Пифагорейский союз: история возникновения и основные идеи
План.
1.
Введение. Стр.2
Древняя Греция.
2.
История
возникновения Пифагорейского союза. Стр.2-3
Краткая биография Пифагора.
Источники пифагореизма.
История Пифагорейского союза.
3.
Основные идеи. Стр.4-6
Пифагорейский образ жизни.
Учение Пифагора.
Гиппас.
Пифагорейская медицина.
4.
Заключение. Стр.7
Значение пифагореизма.
5. Литература. Стр.8
1. Введение.
Древняя Греция.
2.
История
возникновения Пифагорейского союза.
Краткая биография Пифагора.
Пифагор, сын Мнесарха, камнереза родом самосец (как говорит Гермипп)
или тирренец (как говорит Аристоксен) с одного из трех островов которым
завладели афиняне, выгнав оттуда тирранцев. У него были два брата, старший
Евном и младший Тиррен. Пифагор отправился по совету Фалеса в Египет в поисках
знания и учился там 22 года у египетских жрецов. Вернувшись на Самос и застав
отечество под тиранией Поликрата, он удалился в италийский Кротон, где
основывает свою школу – Пифагорейский союз. Такова легенда, связанная с именем
Пифагора. Проверить её нет возможности.
Источники пифагореизма.
Хотя без пифагорейцев трудно себе представить античную
философию и даже античную культуру, ничего полностью достоверного мы о пифагореизме,
особенно раннем, не знаем. Информацию о пифагорейцах можно разбить на три части:
раннюю (VI–V вв. до н.э.), среднюю (IV–I вв. до н.э., главным
образом IV в) и позднюю (I–V
вв.). Ранняя информация исходит
от современников Пифагорейского союза, но она бедна.
История Пифагорейского
союза.
Сведения о пифагорейском союзе дают нам также лишь
поздние источники. Некоторые сомневаются в его существовании, считая его
вымыслом поздних греков. Между тем из этой поздней информации вырисовывается
величественная картина пифагорейского « общего товарищества» (Ямвлих) как научно-философского и этико-политического
сообщества единомышленников.
Правда, политическое лицо союза неясно. Сначала пифагорейцы в Кротоне и в других городах “Великой Эллады” как будто бы пришли к власти. Но им
противостоял некий Килон и его сторонники. Когда пифагорейцы собрались в Кротоне в доме Милона на
съезд, сторонники Килона окружили этот дом и сожгли их.
Историю Пифагорейского и пифагореизма союза можно разделить
на шесть частей:
1) Организация Пифагорейского союза Пифагором –
последняя треть, а может быть, и десятилетие VI в. до н.э. Это
зарождение пифагорейской философии и науки в рамках пифагорейского «товарищества», которое имело свои корни в
орфической общине. Это время установления политического господства пифагорейцев в “Великой Элладе”.
2) Политическое господство Пифагорейского союза – первая половина V в. до
н.э.
3) Разгром союза в середине V в. до
н.э.
4) Пифагорейская диаспора (рассеяние), Лизис и
Филолай в Фивах. Это время философской вершины пифагореизма в учении Филолая.
Здесь же возвращение Филолая в “Великую
Грецию” – вторая половина V в. до
н.э.
5) Архит Тарентский и его группа – преврашение пифагореизма
в науку, утрата им не только мифологических пережитков, но и философских
оснований – первая половина IV в. до н.э.
6) Пифагорейцы во Флиунте – последние из
пифагорейцев – середина IV в. до н.э.
Упрощая эту схему, мы говорим о раннем, среднем и
познем пифагореизме.
3.
Основные идеи.
Пифагорейский образ жизни.
Более определены сведения о пифагорейском образе
жизни. Платон пишет, что и в его время пифагорейцы называют свой образ жизни пифагорейским
и явно выделяются среди других людей. Пифагорейский образ жизни опирался на
своеобразную иерархию ценностей. На первое место в жизни пифагорейцы ставили
прекрасное и благопристойное, на второе – выгодное и полезное, на третье же –
приятное. К прекрасному и благопристойному пифагорейцы относили и науку.
Пифагорейцы вставали до восхода Солнца. Проснувшись,
они проделывали мнемонические упражнения, после чего шли на берег моря
встречать восход Солнца. Затем обдумывали предстоящие дела, делали гимнастику,
трудились. Вечером они совершали совместное купание, после чего все вместе
ужинали и совершали возлияние богам. Затем было общее чтение. Перед сном пифагореец
давал себе отсчет в прошедшем дне.
В основе пифагорейской этики лежало учение о “надлежащем”. “Надлежащее” – это победа над своими низменными
страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание
Пифагора. Большое внимание пифагорейцы
уделяли медицине, психотерапии и проблеме деторождения. Они разрабатывали приемы
улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали
свою память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том
случае, если в системе знания найдены начала.
Несмотря на свою политическую активность, пифагорейцы
выше всего ценили созерцательный образ жизни, жизнь мудреца. Сам их образ жизни
имел мировоззренческие основания – он вытекал из их представления о космосе как
упорядоченном и симметричном целом. Но красота космоса открывается не всем. Она
доступна лишь тем, кто ведет правильный образ жизни.
Одни из современных ученых видели в пифагорейцах
идеологов реакционной землевладельческой аристократии, другие – идеологов торгово-ремесленного
городского населения, ссылаясь на то, что при пифагорейском правлении в
великоэлладских полисах началась чеканка монеты.
Беспристрастный анализ политических взглядов пифагорейцев
говорит об их крайней неприязни к анархии. Источник государственных законов они
видели в Боге.
Учение Пифагора.
Пифагор возвышал себя над остальными людьми. Он думал,
что существует три вида разумных живых существ: Бог, человек и “подобные Пифагору” (последние происходят из семени
лучшего, чем человеческое). Из поздней информации мы также узнаем о различных
табу Пифагора, в том числе и о пищевых. Эти запреты восходят к первобытной
магии. И в таком магико-мифологическом контексте вырисовывается тезис Пифагора
о том, что “самое мудрое – число”, что число владеет всеми вещами, в том числе
и нравственными, и духовными качествами.
Из поздней информиции мы, кроме того, узнаем, что
согласно учению пифагора, “душа есть гармония”. Но известно, что для пифагорейцев гармония – числовое отношение. Поэтому
и здесь мы находим число. Есть сведения и о том, как Пифагор пришел к
своей идее, что числа – основа всего сущего. Эти основания эмпирические. Ямвлих
(III в.) и Боэций (конец V – начало VI в.)
рассказывают: проходя как-то мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадающие
удары не одинаковых по весу молотов производят различные гармоничные созвучия. Вес
молотов можно изменить. И таким образом, качественное явление (созвучие) точно
определяется через количество. Отсюда Пифагор сделал смелый вывод, что и вообще
«число владеет… вещами».
Гиппас.
В Пифагорейском союзе Гиппас противостоял Пифагору как
демократ аристократу. Именно Пифагор был, по-видимому, консерватором,
сторонником «отцовских обычаев». Имя же Гиппаса традиция связывает с теми, кто
думал, что все свободные люди должны принимать участие в управлении. Возможность
такой социальной позиции Гиппаса подтверждается тем, что именно Гиппас выступил
против той элитарности науки, которая была характерна для Востока, но которая,
к счастью, не привилась в Европе. Гиппас одним из первых выступил на путь
демократизации науки, ибо он «открыл недостойным» природу как соизмеримости и
пропорции, так и несоизмеримости. Последнее явление открыл якобы сам Пифагор,
Гиппас же выдал это открытие «недостойным».
Такой поступок воспринимался пифагорейцами тем болезненнее,
что открытое ими явление несоизмеримости они особенно тщательно скрывали, ибо
видели источник организованности и разумности мира в числе. Числа же, думали
они, состоят из одинаковых единиц. Так что в основе мира лежит единица. И вот
оказывается, что в основе мира лежат, по крайней мере две разные единицы, друг
к другу не сводимые. Так что неразумное, иррациональное оказалось в самом
сердце мира. Пифагорейцы не знали, что с этим делать. Явление несоизмеримости
разрушало их мировоззрение.
Пифагорейская
медицина.
Пифагорейцы лечили тело гимнастикой и наружными
лекарствами, а душу – музыкой. Они избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния
и душевной тревоги. Для этого они применяли психотерапию. Они стремились предотвращать
болезни, для чего разрабатывали режим питания и отдыха. При лечении пифагорейцы
предпочитали наружные средства внутренним, а тем более хирургическому
вмешательству.
Алкмеон – наиболее известный врач-философ Кротонской
школы. Его акмэ приходилось на годы старости Пифагора. Будучи философствующем
врачом, Алкмеон интересовался общей причиной болезни, и эту причину он нашел в
нарушении «исономии», т.е. равновесия в смешении качеств тела, или в господстве
одного из этих качеств (иначе говоря, в «монархии»). Алкмеон – родоначальник анатомии.
Он заметил, что от мозга к глазным впадинам идут как бы «две узкие дорожки». Отсюда
он сделал вывод о том, что мозг – орган мышления. Алкмеон различал ощущение и
мышление. Животное ощущает, но не мыслит. Как пифагореец, Алкмеон разделял
учение раннего пифагореизма о бессмертии души: душа бессмертна и богоподобна,
ибо она обладает вечным самодвижением.
4.
Заключение.
Значение пифагореизма.
Древний пифагореизм – важнейшая страница античной философии
и прогрессивное явление античной культуры VI
– IV вв. до н.э., особенно в той мере,
в какой ему были свойственны зачатки научного мышления. На материале пифагореизма
хорошо просматривается формирование философии из мифологии под воздействием научного
знания (особенно математики) и вообще все более рационализированного мышления. Пифагорейцы
превратили орфическое ритуальное очищение в научное занятие, в культ разума. И по
мере того как пифагорейцы понимали, что окружающий их мир не хаос, а космос,
глубже представляли реальный мир.
В исходном пункте своего развития теоретическая
математика была подвержена влиянию борьбы двух типов мировоззрения - материалистического
и религиозно-идеалистического. Мы же убедились, что наряду с влиянием мировоззрения
на развитие математического познания имеет место и обратное воздействие.
Литература:
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов. М. 1986г.
3. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.
1999г.