Субъективный идеализм Джорджа Беркли
Реферат
помощник менеджера по рекламе, ООО
«Пресса Сибири»
Научный руководитель: кандидат философских
наук, доцент кафедры культурологии и искусствознания Миненко Г. Н.
Кемерово 2003
Введение 3
1. Жизнь и творчество Дж. Беркли 5
1.1 Краткие сведения о биографии и творчестве 5
1.2 «Философские заметки» - начало философии
Беркли 7
2. Субъективный идеализм Дж. Беркли 11
2.1 Теория зрения Беркли 11
2.2 Принципы человеческого знания 14
2.3 Философия физики 19
Заключение 23
Список литературы 26
В данном реферате разрабатывается тема субъективно
идеализма Джорджа Беркли. Эту тему нельзя на сегодняшний день назвать очень
популярной и актуальной, но, тем не менее, она важна. «Так как Беркли
разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один
философ, который ставит вопрос о природе человеческого духа, его отношения к
миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли» (2, С. 167).
Философия Беркли наложила свой отпечаток на все последующее развитие
идеалистической мысли. Поэтому, конечно же, философии Беркли посвятили свои
исследования многие ученые, и так как учение Беркли имеет ярко выраженный
идеалистический характер, причем с явно религиозной направленностью,
комментарии исследователей порой расходятся в диаметрально противоположных
направлениях. А в советской философии Лениным было изначально заложено
отрицательное отношение к берклианскому учению.
Целью реферата является раскрытие сути философии
Беркли, субъективного идеализма. Задачи здесь, следовательно, - это обзор его
главных трудов и содержащихся в них идей. В связи с этим структура реферата
следующая. Реферат состоит из двух глав, в первой из которых кратко дается
обзор биографии и творческой деятельности Беркли и начальных позиций его
философии на основе одного из первых его трудов «Философские заметки». Во
второй главе уже непосредственно рассматриваются основные идеи его философии,
исходя из его главных произведений «Опыт новой теории зрения» и «Трактат о
принципах человеческого знания».
Несмотря на известность и даже хрестоматийность учения
Беркли при создании реферата возникли большие трудности с подбором литературы.
В библиотеках города Кемерово нет современных (изданных после 1991 года)
научных монографий о Беркли, а использовать книги, изданные в советское время,
не представляется возможным, потому что учение Беркли как идеалистическое с
точки зрения марксизма-ленинизма признавалось реакционным и в связи с этим
рассматривалось исключительно с критической, а не объективной точки зрения,
поэтому, к сожалению, в работе пришлось учебную литературу и статьи,
опубликованные в Интернете.
Джордж Беркли (1685 - 1753) родился в городе Келкени
на юге Ирландии в семье мелкопоместных дворян. В пятнадцать лет он поступил в
колледж Святой Троицы Дублинского клерикального университета. В 1704г. Беркли
получил первую ученую степень бакалавра искусств. (2, С.163)
В 1707 году закончил колледж и работал там некоторое
время преподавателем еврейского и греческого языков. В том же году были
опубликованы анонимно его первые научные произведения - два трактата по
математике, а также в 1707 – 1708 годах Беркли пишет «Философские заметки», две
тетради, в которых уже четко прослеживаются центральные идеи всей философии
Беркли. (6)
В 1709 году Он был возведен в сан дьякона, и с этого
времени становится ревностным служителем церкви; вышла в свет первая работа
Беркли, предвещающая его философское учение «Опыт новой теории зрения». В
следующем году Беркли издает «Трактат о принципах человеческого знания», где с
большим литературным мастерством представил свою систему взглядов, которая
впоследствии довольно часто именовалась субъективным идеализмом.
В 1713 году Беркли в качестве капеллана лорда
Петерборо, чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, отправляется в
Италию. Тогда же он пишет одно из своих важнейших произведений – «Три диалога
между Гиласом и Филонусом». На следующий год Беркли вернулся на родину, а в
1716 году снова едет в Италию, на этот раз в качестве гувернера (откуда он
вернулся в Лондон в 1721 году). В 1718 году опубликовано произведение «О
движении».
Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку
колледжа, Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу после приезда
Беркли публикует свою работу «Алсифрон, или Ничтожный философ», направленную
против английских философов-деистов Шефстбери, Мандевиля, Коллинза. В этом
произведении Бекли отстаивает христианское вероучение и религиозную мораль. За «Алсифроном» последовало философско-математическое произведение «Аналитик».
В мае 1734 г года Беркли был посвящен в духовный
сан епископа Клойнского, после чего он вернулся в Ирландию и поселился в местечке
Клойн, где провел практически всю оставшуюся жизнь. Последним философским произведением
Беркли был изданный в 1744 году «Сейрис, или Цепь философских размышлений и
исследований», в котором были соединены терапия, философия и мистика.
В августе 1752 г. Джордж Беркли покинул свою
епархию. Последние несколько месяцев Беркли прожил в Оксфорде, где 14 января
1753 года скоропостижно умер.
«Философские заметки» - это одно из наиболее ранних
произведений философа, уже в этих записях обозначены те полемические цели,
центральные узлы, из которых разовьется философия Беркли. Полемика развернётся
вокруг того, «что философы называют материей или телесной субстанцией», вокруг
атеизма и критики свободомыслия. Центральное ядро, на основе которого
разворачиваются позитивные положения философского мировоззрения Беркли, - принцип
esse est percipi («существовать
значит быть воспринимаемым»). (6, С. 349)
В заметке 290 из «Тетради В» Беркли пишет: «большая
опасность заключается в предположении, что протяженность может существовать
вне разума, то есть ее следует признать бесконечной, неизменной, вечной и т.д.
это будет означать, что Бог протяжен (что кажется рискованным), либо будет
предполагать наличие несотворенного, вечного, неизменного, бесконечного,
существа, помимо Бога.» (1, С.8) И хотя верно, что Ньютон вовсе не связывал
свою механистическую концепцию мира с материализмом, зато Джон Толанд, в
противоположность Ньютону, категорически отвергал идею необходимости обращения
к Богу для выяснения причин тяготения и понимал материю как нечто внутренне
активное. Таким образом, Толанд исключил из феноменов необходимость
божественного вмешательства. Беркли считал, что подобные выводы уже вытекают из
общего смысла посылки, по которой материя существует вне разума. (6, С.
350)
Эту предпосылку, по его мнению, настоящий оплот
атеизма, надо разрушить в пользу противоположной доктрины, доказав ее
превосходство и действенность. Согласно этому учению, «существовать значит быть
воспринимаемым» и «все вещи суть сущности разума», то есть имеют существование
только в Сознании. Принцип esse est percipi одновременно служит главным аргументом для подтверждения того факта,
что протяженность не может быть немыслящей субстанцией, поскольку она «не
воспринимаема без каких-либо осязаемых или видимых качеств». По мнению Беркли,
этот принцип подтверждается большим количеством аргументов ad absurdum
(приведение к нелепости как способ доказательства), например,
в том смысле, что нельзя воспринять какой-либо запах, если прежде его никто не
ощущал (не знает), «если существовать стоит раньше, чем быть воспринимаемым,
то мы никогда не сможем узнать, что это такое».
Отрицание существования материи, утверждение, что
существуют только души людей и Бог, - вот к чему с самого начала стремилась новая
апологетика Беркли, действительно опровергающего некоторые из основных
научно-философских идей своего времени. Беркли, однако, опровергает, анализируя
изнутри, а не путем априорного отбрасывания. Здесь следует искать новизну
Беркли, который подкреплял свое отрицание материи огромным количеством
хитроумных и талантливых аргументов (Б. Рассел). И эти талантливые аргументы
окажут весьма заметное влияние на последующее развитие научно-филосфских
теорий.
Беркли всегда придерживался правила: «Не применять ни
одного слова без какой-либо идеи». К нему он добавил: «Не следует дискутировать
о вещах, о которых у нас нет никакого представления». Но что же такое идеи,
откуда они появляются, как сочетаются? На эти центральные вопросы Беркли
отвечает в заметке 378 «Тетради В».
1. Все осмысленные слова служат для обозначения идей.
2. Всякое познание осуществляется вокруг наших идей.
3. Все идеи появляются из внешнего мира либо изнутри.
4. Если они происходят извне, то, значит, из органов чувств, и тогда
называются ощущениями.
5. если они появляются изнутри, то представляют собой действия разума и
называются мыслями.
6. У лишенного чувств не может быть никаких ощущений.
7. Не может быть никаких мыслей у того, кто лишен мышления.
8. Все наши идеи представляют собой либо ощущения, либо мысли,
соответственно пп.(3-5).
9. Ни одна из наших идей не может находиться в том, что одновременно
лишено и мышления, и чувств (6-8).
10. Простое
пассивное получение или возникновение идеи называется восприятием.
11. Каждая вещь,
получающая идею или имеющая ее, независимо от того, пассивна ли она в оказанном
действии, в любом случае должна воспринимать (п. 10).
12. все идеи
являются либо простыми идеями, либо составленными из простых идей.
14. Каждая вещь,
подобная простой идее, должна либо быть другой простой идеей такого же рода,
либо содержать в себе простую идею такого же рода.
15. В неспособной
воспринять вещи не может быть ничего, что походило бы на идею (пп.11-18).
16. Две вещи не
могут быть названы сходными или несхожими, пока не будет проведено их
сравнение.
17. Сравнить
означает видеть вместе две вещи и отмечать, в чем они согласуются, а в чем -
различаются.
18. Разум не
может сравнивать ничего другого, кроме собственных идей.
19. Ничего
похожего на идею не может существовать в какой-либо вещи, неспособной к
восприятию (пп. 11-18).(6, С. 351)
Итак: если требуется придать какой-либо смысл словам,
они должны служить идеям. А все наши идеи являются ощущениями либо
воздействиями разума на ощущения: «Все идеи являются либо простыми идеями, либо
созданными из простых идей», следовательно: необходимо полагаться на ощущения.
Это основной императив гносеологии Беркли.
Уже в первые годы своего учения в университете Беркли
убеждается в успехах естественных наук. И поэтому свою задачу в создании «собственной
философской системы видит в противодействии распространению материалистических
взглядов». Защите религии он посвящает всю свою жизнь. (8)
Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм.
Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого
сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды,
в которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт
новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три диалога
между Гиласом и Филонусом».
В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт новой теории
зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего волнует
необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего
сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума.
А первичное качество, особенно после трудов Декарта, завоевавших всеобщее
признание, и есть протяженность тел. (6, С. 353) Беркли публикует свой «Опыт…»
специально с целью опровергнуть всеобщее предвзятое (по его убеждению) мнение.
«Мой замысел заключается в том, чтобы показать, каким образом мы посредством
зрения воспринимаем расстояние, величины и положение предметов».(1, С. 20)
Результат, по мнению Беркли успешно достигнутый,
состоял в том, чтобы доказать, что расстояние, величина и положение предметов
вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта)
качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. В самом деле: «Когда мы
смотрим на близко расположенный предмет обоими глазами, то, по мере его
приближения и удаления от нас, мы изменяем направление взгляда, уменьшая или
увеличивая промежуток между зрачками; это изменение направления взгляда или
движение глаз сопровождается ощущением, и именно оно дает разуму представление
(идею) о большем или меньшем расстоянии». «…когда предмет находится на каком-то
расстоянии, а затем придвигается поближе к глазам, мы не можем избежать, хотя
бы на короткое время, того, чтобы изображение не стало более расплывчатым, даже
сильным напряжением глаз. В таком случае ощущение замещает смутное видение,
помогая разуму оценить расстояние от предмета, он считается тем ближе, чем
больше усилие или напряжение зрения с целью получения более отчетливого
видения». (1, С. 26)
Итак, восприятие расстояния не отражает реального
расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира,
поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Против этой теории
зрения мы могли бы эффективно использовать правила геометрической оптики, для
которой пространство, измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с
чем-то объективным. Однако Беркли напоминает, что если бы эти правила имели
силу, то отсюда бы следовало, что восприятие расстояния у всех должно быть
одинаковым. Но очевидно, что дело обстоит иначе. Желание объяснить зрение
«через геометрию», по мнению Беркли, - всего лишь «фантазия» или «каприз». (6,
С. 355)
Так же ошибкой было бы полагать, что связь,
объединяющая зрительные впечатления с осязательными ощущениями, относится если
не прямо к внешним телам, то к природе этих вещей. (6, С.354-355) Как считает
Беркли, Связь меду разными типами ощущений относится к области логики и
объективности: это только вопрос опыта. Только человеческая душа устанавливает
связь между «подсказками» многообразного содержания разных типов ощущений.
Таким образом, душа создает «вещи» и придает форму «предметам». Как
осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют
собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и
рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия,
необходимые ля поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы
не подвергать свою жизнь опасности. Значит, зрение – это инструмент для
сохранения жизни, но нив коем случае не средство доказательства реальности
внешнего мира. Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед
нами только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями,
единственно известными первоначально. И лишь когда мы установим определенную
связь между разными классами ощущаемы отображений и рассмотрим их соответственно
сложившееся между ними взаимной зависимости, только тогда можно считать, что
сделан первый шаг в построении реальности». Де Руджеро справедливо напоминает,
что Беркли хотел противопоставить свою «Теорию зрения» в качестве научного
трактата «Диоптрике» Декарта, «Лекциям по оптике» Барроу, «Оптике» Ньютона и
«Диоптрике» Молине. Тема была в высшей степени актуальной и завоевала внимание
ученых, несмотря на попытку осложнить ее нагромождением метафизических и
гносеологических проблем. Но Беркли по-настоящему интересовали именно
пресловутые нагромождения. В одном из своих писем он сообщает, что «Опыт новой
теории зрения», вероятнее всего окажется бесполезным, однако добавляет, что
надеется показать в следующем трактате, что «Опыт…», «показывая пустоту и
ложность многих областей умозрительной науки, послужит побуждением к глубокому
изучению религии и полезных вещей». Беркли здесь имеет в виду свой «Трактат
о принципах человеческого знания». (6, С. 356)
В «Трактате о принципах человеческого знания» 1710
года Беркли развивает дальше теорию идей, которая впервые начала вырисовываться
в его «Философских заметках». Это самая известная работа Беркли, она
задумывалась в двух частях, но издана была только одна. «Часть первая, в
которой исследуются основные причины заблуждений и затруднений в науках, а
также основания скептицизма, атеизма и безверия». И все-таки главным
заблуждением, которое Беркли хочет искоренить, является субстанциально-материалистический
образ вселенной. По мнению Беркли, главная причина этой ошибки – в уверенности
относительно значения и ценности абстрактных идей и связанной с нею
последующей убежденности в том, что наряду со вторичными качествами
существуют также и первичные. Главными мишенями Беркли в трактате были
Ньютон и Локк, а именно: ньютоновская теория вселенной, состоящей из
материальной субстанции, независимой от сознания, и психология Локка,
допускающая, например, что большая часть нашего знания состоит из абстрактных
идей. (6, С. 356-357)
Обоснование своих философских воззрений Беркли начинает
с анализа и критики сенсуалистического учения Локка. В своей основе юмовская и
берклианская системы сходны, т.е. обе они исходят из самых общих эмпирических
предпосылок, однако выводы делаются противоположные. Если локковская система
была в основном реалистическая, то берклианская философия - идеалистическая. (8)
Локк разделял все качества предметов на первичные и
вторичные. К первым он относил протяженность, вес, форму, движение, покой,
вещественность и т.д., ко вторым – все остальные ощущаемые качества: цвета,
звуки, вкусы и т.д. Беркли же с этим не согласен и считает, что все качества
являются вторичными, полагая, что и первичные качества имеют тот же характер,
что и вторичные, ибо такие качества, как протяжение, не являются объективными,
а зависят от нашего восприятия, сознания. Так, он говорит, что величина
предметов - это не нечто объективное, а определяется тем, что предмет нам кажется
то большим, то маленьким. Т.е. величина предметов - это результат нашего
опытного заключения, которое опирается на органы чувств. Таким образом,
существование вторичных и первичных качеств обусловлено нашим восприятием. (8)
Так же Беркли рассуждает и при рассмотрении понятия
материи. По Локку, мы путем абстракции, т.е. отвлечения от предметов общих черт
и признаков, приходим к понятию материи как таковой. Таким же образом мы
приходим и к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не в состоянии
прийти к понятию материи таким способом, аргументируя при этом так же, как и в
отношении первичных и вторичных качеств. Он полагает, что существование
абстрактно общих идей невозможно, так как при восприятии в нашем уме возникает
конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть никакой общей идеи. «Если
мы рассмотрим, что заявляют самые добросовестные философы о своем понимании
термина «материальная субстанция», то обнаружим, что они признаются в своей
неспособности связывать с этими звуками что-нибудь иное, кроме идеи сущего с
акциденциями». (1, С. 144) И далее: «однако общая идея сущего мне кажется
наиболее абстрактной и непонятной из всех. Ее следует понимать в каком-нибудь
другом смысле, но в каком именно - нам не объяснили. Если
я внимательно рассмотрю обе части, составляющие понятие, то есть значение слов
«материальная субстанция», то (я убежден в этом) не найду никакого ясного
смысла». (там же)
Согласно Беркли, невозможно и образовать абстрактные
общие идеи человека, движения и т.д. «Точно так же, - пишет он, - для меня
невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, -
движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и
то же самое может быть сказано обо всех прочих абстрактных идеях». (1, С.
123-124)
Абстрактные идеи Беркли рассматривал как обман слов. Беркли
отвергает теорию, согласно которой человеческий разум обладает способностью к
абстракции. Тем самым он и не признавал существования понятия материи как абстрактной
идеи, материи как таковой. Он полагал, что понятие материи «заключает в себе
противоречие», является «наиболее абстрактной и непонятной из всех идей».
Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из
употребления. «Отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду
человеческому, который... никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту
действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие,
а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия».(1,
С. 152)
Из этих своих рассуждений он
переходил к отрицанию объективного существования вещей. Так как существование
качеств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция - это носитель
свойств, качеств, то значит все вещи и предметы окружающего мира, которые образуются из
свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств. Для Беркли «быть -
значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Таким образом, считая, что
существовать - это быть воспринимаемым, Беркли отрицает существование
объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм, т.е. существование одного
человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает.
Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так как изложенные
взгляды резко противоречили здравому смыслу.
Беркли лишь отрицает существование такого понятия,
как материя в философском понимании. Обвинения в солипсизме Беркли также
пытается отвергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи
продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не
воспринимаем, их воспринимает другой человек. Существование (esse) вещей означает, что они воспринимаются (percipi): «это прямая и очевидная истина; весь порядок небес и все вещи,
заполняющие землю, - одним словом, все тела вселенной, их существование состоит
в том, чтобы быть воспринимаемыми или познанными. Пока вещи не будут
действительно восприняты мной, то есть не будут в моем разуме либо в сознании
какого-либо другого создания, они не существуют реально или, в противном
случае, существуют в разуме какого-либо Вечного Духа».(1, С. 208)
Следовательно, когда говорится, что тела не существуют
вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но
как всю совокупность духов. Духовная субстанция делится на два вида вещей:
пассивные идеи и активные духи. Дух есть простое, нераздельное деятельное
существо, которое воспроизводит и воспринимает идеи. Физический мир (или
природа) представляет собою совокупность идей. Воспринимая идеи, мы замечаем,
что некоторые зависят от нашей воли (закрыв глаза, мы можем представить любую
вещь и производить с ней любые преобразования), а другие – нет. Например, мы не
можем усилием воли расширить стены дома. Но раз эти идеи не подчиняются нашей
воле, значит, существует другой, бесконечно более могучий дух, который их
произвел, а мы их лишь воспринимаем. Этот высший Дух и есть Бог. Он порождает
идеи внешних вещей и возбуждает в нас ощущения. Порядок и связь идей,
порождаемых Богом, называется законами природы. Идеи, которые запечатлеваются в
нас Творцом природы, называются действительными вещами. А когда они по нашей
воле или сами собой вызываются в воображении, то в более точном смысле слова
называются идеями или образами вещей. (2, С. 166)
Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли
хочет избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь
один-единственный воспринимающий субъект. (5, С. 375). Поэтому вопреки
исходному положению субъективного идеализма он утверждает, что субъект
существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект,
может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Но даже если бы
все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы
существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог - это такой субъект, который, во
всяком случае, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь
сотворенный им мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на
ней. Именно бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений,
возникающих при созерцании мира и отдельных вещей (9).
Таким образом, начав с субъективного идеализма и
пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием сверх природной духовной
силы - бога делает шаг к объективному идеализму (9).
Номинализм (согласно
которому в объективной действительности общим понятиям ничего не соответствует,
и они – лишь имена для единичных предметов; наше познание соткано из
конкретных индивидуальных ощущений и идей) и феноменализм (по которому
человеческому сознанью доступны лишь явления как цвет, вкус, звук и т. п., а
сущность непознаваема; он отрывает явления от сущности) – это на которых
зиждется и развивается проект новой апологетики Беркли. И все-таки, несмотря
на то, что номинализм и феноменализм у Беркли исполняют откровенно
апологетическую роль, в его философской системе они приводят к очень важным
последствиям в плане философии физики. Упомянутые последствия имеют
удивительно современный характер. Речь идет, прежде всего, о заново открытых и
вновь введенных в обиход понятиях, применявшихся во время дискуссии Эрнестом
Махом, Генрихом Герцем и, позднее, некоторыми философами и физиками, в разное
время испытавшими влияние Маха (Бертран Рассел, Филипп Франк, Рихард фон Мизее,
Мориц Шлик, Вернер Гейзенберг и др.) (15)
В «Аналитике» и «Философских заметках» Беркли пишет:
«Исчисление флюксий Ньютона бесполезно» (1, С. 10), «Нельзя дискутировать о
вещах, о которых мы не имеем ни малейшего представления. Следовательно, нельзя
дискутировать о дифференциальном исчислении и об исчислении бесконечно малых
величин». (1, С. 215)
Заметки о математике разбросаны по различным
сочинениям Беркли. Исключительно философии физики Беркли посвятил свой трактат
«О движении». Еще раз подтверждая один из принципов своей теории познания,
Беркли пишет: «Это недостойно философа – произносить слова, которые ничего не
означают». (1, С. 118) «Абсолютное пространство» и «абсолютное время» Ньютона
не обладают смыслом и поэтому им не место в серьезной физической теории. «Что
касается абсолютного пространства, этого призрака, преследующего
философов-механистов и геометров, то достаточно отметить, что его существование
не было ни доказано с помощью рассуждений, ни воспринято с помощью органов
чувств»; а для целей механистической философии достаточно заменить «абсолютное
пространство» на «относительное», определенное по участкам неба с постоянными
звездами; то же и об абсолютном движении. Тело можно считать движущимся при
определенном условии: «Требуется,.. чтобы оно изменило свое расположение или
расстояние относительно кого-либо другого тела, поскольку невозможно различать
или измерить какое- либо движение без помощи ощущаемых предметов». (1, С. 336)
Размышления Беркли и его концепцию Карл Р. Поппер комментирует
в своем очерке «Заметка о Беркли как предшественнике Маха и Эйнштейна» (1953):
«Они не могут пролить свет, потому что говорить об «истинной и реальной
природе» о «внутренних качествах» или о «реальной сущности» тел означает
пустопорожнюю болтовню. Нет ничего физического, что было бы помещено за
физическими телами, никакой скрытой физической реальности. Все представляет
собой поверхность; физические тела сводятся к их свойствам. Их
реальностью является способ, каким они сочетаются между собой». (5)
Разумеется, Беркли отнюдь не отрицал факта, что
механика Ньютона приводит к конкретным результатам и что она в состоянии делать
точные предположения. Он отрицает тот факт, что теория Ньютона годится для
исследований природы или сущности тел. В действительности,
объясняет Беркли, необходимо различать между собой математические гипотезы,
задуманные как инструменты для объяснения и предположения, и теории,
предусматривающие исследования природы тел. По мнению Беркли, теория Ньютона
представляет собой просто совокупность математических гипотез для развития
исследований: «Все, что утверждается относительно присущих телам сил, как сил
притяжения, так и сил отталкивания, должно рассматриваться только как
математическая гипотеза, а не как нечто реально существующее в природе» (1, С.
338). Беркли утверждает, что этого было бы достаточно, даже если теория Ньютона
не в состоянии описать истинную действительность мира (6, С. 368).
Интересна аргументация ньютоновскую теорию Поппер: Ввиду
того, что как сила тяжести, так и инерция присущи каждой частице материи, то
как одна, так и другая будут пропорциональны количеству материи тела, а поэтому
пропорциональны друг другу. Отсюда - закон пропорциональности инерционной и
гравитационной массы. А поскольку тяготение исходит из каждой частицы, мы
получаем закон, что притяжение обратно пропорционально квадрату расстояния.
Иными словами, нютоновские законы движения просто описывают на математическом
языке состояние вещей, обусловленное внутренними, сущностными свойствами
материи. (6, С. 368).
И все же именно против подобных сущностных
интерпретаций теории Ньютона (для которого эта точка зрения оказалась последней
и окончательной, не нуждающейся в последующих объяснениях, исправлениях и
исключениях) Беркли прибережет свои лучшие доводы и самые эффективные
возражения. «Большая историческая заслуга Беркли состоит в… том, что он осудил
применение в науке объяснение с точки зрения сущности» (5).
Критические выступления Беркли против Ньютона
«удивительно похожи… на философию физики, которую в течение нескольких лет
преподавал Эрнест Мах, убежденный в ее новизне и революционном характере. <…>
Самое поразительное заключается в том, что Беркли и Мах – оба большие
почитатели Ньютона – критикуют понятия абсолютного времени, абсолютного
пространства и абсолютного движения, пользуясь очень сходными критериями.
Критические выступления, как Маха, так и Беркли завершаются призывом не
принимать во внимание аргументов в поддержку абсолютного пространства Ньютона
(таких, как маятник Фуко, круговращение ведра с водой, воздействие центробежных
сил на форму Земли), поскольку все эти виды движения относительны в системе
неподвижных звезд» (5).
Эту же теоретическую близость Беркли и Маха заметил
Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908). Вот как
охарактеризовал Ленин учение Беркли в целом: «Будем считать внешний мир,
природу – «комбинацией ощущений», вызываемых в нашем уме божеством. Признайте
это, откажитесь искать вне сознания, вне человека «основы» этих ощущений – и я
признаю в рамках своей идеалистической теории познания все естествознание,
все значение и достоверность его выводов. Мне нужна именно эта рамка и только
эта рамка для моих выводов в пользу «мира и религии»» (3). Говоря об отношении
махистов к естественным наукам, он замечает, что у Беркли хорошо выражает
сущность «идеалистической философии и ее общественное значение». В конечном
итоге, по мнению Ленина, ««новейшие» махисты не привели против материалистов ни
одного, буквально ни единого довода, которого бы не было у епископа Беркли» (3).
Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей
XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического
прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в
эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей,
уступая место научному и философскому мировоззрению. (13)
В историю философской мысли Беркли вошел как один из
наиболее ярких представителей идеализма. В недавнем прошлом именно эти
философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма.
Их философские концепции излагались как реакционные. Философское учение Джорджа
Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. (14)
Для этих целей он использовал номиналистические
принципы, установленные Уильямом Оккамом. Идеалистически переработав
номинализм и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи.
Для него нет более отвлеченного, более абстрактного (а потому менее оправданного)
понятия, чем бытие как таковое, чем понятие носителя качеств как чего-то
отличного от самих качеств как субстанции. Основой берклианского отрицания
материи служит его номиналистически-сенсуалистская концепция познаваемости: наше
познание не дает никаких оснований для признания существования материи,
поскольку материя как субстанция не есть «идея», не есть то, благодаря чему
мы только и можем утверждать о существовании чего-либо.
Основное положение философии Беркли состоит в полном
отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты
внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей,
существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть
воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли
опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто
отвлеченное, не могут существовать вообще.
В целом, картину мира, согласно берклианской философии
можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух
существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты
- относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им
под сомнение. (11)
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что
учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в
его духовности.
Какую же роль сыграл Беркли и его учение в истории
философии? Прежде всего, он стал одним из основоположников идеализма, приняв
активное участие в борьбе двух философских лагерей, он сформулировал все
основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма,
он очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в
ощущениях, о причинности и видах существования. Его работы затрагивают
фундаментальные области научного знания и ставят вопросы, остающиеся без ответа
и по сей день. Без сомнения, Беркли можно назвать выдающимся классиком
идеализма. (13)
Джордж Беркли сыграл значительную роль в истории
философии. Берклианство – это начальная и одновременно классическая форма
субъективного идеализма Нового времени, главный источник этого вида идеализма в
последовавший затем период упадка буржуазной философии: уже Шопенгауэр пошел от
Канта вспять Беркли. Методологически вся западноевропейская и американская
мысль ХХ столетия за исключение неотомизма, экзистенциализма, неореализма и
близких к ним по духу течений восходит, так или иначе, к Берклиевой
эпистемологии. Естественно назвать здесь Юма, также без сомнения, наложившего
печать своих воззрений на последующую идеалистическую мысль, но без Беркли не
было бы и Юма (4, С. 495).
1. Беркли Дж. Сочинения. – М.: Мысль, 2000. – 556с.
2. История философии. Учебник для высших учебных заведений. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576с.
3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм
4. Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма // Беркли Дж. Сочинения.
– М., 2000. – С. 495 – 527.
5. Поппер К.Р. Заметка о Беркли как предшественнике Маха и Эйнштейна
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.
3. Новое время. – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 736с.
7. Философский словарь. /Под ред. М. М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1975.
– 496с.
8. http://philos.nsu.ru/classics/histphil_2.html
15. http://pycckuu-gyx.narod.ru/berkel1.htm