Георг Вильгельм Фридрих
Московский Колледж Милиции
№1 ГУВД г. Москвы
Реферат по Философии
Тема: « ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ
ФРИДРИХ »
Москва 2003 г.
ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ
ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ.
ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831), немецкий философ, родился в
Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770. Его
отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского
рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном
городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в
1788–1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую
диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был
на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала
глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином
сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете
философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко
обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения
Ф.Шиллера. В 1793–1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской
семье в Берне, а в 1797–1800 – во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он
занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый
набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).
После
смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его
собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и
вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский
университет вначале тезисы (Предварительные тезисы диссертации об орбитах
планет), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты (De orbitis
planetarum) и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801–1805 Гегель –
приват-доцент, а в 1805–1807 экстраординарный профессор на весьма скромном
содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и
метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались
большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни
философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал
«Критический журнал философии» («Kritisches Journal der Philosophie»), в
котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель
подготовил первую из своих главных работ, Феноменологию духа (Phnomenologie des Geistes,
1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В
этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем
представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной
достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности,
которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным
является только разум.
Не
дождавшись опубликования Феноменологии, Гегель покинул Йену, не пожелав
остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете,
оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время
Гегель редактировал «Бамбергскую газету» («Bamberger Zeitung»), но меньше чем
через два года отказался от «газетной каторги» и в 1808 получил место ректора
классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в
Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми.
В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный
курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы,
греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 он женился на
Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот
сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее
важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы – Наука
логики (Die Wissenschaft der Logik, 1812–1816).
Первые
лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы
стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей
Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран
устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все
более становилась официальной философией прусского государства, и целые
поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали
свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего
реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ
находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831,
по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.
Последней опубликованной работой Гегеля была Философия права (Grundlinien der Philosophie
des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse), вышедшая в
свет в Берлине в 1820 (на титуле – 1821). Вскоре
после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное
издание его работ, которое было осуществлено в 1832–1845. В него вошли не
только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции,
подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также
студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии
истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое
издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после
Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках «Философской
библиотеки» и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером. Старое
издание было заново отредактировано Г.Глокнером и вышло в 20 томах; оно было
дополнено монографией о Гегеле и тремя томами Словаря Гегеля (Hegel
Lexikon) Глокнера. С 1958 после основания в Бонне «Архива Гегеля» в рамках
«Немецкого исследовательского общества» была создана «Гегелевская комиссия»,
принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений.
С 1968 по 1994 работой Архива руководил О.Пёггелер.
Философия.
Гегелевская философия обычно
считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления,
именуемой «спекулятивным идеализмом». Главными ее представителями являются
Фихте, Шеллинг и Гегель. Школа начала с «критического идеализма» Иммануила
Канта, однако отошла от него, отказавшись от кантовской критической позиции в
отношении метафизики и вернувшись к убеждению в возможности метафизического
познания, или познания всеобщего и абсолютного.
Философскую
систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan – все, и logos –
разум). Она отправляется от идеи, что реальность поддается рациональному
познанию потому, что рациональна сама Вселенная. В предисловии к Философии
права содержится знаменитая формулировка этого принципа: «Что разумно, то
действительно; и что действительно, то разумно». (Существуют и другие
формулировки самого Гегеля: «Что разумно, станет действительным; и что
действительно, станет разумным»; «Все, что разумно, то неизбежно».) Последней
сущностью мира, или абсолютной реальностью, является разум. Разум проявляет
себя в мире; реальность есть не что иное, как манифестация разума. Поскольку
это так и поскольку, в конечном счете, бытие и разум (или понятие)
тождественны, возможно не только применять наши понятия к реальности, но и
узнавать о строении реальности через изучение понятий. Следовательно, логика,
или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее
сущности. Всякое понятие, продуманное до конца, с необходимостью ведет к своей
противоположности. Итак, реальность «превращается» в свою противоположность.
Тезис приводит к антитезису. Но это не все, поскольку отрицание антитезиса
приводит к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, т.е. к синтезу. В синтезе
противоположность тезиса и антитезиса разрешается, или упраздняется, однако
синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое
приводит к его отрицанию. Таким образом, перед нами не имеющая конца смена
тезиса антитезисом, а затем синтезом. Этот метод мышления, который Гегель
называет диалектическим методом (от греческого слова «диалектика», ведение
спора), применим к самой реальности.
Вся
действительность проходит через три стадии: бытие в себе, бытие для себя и
бытие в себе и для себя. «Бытие в себе» – ступень, на которой действительность
пребывает в возможности, но не завершена. Оно различно с другим бытием, но
развивает отрицание последней все еще ограниченной стадии существования,
образуя «бытие в себе и для себя». В применении к разуму или духу эта теория
предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале дух есть дух
в себе. Распространяясь в пространстве и времени, дух превращается в свое
«инобытие», т.е. в природу. Природа в свою очередь развивает сознание и тем
самым образует свое собственное отрицание. На этой третьей ступени, однако,
происходит не простое отрицание, но примирение предшествующих ступеней на более
высоком уровне. Сознание составляет «в себе и для себя» духа. В сознании, таким
образом, дух возрождается. Но затем сознание проходит три различные стадии:
стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию
абсолютного духа.
Согласно
тому же принципу производится деление философии: логика – наука о «в себе»
духа; философия природы – наука о «для себя» духа; и собственно философия духа.
Последняя также делится на три части. Первая часть – философия субъективного
духа, включающая антропологию, феноменологию и психологию. Вторая часть –
философия объективного духа (под объективным духом Гегель имеет в виду разум,
рассмотренный в его действии в мире). Выражениями объективного духа являются
мораль (этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся
в этических институтах, таких, как семья, общество и государство). Эта вторая
часть состоит соответственно из этики, философии права и философии истории.
Искусство, религия и философия как высшие достижения разума принадлежат царству
абсолютного духа. Поэтому третья часть, философия абсолютного духа, включает в себя
философию искусства, философию религии и историю философии. Таким образом,
триадический принцип (тезис – антитезис – синтез) проводится через всю
гегелевскую систему, играя существенную роль не только как способ мышления, но
и как отражение присущего реальности ритма.
Наиболее
значимыми областями гегелевской философии оказались этика, теория государства и
философия истории. Кульминацией гегелевской этики является государство. Для
Гегеля государство – действительность нравственной идеи. В государственном
строе божественное врастает в действительное. Государство – это мир, который
дух создал для себя; живой дух, божественная идея, воплощенная на Земле. Однако
это относится только к идеальному государству. В исторической действительности
имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства. Государства,
известные нам из истории, суть лишь преходящие моменты в общей идее духа.
Высшей
целью философии истории является демонстрация происхождения и развития
государства в ходе истории. Для Гегеля история, как и вся действительность,
является царством разума: в истории все происходит согласно разуму. «Всемирная
история есть всемирный суд». Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве
истории через избранные им орудия – индивиды и народы. Героев истории нельзя
судить по обычным меркам. Кроме того, сам Мировой Дух порой кажется
несправедливым и жестоким, неся смерть и разрушение. Индивиды полагают, что
преследуют свои собственные цели, но на самом деле осуществляют намерения
Мирового Духа. «Хитрость мирового разума» заключается в том, что он пользуется
человеческими интересами и страстями для достижения собственной цели.
Исторические народы являются носителями мирового духа.
Всякая нация, подобно индивиду, переживает периоды юности, зрелости и умирания.
Какое-то время она господствует над судьбой мира, а затем ее миссия
заканчивается. Тогда она покидает сцену, чтобы освободить ее для другой, более
молодой нации. Однако история является эволюционным процессом. Конечная цель
эволюции – достижение истинной свободы. «Всемирная история есть прогресс в
сознании свободы». Главной задачей философии истории является познание этого
прогресса в его необходимости.
Согласно Гегелю, свобода – фундаментальное начало духа.
Однако свобода возможна только в рамках государства. Именно в государстве
человек обретает свое достоинство как независимая личность. Ибо в государстве,
говорит Гегель, придерживаясь руссоистской концепции истинного государства,
правит именно всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей свободной воле подчиняет
себя его правлению. Однако государство претерпевает замечательную эволюцию в
том, что касается сознания свободы. На Древнем Востоке свободным был только
один человек, и человечество знало только, что свободен один человек. То была
эпоха деспотизма, и этот один человек был деспотом. В действительности то была
абстрактная свобода, свобода в себе, скорее даже произвол, а не свобода.
Греческий и римский мир, юность и зрелость человечества, знали, что свободны
некоторые люди, но не человек как таковой. Соответственно свобода была тесно
связана с существованием рабов и могла быть лишь случайным, недолговечным и
ограниченным явлением. И только с распространением христианства человечество
узнало настоящую свободу. Путь к этому знанию подготовила греческая философия;
человечество начало сознавать, что свободен человек как таковой – все люди.
Различия и недостатки, присущие индивидам, не затрагивают сущности человека;
свобода является частью самого понятия «человек».
Французская
революция, которую Гегель приветствовал как «чудесный восход солнца», – еще
один шаг на пути к свободе. Однако в поздний период своей деятельности Гегель
возражал против республиканской формы правления и даже против демократии.
Идеалы либерализма, согласно которым в управлении государством должны
участвовать все индивиды, стали казаться неоправданными: на его взгляд, они
вели к необоснованному субъективизму и индивидуализму. Гораздо более
совершенной формой правления Гегелю стала казаться конституционная монархия, в
которой последнее слово оставалось за сувереном.
Философия,
по Гегелю, занимается только тем, что есть, а не тем, что должно быть. Подобно
тому как каждый человек есть «сын своего времени», «философия есть также время,
постигнутое в мысли. Столь же нелепо предполагать, что какая-либо философия
может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что
индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху». Поэтому Гегель в Философии
права ограничивается задачей познания государства как разумной субстанции.
Однако, рассматривая прусское государство и период реставрации как модель
рационального анализа, он был все в большей мере склонен к идеализации прусской
монархии. Сказанное Гегелем о государстве в целом (государство – божественная
воля как наличный, развертывающийся в действительный образ и организацию мира
дух), по-видимому, относилось и к этому конкретному государству. Это
соответствовало и его убеждению, что последняя из трех стадий исторического
развития уже достигнута: стадия старости, но не в смысле дряхлости, а в смысле
мудрости и совершенства.
В философской концепции Гегеля имеются фаталистические и
даже трагические мотивы. Философия не может поучать мир, каким ему следует
быть. Для этого она приходит слишком поздно, когда действительность закончила
процесс формирования и достигла завершения. «Когда философия начинает рисовать
своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым
по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы начинает свой
полет лишь с наступлением сумерек».