Анархия
АНАРХИЗМ
составил Иванов Олег
Рождение
российского анархизма затянулось на несколько десятилетий.
Лишь
в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал
играть определяющую роль в системе общественно-политических
взглядов народников. Большинство из них поначалу, находились под
влиянием бакунистских идей. М.А.Бакунин, на первое место выдвигал
борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами
и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге
“Государственность и Анархия” - он предложил своим последователям
единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное
восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось
организация вольного братского союза
“производительных
ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично,
потому свободно, людей всех языков и народностей”
По
мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна
была стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста,
его постоянной готовности к революции. “ Живой ток революционной
мысли, воли и дела” должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского
мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и
создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести
в стране социальную революцию.
Развивая
теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина
вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских
восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение
в народ” прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные
способы борьбы с самодержавием.
Дальнейшее
развитие анархические построения нашли в лице П.А, Кропоткина. Осенью
1873 г. по поручению “чайковцев”м ( членов кружка Н.В. Чайковского) -
он составил программный документ организации, манифест -- “Должны
ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?“ В этом документе
идеалом будущего строя объявлялась
“
анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной
власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы
Крапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:
“Здесь
мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать
товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве
и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”.
Насколько
сильна была вера в осуществимость анархических построений у российской
молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных
процессах 70-х годов, организованных правительством против революционеров
( процессы “50-ти” и “193-х” ), наиболее видные обвиняемые почитали
за честь называть себя анархистами.
В
70-- 90-е годы прошлого века П.А. Крапоткин осуществил разработку
концепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством
анархистов. Система Крапоткина привлекали внимание современников
своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза
и гормонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной
жизни объективными законами природы. Под анархией он понимал “
мировоззрение основанное на механическом понимание явлений “,
Охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ.
В своих построениях новый теоретик российского анархизма значительное
место уделил вопросам революции. Он не считал народ готовым к немедленному
революционному выступлению и ставил вопрос о создание анархической
партии для “ тихой подготовительной идейной работы ”. Социальную
революцию он считал закономерным явлением исторического процесса,
“ резким скачком вверх “, который должен привести к полному уничтожению
все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-комунизм
можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходе
революции. Кто же совершит эту великую революцию? “ Ее могут сделать
только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы
из интеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость
революционного правительства, не признавал ни какой революционной
диктатуры, так как при ней, по его мнению, “ революция неизбежно вырождается
в произвол и в деспотизм”.
В
начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема
и невиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций
и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом
движении, обединяющем леворадикально, демократически настроенные
слои общества.
Первые
шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни
страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация
российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“,
издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной
революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия.
Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу
анархистов-комунистов
“Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам”
при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось
в томже году организовать первого российского анархического печатного
органа за границей - - газеты “Хлеб и Воля”.
В
самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г.
в г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции
и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине
Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс
образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий
линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах,
а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада
и Юга страны.
География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах.
“Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.
Социальную основу анархического движения составляли преимущественно
кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные
элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих
недовольные существующими порядками, но слабо представляющие
пути и средства борьбы с ними. Если попытаться составить обобщенный
портрет анархист периода первой российской революции, то он бы выглядел
так: это был бы молодой человек (или девушка) 18-24-летнего возраста,
имевший начальное образование и представлявший, представлявший
как правило демократические слои общества. Касаясь модного сегодня
национального вопроса, заметим, что в анарходвижении преобладали
евреи (по отдельным выборкам их число достигает 50%), русские (до
41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не было
лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его основатель
Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И. Гольдсмит
(1858). Основная масса крупных организаторов движения -
Я.
И. Кирилловский, А. А. Боровой,
В.
И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце
70-х гг. XIX в., т.е. к моменту
революции
им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики
анарходвижение имели высшее или среднее специальное образование,
большие навыки агитационной работы.
Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции
и частичным разгромом анархических организаций. В этот период
на передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла
внимание не только революционеров, но и сторонников правительства,
пытавшився в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя.
А.
Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина
войти во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост
министра. Крапоткин отказался ответив:” Я считаю ремесло чистильщика
сапог более честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных
размышлений стало его участие в работе Государственного совещания
в Москве,15 августа 1917г.
Консервативные
круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь
идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”, действующих
в революции. Возможно это был хитрый ход политика считавшего, что
достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и демократии.
Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.
Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени
разрозненны.
Колебание различных частей анархического движения не спасли
его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В
дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой,
разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь
оружием, продовольствием и пр. Анархисты окунувшись в родную стихию
борьбы и разрушения, участвали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде,
Москве, Иркутске и других городах.
Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами
борьбы за свободу личности и против государственных институтов,
был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных
планов государственного строительства. Большевики опосались соединения
идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических
слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы
все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”,
в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных
отрядов.
17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к
созданию собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины”
нужны были анархистам ”для организованного удара... по власти, для
смертельной за социальную революцию”. В публикации содержалась
прямая угроза большевикам:” Если вы станите на нашем пути к анархии,
к камуне, мы растопчем и вас”. Весной 1918 г. анархисты приступили к
созданию постоянных боевых отрядов. Кадры “боевиков” предназначались
для борьбы “за идеалы анархизма”, с “контрреволюцией” в России, а
также для подавления выступлений “германских белогвардейцев”.
Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного
развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры,
грабить склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские
анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование
по захвату особняков в городе.
Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться окончательного
своего признания Советской властью. Весьма важной для них была задача
обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами.
Власти Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми
и запретили им выдачу оружия.
Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта
1918 г. члены Московской Федерации анархических групп официально
уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания
на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций. Такая
позиция создала угрозу возможных насильственных действий против
большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой
для анархистов?
Сейчас
трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали
усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов.
В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских
стрелков из охраны Кремля
был
проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение
сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное
сопротивление, но в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре
было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде,
подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.
Верхушка движения не имевшая после смерти
П.
А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась
на несколько частей.
Многие
анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желании
трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному
гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу.
Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить
какую-то работу но их было ничтожно мало.
Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество,
и усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в
СССР. Кто-то возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами,
но как правило конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили
одинаково - на стройках и лагерях