Сатира и утопия в романе Ф. Рабле 'Гаргантюа и Пантагрюэль'
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
ТЕМА: САТИРА И УТОПИЯ В
РОМАНЕ Ф.РАБЛЕ
ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ.
Крупнейшим представителем
французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времен
является Франсуа Рабле (1494 – 1553). У этого писателя необычная биография. Он
родился в Шиноне, в семье зажиточного землевладельца и адвоката. В молодые годы
он поступил во Францисканский монастырь и монастырь и до 1525г. пробыл монахом
в Фонте-Леконт, но вместо богословских трудов изучал древних писателей и
юридические трактаты. Рабле получил сан священника, но служебных обязанностей
не исполнял. С самого начала Франсуа Рабле больше привлекали науки, нежели
духовные подвиги. Он изучал латынь, греческий, читал Платона, вступил переписку
с главою французских гуманистов Гильемом Бюде, После конфликта с монахами, он
покинул монастырь и занялся изучением медицины, а в 1532г. получил должность
врача лионского госпиталя. Кроме того, Ф.Рабле изучал в Риме римские древности
и лекарственные травы. После этого он состоял на службе у Франциска I,
практиковал как врач, путешествуя по Франции, и получил степень доктора
медицины, затем снова вернулся в монастырь. Умер Рабле в 1553г. в Париже.
Однажды, во время работы в Лионе,
в руки к Рабле попала лубочная книга «Великие и неоценимые хроники о великом и
огромном великане Гаргантюа», в основе которой лежала старинная французская
народная сказка о великане Гаргантюа, хорошо известная еще в конце XV
столетия. Это и послужило толчком, побудившим Рабле написать свой роман.
Сюжет
французской сказки, в которой великан Гаргантюа помогает королю Артуру
спастись от гогов и магогов, Рабле использовал как основу для своего сюжета. Он
заимствовал из народной книги имена героев и ряд эпизодов, а так же некоторые
приемы, например, гротескный перечень всевозможных предметов или похищение
Гаргантюа колоколов собора Парижской богоматери. Однако читателей привлекала
не только фольклорная основа романа, а главным образом содержащаяся в нем явная
сатира на фантастику и авантюрную героику старых рыцарских романов и глубокое философское
содержание. Это изогнутое зеркало, в котором причудливо отобразилось буйное
жизнелюбие «старой веселой Франции», пробужденной к новой жизни в эпоху Возрождения.
Под маской шуток, анекдотов и острот спрятано особенное идейное содержание. Сам
Рабле в предисловии к первой книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» сравнивает свое
творение с ларцом, на котором сверху нарисованы «смешные и забавные фигурки»,
а внутри хранятся редкие снадобья, приносящие человеку немалую пользу. «Положим
даже, вы там найдете вещи довольно забавные, если понимать их буквально, вещи,
вполне соответствующие заглавию, и все же не заслушивайтесь вы пенья сирен, а
лучше истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как вам могло случайно
показаться, автор сказал спроста».
Взять хотя бы
воспитание Гаргантюа. Король Грангузье поручил решение этого вопроса
схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой культуры и старой
науки, для которых главный метод обучения – «зубрежка», в результате которой
Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке всего лишь за 5 лет и 3
месяца. Бедный Гаргантюа стал заметно глупеть и на смену учителям-схоластикам
пришли гуманисты. И здесь Рабле в очень яркой форме раскрывает свои идеалы.
Педагогика в
культуре Ренессанса играла очень большую роль. Ведь Ренессанс – это время
научного подхода и открытий, пришедших на место слепой вере, это время
воспитание нового человека с новым образом мыслей. В трудах Леонардо Бруни,
Верджерио, Дечембрино, Гварини была разработана целая система новой педагогики,
была основана школа в Мантуе, которую называли «домом радости». Воспитание по
Рабле – это не только умственное, но и физическое образование, чередование
различных дисциплин и отдыха, а так же не насильственное «вдалбливание»
дисциплин, а свободное обучение, воспринимаемое учеником с радостью.
Схоластки,
будучи представителями старого мира, душили на корню новые идеалы, вот
поэтому-то так жестоко осмеивает их Рабле, выставляя на посмешище их умственную
немощь, издеваясь над их человеческими слабостями.
Не менее
важная проблема, рассматриваемая Ф.Рабле – это не удовлетворяющая
политика феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны Гранузье и Пирохла. Поводом
для нападения войска Пирохла на утопийцев стали не поделенные плюшки. Война в
романе – это возможность показать не только отрицательные черты существующего
строя, но главным образом изобразить тип правителя. Что представляет собой
Пирохл? Это король-феодал, король в старом стиле, далекий от гуманизма и
других передовых идей, это варвар, который принимает только идею грубой силы.
Ему противопоставлен Грангузье – полная противоположность: добрый король,
который заботится о славе и о благе своих подданных. Оба портрета сатира,
крайность, но отдельные черты обоих королей можно найти в любом из правителей
европейских государств. Из чего ясно, что Рабле, не отвергающий принципа
монархии, не видит достойного короля и достойной системы правления ни в одном
из реально существующих государств.
На примере
Телемского аббатства (телема в переводе с греческого - желание) Ф.Рабле
показывает свои идеалы устройства общества.
Грангузье
хочет наградить за подвиги брата Жана, храбро сражавшегося в войне, и
способствует в реализации его мечты – строительства удивительного монастыря, не
похожего на другие: «… вам надлежит ввести воспрещающее женщинам избегать
мужского общества, а мужчинам – общества женского, … как мужчины, так и
женщины, поступившие к вам, вольны будут уйти от вас, когда захотят,… каждый в
праве сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться свободой». Что
хотел сказать Рабле этой утопической картиной?
Феодальному
средневековью было незнакомо понятие свобода. Это время свирепствования
жесткого принуждения и насилия. Гуманизм отвергал такие общественные категории
и боролся за свободу и уважение человека, утверждая, что самое совершенное,
что есть на свете – это личность. Отставляя в сторону нравы средневековья,
Рабле рисует свою картину устройства общества – Телемское аббатство, на дверях
которого написан единственный принцип жизни телемитов: «Делай, что хочешь». Эта
картина утопична, но признать ее абсолютно не приемлемой тоже нельзя. Скорее,
это база, начальная информация для построения нового общества – общества свободных
людей.
Дальнейшая
работа над романом затормозилась вследствие реакции новой политики Франциска I. Она
выразилась в беспощадном преследовании гугенотов и всех инакомыслящих.
Подстрекаемый католической партией, Франциск I вступил на путь жестоких репрессий. Запылали костры. Многие
просвещенные, талантливые люди гибнут от рук инквизиции. Самого Рабле обвиняют
в безверии, кальвинизме и всех смертных грехах. Рабле пришлось замолчать. Он исчез из Лиона и уехал в
Италию с кардиналом Жаном дю Белле.
Теперь Рабле
жил в Риме и мог наблюдать за жизнью католического центра и нашел там много
интересного для себя.
В таких
условиях этому остроумному писателю и борцу молчать было не возможно, и он
снова принялся за свои дела. С 1534г. он создает продолжение романа и
перепечатывает старые две книги «Гаргантюа», потом «Пантагрюэль» на новый лад –
им убраны места с особо острой критикой.
В 1546г.
вышла «Третья книга», довольно мягкая по сравнению с предыдущими. Главный герой
этой книги – плут и транжира Панург, который « … знал 63 способа добывания
денег, из которых самым честным и самым обычным являлась незаметная кража, и
был он озорник, шулер, кутила, гуляка и жулик, каких и в Париже немного. А в
сущности, чудеснейший из смертных». Перед Панургом встает вопрос: жениться ему
или не жениться, ибо он очень боится остаться «рогатым». Многим представителям
«учености» задает он этот вопрос, и каждый дает ему мудрые советы, которые на
самом деле нелепы и глупы до невозможности. Таким образом, Рабле разворачивает
целую галерею комических личностей. Среди них богослов, врач, философ и юрист,
а еще раньше были поэт и астролог. Но после четырех консультаций Панург вместе
с Пантегрюэлем решили ехать в Китай к оракулу Божественной Бутылки.
Эта книга,
как и две предыдущих была осуждена Сорбонной, по-прежнему продолжались казни
уважаемых Рабле людей. На костре инквизиции был сожжен друг и соратник Рабле
Этьен Доле, вновь опасность нависла над самим Рабле, и он вынужден был бежать
за границу. Затем последовала смена на престолах французском и папском. Это
дало возможность вернуться Рабле в Париж. Будучи священником, Рабле получил два
прихода. Теперь у него было достаточно времени на написание «четвертой книги»,
которая начата была еще раньше, за границей. Рабле окончил книгу, и в 1552г.
Она вышла в свет.
Сюжетом
«четвертой книги» стало путешествие Панурга и Пантагрюэля через океан в Китай к
оракулу Божественной Бутылки. По дороге они останавливаются в разных
удивительных странах, населенных невероятными существами и претерпевают ряд
приключений.
С каждой
главой усиливаются сатирические аллегории, направленные на уклад католической
церкви. Вот остров, где царствует враждебный всему естественному Постник,
который приводит на память притчу о Физисе и Антифизисе. Антифизис
(Противоестество) плодит детей, ходящих вверх ногами, а так же монахов,
христопродавцев, «святош», «неуемных кальвинистов, женевских обманщиков»,
бесноватых «путербеев» и «прочих чудищ, уродливых, безобразных и
противоестественных. А с самого Постника Рабле нарисовал портрет типичного
фанатика.
Далее
следовали острова Папефигов (показывающих фигу папе, т.е. кальвинистов) и
папоманов. Некогда папефиги были веселы и богаты, но однажды их угораздило
показать папе фигу, и тогда папоманы вторглись на их остров и разорили его.
Зато папоманы чувствуют себя отлично. Они покланяются папским Декреталиям. Как
известно, сборник папских постановлений, носящий это название, односторонним
решением пап был объявлен источником канонического права, и именно Декреталии
санкционировали всякого рода вымогательства курии; Благодаря их «златекучей
энергии» Франция ежегодно отдавала Риму в виде дани четыреста тысяч дукатов. На
этом заканчивается четвертая книга.
Вскоре после
ее окончания король заключил мир с папой, и Рабле, предчувствовавший это, перед
самым окончанием книги поспешил скрыться. Книга эта, как и три предыдущие, была
осуждена, а Рабле вернулся в Париж и умер там во второй половине 1553г.
В 1562г.
появилась в печати «пятая книга» под названием «Остров звонкий». Скорее всего,
перу Ф.Рабле принадлежат лишь наброски, весь текст написан, возможно, каким-нибудь
его другом или последователем. В художественном плане эта книга уступает
четырем книгам Рабле, в ней слишком уж много аллегорий и резких нападок на
церковь. Впрочем, когда она издавалась, было сравнительно безопасное время.
Верх взяли войны гугенотов, и проблемы Декреталий и Острова Звонкого отошли на
второй план.
Рабле –
ученый и гуманист. Он и филолог и естествовед, а кроме того, он представители
словесности, как необходимого орудия для овладения материальным миром и для
пропаганды.
Проза Рабле
рассчитана на массового, демократического писателя, и завоевать его Рабле хотел
именно смехом. «Поэтому смех его особенный. Так смеяться, как он не умел никто.
Это оглушительный, раскатистый смех во все горло, который понятен каждому, и
потому обладает огромной заразительностью, от которого рушится все, над чем он
разражается, смех здоровый, освежающий и очищающий атмосферу. Так смеялся у
Чосера Мельник, у Пульчи – Морганте. Так будет смеяться Санчо Панса. Так
смеются люди из народа. И Рабле знает, чем можно вызвать такой смех у народа».
(вступ ст. А.Дживелегова М.:Правда).
Рабле,
обладая особым чувством слова и яркой сатирой, описал массу замечательных
персонажей, живых, неувядающих образов. Все он – достойные плоды пера Рабле, но
все-таки из этой славной компании выделяются два самых ярких – Панург и брат
Жан.
Панург –
типичный городской житель, порождение улиц ренессанского города. Он не глуп,
дерзок, упрям, в нем силен дух авантюризма и озорства, а кроме того, он
студент-недоучка и голова его завалена кучей разнообразных знаний. О его
добродетельности и честности говорит тот факт, что он знал массу способов
добывания денег, из которым самым честным было воровство. Настоящей, крепкой
устойчивости в его натуре нет. Он может в критическую минуту пасть духом и
превратиться в жалкого труса, который только и способен восклицать: «О! Горе
мне, горе», как это было в эпизоде о разыгравшейся буре. Панург задолго до
встречи с Пантагрюэлем отбросил в сторону этические принципы и общественную
мораль, в нем прочно сложился характер плута и эгоиста. Он пародия на
среднестатистического городского бродяжку, каких полным-полно бродило по
свету. Но в то же время он не лишен какого-то большого обаяния, которым сам зачастую
любуется и на которое надеется в критических ситуациях. Но самое главное, что
он предчувствует лучшее будущее, в котором такие, как он будут иметь место под
солнцем.
Панург нужен
не только Пантагрюэлю, но и самому Рабле. Великому писателю нужен его острый
язык, его дерзость, его умение выставлять в смешном виде все то, с чем
боролись гуманисты.
Другой яркий
образ в романе – брат Жан, приятель Гаргантюа. Это тоже человек из народа,
веселый и обходительный. У него мозолистые руки, изворотливый ум, масса
энергии. Он привык труду, никогда не тратит время в пустую. Даже в то время,
когда, стоя на клиросе, он поет за панихидой или заутреней, он мастерит тетиву
для арбалета, оттачивает стрелы, плетет сети и силки для кроликов. По поводу
соблюдения поста и целомудренности у брата Жана свои соображения: «Из всех
рыб, не считая линя,… лучше всего крылышко куропатки или же окорочек монашки».
Когда враги вторглись в утопию, Жан превратился в богатыря и разнес «в пух и
прах» неприятеля, проявив чудеса храбрости. По поводу основного своего занятия,
монашества, то тут брат Жан не питает особых идей. Рясу он носит по привычке,
а спится ему лучше всего на проповеди или молитве. Во французской литературе
эпохи возражения не найти другого такого яркого и привлекательного изображения
простолюдина, любящего жизнь и способного на подвиг.
Общий друг
Панурга и брата Жана – Пантагрюэль. С первого появления он в центре рассказа,
хотя иногда и уступает передние планы другим. Уравновешенный, мудрый, ученый,
гуманный, он обо всем успел подумать и составить мнение. Его спокойное, веское
слово всегда вносит умиротворение в самые горячие споры, осаживает пылкие
порывы брата Жана и хитроумные планы Панурга. В нем Рабле выразил свой идеал
монарха, и, быть может, человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально
существующих монархов. И Франциска и Генриха II он далеко превосходит
по своим качествам. Пантагрюэль великан и по росту и по своим достоинствам.
Роман Рабле –
крупнейший памятник французского Ренессанса. Великое произведение этого борца
за новое общество, художника и мыслителя, имеет полное право считаться
национальным и мировым шедевром. Роман создан в эпоху Возрождения – время,
когда мир закончил свое политическое объединение и создавал новую, весьма
отличную от старой, культуру. Роман писался на стыке эпох, во время перемен и
потрясений, и отражает все противоречия и недочеты, существовавшие в жизни.
В мировой
литературе роман по праву занимает одной из самых почетных мест. Многие
крупнейшие писатели восторгались им, шли за ним, учились у него и реализму и
сатире, учились смеяться, ведь смех Рабле вселяет веру в конечное торжество
прогресса и разума. В его смехе всегда звучат победные нотки.
Список
используемой литературы.
Рабле Ф. Гаргантюа
и Пантагрюэль. – М.: Правда, 1981.
Зарубежная
литература. Эпоха Возрождения. Сост. Б.И.Пуришев. Москва, «Просвещение» 1976.
Б.И.Пуришев.
Литература эпохи Возрождение. Курс лекций. Москва «Высшая школа» 1996.
История
зарубежной литературы Раннее средневековье и Возрождение под общей ред.
В.М.Жирмунского Учпедгиз Москва 1959.
Энциклопедический
словарь юного литературоведа Москва «Педагогика» 1987.