Психологические аспекты любви
СИПО.
Реферат
по общей психологии.
На тему: Психологические
аспекты любви.
Выполнила: Студентка 2 курса,
группы П-22.
Качнова Анна.
Севастополь.
О любви
Я дышу - и, значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!
/ В.Высоцкий /
Любви все
возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть
формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в
известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано... “. И все же для
каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за
семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь
обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет
преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и
столь же загадочного слова - любовь! Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное.
Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает
любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к
человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего занимает
чувство любви женщины и мужчины. Романисты и поэты, композиторы и
художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы,
правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может стать
- и надолго - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюда
непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же
такое любовь?
Любовь - это не
счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее от
человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и
самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. “ Любовь - не
сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от
уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если
человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы
достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть
достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности,
отваги, веры и дисциплины. В своей работе Фромм выделяет пять элементов,
присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и
знание.
Способность любви
давать предполагает достижение “высокого уровня продуктивной ориентации”, в
которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и
накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу
полагаться на самого себя в достижении своих целей. “ Чем более недостает
человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, -
считает Фромм. То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в
любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если
мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением,
не купает его, не старается полностью его обходить, но когда мы видим ее заботу
о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность
в жизни и развитии того, что мы любим “. Другой аспект любви -
ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности
человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и
готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих
ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между
взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических
потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко
вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в
любви. “Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека
таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким
образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. “ Я хочу, чтобы любимый
мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не
для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство
с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось, бы
чтоб он был, в качестве средства для моих целей “.
“ Уважать
человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если
бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь как один из путей
познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви, являющийся инструментом
этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.
Существует
несколько видов любви: братская любовь, материнская любовь, эротическая
любовь, любовь к себе и любовь к Богу.
Братская
любовь-это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на
всех близким ему людей.
Материнская
любовь – это любовь
сильного к слабому, защищенному к беззащитному, имущего
к неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта
для всех.
Эротическая любовь-
это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущеая
полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Последний вид любви в
отличии от двух предыдущих является исключительным в том смысле, что
требует предпочтительности, особого выделения любимого существа среди
других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.
Мнение человека
о том, что любить других добродетельно, а самого себя грешно, до сих
пор широко распространена среди людей в условиях нашей идеологически искаженной культуры.
Но поставим вопрос: может ли любить других человек, не способный
любить себя. От любви к себе эгоизм отличается тем, что при
нем существует исключительная любовь к себе в ущерб такому же
отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви человек
желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого
себя. Кстати, и любовь к другому может приобретать форму эгоизма.
Так, мать, беззаветно и безумно любящая своё дитя, жертвует собой в
угоду его эгоистическим устремлениям, лишает аналогичного чувства не
только себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме
эгоистической, можно назвать любовь такой матери к своему ребёнку,
которая в других людях не видит чьих – то детей?
Любовь к Богу
Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов
любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и
эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми
гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так
как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в
любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими
супругами, великолепными .
Кроме
перечисленных, можно выделить и описать разновидности любви, включающие
отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и
отцу. Ещё одна разновидность любви - это фанатичная любовь к
кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтажающую, в
любовь-поклонение, в любовь обожествление. Человек любящий так
другого, утрачивает себя как личность., теряет, вместо того
чтобы приобретать. И сентиментальная любовь. Здесь на первый план
выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведение
с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь, на самом
деле характеризует сколько – нибудь глубокое чувство к
любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой,
чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они,
вероятно, не способны.
По мнению некоторых
философов, любовь - духовное по своей сути состояние, которое только и дает
человеческое право на физическую близость. Огонь любви может разгораться
медленно, постепенно, как нежное чувство леди Каслвуд к
преданному ей воспитателю ее детей ( “История Генри Эсмонда” У.Теккерея ). Но
особенно поразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глубокую
сторону ее сущности. Почему, в самом деле, мужчина и женщина, дотоле совсем
незнакомые, внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Первый
же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту будто в единое существо.
Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла осознать его духовные
качества. Любовь этих литературных героев оказалась трагической. Но если
внешних препятствий нет, любовь с первого взгляда может стать счастливой и
долговечной, как верное чувство мифических Филемона и Бавкиды. Чем
объяснить это? Называемые причины обыкновенно сводятся к двум: действительное
или мнимое соответствие ранее взлелеянному в душе образцу; любовное ослепление,
зачастую в самих недостатках любимого видящее его неповторимую
привлекательность. Из этого делают вывод, будто любовь возникает и развивается
вопреки здравому смыслу и логике, будто она в принципе иррациональна. Сказать,
что любовь есть взаимное тяготение к душевным и физическим качествам друг
друга или что любят только за высокие проявления человеческого в человеке,
значит либо свести объяснение к общим местам, либо сказать заведомую неправду.
Мировая литература описала и исследовала тысячи вариантов любви, но смогла
выделить лишь единственную общую ее черту - требовательную избирательность. И
все же перспективное для философского подхода упорядочение представляется
возможным. Любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей,
когда качества одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами
другого. Но любят и по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр., что
умножает стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед нами
антиномия, контурно обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на
некий закон любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных
проявлениях.
Чувство любви
существовало не всегда, оно есть продукт истории. Стендаль назвал его чудом
цивилизации. Сотни тысяч лет люди на земле воспроизводили себе подобных.
Сексуальная эмоция бросала одного питекантропа в объятия другого, то же было и
с их потомками неандертальцами. Но эволюция меняла чувственный спектр человека.
И примерно пять тысяч лет назад - так полагают ученые - мы осложнили себе жизнь
феноменом любви. Жена бога Осириса Изида, воскресившая слезами усопшего мужа,
считается родоначальницей всех любящих.
Однажды
появившись, любовь прочно заняла свое место в жизни. Ее обожествляли и
проклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажали в тюрьмы и сжигали
на кострах. Затем одумывались, собирали пепел и вновь поклонялись. В двадцатом
веке, когда люди стараются все явления систематизировать, не избежала этой
участи и любовь. Психологи выделили и определили шесть разновидностей, шесть
“цветов” любви.
Первая встреча с
любовью у человека бывает в возрасте раннем, лет в одиннадцать-тринадцать.
Как-то ни с того ни с сего давно знакомый гражданин в веснушках и с
оттопыренными ушами или похожая на вешалку для собственной одежды смешливая
гражданка начинают привлекать чье-то внимание. Одной девочке почему-то хочется
во время перемены “случайно” задеть рукой гражданина. А одному мальчику -
гражданку за косу дернуть, если таковая имеется. Вот это неожиданно возникшее
влечение и есть первый, робкий еще признак проклевывающегося чувства. Любовь
всегда начинается с влечения, как уже говорилось выше. Что-то такое замечаем мы
в другом человеке, что заставляет нас думать о нем, тревожит. “Цвет” любви, о
котором идет речь, называется агапэ. Тревога, мучительная и в то же
время радостная, свойственная агапэ, поднимает подростка над самим собой,
делает духовно богаче, помогает взрослеть.
Агапэ - чувство
асексуальное, не секс верховодит. Природа хранит юную душу от похоти. Но вслед
за ним приходит к человеку любовь нового “цвета” - эрос. Стихия, а не чувство.
По силе эмоционального воздействия ничто на земле не может сравниться с эросом.
Эрос - это настоящая страсть, она захватывает человека целиком, лишает его
возможности рассуждать, потому и носит это чувство название “безрассудная
любовь”. Быть вместе, никого не видеть и не слышать, обо всем на свете забыть
хотят люди, охваченные эросом. При эросе поступками движет истинная половая
любовь, высшая степень доверия между женщиной и мужчиной.
В романе Стендаля
“Красное и черное” Матильда с душевным трепетом признается в любви Жюльену
Сорелю: “Я отрекаюсь от своего разума - будь моим повелителем!”
Существует на
свете и людус, любовь-игра. Нет при людусе ни глубины чувств, ни настоящей
преданности, нет тревоги за себя и любимого человека, не цвет, а расцветочка,
пестренький ситчик чувств, дешевенький и общедоступный. Сегодня ты со мной,
завтра с другим, послезавтра мы снова вместе, и никаких слез, упреков, взаимных
обещаний. Игра, в которую играют все, кому не лень. И тем не менее это -
любовь, потому как начинается людус с влечения. “Нравится!” - решает про себя
юноша ( или девушка ) и делает шаг навстречу человеку, которого выделил из
всех. Бывает людус веселый, озорной, шутливый, вроде детской полузабытой игры в
прятки: и хочется выскочить из укрытия собственных представлений о том, что
такое хорошо, что такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно,
и как-то по-особому тепло с этим человеком. Но, с другой - при расставании
тоска не гложет. Одно время людус даже был в моде, считался современным видом
межличностных отношений. Но потом люди стали постепенно уставать от дешевки,
все больше жизненного пространства в человеческом сообществе отвоевывало себе
микрообщество “Ты и Я”. Людус притупляет чувство, оно не развивается вглубь,
качество отношений подменяется количеством партнеров, не давая возможности
подняться выше эмоций, влечения.
Психологические
разновидности, “цвета” любви могут переходить друг в друга, видоизменяться.
Углубляться или, напротив, затухать, становиться поверхностнее. Людус, кстати,
иногда бывает прелюдией эроса. При прагме, рассудочной любви, рядом с
влечением, эмоцией, страстью, стоит верный страж - сознание. Прагма не
отличается разнообразием эмоциональных оттенков. Человек встречает
привлекательного партнера, испытывает к нему или к ней легкое влечение и сейчас
же начинает анализировать: “ А сколько зарабатывает ее отец? “, “ А
его бабушка согласится отдать нам квартиру? “ и так далее, и так далее. Скучно
это, но некоторым нравится. Мания - любовь-тревога, любовь-тоска.
Мания - чувство чрезвычайно опасное, изматывающее, иссушающее. вечная
неуверенность в себе, в любимом, ревность, недоверие. Большое терпение надо
иметь, чтобы понять, а то и простить мучимого манией. Сторге - любовь-дружба. Это
когда все ясно, хорошо, спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге - само
доверие, сторге - с улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге - терпеливое
чувство. Сторге и мания - в какой-то степени антиподы. Мания - постоянное
беспокойство: любит - не любит? Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда
села? И тому подобное.
Итак, начинается
любая любовь с влечения, страсти. И только постепенно, проходя через сознание,
она превращается в чувство. Хотя надо честно отметить, что некоторые люди так
до него и не дорастают. В лучшем случае они могут позволить себе общедоступный
людус или пресную прагму. Любовь - маленькое, но сложно
устроенное государство. Тут возможны всякие формы отношений: и демократия, и
анархия, и просвещенный абсолютизм, и даже, к сожалению, деспотия. Но при одном
условии: если форма эта принята добровольно. Нет ничего печальнее и
безнадежней, чем долгая изматывающая борьба за власть.
Прекрасно понимаю родителей, которые
уговаривают детей любить разумно, не рискуя ни репутацией, ни здоровьем, ни тем
более жизнью. Девичья честь, проверка чувств, серьезное отношение к браку - все
к месту, все так. Но, увы, не меньше, чем эти проверенные правила, человечеству нужны исключения из них. Нужна девочка, ищущая яд на губах мертвого Ромео.
Мученики и герои любви, как ученые, как великие мореплаватели, рискуя и жертвуя собой, прокладывали путь к неведомым материкам человеческих отношений. Безумная Офелия бросалась в реку, несчастный Вертер хватался за пистолет, Анна Каренина падала на рельсы, - а человечество, обогащенное их горестным опытом, становилось чуть-чуть счастливее.
Список
литературы:
1. Василев К.
Любовь. М.:
Прогресс, 1992.
2. Василев С.
Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.
3. Жуховицкий Л. Счастливыми
не рождаются... М.: Просвещение, 1989.
4. Рюриков Ю. Три
влечения. М.:
Прогресс, 1984.
5. Соковня И.
Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.
6. Фромм Э.
Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.
7. Немов Р.С. «Психология». Книга
1.
М: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001