И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий
(№ 12, с.294) говорят , что формирование «Я»-концепции – важнейший этап в
развитии самосознания.
Самооценку
рассматривают и как элемент самоотношения , наряду с самоуважением,
самосимпатией, самопринятием и т.п..(№ 17, с.124). Так И.С.Кон говорит (№ 11 ,
с.109) о самоуважении , определяя его как итоговое измерение "Я",
выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.
А.Н.Леонтьев
предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство" как
устойчивое эмоциональное отношение , имеющее "выраженный предметный
характер , который является результатом специфического обобщения эмоций"(
№ 13, с.304).
Гиппенрейтер Ю.
Б. (№ 6) даёт отличие самопознания, самооценки , самосознания от интроспекции
, говоря словами всемирно известного сказочника- Г.Х. Андерсена из сказки
"Гадкий утенок": «Помните тот волнующий момент, когда утенок, став
молодым лебедем, подплыл к царственным птицам и сказал: "Убейте
меня!", все еще чувствуя себя уродливым и жалким существом. Смог бы он за
счет одной "интроспекции" изменить эту самооценку, если бы
восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".
Структура
самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным.
Первый отражает знания человека о себе , второй – его отношение к себе как меру
удовлетворённости собой (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
В деятельности
самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом
виде не может быть представлено ни то, ни другое /И.И.Чеснокова/. Знание о
себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают
эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности
оцениваемого содержания (№23).
Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции
сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными
эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин /Л.И.Корнеева/.
Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .
Самооценка
характеризуется по следующим параметрам :
1)
уровню –
высокая , средняя , низкая
2)
соотношению
с реальной успешностью – адекватная и неадекватная
3)
особенностям
строения – конфликтная и бесконфликтная
По характеру
временной отнесённости выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная
самооценка.
В психологическом
словаре говорится : «Самооценка развитого индивида образует сложную систему ,
определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку ,
отражающую уровень самоуважения , целостное принятие или непринятие себя , и
парциальные , частные самооценки , характеризующие отношение к отдельным
сторонам своей личности , поступкам , успешности отдельных видов деятельности.
Самооценка может быть разного уровня осознанности » (№ 16, с. 343).
Анализ самооценки как
самооцениваний деятельности позволил выявить несколько её функций :
прогностическую (заключающуюся в регуляции активности личности на самом
начальном этапе деятельности) , корректирующую (направленную на контроль и
осуществление необходимых подстроек) и ретроспективную (используется субъектом
на заключительном этапе деятельности для подведения итогов , соотнесения целей
, способов и средств выполнения деятельности с её результатами (№ 21 ,
С.22-23).
Проанализируем самооценку с
помощью понятий категорий деятельности - результат , средство , операции :
1)
В
качестве результата самооценки исследователями выделяются следующие
характеристики : в результате осуществления самооценки индивид узнаёт
превосходит ли исполнение стандарт , равняется ему или не достигает его (№ 20,
с.191) ; личность сверяет себя с эталоном и , в зависимости от результатов
проверки , оказывается довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ;
констатация личностью качественных , содержательных особенностей своего Я ,
своих физических сил , умственных способностей , поступков , своего отношения к
окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух родов : самодовольство
и недовольство собой ( № 7, с.88) ; самооценка отвечает на вопрос :"не что
я имею , а чего это стоит , что это значит " ( № 4, с.99).
Таким образом , результатом
самооценки является либо констатация некоторых качеств , либо результат
сопоставления этих качеств с некоторым эталоном , либо результат некоторого
эмоционально-чувственного отношения.
2)
Для
изучения вопросов самооценки большое значение также имеют исследования средств
самооценки .
В качестве средств или
стандартов самооценки применяются такие параметры как : ценностные ориентации ,
и идеалы личности (Петровский А.В.) , мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень
притязаний (Божович Л.И.,Хекхаузен Х. И др.) , "Я"-концепция
(Соколова Е.Т.,Столин В.В.), требования , предъявляемые коллективом (Савонько
Е.И.).
Итак , в функции средств
самооценки могут вступать 2 типа : когнитивные (Я-концепция или её отдельные
стороны) и аффективные (ценности , идеалы , уровень притязаний , требования).
Подводя итоги по этому пункту , можно заключить , что практически любой феномен
бытия человека (в т.ч. и сама самооценка) может быть им самооценен , т.е.
содержательное поле самооценки бесконечно .
3) В самооценке выделяют следующие
операции : самопознания как построения образа "Я – реальное" (№ 4,
с.141), сопоставление оцениваемого качества со стандартом (№ 21,с.24),
каузальная атрибуция результата сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция
(отношение , самоприятие) на достигнутый результат (№ 7, с.368).Каузальная
атрибуция результата рассматривается как дополнительная процедура , которая
может быть применима как к результату сопоставления , так и к результату
самоотношения, если они чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда
оказывается , что в самооценке присутствуют лишь 2 типа фундаментальных
операций : сопоставление и самоотношение , которые , помещаемые в разные
контексты , приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется
проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное",
Петровский А.В. ) , самокритика . В качестве своей основы самоотношение имеет
самоприятие (Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2,
с.368).
Самооценка является
доминирующей , а её выражением считается уровень притязаний, заключает
Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень притязаний считается проявлением
самооценки в действии личности. Подобная проблема возникает и в различении
понятий самооценки и мотивации достижения. Например , Хекхаузен Х. Утверждает ,
что "мотив достижения выступает как система самооценки" (№ 19
,с.194).
По данным Е.А.Серебряковой (№
18 , с.42-44) , представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым
в выборе целей : его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко
падают после неудачи.
Уровень
притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого
является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом
цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или
неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 3)
желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению
самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности
очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить
притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы
избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие
достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня
притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение
трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи
(атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне
притязаний или неадекватной самооценке (№ 34).
«Самооценка прямо
пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям , то есть
потенциальным успехам , которых индивид намеревался достичь» , в виде формулы
это может быть представлено таким образом :
Самооценка = притязания /
возможности.
Самооценка
интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное
участие в регуляции поведения и деятельности человека , как автономная
характеристика личности , её центральный компонент , формирующийся при активном
участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
Истоки умения оценивать себя
закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в
течение всей жизни человека (№ 23).
Как считают
многие психологи , структура личности и основы самооценки формируются в первые
пять лет жизни человека (№3, с.103)
Обычно мнение о себе
основывается на отношении к нам других людей (№ 10, с.284). Можно выделить
несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на
разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других
или референтная группа; актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и
идеального Я ( № 27).
Самооценка
формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на
основе соотношения реального и идеального представлений о себе (№ 16, с. 343).
Низкая самооценка может быть
обусловлена многими причинами : её можно перенять в детстве у своих родителей ,
не разобравшихся со своими личными проблемами ; она может развиться у ребёнка
из-за плохой успеваемости в школе ; из-за насмешек сверстников или чрезмерного
критицизма со стороны взрослых ; личностные проблемы , неумение вести себя в
определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19
, с.484 ).
Санфорд и Донован подтверждая
сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят , что оценка пришла со стороны - от родителей,
"которые делали вам замечания, говорили, что вы плохая, сверстников,
которые потешались над вашими рыжими волосами, вашим носом или тем, что вы не
могли быстро справляться с математикой… Никто не может приобрести низкую
самооценку в изоляции , - указывает Санфорд , - и никто из нас не в состоянии
изменить ее в одиночестве ...» (№ 27).
Р.Бернс аналогично
высказывается по этому поводу : «Если родители , выступающие для ребёнка как
социальное зеркало , проявляют в обращении с ним любовь , уважение и доверие ,
ребёнок привыкает сам относиться к себе как к человеку , достойному этих чувств»
(№3, с. 157).
И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий
(№ 12 ,с.272) подчёркивают , что у детей с завышенной или заниженной
самооценкой изменить её уровень крайне сложно .
Куперсмит отмечает , что для
формирования положительной самооценки необходимы три условия : полное внутреннее
принятие родителями своего ребёнка ; ясные и последовательные требования ;
уважение индивидуальности ребёнка в рамках установленных ограничений (№ 3,
с.159)
Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485 )
говорит , что если человек занимается любимым делом , со временем он
приобретает опыт и мастерство , которыми имеет право гордиться . Это одно из
условий составляющих нормальную самооценку .Каждый человек создаёт для себя
образ идеального "Я". Оно обладает качествами , имеющими ценность в
глазах родителей , сверстников , учителей и людей , пользующихся авторитетом (№
10 , с.286) . Оно может изменяться в зависимости от окружения . Если реальные
качества соответствуют идеалу или приближаются к нему , у человека будет
высокая самооценка .
Трезвое и объективное отношение
к себе составляет основу нормальной самооценки ( № 19 ,с.485).
Подводя итоги , можно сделать
заключение : самооценка – компонент самосознания , имеет рефлексивную природу ,
включает в себя такие элементы как : образ "Я-реального" ,
"Я-идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение
к результату сопоставления . Самооценка является рефлексивным компонентом
самосознания , выполняющим регулирующую функцию . Самооценка есть отношение
личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального
"Я".
II.Исследование влияния
самооценки на социальное поведение личности
Самооценка играет
очень важную роль в организации результативного управления своим поведением,
без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни ( № 27) .
От самооценки зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к
себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем
притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он
ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями
человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие
чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы,
повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение
в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других
(например, принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .
Первым , кто выделил тип
семейной ситуации , формирующей у ребёнка положительную Я-концепцию , был Скотт
(№ 3, с.144-145). Исследовав 1800 подростков , он установил , что те из них , у
кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и
детьми , готовность принять друг друга , в жизни более приспособлены ,
независимы , у них выше самооценка . Напротив , подростки из семей , где царит
разлад , менее приспособлены.
Таким образом , высокая
самооценка развивается у детей в семьях , отличающихся сплочённостью и
солидарностью . (№ 3, с.149-150) . Более позитивно здесь отношение матери к
мужу . В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех . Он с готовностью
следует задаваемым ими образцам поведения , настойчиво и успешно решает
встающие перед ним повседневные задачи , так как чувствует уверенность в своих
силах . Он менее подвержен стрессу и тревожности , доброжелательно и
реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого .
У мальчиков с высокой
самооценкой уровень притязаний выше (№ 3, с.150). Таким образом , дети с
высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются
успеха . И наоборот , для детей с заниженной самооценкой характерны весьма
скромные цели и неуверенность в возможности их достижения .
Куперсмит (там же, с.150) так
описывает мальчиков с высокой самооценкой : они независимы , самостоятельны ,
коммуникабельны , убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в
себя помогает им придерживаться своего мнения , позволяет в спорных ситуациях
отстаивать свои взгляды и суждения , делает их восприимчивыми к новым идеям .
Уверенность в себе , наряду с ощущением собственной значимости , рождает
убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений . Эта установка и
соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в
социальных отношениях , но и немалый творческий потенциал , способность к
энергичным и позитивным социальным действиям . В групповых дискуссиях они
обычно занимают активную позицию . По собственному признанию , они не
испытывают особых затруднений , сближаясь с новыми людьми , готовы выразить
своё мнение , зная , что оно будет встречено враждебно . Важной особенностью
детей с высокой самооценкой является то , что они меньше заняты своими
внутренними проблемами .
«Высокая самооценка,- говорит
Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает хорошее владение техникой социальных
контактов , позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых
усилий . Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству , уверенность в
том , что он окружён любовью , заботой и вниманием . Всё это создаёт прочную
основу для его социального развития» .
Поведение людей с высокой
самооценкой (№ 3, с.151) противоположно хорошо известной психотерапевтам
картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних
характерна пассивность, неуверенность в себе , в правильности своих наблюдений
и суждений , они не находят в себе сил , чтобы влиять на других людей ,
противостоять им , не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить
своё мнение .
Неверная самооценка , считают
Санфорд и Донован , лежит в основе многих проблем , которые могут быть у женщин
: от переедания до алкоголизма . "Если мы не любим себя , мы выходим замуж
за мужчин , недостойных нас , выбираем работу, слишком простую для наших
возможностей , и совершаем другие ошибки , начиная от отравления себя
наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой , -
замечает Санфорд , - лежит наше мнение , что мы этого заслуживаем" ( ). Исследования показывают , что самоуничижающее поведение
("если бы только…") , например фокусирование внимания на собственных
недостатках или преувеличение роли неудачи , имеет связь с депрессией . По
материалам Американской психологической ассоциации , невысокое мнение о себе
совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии . На
заниженную самооценку указывают как на фактор , оказывающий влияние на большую
распространённость депрессии среди женщин , которые страдают депрессией в два
раза чаще , чем мужчины .
«Самооценка является важным
фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и
личных силах , его самоуважение и адекватность происходящему . Оптимальна –
высокая самооценка (28.
30.
http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
31.
http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm
32.
http://testonline.webservis.ru/test/test3/index.php
33.
http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
34.
http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm