достоверную информацию о
деятельности пансионата. Сведения о формировании и использовании прибыли
рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерской (финансовой)
отчетности, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансе лишь
в виде окончательно оформленного результата.
Финансовый результат в
отчете о прибылях и убытках определяется как разница между сальдо доходов и
расходов отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты,
для чего используется счет прибылей и убытков. Отчет о прибылях и убытках
пансионата предоставлен за первый квартал.
В отчете о прибылях и
убытках указаны в денежном выражении данные доходов и расходов по обычным видам
деятельности, прочие доходы и расходы, прибыль (убыток) до налогообложения,
чистая прибыль (убыток) отчетного периода. [Приложение №19]
Отчет состоит из
четырех граф: «Наименование показателя», «Код», «За отчетный период», «За
аналогичный период предыдущего года». Отчет о прибылях и убытках содержит
детальную разбивку данных о доходах и расходах предприятия. Включает в себя
данные об общих доходах предприятия за период, затратах, связанных с получением
этих доходов, и всех периодических доходах и расходах, не связанных с
конкретными видами продукции. Содержащаяся в отчете информация отражает уровень
деловой активности пансионата. Эта информация используется для оценки
деятельности пансионата. С 2000 до 2004 гг. согласно Приказу Минфина РФ от
13.01.2000 г № 4н в форме № 2 бухгалтерская отчетность доходы и расходы
отражаются по разделам:
1)
«Доходы
и расходы по обычным видам деятельности»;
2)
«Операционные
доходы и расходы»;
3)
«Внереализационные
доходы и расходы»;
4)
«Чрезвычайные
доходы и расходы».
С 2004 г. формы
предоставления бухгалтерской отчетности регулируются Приказом Минфина России от
22 июля 2003 г. № 67н согласно которым форма № 2 имеет следующие разделы:
1)
«Доходы
и расходы по обычным видам деятельности»;
2)
«Прочие
доходы и расходы»;
3)
«Прибыль
(убыток) до налогообложения»;
4)
«Чистая
прибыль (убыток) отчетного периода».
При составлении Отчета
о прибылях и убытках (форма № 2) пансионат следует руководству основным
принципам, закрепленным в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, введенными в действие с 1
января 2000 г., которые нормативно регламентируют вопросы формирования для
целей бухгалтерского учета двух понятий: «доходы пансионата» и «расходы пансионата».
К таким принципам в
первую очередь следует отнести:
1)
соблюдение
критериев признания доходов и расходов, закрепленных в п. 12 ПБУ 9/99 и п. 16
ПБУ 10/99;
2)
соблюдение
классификации доходов и расходов (полученные по основным видам деятельности,
операционные, внереализационные и чрезвычайные);
3)
принцип
равномерного и обоснованного распределения доходов и расходов между отчетными
периодами;
4)
принцип
взаимосвязи доходов и обусловливающих их получение доходов;
5)
принцип
признания расхода (списания актива) при наличии данных о том, что от
использования этого актива экономическая выгода (доход) получена не будет.