Психология народов В.Вундта
Психология народов сложилась в 19 веке в
Германии. У ее истоков стояли идеи Гегеля и психология Гербарта. Основателями
психологии народов считаются Морис Лацарус и Генрих Штейнталь. Центральная
мысль их психологии народов заключалась в том, что существует «сверхиндивидуальная
душа», обладающая «сверхиндивидуальной целостностью» – народ (нация).
В дальнейшем идеи психологии народов получили
развитие во взглядах Вильгельма Вундта (1832-1920 гг.). Вундт противопоставил
индивидуальной психологии психологию народов (вслед за Лацарусом и Штейнталем).
Физиологическая психология = индивидуальная, это экспериментальная дисциплина.
Для исследования речи и мышления эксперимент непригоден. С этого «пункта»
начинается психология народов. Мышление и речь и другие психологические явления
невозможно понять вне психологии народов.
Она должна схватывать общее в психологии
больших масс. По В. Вундту объект психологии народов – то, что он называет
«душой народа», по аналогии с душой отдельного индивидуума. Если смотреть на
объект исследования психологии как на совокупность всех внутренних переживаний
индивидуума, то, что принято называть «душой», то объект психологии народов –
общие образования представлений, чувствования и стремления. Душа народа по
Вундту не сводится к совокупности действий отдельных индивидуумов: совместная
жизнь многих индивидуумов порождает новые, специфические законы, которые, хотя
и не противоречат законам индивидуального сознания, но и не сводятся к
последним.
Основные области психологии народов – это язык,
мифы и обычаи. Язык, миф, обычай – это не фрагменты народного духа, но самый
этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде,
который обуславливает все остальные процессы.
Язык содержит общую форму живущих в духе
народа представлений и законы их связи; мифы – содержание этих представлений;
обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли. Под словом
«миф» понимается все первобытное миросозерцание, под словом «обычай» - все
зачатки правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что
не менее важно, их взаимодействие: язык – это форма мифа; обычай выражает миф и
развивает его.
Таким образом, методы психологии народов по В.
Вундту – это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства,
быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными
методами. Она не претендует на открытие законов. Психология, любая, в том числе
и психология народов, – это не наука о законах, во всяком случае, не только о
них. В ее фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае
психологии народов – развития «души народа».