Николай Иванович Кареев
Николай Иванович
Кареев
(1850 – 1931)
Н.И. Кареев - выдающийся русский
ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма
в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и
убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных
философов и социологов.
Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г.
(6 декабря — по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский
университет (где под руководством В.И.Герье
занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние
идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева,
а в дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и
Н.К.Михайловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на
субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в
качестве элемента общества.
В 1879—84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а
затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в
последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории
французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». Кареев закрепил за
русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне
и в период Великой Французской революции.
Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать
как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма,
Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского
университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905—07 гг. вошёл
в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе
Кареева «История Западной Европы в новое время» (т.
1—7, 1892—1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911—15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных
секций. В 1924—25 гг. опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» — первый сводный обзор историографии Великой французской
революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.
Помимо основательных чисто
исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных
историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими
проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев
поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках,
о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления
мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой
области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи
объединялись в сборники и многократно переиздавались.
Кареев пришел в
науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу
самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с
разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд
оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии
социологического знания.
Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь
систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов,
неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем
особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии
(особенно с
психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его
вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и
зачинателем известной "русской традиции" историко-критического
обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные
социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один
из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ
по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические
и социологические работы в нем занимают весомое место.
Кареев, в основном, оставался
приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов
("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии
законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество
как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль
и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и
образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы
психических и практических взаимодействий личности.
Кареев дал определение социологии как
абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его
основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов,
независимо от времени и места их возникновения.
"Социология, - писал он, - есть
общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента
факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней
совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни
происходило".
В работе "Общие основы
социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет:
"Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство,
право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения,
существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было
бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет,
наконец, и последнего без первых двух".
Основной источник социологии Кареева –
позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его
теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть
представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии
с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом
значения политической экономии для построения социологии. классификации наук,
считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости
психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии,
минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не
индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология
способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все
общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между
отдельными людьми.
Главные проблемы социологии, согласно
Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней;
3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и
психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6)
прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.
Кареев придавал большое значение развитию теоретической
социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал
социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к
познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих
построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно
проверке.
Кареев не был согласен с Контом
относительно задач социологии, которые основоположник социологии выразил
следующим афоризмом: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы
господствовать". Кареев писал: '"Социология подобно всякой
положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна быть беспартийной и
надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер. социология должна не
только не решать вопрос о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на
себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего
общества, потому что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями
сердца. Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и
для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только отдельные
явления и поступки людей, разные между ними отношения и определенные социальные
нормы".
Придавая большое значение теоретической форме
знания и проблеме метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием
выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей
(нормативной) функций.
Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов
пришел к мысли о необходимости разделения всех общественных наук по характеру
изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история,
философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и
социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об обществе
ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как естественных, так
и гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого
определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в этом
отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в
рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.
В основу классификации наук об обществе Кареев
положил степень обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В
соответствии с этим он выделил три основные науки - историю и другие
родственные ей науки: социологию и философию истории, - каждая из
которых имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации.
Кареев считает, что в задачу истории
входит выявление источников информации, их критическая проверка, описание
индивидуальных и неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть
описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения общества.
"Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо
законы (на то есть социология) или давать практические наставления (это - дело
политики), а в том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было
поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в
иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая
идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон
общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых,
установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их
обобщениях.
Становясь на позиции крайнего
субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии
истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с
которым будет сравниваться действительная история». С тех же субъективно-идеалистических
позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя его «экономическим материализмом».
Известен ряд критических работ Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд
на теорию марксизма как научно-несостоятельное направление в социологии.
Кареев много сделал в области изучения проблемы личности,
глубокую разработку которой считал главным призванием социологии. Личность
рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств,
желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.
Личность в теории Кареева - субъект
истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные
начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма,
на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он
утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и
отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения
определенного идеала.
Общество в социологии Кареева выступает в
абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей.
Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических
взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и
социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной
психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства,
а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая
сторона общества – социальная организация – результат коллективной психологии и
изучается социологией. Социальная организация – это совокупность экономической,
юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает
положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации
(политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к
другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для
Кареева социальная организация – показатель пределы личной свободы.
Главными достижениями всей научной мысли XIX в.
Кареев, как и другие ученые, считал открытие двух основных методов познания
общества - сравнительно исторического (позволяющего представить
статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного
(позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда
фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).
Если сравнительно исторический метод
занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их
типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития,
стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения,
оформления и смены.
Кареев, не отрицая роли экономического фактора в
истории, первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило
учесть сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых
импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство социального и
индивидуального; достижение общественного идеала реализуется исключительно
через действия отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании
концепции индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы
близки взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть
которых состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда
перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в соответствии с
ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие формы бытия.
Особое место в историко-социологических трудах
Кареева занимает анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую
социологию и формирование здесь на их основе наиболее значительных
тенденций. В истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные
- субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих течений он
использовал в качестве определяющего признака при разработке периодизации
истории отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет
три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х
до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения
субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием марксистской
и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен
установлением господства марксистской социологии и, как это представлялось
Карееву, намечавшейся возможностью сближения "экономизма" и
"психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры,
в определение которой он включил всю совокупность результатов
психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры
в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов.
Один из них объединяет такие продукты
духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой
состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство.
народное хозяйство, право.
В заключении необходимо отметить, что
Н.И.Кареев великолепно знал историю социологии. Его труды явились одной из
первых в России попыток осмысления общих закономерностей развития социологии,
анализ ее успехов и неудач.
Кареев наряду с большой
научно-исследовательской работой в течение всей своей жизни - преподавал
историю и социологию, создал много работ, посвященных задачам преподавания
истории и социологии, выступая в этой области как теоретик и методист. Он
заботился о совершенствовании системы школьного и вузовского образования,
ходатайствовал о создании кафедр социологии в российских университетах,
занимался научным поиском в области методов обучения, изучал традиции.
сложившиеся в российской системе образования. Преодолевая характерную для
русского обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении
профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.
Список литературы:
1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.
2. «Антология русской классической
социологии» / под. ред. Клементьева
и Панковой. М., 1995.
3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.» М., 1995.
4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории
социологии» М.,
1995.
5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.