Учёт, аудит экспортных операций. Анализ внешнеэкономической деятельности
Негосударственное
образовательное учреждение
ЮЖНО –
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине
Учет, анализ и
аудит внешнеэкономической деятельности
На тему: Учёт, аудит экспортных операций.
Анализ внешнеэкономической деятельности
Вариант 1
Выполнила студентка
_Ичева Екатерина
Игоревна
(Ф.И.О.)
__г. Кыштым_______
(адрес проживания)
Группа: _БЗ(с)-601-ПКш__
Результат проверки _____________
Проверил преподаватель _Игумнова Е.А._
Дата проверки __________________
Челябинск,
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть.
Введение
1. Понятие внешнеэкономической
деятельности предприятия
1.1 Предприятие как субъект
внешнеэкономической деятельности
1.2 Основные формы
внешнеэкономической деятельности российских предприятий
2. Экспортные операции
2.1 Аудит экспортных операций
Заключение
Практическая часть.
Задание 1.
Задание 2.
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших сфер
деятельности российских предприятий на современном этапе является
внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика
нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами
власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и
технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не
нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической
деятельности не представляло для них интереса. После падения "железного
занавеса" у предприятий появились возможности использования преимуществ
внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и
кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность
во внешнеэкономической деятельности.
В результате этого
возникла объективная необходимость в изучении внешнеэкономической деятельности.
Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать
достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области, которых, к
сожалению, не имеется у многих руководителей на российских предприятиях.
Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х
начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя и разрушился
"железный занавес". До этого времени она не представляла интереса для
изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность
только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на внешние рынки.
Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования
представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.
1. Понятие внешнеэкономической деятельности
предприятия
Внешнеэкономическая
деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных
хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность
направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание
правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и
повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная
внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов
роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение
концентрации производства и эффективности капитальных вложений.
Предприятием является
хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов
производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая
деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с
международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом
товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия
внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение
контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является
составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие
внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как
использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в
принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских
предприятий это такие задачи, как:
· свободный выбор
производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
· свобода выбора
направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной
прибыльностью;
· свобода выбора
производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего
экономическим интересам предприятия;
· свобода выбора путей и
возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности
производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
· включаясь в
международную кооперацию производства, предприятие становится участником
международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные
элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для
экономической стабильности отдельных его звеньев.
Отличия
внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются
в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе,
регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую
деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность
национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система
собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет
внешнеэкономическую деятельность.
1.1
Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности
Законом Российской
Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации
внешнеэкономической деятельности" всем зарегистрированным на территории
Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм
собственности разрешено осуществление внешнеэкономической деятельности без
специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется
предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей.
Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который
публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из
реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или
зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для
России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень
стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением
Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и
другие).
Предприятие
самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по
выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы
внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и
потребности предприятия.
Предприятие может
осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены
законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.
Все предприятия -
участники внешнеэкономической деятельности являются самостоятельными
юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от
своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести
обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического
оборота предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью. Гражданская
правоспособность предприятия носит специальный характер (в соответствии с
целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки,
противоречащей целям, указанным в уставе, данная сделка может быть признана
недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.
Гражданская
дееспособность - это способность юридического лица к реализации своих прав и
обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной регистрации
юридического лица и реализуется через его исполнительные органы.
Имущество предприятия
составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость
которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в
собственности предприятия и в хозяйственном ведении.
За неисполнение
обязательств по договорам предприятие несет полную ответственность своим
имуществом.
Все предприятия -
производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное
осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной
деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную
роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок
предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые
организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию
мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и
крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.
Внешнеторговые
организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование
покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями,
посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы
осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность.
В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через
фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности
внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых
торговых услуг.
Таким образом, любое
предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять
внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы,
которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном
балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам
посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.
Критерием выбора способа
выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление
внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо
располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на
мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять
эффективность осуществления экспортно-импортных операций.
Внешнеэкономическая
деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство
предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта.
Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного
документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический
контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной
последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические
атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него
вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен
содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса,
полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также
указание, на основании чего осуществляется представительство.
1.2
Основные формы внешнеэкономической деятельности российских предприятий
Основными формами внешнеэкономической
деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная
кооперация производства.
Внешнеторговая
деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с
осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат
внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий
контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции,
направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный
комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение
рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка
коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение
контрактов.
В международной торговле
выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:
1. Экспортная операция -
это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.
2. Импортная операция -
это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.
3. Реэкспортная операция
- продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не
подвергшегося переработке товара.
4. Реимпортная операция -
приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося
там переработке товара.
Предприятия стремятся к
внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может
потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине,
что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей.
Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация -
когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более
выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.
Необходимой предпосылкой
и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является
выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от
продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные,
транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением
международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают
широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.
Внешнеторговые операции
осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой
понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных
странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с
согласованными условиями.
Договор купли-продажи не
считается международным, если он заключен между сторонами разной
государственной принадлежности, фирмы которых находятся на территории одного
государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен
между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы
которых находятся на территории разных государств.
Таким образом, основным
признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца
товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку
характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по
отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться,
например, при товарообменных сделках.
К понятию "торговая
сделка" относятся все сделки, связанные с обменом товаров и
предоставлением услуг.
Среди прочих форм
внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная
роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия
должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все
быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и
покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с
различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной
кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт
развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как
правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и
навязывалась им "сверху".
"Международная
кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно
долговременная производственно-экономическая, и, как правило,
научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на
разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном
сотрудничестве".
В современном мире МКП
занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу
присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:
· объединении иностранных
партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических
и иных интересов;
· организации
производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению -
комплектующих деталей) на предприятиях - участниках МКП с последующей сборкой
из нее готовых изделий;
· увязке технических
параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и
унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных
организаций и стран-кооперантов.
Международная кооперация
производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий России в
современных условиях. Она позволяет:
· посредством небольшого
увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и
зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска
предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается
благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России
не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше
компонентов своего производства и живого труда;
· в наибольшей степени
экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в
современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у
многих наших производителей;
· быстрее повышать
технический уровень производства благодаря совершенствованию организации
производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента
и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.
Российские предприятия,
вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и
конкурентоспособности производимой продукции, которая пользовалась бы успехом,
как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной
и экологически чистой техники и технологий.
МКП имеет множество форм
и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.
Одним из важнейших
критериев при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы МКП,
являются отношения собственности. Здесь можно выделить такие варианты, как:
· полное обособление
собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства
производства, ресурсы и имущество;
· объединение
собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного
предпринимательства;
· различные сочетания
двух перечисленных выше видов отношений собственности.
2. Экспортные операции
Согласно Федеральному
закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности",
основная цель аудита - выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской
отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета
законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных
отношениях.
Аудит ВЭД является частью
аудиторской проверки. Он может иметь самостоятельное значение, если предметом
договора является специальный аудит ВЭД, или разделом общего аудита.
Необходимость независимой
проверки правильности отражения и формирования бухгалтерских и налоговых
показателей связана с наличием достаточного количества специфических
особенностей ВЭД и наличием дополненных рисков, среди которых можно выделить
следующие:
коммерческий риск -
организация может не получить прибыль, необходимую для развития бизнеса;
валютный риск - изменение
валютных курсов может существенно изменить результат от сделки;
финансовый риск -
невозможность своевременно и полно погасить долги кредиторам (поставщикам,
банкам по полученным кредитам, займам и процентам по ним и др.);
налоговый риск -
неправильная организация налогового учета внешнеэкономической деятельности
может привести к недоимкам по налогам и, как следствие, налоговым санкциям;
риск неэффективности
сделки, если произведенные организацией расходы превышают доходы, полученные от
сделки;
риск искажения данных
бухгалтерского учета и отчетности, так как учет ВЭД имеет много особенностей,
которые усложняют его ведение и составления финансовой (бухгалтерской)
отчетности и т.д.
Содержание и направление
аудита экспортно-импортных операций включает в себя расширенный спектр задач,
определяющих целевую направленность проверки. Поэтому от аудитора требуется
наличие специальных знаний в области международного, гражданского, валютного,
таможенного и налогового законодательства.
Специфика внешнеэкономических
операций заключается в том, что участники сделки (таможенные органы, банки)
одновременно являются и контролирующими органами.
Одной стороны, результаты
этих видов контроля (валютного, таможенного) могут служить для аудитора
источниками информации об имевших место отклонениях, нарушениях при ведении
ВЭД. С другой стороны, этой информации недостаточно для получения объективных и
достаточных доказательств достоверности отражения валютных операций в
бухгалтерском учете, их законности и эффективности.
1. Экспортные операции
Одним из видов
внешнеторговой деятельности является экспорт товаров, работ, услуг. Понятие
экспорта товаров определено в ст.165 ТК РФ.
Экспорт - таможенный
режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращения на таможенной
территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства
об обратном ввозе. Под экспортом работ и услуг можно рассматривать
строительство предприятием Российской Федерации на территории иностранного
государства производственных зданий, железных и автомобильных дорог,
геологоразведочные работы, проектные работы, продажу патентов и лицензий,
обучение иностранных кадров и специалистов за границей, оказание транспортных
услуг и т.д.
Экспорт товаров (работ,
услуг) осуществляется на основании контракта на поставку товара (выполнения
работ, оказание услуг), заключенного с иностранными покупателями в письменной
форме с соблюдениям общепризнанных принципов и норм международного права. В
контракте также обязательно учитываются нормы национального законодательства
участников сделки в области торговли, валютного и таможенного законодательства.
Одними из важнейших условий в контракте являются условия поставки товара.
Условия поставок
определяют момент перехода от продавца к покупателю риска случайной гибели или
утраты товара, а также распределяют затраты между покупателем и экспортером по
транспортировке, таможенным платежам, страхованию и другие расходы, связанные с
продвижением товара.
Момент перехода права
собственности является важным в бухгалтерском учете, так как связан, во-первых,
с моментом признания выручки от реализации экспортных товаров и, во-вторых, с
решением вопроса о пересчете валютной выручки в рубли по курсу Банка России.
В международной практике
принято увязывать переход права собственности с переходом риска случайной
гибели товаров от продавца к покупателю. Под риском случайной гибели продукции
понимают риск возможного нанесения убытков в связи с гибелью или порчей
продукции по причинам, независящих от продавца и покупателя (непредвиденный
случай, обстоятельства непреодолимой силы и т.д.). Переход рисков определяется
условиями договора поставки.
С момента перехода права
собственности на товар покупателю продукция считается реализованной.
Контрактная стоимость
определяется в денежном выражении в определенной валюте. В стоимость контракта
может включаться стоимость имущества, тары, доставки до определенного места
назначения и т.д. В счетах на оплату каждая позиция должна быть отражена
отдельно. В контракте обязательно отражаются сроки и порядок оплаты, формы
расчетов, валюта платежа.
После заключения
контракта с иностранным покупателем экспортер оформляет в двух экземплярах
паспорт сделки, содержащий всю информацию, необходимую банку для осуществления
валютного контроля за поступлением экспортной выручки.
2.1
Аудит экспортных операций
При аудите экспортных
операций проверяется правильность отражения в учете выручки от продажи товаров,
выявляется правильность формирования финансового результата от экспортных
сделок.
Этапы аудита экспортных
операций:
Проверка содержания
статей расходов, связанных с продажей продукции. При проверки экспортных
операций необходимо убедится в правильности и обоснованности списания
производственных затрат на себестоимость экспортных товаров. Фактическая себестоимость
экспортной продукции включает производственную себестоимость продукции и
коммерческие (накладные) расходы по экспорту. Накладные расходы представляют
собой затраты, связанные с реализацией экспортных товаров и включают
транспортные расходы, погрузку, разгрузку, перевалку, хранение экспортных
товаров, оплату таможенных пошлин и сборов, комиссионного вознаграждения
посредническим организациям и т.д.
При проверке накладных
расходов необходимо установить:
должна ли
организация-экспортер нести эти расходы в соответствии с базисными условиями
поставок;
оправданно ли возникли
эти расходы или по вине участников сделки. В последнем случае произведенные
затраты должны возмещается за счет виновной стороны;
своевременность оплаты
накладных расходов;
правильность
распределения накладных расходов по отчетным периодам;
нет ли случаев отнесения
на накладные расходы сумм, оплаченных авансом.
Для выявления этих фактов
нужно проверить аналитический учет накладных расходов в разделе соответствующих
статей данных расходов по периодам и фактического возникновения.
Если аудитор обнаружит
списание на себестоимость продукции непроизводственных затрат, то данные
затраты необходимо отнести в состав прочих расходов, так как в данном случае
может произойти искажение финансового результата от продажи экспортной
продукции.
Проверка экспортером
обязательств по поставке товара. В этом случае аудитор использует
товарно-транспортные документы. Железнодорожные накладные либо другие
транспортные документы международного сообщения выписываются при прямых
отправках. На основании данных документов товары отражаются на субсчете
"Экспортные товары по прямым отправкам". Если товар отгружается в
порт или на пограничный железнодорожный пункт, то выписывается внутренняя
железнодорожная накладная и товар учитывается на субсчете "Экспортные
товары в пути в Российской Федерации".
Снятия товара с экспорта
должно подтверждаться дополнением к контракту о его аннулировании, подписанным
в установленном порядке.
При обнаружении ошибок в
учете аудитор может сделать вывод о том, что в организации существует
неэффективная система внутреннего контроля за сохранностью и движением грузов.
Причем экспортные товары должны учитываться по тем же ценам, по которым ведется
учет выпущенной готовой продукции в соответствии с принятой учетной политикой.
Контроль правильности
расчета конечного финансового результата экспортных сделок и достоверность
отражения в учете выручки от реализации. Согласно ПБУ 3/2006 при исчислении
доходов организации в иностранной валюте принимается курс Банка России на дату
признания доходов. Конечный финансовый результат от экспортной сделки
представляет собой разницу между экспортной выручкой и фактической стоимостью
экспортной продукции, включая накладные расходы по экспорту.
Проверка открытых
субсчетов к счету 45 "Товары отгруженные". Каждая партия товара
должна быть отгружена в учете по месту ее конкретного нахождения. При
осуществлении экспорта товаров по договору комиссии с российским посредником
такой учет должен вестись у комиссионера, так как он получает документы по
местам конкретного местонахождения товара.
Контроль обоснованности
оплаты расходов в иностранной валюте. Согласно гражданскому и валютному
законодательству расчеты между резидентами осуществляются в рублях. Экспортеры
могут использовать оплату в иностранной валюте в строго ограниченных случаях
(транспортировка, страхование товара, если стоимость этих услуг входит в цену
товара и оплачивается иностранным покупателем; расходы банков, посреднических
внешнеэкономических организаций, если эти расходы производились этими
организациями или предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте; комиссии
банкам в инвалюте и т.д.).
Проверка правильности
расчета конечного финансового результата экспортных сделок и достоверность
отражения в учете выручки от реализации. Согласно ПБУ 3/2006, при исчислении
доходов организации в иностранной валюте принимается курс Банка Росси на дату
признания доходов. Конечный финансовый результат от экспортной сделки
представляет собой разницу между экспортной выручкой и фактической стоимостью
экспортной продукции, включая накладные расходы по экспорту.
Контроль полноты и
своевременности отражения в учете экспортной валютной выручки. Выручка должна
быть отражена в учете на дату перехода права собственности на товар к
иностранному покупателю. При проверки полноты и своевременности поступления
экспортной выручки за реализованные иностранным покупателям товары следует
установить, соблюдается ли порядок зачисления и списания валютной выручки на
транзитный и текущий валютные счета.
Проверка своевременности
расчетов с иностранными покупателями. Особенно тщательно следует проверить
расчеты с иностранными покупателями, а именно:
Сопоставить сроки
расчетов, вытекающие из контрактов, и фактическое поступление экспортной выручки;
Выяснить причины
возникновения непогашенной дебиторской задолженности иностранных покупателей;
Выявить своевременность
зачисления валютной выручки на счета в уполномоченном банке.
Аудитор должен убедится,
контролирует ли бухгалтерия выписку счетов иностранным покупателям и их оплату,
а так же осуществляется ли в бухгалтерии контроль за сроками отгрузки и
поставки экспортных и импортных товаров. Суммы, указанные в выписках, сверяются
с данными первичных документов.
Проверка соблюдения
экспортером требований законодательства по обязательной продаже части
экспортной валютной выручки и отражения в бухгалтерском учете операций по
обязательной продажи валюты.
Контроль правильности
отражения в бухгалтерском учете возникающих курсовых разниц.
Проверка правильности
ведения налогового учета и расчетов по налогу на прибыль. Аудитор должен
проконтролировать:
показатели прибыли и
убытков от продажи на экспорт товаров;
отнесения затрат по
производству на себестоимость для целей налогообложения прибыли;
признание прочих доходов
и расходов для целей налогообложения;
правильность расчета
налогооблагаемой прибыли;
особенность предъявления
к возмещению из бюджета НДС по приобретенным материальным ценностям, работам,
услугам;
особенность применения
ставки НДС 0% и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приступая к проверке ВЭД,
аудитору прежде всего необходимо установить, выполняет ли организация
требование Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации и других нормативных документов об обособленном ведении
бухгалтерского учета ВЭД. Для этого в приказе по учетной политике на основе
общепринятого плана счетов должны быть отражены счета и субсчета, используемые
для внешнеэкономических операций.
Затем аудитор выясняет,
как отражаются в учете организации валютные операции. В данном случае нужно
исходить из того, что синтетический учет валютных операций должен вестись в
рублях, а аналитический одновременно в двух единицах измерения, в иностранной
валюте и в рублях по курсу Банка России на дату совершения бухгалтерской
операции.
Проверяющему необходимо
установить, какой курс используется для пересчета иностранных валют в рубли,
руководствуясь при этом ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств
организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
При этом нужно исходить
из того, что система бухгалтерского контроля должна выполнять следующие задачи:
·
своевременное
исполнение всех контрактных обязательств и условий действующего контракта;
·
своевременные
расчеты с банками, инофирмами, бюджетом;
·
строгий контроль
за передвижением и сохранностью грузов на всем пути их следования от поставщика
к покупателю.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1
Предприятие поручило
уполномоченному банку продать 25 000 евро на внутреннем валютном рынке. Банк
осуществил продажу по курсу 32,5 руб. за 1 евро. Комиссионное вознаграждение
банку составило 5 000 руб. Рублёвый эквивалент проданной валюты был зачислен на
расчётный счёт предприятия. Курс ЦБ РФ на день перечисления валюты банку
составлял 30,0 руб.за 1 евро.
Отразите данные операции
в бухгалтерском учёте предприятия.
Решение
Для обобщения информации
о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах
организации, открытых в кредитных организациях на территории РФ и за ее
пределами, предусмотрен счет 52 «Валютные счета» (Инструкция по применению
Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организации, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94-н).
Записи в бухгалтерском
учете организации по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте
производятся в рублях по курсу Банка России, действующему на дату совершения
операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и
платежей. (п.24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ,
утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34-н).
Датой совершения
банковских операций в валюте считается дата зачисления денежных средств на
валютный счет в кредитной организации или дата списания с этого счета
(Приложение к Положению по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств,
стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденному
Приказом Минфина России от 27.11.2006 №154-н). При совершении операций по
продаже валюты курс, установленный уполномоченным банком, через который
осуществляется операция, как правило, отличается от курса валюты,
установленного ЦБ РФ.
Поступления от продажи
иностранной валюты признаются прочими доходами, а расходы, связанные с продажей
иностранной валюты, признаются прочими расходами. Расходы, связанные с оплатой
услуг банка по продаже валюты (комиссионное вознаграждение), в бухгалтерском
учете также включается в состав прочих расходов организации (п.7 Положения по
бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом
Минфина России от 06.05.1999 №33-н).
Таким образом, рублевый
эквивалент проданной валюты, исчисленный исходя из рыночного курса на дату
продажи валюты, подлежит отражению по кредиту счета 91 «Прочие доходы и
расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции с дебетом счета 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а стоимость проданной валют,
исчисленная по курсу ЦБ РФ на дату ее продажи, отражается по дебету счета 91
«Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
На дату совершения
операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления
бухгалтерской отчетности организацией должен производиться перерасчет стоимости
средств на счетах в кредитных организациях, денежных и платежных документов,
средств в расчетах (в том числе по заемным обязательствам) с юридическими и
физическими лицами, выраженных в иностранной валюте, в рубли по курсу ЦБ РФ на
соответствующую дату (п.7 ПБУ 3/2006).
Разницы, возникшие в
результате такой переоценки, являются курсовыми и подлежат отражению в составе
прочих доходов и расходов (п.11, 12, 13, 14 ПБУ 3/2006, п.7 ПБУ 9/99, п.11 ПБУ
10/99).
В приведенной таблице
бухгалтерских записей использованы следующие наименования субсчетов по
балансовому счету 52:
52-1 «Транзитный счет»;
Содержание операций
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумма,
руб.
|
Первичный документ
|
Поступила валютная выручка 25.000 евро
(25.000х32,00)
|
52-1
|
62
|
800.000
|
Выписка банка по транзитному счету. Уведомление банка.
|
Отражена передача валюты банку для продажи (на основании
поручения о продаже)
(25.000х32,00)
|
57
|
52-1
|
800.000
|
Поручение на продажу валюты, выписка банка по транзитному
счету.
|
Отражена выручка от продажи валюты по курсу ЦБ РФ на день
продажи (25.000х32,50)
|
76
|
91-1
|
812.500
|
Поручение на продажу валюты, отчет банка.
|
Списана стоимость проданной валюты по курсу ЦБ РФ на день
продажи (25.000х32,50)
|
91-2
|
57
|
812.500
|
Поручение на продажу валюты, бухгалтерская справка-расчет.
|
Отражена положительная курсовая разница, возникшая в связи
с изменением курса на дату списания валюты со счета и на дату ее продажи
(812.500 – 800.000)
|
57
|
91-1
|
12.500
|
Бухгалтерская справка-расчет.
|
Зачислены денежные средства на расчетный счет (по курсу
продажи банком валюты) (25.000х32,50)
|
51
|
76
|
812.500
|
Выписка банка по расчетному счета.
|
Сумма комиссии списана с расчетного счета
|
76
|
51
|
5.000
|
Выписка банка. Мемориальный ордер.
|
Сумма комиссии включена в состав расходов
|
91-2
|
76
|
5.000
|
Выписка банка, Мемориальный ордер.
|
Отражено сальдо доходов и расходов
(812.500-812.500+12.500-5.000)
|
91-9
|
99
|
7.500
|
Бухгалтерская справка-расчет.
|
Задача 2
Произвести оценку
устойчивости экспортной деятельности промышленного предприятия (абсолютных и
относительных локальных и интегральных показателей объёмов экспорта и прибыли;
обобщающих и средних показателей устойчивости экспортной деятельности) по
нижеследующим данным
Таблица 1
Основные показатели
внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия – экспортёра (условный
пример)
Показатели
|
1-й квартал
|
2-й квартал
|
3-й квартал
|
4-й квартал
|
Объём экспорта
продукции, шт.:
изделие А
изделие В
изделие С
|
40
45
20
|
50
30
30
|
50
30
32
|
55
30
32
|
Цена единицы экспортируемой
продукции, ден. ед.:
изделие А
изделие В
изделие С
|
800
675
200
|
850
650
300
|
800
650
350
|
800
675
350
|
Прибыль от экспорта ед. продукции, ден. ед.:
изделие А
изделие В
изделие С
|
600
450
150
|
620
450
200
|
620
450
225
|
625
460
250
|
Анализ
внешнеэкономической деятельности предприятия
Показатели
|
1-й
квартал
|
Доля
|
2-й
квартал
|
Доля
|
3-й
квартал
|
Доля
|
4-й
квартал
|
Доля
|
Абсолютные показатели
|
Относительные показатели
|
2кв-1кв
|
3кв-2кв
|
4кв-3кв
|
2кв-1кв
|
3кв-2кв
|
4кв-3кв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем экспорта продукции,
шт.:
Изделие А
|
40
|
38,09
|
50
|
45,45
|
50
|
44,64
|
55
|
47,01
|
10
|
0
|
5
|
7,36
|
-0,81
|
2,37
|
Изделие В
|
45
|
42,86
|
30
|
27,28
|
30
|
26,79
|
30
|
25,64
|
-15
|
0
|
0
|
-15,58
|
-0,49
|
-1,15
|
Изделие С
|
20
|
19,05
|
30
|
27,27
|
32
|
28,57
|
32
|
27,35
|
10
|
2
|
0
|
8,22
|
1,30
|
-1,22
|
Итого:
|
105
|
100,00
|
110
|
100,00
|
100,00
|
117
|
100,00
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
Цена единицы
экспортируемой продукции, ден.ед.:
Изделие А
|
800
|
47,76
|
850
|
47,22
|
800
|
44,44
|
800
|
43,84
|
50
|
-50
|
0
|
-0,54
|
-2,78
|
-0,60
|
Изделие В
|
675
|
40,30
|
650
|
36,11
|
650
|
36,11
|
675
|
36,98
|
-25
|
0
|
25
|
-4,19
|
0,00
|
0,87
|
Изделие С
|
200
|
11,94
|
300
|
16,67
|
350
|
19,45
|
350
|
19,18
|
100
|
50
|
0
|
4,73
|
2,78
|
-0,27
|
Итого:
|
1675
|
100,00
|
1800
|
100,00
|
1800
|
100,00
|
1825
|
100,00
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
Выручка от реализации
сего объема продукции. ден.ед.:
Изделие А
|
32000
|
48,21
|
42500
|
59,86
|
40000
|
56,58
|
44000
|
58,32
|
10500
|
-2500
|
4000
|
11,65
|
-3,28
|
1,74
|
Изделие В
|
30375
|
45,76
|
19500
|
27,46
|
19500
|
27,58
|
20250
|
26,84
|
-10875
|
0
|
750
|
-18,30
|
0,12
|
-0,74
|
Изделие С
|
4000
|
6,03
|
9000
|
12,68
|
11200
|
15,84
|
11200
|
14,84
|
5000
|
2200
|
0
|
6,65
|
3,16
|
-1,00
|
Итого:
|
66375
|
100,00
|
71000
|
100,00
|
70700
|
100,00
|
75450
|
100,00
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
Прибыль от экспорта ед.
продукции. ден. ед.:
Изделие А
|
600
|
50,00
|
620
|
48,82
|
620
|
47,88
|
625
|
46,82
|
20
|
0
|
5
|
-1,18
|
-0,94
|
-1,06
|
Изделие В
|
450
|
37,50
|
450
|
35,43
|
450
|
34,75
|
460
|
34,45
|
0
|
0
|
10
|
-2,07
|
-0,68
|
-0,30
|
Изделие С
|
150
|
12,50
|
200
|
15,75
|
225
|
17,37
|
250
|
18,73
|
50
|
25
|
25
|
3,25
|
1,62
|
1,36
|
Итого:
|
1200
|
100,00
|
1270
|
100,00
|
1295
|
100,00
|
1335
|
100,00
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
Прибыль от экспорта всего
объема продукции. ден.ед.:
Изделие А
|
24000
|
50,79
|
31000
|
61,39
|
31000
|
59,96
|
34375
|
61,19
|
7000
|
0
|
3375
|
10,60
|
-1,43
|
1,23
|
Изделие В
|
20250
|
42,86
|
13500
|
26,73
|
13500
|
26,11
|
13800
|
24,57
|
-6750
|
0
|
300
|
-16,13
|
-0,62
|
-1,54
|
Изделие С
|
3000
|
6,35
|
6000
|
11,88
|
7200
|
13,93
|
8000
|
14,24
|
3000
|
1200
|
800
|
5,53
|
2,05
|
0,31
|
Итого:
|
47250
|
100,00
|
50500
|
100,00
|
51700
|
100,00
|
56175
|
100,00
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
Рентабельность продукции
%:
Изделие А
|
75,00
|
х
|
72,94
|
х
|
77,50
|
х
|
78,13
|
х
|
-2,06
|
4,56
|
0,63
|
х
|
х
|
х
|
Изделие В
|
66,67
|
х
|
69,23
|
х
|
69,23
|
х
|
68,15
|
х
|
2,56
|
0,00
|
-1,08
|
х
|
х
|
х
|
Изделие С
|
75,00
|
х
|
66,67
|
х
|
64,29
|
х
|
71,43
|
х
|
-8,33
|
-2,38
|
7,14
|
х
|
х
|
х
|
Итого:
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
Расчеты:
Объем экспорта
продукции (шт.)
Изделие А.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=38,09
|
*100%=45,45
|
*100%=44,64
|
*100%=47,01
|
Изделие Б.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=42,85
|
*100%=27,28
|
*100%=26,79
|
*100%=25,64
|
Изделие С.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=19,05
|
*100%=27,27
|
*100%=28,57
|
*100%=27,35
|
Абсолютные показатели,%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А: 50-40=10
Изделие В:30-45=-15
Изделие С:30-20=10
30-30=0
32-30=2
|
55-50=5
30-30=0
32-32=0
|
Относительные показатели
%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А: 45,45-38,09=7,36
Изделие В:27,28-42,86=-15,58
Изделие С:27,27-19,05=8,22
|
44,64-45,45=-0,81
26,79-27,28=-0,49
28,57-27,27=1,30
|
47,01-44,64=2,37
25,64-26,79=-1,15
27,35-28,57=-1,22
|
Цена единицы
экспортируемой продукции (ден. ед.)
Изделие А.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=47,76
|
*100%=47,22
|
*100%=44,44
|
*100%=43,84
|
Изделие Б.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=40,30
|
*100%=36,11
|
*100%=36,11
|
*100%=36,98
|
Изделие С.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=11,94
|
*100%=16,67
|
*100%=19,45
|
*100%=19,18
|
Абсолютные показатели,%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А: 850-800=50
Изделие В:650-675=-25
Изделие С:300-200=100
|
800-850=-50
650-650=0
350-300=50
|
800-800=0
675-650=25
350-350=0
|
Относительные показатели
%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А: 47,22-47,76=-0,54
Изделие В:36,11-40,30=-4,19
Изделие С:16,67-11,94=4,73
|
44,44-47,22=-2,78
36,11-36,11=0
19,45-16,67=2,78
|
43,84-44,44=-0,60
36,98-36,11=0,87
19,18-19,45=-0,27
|
Выручка от реализации
всего объема продукции (ден. ед.)
Изделие А.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=48,21
|
*100%=59,86
|
*100%=56,58
|
*100%=58,32
|
Изделие Б.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=45,76
|
*100%=27,46
|
*100%=27,58
|
*100%=26,84
|
Изделие С.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=6,03
|
*100%=12,68
|
*100%=15,84
|
*100%=14,84
|
Абсолютные показатели,%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А: 42500-3200=10500
Изделие В:19500-30375=-10875
Изделие С:9000-4000=5000
|
40000-42500=-2500
19500-19500=0
11200-9000=2200
|
44000-40000=4000
20250-19500=750
11200-11200=0
|
Относительные показатели
%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А: 59,86-48,21=11,65
Изделие В:27,46-45,76=-18,30
Изделие С:12,68-6,03=6,65
|
56,58-59,86=-3,28
27,58-27,46=0,12
15,84-12,68=3,16
|
58,32-56,58=1,75
26,84-27,58=-0,74
14,84-15,84=-1
|
Прибыль от экспорта
ед. продукции (ден.
ед.)
Изделие А.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=50,00
|
*100%=48,82
|
*100%=47,88
|
*100%=46,82
|
Изделие Б.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=37,50
|
*100%=35,43
|
*100%=34,75
|
*100%=34,45
|
Изделие С.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=12,50
|
*100%=15,75
|
*100%=17,37
|
*100%=18,73
|
Абсолютные показатели,%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А:620-600= 20
Изделие В:450-450=0
Изделие С:200-150=50
|
620-620=0
450-450=0
225-200=25
|
625-620=5
460-450=10
250-225=25
|
Относительные показатели
%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А: 48-82-50,00=-1,18
Изделие В:35,43-37,50=-2,07
Изделие С:15,75-12,50=3,25
|
47,88-48,82=-0,94
34,75-35,43=-0,68
17,37-15,75=1,62
|
46,82-47,88=-1,06
34,45-34,75=-0,30
18,73-17,37=1,36
|
Прибыль от экспорта
всего объема продукции (ден. ед.)
Изделие А.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=50,79
|
*100%=61,39
|
*100%=59,96
|
*100%=61,19
|
Изделие Б.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=42,86
|
*100%=26,73
|
*100%=26,11
|
*100%=24,57
|
Изделие С.:
1 квартал (доля)
|
2 квартал (доля)
|
3 квартал (доля)
|
4 квартал (доля)
|
*100%=6,35
|
*100%=11,88
|
*100%=13,93
|
*100%=14,24
|
Абсолютные показатели,%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А:31000-24000=7000
Изделие В:13500-20250=-6750
Изделие С:6000-3000=3000
|
31000-31000=0
13500-13500=0
7200-6000=1200
|
34375-31000=3375
13800-13500=300
8000-7200=800
|
Относительные показатели
%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А: 61,69-50,79=10,60
Изделие В:26,73-42,86=-16,13
Изделие С:11,88-6,35=5,53
|
59,96-61,39=-1,43
26,11-26,73=-0,62
13,93-11,88=2,05
|
61,19-59,96=1,23
24,57-26,11=-1,54
14,24-13,93=0,31
|
Рентабельность
продукции (%)
Изделие А.:
1 квартал
|
2 квартал
|
3 квартал
|
4 квартал
|
*100%=75,00
|
*100%=72,94
|
*100%=77,50
|
*100%=78,13
|
Изделие Б.:
1 квартал
|
2 квартал
|
3 квартал
|
4 квартал
|
*100%=66,67
|
*100%=69,23
|
*100%=69,23
|
*100%=68,15
|
Изделие С.:
1 квартал
|
2 квартал
|
3 квартал
|
4 квартал
|
*100%=75,00
|
*100%=66,67
|
*100%=64,29
|
*100%=71,43
|
Абсолютные показатели,%:
2кв – 1кв:
|
3кв-2кв:
|
4кв-3кв:
|
Изделие А:72,94-75,00=-2,06
Изделие В:69,23-66,67=2,56
Изделие С:66,67-75,00=-8,33
|
77,50-72,94=4,56
69,23-69,23=0,00
64,29-66,67=-2,38
|
78,12-77,50=0,63
68,15-69,23=-1,08
71,43-64,29=7,14
|
По результатам
произведенных расчетов можно сделать вывод:
- Анализируемое
предприятие обладает достаточной финансовой устойчивостью.
- Рентабельность
реализуемой продукции составляет более 60%, что является достаточно хорошим
показателем. При этом, при условии что оплата за реализуемую продукцию данному
предприятию будет производиться без нарушения сроков указанных в договорах, то
финансовую устойчивость предприятия можно оценить как абсолютную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основе
изученного материала мы можем сделать следующие выводы:
- экспорт – вывоз товара,
работ, услуг и т.д. за границу;
-имеет два основных
признака:
1. расположение коммерческих
предприятий сторон на территории различных государств;
2. товар перемещается
через государственные границы;
v существует такой вид экспорта как
реэкспорт;
v при экспортных сделках таможенному
обложению подлежат товары, вывозимые из России во все без исключения
государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира;
v организация и техника осуществления
экспортной сделки сводится к следующему:
1. поиск и выбор рынков
сбыта;
2. выбор наиболее
целесообразных методов работы на рынке;
3. проведение рекламной
компании применительно к выбранной системе сбыта;
4. подготовка контракта,
проведение переговоров;
5. подписание контракта
партнерами – контрагентами;
6. контроль за
исполнением контракта;
. в настоящее время
экспорт является крупнейшей и неотъемлемой частью российской экономики;
Список
литературы
1 Внешнеэкономическая деятельность
предприятия: Учебник для вузов / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина
и др.; Под ред. проф. Л. Е. Стровского. – 3 е изд., перераб. и доп. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 847 с.
2 Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник
для вузов. – 4-е изд., Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.
3 Портер М. международная
конкуренция: Пер. с анг. – М.: Прогресс, 1993.
4 Международный менеджмент. Учебник
для вузов. / Под ред. С. Э. Пивоварова. – СПб.: Питер, 2000.
5 Виссема Х. Менеджмент в
подразделениях фирмы: Пер. с англ. – ИНФРА-М, 1996.
6 Кузьмина Т. И. Международный
менеджмент. Управление в международных компаниях: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,
2004. – 240 с.
7 Белорусов А.С. Международный
менеджмент: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 224 с.
8 Гончаров В. В. Важнейшие критерии
результативности управления. – М.: МНИИПУ, 1998. – 304 с.
9 Лунев В. Л. Тактика и стратегия
управления фирмой. – М.: Финпресс, 1997. – 356 с.
10 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури
Ф. Основа менеджмента. / Пер. с анг. – М.: Дело, 1997. – 704 с.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.referat.ru/