Тепловые двигатели
Средняя
общеобразовательная
школа
Доклад по физике
на тему:
Подготовил ученик Проверила
2005 год.
Тепловой двигатель.
Ещё в
давние времена люди старались использовать энергию топлива для превращения её
в механическую. В XVII в. был изобретён тепловой
двигатель, который в последующие годы был усовершенствован, но идея осталась
той же. Во всех двигателях энергия топлива переходит сначала в энергию газа
или пара, а газ (пар) расширяясь, совершает работу и охлаждается, а часть его
внутренней энергии при этом превращается в механическую энергию. К сожалению,
коэффициент полезного действия не высок.
К
тепловым двигателям относятся: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания,
паровая и газовая турбины, реактивный двигатель. Их топливом является твёрдое и
жидкое топливо, солнечная и атомная энергии.
Двигатель
внутреннего сгорания.
В
наше время чаще встречается автомобильный транспорт, который работает на
тепловом двигателе внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе. Рабочий
цикл в двигателе происходит за четыре хода поршня, за четыре такта. Поэтому
такой двигатель и называется четырёхтактным. Цикл двигателя состоит из
следующих четырёх тактов: 1.впуск, 2.сжатие, 3.рабочий ход, 4.выпуск.
Для
усиления мощности и лучшей системы обеспеченности равномерности вращения вала,
используют 4,8 и более цилиндровых двигателей. Особенно мощные двигатели на
теплоходах, тепловозах и др.
Паровая турбина.
В
современной технике так же широко применяют и другой тип теплового двигателя. В
нём пар или нагретый до высокой температуры газ вращает вал двигателя без
помощи поршня, шатуна и коленчатого вала. Такие двигатели называют турбинами.
В современных турбинах, для
увеличения мощности применяют не один, а несколько дисков, насажанных на общий
вал. Турбины применяют на тепловых электростанциях и на кораблях.
Наибольшее
значение имеет использование тепловых двигателей на тепловых электростанциях,
где они приводят в движение роторы генераторов электрического тока.
Тепловые
двигатели - паровые турбины - устанавливают также на всех АЭС для получения
пара высокой температуры. На всех основных видах современного транспорта преимущественно
используются тепловые двигатели: на автомобильном - поршневые двигатели
внутреннего сгорания; на водном - ДВС и паровые турбины; на ж/д. тепловозы с
дизельными установками; в авиации - поршневые, турбореактивные и реактивные
двигатели. Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима. Мы не
имели бы в изобилии дешевую электроэнергию и были бы лишены всех двигателей
скоростного транспорта.
Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с
действием различных факторов.
Во-первых, при сжигании топлива используется кислород из атмосферы,
вследствие чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается.
Во-вторых,
сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа.
В третьих, при
сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями,
вредными для здоровья человека. А автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают
в атмосферу две-три тонны - свинца.
Один из путей
уменьшения загрязнения окружающей среды - использованием в автомобилях вместо
карбюраторных бензиновых двигателей дизелей, в топливо которых не добавляют
соединения свинца. Перспективными являются разработки автомобилей, в которых
вместо бензиновых двигателей применяются электродвигатели или двигатели, использующие
в качестве топлива водород.
Выбросы вредных
веществ в атмосферу - не единственная сторона воздействия энергетики на
природу. Согласно законам термодинамики производство электрической и
механической энергии в принципе не может быть осуществлено без отвода в
окружающую среду значительных количеств теплоты. Это не может не приводить к
постепенному повышению средней температуры на земле. Одно из направлений, связанное
с охраной окружающей среды, это увеличение эффективности использования энергии,
борьба за её экономию.
Во владимирской области в 2001
году суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, определённые на
основании информации природопользователей об охране атмосферного воздуха по
стационарным и передвижным источникам составили 115.295 тыс. т. в год, в том
числе твёрдые 7.1% (8.192 тыс. т.) газообразные и жидкие 92.9%(107.103 тыс.
т.)
Валовые
выбросы от автотранспорта за 1996 – 2001 года представлена в таблице 1.
Таблица
1
Загрязняющие вещества.
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
Всего тыс./год
|
47.07
|
500.08
|
500.777
|
54.038
|
59.21
|
61.977
|
В том числе
|
Оксид углерода
|
35.63
|
37.56
|
38.063
|
40.744
|
44.791
|
Оксиды азота
|
5.05
|
5.644
|
5.687
|
6.002
|
6.5
|
6.72
|
Углевода
|
5.85
|
6.26
|
6.451
|
6.625
|
7.196
|
7.567
|
Сажа
|
0.051
|
0.06
|
0.051
|
0.062
|
0.067
|
0.065
|
Диоксида серы
|
0.46
|
0.53
|
0.498
|
0.528
|
0.63
|
0.644
|
Соединения свинца
|
0.029
|
0.026
|
0.027
|
0.023
|
0.026
|
0.027
|
Рост 20001
году числа автомобилей, находящихся в личной собственности населения,
составляет 7.5% (13715 единиц) по отношению к 2001 году, причём количество
грузовых автомобилей увеличилось на 17.1%, автобусов на 8.5%специальных на
25.5% и легковых автомобилей на 6.8% что послужило причиной увеличения выбросов
от передвижных источников.
В 2001 году
произошло увеличение выбросов свинца от передвижных источников примерно на
0.002 тыс. т. (7.4%) что объясняется общим увеличением количества единиц
автотранспорта. Причём при расчёте выбросов принято так – же как и в предыдущем
году, что применение этиленового бензина составило 20%.